Образование в норвегии

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 4, с. 359-364

ЗА РУБЕЖОМ

По своим ключевым характеристикам так называемая североевропейская модель высшего образования значительно отличается как от континентального типа образовательных систем (признаками которого являются иерархичность вузов и низкий уровень их автономии), так и от атлантической модели, выделяющейся сильной коммерциализацией университетов, либеральной системой управления ими и выраженной ориентацией на требования рынка труда. В чём суть этих характеристик? На этот вопрос отвечает автор публикуемой ниже статьи.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОРВЕГИИ

В. С. Вахштайн

Североевропейские системы образования самобытны и обособленны. Однако это связано не со сложностью организации (напротив, в отличие, скажем, от высшего образования Японии, тоже не укладывающегося в противопоставление континентальной и атлантической моделей, образовательные системы стран Северной Европы весьма просты и функционально организованы), а с нетипичностью их проблемной ориентированности. Выше требований экономической эффективности и воспроизводства социальной структуры в североевропейской модели ставятся требования равного доступа к образованию, однородности результатов обучения, социальной ориентации вузов и их миссия оказания услуг обществу (законодательно закрепленная как третья роль университетов). Поэтому проблемы, которые оказываются сегодня в фокусе общеевропейских дискуссий, например, устранение экономических или институциональных барьеров к получению образования, для стран Северной Европы пока не актуальны.

Наш интерес к норвежской системе высшего образования обусловлен несколькими причинами.

1. Последние годы Норвегия удерживает первое место в рейтингах ООН благодаря своей системе образования. Показатели её функционирования перекрывают успехи других развитых стран (США, Канада) и стабильно обеспечивают

ВАХШТАИН Виктор Семёнович — старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Института социологии РАН.

Норвегии место в первой пятерке по уровню развития человеческого потенциала в мире.

2. Норвегия являет собой яркий пример североевропейской модели в организации системы высшего образования. Будучи одновременно эгалитарной, централизованной и социально ориентированной, она репрезентирует многие характерные черты систем высшего образования в странах Северной Европы.

3. Сегодня в Норвегии идут реформы высшего образования, ориентированные на цели и задачи Болонского процесса. Выход на международный рынок обнаруживает как сильные, так и слабые стороны существующей образовательной системы. Возникающие проблемы интернационализации не являются исключительно норвежскими -они типичны для стран с сильной социальной ориентацией образования, встраивающихся сегодня в общеевропейское образовательное пространство.

ИНСТИТУТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система высшего образования Норвегии насчитывает шесть университетов, шесть специализированных институтов, двадцать четыре университетских колледжа, два национальных института искусств и около двух десятков небольших частных учебных заведений, которые, тем не менее, получают государственное финансирование (а многие их студенты — государственную стипендию). В 2004 г. в учреждениях высшего образования Норвегии было зарегистрировано 210 тыс. студентов.

Одним из основных векторов развития норвежской системы высшего образования во второй половине ХХ в. стал курс на сближение академического и профессионального высшего образования. Поэтому между подсистемами колледжей и университетов здесь практически нет статусного неравенства. Значительная часть колледжей в связи с переходом к двухуровневой системе бакалавриат + магистратура получат право при-

своения магистерских дипломов. (Хотя для поступления в магистратуру университета выпускнику колледжа понадобится пройти дополнительные курсы и представить аттестат об их успешном окончании.)

Содержательно процесс обучения в колледжах близок университетскому (с той лишь разницей, что студенты не занимаются научной деятельностью и не отчитываются по общеакадемическим курсам). Так же, как и в университетах, в колледжах широко распространена проектная отчётность. Проектные работы выполняются студентами раз в год, начиная со второго курса. Тема работы выбирается преподавателем. Для выполнения проекта студенты разбиваются на группы по четыре-пять человек и распределяют объём текста, который должен быть сдан к намеченному сроку. Результаты проекта широко обсуждаются со студентами и преподавателями. Если работа принята преподавателем курса, он выставляет всем участникам проектной группы одинаковое количество баллов. Групповая оценка — одно из основных требований в системе коллективного обучения норвежских колледжей.

Обучение по бакалаврской программе в колледже длится три с половиной года (на некоторых гуманитарных специальностях — четыре года). Особой популярностью сегодня в Норвегии пользуются колледжи, ориентированные на преподавание экономики, юриспруденции, информационных технологий, бухучета и аудита, международных отношений.

Как поступить в университет в Норвегии – бесплатное образование в Европе

Все студенты колледжей (в том числе и студенты-иностранцы) получают стипендию норвежского правительства.

Университетский сектор высшего образования в Норвегии начал серьёзно развиваться лишь в 60-х годах ХХ столетия. (Отсутствие значимого неравенства в сроках существования между академическими и профессиональными вузами — ещё одно условие успешной интеграции университетского и неуниверситетского секторов в рамках единой системы высшего образования.) До того в стране был только один университет — основанный в 1811 г. в Осло Университет короля Фредерика. В период его основания Норвегия находилась под властью Дании, и изначально университет создавался как центр датского политического влияния, однако впоследствии вуз стал оплотом национально ориентированной интеллигенции страны. Сегодня в состав университета входят 43 департамента, 15 исследовательских центров и 10 музеев. Здесь обучаются 32 тыс. студентов (из них 2 тыс. иностранцев). В вузе восемь факультетов, из которых факультет теологии был создан при основании университета, а педагогический — в 1996 г.

Сегодня Университет короля Фредерика остаётся чуть ли не единственным по-настоящему классическим университетом Норвегии. Большинство норвежских региональных вузов имеют

выраженную специализацию. Например, Университет Тронхейма, основанный в 1996 г. в результате слияния Колледжа искусств и наук, Музея естествознания и археологии и Норвежского университета технологий, являющегося ведущим техническим университетом и главным научным центром страны. В университете обучаются 20 тыс. человек, большая часть которых изучает естественные науки.

Помимо колледжей и университетов, в Норвегии существуют специализированные институты -гибридная форма институтов высшего образования. В большинстве из них есть магистратуры, но специализированные институты, как правило, не ориентированы на научную деятельность. Подобные институты стали возникать в начале 90-х годов в результате слияния нескольких колледжей. Так, институт в бывшей столице Норвегии Бергене был создан в 1994 г. на базе шести независимых колледжей. Основным ноу-хау в его стратегии развития стала ставка на интернационализацию технического образования. С каждым годом бергенский институт привлекает всё большее количество иностранных абитуриентов. Вуз организовывает международные обмены студентами и сотрудничает с 40 высшими учебными заведениями Европы.

Ещё одним следствием интернационализации норвежского высшего образования в 90-х годах стало создание университетских программ на английском языке — Норвежской школы экономики и делового администрирования и Норвежской школы менеджмента. Эти программы работают в двух направлениях, ориентируясь одновременно на привлечение иностранных студентов (часть которых получает грант на обучение от норвежского правительства) и на подготовку собственных высококвалифицированных специалистов -экономистов и менеджеров — с высоким уровнем знания английского языка. Впрочем, в Норвегии до сих пор существуют жёсткие квоты на абитуриентов-иностранцев, каждый год заново устанавливаемые Министерством образования и науки. Процессы интернационализации высшего образования развиваются здесь не в логике рынка, а в логике социального планирования — под неослабным контролем министерства.

ФИНАНСИРОВАНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

До недавнего времени норвежская система высшего образования относилась к числу самых эгалитарных в Европе (наряду с образовательными системами Финляндии и Швеции). Институциональные барьеры в ней отсутствуют; высокая степень внутренней интеграции системы образования достигается в том числе за счёт тесной связи школ, вузов и местного сообщества. Чтобы исключить саму возможность территориального

неравенства в получении высшего образования, колледжи распределены по стране пропорционально численности населения . До сих пор в Норвегии исключительно низки показатели зависимости успешности обучения от социально-экономического положения семьи .

Таким образом, ни институциональные, ни территориальные, ни социально-экономические барьеры в Норвегии не являются серьёзным препятствием на пути получения высшего образования.

По формальным показателям равенства образовательных возможностей Норвегия также занимает ведущее место. По данным 2002 г., 900 тыс. из 4.5 млн. жителей Норвегии — учащиеся, около 1 млн. норвежцев ежегодно принимают участие в образовательных программах для взрослых. 86% всего населения в возрасте от 25 до 64 лет имеют более девяти классов образования, 55% имеют законченное полное среднее образование и 31% — законченное высшее образование.

Общие расходы на образование в Норвегии составляют 6.8% от валового национального продукта, в то время как средний показатель по Организации экономического сотрудничества и развития — 5%. В доле всех государственных расходов расходы на образование занимают около 15%. Государственные расходы на одного студента вуза в 2002 г. составили 12100 долл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

Международный проект российско-норвежской школы готовится отметить десятилетний юбилей. Уже этой весной в школе начнется отбор новых учеников для юбилейного выпуска. Кто и зачем там учится? Какие возможности получают выпускники русско-норвежского класса? С подробностями — Михаил Аброськин и Александр Саницкий.

Российско-Норвежский класс существует на базе норвежской школы Конгсбаккен, которая находится в городе Тромсё. Но обучение ребята двух стран проходят в Мурманске в 1 гимназии. Международный проект существует уже 9 лет. Каждый год в класс набирают по 10 ребят из России и Норвегии.

Поступить сюда и бесплатно учиться может каждый школьник, который закончил 11 классов. Но обучению предшествует строгий отбор. Преподаватели смотрят на школьные оценки. А так же все, кто хочет сюда попасть, должны пройти собеседование на английском языке, так как ученикам придётся общаться с иностранными преподавателями и одноклассниками.

Бьярне Берг,  управляющий русско-норвежской школы в Мурманске: «Русские ребята обязаны учить норвежский язык. А норвежские — должны учить русский язык. У них есть общие предметы: история, религиоведение, социология. Они могут выбрать специализацию: для одних это физика и математика, для других — английский язык и введение в предпринимательство.

В программу так же входят изучение этики, истории, культуры Норвегии и России, а так же физкультура. Ребят учат педагоги из обеих стран. Программа обучения соответствует норвежским стандартам и рассчитана на один год.

Бьярне Берг,  управляющий русско-норвежской школы в Мурманске: «Русские ученики по окончании школы получают норвежский аттестат. Это даёт им право поступать в норвежский университет на общих основаниях. Если, конечно, они этого захотят».

Точно так же и норвежцы получают возможность поступать и учиться в российских университетах не как иностранцы, а на общих основаниях. Но дальнейшее поступление в вуз другой страны вовсе не обязательный итог обучения в русско-норвежской школе.

Хелль Улав Ментзони, ректор школы Конгсбаккен: «Очень много учеников за эти годы выпустила школа. Некоторые из русских ребят обучаются в Норвегии в университете Тромсё, а норвежские ученики тем или иным образом связали свою деятельность с Россией: кто-то учится в русских университетах, а кто-то работает по линии международного сотрудничества».

Каждую осень ученики российско-норвежкой школы посещают с экскурсией Тромсё.

Учеба и образование в Норвегии

Там они знакомятся со школой Конгсбаккен и её преподавателями. Многих из них они видели только на удалённых интерактивных занятиях через интернет.

Традиционно ребята посещают местные музеи и выставки, знакомятся с администрацией губернии Тромс, узнают много нового об истории края, его культуре и политическом развитии. Ученики посещают университет Тромсё, куда стремятся попасть многие русские выпускники.

Максим Шелякин,  ученик российско-норвежской школы: «Я специально изучал норвежский с целью поступить в него, и дальше уже обучаться в Норвегии. Здесь очень сильный медицинский факультет. И в Норвегии профессия врача престижная. Поэтому хотелось бы именно здесь учиться».  

Ольга Пайкина,  ученица российско-норвежской школы: «Я пошла в РНС, потому что я хотела бы улучшить свой английский язык и выучить норвежский, чтобы потом можно было путешествовать по Норвегии, общаясь с людьми на их языке, узнавая их культуру, узнавая норвежский менталитет».

Сандер Хорн,  ученик российско-норвежской школы: «Россия интересная страна с интересной культурой. У нас в Норвегии считают, чтобы Россию — надо в ней пожить. И вот я здесь, в русско-норвежской школе. Так же на севере Норвегии есть много интересных вакансий. И если ты знаешь русский язык, то это замечательный шанс получить хорошую работу».

С каждым годом своего развития российско-норвежская школа привлекала всё больше желающих поучиться в ней. Если в начале выпускников от каждой страны было 4-5 человек, то последние годы цифра близилась к 8-9. Но возникла проблема.

Хелль Улав Ментзони,  ректор школы Конгсбаккен: «Последние два года количество заявок от норвежских учеников снижается. Мы связываем это с тяжелой внешнеполитической ситуацией, родители просто боятся отпускать своих детей в Россию. Но конфликт существует только на политическом уровне. Если говорить о сотрудничестве школы и властей, которые отвечают за деятельность русского отделения школы на базе первой гимназии, то тут нет никаких проблем».

Хелль Улав Ментзони отмечает, что проект российско-норвежской школы в своем роде уникален. Другого такого нет ни в России ни в Норвегии. И, наверное, этот проект лучший пример международного сотрудничества. Ученики школы говорят, что между русскими и норвежцами много общего. Отличаемся мы лишь в нюансах.

Сунива Тейру,  ученица российско-норвежской школы: «Я не знаю, как и сказать. Все люди разные, но все мы любим повеселиться. Русские очень любознательные, они любят узнавать что-то новое, а мы, наверное, чуть менее эмоциональны, чем они. Русские более открыты».

Ольга Пайкина, ученица российско-норвежской школы: «Норвежцы очень позитивно к нам относятся. Им очень интересно познавать нашу культуру, а нам узнавать больше об их культуре. И так же в РНС мы познакомились с множеством норвежцев и стали друзьями».

Школа объединила ребят. Вместе они проучились уже полгода. Вместе же проводят время на отдыхе, приглашают друг друга в гости. Этой весной по традиции группа отправится на неделю в Петербург.

Теперь уже норвежцы узнают о русской культуре что-то такое, о чем не знали раньше. Потом ребятам предстоят выпускные экзамены. А параллельно с этим российско-норвежская школа будет набирать учеников для нового класса.

Реклама

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 4, с. 359-364

ЗА РУБЕЖОМ

По своим ключевым характеристикам так называемая североевропейская модель высшего образования значительно отличается как от континентального типа образовательных систем (признаками которого являются иерархичность вузов и низкий уровень их автономии), так и от атлантической модели, выделяющейся сильной коммерциализацией университетов, либеральной системой управления ими и выраженной ориентацией на требования рынка труда. В чём суть этих характеристик? На этот вопрос отвечает автор публикуемой ниже статьи.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОРВЕГИИ

В. С. Вахштайн

Североевропейские системы образования самобытны и обособленны. Однако это связано не со сложностью организации (напротив, в отличие, скажем, от высшего образования Японии, тоже не укладывающегося в противопоставление континентальной и атлантической моделей, образовательные системы стран Северной Европы весьма просты и функционально организованы), а с нетипичностью их проблемной ориентированности. Выше требований экономической эффективности и воспроизводства социальной структуры в североевропейской модели ставятся требования равного доступа к образованию, однородности результатов обучения, социальной ориентации вузов и их миссия оказания услуг обществу (законодательно закрепленная как третья роль университетов). Поэтому проблемы, которые оказываются сегодня в фокусе общеевропейских дискуссий, например, устранение экономических или институциональных барьеров к получению образования, для стран Северной Европы пока не актуальны.

Наш интерес к норвежской системе высшего образования обусловлен несколькими причинами.

1. Последние годы Норвегия удерживает первое место в рейтингах ООН благодаря своей системе образования. Показатели её функционирования перекрывают успехи других развитых стран (США, Канада) и стабильно обеспечивают

ВАХШТАИН Виктор Семёнович — старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Института социологии РАН.

Норвегии место в первой пятерке по уровню развития человеческого потенциала в мире.

2. Норвегия являет собой яркий пример североевропейской модели в организации системы высшего образования. Будучи одновременно эгалитарной, централизованной и социально ориентированной, она репрезентирует многие характерные черты систем высшего образования в странах Северной Европы.

3. Сегодня в Норвегии идут реформы высшего образования, ориентированные на цели и задачи Болонского процесса. Выход на международный рынок обнаруживает как сильные, так и слабые стороны существующей образовательной системы. Возникающие проблемы интернационализации не являются исключительно норвежскими -они типичны для стран с сильной социальной ориентацией образования, встраивающихся сегодня в общеевропейское образовательное пространство.

ИНСТИТУТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система высшего образования Норвегии насчитывает шесть университетов, шесть специализированных институтов, двадцать четыре университетских колледжа, два национальных института искусств и около двух десятков небольших частных учебных заведений, которые, тем не менее, получают государственное финансирование (а многие их студенты — государственную стипендию). В 2004 г. в учреждениях высшего образования Норвегии было зарегистрировано 210 тыс. студентов.

Одним из основных векторов развития норвежской системы высшего образования во второй половине ХХ в. стал курс на сближение академического и профессионального высшего образования. Поэтому между подсистемами колледжей и университетов здесь практически нет статусного неравенства. Значительная часть колледжей в связи с переходом к двухуровневой системе бакалавриат + магистратура получат право при-

своения магистерских дипломов. (Хотя для поступления в магистратуру университета выпускнику колледжа понадобится пройти дополнительные курсы и представить аттестат об их успешном окончании.)

Содержательно процесс обучения в колледжах близок университетскому (с той лишь разницей, что студенты не занимаются научной деятельностью и не отчитываются по общеакадемическим курсам). Так же, как и в университетах, в колледжах широко распространена проектная отчётность. Проектные работы выполняются студентами раз в год, начиная со второго курса. Тема работы выбирается преподавателем. Для выполнения проекта студенты разбиваются на группы по четыре-пять человек и распределяют объём текста, который должен быть сдан к намеченному сроку. Результаты проекта широко обсуждаются со студентами и преподавателями. Если работа принята преподавателем курса, он выставляет всем участникам проектной группы одинаковое количество баллов. Групповая оценка — одно из основных требований в системе коллективного обучения норвежских колледжей.

Обучение по бакалаврской программе в колледже длится три с половиной года (на некоторых гуманитарных специальностях — четыре года). Особой популярностью сегодня в Норвегии пользуются колледжи, ориентированные на преподавание экономики, юриспруденции, информационных технологий, бухучета и аудита, международных отношений. Все студенты колледжей (в том числе и студенты-иностранцы) получают стипендию норвежского правительства.

Университетский сектор высшего образования в Норвегии начал серьёзно развиваться лишь в 60-х годах ХХ столетия. (Отсутствие значимого неравенства в сроках существования между академическими и профессиональными вузами — ещё одно условие успешной интеграции университетского и неуниверситетского секторов в рамках единой системы высшего образования.) До того в стране был только один университет — основанный в 1811 г. в Осло Университет короля Фредерика. В период его основания Норвегия находилась под властью Дании, и изначально университет создавался как центр датского политического влияния, однако впоследствии вуз стал оплотом национально ориентированной интеллигенции страны. Сегодня в состав университета входят 43 департамента, 15 исследовательских центров и 10 музеев. Здесь обучаются 32 тыс. студентов (из них 2 тыс. иностранцев). В вузе восемь факультетов, из которых факультет теологии был создан при основании университета, а педагогический — в 1996 г.

Сегодня Университет короля Фредерика остаётся чуть ли не единственным по-настоящему классическим университетом Норвегии. Большинство норвежских региональных вузов имеют

выраженную специализацию. Например, Университет Тронхейма, основанный в 1996 г. в результате слияния Колледжа искусств и наук, Музея естествознания и археологии и Норвежского университета технологий, являющегося ведущим техническим университетом и главным научным центром страны. В университете обучаются 20 тыс. человек, большая часть которых изучает естественные науки.

Помимо колледжей и университетов, в Норвегии существуют специализированные институты -гибридная форма институтов высшего образования. В большинстве из них есть магистратуры, но специализированные институты, как правило, не ориентированы на научную деятельность. Подобные институты стали возникать в начале 90-х годов в результате слияния нескольких колледжей.

Как получить образование в Норвегии гражданам России, Украины, Беларуси, Казахстана

Так, институт в бывшей столице Норвегии Бергене был создан в 1994 г. на базе шести независимых колледжей. Основным ноу-хау в его стратегии развития стала ставка на интернационализацию технического образования. С каждым годом бергенский институт привлекает всё большее количество иностранных абитуриентов. Вуз организовывает международные обмены студентами и сотрудничает с 40 высшими учебными заведениями Европы.

Ещё одним следствием интернационализации норвежского высшего образования в 90-х годах стало создание университетских программ на английском языке — Норвежской школы экономики и делового администрирования и Норвежской школы менеджмента. Эти программы работают в двух направлениях, ориентируясь одновременно на привлечение иностранных студентов (часть которых получает грант на обучение от норвежского правительства) и на подготовку собственных высококвалифицированных специалистов -экономистов и менеджеров — с высоким уровнем знания английского языка. Впрочем, в Норвегии до сих пор существуют жёсткие квоты на абитуриентов-иностранцев, каждый год заново устанавливаемые Министерством образования и науки. Процессы интернационализации высшего образования развиваются здесь не в логике рынка, а в логике социального планирования — под неослабным контролем министерства.

ФИНАНСИРОВАНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

До недавнего времени норвежская система высшего образования относилась к числу самых эгалитарных в Европе (наряду с образовательными системами Финляндии и Швеции). Институциональные барьеры в ней отсутствуют; высокая степень внутренней интеграции системы образования достигается в том числе за счёт тесной связи школ, вузов и местного сообщества. Чтобы исключить саму возможность территориального

неравенства в получении высшего образования, колледжи распределены по стране пропорционально численности населения . До сих пор в Норвегии исключительно низки показатели зависимости успешности обучения от социально-экономического положения семьи .

Таким образом, ни институциональные, ни территориальные, ни социально-экономические барьеры в Норвегии не являются серьёзным препятствием на пути получения высшего образования.

По формальным показателям равенства образовательных возможностей Норвегия также занимает ведущее место. По данным 2002 г., 900 тыс. из 4.5 млн. жителей Норвегии — учащиеся, около 1 млн. норвежцев ежегодно принимают участие в образовательных программах для взрослых. 86% всего населения в возрасте от 25 до 64 лет имеют более девяти классов образования, 55% имеют законченное полное среднее образование и 31% — законченное высшее образование.

Общие расходы на образование в Норвегии составляют 6.8% от валового национального продукта, в то время как средний показатель по Организации экономического сотрудничества и развития — 5%. В доле всех государственных расходов расходы на образование занимают около 15%. Государственные расходы на одного студента вуза в 2002 г. составили 12100 долл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

Образование в Норвегии является обязательным в возрасте от шести до 16 лет, предоставляется бесплатно на уровне начального и среднего. Большинство норвежских детей, посещают государственные школы, но есть также ряд платных частных школ в Норвегии, как правило, на основе определенных религиозных убеждений или альтернативных методах обучения.

Студенты, которые проучились десять лет, имеют возможность продолжить учиться в течение трех последующих лет в качестве полного среднего образования и получать профессиональные знания или квалификацию для поступления в вуз. Высшее образование можно получить в университетах и политехнических институтах, институтских колледжах. Высшее образование в Норвегии доступно для студентов из других стран, но они должны производить оплату образования самостоятельно или с помощью кредитов или гранта. Дети иностранных граждан, проживающих в Норвегии, имеют право на обучение в норвежских школах бесплатно.

Переход высшего образования на международный уровень стал важной предпосылкой для распространения в Норвегии программ обучения на английском языке. В настоящий момент более 170 магистерских программ на английском языке доступны для студентов различных специальностей. Некоторые учебные заведения также предлагают бакалаврские программы на английском языке.

Норвегия — одна из ведущих стран, соответствующих принципам Болонского процесса о высшем образовании в Европе. Система научных степеней, основанная на структуре: бакалавр, магистр, доктор наук, была успешно введена вместе с системой кредитов (ЕСПЗБ). Европейский стандарт высшего образования облегчает для студентов процесс признания их диплома, если они хотят получать образование за границей. В Норвегии существует около 70 университетов и университетских колледжей. Они расположены по всей стране как в городах, так и в сельской местности. Мобильность студентов и международное сотрудничество — основные задачи Норвежского Министерства Образования и Науки.

“Образование для всех” — основной принцип системы образования в Норвегии. По закону, каждый ребенок обеспечивается как минимум 13-летним образованием, вне зависимости от его социального происхождения или культурного окружения и возможных особых потребностей. Министерство Образования и Науки намерено превратить норвежскую систему образования, основанную на непрерывном обучении, в одну из лучших в мире.

Обязательный курс обучения в школе составляет 10 лет, дети идут в школу в возрасте 6 лет. С осени 1994 г. каждый гражданин в возрасте от 16 до 19 лет имеет установленное законом право на получение 3-х летнего среднего образования верх- ней ступени, за которым следует высшее, профессиональное или неполное высшее образование. В Норвегии среднее образование верхней ступени – сбалансированно и включает как общие теоретические, так и специальные практические курсы, уделяя равное внимание теории и профессиональному обучению. Общее теоретическое и специальное образование предоставляется в комплексе, часто в одном и том же здании школы. В первый год обучения студенты изучают один из 15 фундаментальных курсов. Спецкурсы предлагаются на втором и третьем году обучения (углубленные курсы I и II) и в течение периода профессионального обучения.

В Норвегии 6 аккредитованных университетов, 6 аккредитованных специализиро- ванных университетов, 25 аккредитованных университетских колледжей, 2 аккредитованных государственных института искусств и 29 частных институтов высшего образования с институтской или программной аккредитацией. Поступление в такие учреждения возможно на основе среднего образования верхней ступени. Система высшего образования состоит из всех аккредитованных учреждений и/или программ. За исключением небольшого числа частных колледжей при университетах, все учреждения высшего образования являются государственными.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

В НОРВЕГИИ Система государственных университетских колледжей была создана для децентрализации и повышения доступности высшего образования в Норвегии. В университетских колледжах предлагаются бакалавриат и магистратура, а также целый ряд программ, ориентированных на практическое применение. Продолжительность образовательных программ обычно составляет от 2-х до 4-х лет. Некоторые начальные курсы взаимозаменяемы в университетах и в университетских колледжах. Многие студенты для получения научной степени совмещают курсы в университете с курсами в университетском колледже.

Как правило, в учреждениях высшего образования Норвегии не требуется платы за обучение, хотя некоторые программы профессионального образования, последующего и специального образования, а также образование в некоторых частных институтах могут быть платными. В дополнение к образовательной деятельности, все учреждения высшего образования, в особенности университеты, несут ответственность за проведение основных научных исследований, а также за обучение исследователей, главным образом, с помощью постуниверситетского обучения и докторантуры. Учебный год длится с середины августа по июнь.

СИСТЕМА НАУЧНЫХ СТЕПЕНЕЙ

С 2003 г. Норвегия находится в процессе адаптации к задачам Болонского процесса в системе европейского высшего образования. Большинство элементов было введено посредством реформы качества обучения. Основным было введение системы научных степеней со структурой: бакалавр, магистр, доктор наук, соответствующей европейским стандартам. Благодаря введению новой системы научных степеней, для студентов, которые получают образование в Норвегии частично или полностью, упростилась процедура признания их диплома в других странах.

Степень “Hogskolekandidat” присуждается после 2-х лет обучения. Эта степень может послужить основой для получения степени бакалавра. Степень присуждается в государственных университетских колледжах и в некоторых частных институтах. Степень бакалавра присуждается во всех государственных университетах, университетских колледжах и в большом количестве прочих государственных и частных высших учебных заведений после трех лет обучения. Государственные университетские колледжи искусств присуждают степень бакалавра после 4-х лет обучения. Степень магистра присуждается в государственных университетах и специализированных университетских учреждениях, нескольких университетских колледжах и в некоторых частных институтах. Степень приобретается после 1-2-х лет обучения. Важной частью этой научной степени является независимая исследовательская работа (30-60 кредитов ЕСПЗБ). В целях международного распространения, в университетах, университетских колледжах и в некоторых частных ВУЗах был введен целый ряд магистерских программ на английском языке.

Все государственные высшие учебные заведения, а также ряд частных ВУЗов присуждают разнообразные профессиональные квалификации. Эти программы, научные степени продолжаются от 4 до 6 лет и включают всевозможные профессии. Степень доктора наук (PhD) присуждают после 3-х летнего обучения, по завершении магистратуры или профессиональной степени/программы. Докторские программы, обязательно являющиеся исследовательскими, предлагают все учреждения университетского уровня, некоторые государственные университетские колледжи и небольшое количество частных учебных заведений.

СИСТЕМА КРЕДИТОВ И АТТЕСТАЦИИ

Учебный год обычно длится 10 месяцев, с середины августа по середину июня. Курсы измеряются в кредитах в соответствии со стандартом ЕСПЗБ (Европейская Система Перезачета Зачетных Баллов). Полная нагрузка на один академический год составляет 60 кредитов. Аттестация за вступительные и выпускные экзамены проводится в соответствии с аттестационной шкалой от A (высшей оценки) до F (низшей), с минимальным проходным баллом E. За некоторые экзамены ставится оценка зачет/незачет. Путем международного сотрудничества, проведения основных научных исследований, Норвегия стремится стать ведущей страной в области исследований.

Совет по научно-исследовательской работе Норвегии играет важную роль в осуществлении и развитии научной стратегии страны. Он действует как советник правительства, определяющий потребности в знаниях и исследованиях в настоящем и будущем, и обеспечивает финансирование независимых исследований, а также исследовательских программ и участие Норвегии в международных исследованиях. Для гарантии качества исследований основано 13 Центров повышения квалификации, которые позволят большему количеству исследователей и исследовательских групп достичь уровня мировых стандартов. В будущем планируется основать подобные центры инновационных исследований. Их задачей будет развитие возможностей бизнес-сектора и мотивация разработок путем поощрения сотрудничества предприятий с исследовательскими институтами.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Норвежское Агентство по Гарантии Качества Образования (NOKUT) является независимым государственным органом, цель которого — гарантия качества и развитие учреждений высшего образования Норвегии путем оценки, аккредитации и признания систем контроля за качеством, учреждений и образовательных программ. NOKUT также занимается частными заявлениями о признании высшего образования, полученного за границей. Для абитуриентов с иностранным образованием был составлен список минимальных требований по академической подготовке и по условиям поступления. Этот список называется “список GSU” (в прошлом “список SIS”) и указывает уровень образования, необходимый абитуриентам из разных стран для того, чтобы соответствовать требованиям для поступления в норвежскую высшую школу, включая любые требования, касающиеся степени владения английским языком.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ БАКАЛАВРСКИХ ПРОГРАММ

Основное требование для поступления в норвежские университеты и университетские колледжи — завершение программы полного среднего образования, равноценной сдаче экзамена по окончании средней школы в Норвегии. Пожалуйста, сверьтесь с вышеупомянутым списком GSU для получения информации о Вашей стране. В некоторых университетах и университетских колледжах существуют специальные вступительные требования, относящиеся к предметам или областям специализации в средней школе. Конкретное учебное заведение предоставит информацию об этих специальных навыках и квалификациях, которые будут оцениваться при подаче заявки для участия в программе обучения.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ МАГИСТРСКИХ ПРОГРАММ

Требования о приеме определяются каждым университетом и университетским колледжем в отдельности, основываясь на оценке академических успехов кандидата. Кандидаты на участие в магистерских программах обычно являются студентами последнего курса университета/имеют степень бакалавра, полученную по истечении по крайней мере 3 лет обучения, или ее эквивалент. Научная степень должна включать курсы, равноценные, по крайней мере, 1,5-летнему полному обучению по предмету, необходимому для участия в заявленной программе. Для поступления необходим, как минимум, уровень квалификации, указанный в университетском дипломе с отличием второй степени. В некоторых случаях, первый, а иногда и второй год обучения в иностранном учреждении высшего образования не будет принят в расчет как высшее образование в Норвегии. Пожалуйста, сверьтесь с вышеупомянутым списком GSU для получения информации о Вашей стране. Для дополнительной информации обратитесь непосредственно в учебное заведение.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЮ ЯЗЫКА

Пожалуйста, заметьте, что приводимые ниже требования являются общими. Для определенных программ учебные заведения могут иметь дополнительные требования. Следующие абитуриенты могут не сдавать тест на знание английского языка:

Абитуриенты из ЕС/ЕЭС и/или Совета Европы/ Европейского центра высшего образования под патронажем ЮНЕСКО, изучавшие английский язык в средней школе и средней школе верхней ступени в течение минимум 7 лет.

Абитуриенты, успешно завершившие бакалаврскую программу, основным языком которой был английский.

Абитуриенты с высшим баллом на экзамене по английскому языку в средней школе верхней ступени.

Кандидаты на зачисление, не соответствующие требованиям к знанию английского языка, могут предоставить результаты одного из следующих тестов или экзаменов: Тест по английскому как иностранному языку (TOEFL) – минимальное количество баллов: 500 (рукописно) или 170 (электронно). Международный тест по английскому языку (IELTS) — минимальное количество баллов 5.0. Международный экзамен по английскому языку для определения уровня знаний студентов (APIEL) — минимальное количество баллов: 3.0.

Университеты Кембриджа/Оксфорда: — Первый сертификат по английскому языку — Сертификат на знание английского языка на продвинутом уровне — Свидетельство о профессиональном владении языком.

Кроме того, Вы соответствуете требованиям по английскому языку, если Вы:

Завершили один год обучения в университете в англоговорящей стране (Австралии, Канаде, Ирландии, Новой Зеландии, Соединенном Королевстве, США), где языком преподавания был английский.

Завершили обучение в университете, где основной предмет преподавался на английском языке.

Все заявления должны быть поданы непосредственно в интересующие Вас учебные заведения. Пожалуйста, имейте в виду, что для бакалавриата обычно требуется знание и норвежского языка.

ПРИЗНАНИЕ ИНОСТРАННОГО ДИПЛОМА О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Отдел Международного Признания NOKUT отвечает за обработку заявлений об общем признании иностранного диплома. NOKUT рассматривает заявления об общем признании иностранного диплома и присуждает определенное количество кредитов ЕСПЗБ. Они также определяют, соответствует ли уровень и объем/ продолжительность курса научной степени в Норвегии. ВУЗы дают свою оценку абитуриентам, т.е. соответствует ли с академической точки зрения иностранный диплом научной степени, части степени или другой квалификации, присуждаемой интересующим институтом. Заявление о признании образования может быть адресовано Норвежскому Агентству по Гарантии Качества Образования (NOKUT) или университетам и университетским колледжам.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИПЛОМУ

Приложение к диплому (ПД) является международным документом, который предоставляет подробное описание диплома, полученного кандидатом. Он не заменяет диплом, а дополняет его. ПД имеет стандартный вид и разделено на 8 частей.

В Норвегии можно учиться на английском, а заодно выучить и норвежский. Бесплатно

Часть 8, в которой описывается система высшего образования страны — стандартный текст, включенный во все приложения к диплому в данной стране. ПД уже является неотъемлемой частью систем электронной регистрации студента в норвежских институтах высшего образования. ПД предоставляется выпускникам бесплатно.

НОРВЕЖСКОЕ ОБЩЕСТВО Норвегия была несколько раз признана “лучшей страной для жизни” в Отчете ООН по развитию человека. Большинство норвежцев уважают принципы равенства, а гендерное равноправие высоко развито по сравнению со многими другими странами. Норвежское “государство всеобщего благосостояния” развивалось после 2-й Мировой войны, и спустя несколько десятилетий норвежские политики поддерживают этот курс развития. Население Норвегии составляет 5 миллионов человек, а уровень преступности — один из самых низких в мире.

СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

“Образование для всех” является основным принципом в Норвегии, и, за редким исключением, платы за обучение нет. Более 11.000 студентов в Норвегии — иностранцы. Статистика показывает, что их количество растет, но еще есть достаточно вакантных мест. В университетах и в университетских колледжах заботятся о том, чтобы студенты были радушно приняты во время их визита в Норвегию. Большинство университетов и университетских колледжей организуют специальные мероприятия для приезжающих иностранных студентов.

ЯЗЫК

В Норвегии существует три официальных письменных языка: норвежский букмол, нюнорск и саамский. Однако, если Вы говорите по английски, у Вас здесь не должно быть проблем. Дети учат английский в школе начиная с 6 лет, и Вы обнаружите, что все фильмы и сериалы передают с субтитрами вместо дублирования.

Иностранный гражданин, принятый в утвержденное учебное заведение, обычно университет или университетский колледж, должен получить вид на жительство для учебы в Норвегии. Всем студентам, планирующим провести в Норвегии более 90 дней, нужен студенческий вид на жительство.

ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ ИЗ СТРАН, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЕС/ЕЭС/ЕАСТ

Заявление с фотографией паспортного формата, Копия паспорта, Документы, подтверждающие прием в указанное учебное заведение, Учебный план, Документы о предоставлении жилья, Документы о финансовой поддержке (кредит от Государственного Кредитного Фонда Образования Норвегии или вклад в банк Норвегии).

Некоторые учебные заведения и специальные программы являются платными. Если Вы зачислены в одну из них, Вы также должны подтвердить, что Вы способны оплатить дополнительные расходы. Как правило, Норвежское Управление по иммиграции (UDI) требует перечисления средств на счет норвежского банка, и этот счет должен быть оформлен на имя потенциального студента. Если учебное заведение учредило счет для студентов, абитуриент может перечислить средства на этот счет. Перечень документов различается в зависимости от страны. В него могут быть внесены изменения. Более подробную информацию можно получить в ближайшем филиале Норвежской Внешнеполитической Службы. Если Вы находитесь в Норвегии, обратитесь в местный полицейский участок или UDI. Близкие родственники будущего студента могут сопровождать его в поездке.

ГДЕ ПОДАВАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ

Вы подаете заявление в ближайшем филиале Норвежской Внешнеполитической Службы. Необходимо явиться в офис лично и предъявить удостоверение личности. Заявления, отправленные по почте или по электронной почте, рассматриваться не будут. Ваше заявление будет рассмотрено UDI. Исключение составляют граждане ЕС/ЕЭС/ЕАСТ, которые могут пересекать границу Норвегии и подавать заявление в Норвегии. В этом случае Вы можете подавать заявление в ближайшем полицейском участке. Вы должны заплатить 800 норвежских крон при подаче заявления на вид на жительство для учебы в Норвегии. С абитуриентов из стран ЕС/ЕЭС/ЕАСТ данная пошлина не взимается.

Время рассмотрения заявления различно. Если у Вас есть адрес в Норвегии, Вы получите по почте автоматическое подтверждение о том, что иммиграционная служба получила Ваше заявление. Вас также оповестят о продолжительности времени рассмотрения заявления. Пожалуйста, обратите внимание: эта информация касается только общих правил. Равноправие — это основа норвежской культуры. Как на территории университета, так и вне ее. Отношения между преподавателями и студентами неформальны. Они определяются общими целями и взаимным уважением, а не расстоянием от студенческой столовой до преподавательской.

В Норвегии существует несколько программ обмена и возможностей получения стипендии для студентов, желающих получить образование в Норвегии.

ПРОГРАММА СОКРАТ/ЭРАЗМУС

Если Вы являетесь студентом европейского высшего учебного заведения, Вы можете стать студентом по обмену по программе Сократ/Эразмус. Программа дает Вам возможность получать образование за границей в рамках вашего основного обучения или как дополнение к вашим занятиям. Обмен длится от 3 до 12 месяцев, Вы получаете грант от Евросоюза для поддержки во время визита. Программа доступна для всех граждан стран ЕС, а для того, чтобы Ваша кандидатура была рассмотрена, Вам необходимо завершить, по крайней мере, год обучения в высшей школе. 45 высших учебных заведений Норвегии участвуют в программе Эразмус. Для получения более подробной информации обратитесь в Ваш университет.

КВОТЫ

Норвежское правительство предлагает финансирование студентам из развивающихся стран и стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии посредством квот. Цель этого плана – дать студентам такое образование, которое пойдет на благо их родным странам, когда они вернутся домой. Поддержка может быть оказана студентам для обучения на уровне бакалавра, магистра, доктора. Всего 1.100 студентов могут получить финансирование по этому плану. Учреждения высшего образования Норвегии отвечают за отбор и прием студентов по квоте.

ПРОГРАММА СТИПЕНДИЙ НОРАД

Ежегодно 100 студентов из развивающихся стран принимаются на обучение в магистратуру в Норвегии по программе стипендий Норад. Программа стипендий Норад основана на том, что возможность получить хорошее образование в норвежских университетах и университетских колледжах может способствовать улучшению уровня знаний в южных странах. Большинство курсов программы во многих академических областях проводятся в Норвегии в течение 2-х лет. Более подробную информацию по программам обмена и стипендий можно получить на сайте Норвежского Центра Международного Сотрудничества в Области Высшего Образования (SIU) www.siu.no.

1.

Бесплатное образование в Норвегии

Развитие Специального образования в НорвегииРАЗВИТИЕ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В НОРВЕГИИ

2.

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В.
ОТКРЫТИЕ
ПРИХОДСКИХ
НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ

3.

ЗАКОНЫ
1848
И
1860
ГГ.
УПОРЯДОЧИЛИ РАБОТУ ГОРОДСКИХ
ШКОЛ,
УСТАНОВИЛИ
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В
ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 13 ЛЕТ

4.

• ЗАКОН О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ (1837),
ПОЗВОЛЯЛ ОТКРЫВАТЬ НА МЕСТАХ ШКОЛЫ ПО
ЖЕЛАНИЮ ОБЩИНЫ.
• ОБЩИНА ГОРОДА ТРОНХЕЙМ ОТКРЫЛА УЧЕБНОЕ
ЗАВЕДЕНИЕ ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ (ПЕДАГОГОМ
БЫЛ НАНЯТ СМИТ)
• В БЕРГЕНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ГЛУХИХ
(1850) ФРИДРИХА БАЛЬХЕНА

5.

• В 1881 Г. ВВОДИТСЯ ЗАКОН ОБ ОБУЧЕНИИ ГЛУХИХ
ДЕТЕЙ, ЧЕРЕЗ ГОД ОН УТОЧНЯЕТСЯ И РАСШИРЯЕТСЯ,
ОБРЕТАЯ ВИД ЗАКОНА ОБ ОБУЧЕНИИ АНОМАЛЬНЫХ
ДЕТЕЙ (1882).
• ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ БЕСПЛАТНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ (1896); ВСЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
НОРВЕГИИ ОБРЕЛИ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ В
КОНЦЕ XIX В.

6.

• В КОНЦЕ XIX В. НОРВЕГИЯ ИМЕЛА 5 ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА, ИХ КОМПЛЕКТОВАНИЕ СТРОИЛОСЬ ДОСТАТОЧНО ПРОСТО: ПО
ДОСТИЖЕНИИ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ЗАЧИСЛЯЛСЯ В
НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА. ЕСЛИ В ПЕРВЫЕ ПОЛГОДА
ОБУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЯЛАСЬ МЕШАЮЩАЯ УСПЕШНОЙ УЧЕБЕ
«НЕНОРМАЛЬНОСТЬ», РЕБЕНКА ПЕРЕВОДИЛИ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ШКОЛУ.
ПО ИТОГАМ КАЖДОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЛСЯ ВРАЧЕБНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОКЛАД О ЗДОРОВЬЕ И ШКОЛЬНЫХ УСПЕХАХ ГЛУХОГО
УЧЕНИКА, КОТОРЫЙ ТАКЖЕ ЕЖЕГОДНО ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.
• ОТНОСИТЕЛЬНО КОЛИЧЕСТВА ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО «ИХ БЫЛО ДОСТАТОЧНО ДЛЯ
ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ ГЛУХИХ И СЛЕПЫХ»

7.

ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, ТО ОНО
СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ АКТА 1882 Г. С 1882 Г. В
СТРАНЕ НАЧАЛИ ОТКРЫВАТЬСЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАВЕДЕНИЯ.
ОБУЧЕНИЕ ЗДЕСЬ НАЧИНАЛОСЬ С 8 ЛЕТ, ЧТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ
ДЕЙСТВОВАВШИМИ В СТРАНЕ ПРАВИЛАМИ НАПРАВЛЕНИЯ В
СПЕЦИАЛЬНУЮ ШКОЛУ. РЕБЕНОК НАЧИНАЛ УЧИТЬСЯ В НАРОДНОЙ
ШКОЛЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА, А ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ИЛИ
ШКОЛУ МОГ ПЕРЕВОДИТЬСЯ ПО ПРИЧИНЕ НИЗКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

8.

ВСТАВ НА ПУТЬ ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ГОСУДАРСТВО СТРОГО СЛЕДИЛО ЗА НЕУКОСНИТЕЛЬНЫМ
ИСПОЛНЕНИЕМ СВОЕГО РЕШЕНИЯ (ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПОЖЕЛАНИЙ ОТДЕЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ): «ЛИЦО, НА
ПОПЕЧЕНИИ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ РЕБЕНОК, НЕ
ПОСЛАВШЕЕ РЕБЕНКА ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ,
НЕСМОТРЯ НА НАПОМИНАНИЯ ОБ ЭТОМ, ПОДВЕРГАЕТСЯ
ДЕНЕЖНОМУ ШТРАФУ»

9.

НА ПРИМЕРЕ НОРВЕГИИ ОСОБЕННО ЯСНО, КАК ПОЛИТИКА ВМЕШИВАЕТСЯ
В СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЗАДАВАЯ ВЕКТОРЫ ЕГО РАЗВИТИЯ.
ЭНЕРГИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НОРВЕЖСКОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ ЯВИЛОСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ
КРЕПНУЩЕГО НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ.
В 1905 Г. СТРАНА НАКОНЕЦ ОБРЕЛА НЕЗАВИСИМОСТЬ И В
ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ НАС СФЕРЕ ВОШЛА В ЧИСЛО ЕВРОПЕЙСКИХ ЛИДЕРОВ,
ПОСТРОИВШИХ К НАЧАЛУ XX В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННУЮ И
ФИНАНСОВО ОБЕСПЕЧЕННУЮ СИСТЕМУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ОХВАТИВШУЮ БОЛЕЕ 80% НУЖДАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ.

Развитие специального образования в Норвегии

English     РусскийПравила

Приложение. Дошкольное воспитание в Норвегии

Исторический аспект Структура Цель и задачи Интересное
Образование системы дошкольного воспитания в Норвегии зависело не только от социально-экономических процессов, проходивших в стране на пути ее исторического развития, но и от географических особенностей, культурного развития и условий урбанизации страны. Основным сдерживающим фактором возникновения дошкольных учреждений являлось слабое заселение страны. Отдельная семья находилась на значительном расстоянии от другой, можно было выжить только с учетом использования всех природных ресурсов и при условии тяжелого труда всех членов семьи. Дети в таких семьях были естественным путем включены в социальную и хозяйственную жизнь. До шестидесятых годов XX столетия даже дошкольники выполняли посильные трудовые обязанности в семье и могли быть важной опорой в домашнем хозяйстве. К концу XIX столетия рост рабочих мест и образование промышленных поселков городского типа вызвали повышение уровня урбанизации в стране. По причине замедленности этого процесса большинство детей дошкольного возраста имели возможность еще долго, вплоть до послевоенного времени, играть на воздухе вблизи их домов и не нуждаться в общественном воспитании, имея домашнее. Желание обеспечивать одинаковые возможности для образования каждому гражданину долго было центральным мотивом образовательной политики правительства государства в 30-х годах XX столетия. Такого единства мнений не наблюдалось по отношению к созданию системы общественного дошкольного воспитания. В ее создании участвовали в основном женщины страны, что и предопределило кадровую политику данного вопроса. В настоящее время правительство ставит перед собой задачи оказания помощи каждой семье, имеющей детей в возрасте до 7лет. Оно находит решение проблемы в предоставлении всем детям до 7лет возможности посещения дошкольных учреждений. Норвежское государство в 2009 году законодательно закрепило право на место в детском саду за всеми детьми, которые в возрасте от одного до пяти лет.     Министерство образования и исследований (Норвегия) Министерство образования и исследований (Норвегия) отвечает за образование, научные исследования и детские сады. Министерство было создано в 1814 году. Отдел отчитывается законодательной власти (Стортингу). Традиционно это министерство было также ответственно за церковные дела, но эта функция была передана Министерству культуры и по делам церкви в 2002 году. Организационная структура Министр науки и высшего образования Министр дошкольного и младшего школьного образования Три государственных секретаря Политический советник Департаменты Департамент дошкольного образования и ухода за детьми Департамент образования и профессиональной подготовки Департамент высшего образования Департамент исследований Департамент анализа политики, пожизненного обучения и международных отношений Департамент управления и финансов Департамент управления и развития Отдел коммуникации Дочерние органы Исследовательский совет Норвегии Норвежский Директорат по образованию и подготовке кадров Центр ИКТ в образовании Норвежское агентство по обеспечению качества в образовании Норвежский центр по международному сотрудничеству в области высшего образования Норвежский институт по обучению взрослых Норвежский институт международных отношений Норвежский метеорологический институт Норвежский институт социальных исследований Норвежский фонд государственного образовательного займа   В группе из 20 детей должно быть 4 воспитателя, причём двое из них должны иметь высшее образование дошкольного учителя, а двум остальным это не обязательно (они могут быть ассистентами). Среди воспитателей в группе должен быть один или два мужчины, чтобы у детей было восприятие мамы и папы. Если на одно рабочее место в детском саду есть два желающих, то мужчина всегда имеет больше шансов занять это место. Для того чтобы получить работу воспитателя в норвежском детском саду человек должен обязательно предоставить поли-аттестат — это такой документ, в котором содержится информация о судимости. Людей с криминальным прошлым на такую работу просто не возьмут. Минимум раз в 2-3 месяца воспитатели проходят курсы и семинары по психологии детей. Воспитатель не имеет права ругать ребёнка, кричать на него и тем более бить!   Развитие педагогических взглядов в области дошкольного воспитания основывается на принципах Конвенции ООН о правах ребенка. В государстве Норвегия с 70-х гг XX века сложилась и успешно развивается единая структура существования системы общественных дошкольных учреждений, выполняющей ведущую роль в общей программе социальной защиты населения страны. Она включена в единую систему образования норвежских детей, которая является сложной структурой государственной политики, выполняющей социальный заказ общества на развитие и воспитание подрастающего поколения. 1. Наличие единой программы воспитания и развития в стране привело к стабильности содержания воспитательной работы, включая все типы дошкольных учреждений. Главенствующей особенностью норвежской программы является ее личностная направленность и принципы гуманистической педагогики. 2. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое, социальное и физическое развитие дошкольников реализуется в контексте формирования и становления ребенка как индивидуальности. — Развитие интеллектуальных умений и навыков, сенсорное развитие, развитие и коррекция речи — все это составные части умственного развития ребенка. — Для формирования здоровых привычек и культурно-гигиенических навыков, для укрепления здоровья используются методы физического воспитания. — Как средство реализации заложенных в ребенка творческих начал используются методы эстетического воспитания. — Формирование нравственных чувств, моральных отношений личности, эмоциональное развитие, удовлетворение потребности познания религиозных вопросов — является содержанием нравственного воспитания. — Социальное развитие ребенка осуществляется при помощи основной деятельности ребенка — игры. 3. Игра выступает основным видом деятельности детей в дошкольных учреждениях Норвегии. В ходе игры осуществляется физическое, интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие детей.4. Изучение различных моделей развития и воспитания детей дошкольного возраста явилось создание собственной модели "структурной педагогики" на основе теории гуманистической психологии и гуманистической педагогики. Она лежит в основе практической работы всех дошкольных учреждений Норвегии. 5. Разработана и широко используется система перспективного индивидуального планирования с точной структурой последовательного развития, с учетом использования всех форм и видов деятельности в структуре разновозрастной группы и с учетом удовлетворения познавательных потребностей детей. Из всех существующих педагогических методов следует выделить применение наглядных форм воздействия воспитателя на ребенка. Норвежская дошкольная педагогика, широко используя положения образовательной теории М.Монтессори, выступает за непосредственное ознакомление детей с окружающим миром. Кроме зрительного и слухового ознакомления, педагоги широко применяют осязательный. Из словесных методов чаще всего употребляются пояснение, рассказ, беседа. Норвежская педагогика выступает за приоритетность опосредованного педагогического воздействия. Педагоги изучают интересы и склонности каждого ребенка, дают советы, создают условия для их разностороннего развития, обеспечивая предметно-материальную среду. Следует подчеркнуть, что методы воспитания, в большей степени, ориентированы на индивидуальную работу. Направленность норвежской дошкольной педагогики на воспитание самостоятельной и творческой личности предопределяет использование методов проблемного воспитания и обучения. Создание различных ситуаций, требующих принятия решений, характеризует работу детских садов.   В Норвегии очень много детских садов как государственных, так и частных. Благодаря этому здесь нет огромных очередей как в России. Если по каким-либо причинам родители не желают отдавать ребёнка в детский сад, то государство оплачивает пребывание ребёнка дома в сумме 3 000 крон (это составляет приблизительно 15 000 руб.) в месяц. В Норвегии можно отдать ребёнка в детский сад в возрасте до года. Детские сады в этой стране не дешёвое удовольствие. В месяц оплата составляет от 3 000 крон и больше. Норвежское государство всячески поддерживает семью и поэтому если ваш ребёнок посещает государственный детский сад, то в конце года вам возмещается 80% затраченной на сад суммы, а если же частный-то 50%.

Учеба в Норвегии

Питание в детских садах Норвегии сильно отличается от принятых стандартов в России не в лучшую сторону. Нет общепринятых супов и каш. Родители каждый день утром дают своим детям «матпакке»- это лоточки с обедом (бутерброды, йогурт, сок, молоко, сухой завтрак, печенье). В садике же каждый день дают свежие фрукты. Горячую еду дети едят только по вторникам в обед, в остальные же дни-бутерброды. Что касается сладостей, разных конфет, шоколада, то их дети едят исключительно по выходным, а в остальные дни это считается неприемлемым и «незаконным». В норвежских садиках предусмотрены походы для детей в любую погоду. Хотя бы один поход в лес, поездки в разные интересные места. Есть даже специально ориентированные группы, которые ходят в походы три раза в неделю. Зимой, детей начиная с трёхлетнего возраста, ставят на лыжи. Днём дети не спят, спальных комнат здесь нет. Тихий час есть только у некоторых детей, которые младше двух лет. Спят они в колясках на улице, потому что норвежцев приучают спать в прохладе с раннего детства. Что касается игрушек, тог в детских садах их очень много. Есть развивающие (их большинство), красивые и креативные. Свои же игрушки приносить из дома в сад запрещено. Один раз в неделю воспитатели устраивают для детей «час развития». Они рассказывают детям что-то развивающее и интересное на своё усмотрение. Каждый день обязательно проводится занятие: чтение сказок, инсценирование сказок (импровизированный театр) обучение счету, грамоте (очень начальное) конечно же рисование, лепка, конструирование, плетение (в общем занятия направленные на развитие мелкой мускулатуры рук). У каждой группы есть своя игровая комната с кинотеатром, музыкальной аппаратурой, игрушками и т.д. В этом помещении они рисуют, играют, читают, кушают и слушают музыку. Считается, что детям необходимо слушать разную музыку начиная с детских песен и заканчивая роком и выбирать то, что им нравиться. Норвежские детские сады обустроены и современны. Детей с раннего детства учат тому, что они личности. Каждый из детей обязан побывать на каникулах /один месяц в летний период/.

Литература

1. Статья в журнале "Здоровье" №4 за 1997 г.

2. http://www.7ya.ru/article/barne-hagen-po-norvezhski-detskij-sad/

3. http://www.norvegia.ru/About_Norway/policy/1/daycare/

4. http://www.mamashkam.ru/detki/nyani_obuchayushie_uchrejdeniya/Detskie-sady-v-Norvegii.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *