Рынок образовательных услуг

Содержание

Содержание бизнес-плана. Правила оформления титульного листа. Описание предлагаемых услуг и их предназначение. Предлагаемая система реализации услуг. Разработка производственной программы. Организационная схема управления. Перечень возможных рисков.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

В процессе управления предприятием, бизнесом важное место занимает бизнес-планирование. Знание подходов и методов составления бизнес-планов необходимо для менеджеров, маркетологов, специалистов антикризисной команды в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и в целом для планирования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия. Важной задачей разработки бизнес-планов является привлечение и обоснование инвестиций, в том числе и зарубежных, необходимых для осуществления проектов технического перевооружения, реконструкции предприятий, производства новой продукции.

В условиях рыночной экономики бизнес, чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может существенно помочь в выживании предприятий, а в конечном счете — в достижении ими стабильно высоких результатов.

В наибольшей мере бизнес-планирование необходимо малым и средним предприятиям, работающим в условиях высокой неопределенности и имеющим меньшее право на ошибку. В условиях рынка и жесткой конкуренции предпринимателям и менеджерам этих предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства. Отказ от применения бизнес-планирования при управлении предприятием сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменной ориентации, являющимися причинами плохого состояния дел.

Проблема повсеместного использования бизнес-планирования в качестве основного инструмента управления малыми и средними предприятиями осложнена недостаточным методическим обеспечением этой важной функции управления и неготовностью большинства менеджеров к ее осуществлению на своем предприятии. В данном контексте представляется актуальным рассмотрение методических вопросов бизнес-планирования в рамках малых и средних предприятий.

В данной работе рассматривается бизнес-планирование образовательных учреждений, для которых планы тоже играют важную роль и составляют неотъемлемую часть.

содержание бизнес-плана

I. Титульный лист

1. Название и адрес образовательного учреждения.

2. Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность.

II. Услуги

1. Описание предлагаемых услуг и их предназначение.

2. Потенциальные потребители услуг.

3. Основные конкуренты.

4. Структура услуг конкурентов (основные качественные характеристики).

5. Ценовая политика конкурентов.

6. Выгоды, получаемые потребителями Ваших услуг.

7. Реалистическая оценка преимуществ Ваших услуг на рынке.

8. Оценка спроса на услуги.

9. Возможная цена предлагаемой Вами услуги.

III. План маркетинга

1. Предлагаемая система реализации услуг.

2. Определение "рыночной ниши", реклама.

3. Структура цены.

4. Возможные дополнительные льготы потребителям услуг.

IV. Производственная программа

1. Место осуществления услуги.

2. Оценка месторасположения школы: близость к потребителям услуг, транспортная (пешеходная) доступность и т.д.

3. Анализ целесообразности кооперации с другим образовательным учреждением (организацией).

4. Методы и стандарты контроля качества услуг.

5. Возможности использования инновационных технологий и их описание.

6. Предполагаемые издержки при "производстве услуг" и их возможная динамика.

V. Организационный план

1. Организационная схема управления.

2. Перечень имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки).

3. Форма привлечения специалистов к участию в оказании образовательных услуг (постоянная работа в школе, совместительство и пр.).

4. Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы.

5. Кадровая политика (принципы найма: трудовые договора, гражданско-правовые договора, испытательный срок и пр.).

VI. Оценка риска

Перечень возможных рисков:

а) отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию платных образовательных услуг);

б) наличие альтернативных услуг у конкурентов;

в) неустойчивость спроса на услуги;

г) платёжеспособность потребителей;

д) трудности с набором квалифицированных преподавателей и др.

VII. Финансовый план

1. Объём первоначальных затрат, необходимых для организации платных дополнительных образовательных услуг.

2. Источники финансирования.

3. Условия привлечения финансовых средств.

4. Налоговые последствия предоставления образовательных услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы).

ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПЛАНА

Титульный лист

Для начала необходимо написать резюме — сжатый (1-2 стр.) обзор делового предложения, способный привлечь инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.

В резюме бизнес-плана должны быть четко определены возможность для открытия бизнеса, в чем его привлекательность, кто будет во главе нового бизнеса, каковы его достоинства, как новая фирма проникнет на рынок, каковы его перспективы и т.д. Удачное местонахождение фирмы способно приносить прибыль. В случае с учебными учреждениями оно включает анализ потребностей учащихся, их родителей, а также предложения аналогичных услуг со стороны других производителей (например, близрасположенных учебных заведений). Об этом можно узнать на собраниях, беседах с членами родительских комитетов, попечительских советов (там, где они имеются) и другими методами, которые доступны администрации. На этом же этапе из собранных заявок отбираются наиболее выполнимые и интересные, оценивая возможности педагогического коллектива или организационные возможности школьного менеджмента. Это способность администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов, умение кооперировать свои действия с другими организациями, находить благотворителей и т. п.

Услуги

Цель описания вида деятельности заключается в том, чтобы объяснить, как вы хотите сделать бизнес; каким образом вы собираетесь добиться поставленной цели; на чем основано ваше убеждение в успехе дела.В этом разделе необходимо дать описание предлагаемых образовательных услуг и ответить на вопросы:

Почему потребители предпочтут именно данные услуги?

В чем заключается главное преимущество предлагаемых услуг в глазах потребителей?

В чём заключаются недостатки услуг?

Для систематизации ответов на данные вопросы необходимо составить таблицу, в которой приведены показатели для анализа и разработки мер по решению проблем и удаления выявленных недостатков.

План маркетинга

План маркетинга как часть бизнес- плана не только необходим для внутренней организации деятельности фирмы, но и служит основой контактов, как с партнерами, так и с инвесторами. Один из важнейших элементов раздела "План маркетинга" — ценообразование. Анализ цен — одна из сложных задач при подготовке бизнес-плана. Для этого необходимо описать свою стратегию в области цен и сравнить с ценовой политикой ваших основных конкурентов, включая окупаемость затрат потребителей. Покажите правильность вашей ценовой стратегии и различия между ценами на ваш продукт и ценами конкурирующих или замещающих продуктов и услуг с точки зрения приобретения потребителями некоторых дополнительных ценностей в виде новизны, качества, гарантий, вспомогательного обслуживания, снижения себестоимости.

бизнес план услуга риск

Производственная программа

Главная задача раздела доказать потенциальным партнерам, что вы в состоянии реально производить определенное количество услуг в необходимые сроки и с требуемым качеством.

Бизнес-план образовательного учреждения: актуальный проект в успешном исполнении

В конце излагаемого раздела бизнес-плана оцените возможные издержки производства и их динамику на перспективу.

Организационный план

Организационная структура управления делом, личностные характеристики и квалификация персонала, формы юридического и банковского обслуживания — ключевые моменты, особенно в малом бизнесе, для успеха дела в целом.

Особенностью малой формы бизнеса является то, что в организационном плане формальная структура фирмы может быть в максимальной степени совмещена с конкретными характеристиками и требованиями к ключевому персоналу. При формировании структуры управления необходимо помнить, что решения принимаются в соответствии с решающей ролью человеческого фактора на всех стадиях деятельности. В учебных учреждениях эффективную организационную структуру рекомендуется формировать под определенную команду. Поэтому для реализации замыслов необходимо иметь квалифицированных работников, способных решать ключевые задачи, обсудить организацию деятельности управленческой команды, оценить ее возможности по развитию дела так, чтобы свести к минимуму возможности риска.

Оценка риска

Главное здесь — умение автора бизнес-плана заранее выявить все типы рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и моменты их возникновения. А затем следует разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь.

Финансовый план

Раздел предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта. Он является ключевым разделом бизнес-плана.

Раздел "Финансовый план" помогает провести анализ экономического состояния образовательного учреждения, обосновать реальность достижения его целей в будущем, а также может быть использован как инструмент контроля, в основу которого положена бухгалтерская система отчётности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повысить значение бизнес-планирования в управлении малыми и средними предприятиями можно только на основе системного подхода, рассматривающего бизнес-планирование как многоплановый управленческий инструмент.

В центре всей системы бизнес-планирования находится управленческий бизнес-план. Он действительно является ключевым звеном всего процесса планирования, позволяющим соединить стратегическое мышление с умением разработать конкретный план действий на планируемый период.

Реализация на предприятии предложенной системы бизнес-планирования позволит решить главную задачу — перейти к управлению предприятием через систему подготовки и реализации семейства бизнес-планов, что, в свою очередь, представляет собой качественно новый подход к содержанию менеджмента на малых и средних предприятиях.

Список литературы

1. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — 170 с.

2. Как разработать бизнес-план. — Тасис, 1996. — 34 с.

3. Голяков С.М. Общий и стратегический менеджмент. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях. — Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2003. Сер. 8. Вып. 4 (№ 32). — 22 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Структура бизнес-плана

    Оформление титульного листа и резюме. Аннотация как краткое изложение содержания всего проекта. Общие правила оформления разделов бизнес-плана: "цели деятельности фирмы"; "анализ рынка сбыта"; "производственный план"; "организационный план и менеджмент".

    реферат , добавлен 11.12.2009

  • Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта

    Бизнес-планирование как инструмент стратегического управления предприятием на примере ООО "Веза". Структура бизнес-плана. Характеристики товаров и услуг предприятия. Планирование ассортимента продукции. Характеристика рынков сбыта, анализ конкуренции.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2011

  • Разработка бизнес-плана туристической фирмы

    Расчёт средней стоимости путёвки, различных услуг на примере туристического предприятия ТОО "Гранд тур". Описание рынка, продукции и ее особенностей. Разработка плана маркетинга. Экономическое обоснование бизнес-плана. Оценка потенциальных рисков проекта.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2013

  • Бизнес-план по созданию фитнес-центра

    Сущность и значение планирования на предприятии. Разработка бизнес-плана: сущность, этапы, содержание. Определение цели и стратегии, описание услуг. Анализ рынка и конкурентов, реклама. Финансовые показатели осуществления проекта, оценка рисков.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2012

  • Создание фитнес-центра ООО "FitLive"

    Методика и назначение составления бизнес-плана фитнес-клуба. Специфика предоставляемых клубом услуг и определение его места на рынке. Разработка производственного и маркетинг-плана данного предприятия, исследование и оценка возможных рисков, страхование.

    бизнес-план , добавлен 29.12.2010

  • Разработка бизнес-плана автосервисного предприятия ООО "ГАММАГ"

    Обоснование бизнес-плана автосервисного предприятия ООО "ГАММАГ". Анализ конкуренции на рынке услуг по демонтажу шин и автомобильной мойке в г. Магадан. Анализ рисков, калькуляции себестоимости услуг. Технологический процесс обслуживания автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2011

  • Как правильно составить бизнес-план

    Типовые разделы бизнес-плана. Характеристика бизнес-плана в целом. Описание компании, товаров и услуг. Планирование организации сервиса. Анализ рыночной среды, конкурентов и стратегии продвижения товара в текущих условиях до конечного потребителя.

    презентация , добавлен 26.04.2017

  • Подготовка проекта свадебного салона

    Теоретические аспекты и принципы бизнес-планирования. Исследование рынка товаров и услуг для новобрачных города Братска. Его маркетинговый анализ. Разработка бизнес-плана свадебного салона "Афродита". Ассортимент товара и каталог оказываемых услуг.

    дипломная работа , добавлен 09.05.2014

  • Бизнес-проект оказания услуги по внедрению элементов системы "Умный дом"

    Краткое описание, основные характеристики, свойства услуг фирмы "VIP Дом", качество и конкурентоспособность услуг. Проектирование организации управления предприятием, организационная структура управления фирмой. Экономическая эффективность бизнес-проекта.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2010

  • Бизнес-план и методика его разработки

    Понятие бизнес-плана, цели, задачи и особенности его составления. Структура и содержание бизнес-плана, его признаки. Разработка бизнес-плана деятельности общества с ограниченной ответственностью. Направления и принципиальные положения планирования.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

Рынок образовательных услуг: особенности функционирования

Рынок образовательных услуг представляет крупную многоотраслевую народнохозяйственную среду, где создаётся значимый элемент национального богатства – образование. Рынок образовательных услуг – это совокупность экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товара «образовательная услуга» в процессе обмена.

На рынке образовательных услуг обращается товар особого рода – образовательная услуга.

Образовательная услуга – это:

– целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности;

– совокупность знаний, умений, навыков и определённого объёма информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков;

– целый комплекс действий воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретённых навыков;

– результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации;

– система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства.

Таким образом, образование – это и процесс, и ценность, и результат, и система.

Образовательным услугам свойственны признаки, характерные для всех услуг, но проявляющиеся особым образом:

1) услуги неосязаемы. Неосязаемость образовательных услуг означает, что их невозможно демонстрировать, изучить до покупки. Полезность услуг оценивается потребителем в ходе или после их производства, что значительно усложняет потребительский выбор;

2) услуги неотделимы от производителя. Образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его профессорско-преподавательского состава. Неотделимость услуг от своего источника обусловливает непостоянство их качества;

3) для услуг характерна несохраняемость, то есть процессы производства и потребления услуг не совпадают во времени и в пространстве. Образовательную услугу невозможно произвести впрок, следовательно, в системе образования достичь полного совпадения спроса и предложения практически невозможно. Для образовательных услуг данная черта несколько смягчается, поскольку учебная информация может быть сохранена с помощью учебных пособий и иной методической литературы;

4) образовательные услуги невещественны, то есть они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, умения, навыки, но это результат работы человека, а не сами эти действия, то есть образовательные услуги не могут перераспределяться или перепродаваться покупателем. Таким образом, ограничены возможности рынка по распределению образовательных услуг.

Образовательные услуги имеют особые признаки, отличающие их от других услуг:

1) высокая стоимость.

Бизнес-план учебного центра

Во всём мире образовательные услуги относятся к дорогостоящим товарам;

2) временной лаг между получением образования и получением выгод от него. Потребитель ожидает отдачу от приобретения образовательной услуги как материального (в виде более высокой заработной платы), так и морального характера;

3) оценка образовательных услуг на протяжении всего периода обучения (сессии, аттестация);

4) зависимость предоставления образовательных услуг от места их оказания и места проживания потребителя, поскольку часто они не совпадают. Таким образом, рынок образовательных услуг носит локальный характер;

5)образовательная услуга предполагает передачу не только знаний, навыков, но и духовных ценностей, стоимость которых невозможно оценить;

6) необходимость государственного контроля над качеством их производства (потребления). Контроль обусловлен тем, что выпускнику, прошедшему государственную аттестацию, выдается диплом установленного образца по определённой специальности с присвоением квалификации.

Возможность функционирования системы образования в условиях рынка определяется следующими факторами:

– локальность предоставления услуги;

– конкурсная основа зачисления в вуз (не каждый может стать студентом);

– плата за обучение также является своеобразным ограничителем.

На рынке образовательных услуг существуют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

1) потребление образовательной услуги одним индивидом не исключает её потребление другими и не влечёт за собой снижение её полезности для других лиц, что отвечает свойствам общественного блага;

2) образовательная услуга обладает значительным положительным внешним эффектом, поскольку вносит вклад в создание человеческого капитала, тем самым создавая предпосылки для инновационного развития экономики;

3) рынок образовательных услуг характеризуется несовершенством информации. Информационная асимметрия обусловлена особыми характеристиками образовательной услуги – неосязаемостью и непостоянством качества. Эффективное функционирование рынка зависит от того, насколько полно информированы все его участники о свойствах товаров, условиях их производства и потребления, а также о состоянии рынка;

4) для рынка образовательных услуг свойственно несовершенство конкуренции. На рынке образовательных услуг наблюдается сочетание монопольной и олигопольной конкуренции. В основе формирования монополии лежит прежде всего локальный характер рынков образовательных услуг. В то же время можно наблюдать усиление конкуренции между отдельными локальными монополиями – проявляются признаки олигопольной конкуренции.

Таким образом, существует объективная необходимость сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов функционирования системы образования.

Содержание бизнес-плана. Правила оформления титульного листа. Описание предлагаемых услуг и их предназначение. Предлагаемая система реализации услуг. Разработка производственной программы. Организационная схема управления. Перечень возможных рисков.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

В процессе управления предприятием, бизнесом важное место занимает бизнес-планирование. Знание подходов и методов составления бизнес-планов необходимо для менеджеров, маркетологов, специалистов антикризисной команды в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и в целом для планирования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия. Важной задачей разработки бизнес-планов является привлечение и обоснование инвестиций, в том числе и зарубежных, необходимых для осуществления проектов технического перевооружения, реконструкции предприятий, производства новой продукции.

В условиях рыночной экономики бизнес, чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может существенно помочь в выживании предприятий, а в конечном счете — в достижении ими стабильно высоких результатов.

В наибольшей мере бизнес-планирование необходимо малым и средним предприятиям, работающим в условиях высокой неопределенности и имеющим меньшее право на ошибку. В условиях рынка и жесткой конкуренции предпринимателям и менеджерам этих предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства. Отказ от применения бизнес-планирования при управлении предприятием сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменной ориентации, являющимися причинами плохого состояния дел.

Проблема повсеместного использования бизнес-планирования в качестве основного инструмента управления малыми и средними предприятиями осложнена недостаточным методическим обеспечением этой важной функции управления и неготовностью большинства менеджеров к ее осуществлению на своем предприятии. В данном контексте представляется актуальным рассмотрение методических вопросов бизнес-планирования в рамках малых и средних предприятий.

В данной работе рассматривается бизнес-планирование образовательных учреждений, для которых планы тоже играют важную роль и составляют неотъемлемую часть.

содержание бизнес-плана

I. Титульный лист

1. Название и адрес образовательного учреждения.

2. Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность.

II. Услуги

1. Описание предлагаемых услуг и их предназначение.

2. Потенциальные потребители услуг.

3. Основные конкуренты.

4. Структура услуг конкурентов (основные качественные характеристики).

5. Ценовая политика конкурентов.

6. Выгоды, получаемые потребителями Ваших услуг.

7. Реалистическая оценка преимуществ Ваших услуг на рынке.

8. Оценка спроса на услуги.

9. Возможная цена предлагаемой Вами услуги.

III. План маркетинга

1. Предлагаемая система реализации услуг.

2. Определение "рыночной ниши", реклама.

3. Структура цены.

4. Возможные дополнительные льготы потребителям услуг.

IV. Производственная программа

1. Место осуществления услуги.

2. Оценка месторасположения школы: близость к потребителям услуг, транспортная (пешеходная) доступность и т.д.

3. Анализ целесообразности кооперации с другим образовательным учреждением (организацией).

4. Методы и стандарты контроля качества услуг.

5. Возможности использования инновационных технологий и их описание.

6. Предполагаемые издержки при "производстве услуг" и их возможная динамика.

V. Организационный план

1. Организационная схема управления.

2. Перечень имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки).

3. Форма привлечения специалистов к участию в оказании образовательных услуг (постоянная работа в школе, совместительство и пр.).

4. Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы.

5. Кадровая политика (принципы найма: трудовые договора, гражданско-правовые договора, испытательный срок и пр.).

VI. Оценка риска

Перечень возможных рисков:

а) отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию платных образовательных услуг);

б) наличие альтернативных услуг у конкурентов;

в) неустойчивость спроса на услуги;

г) платёжеспособность потребителей;

д) трудности с набором квалифицированных преподавателей и др.

VII. Финансовый план

1. Объём первоначальных затрат, необходимых для организации платных дополнительных образовательных услуг.

2. Источники финансирования.

3. Условия привлечения финансовых средств.

4. Налоговые последствия предоставления образовательных услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы).

ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПЛАНА

Титульный лист

Для начала необходимо написать резюме — сжатый (1-2 стр.) обзор делового предложения, способный привлечь инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.

В резюме бизнес-плана должны быть четко определены возможность для открытия бизнеса, в чем его привлекательность, кто будет во главе нового бизнеса, каковы его достоинства, как новая фирма проникнет на рынок, каковы его перспективы и т.д. Удачное местонахождение фирмы способно приносить прибыль. В случае с учебными учреждениями оно включает анализ потребностей учащихся, их родителей, а также предложения аналогичных услуг со стороны других производителей (например, близрасположенных учебных заведений). Об этом можно узнать на собраниях, беседах с членами родительских комитетов, попечительских советов (там, где они имеются) и другими методами, которые доступны администрации.

Бизнес-план открытия курсов дополнительного образования

На этом же этапе из собранных заявок отбираются наиболее выполнимые и интересные, оценивая возможности педагогического коллектива или организационные возможности школьного менеджмента. Это способность администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов, умение кооперировать свои действия с другими организациями, находить благотворителей и т. п.

Услуги

Цель описания вида деятельности заключается в том, чтобы объяснить, как вы хотите сделать бизнес; каким образом вы собираетесь добиться поставленной цели; на чем основано ваше убеждение в успехе дела.В этом разделе необходимо дать описание предлагаемых образовательных услуг и ответить на вопросы:

Почему потребители предпочтут именно данные услуги?

В чем заключается главное преимущество предлагаемых услуг в глазах потребителей?

В чём заключаются недостатки услуг?

Для систематизации ответов на данные вопросы необходимо составить таблицу, в которой приведены показатели для анализа и разработки мер по решению проблем и удаления выявленных недостатков.

План маркетинга

План маркетинга как часть бизнес- плана не только необходим для внутренней организации деятельности фирмы, но и служит основой контактов, как с партнерами, так и с инвесторами. Один из важнейших элементов раздела "План маркетинга" — ценообразование. Анализ цен — одна из сложных задач при подготовке бизнес-плана. Для этого необходимо описать свою стратегию в области цен и сравнить с ценовой политикой ваших основных конкурентов, включая окупаемость затрат потребителей. Покажите правильность вашей ценовой стратегии и различия между ценами на ваш продукт и ценами конкурирующих или замещающих продуктов и услуг с точки зрения приобретения потребителями некоторых дополнительных ценностей в виде новизны, качества, гарантий, вспомогательного обслуживания, снижения себестоимости.

бизнес план услуга риск

Производственная программа

Главная задача раздела доказать потенциальным партнерам, что вы в состоянии реально производить определенное количество услуг в необходимые сроки и с требуемым качеством. В конце излагаемого раздела бизнес-плана оцените возможные издержки производства и их динамику на перспективу.

Организационный план

Организационная структура управления делом, личностные характеристики и квалификация персонала, формы юридического и банковского обслуживания — ключевые моменты, особенно в малом бизнесе, для успеха дела в целом.

Особенностью малой формы бизнеса является то, что в организационном плане формальная структура фирмы может быть в максимальной степени совмещена с конкретными характеристиками и требованиями к ключевому персоналу. При формировании структуры управления необходимо помнить, что решения принимаются в соответствии с решающей ролью человеческого фактора на всех стадиях деятельности. В учебных учреждениях эффективную организационную структуру рекомендуется формировать под определенную команду. Поэтому для реализации замыслов необходимо иметь квалифицированных работников, способных решать ключевые задачи, обсудить организацию деятельности управленческой команды, оценить ее возможности по развитию дела так, чтобы свести к минимуму возможности риска.

Оценка риска

Главное здесь — умение автора бизнес-плана заранее выявить все типы рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и моменты их возникновения. А затем следует разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь.

Финансовый план

Раздел предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта. Он является ключевым разделом бизнес-плана.

Раздел "Финансовый план" помогает провести анализ экономического состояния образовательного учреждения, обосновать реальность достижения его целей в будущем, а также может быть использован как инструмент контроля, в основу которого положена бухгалтерская система отчётности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повысить значение бизнес-планирования в управлении малыми и средними предприятиями можно только на основе системного подхода, рассматривающего бизнес-планирование как многоплановый управленческий инструмент.

В центре всей системы бизнес-планирования находится управленческий бизнес-план.

Он действительно является ключевым звеном всего процесса планирования, позволяющим соединить стратегическое мышление с умением разработать конкретный план действий на планируемый период.

Реализация на предприятии предложенной системы бизнес-планирования позволит решить главную задачу — перейти к управлению предприятием через систему подготовки и реализации семейства бизнес-планов, что, в свою очередь, представляет собой качественно новый подход к содержанию менеджмента на малых и средних предприятиях.

Список литературы

1. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — 170 с.

2. Как разработать бизнес-план. — Тасис, 1996. — 34 с.

3. Голяков С.М. Общий и стратегический менеджмент. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях. — Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2003. Сер. 8. Вып. 4 (№ 32). — 22 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Структура бизнес-плана

    Оформление титульного листа и резюме. Аннотация как краткое изложение содержания всего проекта. Общие правила оформления разделов бизнес-плана: "цели деятельности фирмы"; "анализ рынка сбыта"; "производственный план"; "организационный план и менеджмент".

    реферат , добавлен 11.12.2009

  • Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта

    Бизнес-планирование как инструмент стратегического управления предприятием на примере ООО "Веза". Структура бизнес-плана. Характеристики товаров и услуг предприятия. Планирование ассортимента продукции. Характеристика рынков сбыта, анализ конкуренции.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2011

  • Разработка бизнес-плана туристической фирмы

    Расчёт средней стоимости путёвки, различных услуг на примере туристического предприятия ТОО "Гранд тур". Описание рынка, продукции и ее особенностей. Разработка плана маркетинга. Экономическое обоснование бизнес-плана. Оценка потенциальных рисков проекта.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2013

  • Бизнес-план по созданию фитнес-центра

    Сущность и значение планирования на предприятии. Разработка бизнес-плана: сущность, этапы, содержание. Определение цели и стратегии, описание услуг. Анализ рынка и конкурентов, реклама. Финансовые показатели осуществления проекта, оценка рисков.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2012

  • Создание фитнес-центра ООО "FitLive"

    Методика и назначение составления бизнес-плана фитнес-клуба. Специфика предоставляемых клубом услуг и определение его места на рынке. Разработка производственного и маркетинг-плана данного предприятия, исследование и оценка возможных рисков, страхование.

    бизнес-план , добавлен 29.12.2010

  • Разработка бизнес-плана автосервисного предприятия ООО "ГАММАГ"

    Обоснование бизнес-плана автосервисного предприятия ООО "ГАММАГ". Анализ конкуренции на рынке услуг по демонтажу шин и автомобильной мойке в г. Магадан. Анализ рисков, калькуляции себестоимости услуг. Технологический процесс обслуживания автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2011

  • Как правильно составить бизнес-план

    Типовые разделы бизнес-плана. Характеристика бизнес-плана в целом. Описание компании, товаров и услуг. Планирование организации сервиса. Анализ рыночной среды, конкурентов и стратегии продвижения товара в текущих условиях до конечного потребителя.

    презентация , добавлен 26.04.2017

  • Подготовка проекта свадебного салона

    Теоретические аспекты и принципы бизнес-планирования. Исследование рынка товаров и услуг для новобрачных города Братска. Его маркетинговый анализ. Разработка бизнес-плана свадебного салона "Афродита". Ассортимент товара и каталог оказываемых услуг.

    дипломная работа , добавлен 09.05.2014

  • Бизнес-проект оказания услуги по внедрению элементов системы "Умный дом"

    Краткое описание, основные характеристики, свойства услуг фирмы "VIP Дом", качество и конкурентоспособность услуг. Проектирование организации управления предприятием, организационная структура управления фирмой. Экономическая эффективность бизнес-проекта.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2010

  • Бизнес-план и методика его разработки

    Понятие бизнес-плана, цели, задачи и особенности его составления. Структура и содержание бизнес-плана, его признаки. Разработка бизнес-плана деятельности общества с ограниченной ответственностью. Направления и принципиальные положения планирования.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

Бизнес-план образовательного центра

Разработка и реализация рентабельного бизнес-проекта всегда сопряжены с определенными задачами и трудностями, которые необходимо выполнять и разрешать вовремя и согласно конкретно заданному плану. Не секрет, что главной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, именно ее размером измеряется социальный и профессиональный статус предпринимателя и значимость проекта. Получить желаемую прибыль можно за счет грамотно выстроенного, эффективного процесса работы.

Для того чтобы финансовые показатели проекта оказались достаточно высокими, помимо оригинальной бизнес-идеи, ресурсов для ее реализации, поддержки партнеров и т.д. необходим четкий, выстроенный в соответствии с целями и задачами план работ.

В данной статье мы рассмотрим пошаговый процесс разработки и реализации бизнес-плана по созданию технического учебного центра.

Необходимо отметить, что данный процесс протекает в следующих условиях:

■высококонкурентная бизнес-среда;

■наличие продвинутых клиентов-пользо-вателей;

■ограниченные материальные(финансы) и нематериальные (люди) ресурсы.

Разработку бизнес-плана начинают с формулирования основной идеи проекта, а если брать шире — определения миссии компании на рынке. В нашем случае общая концепция проекта может выглядеть так: создание единого корпоративного информационно-образовательного ресурса по ключевым направлениям технического обучения; данный проект предназначен для корпоративных клиентов, ключевых партнеров, пользователей, получающих знания в формате открытых тренингов; конечная цель — наладить эффективное интра- и интернациональное общение и побудить партнеров к сотрудничеству и взаимодействию с компанией и ее филиалами.

Обучение персонала — это процесс, направленный на ликвидацию разрыва между тем, что сотрудник знает, и тем, что ему необходимо знать и уметь для осуществления продуктивной трудовой деятельности.

Эффективная система профессиональной подготовки персонала является залогом его дальнейшей грамотной и квалифицированной работы, что, в свою очередь, гарантирует достижение целей компании. Поскольку высокая квалификация персонала представляет собой один из ключевых факторов конкурентоспособности компании, переоценить важность процесса обучения сотрудников невозможно.

В качестве стратегических приоритетов проекта в первую очередь следует указать финансовый успех, социальную востребованность (за счет формирования позитивного имиджа поставщика образовательных услуг), поиск новых бизнес-партнеров и укрепление связей с уже существующими.

В соответствии с какими критериями мы будем определять эффективность проекта?

Прежде всего это материальная удовлетворенность инвестора (заказчика проекта). Не стоит забывать о материальной удовлетворенности исполнителей работ — участников проектной группы, получающих оплату за свой труд, дополнительное вознаграждение по результатам проекта и, помимо прочего, повышающих свой профессиональный уровень. Кроме того, нужно упомянуть о выгодах для государства, которое получает в лице заказчиков и исполнителей исправных налогоплательщиков, а в лице образовательного центра — помощника в деле повышения технической грамотности специалистов, работающих в том числе и на государственных предприятиях.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие основные цели присутствия учебного центра на рынке:

1)получение ежегодной чистой прибыли в размере 30% от первоначальных затрат;

2)захват доли рынка образовательных услуг (35-40%);

3)систематическое повышение качества предоставляемых услуг.

АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Рынок образовательных услуг в Республике Казахстан в настоящий момент находится в стадии своего становления, на это указывают следующие его характеристики:

■негарантированное качество обучения;

■отсутствие паблисити компаний и предоставляемых услуг;

■неавторизованные курсы, неавторизованные учебные и раздаточные материалы;

■слабое посттренинговое сопровождение, недостаточный контроль в ходе ступенчатого обучения клиента.

Говоря о техническом обучении, мы имеем в виду подготовку специалистов в области программного обеспечения и системного оборудования. Основные направления, которые реализуют крупные учебные центры в Казахстане, это обучение работе с программными продуктами компании Microsoft и передача знаний и навыков, необходимых для установки и настройки оборудования Cisco, поиска неисправностей в сетях малого предприятия. Приобретенные умения и навыки позволят слушателям настраивать коммутаторы, маршрутизаторы, поддерживать соединение сети филиала с Глобальной сетью, обеспечивать безопасность в администрируемой сети.

Все учебные центры придерживаются примерно одной и той же ценовой политики, различия в стоимости услуг центров незначительные. Главным преимуществом центра, который планируется создать в рамках проекта, является полная авторизация курсов, высокая квалификация тренерского состава, положительный имидж. Проведение SWOT-анализа поможет нам получить более полное представление о конкурентной среде, в которой мы реализуем наш проект. На рис. 1-4 представлены результаты анализа нескольких центров-конкурентов (компании А, Б, В и Г). Отметим, что возможности и угрозы для всех компаний в данном случае одинаковы.

КОНЦЕПЦИЯ ВЫВОДА УЧЕБНОГО ЦЕНТРА НА РЫНОК

Описание услуги

В настоящий момент сфера информационных технологий представляет собой высокодинамичную, постоянно развивающуюся отрасль. Соответственно, к персоналу, занятому в этой сфере, предъявляются все более высокие требования. Компетентность работников компании — это одно из основных условий ее конкурентоспособности. Таким образом, техническая подготовка персонала является важным стратегическим направлением в работе с кадрами.

Учебный центр Х осуществляет комплексное обучение специалистов в области IT с последующим прохождением сертификационных тестов.

Широкий спектр направлений обучения в сфере информационных технологий и системной интеграции включает более 300 авторизованных курсов. Клиенты могут пройти обучение различного уровня (от начального до специализированного) по следующим направлениям: Cisco, Microsoft, Oracle, Linux, Sun Microsystems.

Учебный центр располагает просторными помещениями, оснащенными современной техникой, большим количеством лабораторного и проекционного оборудования.

Сертифицированные преподаватели центра имеют большой опыт практической работы. Большинство тренеров ранее занимали должности инженеров, разработчиков, администраторов проектов республиканского значения.

Основное преимущество данного учебного центра — статус CLSP (полная авторизация курсов).

Перечислим главные задачи, которые необходимо решить в рамках выхода на рынок:

1)создание позитивного имиджа компании — поставщика образовательных услуг;

2)постоянный контроль работы тренеров;

3)постоянный контроль за качеством раздаточных материалов;

4)поиск новых связей, заказчиков;

5)поиск новых направлений в работе и форм предоставления услуг.

Руководство и сотрудники центра стремятся к тому, чтобы предлагаемое обучение являлось интересным и максимально полезным для слушателей. Это достигается за счет практической направленности тренингов, а также оригинальных технологий и обучающих программ.

Осуществляя процесс обучения, специалисты центра придерживаются следующих принципов:

■поддержание высокого уровня актуальности учебных материалов;

■обращение к жизненному опыту участников;

■наличие обратной связи между тренером и участником;

■ориентация на реальные задачи в реальном контексте.

Тренеры учебного центра используют в своей работе полный арсенал современных методов обучения (тренинги, дискуссии, анализ учебных примеров и конкретных ситуаций, моделирующие / ролевые игры).

Обращение в учебный центр Х сулит клиентам очевидные потребительские выгоды:

■высокое качество предоставляемой услуги;

■своевременное предоставление услуги;

■высококлассный сервис;

■относительно невысокая цена услуги;

■наличие системы скидок.

Данная образовательная организация сегментирует свою целевую аудиторию на четыре уровня:

1)руководители технических департаментов, ведущие специалисты;

2)руководители компаний;

3)инженерно-технический состав;

4)sales-менеджеры, HR-менеджеры.

Что дает сотрудничество с учебным центром корпоративным клиентам?

Во-первых, центр может оказать помощь и поддержку сотрудникам компании в постановке эффективной работы (техническая и административная

части); во-вторых — наладить обмен идеями и опытом в области специфических технологий между компанией и ее партнерами посредством внедрения систем интерактивной коммуникации; в-третьих — сформировать систему обучения персонала на основе определения потребностей компании и оценки уровня профессионального и личностного развития сотрудников. Наконец, такое сотрудничество стимулирует стремление менеджеров к самообразованию и профессиональному росту.

Создание единой образовательной системы позволит компании-клиенту выбрать оптимальную стратегию обучения персонала, а также

наиболее эффективные методы ее реализации (с учетом имеющихся ресурсов).

Перечислим основные цели учебного центра Х в рамках продвижения услуги (второе полугодие 2010 г.):

■вывести услугу на обозначенный рынок;

■установить средние, конкурентоспособные цены;

■провести широкую PR-кампанию (в СМИ, посредством адресной рассылки);

■определить основных конкурентов, провести сравнительный анализ обучающих программ;

■сформировать коммерческие предложения для целевой аудитории;

■подготовить высококлассных тренеров.

Для достижения поставленных целей необходимо:

1)разработать план маркетинговой активности;

2)найти оптимальный способ ценообразования;

3)проанализировать конкурентную ситуацию на рынке;

4)обозначить целевые сегменты рынка, рассчитать их емкость;

5)определить наиболее перспективные направления обучения.

Политика учебного центра в сфере ценообразования преследует три основные цели:

1)поддержание имиджа;

2)получение максимальной прибыли;

3)достижение статуса лидера по качеству услуг.

Учитывая перечисленные цели, организация должна придерживаться стратегии «высокое качество — приемлемая цена».

Первоначально учебный центр может устанавливать цены на свои услуги исходя из уровня цен на рынке образовательных услуг технического характера. Базовый принцип ценообразования можно обозначить как «средние издержки + доход» (начисление определенной наценки на себестоимость товара). В дальнейшем схема может трансформироваться под воздействием изменений в ценовой политике конкурентов (например, демпинг цен со стороны конкурентов). Кроме того, следует упомянуть о возможности предоставления скидок (3-10%) постоянным клиентам.

План маркетинговой активности

Маркетинговая активность предполагает проведение комплекса мероприятий, стоимость которых следует рассчитать заранее. В табл. 1 представлен один из вариантов такого комплекса.

Необходимо понять, насколько эффективным будет сотрудничество со СМИ. К сожалению, широкий охват аудитории всегда предполагает крайне высокую стоимость услуг, к которым приходится прибегать в ходе реализации маркетинговой стратегии (табл. 2). Таким образом, как и в случае с ценообразованием, нужно найти золотую середину, когда получение ощутимого эффекта не будет означать полного расходования маркетингового бюджета.

Исходя из основных характеристик услуги и специфики потребительской аудитории можно сделать вывод, что наиболее целесообразными методами маркетинговой активности будут являться сотрудничество со специализированными журналами (размещение рекламы, публикация PR-материалов) и применение такого инструмента прямого маркетинга, как директ-мейл.

Для продвижения услуги на рынок необходимо использовать комплекс маркетинговых коммуникаций:

■реклама (наружная, в специализированных изданиях);

■стимулирование сбыта (различные акции, скидки постоянным клиентам);

■PR;

■личные продажи.

Организационная структура учебного центра

Общая численность сотрудников организации составляет десять человек.

Руководитель центра выполняет следующие функции:

■координация работы организации;

■построение системы взаимоотношений с клиентами;

■набор персонала;

■мониторинг, анализ и планирование деятельности организации.

Круг должностных обязанностей бухгалтера учебного центра традиционен:

■ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с национальными стандартами и нормативными актами, действующими на территории данного региона;

■предоставление налоговой и финансовой отчетности в соответствующие органы и в сроки, установленные действующим законодательством.

В обязанности тренеров центра (четыре человека: два тренера — направление Cisco, один тренер — направление Microsoft, один тренер — направление Oracle) входит непосредственно обучение слушателей и техническое консультирование клиентов.

Менеджеры по продаже тренингов (два человека) выполняют следующие функции:

■налаживание деловых связей;

■поиск клиентов;

■ведение клиентской базы, контакты с заказчиками (перед тренингами, посттренинговое сопровождение);

■заключение договоров и контрактов на обучение.

Кроме того, в штате присутствуют секретарь и администратор.

Основные затраты Аренда помещения

Для ежемесячного обучения 100-150 человек в четыре смены (утренняя, две дневные, вечерняя) понадобится помещение общей площадью 200 м2:

■два учебных класса (по 50 м2);

■компьютерный класс (десять оборудованных для работы мест — 60 м2);

■приемная и кабинет директора (около 40 м2). Исходя из стоимости аренды 1 м2 (в среднем

50 у.е.) получаем: 200 х 50 = 10000 у.е.

Оборудование и методические пособия

Необходимый минимум будет выглядеть следующим образом:

■проекционное оборудование — 1000 у.е.;

■15 компьютеров — порядка 3000-3500 у.е.;

■20 столов — 1000 у.е.;

■шкаф — 100 у.е.;

■факс — 100 у.е.;

■копировальный аппарат — 200 у.е.;

■учебная литература — 1000 у.е.

Итого: около 7000 у.е.

Заработная плата сотрудников

Значительную часть расходов составляет оплата труда персонала учебного центра:

■руководитель: 2000 у.е. х 12 месяцев = 24000 у.е.;

■бухгалтер: 600 у.е. х 12 месяцев = 7200 у.е.;

■два менеджера по продажам ((400 у.е. + проценты (10%)) х 12 месяцев) х 2 = 10560 у.е.;

■тренеры: ((600 у.е. + проценты (5%)) х 12 месяцев) х 4 = 29376 у.е.

Итого: 71136 у.е.

Маркетинговая активность

С учетом данных, представленных в табл.

Бизнес-план Организация образовательного центра

1, расходы составят:

■за 1 месяц — 1500 у.е.;

■за 12 месяцев — 18000 у.е.

Формирование общего бюджета проекта

Рентабельная группа состоит из десяти человек. В месяц необходимо собрать не менее десяти групп. Как уже отмечалось, основной способ привлечения учеников — директ-мейл, реклама и PR в печатных изданиях.

В табл. 3 представлены основные статьи бюджета учебного центра.

План внедрения проекта (второе полугодие 2010 г.)

Июнь 2010 г.

Подготовительный этап:

■проведение исследования с целью выявления существования аналогичных программ у компаний-конкурентов;

■анализ возможностей подобных образовательных центров.

Июль 2010 г.

Работы по созданию центра:

■юридическая регистрация, аренда помещения;

■набор персонала;

■определение направлений обучения, детализация целевой аудитории;

■формирование базы данных для директ-мейл.

Август 2010 г.

Маркетинговая активность:

■подготовка PR-материалов для ознакомления аудитории с новым провайдером обучения на территории означенного региона (специализированные газеты, журналы, интернет-порталы);

■подготовка информационной рассылки;

■проведение ознакомительных презентаций и семинаров;

■начало обучения.

Сентябрь 2010 г.

Разработка механизма мотивации клиентов:

■поиск новых форм обучения и преподнесения информации;

■моделирование деловых игр;

■публикация информационных объявлений в СМИ, продолжение информационной рассылки;

■продолжение обучения.

Октябрь 2010 г.

Разработка механизма мотивации сотрудников центра:

■формирование бонусного фонда для сотрудников;

■формирование основы нематериальной мотивации;

■набор групп на обучение;

■продолжение обучения.

Успех проекта базируется на эффективной бизнес-стратегии, профессионализме исполнителей, отличном техническом оснащении. Эти составляющие должны быть рассмотрены как по отдельности, так и во взаимосвязи, в качестве целостной структуры, работа которой направлена на увеличение доходности организации. Надеемся, данная статья хотя бы в общих чертах ознакомила читателя со схемой разработки проекта в области технического обучения и основными действиями в рамках его поэтапной реализации.

Автор:

Чернышева Алина Петровна — начальник учебного центра АО LogyCom (г. Алматы)

Журнал МАРКЕТИНГ УСЛУГ ■ 04(24)2010

Joomla SEF URLs by Artio

Бизнес-план образовательного центра

Разработка и реализация рентабельного бизнес-проекта всегда сопряжены с определенными задачами и трудностями, которые необходимо выполнять и разрешать вовремя и согласно конкретно заданному плану. Не секрет, что главной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, именно ее размером измеряется социальный и профессиональный статус предпринимателя и значимость проекта. Получить желаемую прибыль можно за счет грамотно выстроенного, эффективного процесса работы.

Для того чтобы финансовые показатели проекта оказались достаточно высокими, помимо оригинальной бизнес-идеи, ресурсов для ее реализации, поддержки партнеров и т.д. необходим четкий, выстроенный в соответствии с целями и задачами план работ.

В данной статье мы рассмотрим пошаговый процесс разработки и реализации бизнес-плана по созданию технического учебного центра.

Необходимо отметить, что данный процесс протекает в следующих условиях:

■высококонкурентная бизнес-среда;

■наличие продвинутых клиентов-пользо-вателей;

■ограниченные материальные(финансы) и нематериальные (люди) ресурсы.

Разработку бизнес-плана начинают с формулирования основной идеи проекта, а если брать шире — определения миссии компании на рынке. В нашем случае общая концепция проекта может выглядеть так: создание единого корпоративного информационно-образовательного ресурса по ключевым направлениям технического обучения; данный проект предназначен для корпоративных клиентов, ключевых партнеров, пользователей, получающих знания в формате открытых тренингов; конечная цель — наладить эффективное интра- и интернациональное общение и побудить партнеров к сотрудничеству и взаимодействию с компанией и ее филиалами.

Обучение персонала — это процесс, направленный на ликвидацию разрыва между тем, что сотрудник знает, и тем, что ему необходимо знать и уметь для осуществления продуктивной трудовой деятельности.

Эффективная система профессиональной подготовки персонала является залогом его дальнейшей грамотной и квалифицированной работы, что, в свою очередь, гарантирует достижение целей компании. Поскольку высокая квалификация персонала представляет собой один из ключевых факторов конкурентоспособности компании, переоценить важность процесса обучения сотрудников невозможно.

В качестве стратегических приоритетов проекта в первую очередь следует указать финансовый успех, социальную востребованность (за счет формирования позитивного имиджа поставщика образовательных услуг), поиск новых бизнес-партнеров и укрепление связей с уже существующими.

В соответствии с какими критериями мы будем определять эффективность проекта?

Прежде всего это материальная удовлетворенность инвестора (заказчика проекта). Не стоит забывать о материальной удовлетворенности исполнителей работ — участников проектной группы, получающих оплату за свой труд, дополнительное вознаграждение по результатам проекта и, помимо прочего, повышающих свой профессиональный уровень. Кроме того, нужно упомянуть о выгодах для государства, которое получает в лице заказчиков и исполнителей исправных налогоплательщиков, а в лице образовательного центра — помощника в деле повышения технической грамотности специалистов, работающих в том числе и на государственных предприятиях.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие основные цели присутствия учебного центра на рынке:

1)получение ежегодной чистой прибыли в размере 30% от первоначальных затрат;

2)захват доли рынка образовательных услуг (35-40%);

3)систематическое повышение качества предоставляемых услуг.

АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Рынок образовательных услуг в Республике Казахстан в настоящий момент находится в стадии своего становления, на это указывают следующие его характеристики:

■негарантированное качество обучения;

■отсутствие паблисити компаний и предоставляемых услуг;

■неавторизованные курсы, неавторизованные учебные и раздаточные материалы;

■слабое посттренинговое сопровождение, недостаточный контроль в ходе ступенчатого обучения клиента.

Говоря о техническом обучении, мы имеем в виду подготовку специалистов в области программного обеспечения и системного оборудования. Основные направления, которые реализуют крупные учебные центры в Казахстане, это обучение работе с программными продуктами компании Microsoft и передача знаний и навыков, необходимых для установки и настройки оборудования Cisco, поиска неисправностей в сетях малого предприятия. Приобретенные умения и навыки позволят слушателям настраивать коммутаторы, маршрутизаторы, поддерживать соединение сети филиала с Глобальной сетью, обеспечивать безопасность в администрируемой сети.

Все учебные центры придерживаются примерно одной и той же ценовой политики, различия в стоимости услуг центров незначительные. Главным преимуществом центра, который планируется создать в рамках проекта, является полная авторизация курсов, высокая квалификация тренерского состава, положительный имидж. Проведение SWOT-анализа поможет нам получить более полное представление о конкурентной среде, в которой мы реализуем наш проект. На рис. 1-4 представлены результаты анализа нескольких центров-конкурентов (компании А, Б, В и Г). Отметим, что возможности и угрозы для всех компаний в данном случае одинаковы.

КОНЦЕПЦИЯ ВЫВОДА УЧЕБНОГО ЦЕНТРА НА РЫНОК

Описание услуги

В настоящий момент сфера информационных технологий представляет собой высокодинамичную, постоянно развивающуюся отрасль. Соответственно, к персоналу, занятому в этой сфере, предъявляются все более высокие требования. Компетентность работников компании — это одно из основных условий ее конкурентоспособности. Таким образом, техническая подготовка персонала является важным стратегическим направлением в работе с кадрами.

Учебный центр Х осуществляет комплексное обучение специалистов в области IT с последующим прохождением сертификационных тестов.

Широкий спектр направлений обучения в сфере информационных технологий и системной интеграции включает более 300 авторизованных курсов. Клиенты могут пройти обучение различного уровня (от начального до специализированного) по следующим направлениям: Cisco, Microsoft, Oracle, Linux, Sun Microsystems.

Учебный центр располагает просторными помещениями, оснащенными современной техникой, большим количеством лабораторного и проекционного оборудования.

Сертифицированные преподаватели центра имеют большой опыт практической работы. Большинство тренеров ранее занимали должности инженеров, разработчиков, администраторов проектов республиканского значения.

Основное преимущество данного учебного центра — статус CLSP (полная авторизация курсов).

Перечислим главные задачи, которые необходимо решить в рамках выхода на рынок:

1)создание позитивного имиджа компании — поставщика образовательных услуг;

2)постоянный контроль работы тренеров;

3)постоянный контроль за качеством раздаточных материалов;

4)поиск новых связей, заказчиков;

5)поиск новых направлений в работе и форм предоставления услуг.

Руководство и сотрудники центра стремятся к тому, чтобы предлагаемое обучение являлось интересным и максимально полезным для слушателей.

Это достигается за счет практической направленности тренингов, а также оригинальных технологий и обучающих программ.

Осуществляя процесс обучения, специалисты центра придерживаются следующих принципов:

■поддержание высокого уровня актуальности учебных материалов;

■обращение к жизненному опыту участников;

■наличие обратной связи между тренером и участником;

■ориентация на реальные задачи в реальном контексте.

Тренеры учебного центра используют в своей работе полный арсенал современных методов обучения (тренинги, дискуссии, анализ учебных примеров и конкретных ситуаций, моделирующие / ролевые игры).

Обращение в учебный центр Х сулит клиентам очевидные потребительские выгоды:

■высокое качество предоставляемой услуги;

■своевременное предоставление услуги;

■высококлассный сервис;

■относительно невысокая цена услуги;

■наличие системы скидок.

Данная образовательная организация сегментирует свою целевую аудиторию на четыре уровня:

1)руководители технических департаментов, ведущие специалисты;

2)руководители компаний;

3)инженерно-технический состав;

4)sales-менеджеры, HR-менеджеры.

Что дает сотрудничество с учебным центром корпоративным клиентам?

Во-первых, центр может оказать помощь и поддержку сотрудникам компании в постановке эффективной работы (техническая и административная

части); во-вторых — наладить обмен идеями и опытом в области специфических технологий между компанией и ее партнерами посредством внедрения систем интерактивной коммуникации; в-третьих — сформировать систему обучения персонала на основе определения потребностей компании и оценки уровня профессионального и личностного развития сотрудников. Наконец, такое сотрудничество стимулирует стремление менеджеров к самообразованию и профессиональному росту.

Создание единой образовательной системы позволит компании-клиенту выбрать оптимальную стратегию обучения персонала, а также

наиболее эффективные методы ее реализации (с учетом имеющихся ресурсов).

Перечислим основные цели учебного центра Х в рамках продвижения услуги (второе полугодие 2010 г.):

■вывести услугу на обозначенный рынок;

■установить средние, конкурентоспособные цены;

■провести широкую PR-кампанию (в СМИ, посредством адресной рассылки);

■определить основных конкурентов, провести сравнительный анализ обучающих программ;

■сформировать коммерческие предложения для целевой аудитории;

■подготовить высококлассных тренеров.

Для достижения поставленных целей необходимо:

1)разработать план маркетинговой активности;

2)найти оптимальный способ ценообразования;

3)проанализировать конкурентную ситуацию на рынке;

4)обозначить целевые сегменты рынка, рассчитать их емкость;

5)определить наиболее перспективные направления обучения.

Политика учебного центра в сфере ценообразования преследует три основные цели:

1)поддержание имиджа;

2)получение максимальной прибыли;

3)достижение статуса лидера по качеству услуг.

Учитывая перечисленные цели, организация должна придерживаться стратегии «высокое качество — приемлемая цена».

Первоначально учебный центр может устанавливать цены на свои услуги исходя из уровня цен на рынке образовательных услуг технического характера. Базовый принцип ценообразования можно обозначить как «средние издержки + доход» (начисление определенной наценки на себестоимость товара). В дальнейшем схема может трансформироваться под воздействием изменений в ценовой политике конкурентов (например, демпинг цен со стороны конкурентов). Кроме того, следует упомянуть о возможности предоставления скидок (3-10%) постоянным клиентам.

План маркетинговой активности

Маркетинговая активность предполагает проведение комплекса мероприятий, стоимость которых следует рассчитать заранее. В табл. 1 представлен один из вариантов такого комплекса.

Необходимо понять, насколько эффективным будет сотрудничество со СМИ. К сожалению, широкий охват аудитории всегда предполагает крайне высокую стоимость услуг, к которым приходится прибегать в ходе реализации маркетинговой стратегии (табл. 2). Таким образом, как и в случае с ценообразованием, нужно найти золотую середину, когда получение ощутимого эффекта не будет означать полного расходования маркетингового бюджета.

Исходя из основных характеристик услуги и специфики потребительской аудитории можно сделать вывод, что наиболее целесообразными методами маркетинговой активности будут являться сотрудничество со специализированными журналами (размещение рекламы, публикация PR-материалов) и применение такого инструмента прямого маркетинга, как директ-мейл.

Для продвижения услуги на рынок необходимо использовать комплекс маркетинговых коммуникаций:

■реклама (наружная, в специализированных изданиях);

■стимулирование сбыта (различные акции, скидки постоянным клиентам);

■PR;

■личные продажи.

Организационная структура учебного центра

Общая численность сотрудников организации составляет десять человек.

Руководитель центра выполняет следующие функции:

■координация работы организации;

■построение системы взаимоотношений с клиентами;

■набор персонала;

■мониторинг, анализ и планирование деятельности организации.

Круг должностных обязанностей бухгалтера учебного центра традиционен:

■ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с национальными стандартами и нормативными актами, действующими на территории данного региона;

■предоставление налоговой и финансовой отчетности в соответствующие органы и в сроки, установленные действующим законодательством.

В обязанности тренеров центра (четыре человека: два тренера — направление Cisco, один тренер — направление Microsoft, один тренер — направление Oracle) входит непосредственно обучение слушателей и техническое консультирование клиентов.

Менеджеры по продаже тренингов (два человека) выполняют следующие функции:

■налаживание деловых связей;

■поиск клиентов;

■ведение клиентской базы, контакты с заказчиками (перед тренингами, посттренинговое сопровождение);

■заключение договоров и контрактов на обучение.

Кроме того, в штате присутствуют секретарь и администратор.

Основные затраты Аренда помещения

Для ежемесячного обучения 100-150 человек в четыре смены (утренняя, две дневные, вечерняя) понадобится помещение общей площадью 200 м2:

■два учебных класса (по 50 м2);

■компьютерный класс (десять оборудованных для работы мест — 60 м2);

■приемная и кабинет директора (около 40 м2). Исходя из стоимости аренды 1 м2 (в среднем

50 у.е.) получаем: 200 х 50 = 10000 у.е.

Оборудование и методические пособия

Необходимый минимум будет выглядеть следующим образом:

■проекционное оборудование — 1000 у.е.;

■15 компьютеров — порядка 3000-3500 у.е.;

■20 столов — 1000 у.е.;

■шкаф — 100 у.е.;

■факс — 100 у.е.;

■копировальный аппарат — 200 у.е.;

■учебная литература — 1000 у.е.

Итого: около 7000 у.е.

Заработная плата сотрудников

Значительную часть расходов составляет оплата труда персонала учебного центра:

■руководитель: 2000 у.е. х 12 месяцев = 24000 у.е.;

■бухгалтер: 600 у.е. х 12 месяцев = 7200 у.е.;

■два менеджера по продажам ((400 у.е. + проценты (10%)) х 12 месяцев) х 2 = 10560 у.е.;

■тренеры: ((600 у.е. + проценты (5%)) х 12 месяцев) х 4 = 29376 у.е.

Итого: 71136 у.е.

Маркетинговая активность

С учетом данных, представленных в табл. 1, расходы составят:

■за 1 месяц — 1500 у.е.;

■за 12 месяцев — 18000 у.е.

Формирование общего бюджета проекта

Рентабельная группа состоит из десяти человек. В месяц необходимо собрать не менее десяти групп. Как уже отмечалось, основной способ привлечения учеников — директ-мейл, реклама и PR в печатных изданиях.

В табл.

Разработка бизнес-плана программы развития образовательного учреждения

3 представлены основные статьи бюджета учебного центра.

План внедрения проекта (второе полугодие 2010 г.)

Июнь 2010 г.

Подготовительный этап:

■проведение исследования с целью выявления существования аналогичных программ у компаний-конкурентов;

■анализ возможностей подобных образовательных центров.

Июль 2010 г.

Работы по созданию центра:

■юридическая регистрация, аренда помещения;

■набор персонала;

■определение направлений обучения, детализация целевой аудитории;

■формирование базы данных для директ-мейл.

Август 2010 г.

Маркетинговая активность:

■подготовка PR-материалов для ознакомления аудитории с новым провайдером обучения на территории означенного региона (специализированные газеты, журналы, интернет-порталы);

■подготовка информационной рассылки;

■проведение ознакомительных презентаций и семинаров;

■начало обучения.

Сентябрь 2010 г.

Разработка механизма мотивации клиентов:

■поиск новых форм обучения и преподнесения информации;

■моделирование деловых игр;

■публикация информационных объявлений в СМИ, продолжение информационной рассылки;

■продолжение обучения.

Октябрь 2010 г.

Разработка механизма мотивации сотрудников центра:

■формирование бонусного фонда для сотрудников;

■формирование основы нематериальной мотивации;

■набор групп на обучение;

■продолжение обучения.

Успех проекта базируется на эффективной бизнес-стратегии, профессионализме исполнителей, отличном техническом оснащении. Эти составляющие должны быть рассмотрены как по отдельности, так и во взаимосвязи, в качестве целостной структуры, работа которой направлена на увеличение доходности организации. Надеемся, данная статья хотя бы в общих чертах ознакомила читателя со схемой разработки проекта в области технического обучения и основными действиями в рамках его поэтапной реализации.

Автор:

Чернышева Алина Петровна — начальник учебного центра АО LogyCom (г. Алматы)

Журнал МАРКЕТИНГ УСЛУГ ■ 04(24)2010

Joomla SEF URLs by Artio

· изучение зарубежных стран в междисциплинарных программах международных и региональных исследований (area studies)

При всей децентрализованности системы высшего образования США, не следует при анализе процесса интернационализации недооценивать роль федерального правительства. Оно через Департамент образования (Department of Education) оказывает заметное влияние на принятие программ, способствующих развитию определенных направлений преподавания (иностранных языков и региональных проблем) и научных (региональных и международных) исследований.

С другой стороны, многие вузы США предпринимают серьезные меры по интернационализации своих учебных программ, исследований и образовательных услуг. В настоящее время их волнуют такие проблемы, как распространение СПИДа, глобализация, разрешение конфликтов, создание гражданского общества в зарубежных странах. По мнению Американского Совета по образованию (American Council on Education), необходимо, чтобы выпускники американских вузов получили достаточные знания и языковые навыки для того, чтобы быть эффективными гражданами мира в третьем тысячелетии. От этого зависит способность США эффективно конкурировать в интеллектуальном и политическом отношении в глобалиующемся мире.

Из-за финансовых сложностей 1980-х гг. многие преподаватели иностранных языков и международных проблем потеряли работу. Также сократилась на 10-40% по сравнению с 60-ми гг. федеральная поддержка международных программ. С 1990 до 1998 гг. немного увеличилось число студентов, изучающих иностранные языки. Однако с учетом общего числа поступивших на учебу, число тех, кто поступил изучать иностранные языки уменьшилось с 8,2% в 1990 г. до 7,9% в 1998 г. И это лишь половина того числа, которое было в 1960 г .

Россия в США пока что недооценивается и мало изучается. Во всей стране русский язык изучает только около 10 тыс. студентов.

Стоимость обучения в целом одинакова как для граждан США, так и для иностранцев. Исключение существует только в том аспекте, что государственные вузы обычно берут меньшую плату с жителей тех штатов, где она расположены. Кроме того, некоторые вузы берут с иностранцев большую плату за подачу заявки на поступление (application fee) для покрытия дополнительных расходов на работу с заявками иностранцев.

Можно сказать, что 80% иностранных студентов, обучающихся в США, финансируют себя сами. Лишь небольшой объем финансовой помощи доступен из правительственных или неправительственных источников. В общем плане можно сказать, что помощь федерального правительства недоступна иностранным студентам. Правительство США предлагает ограниченное число стипендий иностранным студентам через такие программы, как программа Фулбрайта для иностранных студентов-магистров.

Последствия коммерциализации университетов не однозначны; она несет с собой серьезные проблемы. Особую тревогу вызывает судьба фундаментальной науки, которая в наименьшей мере поддается преобразованиям. Преподаватели вынуждены давать больше информации по практическим, чем по фундаментальным, теоретическим вопросам, и разворачивать свои курсы в прикладном ключе. Эти перемены могут не только снижать качественный уровень обучения, но и искажать миссию университета как генератора новых знаний. Уже сейчас становится очевидным, что без массивного "импорта мозгов" не только американская наука, но и высокотехнологичные отрасли американской экономики могут оказаться в трудном положении. Каким образом на деле будет разрешаться нарастающее противоречие между превращением университетов в экономические корпорации, с одной стороны, и потребностью общества в кумулятивном росте фундаментального знания — с другой, покажет только будущее.

Американская система ни в коем случае не должна рассматриваться как идеал для подражания, потому что образование – это сложный комплекс, «скопировать» который практически невозможно, можно лишь адаптировать фундаментальные принципы организации на основе мирового опыта.

3 развитие образования в россии: проблемы и перспективы

3.1 Оценки системы образования

Отечественная действительность демонстрирует удаление производителей образовательных услуг от работодателей. Связи между системой образования, экономикой, сферой услуг, между отдельными образовательными учреждениями и предприятиями, организациями, и прежде не очень тесные и взаимообусловленные, теперь ослабли.

Бизнес-план образовательного учреждения

Необходимы усилия для того, чтобы содержание образования в большей степени соответствовало требованиям рынка труда. Вузы, стремясь привлечь молодежь в аудитории и тем самым решить свои финансовые проблемы, открывают обучение по наиболее популярным специальностям (не всегда обеспеченное квалифицированным преподавательским составом и материальной базой); но их выпускники зачастую либо работают не по специальности, либо оказываются безработными, поскольку получили узкоспециальное образование, не адекватное требованиям рынка труда. Практика университетов США, безусловно, заслуживает внимания.

Внедряемый в России Единый государственный экзамен (ЕГЭ) есть заимствование очень важного элемента американской образовательной системы. Но другой важнейший ее элемент, в условиях США неотъемлемо связанный с этим и являющийся своего рода фундаментом академической свободы, в России отсутствует и даже сколько-нибудь серьезно не обсуждается. Речь идет о том, что, американский абитуриент поступает не на факультет (того или иного университета), а в университет (или колледж) в целом. Будучи принятым, он определяет свою специализацию и "прикрепляется" к тому или иному департаменту, как правило, в конце второго или даже на третьем году своего обучения. До этого студент слушает "общеобразовательные" курсы — не какие-то особые, а те, которые в обычном порядке ведут соответствующие департаменты. В зависимости от правил каждого конкретного вуза, это могут быть как обязательные курсы, так и любые курсы, представляющие для студента интерес.

Американский опыт помогает прогнозировать тенденции развития финансовых отношений между университетом и его структурными подразделениями. Эти связи в российских университетах часто (хотя далеко не исключительно) строятся на централизованной основе, когда основная часть средств, заработанных подразделениями, перераспределяется через центр.

Для России при ограниченности бюджетных средств необходима более рациональная реструктуризация обязательств государства в сфере высшего образования, чтобы ресурсы не размазывались по сотням вузов очень разного уровня. Для этого нужно стимулировать объединение науки и образования под одной крышей, а также разнообразить источники поступления правительственных средств в университеты, стимулировать появление новых источников и дать университетам большую свободу в выборе своей организационной структуры.

Особо следует упомянуть проблему менеджмента в сфере образования. Для российской вузовской системы характерно, как правило, отсутствие профессиональных менеджеров в этой сфере (их почти нигде не готовят). Ключевые позиции занимают выходцы из преподавательской среды, которые становятся фактически освобожденными администраторами и занимают эти позиции значительную часть своей карьеры (или даже пожизненно). Американская система построена иначе. Многие ключевые позиции в университете (например, позиции деканов факультета) здесь также занимают профессора, но они сменяют друг друга на основе ротации и, таким образом, остаются "действующими" преподавателями. А их усилия подкрепляются профессиональным менеджментом. В России эта альтернатива между "академиками", рекрутированными из недр университета, и менеджерами, нанятыми с внешнего рынка, также становится актуальной, и становятся, помимо прочего источником напряжения.

В связи этим, а также с развитием международных отношений, и прежде всего международной торговли, возникла нехватка специалистов международного класса. Эта проблема в основном решается путем переподготовки кадров и привлечения кадров из-за рубежа. Но на качественную переподготовку требуется немало времени. Не стоит забывать и о том, что экономика все время развивается своим чередом, и через некоторое время может потребоваться очередная переподготовка. «Догоняющее» развитие образования во многом способствует такому же «догоняющему» развитию экономики. Предложение специалистов из-за рубежа для российской экономики не может удовлетворить спрос. В основном из-за высоких цен со стороны предложения.

В России образование «дается». Хорошо это или плохо однозначно сказать невозможно. С одной стороны, это способствует развитию науки, промышленности и самого образования. Но с другой стороны это же является причиной низкой конкурентоспособности наших специалистов, одной из причин того, что выпускники вузов зачастую работают не по специальности. Потому что они «взяли то, что им дали». Американские специалисты лучше ориентированы на потребности рынка труда отчасти из-за того, что образование для них с психологической точки зрения имеет иную ценность: образование нужно заработать.

Любой рациональный человек не будет покупать ненужную ему вещь, он будет стараться приобрести то, что он сможет использовать для получения прибыли и приобретения новых товаров. Работает концепция «берите знаний, сколько унесете».

В России люди руководствуются пословицей «Дают – бери…» и берут все знания, которые им дают. Получается, что студент должен получить за 4-6 лет знания, которые несколько десятков преподавателей накапливали годами, а то и десятилетиями. В итоге, российское образование признается лучшим в плане фундаментальной подготовки, но значительно отстает от западного в плане практического приложения. А все потому, что на западе каждый старается выгоднее продать заработанные знания. А в России сложно выгодно продать то, что сложно оценить в денежном выражении. Отчасти из-за этого интеграция в международное образовательное пространство идет довольно медленно.


Warning: mysqli_query(): MySQL server has gone away in D:\OpenServer\domains\astbusines.ru\wp-includes\wp-db.php on line 1924

Warning: mysqli_query(): Error reading result set's header in D:\OpenServer\domains\astbusines.ru\wp-includes\wp-db.php on line 1924

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *