Системно деятельностный подход

Автор: Чаптыкова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бейская СОШИ"
Населённый пункт: Республика Хакасия, с Бея
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках в начальных классах."
Дата публикации: 13.10.2017
Раздел: начальное образование

Системно-деятельностный подход на уроках в начальных классах.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой

знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами,

именами, понятиями. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания

репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их

результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных

ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых

требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать

последствия тех или иных изменений.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые

требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна

сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий,

обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к

самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных

сферах личностного развития.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который призывает не давать готовые

знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями,

без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и

деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы

целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто

вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание

учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной

самоорганизации.

Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность,

организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения

полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для

решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.

Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования

являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

— искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

— думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически

относиться к тому или иному высказыванию, предложению,

— сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты,

договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

— приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и

внести свой вклад, организовать свою работу;

— адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко

противостоять трудностям, находить новые решения.

Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат –

знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к

осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором

главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной

познавательной деятельности школьника.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в

процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения

приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю

инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая

форма работы.

Возьму самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой

темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме.

Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот

ответ получен. Разрешается учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с

соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5

минут. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо

продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще

раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения

учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после

выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при

изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то

другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику,

выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их

возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”.

Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса

одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым

обогащая, закрепляя и свои знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме

обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями.

Доклад на тему: "Системно — деятельностный подход на уроках в начальной школе по ФГОС"

А вот работая

в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея

возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости,

консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки

выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения

становится более успешным.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности

даёт групповая форма работы.

Работая в группе, каждый ученик класса получит возможность либо

продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила или еще раз получить

разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

В начальной школе не обойтись без игровой деятельности.

Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает им

усвоить любой учебный материал.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в

процессе исследовательской деятельности.

Поэтому следующая технология – участие в проектной

или исследовательской деятельности.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной

учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять

приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так

и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.

Использование активных и интерактивных методик.

Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность,

а

также

проектную

деятельность

обеспечивающих

свободный

поиск

эффективного,

отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и

групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении

младших школьников, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно

изменяющихся условиях.

Изучает, значит, понимает,

понимая – моделирует,

моделируя – прогнозирует,

ставит цели, планирует,

организует, контролирует,

а, значит, управляет,

управляя – изучает.

В раздел образования

Анализ ФГОС основного общего образования

Структура ФГОС включает совокупность требований, обязательных при реализаций основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями , имеющего государственную аккредитацию .

ФГОС предъявляет к выпускнику основной школы следующие требования: освоение основной образовательной программы основного общего образования ,значимость ступени общего образования для дальнейшего развития учащихся(выпускника).

В основе построения основной образовательной программы общего образования лежат принципы

1)Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

2)стандарт должен быть положен в основу деятельности: работники образования, руководство образовательного учреждения и т.д.

3)ГОС разработан с учетом национальных потребностей народов РФ

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

В учебном плане на изучении географии отводится 68 часов.

Основными целями изучения дисциплины география являются

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Системно-деятельностный подход в начальной школе

Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Требования к методическому обеспечению изучения дисциплины предусматривают государственный образовательный стандарт и федеральный государственный стандарт.

Основные отличия ФГОС от ГОС первого поколения Свое время воспринимали с целью сохранения единой образовательной системы в РФ. В ФГОС водителя как средство обеспечения стабильного качества образования.

Автор: Чаптыкова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бейская СОШИ"
Населённый пункт: Республика Хакасия, с Бея
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках в начальных классах."
Дата публикации: 13.10.2017
Раздел: начальное образование

Системно-деятельностный подход на уроках в начальных классах.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой

знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами,

именами, понятиями. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания

репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их

результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных

ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых

требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать

последствия тех или иных изменений.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые

требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна

сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий,

обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к

самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных

сферах личностного развития.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который призывает не давать готовые

знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями,

без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и

деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы

целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто

вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание

учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной

самоорганизации.

Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность,

организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения

полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для

решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.

Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования

являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

— искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

— думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически

относиться к тому или иному высказыванию, предложению,

— сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты,

договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

— приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и

внести свой вклад, организовать свою работу;

— адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко

противостоять трудностям, находить новые решения.

Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат –

знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к

осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором

главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной

познавательной деятельности школьника.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в

процессе исследовательской деятельности.

Это способствует тому, что знания и учебные умения

приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю

инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая

форма работы.

Возьму самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой

темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе

Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот

ответ получен. Разрешается учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с

соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5

минут. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо

продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще

раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения

учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после

выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при

изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то

другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику,

выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их

возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”.

Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса

одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым

обогащая, закрепляя и свои знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме

обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая

в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея

возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости,

консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки

выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения

становится более успешным.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности

даёт групповая форма работы.

Работая в группе, каждый ученик класса получит возможность либо

продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила или еще раз получить

разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

В начальной школе не обойтись без игровой деятельности.

Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает им

усвоить любой учебный материал.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в

процессе исследовательской деятельности. Поэтому следующая технология – участие в проектной

или исследовательской деятельности.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной

учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять

приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так

и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.

Использование активных и интерактивных методик.

Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность,

а

также

проектную

деятельность

обеспечивающих

свободный

поиск

эффективного,

отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и

групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении

младших школьников, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно

изменяющихся условиях.

Изучает, значит, понимает,

понимая – моделирует,

моделируя – прогнозирует,

ставит цели, планирует,

организует, контролирует,

а, значит, управляет,

управляя – изучает.

В раздел образования

Основные принципы системно-деятельностного подхода

1234Следующая ⇒

Введение

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Понятие системно-деятельностного подхода и его цели

Системно-деятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных принципов:

· деятельности;

· системности;

· минимакса;

· психологического комфорта;

· вариативности;

· творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип системности означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе — самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

Вы точно человек?

Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

1234Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 1829 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Основные принципы системно-деятельностного подхода

1234Следующая ⇒

Введение

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Понятие системно-деятельностного подхода и его цели

Системно-деятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных принципов:

· деятельности;

· системности;

· минимакса;

· психологического комфорта;

· вариативности;

· творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип системности означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе — самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

Статья по теме: "Системно — деятельностный подход в начальной школе "

Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

1234Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 1830 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Технология развивающего обучения

Традиционная (репродуктивная) технология обучения

Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном уровне.

Это древний вид технологии, распространенный и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. При этом главными методами обучения являются объяснение в сочетании с наглядностью, ведущими видами деятельности учащихся – слушание и запоминание, главным требованием и основным критерием эффективности – безошибочное воспроизведение изученного. Деятельность учителя связана с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.

Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний. Вместе с тем традиционная технология имеет и определенные недостатки – она располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, а также слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.

Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения из всех существующих отечественных технологий обучения является одной из наиболее признанных.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В.

Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе

Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования. В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

Л.С. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития. Смысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе развития ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами. До Л.С. Выготского считалось, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и воспитанием.

Л.В. Занкову удалось развернуть на базе обучения в начальных классах педагогический эксперимент, в основу которого была положена идея о том, что можно ускорить развитие школьников за счет повышения эффективности обучения.

Реализация идеи потребовала разработки ряда новых дидактических принципов. Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности. Такой принцип обучения характеризуется не повышением некой абстрактной «средней нормы трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьником не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то его развитие идет слабо.

Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом, однако, не понижается значение практических умений и навыков учащихся.

Л.В. Занков также утверждал, что в изучении программного материала следует идти вперед в быстром темпе. Непреднамеренное замедление, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности.

Параллельно технологию развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их многочисленные ученики. Д.Б. Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновал системно-деятельностный подход к обучению.

К дидактическим идеям технологии развивающего обучения относится также идея стимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. Под рефлексией обучаемого понимается его осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности.

Поскольку процедуры рефлексии тесно связаны с процедурой самоконтроля и самооценки, им в обучении, согласно технологии развивающего обучения, также придается очень большое значение.

Таким образом, основные идеи технологии развивающего обучения сводятся к следующему:

– повышение эффективности обучения (ориентация на «зону ближайшего развития»);

– ведущий принцип – обучение на высоком уровне трудности в быстром темпе;

– содержание образования – опора на теоретические знания в сочетании с развитием практических умений и навыков обучаемых;

– стимулирование рефлексии обучаемых в различных ситуациях учебной деятельности (самоконтроль, самооценка).

Идеи развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса ускоренном темпе. Поэтому нельзя обучать всех учеников быстро и на высоком уровне сложности.

Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 5110;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *