Инклюзивное образование

Категория слушателей: педагогические работники, оказывающие образовательные услуги и коррекционную помощь детям-инвалидам и детям  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе общего образования.

Цель программы: содействовать  формированию у слушателей курсов повышения квалификации необходимого минимума компетенций по осуществлению работы с детьми-инвалидами и с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Задачи программы: 
− сформировать необходимые знания об особенностях интегрированного и инклюзивного образования; 
− обеспечить формирование готовности педагогических работников к учету потребностей лиц-инвалидов и с ОВЗ при реализации интегрированного и инклюзивного образования;
− развивать проектировочные умения планирования собственной профессиональной деятельности для обеспечения без дискриминации доступности качественного образования лицам-инвалидам и  с ОВЗ.

Содержание программы:

  1. Приоритетные направления развития системы специального образования.

    Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы

    Модель образования 2020.

  2. Инклюзивное образование: сущность, современные тенденции развития, проблемы.
  3. История инклюзивного образования в мировой практике.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): общие сведения.
  5. Психолого-педагогические особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Реализация ФГОС с учётом особых образовательных потребностей разных категорий детей с ОВЗ.
  6. Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Обучение в условиях общеобразовательного (интегрированного) класса.
  8. Формы и методы организации коррекционно-развивающего обучения.
  9. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Технология тьюторского сопровождения.

Объем и стоимость:

36 часов — 1200 рублей;

72 часа — 1800 рублей;

108 часов — 2400 рублей;

144 часа — 2900 рублей.

Форма обучения: заочная,с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (дистанционно).

Документ, выдаваемый после прохождения обучения: удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Поиск Лекций

Инклюзивное и специальное образование.

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Что говорит закон? Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного. Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей.

Цель инклюзивного образования — поддержать образование для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих ОУ.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие.В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного воспитанника и, следовательно, обучение и воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

В образовательных учреждениях будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в адаптации к ОУ и усвоению материала. Действительно, наши ОУ должны быть инклюзивными.

Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения.

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты — образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Коррекционные классы общеобразовательных школ — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование — в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Принципы инклюзии.

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов: Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса. Особенности законодательства Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов.

Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья. Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности. Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения. Как все организовать на деле? Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития: в первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки.

Инклюзивное образование

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально. Начинать нужно с детского сада Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями — не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития — не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями. Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на: своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности; выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем; определение оптимального педагогического маршрута; оказание индивидуально-ориентированной помощи; планирование коррекционных мероприятий, разработку программ; оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы; консультативную помощь родителям.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Инклюзивное образование в 2017 году: что изменится в школах, необходимые документы

Категория слушателей: педагогические работники, оказывающие образовательные услуги и коррекционную помощь детям-инвалидам и детям  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе общего образования.

Цель программы: содействовать  формированию у слушателей курсов повышения квалификации необходимого минимума компетенций по осуществлению работы с детьми-инвалидами и с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Задачи программы: 
− сформировать необходимые знания об особенностях интегрированного и инклюзивного образования; 
− обеспечить формирование готовности педагогических работников к учету потребностей лиц-инвалидов и с ОВЗ при реализации интегрированного и инклюзивного образования;
− развивать проектировочные умения планирования собственной профессиональной деятельности для обеспечения без дискриминации доступности качественного образования лицам-инвалидам и  с ОВЗ.

Содержание программы:

  1. Приоритетные направления развития системы специального образования. Модель образования 2020.
  2. Инклюзивное образование: сущность, современные тенденции развития, проблемы.
  3. История инклюзивного образования в мировой практике.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): общие сведения.
  5. Психолого-педагогические особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Реализация ФГОС с учётом особых образовательных потребностей разных категорий детей с ОВЗ.
  6. Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Обучение в условиях общеобразовательного (интегрированного) класса.
  8. Формы и методы организации коррекционно-развивающего обучения.
  9. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Технология тьюторского сопровождения.

Объем и стоимость:

36 часов — 1200 рублей;

72 часа — 1800 рублей;

108 часов — 2400 рублей;

144 часа — 2900 рублей.

Форма обучения: заочная,с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (дистанционно).

Документ, выдаваемый после прохождения обучения: удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из важнейших задач государства – реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования наравне со всеми.

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Данный тезис прописан в «Законе об образовании», а также в Конвенции ООН «О правах инвалидов». Решению этой задачи и призвано помочь инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, этнических, языковых и иных особенностей, могут получать одинаковое образование. Дети обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, в одних и тех же школах. Понятно, что такие школы должны быть особенными и создавать особенные условия для детей и оказывать учащимся специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе.

Стоит пояснить, в чем разница между двумя терминами: «интеграция»

и «инклюзия». Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка.

Сегодня России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Ежегодно происходит увеличение численности данной категории детей. Так, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек.

При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и соответственно доступ к социально-образовательным ресурсам.

В соответствии со статьей 43Конституции Российской Федерациикаждый имеет право на образование. Статьей 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. В этой же статье законодательно утверждается повышенное внимание к особым детям: «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

Инклюзивное образование давно внедряется во многих странах мира, где поставлена цель реализации права на образование любого человека без дискриминации.

Система инклюзивного образования, помимо школы, включает в себя ступень начального образования – детские сады, затем, средне-специальные учебные заведения, средне-профессиональные и учреждения высшего образования. Целью этой системы является создание безбарьерной среды в обучении, люди с ограниченными возможностями должны иметь свободный доступ к знаниям и, в дальнейшем, к получению образования.

Для воплощения в жизнь этих программ необходим целый комплекс мер, таких, как техническое оснащение образовательных учреждений, начиная с создания безбарьерных зон доступа, разработка специальных учебных программ, создание спецкурсов для педагогов, помогающих в работе с инвалидами. Также необходимо создание специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях.

Для России инклюзивное образование — достаточно новое явление. Первые школы инклюзивного обучения появились в нашей стране в начале 90-х годов в Москве. С осени 1992 года в России началась реализация проекта "Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья". В результате в 11 регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. Дмитрий Анатольевич Медведев так обозначил задачу: "Мы должны создать нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников, в том числе и в обычных общеобразовательных школах. Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу».

В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми потребностями в обучении требует неизбежных изменений. Более 10 лет в России образовательная система совершенствуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к нашим условиям форм образования, хорошо зарекомендовавших себя за рубежом.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов". В статье 24 Конвенции говорится: "В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека".

В настоящее время инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В России проводится активная работа по реализации Государственной программы "Доступная среда". Согласно этой Программе школы оснащают специальным оборудованием, учебными и методическими материалами, а для учителей организуют курсы подготовки к работе с особенными детьми.

К 2016 году инклюзивных школ должно стать в пять раз больше, чем сейчас, то есть около 20% по стране.

По информации Всемирной организации здравоохранения, на нашей планете проживает около 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями. В большинстве зарубежных стран они учатся в школах и университетах вместе со своими здоровыми сверстниками. Такой международный опыт дает положительные результаты.

Первопроходцами в разворачивании интеграционных процессов стали скандинавские страны, где была предложена концепция «нормализации» (Н.Э.Бенк-Миккельсен – 1959; Б.Нирье – 1968), которая была законодательно закреплена в отношении лиц с ограниченными возможностями.

Уже с 60-х г.г. ХХ в. начинаются поиски путей совместного обучения детей, которые ведутся параллельно в европейских странах (Скандинавские страны), в США и Японии. Если в Скандинавии процесс внедрения инклюзивного образования начинает внедряться, в основном, нормативным и практическим путем, то в США такому процессу предшествуют педагогические поиски и научные эксперименты.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия — реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

13 декабря 2006 года в г. Нью-Йорке была принята Конвенция о правах инвалидов. Как ранее отмечалось, 24 сентября 2008 года от имени Российской Федерации Конвенция была подписана. 3 мая 2012 года был подписан Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», в котором сказано «Государства-участники Конвенции должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах».

В заключение хочется сказать об общечеловеческих моральных понятиях, таких как гуманизм, терпимость, чуткость. В независимости от континента, страны и места проживания человека, в независимости от национальности и вероисповедания, каждый человек имеет право на полноценную жизнь. Культурные традиции всех народов мира имеют многовековой опыт совместного и нераздельного проживания членов общины. Тем более, современный прогресс дает несравненно больше возможностей для объединения и сплочения всех членов общества.

Литература:

1. Антонова С.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Материалы V Международной студенческой

электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL:

href="http://www.scienceforum.ru.

2.Д.А. Медведев, Президент Российской Федерации. Материалы заседания

Коллегии Министерства образования и науки Республики Хакасия,

декабрь 2011 года.

3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)

"Об образовании в Российской Федерации".

4.Социально-психологические проблемы детей-инвалидов. Различные подходы к пониманию инвалида. http://www.orlenok-kmv.ru

Просмотров работы: 4394

Коваленко С.С.1Истомина И.А.1

1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Поиск Лекций

Инклюзивное и специальное образование.

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Что говорит закон? Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать.

Инклюзивное образование в России

Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного. Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей.

Цель инклюзивного образования — поддержать образование для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих ОУ.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие.В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного воспитанника и, следовательно, обучение и воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

В образовательных учреждениях будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в адаптации к ОУ и усвоению материала. Действительно, наши ОУ должны быть инклюзивными.

Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения.

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты — образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Коррекционные классы общеобразовательных школ — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование — в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Принципы инклюзии.

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов: Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса. Особенности законодательства Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов.

Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья. Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности. Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения. Как все организовать на деле? Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности.

В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития: в первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально. Начинать нужно с детского сада Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями — не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития — не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями. Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на: своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности; выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем; определение оптимального педагогического маршрута; оказание индивидуально-ориентированной помощи; планирование коррекционных мероприятий, разработку программ; оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы; консультативную помощь родителям.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «Инклюзивное образование» в научной литературе и практике используется для раскрытия основных составляющих компонентов процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовых школах. Центральной идеей инклюзивного образования является преодоление дискриминации детей с серьёзными физическими и умственными недостаткамии предполагающая равенство в отношениях ко всем людям, но создающая особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Интеграция» и «инклюзия» – это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Некоторые учителя рассматривают свои интеграционные программы как инклюзивные, в то время как другие школы, работая инклюзивно, определяют свою работу как интеграцию. Между тем, различия между этими терминами достаточно существенные. Основное различие заключается в том, что интеграция имеет «внешние» источники. Интеграционные программы имеют своей целью вовлечь детей с разными возможностями в уже сложившуюся школьную жизнь и школьную структуру. Цель этих интеграционных программ – «нормализация», или помощь детям в том, чтобы вписаться в уже существующую модель обучения.

Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей.

К основным элементам инклюзии относятся:

  • Включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности

  • Отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах

  • Дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту

  • Ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения

  • Эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения

Задача построения инклюзивного школьного сообщества кажется невыполнимой, когда во многих странах политика в области образования ставит во главу угла отчёты школ об успеваемости, измеряемой в баллах стандартизированных тестов. По мнению исследователей из Чикагского университета, проблема обостряется тем, что усиливается тенденция к унификации образовательных учреждений. Это тенденция «макдоналдизации» школы . Давление на школу, которое оказывается требованием достижения стандартизированных показателей успеваемости, – лишь одна из примет «макдолнадизации».

Как организовать инклюзивное образование в обычной школе

Среди стран, в которых выявлены подобные тенденции, называют Финляндию, Исландию и Швецию. Учащиеся не реализуют свои способности и личностные качества в полном объеме, что приводит к неполноценному личностному становлению человека в обществе.

Специальная система образования детей с ОВЗ в зарубежных странах демонстрирует свои определенные особенности и концепции. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мейстриминг предполагает процесс общения учащихся с ограниченными возможностями в различных досуговых программах. А также предполагает частичное включение учащихся с различными как физическими, так и психическими отклонениями в развитии в группы детей, не имеющих ограниченные возможности в здоровье с целью повышения коммуникативной мотивации и развития толерантности.

Интеграция приводит неприспособленные условия системы образования в соответствие потребностям детей с ОВЗ. Включение, или инклюзия, предполагает перепланировку помещений и реформирование школьной системы в соответствии с особенностями нетипичных детей.

Популяризация идеи инклюзивного образования началась в 1990-х годах в США и странах Европы . Статьи освещали основные проблемы самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав.

Специальное образование для инвалидов в Венгрии стало развиваться с начала XIX века. К 1980-м годам в Венгрии была создана отдельная система дошкольных образовательных учреждений (для слепых, глухих детей, детей с языковыми и средними ментальными отклонениями) и школ для учеников с физической, сенсорной и множественной инвалидностью . В стране общепринятым является подход к обучению детей с ОВЗ опирающийся на принцип равенства.

Согласно педагогическому подходу в датских специальных учреждениях, центральным звеном развития детей считается игра и активное участие ребенка в жизни коллектива, а структурированные занятия отодвигаются на второй план. Однако этот педагогический подход подвергся критике за «неамбициозность». Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского о том, что психофизическое развитие ребенка происходит с учетом его ведущей деятельности и активности в окружающей среде . Поэтому полностью игнорировать деятельность, в качестве игры – нецелесообразно. Пока еще трудновыполнимой задачей инклюзии в Дании является «поиск равенства, социальной справедливости, участие в жизни сообщества и ликвидация всех форм, условий и практик эксклюзии».

Введение в ФРГ инклюзивного обучения происходит достаточно медленно. Лишь каждый пятый ребенок с физическими, умственными, психосоциальными или эмоциональными проблемами посещает обычную школу. В стране законом регламентируется обязательное посещение школы детьми – инвалидами. Если ребенок отстает в учебе от своих сверстников, руководство школы приходит к выводу, что он имеет специальные образовательные нужды, и принимает решение о том, какую школу ему следует посещать (специальную или обычную, но предлагающую ученикам дополнительную образовательную помощь). Если родители отказываются переводить своего ребенка, то школьные власти могут обжаловать решение родителей в суде.

Вопрос специального образования в Италии долгое время игнорировали. Только с 1928 года обязательное образование стало распространяться на незрячих и детей с нарушением речи (при условии, что у них нет других недостатков). Дети с физическими ограничениями должны были обучаться в специальных классах или учреждениях для малолетних преступников. Итальянская конституция 1948 года радикально изменила эту ситуацию. В соответствии со статьей 34 за инвалидами признается право на образование и работу . Причиной интеграции детей – инвалидов в обычные классы была забота и ответственность за дальнейшее развитие детей с ограниченными возможностями.

В 2003 году Департамент образования Англии выпустил новую программу действий в отношении детей с дополнительными образовательными потребностями. Цель ее – помочь детям с особыми потребностями в образовании реализовать свой потенциал путем повышения доступности образования, повышения стандартов преподавания и обучения, построения партнерских отношений между детьми, родителями и попечителями. В настоящее время в центре политики инклюзивного образования разработан министерством образования в 2004 году документ «Каждый ребёнок важен» (Every Child Matters – ECM) . Эта программа нацелена на профилактику и оказание своевременной, необходимой помощи, как меры, способной к 2020 году покончить с бедственным положением детей и позволить каждому ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. В центре её внимания – борьба против «социальной эксклюзии – исключения человека из общества ».

Законы, регламентирующие специальное образование в США, появились в стране в последние 25 лет. С 2001 года образовательная политика на федеральном уровне здесь регулируется документом «Ни один ребёнок не останется вне закона» («No Child Left Behind Act» – NCLB). Этот закон требует, чтобы к 2014 году успеваемость 100% школьников соответствовала образовательным стандартам. Школы, не демонстрирующие на этом пути «прогресса за год», подвергаются наказанию – теряют государственное финансирование . Неспособность одной группы достичь поставленных для неё целей и задач может привести к тому, что вся школа попадает в чёрный список или окажется под пристальным контролем надзирающих органов. Тревога педагогов растет, как и неразбериха в отношении построения инклюзивного школьного сообщества. Наблюдаемые в настоящее время тенденции во многом препятствуют построению инклюзивных школьных сообществ в США. Менеджеризм школ и упор на успеваемость приводят к повышенной фрустрации настолько, что работники образования, по-видимому, не способны сфокусироваться ни на чем, кроме вопроса о том, достигнет ли их школа в этом году заданного распоряжениями органов образования прогресса.

Швеция является страной с относительно высоким уровнем интеграции в систему массового образования учащихся с проблемами в развитии. Специальное обучение является доминирующей формой помощи детям с нарушениями интеллекта .

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны.

  • Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.

  • В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.

  • В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. В некоторых исследованиях делается предположение, что образовательные программы для детей-инвалидов в инклюзивных школах имеют в целом более высокий стандарт, чем в сегрегационных образовательных учреждениях (специальных школах), и дети в таких школах тратят больше времени на решение академических задач, и, соответственно, имеют более высокие академические результаты.

  • Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах.

    Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.

  • Дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Обнаружено также, что учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Таким образом, обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека, а это ведет к преодолению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие и особенности каждого ребенка, в целом как личность. Сегодня процесс внедрения инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья охватывает весь цивилизованный мир. По данным мировой статистики, инклюзивное образование является официально принятым направлением в области специального образования в 75% стран . Конечно, характер развития инклюзивного образования напрямую зависит от социально-экономических условий, образовательных традиций и весьма специфичен для каждой отдельно взятой страны. При этом у семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, должна быть возможность выбора образовательного пути: либо в условиях специального образовательного учреждения, либо в условиях общеобразовательного детского сада или школы, в рамках инклюзивного образования.

Список литературы:

  1. Авакьян С.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / Лекции онлайн. // Режим доступа: http://abc74.ru/library/details_34.html?p=23.

  2. Алехина С.В. , Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М .: Центр «Школьная книга», 2010. – 300 c.

  3. Ванян А. Обзор инклюзивного образования за рубежом. // Режим доступа: http://turrion.net/default.asp?src=library&id=001.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Психолог, 2001. – 536 с.

  5. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом от мечты к реальности // Обзор материалов специального выпуска журнала «International Journal of Inclusive Education» 2011, № 1, vol.15. / Режим доступа: http:// http://www.docme.ru/doc/35169/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom.

  6. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с.

Просмотров работы: 11841

Балыкова А.В.1Истомина И.А.1

1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук Ставрополь, Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *