Техническое регулирование

Содержание

Принципы стандартизации и метрологии, анализ их регулирующей роли. Взаимодействие изготовителя и его торгового посредника документальное оформление. Техническое регулирование как основа регулирования отношений при формировании требований к продукции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие о техническом регулировании

метрология технический торговый посредник

Через деятельность государства в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия проявляется его регулирующая роль на рынке. Под регулированием в данном случае понимаются действия государства, с помощью установленных норм и правил организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов.

На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию той или иной торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении:

— обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом законодательстве;

— рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции;

— подтверждения соответствия обязательным и рекомендуемым требованиям к качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и декларации соответствия.

Перечисленные выше документы (техническое законодательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствия) являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием. Иначе говоря, техническое регулирование — это правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

Термин «техническое регулирование» появился относительно недавно в связи с подготовкой Российской Федерации к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). В одном из важнейших документов ВТО — Соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ) ставится условие о недопустимости создания излишних препятствий в международной торговле (ст. 2, п. 2.2). В оригинале документа, написанном на английском языке, был применен термин «technical regulation». Указывалось, что члены соглашения по ТБТ будут подготавливать, принимать или утверждать «technical regulations» таким образом, чтобы они не были ограничительными для торговли в большей степени, чем это необходимо для выполнения законной цели.

Иными словами, в контексте упомянутой статьи Соглашения под термином «technical regulation» подразумевается некий документ, который получил в официальном переводе на русский язык Руководства ИСО/МЭК 2 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» наименование: «технический регламент». Здесь смысл слова «regulation» соответствует русскому слову «предписание».

В Руководстве ИСО/МЭК 2 регламент определен как документ, «содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти». Соответственно, технический регламент — это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Однако термин «regulation» имеет и другое значение — «регулирование», т.е. некоторую деятельность. Например, в материале, подготовленном в 2000 году Подкомитетом Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) по стандартам и соответствию, он используется именно в этом значении: «Информационный материал по установившейся практике технического регулирования».

Техническое регулирование в международном понимании этого термина включает деятельность по стандартизации, деятельность по разработке и применению технических регламентов и деятельность по оценке соответствия.

Деятельность по техническому регулированию является законорегулируемой и осуществляется на основании действующего законодательства.

Техническое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач:

1. Регулирование внутреннего рынка.

2. Создание благоприятных условий для развития внешней торговли.

Первая задача вызвана необходимостью выработать механизм формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе создания и движения товара, который отвечал бы требованиям реформирования нашей экономики, придания ей социальной ориентации, повышения конкурентоспособности продукции и экономики в целом. Государство при этом устанавливает требования безопасности на базе оценки риска применения продукции с учетом реальных социально-экономических возможностей. Потребительские свойства формируются рынком. Задача же государства в этой области состоит в том, чтобы создать равные и благоприятные условия для всех участников рынка.

Вторая задача вызвана проблемами глобализации. Необходимо создать такой механизм технического регулирования, который, с одной стороны, позволял бы вести экономически выгодную для государства политику во внешней торговле, а с другой — был бы гармонизирован с правилами, установленными международным сообществом.

В соответствии с этими двумя задачами можно условно сформулировать две группы принципов.

Первая группа — это основные принципы технического регулирования для внутреннего рынка. Они предусматривают следующие условия:

— соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития. Устанавливаемые в технических регламентах требования должны быть минимально необходимыми для достижения целей регулирования;

— применение единых правил установления требований к продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг;

— единство и обязательность для исполнения на всей территории России требований технических регламентов;

— применение национальных стандартов как доказательной базы выполнения требований технических регламентов;

— формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции;

— независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей;

— наличие единой системы и правил аккредитации, недопустимость совмещения деятельности по аккредитации и сертификации и ограничения конкуренции при выполнении этих работ;

— недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

— установление в технических регламентах эксплуатационных характеристик.

Суть второй группы принципов сводится к тому, чтобы накладываемые на изготовителей и продавцов разных стран обязательные требования к продукции и связанным с ними процессам ее проектирования, производства, строительства и т.д. не перерастали в торговые барьеры. Страны должны стремиться создавать такие механизмы, которые позволили бы избежать препятствий в торговле при введении в действие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Международная практика в этой области базируется на следующих основных положениях.

Устранение избыточных барьеров в торговле. Товар отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолевать на своем пути различного рода барьеры и, прежде всего, тарифные (таможенные пошлины, квоты) и технические (нетарифные). Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Технические барьеры являются результатом принятия странами технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. При этом из-за разницы в социально-экономическом развитии, климате, национальных традициях, вкусах и т.д. разных стран эти регламенты, стандарты и процедуры могут отличаться друг от друга. Государства имеют возможность принимать во внимание эти факторы в законодательстве на том уровне, который считают необходимым. Вместе с тем необходимо стремиться разрабатывать гибкие технические регламенты, которые в минимальной степени были бы ограничительными для торговли. Поэтому технические регламенты должны устанавливать эксплуатационные, а не конструкционные требования.

Если обстоятельств, заставивших принять повышенные требования, больше не существует или цели регулирования могут быть достигнуты другими, менее ограничительными мерами, такие меры должны быть применены. Подобные действия необходимо предпринять и в случае, если принятые условия регулирования не соответствуют риску недостижения целей. Обязательства по устранению технических барьеров в торговле относятся также к процедурам оценки соответствия и стандартам.

В качестве примеров технических барьеров можно привести следующие.

В начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», т.к. в продуктах был обнаружен сульфонамид — вещество, потенциально способное вызвать у человека аллергическую реакцию.

Тема 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Причина заключалась в различии требований международных и национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом более жесткие, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен. В связи с этим были проведены переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования. Это пример естественного технического барьера.

Но можно говорить и об искусственно созданных технических барьерах для России, как страны, не являющейся членом ВТО. Так, поставленные на рынок Швеции и Швейцарии отечественные автомобили были выполнены с учетом требований такой международной организации, как ЕЭК ООН. Однако импортеры вышли за рамки установленных ею требований: в Швеции были предъявлены более жесткие требования по токсичности выхлопных газов; в Швейцарии установили норму по уровню шума 77 дБ, в то время как по нормам ЕЭК ООН допускается до 80 дБ. Также можно привести множество подобных примеров, касающихся продуктов питания, импортируемых Россией, причем количество завышенных требований достигает 15 позиций.

Существование и значимость барьеров определяется политикой государств, в частности устанавливаемой ими системой технического регулирования.

Недискриминационная основа. Этот принцип устанавливает, что требования технических регламентов для допуска в страну импортируемой продукции должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для допуска собственной продукции на свой рынок. Такой же режим распространяется и на процедуры оценки соответствия. Это, в частности, означает, что условия сертификации для импортируемой продукции должны применяться на недискриминационной основе, в том числе по срокам ее проведения и стоимости.

Гармонизация. Она предполагает использование международных стандартов в качестве основы для национальных технических регламентов в том случае, если они обеспечивают достижение целей технического регулирования. Международные стандарты должны применяться также в качестве основы для процедур оценки соответствия, если они не противоречат целям регулирования.

Эквивалентность. Разработка международных стандартов может оказаться длительной из-за необходимости достижения консенсуса по технически сложным вопросам. Поэтому наряду с принципом гармонизации предлагается принцип эквивалентности, смысл которого сводится к тому, что страны должны положительно воспринимать технические регламенты других стран как эквивалентные их собственным при условии достижения тех же целей технического регулирования.

Взаимное признание результатов оценки соответствия. Странам предлагается вести на постоянной основе переговоры о взаимном признании результатов оценки соответствия и достигать при этом положительных результатов. Необходимость этого вызвана тем, что процедуры оценки соответствия могут создавать технические барьеры в торговле, если продукция, поставляемая в другие страны, должна быть вторично подвергнута оценке соответствия вследствие различий в требованиях как к самой продукции, так и к процедурам оценки. Это может быть обусловлено чисто техническими причинами, но зачастую в основе лежит заинтересованность бизнеса или чиновников. Единых моделей взаимного признания не существует, но есть типовые подходы и элементы, которые могут рассматриваться на переговорах. Прежде всего, это признание сертификатов и знаков соответствия, выданных аккредитованными органами за рубежом, в качестве эквивалентных. Кроме того, это перечень продукции, подпадающей под соглашение о взаимном признании, и способы ее идентификации. В этот перечень могут быть включены критерии признания компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий в каждой стране и их опубликованный список. И, наконец, соглашения о взаимном признании могут предусматривать разрешение противоречий на основе обмена информацией и совместного мониторинга.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Правовые и нормативные основы стандартизации, метрологии и сертификации

    Понятия, термины и определения в формулировке ФЗ РФ "О техническом регулировании". Содержание и применение технических регламентов. Цели и принципы стандартизации. Основные положения системы обеспечения единства измерений. Единицы физических величин.

    курс лекций , добавлен 04.11.2014

  • Товароведение и экспертиза товаров

    Техническое законодательство как основа деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации. Теоретические и организационные основы стандартизации. Предмет, задачи, способы и методы метрологии. Сертификация как процедура подтверждения соответствия.

    методичка , добавлен 13.11.2013

  • Понятие и задачи стандартизации и метрологии в Казахстане

    Характеристика стандартизации: цели, задачи, принципы и функции. Упорядочение объектов стандартизации. Параметрическая стандартизация. Унификация. Нормативно-правовые основы метрологии. Единицы измерения физических величин. Методы обработки результатов.

    презентация , добавлен 09.02.2017

  • Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации

    Предмет, задачи и структура дисциплины "правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации". Принципы стандартизации, которая является важнейшим механизмом устранения технических барьеров в международной торговле. Анализ основных видов стандартов.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

  • Стандартизация и сертификация продукции

    Структура органов национальных служб стандартизации и метрологии. Порядок применения технических регламентов. Эффективность работ по стандартизации. Порядок сертификации продукции. Сроки действия сертификата соответствия и принципы их продления.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

  • Основы стандартизации, сертификации и метрологии

    Основы, цели, задачи и функции стандартизации. Категории и виды стандартов, порядок их разработки. Органы и службы по стандартизации. Метрологические понятия. Классификация измерений. Роль метрологии. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации.

    реферат , добавлен 09.01.2009

  • Технические регламенты

    История технических регламентов в России, их виды и содержание. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменения в системе стандартизации с введением закона "О техническом регулировании". Единая система технического регулирования.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

  • Торговое оборудование

    Классификация торгового оборудования. Понятие типизации, унификации и стандартизации торгового немеханического оборудования. Характеристика требований к весам. Правила эксплуатации торгового холодильного оборудования. Назначение транспортирующих машин.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

  • История стандартизации

    Связь метрологии и стандартизации. Одни из первых стандартизированных унифицированных чертежей. Первые упоминания о стандартах в России. Создание первого центрального органа по стандартизации. Принятие в 1993 году Закона России "О стандартизации".

    презентация , добавлен 16.04.2012

  • Стандартизация и сертификация продукции. Иностранные сертификаты качества

    Основные функции служб стандартизации и метрологии предприятий. Порядок разработки, правила и принципы сертификации продукции. Особенности признания иностранных сертификатов на товары. Государственная гигиеническая регламентация и регистрации продукции.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

Понятие и принципы технического регулирования.

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» . В течение определенного промежутка времени (переходного периода) этот закон должен полностью заменить ранее действовавшие законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».

В статье 2 Федерального закона понятие «техническое регулирование» определено следующим образом.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Сферы применения технического регулирования определены в статье 1 Федерального закона . Схематично эти сферы проиллюстрированы на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Сферы применения технического регулирования

Из графической модели, представленной на рис. 1.1, видно, что техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в трех сферах:

1) в области установления, применения и исполнения обязательных требований к объектам технического регулирования (эти обязательные требования устанавливаются в технических регламентах);

2) в области установления и применения на добровольной основе требований к объектам технического регулирования и к выполнению работ или оказанию услуг (эти добровольные для применения требования излагаются в стандартах или договорах);

3) в области оценки соответствия.

Выше использован термин «объект технического регулирования» – это продукция (в том числе здания, строения, сооружения) и процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При установлении и применении добровольных требований (излагаемых в стандартах) к перечисленным объектам добавляются: выполнение работ или оказание услуг.

Действие Федерального закона № 184-ФЗ не распространяется на:

– государственные образовательные стандарты;

– положения (стандарты) о бухгалтерском учете;

– проверка (стандарты) аудиторской деятельности;

– стандарты эмиссии ценных бумаг;

– проспекты эмиссии ценных бумаг.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1159 | Нарушение авторского права страницы

Принципы стандартизации и метрологии, анализ их регулирующей роли. Взаимодействие изготовителя и его торгового посредника документальное оформление. Техническое регулирование как основа регулирования отношений при формировании требований к продукции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие о техническом регулировании

метрология технический торговый посредник

Через деятельность государства в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия проявляется его регулирующая роль на рынке. Под регулированием в данном случае понимаются действия государства, с помощью установленных норм и правил организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов.

На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию той или иной торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении:

— обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом законодательстве;

— рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции;

— подтверждения соответствия обязательным и рекомендуемым требованиям к качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и декларации соответствия.

Перечисленные выше документы (техническое законодательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствия) являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием. Иначе говоря, техническое регулирование — это правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

Термин «техническое регулирование» появился относительно недавно в связи с подготовкой Российской Федерации к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). В одном из важнейших документов ВТО — Соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ) ставится условие о недопустимости создания излишних препятствий в международной торговле (ст. 2, п. 2.2). В оригинале документа, написанном на английском языке, был применен термин «technical regulation». Указывалось, что члены соглашения по ТБТ будут подготавливать, принимать или утверждать «technical regulations» таким образом, чтобы они не были ограничительными для торговли в большей степени, чем это необходимо для выполнения законной цели.

Иными словами, в контексте упомянутой статьи Соглашения под термином «technical regulation» подразумевается некий документ, который получил в официальном переводе на русский язык Руководства ИСО/МЭК 2 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» наименование: «технический регламент». Здесь смысл слова «regulation» соответствует русскому слову «предписание».

В Руководстве ИСО/МЭК 2 регламент определен как документ, «содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти». Соответственно, технический регламент — это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Однако термин «regulation» имеет и другое значение — «регулирование», т.е. некоторую деятельность. Например, в материале, подготовленном в 2000 году Подкомитетом Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) по стандартам и соответствию, он используется именно в этом значении: «Информационный материал по установившейся практике технического регулирования».

Техническое регулирование в международном понимании этого термина включает деятельность по стандартизации, деятельность по разработке и применению технических регламентов и деятельность по оценке соответствия.

Деятельность по техническому регулированию является законорегулируемой и осуществляется на основании действующего законодательства.

Техническое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач:

1. Регулирование внутреннего рынка.

2. Создание благоприятных условий для развития внешней торговли.

Первая задача вызвана необходимостью выработать механизм формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе создания и движения товара, который отвечал бы требованиям реформирования нашей экономики, придания ей социальной ориентации, повышения конкурентоспособности продукции и экономики в целом. Государство при этом устанавливает требования безопасности на базе оценки риска применения продукции с учетом реальных социально-экономических возможностей. Потребительские свойства формируются рынком. Задача же государства в этой области состоит в том, чтобы создать равные и благоприятные условия для всех участников рынка.

Вторая задача вызвана проблемами глобализации. Необходимо создать такой механизм технического регулирования, который, с одной стороны, позволял бы вести экономически выгодную для государства политику во внешней торговле, а с другой — был бы гармонизирован с правилами, установленными международным сообществом.

В соответствии с этими двумя задачами можно условно сформулировать две группы принципов.

Первая группа — это основные принципы технического регулирования для внутреннего рынка. Они предусматривают следующие условия:

— соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития. Устанавливаемые в технических регламентах требования должны быть минимально необходимыми для достижения целей регулирования;

— применение единых правил установления требований к продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг;

— единство и обязательность для исполнения на всей территории России требований технических регламентов;

— применение национальных стандартов как доказательной базы выполнения требований технических регламентов;

— формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции;

— независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей;

— наличие единой системы и правил аккредитации, недопустимость совмещения деятельности по аккредитации и сертификации и ограничения конкуренции при выполнении этих работ;

— недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

— установление в технических регламентах эксплуатационных характеристик.

Суть второй группы принципов сводится к тому, чтобы накладываемые на изготовителей и продавцов разных стран обязательные требования к продукции и связанным с ними процессам ее проектирования, производства, строительства и т.д. не перерастали в торговые барьеры. Страны должны стремиться создавать такие механизмы, которые позволили бы избежать препятствий в торговле при введении в действие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Международная практика в этой области базируется на следующих основных положениях.

Устранение избыточных барьеров в торговле. Товар отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолевать на своем пути различного рода барьеры и, прежде всего, тарифные (таможенные пошлины, квоты) и технические (нетарифные). Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Технические барьеры являются результатом принятия странами технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. При этом из-за разницы в социально-экономическом развитии, климате, национальных традициях, вкусах и т.д. разных стран эти регламенты, стандарты и процедуры могут отличаться друг от друга. Государства имеют возможность принимать во внимание эти факторы в законодательстве на том уровне, который считают необходимым. Вместе с тем необходимо стремиться разрабатывать гибкие технические регламенты, которые в минимальной степени были бы ограничительными для торговли. Поэтому технические регламенты должны устанавливать эксплуатационные, а не конструкционные требования.

Если обстоятельств, заставивших принять повышенные требования, больше не существует или цели регулирования могут быть достигнуты другими, менее ограничительными мерами, такие меры должны быть применены. Подобные действия необходимо предпринять и в случае, если принятые условия регулирования не соответствуют риску недостижения целей. Обязательства по устранению технических барьеров в торговле относятся также к процедурам оценки соответствия и стандартам.

В качестве примеров технических барьеров можно привести следующие.

В начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», т.к. в продуктах был обнаружен сульфонамид — вещество, потенциально способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина заключалась в различии требований международных и национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом более жесткие, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен. В связи с этим были проведены переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования. Это пример естественного технического барьера.

Но можно говорить и об искусственно созданных технических барьерах для России, как страны, не являющейся членом ВТО. Так, поставленные на рынок Швеции и Швейцарии отечественные автомобили были выполнены с учетом требований такой международной организации, как ЕЭК ООН. Однако импортеры вышли за рамки установленных ею требований: в Швеции были предъявлены более жесткие требования по токсичности выхлопных газов; в Швейцарии установили норму по уровню шума 77 дБ, в то время как по нормам ЕЭК ООН допускается до 80 дБ. Также можно привести множество подобных примеров, касающихся продуктов питания, импортируемых Россией, причем количество завышенных требований достигает 15 позиций.

Существование и значимость барьеров определяется политикой государств, в частности устанавливаемой ими системой технического регулирования.

Недискриминационная основа. Этот принцип устанавливает, что требования технических регламентов для допуска в страну импортируемой продукции должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для допуска собственной продукции на свой рынок. Такой же режим распространяется и на процедуры оценки соответствия. Это, в частности, означает, что условия сертификации для импортируемой продукции должны применяться на недискриминационной основе, в том числе по срокам ее проведения и стоимости.

Гармонизация. Она предполагает использование международных стандартов в качестве основы для национальных технических регламентов в том случае, если они обеспечивают достижение целей технического регулирования. Международные стандарты должны применяться также в качестве основы для процедур оценки соответствия, если они не противоречат целям регулирования.

Эквивалентность. Разработка международных стандартов может оказаться длительной из-за необходимости достижения консенсуса по технически сложным вопросам. Поэтому наряду с принципом гармонизации предлагается принцип эквивалентности, смысл которого сводится к тому, что страны должны положительно воспринимать технические регламенты других стран как эквивалентные их собственным при условии достижения тех же целей технического регулирования.

Взаимное признание результатов оценки соответствия. Странам предлагается вести на постоянной основе переговоры о взаимном признании результатов оценки соответствия и достигать при этом положительных результатов.

Тема 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Необходимость этого вызвана тем, что процедуры оценки соответствия могут создавать технические барьеры в торговле, если продукция, поставляемая в другие страны, должна быть вторично подвергнута оценке соответствия вследствие различий в требованиях как к самой продукции, так и к процедурам оценки. Это может быть обусловлено чисто техническими причинами, но зачастую в основе лежит заинтересованность бизнеса или чиновников. Единых моделей взаимного признания не существует, но есть типовые подходы и элементы, которые могут рассматриваться на переговорах. Прежде всего, это признание сертификатов и знаков соответствия, выданных аккредитованными органами за рубежом, в качестве эквивалентных. Кроме того, это перечень продукции, подпадающей под соглашение о взаимном признании, и способы ее идентификации. В этот перечень могут быть включены критерии признания компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий в каждой стране и их опубликованный список. И, наконец, соглашения о взаимном признании могут предусматривать разрешение противоречий на основе обмена информацией и совместного мониторинга.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Правовые и нормативные основы стандартизации, метрологии и сертификации

    Понятия, термины и определения в формулировке ФЗ РФ "О техническом регулировании". Содержание и применение технических регламентов. Цели и принципы стандартизации. Основные положения системы обеспечения единства измерений. Единицы физических величин.

    курс лекций , добавлен 04.11.2014

  • Товароведение и экспертиза товаров

    Техническое законодательство как основа деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации. Теоретические и организационные основы стандартизации. Предмет, задачи, способы и методы метрологии. Сертификация как процедура подтверждения соответствия.

    методичка , добавлен 13.11.2013

  • Понятие и задачи стандартизации и метрологии в Казахстане

    Характеристика стандартизации: цели, задачи, принципы и функции. Упорядочение объектов стандартизации. Параметрическая стандартизация. Унификация. Нормативно-правовые основы метрологии. Единицы измерения физических величин. Методы обработки результатов.

    презентация , добавлен 09.02.2017

  • Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации

    Предмет, задачи и структура дисциплины "правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации". Принципы стандартизации, которая является важнейшим механизмом устранения технических барьеров в международной торговле. Анализ основных видов стандартов.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

  • Стандартизация и сертификация продукции

    Структура органов национальных служб стандартизации и метрологии. Порядок применения технических регламентов. Эффективность работ по стандартизации. Порядок сертификации продукции. Сроки действия сертификата соответствия и принципы их продления.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

  • Основы стандартизации, сертификации и метрологии

    Основы, цели, задачи и функции стандартизации. Категории и виды стандартов, порядок их разработки. Органы и службы по стандартизации. Метрологические понятия. Классификация измерений. Роль метрологии. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации.

    реферат , добавлен 09.01.2009

  • Технические регламенты

    История технических регламентов в России, их виды и содержание. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменения в системе стандартизации с введением закона "О техническом регулировании". Единая система технического регулирования.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

  • Торговое оборудование

    Классификация торгового оборудования. Понятие типизации, унификации и стандартизации торгового немеханического оборудования. Характеристика требований к весам. Правила эксплуатации торгового холодильного оборудования. Назначение транспортирующих машин.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

  • История стандартизации

    Связь метрологии и стандартизации. Одни из первых стандартизированных унифицированных чертежей. Первые упоминания о стандартах в России. Создание первого центрального органа по стандартизации. Принятие в 1993 году Закона России "О стандартизации".

    презентация , добавлен 16.04.2012

  • Стандартизация и сертификация продукции. Иностранные сертификаты качества

    Основные функции служб стандартизации и метрологии предприятий. Порядок разработки, правила и принципы сертификации продукции. Особенности признания иностранных сертификатов на товары. Государственная гигиеническая регламентация и регистрации продукции.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

Понятие о техническом регулировании

сертификация продукции в России
Главная > Техническое регулирование

Техническое регулирование

Актуальная законодательная база России включает в себя важнейшее понятие современной рыночной экономики – так называемое техническое регулирование, которое объединяет в едином Законе понятия стандартизации и сертификации на основе международных правовых норм. Основная задача технического регулирования заключается в защите интересов юридических и физических лиц, государства и природных ресурсов путём выпуска продукции, технологий и услуг, соответствующих регламентированным стандартам, правилам и нормам.
То есть, говоря более простыми словами, техническое регулирование в государственных масштабах есть не что иное, как стандартизация на основе сочетания действующей европейской модели и классических ГОСТов, знакомых каждому производителю товаров и услуг.

Кроме того, определяемое Законом техническое регулирование позволяет достигать следующих целей:

• придавать торговым отношениям цивилизованный либеральный характер;
• защищать интересы граждан, государства и окружающей среды от вредного производства и опасных товаров;
• гармонизировать действующие нормы и стандарты с международными аналогами;
• стимулировать развитие экономики в правовом эффективном русле;
• выйти на европейский уровень безопасного производства товаров и услуг на основе добровольного и обязательного декларирования соответствия существующим стандартам.

Основной технического регулирования является Технический регламент, разрабатываемый с учётом рекомендуемых стандартов и последующей оценкой соответствия стандартам продукции, производственных процессов, технологий или услуг. Подтверждение (декларирование) соответствия может быть добровольным и обязательным в зависимости от типа рассматриваемого процесса или объектов, классифицируемых законодательством по степени риска для здоровья человека, безопасности частного и государственного имущества, угрозы для жизни животных и окружающей среды.

Особенности и возможности технического регулирования — актуальные задачи новых технических регламентов

Все вышеперечисленные позиции и положения регулируются Федеральным законом РФ «О техническом регулировании», который был принят 27 декабря 2002 года в целях совершенствования рыночных механизмов и взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В новых условиях сложившейся рыночной экономики устаревшие нормы действовали не достаточно эффективно, так что введение этого законодательного акта может рассматриваться как успешная эволюция правовой базы новейшей российской экономики. Кроме того, этот Закон гармонизировал основные принципы технического регулирования с требованиями Всемирной Торговой Организации, устранив большинство препятствий на пути вступления России в ВТО.

Законодательная база в области технического регулирования

Новая законодательная база впитала в себя все насущные требования предыдущих законов «О стандартизации» и «О сертификации», которые утратили силу после принятия Закона «О техническом регулировании». Тем самым была достигнута оптимальная правовая форма, определяющая государственный контроль над производством товаров и услуг, позволяющий предотвратить нанесения вреда здоровью человека, окружающей среде, материальной и интеллектуальной собственности.

Главное отличие Закона № 184, вступившего в силу с 1 июля 2003 года, от предшествующих законодательных актов, касающихся стандартизации, заключается в упрощении обязательных требований к производителям и продукции, а также введением механизма добровольной сертификации.

© Всероссийский центр сертификации РОСПРОМТЕСТ
109004, Москва, ул. Николоямская, дом 29, стр. 1, офис 313
+7 (495) 771-05-86

Поиск Лекций

Стандартизация в системе технического регулирования.

Техническое регулирование в Российской Федерации.

Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации.

Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований продукции, а также в области установления на добровольной основе требований к продукции, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Сфера действия ФЗ «О техническом регулировании»:

1. Разработка, применение и исполнение обязательных требований к продукции.

2. Разработка, применение и использование на добровольной основе требований к продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

3. Оценка соответствия.

Стандарты, на которые действия ФЗ не распространяются:

1. Меры в области охраны труда.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты.

3. Стандарты о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности.

4. Мин. социальные стандарты.

5. Профессиональные стандарты и т.д.

Отношения, на которые ФЗ не распространяется:

Понятие и принципы технического регулирования

Санитарно-эпидемиологические требования.

2. Требования в области охраны труда.

3. Требования в области здравоохранения.

4. Требования к безопасному использование атомной энергетики.

5. Требования к деятельности в области промышленной безопасности и пр.

Принципы технического регулирования:

1. Применение единых правил, устанавливающих требования к продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

2. Соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, а также уровню научно-технического развития.

3. Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей.

4. Принципы единой системы и правил аккредитации.

5. Недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.

6. Недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации и т.д.

Законодательство РФ по техническому регулированию.

Законодательство о техническом регулировании относится к исключительному ведению РФ.

Важным является ФЗ от 27.12.02 «О техническом регулировании» и применяемые в соответствии с ним технические регламенты, стандарты, своды правил и др.

Место международных договоров РФ в сфере технического регулирования.

Если международным договором РФ о области технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ применяются правила международного договора.

Стандартизация в системе технического регулирования.

Понятие стандартизации. Цели стандартизации. Принципы стандартизации. Национальный орган по стандартизации и его функции. Документы в области стандартизации (Стандарт, национальный стандарт, международный стандарт, стандарт иностранного государства, региональный стандарт, свод правил, свод правил иностранного государства, региональный свод правил, предварительный национальный стандарт, свод правил иностранного государства, региональный свод правил, предварительный национальный стандарт).

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования для регулирования производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности работы, продукции или услуг.

Цели стандартизации:

— повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан и их имущества, а также имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

— повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

— обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, работ или услуг;

— проведение анализа характеристик продукции, работ или услуг;

— добровольное подтверждение соответствия продукции, работ или услуг;

— содействие соблюдению требований технических регламентов;

— создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Принципы стандартизации:

— добровольное применение документов в области стандартизации;

— максимальный учет при разработке стандартов, законных интересов заинтересованных лиц;

— применение международного стандарта как основа разработки национального стандарта;

— недопустимость создания препятствий производству и обращения продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это необходимо;

— недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

— обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Национальный орган по стандартизации и его функции.

Национальным органом является федеральное агентство «По техническому регулированию и метрологии»

Функции:

— утверждает национальные стандарты;

— принимает программу разработки национальных стандартов;

— организует экспертизу проектов национальных стандартов;

— обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересов национальной экономики;

— осуществляет учет документов в области стандартизации и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

— утверждает изображения знаков соответствия национальным стандартам.

Документы в области стандартизации.

Стандарт

Национальный стандарт

Международный стандарт

Стандарт иностранного государства

Региональный стандарт

Свод правил

Свод правил иностранного государства

Региональный свод правил

Предварительный национальный стандарт

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.

Стандарт иностранного государства – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации иностранного государства.

Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Свод правил – документ, в области стандартизации, в котором содержатся технические правили иили описание процессов производства, эксплуатации, утилизации продукции, и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Свод правил иностранного государства – свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства.

Региональный свод правил – свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации.

Предварительный национальный стандарт – документ, в области стандартизации, который утвержден национальным органом РФ по стандартизаии и срок дейстия которого ограничен.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Технические регламенты в строительстве

Основополагающим документом для рассмотрения технических регламентов в строительстве служит ФЗ № 184 «О техническом регулировании», в соответствии с которым разрабатывается техническое регламентирование. Но данные регламенты устанавливают только минимально необходимые требования, которые призваны обеспечивать единство измерений, безопасность и т.д., за исключением некоторых случаев, когда необходимо установить требования к «исполнению продукции». Именно таким исключением предстает сфера строительства. Поэтому для регулирования деятельности строителей был принят дополнительный документ – ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Технические регламенты в строительстве определяют обязательные требования к уровню безопасности зданий (сооружений), независимо от их назначения, а также к соответствующим процессам изыскания, проектирования, монтажа, строительства, наладки, эксплуатации и сноса.

Технические регламенты в строительстве включают следующие требования:

  1. Пожарная безопасность.
  2. Механическая безопасность.
  3. Безопасность для здоровья человека, условий его проживания, а также пребывания в здании.
  4. Безопасность при определенных природных явлениях и процессах, а также техногенных воздействиях.
  5. Безопасность для пользователей зданий.
  6. Энергетическая эффективность зданий.
  7. Уровень доступности зданий для групп населения с ограниченными физическими возможностями.
  8. Безопасность воздействия зданий на окружающую среду.

Технические регламенты в строительстве обусловлены ФЗ № 384 ст.3 п.6.

Понятие и принципы технического регулирования.

Данным законом определено, что для четкого соблюдения прилегающих требований в обязательном порядке должен быть применен Перечень национальных стандартов, утвержденный Правительством РФ.

Обязательный перечень национальных стандартов

Заявленный перечень был утвержден Указом Правительства РФ № 1047 – р. В связи с данным указом ни одно здание не будет введено в эксплуатацию, если его характеристики не соответствуют действующим техническим регламентам в строительстве.

Нормы, установленные ФЗ № 384, не применяются к зданиям:

  • определенным к эксплуатации до вступления данных требований в законную силу;
  • строительство, капремонт и реконструкция которых осуществляются в соответствии с документацией, отправленной на госэкспертизу или уже утвержденной ею до вступления данных требований в законную силу;
  • в случае, если проектная документация не подлежит госэкспертизе, и заявление о получении разрешения на строительство подано до вступление данных требований в законную силу.

Данные нормы не действуют в отношении вышеперечисленных ситуаций до капитального ремонта или реконструкции здания.

Добровольный перечень государственных стандартов

Техническим регламентом в строительстве ФЗ № 384 ст.6 п.7 определено, что Национальный орган по стандартизации должен опубликовать и разместить в информационной системе перечень соответствующих документов, применяемых на добровольной основе.

Согласно ФЗ № 184, применение добровольных стандартов является достаточным условием для соблюдения требований технических регламентов в строительстве (ст.16.1 п. 4).

Напротив, неприменение стандартов не является несоблюдением технических регламентов в строительстве. В данном случае допускается использование иной документации для оценки соответствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *