Невербальные сигналы

Содержание

Раздел 5. Психологические аспекты общения

Цель:

· исследовать собственные индивидуальные особенности коммуникативной сферы;

· научиться самостоятельно работать с материалами психологических тестов и анализировать полученные результаты психодиагностики.

Задания:

1.Ответьте на вопросы тестов из учебника Шеламовой Г.М. Деловая культура и психология общения:

· «Коммуникабельны ли Вы?», с.135-138;

· «Приятно ли с Вами общаться?», с.138;

· «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения», с.139;

· «Диагностика доминирующей перцептивной модальности», с.148.

Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения : учебник для нач. проф. образования/Г.М. Шеламова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

2.Составьте по результатам психологической диагностики индивидуальный профиль своей коммуникативной сферы (заключение).

Самостоятельная работа №9 (2 часа)

Раздел 5. Психологические аспекты общения

Цель:

· систематизировать знания психологических аспектов межличностного общения.

Задание:Ответьте на вопросы для самопроверки по теме: «Средства общения. Коммуникативная сторона общения». Укажите один правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Количество и качество невербальных сигналов зависит от:

а) возраста;

б) пола;

в) социального статуса;

г) типа темперамента;

д) национальности;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

2. Мимика и пантомимика:

а) помогают общению;

б) препятствуют общению;

в) ни помогают, ни препятствуют.

3. Кинесика изучает:

а) прикосновения в процессе общения;

б) внешнее проявление человека;

в) расположение собеседников в пространстве.

4. Согласны ли вы с тем, что «читать» следует жесты в их совокупно­сти и трактовать в контексте их проявлений?

а) да;

б) нет.

Ответ поясните на примере.

5. Какая улыбка свидетельствует об искренней радости:

а) расслабленная улыбка;

б) смущенная улыбка;

в) усмешка.

6. «Кривая улыбка» (когда опущены угол­ки рта) свойственна людям:

а) сентиментальным;

б) скрывающим собственные намерения;

в) прикрывающимся веселостью при стремлении к отрицанию;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

7. Взгляд партнера в процессе делового общения сверху вниз указыва­ет на:

а) неуверенность;

б) превосходство и гордость;

в) скрытое наблюдение.

8. В процессе делового общения взгляд партнера прямой, лицо пол­ностью обращено к собеседнику. Это:

а) презрение;

б) интерес к собеседнику и его признание;

в) проявление подчеркнутого неуважения.

9. Рука, поданная для рукопожатия вертикально, означает:

а) превосходство;

б) партнерское отношение;

в) стремление к подчинению.

10. Жест закрытости проявляется обычно в позиции:

а) руки, скрещенные на груди;

б) руки на бедрах;

в) рука, поддерживающая подбородок.

11. Признак открытости — это:

а) расстегнутый пиджак;

б) скрещенные ноги;

в) открытые ладони рук, развернутые навстречу собеседнику;

г) неполная посадка на стуле;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

12. Жест, характеризующий желание активных действий, проявляется в позиции:

а) скрещенные ноги и руки;

б) наклон головы;

в) руки на бедрах.

13.

2. невербальные средства общения

Жестом, при котором собеседник оценивает информацию в про­цессе делового общения, является:

а) руки, сведенные за спину, при этом одна рука сжимает другую;

б) почесывание подбородка;

в) прикладывание рук к груди.

14. Критическая оценка со стороны собеседника обычно проявляется в жесте:

а) руки, скрещенные на груди;

б) указательный палец вытянут вдоль щеки, а остальные располага­ются под подбородком;

в) прикрытие рта ладонью.

15. Неполная посадка на стуле, при которой туловище наклонено впе­ред, руки опираются на колени, а ноги — на пол, так что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади, характеризует позу:

а) открытости;

б) готовности;

в) защиты.

16. Оттягивание плеч назад при поднятом подбородке характеризует состояние партнера по общению как:

а) боязливого;

б) уверенного;

в) покорного.



Невербальный символ

Cтраница 1

Невербальные символы могут иметь международное значение.  

Невербальные коммуникации — система невербальных символов, знаков, кодов, используемых для передачи сообщения.  

Вообразите сцену, которая иллюстрирует, как невербальные символы могут создавать шум в процессе обмена информацией.  

Под невербальной коммуникацией ( в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений ( см.: Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.

Важность невербального общения и способы его прочтения

Хотя вербальные символы ( слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации.  

Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот, чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение.  

В традиционной понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов, однако, хотя вербальные символы ( слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальном общении используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение Лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации.  

Важно, что коммуникационную функцию в организации выполняют не только разного рода информационные выпуски и живое общение. Невербальные символы и знаки не менее экспрессивны и действенны. Элементы интерьера, сами помещения, места, где собираются занятые также выполняют коммуникативную функцию. Каждый элемент интерьера — стол, корзина для мусора, — несет занятым один из двух вариантов сообщений: то, что вы делаете — значимо или то, что вы делаете, — бессмысленно. Эти невербальные сообщения определяют корпоративный дух и потому — конкурентоспособность компании. Очевидно, что второе сообщение вдохновляет занятых, а первое вызывает реакцию опускания рук.  

Невербальные символы могут иметь международное значение. Необходимо помнить о том, что невербальные символы могут иметь разные значения в разных культурах.  

Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот, чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение.  

Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот, чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение.  

Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот, чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение.  

Выше в данной главе мы указали, что целью коммуникаций является обеспечение понимания информации, служащей предметом обмена, т.е. сообщения. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе коммуникации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов. В данном обсуждении наше внимание сосредоточено на проблемах, связанных с использованием слов в качестве символов.  

Страницы:      1

Раздел 5. Психологические аспекты общения

Цель:

· исследовать собственные индивидуальные особенности коммуникативной сферы;

· научиться самостоятельно работать с материалами психологических тестов и анализировать полученные результаты психодиагностики.

Задания:

1.Ответьте на вопросы тестов из учебника Шеламовой Г.М. Деловая культура и психология общения:

· «Коммуникабельны ли Вы?», с.135-138;

· «Приятно ли с Вами общаться?», с.138;

· «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения», с.139;

· «Диагностика доминирующей перцептивной модальности», с.148.

Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения : учебник для нач. проф. образования/Г.М. Шеламова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

2.Составьте по результатам психологической диагностики индивидуальный профиль своей коммуникативной сферы (заключение).

Самостоятельная работа №9 (2 часа)

Раздел 5. Психологические аспекты общения

Цель:

· систематизировать знания психологических аспектов межличностного общения.

Задание:Ответьте на вопросы для самопроверки по теме: «Средства общения. Коммуникативная сторона общения». Укажите один правильный ответ из предложенных вариантов.

1.

Невербальное общение

Количество и качество невербальных сигналов зависит от:

а) возраста;

б) пола;

в) социального статуса;

г) типа темперамента;

д) национальности;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

2. Мимика и пантомимика:

а) помогают общению;

б) препятствуют общению;

в) ни помогают, ни препятствуют.

3. Кинесика изучает:

а) прикосновения в процессе общения;

б) внешнее проявление человека;

в) расположение собеседников в пространстве.

4. Согласны ли вы с тем, что «читать» следует жесты в их совокупно­сти и трактовать в контексте их проявлений?

а) да;

б) нет.

Ответ поясните на примере.

5. Какая улыбка свидетельствует об искренней радости:

а) расслабленная улыбка;

б) смущенная улыбка;

в) усмешка.

6. «Кривая улыбка» (когда опущены угол­ки рта) свойственна людям:

а) сентиментальным;

б) скрывающим собственные намерения;

в) прикрывающимся веселостью при стремлении к отрицанию;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

7. Взгляд партнера в процессе делового общения сверху вниз указыва­ет на:

а) неуверенность;

б) превосходство и гордость;

в) скрытое наблюдение.

8. В процессе делового общения взгляд партнера прямой, лицо пол­ностью обращено к собеседнику. Это:

а) презрение;

б) интерес к собеседнику и его признание;

в) проявление подчеркнутого неуважения.

9. Рука, поданная для рукопожатия вертикально, означает:

а) превосходство;

б) партнерское отношение;

в) стремление к подчинению.

10. Жест закрытости проявляется обычно в позиции:

а) руки, скрещенные на груди;

б) руки на бедрах;

в) рука, поддерживающая подбородок.

11. Признак открытости — это:

а) расстегнутый пиджак;

б) скрещенные ноги;

в) открытые ладони рук, развернутые навстречу собеседнику;

г) неполная посадка на стуле;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

12. Жест, характеризующий желание активных действий, проявляется в позиции:

а) скрещенные ноги и руки;

б) наклон головы;

в) руки на бедрах.

13. Жестом, при котором собеседник оценивает информацию в про­цессе делового общения, является:

а) руки, сведенные за спину, при этом одна рука сжимает другую;

б) почесывание подбородка;

в) прикладывание рук к груди.

14. Критическая оценка со стороны собеседника обычно проявляется в жесте:

а) руки, скрещенные на груди;

б) указательный палец вытянут вдоль щеки, а остальные располага­ются под подбородком;

в) прикрытие рта ладонью.

15. Неполная посадка на стуле, при которой туловище наклонено впе­ред, руки опираются на колени, а ноги — на пол, так что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади, характеризует позу:

а) открытости;

б) готовности;

в) защиты.

16. Оттягивание плеч назад при поднятом подбородке характеризует состояние партнера по общению как:

а) боязливого;

б) уверенного;

в) покорного.



Язык тела – рекомендации для чтения невербальных сигналов

Читая язык тела, вы иногда получаете очень четкие сигналы о том, что думает клиент. На самом деле, наши мысли и чувства выдают нас в нашей позе и жестах. Вот пример.

На одной встрече была поднята неудобная тема. Одна из женщин на встрече явно не хотела обсуждать этот вопрос. Любой, кто мог читать невербальную коммуникацию, могли видеть это. Каким образом? Женщина была одета в свитер. Как только обсуждение началось, она начала тянуть ее свитер вверх. Она медленно натянула его на ее подбородок. Вскоре ее свитер прикрывал ее рот. Женщина не понимала, что ее язык тела выдавал ее нежелание говорить на эту тему! Жесты, позы и движения головы выдают все то, что мы думаем и чувствуем. Вот 10 рекомендаций, чтобы вы могли наблюдать за вашими клиентами, коллегами, партнерами: 1. Люди, которые злятся, могут наклониться вперед с жестким выражением лица и сжатыми кулаками. 2. Человек, который увлечен темой и позитивно настроен, будет проявлять открытое положение тела ладонями вверх, а рот и глаза широко открыты. 3. Люди, которые стесняются, будут смотреть в сторону, и будут пытаться сократить зрительный контакт. 4. Тот, кто хочет запугать других, может показаться угрожающим, принимая вертикальную позицию и стоять рядом с вами. 5. Люди, которые стоят руки на поясе (с руками на бедрах и локти врозь), показывают позу превосходства и доминирования. 6. Люди часто пытаются показать свое превосходство, сидя в положении с ногами в крест-накрест, лодыжка одной ноги лежит на колене другой, а локти и протянутые руки закинуты за шею или голову. В мужском языке тела, когда общаются два руководителя, оба могут бессознательно принять эту позу, чтобы сохранить свои позиции власти. 7. Кто-то скрещивает руки на груди или за спиной или сжимает кулаки, даже если он не понимает того он делает, они показывают таким образом свою защиту, или даже чувствуют враждебность. 8. Люди, которые заинтересованы, будут подпирать голову руками, с указательным пальцем на щеке. 9. Покупатель может выявить интерес, наклонившись вперед, показывая, что он собирается действовать в ответ на предложение.

Невербальные сигналы общения. Какие они бывают

10. Клиент, который откидывается, показывает безразличие или отсутствие интереса. Знаете ли вы, самые большие ошибки делового имиджа? А какие ошибки вы можете совершать неосознанно, невербально, при общении с клиентом? (например, один раз я видела как Риэлтор начал потирать ладонь об ладонь, когда клиент принял решение о покупке) Что нужно сделать, чтобы усилить наше позитивное влияние на клиента? И как узнать истинные причины отказа от покупки? Вы можете узнать многое на мастер-классе http://larisakuzmina.justclick.ru/neverbalika Зарегистрироваться на мастер-класс необходимо заранее по тел. +7 927 403 39 81  или по эл.почте: kuz-larisa@mail.ru  

Сертификаты

Классификация невербальных средств

Невербальные сигналы – это материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для собеседников вполне определенный, закрепленный данной культурой смысл. В научной литературе выделяется несколько видов невербальных сигналов: симптомы, символы и знаки (собственно невербальные сигналы).

Симптомы – невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения. Симптомы преимущественно представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.).

Символы – невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма – символического значения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям. Социальные символы непосредственно не участвуют в коммуникации, но они несут коммуникативно релевантную информацию, опосредованно включаясь в процесс обмена информацией между людьми. Например, иномарка, норковая шуба, собственная вилла — символ зажиточности; короткая стрижка — символ «крутизны»; длинные волосы у мужчин — символ артистической профессии. Социальные невербальные символы имеют ярко выраженную национальную специфику.

Знаки, или собственно невербальные сигналы, — автоматически и сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собеседнику. Невербальные знаки включают:

· знаки языка телодвижений (взгляд, мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический контакт, манипуляции с предметами);

· знаки организации пространства общения (проксемические знаки);

· знаки отсутствия говорения (молчания).

Многие невербальные явления могут иметь как знаковую, так и симптоматическую функцию, а также могут играть и определенную символическую роль в общении, поэтому четко разграничить невербальные сигналы далеко не всегда удается. Однако, как правило, тот или иной сигнал имеет основную функцию, и по этой функции его можно отнести к определенному разряду. Если невербальный сигнал чаще продуцируется сознательно, он относится к знакам (собственно сигналам), если чаще бессознательно — к симптомам. Тем не менее, в ряде случаев разграничение оказывается условным.

В паралингвистике принято различать три группы невербальных средств:

· фонационные (интонация, темп речи и пр.);

· кинетические (движения, включая жестовые и мимические, и позы);

· графические (особенности почерка, типы шрифтов, небуквенные знаки и пр.).

Среди невербальных знаков самую большую группу составляют жесты. Жесты— значимые движения тела. Жесты подразделяются на следующие группы:

· номинативные — их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства.

Вопросы и задания

Номинативные знаки используются автономно или вместе с вербальными средствами («большой палец», палец к губам — «тихо», покручивание пальцем у виска — «ненормальный» и др.). К номинативным относится и большой разряд изобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственный образ предмета, действия (изображение размера, формы);

· эмоционально-оценочные — выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц) — огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы;

· указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой);

· риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания, коммуникативно значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории);

· игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании);

· вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца);

· магические – используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением).

Мимика – это выразительные движения лицевых мышц. Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка. Улыбка в общении выполняет следующие функции:

· характеризует улыбающегося как носителя положительных признаков, хорошего человека (об улыбающихся людях все думают хорошо);

· вызывает ответную положительную эмоцию у собеседника, легко отражается;

· поднимает настроение самому говорящему (функция самовоздействия);

· стимулирует продолжение контакта (поэтому заставляют улыбаться продавщиц – от них тогда не хочется отходить, а ведь они стоят «при товаре»).

Признак искренней улыбки – подвижность бровей в момент улыбки, если же брови неподвижны и человек улыбается одним губами – улыбка неискренняя.

Жесты – динамические выразительные движения тела (не только рук). Жестовые сигналы подразделяются на:

· оценочные сигналы (позитивные, негативные);

· сигналы отношения;

· сигналы намерений;

· сигналы состояний;

· риторические сигналы (усилительные, изобразительные, указательные).

Эффективны сигналы положительной оценки, расположения к собеседнику. Это такие сигналы, как «раскрытие» грудной клетки, движение рук в сторону собеседника, демонстрация ладоней, любые жесты говорящего у своего лица (если его собеседник в закрытой позе), наклон головы, движения кистями вверх, наклон вперед, движения туловища вперед.

Важны правильные риторические жесты, прежде всего усилительные (ритмические движения рукой, руками, указкой в такт речи). Указательные жесты следует делать ладонью, а не пальцем, иначе это выглядит как проявление агрессивности.

Важнейшим из невербальных жестов в коммуникации является рукопожатие. Рука, протянутая для рукопожатия ладонью вверх, так называемая «открытая» ладонь, является показателем покорности. Наоборот, «закрытая», повернутая книзу ладонь означает желание доминировать. Таким образом, в момент рукопожатия тот из деловых партнеров, чья рука оказывается сверху, претендует на превосходство. Поэтому партнеры часто поворачивают руки до вертикального положения, являющегося выражением равенства.

А. Пиз приводит и другие типы рукопожатий:

«Перчатка» — пожатие руки партнера двумя руками. Часто это еще называют рукопожатием политика. Разновидностью такого приветствия является пожатие левой рукой запястья, предплечья или плеча партнера как выражение дружбы, доброжелательности и близости. Такое рукопожатие, скорее, приемлемо для людей, уже знакомых и испытывающих друг к другу одинаково теплые чувства, в противном случае это рукопожатие вызывает только недоверие.

«Дохлая рыба» — протянутая для приветствия рука вялая, холодная, иногда влажная. Обычно этот вариант рукопожатия характерен для людей со слабым характером.

«Косточки хрустят» — очень сильное рукопожатие, вызывающее боль у партнера, является выражением агрессивности, а иногда и жестокости.

«На вытянутой руке» — так здороваются, если хотят дистанцироваться или произвести впечатление человека скромного, знающего свое место.

«За кончики пальцев» — этот вариант рукопожатия характерен для людей неуверенных в себе.

Позы –фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест. Позы бывают открытыми, закрытыми и авторитарными.

Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не скрещены, а слегка разведены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка приподнят. Открытая поза демонстрирует стремление к контакту.

Закрытые позы – руки и ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком.

Авторитарные позы демонстрируют высокий статус говорящего, его превосходство над собеседником, стремление оказать на него давление. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной («поза армейского сержанта»), поза «руки в боки», взгляд поверх очков. Все они, как правило, призваны оказать давление на собеседника, подчинить его себе. Воспринимаются такие сигналы негативно.

Интонация.Ряд исследователей относит к невербальным средствам общения интонацию,такие ее параметры, какмелодика, темп речи (быстро-медленно), тембр (высоко-низко), громкость (громко-тихо), паузы, логические ударения.

Голосиграет огромную роль в речевом воздействии. В соединении с интонацией, мелодикой речи он может казаться приятным и неприятным, тихим и громким, уверенным и неуверенным, вкрадчивым и агрессивным, красивым и некрасивым и т.д. От того, нравится ли он слушателям, зависит сила его воздействия.

Однако основной параметр голоса, определяющий его воздействующую силу, – несомненно, громкость. Громкость голоса создает впечатление убежденности говорящего, его уверенности в своей правоте, компетентности.

Часто (особенно в России) громкий голос в официальном общении рассматривается как признак высокого статуса человека, сигнал высокой должности, занимаемой им. Громкий голос также часто воспринимается как свидетельство решительности человека: он невольно заставляет слушать его обладателя. Фразы, произнесенные громко и безапелляционно, часто оказывают завораживающее действие на слушателей, лишают их возможности возразить собеседнику. Резкое повышение громкости голоса обычно усиливает воздействие на адресата.

Высота голоса также относится к параметрам речевого воздействия. Если вы звоните в какую-либо фирму и вам отвечает девушка с тонким голоском, вы делаете вывод, что это девушка на побегушках. Слова Я директор фирмы, сказанные высоким мужским или женским голосом, не вызывают доверия: не возникает впечатления компетентности, надежности. Деловое общение должно вестись низким тоном.

В заключение отметим, что, строя сообщение, необходимо так комбинировать различные каналы и средства коммуникации, чтобы они работали синхронно, согласованно.

Тема 5

Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 710 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

коммуникацияневербаликажестымимика

Александр Любимов

Вы уже поняли, что невербальных сообщений много. Даже очень. Но с чего начинать, на что обращать внимание в первую очередь? Например, в современном английском языке около 600000 слов (в большом англо-русском словаре около 300000), но для повседневного общения может хватить всего 1000. Тонкости передать и понять не получиться, но для начала вполне хватает.
Итак, наиболее часто используемые "элементарные" невербальные сообщения. База. Всего семь штук.

Жесты, голос, позы, ритм — «буквы». При помощи них передаются невербальные сообщения — «слова». А из «слов» уже складываются большие осмысленные сообщения — «предложения».

Так что пока учим слова. А в следующий раз поговорим о том, как из этих слов складывать «предложения» — как расшифровываются эти сообщения в контексте, какой смысл они имеют, то есть о том, что в НЛП называется метасообщения.

Нейтральное состояние

Для правильной калибровки в начале нужно откалибровать «нейтральное». И от этого состояния уже отталкиваться — то есть все остальные калибровки показывают отличия от него, что-то вроде нуля на шкале. Лучше это самое нейтральное состояние наблюдать, когда человек спокоен и не активен — сидит, чего-то ждёт, думает о чём-то своём.

Только это что-то «своё» должно быть нейтральным.

Понятно, что

чем ближе к нейтральному состоянию, тем сообщения менее выражены.

Основные сообщения

Итак, основные сообщения. Наиболее типичные признаки (но, как я уже сказал, для каждого человека нужна индивидуальная калибровка — признаки проявляются с разной интенсивностью). Ещё раз: скорее всего, в большинстве случаев и по сравнению с нейтральным состоянием.

А для иллюстрации эти признаки нужно усиленно демонстрировать.
Да, ещё: когда вы конгруэнтно признаки состояния демонстрируете — оно будет меняться. Человек — единая кибернетическая система, можно менять состояние — будут меняться внешние признаки, можно менять внешние признаки — будет меняться состояние.

Условно можно разделить эти все семь сообщений на аналоговые — которые плавно меняются от одного «полюса» к другому, и дискретные — которые имеют только несколько отдельных состояний. К аналоговым относится позитив — негатив, уровень важности, скорость и уверенность — сомнение, к дискретным, согласие/несогласие, активность/пассивность и направление сообщения (я, слушатели или информация).

Позитив — негатив («знак»)

Или нравится — не нравится. Одно из основных оценочных сообщений. В первую очередь передаётся при помощи мимики, позы и голоса.

Хотя, естественно, будет проявляться и во всех остальных областях: позе, движениях, дыхании, ритме и т.д.

Позитив: уголки губ вверх, поза симметричная, прямая, голос выше, дыхание ровное.
Негатив: уголки губ вниз, часто складки между бровями, нижняя губа напряжена и поднята, поза ассиметричная, согнутая, голос ниже, дыхание зажатое.

Напоминаю, что это описание именно «полюсов» — а так состояние будет меняться по шкале: «ОТЛИЧНО!!! — замечательно — хорошо — нейтрально — неприятно — плохо — УЖАС!!!». Именно поэтому нужно определить нейтральное состояние, условный ноль шкалы. А так же интенсивность невербальных признаков. А то более-менее одно выражение лица для одного может обозначать «УЖАС-УЖАС-УЖАС!!!!», а для другого «слегка неприятно».

Важно — не важно («энергия»)

Это сообщение об уровне важности того, о чём идёт речь (или о чём человек думает). Выражается в уровне эмоциональной возбуждённости («энергии») — чем важнее, тем уровень выше. В визуальном варианте — чем выше образ, тем важнее, а неважно часто изображается жестом сверху вниз.

Плюс есть специальные способы показать важность размером: пальцами или размахом рук.

При этом важна конгруэнтность — визуальное маркирование должно совпадать с кинестетическими признаками. 

Важно: повышение тонуса мышц (лицо, руки, тело), голос более интонационный и громкий, в иллюстративном варианте маркирование образа вверх (чем выше — тем важнее), весомости «предмета», напряжением кисти рук.
Неважно: низкий тонус мышц, голос спокойный и расслабленный, маркирование вниз.

Скорость

Скорость показывает быстроту реакций и мышления. «Люди думают с той скоростью, с которой говорят». Так же скорость будет связана с ведущей в данный момент модальностью человека (кинестетическая самая медленная, визуальная самая быстрая). В первую очередь проявляется в скорости движений и речи.

При этом скорость напрямую не зависит от «энергии»: есть люди, которые в расслабленном состояние говорят со скоростью пулемета и наоборот, иногда человек сильно напряжён, но говорит медленно.

Низкая скорость: речь медленная, движения плавные, спокойные, обычно мало мелких движений.
Высокая скорость: речь более быстрая, движения резки, быстрые, часто много мелких движений.

Уверенность — сомнение

Точно ли я знаю или предполагаю, или не очень. Уверен или сомневаюсь. Хотите в чём-то убедить людей — демонстрируйте уверенность. При этом наличие «сомнения» часто улучшает коммуникацию, люди не воспринимают, что на них давят.

А то профессионалы часто демонстрируют сомнение — они то понимают, что однозначно всё быть не может. Но в результате таким людям начинают доверять меньше. Дилетанты, обычно, намного более однозначны и вызывают доверие — парадокс.

Уверенность: высокая симметрия, чёткие жесты, устойчивая поза, ровный голос.
Сомнение: потеря симметрии, покачивания, переминания с ноги на ногу, меняющийся голос, иллюстративные жесты: пожимание плечами, почёсывание головы, потирание губ.

Превосходство — подчинение

Это сообщение о текущем статусе/ранге — высоком или низком.

Превосходство: поднятый подбородок, взгляд «сверху-вниз», поза прямая. Часто мимика презрения — ассиметричный подъём верхней губы.

Подчинение: ссутуленная поза, наклонённая голова, взгляд «снизу-вверх».

Согласие — несогласие

Согласен я с утверждением, или нет. Демонстрация согласия часто используется как сообщение говорящему о том, что его слушают. А так же демонстрация поддержки.

Часто при согласии демонстрируют позитив, при несогласии негатив. Но это не обязательно. Например, можно быть согласным с чем-то неприятным: «Да, наш начальник такая сволочь!».

Согласие: согласное (сверху-вниз в нашей культуре) покачивание головой, поднятая голова, прямая поза, иллюстративные жесты: большой палец вверх, пожимание рук, как демонстрация достижения соглашения.
Несогласие: покачивание головой из стороны в сторону (в нашей культуре), согнутая поза, отодвигающие жесты.

Активность — пассивность

Это сообщение о готовности к действию, мотивированности. Обычно есть резкий переход от пассивного состояния к активному.

При этом активным можно быть на низкой «энергии», и пассивным на высокой. Хотя при переходе к активному состоянию обычно «энергия» возрастает.

Те же самые эмоции условно можно разделить на пассивные, в которых человек вряд ли что-то будет делать: спокойствие, блаженство, печаль, счастье, и активные: азарт, ярость.

Активность: наклон вперёд, поднятые плечи, более высокий тонус мышц, «сконцентрированный» взгляд.
Пассивность: прямая или отстранённая назад поза, опущенные плечи, более низкий тонус мышц, «рассеянный» взгляд.

Направление

Ну, про направление сообщения я уже писал. Позволяет понять, к чему относится оценка: к самому человеку, к слушателями или информации. Согласитесь, что сообщения: «Я уверен в себе», «я уверен в вас», «я уверен в этой информации» довольно разные сообщения.
Передаётся жестами (на кого жест направлен — про того и сообщение): в первую очередь руки, но так же возможно пальцы, направление взгляда, подбородок.

Примеры

Как выглядят некоторые из этих сообщений для одного человека — Владимира Жириновского.
1. Нейтральное состояние.
2. Демонстрация активности.
3. Активность, маркирование на зал.
4.

Невербальные средства общения

Сомнение, маркирование на себя.
5. Отрицание.
6. Негатив.

Тренируемся

Небольшое упражнение — определите, какие невербальные сообщения присутствуют на каждом из снимков? Условно-правильные ответы ниже. Сами кадры из замечательного сериала «Boston Legal».

1. Активность, важно, негатив, направление на слушателя (гнев).
2. Сомнение, направление на информацию.
3. Отрицание, направление на слушателей, важно.
4. Позитив, направление на предмет.
5. Несогласие, важно, направление на слушателя.
6. Сомнение, пассивность, направление на информацию.
7. Активность, негатив, направление на говорящего (поднят один угол губы — презрение).
8. Сомнение, важность, направление на слушателей.
9. Уверенность, направление на слушателей.
10. Негатив, важность, направление на слушателя.
11. Сомнение, пассивность, направление на информацию.
12. Активность, негатив, направление на слушателя.
13. Важность, направление на слушателя.
14. Негатив, важность, направление на слушателя.
15. Негатив, направление на слушателя.
16. Важность, уверенность, направление на слушателей.

Проверочный тест

По теме

Вебинар:: Невербальные Сообщения

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

Тренинг:: Невербальное Воздействие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *