Конструктивный конфликт

12. Деструктивные стороны конфликта

Конфликт является неотъемлемой принадлежностью человеческого общества на протяжении всей истории его существования.

Традиционно в сознании людей сложилась однозначно отрицательная оценка любых конфликтов. Опыт участия в бытовых и семейных ссорах, в конфликтах на производстве, страшные последствия межэтнических, политических конфликтов способствуют укреплению отношения к конфликту как исключительно нежелательному явлению. При этом большинство конфликтов сопровождаются таким крайне отрицательным явлением, как дезинтеграция. Все это подтверждает отрицательное отношение к конфликтам.

В то же время необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт деструктивен, а для кого конструктивен (в случае выполнения конфликтом функции поддержания социально-политической стабильности). Оценивая сложившуюся конфликтную ситуацию, следует учитывать тот факт, что может существовать третья сила, провоцирующая возникновение конфликта, в то время как сами оппоненты, иногда не подозревая об этом, будут выполнять волю этой стороны. В других случаях одна из сторон может хотеть изменить сложившееся положение, пытаясь уклониться от конфликта или разрешить его мирным путем.

В конфликте можно выделить следующие негативные (деструктивные) стороны.

1. Участие в конфликте в тридцати одном из ста случаев приводит к серьезному ухудшению настроения сторон, участвующих в конфликте. Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже в относительное равновесие.

2. Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими, моральными или даже физическими травмами. Так, например, применение физического насилия в конфликтах часто заканчивается смертью одного из оппонентов в результате эскалации конфликта.

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах

Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующих в конфликте. Часто этот стресс настолько силен, что приводит к обострению многих заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также болезней, связанных с нарушениями работы желудочно-кишечного тракта.

4. Результатом конфликта может стать создание образа врага, который сохраняется на длительное время, даже если конфликт уже завершен. При любых незначительных трениях этот образ моментально восстанавливается, что часто приводит к развитию новых конфликтных ситуаций.

5. В случае, когда конфликт прекращается при помощи насилия, к которому прибегает одна из сторон, в следующий раз в аналогичной ситуации (причем даже без достаточных к тому оснований) эта сторона вновь может использовать метод насилия для разрешения конфликта.

6. Поражение понижает самооценку личности.

В отношении влияния на макро– и микросреду выделяют следующие негативные последствия конфликтов.

1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.

2. В случае разрешения конфликта с использованием деструктивного решения, в 19–30 % случаев из 100 % наблюдается серьезное ухудшение взаимоотношений в коллективе.

3. При учащении конфликтов наблюдается резкое снижение групповой сплоченности.

4. Конфликт может привести к ухудшению группового взаимодействия, результатом чего может стать серьезное ухудшение качества работы коллектива в целом. В том случае, если конфликт то вспыхивает то погашается, после завершения конфликта качество работы группы будет понижаться.

Нежелательность конфликта часто объясняют его способностью нарушать нормальное функционирование социума, поскольку изначально он является чуждым элементом системы, которая обладает ресурсами для саморегулирования, позволяющими ей вернуться в состояние равновесия и стабильности.

Методика судебно-баллистического исследования самодельного огнестрельного оружия

Установление принадлежности самодельного стреляющего устройства к категории огнестрельного оружия является основным вопросом, решаемым при криминалистическом исследовании данных объектов. В этом случае исследование осуществляется в соответствии с «Методикой установления принадлежности объекта к огнестрельному оружию».

Кроме указанного вопроса на разрешение экспертизы обычно ставятся вопросы о пригодности оружия к стрельбе и о том, каким способом оно изготовлено. Следует заметить, что ответы на данные вопросы полностью поглощаются ответом на первый вопрос и их решение осуществляется в рамках упомянутой методики.

Сущность «Методики установления принадлежности объекта к огнестрельному оружию» заключается в установлении и оценке соответствия комплекса признаков исследуемого объекта комплексу признаков огнестрельного оружия.

Признаки огнестрельного оружия1Признаки огнестрельного оружия приводятся в соответствии с положениями «Методики установления принадлежности объекта к огнестрельному оружию».

Принадлежность к огнестрельному оружию устанавливается на основании результатов исследования конструктивных признаков материальной части объекта, определяющих его целевое назначение, а также энергетических характеристик, обеспечивающих возможность применения объекта по своему целевому назначению, и определяется по наличию трех основных групп признаков:

  • конструктивные;
  • энергетические характеристики снаряда;
  • надежность.

Конструктивные признаки материальной части объекта характеризуют его целевое назначение и применительно к огнестрельному оружию предполагают как минимум наличие следующих основных элементов конструкции:

  • устройство для разгона снаряда и придания ему направленного движения (ствол);
  • устройство запирания канала ствола;
  • устройство для воспламенения метательного заряда.

Помимо основных, выделяют дополнительные элементы конструкции, указывающие на предназначенность объекта и способствующие его применению по целевому назначению:

  • устройства для удержания и управления;
  • приспособления для прицеливания.

Отсутствие дополнительных элементов конструкции объекта не является определяющим фактором при решении вопроса об отнесении его к категории огнестрельного оружия.

Энергетические характеристики снаряда определяют его способность причинять человеку или животному опасные для жизни или смертельные повреждения.

Огнестрельное оружие промышленного производства в силу своего целевого назначения обеспечивает гарантированное поражение цели, и поэтому для решения вопроса о принадлежности его к таковому исследование баллистических свойств и определение поражающей способности не требуется.

При исследовании поражающего действия снаряда для самодельного огнестрельного оружия определяют удельную кинетическую энергию. В качестве критерия, характеризующего минимальный порог поражаемости, в судебной баллистике и судебной медицине принята величина удельной кинетической энергии снаряда не менее 0,5 Дж/мм2 (0,05 кгм/мм2), рассчитанная на расстоянии 1 м от дульного среза ствола.

Признак надежности характеризует возможность производства неоднократных (более одного) выстрелов из исследуемого объекта без его разрушения и безопасность для стреляющего.

При производстве баллистических экспертиз в целях решения вопроса о принадлежности предмета к огнестрельному оружию эксперт вправе изучать материалы уголовного дела, относящиеся к объекту исследования и способствующие установлению истины.

Оборудование, инструменты, материалы

При решении вопроса об отнесении объекта к огнестрельному оружию необходимо использовать следующие оборудование, инструменты и материалы:

  • пулеулавливатель, обеспечивающий эффективное торможение снарядов, выстреленных из ручного стрелкового огнестрельного оружия;
  • измеритель скорости полета снаряда с точностью измерений 0,1 м/с;
  • устройство дистанционного управления стрельбой;
  • универсальный измерительный инструмент для производства линейных измерений с точностью 0,1 мм;
  • набор слесарных инструментов;
  • элементы снаряжения патронов;
  • весы с точностью измерений не менее 0,01 г;
  • приспособления и инструменты для разряжения (демонтажа) и снаряжения патронов и заряжания оружия;
  • бинокулярный микроскоп;
  • калькулятор;
  • натурную криминалистическую коллекцию образцов огнестрельного оружия и патронов;
  • справочные материалы по материальной части огнестрельного оружия и патронам;
  • средства фиксации исследуемых объектов и иллюстрации экспертных выводов (фотоаппаратура и фотоматериалы, сканеры, устройства цифровой записи, принтеры и т.д.).

Последовательность действий эксперта

1. Оценить конструктивные признаки представленного объекта и при наличии частей и деталей, характерных для огнестрельного оружия, установить, заряжен он или не заряжен.

Если объект заряжен, то с соблюдением мер безопасности его необходимо разрядить, предварительно зафиксировав положение частей, деталей и патронов (или элементов заряжания) в магазине (барабане) и патроннике ствола (стволов).

Исключение могут составлять образцы дульнозарядного огнестрельного оружия (фитильные, кремневые, капсюльные) и примитивные самодельные дульнозарядные стреляющие устройства, разрядить которые с соблюдением необходимых мер безопасности и без нарушения целостности элементов заряжания невозможно. В этом случае первый экспериментальный выстрел (выстрелы) необходимо произвести с использованием тех элементов заряжания, с которыми объект поступил на баллистическое исследование, определив энергетические характеристики снаряда для объектов самодельного изготовления. При невозможности производства выстрела объект должен быть разряжен независимо от полного или частичного разрушения элементов заряжания.

2. Произвести исследование материальной части представленного объекта. Проверить взаимодействие деталей, частей и механизмов.

3. По результатам исследования материальной части объекта и взаимодействия деталей, частей и механизмов установить способ его изготовления: промышленный, кустарный, самодельный.

Для установления способа изготовления объекта должна быть произведена его разборка, поскольку только при разборке можно выявить, например, отдельные детали самодельного изготовления в огнестрельном оружии промышленного производства.

Кроме того, в объекте могут быть скрытые дефекты, которые характеризуют такой признак, как надежность, и влияют на безопасность стреляющего.

Объекты промышленного производства с необратимыми изменениями конструкции, внесенными самодельным способом, или собранные из частей оружия разных моделей (в том числе и не прошедших полного цикла технологической обработки), а также самодельные объекты, в которых использованы детали, части и механизмы промышленного производства, не соответствуют требованиям, предъявляемым к оружию промышленного производства, и имеют измененные или не определенные на момент исследования баллистические свойства, поэтому они должны классифицироваться

и исследоваться по упомянутой методике в части, касающейся исследования самодельного огнестрельного оружия. Выявленные изменения в конструкции должны быть отражены в исследовательской части заключения.

4. Выявить основные конструктивные признаки объекта, определяющие его целевое назначение.

5. В случае наличия у объекта только внешнего сходства с огнестрельным оружием (копии, реплики, макеты, игрушки и т.д.), отсутствия свойственных оружию каких-либо конструктивных элементов, а также установления хозяйственно-бытового или специального назначения объекта, т.е. отсутствия у него предназначенности для поражения цели, исследование завершается и на данной стадии делается вывод, что представленный объект огнестрельным оружием не является (к огнестрельному оружию не принадлежит).

6. В случае если в результате исследования материальной части объекта установлено, что на экспертизу поступил иной вид оружия, имеющий отдельные конструктивные признаки, свойственные огнестрельному оружию, но основанный на другом принципе действия (отсутствует механизм воспламенения метательного заряда и в конструкции не предусмотрено использование энергии его сгорания для придания направленного движения снаряду и механического поражения цели), — такой объект к огнестрельному оружию не относится и должен быть классифицирован как оружие соответствующих типа, модели, модификации.

7. Если установлено, что объект изготовлен самодельным способом, то необходимо выявить комплекс основных элементов конструкции, свойственных огнестрельному оружию: устройство для разгона и направленного движения снаряда (ствол), устройство запирания канала ствола и устройство для воспламенения метательного заряда. Наличие данных элементов конструкции будет указывать на предназначенность объекта для поражения цели.

8. Для решения вопроса о принадлежности объекта самодельного изготовления к огнестрельному оружию необходимо установить, обладает ли объект, имеющий конструктивные признаки огнестрельного оружия, свойственными такому оружию, поражающим действием, прочностью конструкции и надежностью.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Для этого следует произвести экспериментальную стрельбу. Подготовку и заряжание объекта перед экспериментальной стрельбой произвести на основании исследования его материальной части (формы и размеров патронника ствола, расположения бойка, конструкции механизма запирания и т.д.). Если конструкция объекта позволяет достаточно категорично судить о патронах, которые можно в нем использовать, то при заряжании и экспериментальной стрельбе следует использовать данные патроны. Если очевидно, что при заряжании объекта унитарным стандартным патроном и последующей экспериментальной стрельбе обтюрация достигнута не будет (либо это выяснится в процессе экспериментов), эксперт должен ее обеспечить, проведя доработку и демонтаж патрона или раздельное заряжание. Самодельное оружие может быть изготовлено под самодельные патроны, не представленные вместе с объектом. В этом случае эксперт может изготовить патроны сам.

При использовании метода раздельного заряжания самодельных или переделанных патронов эксперт должен определить диаметр канала ствола (камор барабана), произвести заряжание таким образом, чтобы для достижения минимальной достаточной обтюрации газов диаметр снаряда превышал на 2-4% диаметр канала ствола (если ствол нарезной, то диаметр определяется по нарезам), и произвести экспериментальную стрельбу, не внося каких-либо изменений, затрагивающих материальную часть исследуемого объекта. В качестве материала снаряда использовать сплав на основе свинца. Перед заряжанием измерить массу и диаметр снаряда.

При исследовании дульнозарядных стреляющих устройств в качестве заряда целесообразно использовать дымный порох. Его навеска определяется по формуле

где S — площадь поперечного сечения снаряда, мм2;

0,05 — минимальная кинетическая энергия, необходимая для причинения проникающего ранения телу человека;

5 — сокращенное в процессе вывода формулы значение энергии, выделяемой при сгорании 1 г дымного пороха.

При использовании навески пороха, вычисленной по данной формуле, снаряд при вылете из канала ствола заведомо обладает минимальной энергией, необходимой для поражения тела человека.

9. Произвести экспериментальную стрельбу в пулеулавливатель с использованием измерителя скорости полета снаряда и устройства для дистанционного управления стрельбой с соблюдением необходимых мер безопасности.

10. В процессе экспериментальной стрельбы произвести измерения скорости полета снаряда на расстоянии 1 м от дульного среза ствола. В целях объективизации данных экспериментальной стрельбы целесообразно произвести три выстрела и на основании их результатов вывести среднее значение начальной скорости.

11. Определить кинетическую энергию снаряда (?, Дж). Рассчитать площадь поперечного сечения снаряда (S, мм2). Определить удельную кинетическую энергию снаряда (Eуд, Дж/мм2).

12. Сравнить полученное значение ЕEуд с величиной 0,5 Дж/мм2. Если полученное значение Eуд равно и более 0,5 Дж/мм2, то данное обстоятельство свидетельствует о том, что объект обладает достаточной поражающей способностью, вследствие чего экспериментальная стрельба прекращается.

Если при производстве экспериментальной стрельбы будет установлено, что удельная кинетическая энергия снаряда не достигает 0,5 Дж/мм2, эксперт обязан изменить условия заряжания (увеличить метательный заряд, массу снаряда, обтюрацию и т.д.) и продолжить экспериментальную стрельбу до тех пор, пока удельная кинетическая энергия снаряда не достигнет или не превысит 0,5 Дж/мм2. На основании полученных результатов делается вывод об отнесении предмета к огнестрельному оружию.

Если в процессе производства экспериментальной стрельбы до достижения значения удельной кинетической энергии снаряда в 0,5 Дж/мм2 происходит разрушение конструкции или ее деформация, прорыв пороховых газов, создающий опасность для стреляющего, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что исследуемая конструкция не обладает достаточной прочностью и надежностью и не отвечает требованиям безопасности, вследствие чего не может быть отнесена к огнестрельному оружию.

Формулирование выводов

По результатам проведенных исследований объекта делается вывод о его принадлежности к огнестрельному оружию, который формулируется на основе выявленного комплекса признаков (конструктивные, энергетические характеристики, надежность).

В зависимости от результатов исследования материальной части объекта, энергетических характеристик и его надежности экспертом могут быть сформулированы выводы:

  • о принадлежности объекта к огнестрельному оружию;
  • о непринадлежности объекта к огнестрельному оружию;
  • о невозможности решения вопроса.

При наличии комплекса признаков делается вывод о том, что исследуемый объект относится к огнестрельному оружию. В выводах указывается способ изготовления. Также должны быть указаны его калибр, вид патронов, которыми можно производить выстрелы, и он должен быть классифицирован по типовой принадлежности (например: нарезное короткоствольное неавтоматическое, короткоствольное с гладким каналом ствола неавтоматическое и т.д.).

Вывод о том, что исследуемый объект не относится к огнестрельному оружию, формулируется в следующих случаях:

  • объект имеет специальное назначение и не предназначен для поражения цели (отдельные конструктивные признаки, характерные для огнестрельного оружия, такие как ствол, запирающий механизм, могут присутствовать);
  • объект не является оружием в силу своего хозяйственно-бытового назначения (макет, копия, реплика, игрушка, бытовой строительный инструмент и т.д.);
  • объект является оружием другого принципа действия, не использующим в своей конструкции энергию сгорания метательного заряда;
  • объект самодельного изготовления имеет комплекс конструктивных признаков, свойственных огнестрельному оружию, но не обладает достаточной поражающей способностью (особенности конструкции по каким-либо причинам не обеспечивают необходимой удельной кинетической энергии снаряда: конструкция разрушается при выстреле и не отвечает требованиям безопасности);
  • объект самодельного изготовления имеет отдельные конструктивные признаки огнестрельного оружия, но из него невозможно произвести выстрел (отсутствуют некоторые детали, необходимые для производства выстрела; не завершено изготовление объекта — полуфабрикат, заготовка; отдельные детали имеют дефекты, препятствующие правильному взаимодействию механизмов для производства выстрела; конструкция несовершенна, из нее невозможно произвести выстрел и т.д.).

Вывод о невозможности решения вопроса формулируется в случае, если объект самодельного изготовления имеет комплекс конструктивных признаков, свойственных огнестрельному оружию, но из него невозможно произвести выстрел.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Стр 1 из 4Следующая ⇒

Конфликты, причины конфликтов, виды конфликтов, способы разрешения конфликтов

Конфликт— это несогласие сторон или сознательное поведение одной стороны вступающая в противоречие с другой стороной. Конфликты по своему назначению призваны способствовать удовлетворению потребностей людей. В конфликтной ситуации каждая из сторон стремится добиться своей цели, решения своих задач, утверждения и принятия ее точки зрения. На практике это часто осуществляется за счет ущемления интересов противников и устранения позиций оппонентов. Конфликт — это высшая стадия в развитии противоречий, это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которыми могут быть конкретные лицама или группы.

Причины конфликтов:

  • Распределение ресурсов. Р-сы всегда ограничены и рук-во должно решить, как распределить их между разл группами, чтобы наиб эфф-ным образом достигнуть целей орг-ции. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества.
  • Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
  • Различия в целях. Специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
  • Различия в представлениях и ценностях. Представления о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.
  • Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
  • Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

Типы конфликтов

Внутриличностный конфликт. Он может принимать различные формы

o ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы

o производственные требования не согласуются с личными потребностями, интересами, ценностями,

o ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.

2. Межличностный конфликт. Наиболее распространенный и проявляется по-разному:

o борьба руководителей за огранич рес-сы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. К этой группе относятся хорошо знакомые конфликты между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии,

o столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

3. Конфликт между личностью и группой.

o если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности,

o руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных.

4. Межгрупповой конфликтеория.

o В организациях между форм и неформ группами могут возникать конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться "рассчитаться" с ним снижением производительности или конфликт между профсоюзом и администрацией.

1. Структурные методы разрешения конфликтов:

Разъяснение требований к работе — это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликтеория Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.

Координационные и интеграционные механизмы — это один из самых распространённых механизмов — цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.

Общеорганизационные комплексные цели — эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики- направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Структура системы вознаграждений — вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

2. Межличностные стили разрешения конфликтов:

Уклонение — этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание — при таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Принуждение— в рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

Компромисс — этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы. Данный стиль- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта: определите проблему в категориях целей, а не решений; после того, как проблема определена, определите решения, приемлемые для всех сторон; сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны; создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией; во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.
· Влияние генетических факторов на возникновение конфликтных ситуаций в подростковом возрасте · Психология в притчах и примерах · Как разговаривать с неадекватными родителями учеников и предотвратить их агрессию Яндекс.Директ
Навесные мониторы наподголовникПодарок ИК-наушники! Доставка по Москве и России. Продажа. Установка.Подголовники с DVDПотолочные мониторы DVD/TVПодлокотники с DVDdiscout.ruАдрес и телефон
Терапевт при алкоголизме. ЗвонитеПсихотерапевт при наркомании и алкоголизме. Опытные врачи. Анонимно!Оплата удаленноАнализ анонимноКак выбрать кодировкуНарколог на дом24narko.ruАдрес и телефонЕсть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.

Негативные последствия конфликтов

Школьная служба примирения (ШСП)Службы примирения, службы медиации, комиссии по урегулированию споров.школьные-службы-примирения.рфАдрес и телефон

Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить какдеструктивные или конструктивные. Итогом деструктивногостолкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивнымявляется конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

1234Следующая ⇒

ПОВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА

Опираясь на работы Давида Джонсона, Е. Мелибруда предлагает одну из возможных моделей поведения в конфликтной ситуации. Автор вы­деляет факторы, которые, по его мнению, могут способствовать конст­руктивному разрешению конфликтов. От страницы к странице психо­лог настойчиво призывает нас заняться в первую очередь собой, свои­ми ошибками в общении, недостатками своей личности; только при этом условии перед нами могут открыться новые перспективы меж­личностных отношений.

Печатается по изданию: Мелибруда Е. Я —Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения.

Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986.

Я уже писал о широко распространенном убеждении об отрицательной роли конфликтов. Большинство людей предпочитает избегать конфликтных отношений, не гово­рить о них, скрывать их, пока возможно. Писал я и о не­благоприятных последствиях подобного образа мышле­ния.

Всем понятно, что конфликты существовали и будут су­ществовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимо­отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты беспо­лезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с дру­гом. Картина общества без межличностных конфликтов ка­жется мне чем-то чудовищным, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы и аутентично­сти. Однако ничто Подобное нам не угрожает. Поэтому вместо того, чтобы пугать себя картинами бесконфликт­ного существования, давайте лучше задумаемся о том, су­ществует ли какая-нибудь возможность конструктивного и успешного поведения в случае конфликта. Эта тема во­истину неисчерпаема, ей одной можно было бы посвятить целую книгу.

Здесь же, опираясь на работы Давида Джонсона, идеи которого я неоднократно использовал в своей психологи­ческой практике, я хочу предложить одну из возможных моделей поведения в конфликтной ситуации.

Важную роль в конструктивном разрешении конфлик­тов играют следующие факторы:

— адекватность отражения конфликта;

— открытость и эффективность общения конфликту­ющих сторон;

— создание климата взаимного доверия и сотрудни­чества;

— определение существа конфликта. Остановимся на каждом из этих факторов отдельно.

Адекватное восприятие конфликта

Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и пози­ции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оп­понента. К типичным искажениям восприятия относятся:

• «иллюзии собственного благородства» — в конфликт­ной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жер­твой нападок злобного противника, моральные прин­ципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствуют в нашу пользу. В большинстве конф­ликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет.

• «Поиск соломинки в глазу другого» — каждый из про­тивников ясно видит недостатки и погрешности друго­го, но не осознает таких же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реа­гирует на его действия.

• «Двойная этика» — даже тогда, когда противники осоз­нают, что совершают одинаковые поступки по отно­шению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и за­конные, а действия оппонента — как нечестные и не­позволительные.

• «Все ясно» — очень часто каждый из партнеров чрез­мерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнера, наоборот, плохи и неадекватны. Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. В любом конфликте партнеры ис­пытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или даже ненависть к другому, желание, чтобы противник отказал­ся от своей позиции, с другой — у оппонентов есть, хотя и очень приглушенные, более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих взаимоот­ношений, а также стремлением к взаимопониманию и со­гласию.

Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости, потому что ясно видишь и чув­ствуешь только враждебность партнера, не замечая ника­ких других чувств с его стороны. Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допус­кая, что партнер настроен исключительно враждебно, на­чинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неверным, немедленно подтверждается. Зная о подобных представле­ниях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях: не возникают ли подобные искажения и у Вас, когда вы пытаетесь разрешить тот или иной конфликт.

Это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуа­ции коммуникация, как правило, ухудшается. Противни­ки охотнее пользуются способами общения, затрудняю­щими понимание того, что, собственно, происходит. Они в основном стараются сделать противнику больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может по­мочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания. Догадываюсь, что многие читатели в этом месте пожимают плечами и ду­мают: «Легко сказать, а на самом-то деле…».

Действительно, когда человек «обуреваем» эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Поэтому порой имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь. В этот момент бессмыслен­но пытаться что-то решать, главное, о чем надо заботить­ся, — это о том, чтобы не обидеть и не унизить партнера. Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу лучше, чем спокойная, хладнокровная отпо­ведь, которую противник будет помнить всю жизнь. Под­час, прикрываясь хорошими манерами и вежливым тоном, люди идут на преднамеренное психологическое убийство дру­гого, уничтожая в нем его образ самого себя. В результате партнеры отказываются от поиска конструктивных выхо­дов из конфликта, а только «зализывают раны» и думают о возможной мести.

Взаимное выражение чувств, хотя бы частичное, может помочь в создании условий для использования коммуни­кации в целях конструктивного обмена мыслями. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:

• что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

• Каких реакций я жду со стороны другого?

• Что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так, как я ожидаю?

• На какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?

Вероятно, конструктивному решению конфликта мо­гут способствовать некоторые формы общения, о которых я писал выше, например:

• высказывания, передающие то, как я понял его слова или действия, и стремление получить подтверждение того, что я понял их правильно;

• открытые и личностно окрашенные высказывания, ка­сающиеся моего состояния, чувств и намерений;

• информация, содержащая обратную связь относитель­но того, как я воспринимаю партнера и толкую его по­ведение;

• демонстрация того, что я принимаю партнера как лич­ность вопреки критике или сопротивлению в отноше­нии его конкретных поступков.

Можно также упомянуть, хотя это и кажется очевид­ным, о том, что следует избегать угроз, вранья, попыток скрывать манипуляции партнером, потому что эти дейст­вия продиктованы стремлением взять верх над противни­ком, а не добиться обоюдного согласия.

Создание климата взаимного доверия и сотрудничества

Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним такую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.

Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего резу­льтата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совме­стной деятельности во имя достижения общей цели сбли­жает партнеров, позволяет открывать новые, дополните­льные способы преодоления трудностей и неприятно­стей, связанных с разрешением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень вза­имного доверия, что облегчает риск открытости в обще­нии. Это — момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно со­трудничать с человеком, с которым находишься в конф­ликтных отношениях.

Определение существа конфликта

Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели со­гласовать свои представления о том, как определить ситуа­цию конфликта. Последовательное поведение, направлен­ное на преодоление конфликта в целом, предполагает не­сколько этапов.

1. Определение основной проблемы. Исчерпывающее опре­деление характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосно­вения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осозна­ются, а сходства оказываются неизвестными:

— Как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и за­креплению конфликта?

— Как мой партнер видит проблему? Какие, по его мне­нию, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

— Соответствует ли поведение каждого из нас сложив­шейся ситуации?

— Как можно наиболее лаконично и полно определить нашу общую проблему?

— В каких вопросах мы с партнером расходимся?

— В каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

2. Определение причины конфликта. Даже если мы точно знаем, что нам нравится и что не нравится в нашем поведе­нии, все равно существует большая вероятность, что кон­фликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно понять причины возникновения конф­ликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вооб­ще избежать их:

— нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемле­мым;

— нужно понять, какие мои действия в конфликтной си­туации неприемлемы для партнера;

— необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.

3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.

— Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

— Что мог бы сделать для этого мой партнер?

— Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

4. Совместное решение о выходе из конфликта. Принимая это решение, необходимо учитывать возможные последст­вия каждого из способов разрешения конфликта и осозна­вать, что только совместные усилия партнеров могут при­вести к желаемому результату:

— Каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?

— Что нужно сделать для достижения намеченных целей?

— Какой из способов разрешения конфликта вызывает у нас чувство удовлетворения своей конструктивностью?

5. Реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта.

6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разре­шения конфликта. Если проблему разрешить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желаемых результатов.

И еще на двух моментах мне хочется остановиться.

Первое — перечисленные выше предложения не яв­ляются рецептом чудодейственного способа разреше­ния конфликтов.

Не существует универсальных прие­мов, позволяющих справиться с любой ситуацией.

6.3. Деструктивные функции конфликта Общие деструктивные функции конфликта

Единственным нашим «средством» является наша лич­ность. Описанные этапы разрешения конфликта содер­жат лишь некоторые указания, реализация которых тре­бует с нашей стороны вовлечения .всей нашей личности, усилий, умения, упорства и доброй воли. Но и при этом я не могу гарантировать успех. Вероятность его, однако, тем больше, чем более сознательно мы действуем, ори­ентируясь на какие-то путеводные знаки. Единствен­ным автором своего успеха является тот, кто что-то де­лал и пробовал.

Второе — все последовательные шаги на пути к выходу из конфликта, более или менее сходные с теми, что описа­ны здесь, должны быть в каждом конкретном случае пред­приняты обеими сторонами. Основой для совместных по­исков может стать обмен мнениями, предложениями, со­ображениями по поводу каждого очередного этапа. Это требует, как видим, тесного сотрудничества. Поэтому поиск следует начать, заручившись согласием на такое сотрудничество.

Вспомогательным средством может оказаться запись своих соображений по поводу каждой очередной проб­лемы и своевременное знакомство партнера с ними. Следует помнить, что неудачи вначале еще не определя­ют конечный результат. Важно пробовать, пробовать и пробовать.

Дж. Г. Скотт

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Java тренинги — работа на мобильном | Тест скорочтения — проверить скорость | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

Ответ на задание: примеры конфликтов в истории России и их разрешения

План ответа

1. Пример религиозного конфликта из истории России

2. Пример внутриличностного конфликта в истории России

3. Пример компромиссного разрешения конфликта в истории России

4. Пример профессионального конфликта в истории России

5. Пример кастового конфликта в истории

6. Пример культурного конфликта в истории России

7. Пример социального конфликта в истории России

8. Пример межнационального конфликта, этнического конфликта (то есть конфликта между народами) из истории России

9. Пример локального конфликта в истории России 9.

10. Пример экономического конфликта в истории России

11. Пример неконструктивного разрешения конфликта в истории

12. Пример международного конфликта из истории

13. Пример военного конфликта в истории России

14. Пример регионального конфликта из истории России, а также этнополитического конфликта

15. Пример политического конфликта в истории России

16. Пример межличностного конфликта в истории России

17. Пример конструктивного разрешения конфликта в истории России

Примером религиозного конфликта в истории России можно считать конфликт последователей Льва Толстого (так называемых «толстовцев») и православной церкви. Лев Толстой и его последователи критически относились к господству православия на Руси, к засилью в нем обрядов, механическому, «бездушному», как он считал, отношению духовенства к вере.

Лев Толстой создал свое учение, в котором человек не нес на себе отпечатка греха от рождения, а должен был быть свободен и свят уже по праву рождения.

Его учение стало результатом его внутриличностного конфликта (вот и исторический пример такового): учение церкви стало вразрез с личным опытом и идеалами Льва Толстого, его духовными поисками. Например, Толстой не соглашался с тем, что каждый человек должен находиться в лоне церкви и посещать ее, соблюдая церковные обряды, чтобы душа его была спасена для Господа.

Резкая критика Толстым церкви привела к запрету властями некоторых его публикаций и книг, а затем публичному осуждению и отлучению от церкви (анафеме) в 1901 году. Анафема в народном понимании часто приравнивалась к проклятию, и потому в адрес Толстого посыпался поток писем с угрозами и бранью от ревнителей религии.

Затянувшийся конфликт между толстовцами и православными сглаживается сегодня с помощью компромиссного решения обеих сторон. Обе стороны в таком случае разрешения конфликта идут на определенные уступки друг другу. Например, православная церковь дипломатично объявила позже, что не имела целью проклясть Льва Николаевича, а просто заявила, что он не является ее членом.

Пример профессионального конфликта в истории России – конфликт между ведущими биологами в СССР 30-х годов. Академик-биолог Трофим Лысенко (позже все его предложения были признаны бесполезными и псевдонаучными) выступил резко против селекционера Николая Вавилова, сыграв фатальную роль в его судьбе. Николай Вавилов не без участия Лысенко был арестован и расстрелян как враг народа.

Наблюдения Вавилова за растениями шли вразрез с идеями Лысенко, и позже гениальность Вавилова подтвердилась однозначно, в то время, как фантазии Лысенко (его идиотские предложения по агрономии и земледелию стали одной из причин голода в начале 30-х, тем не менее, Лысенко вслед за этим получил несколько высших наград правительства СССР) стали позором в истории науки.

Примером кастового конфликта из истории может служить кастовый бунт в Индии в марте 2016 года. Массовые беспорядки и драки с полицией устроила каста джатов штата Харьян. Каста требовала… перевода ее в разряд низших каст, которые имеют правительственные льготы.

Деструктивный конфликт: способы разрешения

Льготами же правительство Индии пытается решить проблему дискриминации низших каст, в том числе неприкасаемых.

Этих людей часто бьют, унижают, выгоняют из различных мест общественного пользования и отказывают им в помощи и общении. Люди часто верят в то, что прикосновение и общение с низшими кастами оскверняет. Кастовые конфликты часты в современной Индии в то время, как официальное деление на касты в стране запрещено. Как видите, очередной кастовый конфликт несколько иного рода: теперь низшей кастой в Индии официально быть выгодно.

Пример культурного конфликта в истории России и одновременно конфликта социального, то есть конфликта общественных интересов, социальных групп. Таковым примером может служить конфликт между «стилягами» 1960-х и 1970-х годов и властями СССР, а также консервативным обществом. В основе лежал культурный конфликт – консерваторы осуждали яркие необычные наряды, раскованное и развязное поведение «стиляг», свободу нравов в молодежной среде. Также интересы социальных групп властей и консерваторов были различны: первые препятствовали проникновению западной культуры в СССР, вторые, наоборот, интересовались ею, любили ее и всячески распространяли.

Гонения на «стиляг» — любителей западной рок- и поп-музыки начались с «глушения» вещания западных станций. Продолжились они милицейскими разгонами мест их сборов, газетной травлей, «пропесочиванием» и выговорами на местах работы и учебы «стиляг» и даже исключениями из учебных заведений «неблагонадежных». Причиной гонений являлась политика «холодной войны», в которую оказались втянуты СССР и западные страны, оказавшись по разные стороны баррикад.

Пример локального конфликта в истории и одновременно конфликта межнационального, этнического, и одновременно к тому же конфликта экономического может служить недавнее событие в Москве. Это массовая драка в мае 2016 года у Хованского кладбища в Москве, в которой погибли несколько человек. В драке участвовало около двухсот человек, по данным СМИ, уроженцы Кавказа, представители рэкет-структур напали на уроженцев Средней Азии, обслуживавших похоронный бизнес Хованского кладбища.

Локальным конфликт можно назвать по той причине, что он не затронул другие города и регионы. Межэтническим и межнациональным – потому, что в нем участвовали ярко выраженные два лагеря представителей разных национальностей, этносов, отличных по культуре и традициям. Экономическим конфликт является потому, что имеет денежную подоплеку: по информации СМИ причиной драки стало желание рэкетиров «собрать дань» со среднеазиатов, которые дали в ответ отпор.

Эту же печальную и трагичную историю можно считать ярким примером неконструктивного разрешения конфликта. В основе его лежали экономические интересы: каждая сторона была заинтересована в высоком доходе. Однако чеченская сторона не нашла способа достичь данного дохода без насилия, а среднеазиатская – предотвратить вооруженное нападение на себя. Итогом стали жертвы и пострадавшие.

Примером международного конфликта в истории России можно считать Вторую мировую войну и нападение гитлеровских войск на Советский Союз в 1941 году. На международность конфликта тут указывает нарушение границ другого государства армией одного и участие нескольких государств – в данном случае Германии, СССР, США, Франции и Великобритании на стороне СССР и других. Эта же война может служить и примером военного конфликта нашей истории.

Примером регионального конфликта в истории России (а также этнополитического конфликта) можно считать конфликт в Чечне, охвативший весь регион Чеченской республики, а также практически весь регион Кавказа. Хотя конфликт прямо или косвенно затрагивал жизнь почти каждого россиянина (армейской мобилизацией, новостными сообщениями, налогообложением), непосредственные военные действия сосредоточились лишь в одном регионе одной страны. Масштаба конфликта явно недостаточно, чтобы назвать его всероссийским.

Примером политического конфликта российской истории

служит противоборство между коммунистической партией и движением «Наш дом – Россия» на выборах Президента России в 1996 году. Одновременно конфликт имеет все признаки и межличностного конфликта. В предвыборном сражении сошлись две личности, два кандидата с совершенно разными идеями, программами построения общества и экономики России: коммунист Геннадий Зюганов и центрист Борис Ельцин. Точно так же по поводу будущего России разделились мнения и жителей страны.

Данный конфликт имеет пример конструктивного разрешения конфликта. Выборы окончились победой Ельцина, это было официально признано в международном порядке, и Ельцин вступил на второй президентский срок, приступив к своим обязанностям. Компартия же продолжила свою политическую деятельность в составе ГосДумы и других органов власти РФ.

Условия и факторы продуктивного завершения конфликтов

Условия завершения конфликта

Выделяют исторические, правовые, организационные, психологические условия завершения конфликтов. Большинство условий успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражают особенности поведения и взаимодействия оппонентов.

К условиям продуктивного разрешения конфликтов относятся:

  • прекращение конфликтного взаимодействия;
  • поиск общих или близких по смыслу точек соприкосновения оппонентов;
  • снижение интенсивности негативных эмоций;
  • уменьшение количества негативных эмоций противоположной стороны;
  • обеспечение объективного обсуждения проблемы конфликта;
  • учет статуса участников конфликта;
  • выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта.

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта.

Поиск общих или близких по смыслу точек соприкосновения в интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на лице оппонента.

Во время решения конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательной мысли о оппоненте и в отрицательных эмоциях, которые он вызывает. Чтобы взяться за решение конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное — снизить интенсивность, пережить негативные эмоции от общения с оппонентом.

Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, по которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия.

Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок облегчает негативное восприятие оппонента.

Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит обязательно принять или оправдать.

Конструктивный конфликт

Однако это расширит представление о оппоненте, сделает его более объективным.

В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей и социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него необходимо положится в решении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие как: положительная оценка некоторых действий оппонента; готовность идти на сближение позиций; обращение к третьей стороне, авторитетной для оппонента; критическое отношение к самому себе; уравновешивание собственного поведения и др.

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному со искательному устранению противоречий. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны объединяют усилия для завершения конфликта, необходимым является учет статуса (должностного положения) друг друга. Сторона, которая занимает низкое положение, имеет статус младшего, должна осознавать пределы уступок, что может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные требования могут спровоцировать сильную сторону на возвращение к конфликтному противоборству.

Еще одно важное условие — выбор оптимальной стратегии решения, что соответствует данным обстоятельствам.

Факторы завершения конфликта

Успешность завершения конфликтов зависит от того, насколько стороны конфликта учитывают факторы, которые оказывают влияние на этот процесс.

К этим факторам относятся:

  • время — наличие времени для обсуждения проблемы, выяснение позиций и интересов, принятия решений, сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия способствует повышению вероятности нахождения альтернативы, которая отличается большей агрессивностью;
  • третья сторона — участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают оппонентам решить проблему;
  • своевременность — стороны берутся за решение конфликта на ранних стадиях его развития.
  • логика проста — меньше противодействия — меньше вреда — меньше обид и претензий — больше возможностей для того, чтобы договориться;
  • равновесие сил — если стороны конфликта примерно одинаковы по возможностям (одинаковый статус, должностное положение, вооружение и т.п.), то они вынуждены искать способы мирного решения проблемы. Конфликты более конструктивно решаются тогда, когда между оппонентами нет зависимости в работе;
  • культура — высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления решаются более конструктивно при наличии у оппонентов высоких деловых и моральных качеств;
  • единство ценностей — наличие согласия между сторонами-конфликта по поводу того, что должно представлять собой приемлемое решение. Иными словами, конфликты есть более-менее регулируемыми, когда у их участников есть общая система ценностей, общие цели и интересы;
  • опыт (примеры) — наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов;
  • отношения — хорошие отношения между оппонентами способствуют более полному разрешению конфликта .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *