Стиль общения

Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых  отношениях, а также в средствах  массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные  на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. Там же

«Контакт  масок» — формальное общение, когда  отсутствует стремление понять и  учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».

Примитивное общение, когда оценивают другого  человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут  или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника  желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

Светское  общение. Суть светского общения  в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Формы общения классифицируются по различным  признакам. Воспользуемся той классификацией, в основу которой положен организационный  аспект взаимодействия. В соответствии с ней в форм общения относятся  индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и др. Коротко Охарактеризуйте отдельные из них.

Беседа  является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями, чувствами и др. Согласно цели общения различают беседы ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и пр.; люди, общаясь, придерживаются определенного речевой этикет), личностные (общение между близкими людьми — родными, друзьями, детьми и т.д.; считается, что именно в таких беседах проявляются основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности) и деловые (их предметом являются, как правило, конкретное дело. В зависимости от количества собеседников беседы делятся на индивидуальные и групповые. Поскольку каждая беседа — это акт творчества, проявления индивидуальности, то общих рецептов, которые бы способствовали ее эффективности нет. Между тем в практике общения, особенно делового, сложились определенные требования, рекомендации, принципы ее проведения. Именно об деловые беседы речь пойдет далее.

Каждая  ситуация диктует свой стиль поведения  и действий, в каждой ситуации человек  по-разному «подает» себя. А если самоподача не адекватна, это затрудняет общение.

Существует  четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный  стиль

Этот  стиль обычно задается культурой, в  которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий  и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию.

Стиль общения

Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный  стиль

Это авторитарная, директивная форма  взаимодействия. Цель императивного  стиля – достижение контроля над  поведением другого, над его установками  или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения  «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных  условиях.

Манипулятивный стиль

Если  цель императивного общения никак  не завуалирована, то при использовании  манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стиль

К этому стилю относятся все  разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения  лишен императива и позволяет  достичь глубокого взаимопонимания.

1.2 Психологические  особенности межличностного  общения

Когда говорят об общении, то обычно имеют  в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств  речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

Когда человек вступает в общение с  другим, то оба они фиксируют особенности  внешнего облика друг друга, "прочитывают" переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

По  своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно  отличаться друг от друга, но они могут  и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой  высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все  другие стороны отношений, которые  обычно актуализировались при общении  с определенным человеком.

Одна  из причин таких отношений заключается  в следующем: у каждого человека есть система ценностей; одни из них  для него всегда более субъективно  значимы, другие менее. Кроме того, эти  ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными  и духовными потребностями, которые  обычно актуализируются друг от друга  по степени своей выраженности. Таким  образом, если облик, слова, дела другого  человека соответствуют ценностям  личности, отвечают ее потребностям, к  этому человеку формируется общее  положительное отношение. Но, может  быть, и по-другому: одна из этих ценностей  и стоящая за ней потребность  имеют для личности наиглавнейшее  значение. И если другой человек  совершает поступок, отвечающий поддержанию  этой ценности, к нему устанавливается  положительное отношение, которое  иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое он нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные реакции на проявление других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения.

Обсуждая  проблему взаимосвязи общения и  отношения, а также зависимости  между содержанием отношения  и формой его выражения, следует  подчеркнуть, что выбор человеком  наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения  в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические  свойства личности, которые обязательны  для успешного межличностного общения). Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь  как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный  для этой среды язык выражения  отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у  представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может  иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев).

Межэтнические отношения — это не только отношения  между народами и группами — соперничество  или сотрудничество, но и отношения  к группам, народам, которые проявляются  в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков.

Межгрупповое  восприятие — взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его  от восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:

согласованность, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

унифицированность, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;

содержательную  характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

Согласованными, унифицированными, устойчивыми и  эмоционально окрашенными представлениями  о группах, народах являются этнические стереотипы.

1.3 Понятие темперамента

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем состоянии) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Страницы:← предыдущая1234следующая →

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педаго­гического руководства можно определить как приемы воспита­тельного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требо­ваний и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельнос­ти и общения детей и имеет соответствующие способы реализа­ции отношения педагога к личности ребенка, связанные с достиг­нутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократи­ческий стиль взаимодействия. Стоит сказать, что для него характерны широкий кон­такт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребен­ком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог

испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой пе­дагог стимулирует умственную активность и мотивацию достиже­ния в познавательной деятельности. В группах воспитателœей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаи­моотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопо­нимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей по­ложительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценно­сти сотрудничества в совместной деятельности.

Педагоги с авторитарным стилемобщения, напротив, прояв­ляют ярко выраженные установки, избирательность по отноше­нию к детям, они значительно чаще используют запреты и огра­ничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послуша­ния; его отличает большое количество воспитательных воздей­ствий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные ус­ловия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологиче­ской культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям — с другой.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента

Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сей­час, скорее можно достигнуть желаемых целœей. Ярко выражен­ный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние не защищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая раз­витие у детей таких качеств, как инициативность и самостоя­тельность, преувеличивают такие их качества, как недисципли­нированность, лень и безответственность.

Для либеральноговоспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых реше­ниях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог ʼʼзабываетʼʼ о своих прежних требованиях и через опреде­ленное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям’. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет вы­полнение своих требований. Оценка детей либеральным воспита­телœем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. При этом такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателœен со всœеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, об­щительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределœенным биоло­ гически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на базе глубокого осознания педагогом базовых законов развития и формирования системы человеческих отно­ шений. При этом к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определœенные личностные характеристи­ ки. Так, к примеру, люди самоуверенные, самолюбивые, неурав­ новешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты лич­ ности, как адекватная самооценка, уравновешенность, добро­ желательность, чуткость и внимательность к людям. Исследования показали, что после ушедшего педагога-ʼʼав-тократаʼʼ в группу не рекомендуется назначать ʼʼлибералаʼʼ, а после ʼʼлибералаʼʼ — ʼʼавтократаʼʼ — возможно. ʼʼДемократаʼʼ можно назначить после любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического об­щения в ʼʼчистомʼʼ виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый ʼʼсмешанный стильʼʼ взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического сти­ля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Приведенный ниже опросник позволяет определить, како­му из трех базовых стилей взаимодействия отдается предпо­чтение при общении педагога с детьми.

Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса*

Инструкция. В каждом блоке утверждений, объединœенных под одной цифрой, выберите и укажите только одно, являю­щееся наиболее значимым и существенным для вас. Свой вы­бор занесите в лист ответов.

а) Я всœегда в хороших отношениях со всœеми, даже с теми, чьи поступки не одобряю.

б) Мне нравятся компании, где люди подшучивают друг над другом.

в) Я всœегда следую чувству долга и четко выполняю всœе правила.

Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых  отношениях, а также в средствах  массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные  на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. Там же

«Контакт  масок» — формальное общение, когда  отсутствует стремление понять и  учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».

Примитивное общение, когда оценивают другого  человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут  или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника  желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

Светское  общение. Суть светского общения  в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Формы общения классифицируются по различным  признакам. Воспользуемся той классификацией, в основу которой положен организационный  аспект взаимодействия. В соответствии с ней в форм общения относятся  индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и др. Коротко Охарактеризуйте отдельные из них.

Беседа  является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями, чувствами и др. Согласно цели общения различают беседы ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и пр.; люди, общаясь, придерживаются определенного речевой этикет), личностные (общение между близкими людьми — родными, друзьями, детьми и т.д.; считается, что именно в таких беседах проявляются основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности) и деловые (их предметом являются, как правило, конкретное дело. В зависимости от количества собеседников беседы делятся на индивидуальные и групповые. Поскольку каждая беседа — это акт творчества, проявления индивидуальности, то общих рецептов, которые бы способствовали ее эффективности нет. Между тем в практике общения, особенно делового, сложились определенные требования, рекомендации, принципы ее проведения. Именно об деловые беседы речь пойдет далее.

Каждая  ситуация диктует свой стиль поведения  и действий, в каждой ситуации человек  по-разному «подает» себя. А если самоподача не адекватна, это затрудняет общение.

Существует  четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный  стиль

Этот  стиль обычно задается культурой, в  которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий  и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный  стиль

Это авторитарная, директивная форма  взаимодействия. Цель императивного  стиля – достижение контроля над  поведением другого, над его установками  или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения  «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных  условиях.

Манипулятивный стиль

Если  цель императивного общения никак  не завуалирована, то при использовании  манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стиль

К этому стилю относятся все  разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения  лишен императива и позволяет  достичь глубокого взаимопонимания.

1.2 Психологические  особенности межличностного  общения

Когда говорят об общении, то обычно имеют  в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств  речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

План лекции. — Манипулятивное общение

Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

Когда человек вступает в общение с  другим, то оба они фиксируют особенности  внешнего облика друг друга, "прочитывают" переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

По  своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно  отличаться друг от друга, но они могут  и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой  высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все  другие стороны отношений, которые  обычно актуализировались при общении  с определенным человеком.

Одна  из причин таких отношений заключается  в следующем: у каждого человека есть система ценностей; одни из них  для него всегда более субъективно  значимы, другие менее. Кроме того, эти  ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными  и духовными потребностями, которые  обычно актуализируются друг от друга  по степени своей выраженности. Таким  образом, если облик, слова, дела другого  человека соответствуют ценностям  личности, отвечают ее потребностям, к  этому человеку формируется общее  положительное отношение. Но, может  быть, и по-другому: одна из этих ценностей  и стоящая за ней потребность  имеют для личности наиглавнейшее  значение. И если другой человек  совершает поступок, отвечающий поддержанию  этой ценности, к нему устанавливается  положительное отношение, которое  иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое он нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные реакции на проявление других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения.

Обсуждая  проблему взаимосвязи общения и  отношения, а также зависимости  между содержанием отношения  и формой его выражения, следует  подчеркнуть, что выбор человеком  наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения  в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические  свойства личности, которые обязательны  для успешного межличностного общения). Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь  как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный  для этой среды язык выражения  отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у  представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может  иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев).

Межэтнические отношения — это не только отношения  между народами и группами — соперничество  или сотрудничество, но и отношения  к группам, народам, которые проявляются  в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков.

Межгрупповое  восприятие — взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его  от восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:

согласованность, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

унифицированность, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;

содержательную  характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

Согласованными, унифицированными, устойчивыми и  эмоционально окрашенными представлениями  о группах, народах являются этнические стереотипы.

1.3 Понятие темперамента

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем состоянии) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Страницы:← предыдущая1234следующая →

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании.

Стили общения

Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт  ______________________________________________________________

Кафедра   ______________________________________________________________

РЕФЕРАТ

по дисциплине

на тему

Выполнил студент

заочной формы  обучения

специальности ___________________

специализации ___________________

____ курса ________________ группы

№ студенческого  билета

(зачетной  книжки) ______________      _______________  ___________________

Руководитель 

_________________________                ________________   ___________________

Москва  – 2007

ПЛАН

  1. Понятие и функции общения …………………………… 3 – 4
  2. Конвенциональный стиль общения …………………….. 5 – 7
  3. Примитивный стиль общения …………………………. 8 – 12
  4. Манипулятивный стиль общения ……………………. 13 – 18
  5. Духовный стиль общения ……………………………. 19 – 23
  6. Список использованной литературы ………………………24

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

Общение представляет собой многогранный процесс  взаимодействия и взаимовлияния  людей друг на друга. Оно может  рассматриваться не только как акт  осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми.

Это человеческое взаимодействие весьма многообразно как по содержанию, так и по форме  проявления. Оно может варьировать  от высоких уровней духовного  варьирования и взаимопонимания  партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов, причем последние могут носить характер процессов, не осознаваемых в полной мере.

Общение — категория социальной психологии, так как оно может осуществляться только в группах людей или животных как взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Общение — необходимое условие развития и существования личности. Известно, что в экспериментах наиболее трудным для испытуемых является пребывание в термосурдобарокамере даже в течение сравнительно короткого промежутка времени (около 6 часов), и сами испытуемые связывают это прежде всего с отсутствием общения.

Для человека наиболее естественный вид  межличностного общения – речевое  общение.

Межличностное общение несет в себе три основные функции:

1) Информационно-коммуникативная функция, то есть обмен информацией между людьми. Эта функция общения в той или иной форме и степени связана со всеми видами деятельности людей. Даже мыслительные процессы у индивида протекают более результативно при постоянном информационном общении (решение задач, вспоминание стихов и т.п.).

2) Регулятивно-коммуникативная  функция. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается иерархия ценностей, шкала социализации человека. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость, именно через общение осуществляется регуляция поведения человека среди других людей.

3) Аффективно-коммуникативная  функция. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку.

В реальном общении, независимо от формы, все его функции органически  сливаются. Часто все функции  общения присутствуют даже в отдельном  акте общения. Общение — сложная  форма человеческих отношений. Однако и в самых сложных отношениях люди должны придерживаться простых основополагающих норм, без которых общение перестает выполнять свои главные функции. Эти функции относятся к общечеловеческим началам культуры общения.

Человек — высшая ценность. Это положение было сформулировано Иммануилом Кантом, немецким философом. Гуманистический смысл этого положения может быть реализован лишь в обществе, исключающем социальное и национальное неравноправие.

КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

Конвенциональный уровень общения представляет собой полноценное человеческое общение.

Фаза  взаимонаправленности для партнера, выходящего на этот уровень общения, имеет следующее содержание. Человек  испытывает потребность в контакте, у него возникает так называемая установка на внешнюю коммуникацию  («поговорить бы с кем-нибудь»), усиленная тем, что имеется реальный партнер. Человек при этот интуитивно готовится к пристройке «рядом»: в качестве условия контакта им заранее принимается, что он будет то говорящим, то слушающим. Ведь побуждая кого-то к контакту, следует обеспечить этому другому равноправные возможности пристройки «рядом». Таким образом, забота о партнере,  готовность стать на его место встроены еще в фазу, предшествующую отражению конкретного собеседника.

А вот иной вариант вступления в контакт на этом уровне: человек не испытывает потребности контакта, он занят своими мыслями, в это время к нему обращаются. И он тут же побуждает себя переключить внимание на того, кто к нему обратился; ведь в противном случае этот другой почувствует себя пристроившимся «снизу», как бы выклянчивающим ответ… А пристраиваться партнерам по существующим правилам вежливо только «рядом». Логика обоюдной готовки к контакту тут проста: «Если я не забочусь о партнере, с какой стати ему заботиться обо мне?»

В обоих вариантах мы встречаем, таким  образом, достаточно высокую культуру контакта, притом в фазе, когда контакт  собственно еще и не начался… Подобная предупредительность к партнеру еще до его отражения в сознании свидетельствует об этической состоятельности человека и одновременно о его коммуникативной грамотности.

На  конвенциональном уровне общения «отразить партнера» означает, во-первых, уловить его актуальную роль. Во-вторых, что еще сложнее, уловить собственную актуальную роль его глазами.

Третья  фаза – фаза взаимоинформирования – на конвенциональном уровне общения совсем не обязательно протекает гладко. В предыдущей фазе партнеры установили, каковы их ролевые ожидания друг к другу;  однако теперь каждый из них в праве не подтвердить эти ожидания. Если так, то данная фаза общения имеет вид «конфронтации».

Если  в третьей фазе партнеры избирают путь «конгруэнции» (взаимосогласия),  то есть подтверждают взаимные ролевые  ожидания, то это на конвенциональном уровне общения обязательно ведет  к нарастающему раскрыванию своего «ролевого веера» каждым из партнеров. Однако обо не забывают считаться друг с другом и с ситуацией в целом. Один сделал первый шажок в самораскрытии; второй, отвечая, раскрывает свой «веер» лишь чуть-чуть больше, чем партнер. Иначе, ведь получается вызов партнеру: я, дескать, душа нараспашку, а ты?.. Нет, так не годится. Постепенно, делая, как в шахматах, ход за ходом, партнеры раскрывают свои «веера» до определенной ширины, уместной в данной ситуации. Но не более того!..

Четвертая фаза контакта – взаимоотключение – на конвенциональном уровне общения опять-таки протекает в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания друг к другу. В случае конгруэнции (взаимосогласия) оба заботятся о том, чтобы не навязывать свою персону другому после того, как тема беседы окажется исчерпанной. Поэтому незадолго до ее исчерпания каждый уже заготавливает реплику под занавес, что-нибудь вроде: «Ну счастливо! Интересно было побеседовать». Уйти без такой фразы и соответствующего теплого взгляда значит нанести партнеру незаслуженный укол. В случае же конфронтации партнеры, свертывая контакт, оставляют друг другу право на собственное мнение. Прощальная реплика после дискуссии, не приведшей к единству взглядов, будет примерно так и звучать: «Знаете, я все же остаюсь при своем мнении… Всего доброго, интересно было побеседовать». Нередко не сошедшиеся во взглядах партнеры, свертывая контакт, дают понять друг другу, что спор следовало бы как-нибудь продолжить. И расходятся скорее оппонентами, чем врагами.

Контакт на конвенциональном уровне, как видно из сказанного, требует от партнеров высокой культуры общения. Умение «держать» диалог на этом уровне, а тем более «приводить» его к такому уровню, можно уподобить сложному искусству, для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой.

Конвенциональный  уровень общения можно считать  оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в  человеческих контактах. В реальном же общении людей обнаруживаются уровни, как лежащие ниже конвенционального, так и находящиеся выше него. Самый низкий уровень общения мы будем называть примитивным. Между примитивным и конвенциональным уровнями есть еще два: манипулятивный и стандартизованный.

Самым высоким уровнем общения издревле считается духовный. Между духовным и конвенциональным уровнями располагаются еще два: игровой и деловой. Для постижения особенностей каждого из уровней эталоном будет оставаться только очерченный оптимальный уровень общений6 конвенциональный.

ПРИМИТИВНЫЙ СТИЛЬ  ОБЩЕНИЯ

Общая характеристика того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий. Если нужный, надо им овладеть; если мешающий, надо его оттолкнуть. Отсюда все особенности фаз общения на примитивном уровне диалога.

Фаза  направленности на партнера. Вариант первый: субъект испытывает потребность в контакте, тем более что перед ним реальный слушатель. Однако нашему субъекту при изготовке к контакту и в голову не приходит, что собеседника нельзя считать «предметом для слушания», что тот и сам должен в любую секунду иметь возможность высказаться. В этой возможности собеседнику заранее отказывается, так что, если он начнет что-то говорить в ответ, это будет «неправильно», и следует призвать его к порядку… Итак, в самой изготовке к контакту на примитивном уровне содержится пристройка «сверху». Вариант второй: к нашему субъекту обращаются, между тем он не расположен к контакту. А не расположен – значит, и не обязан отвечать! «Говорящий предмет» отвлекает от чего-то своего, раздражает: хорошо бы убрать его если не словом, то жестом, означающим «закрой рот». И снова – откровенная пристройка к собеседнику «сверху».

Фаза  отражения партнера. Актуальная роль партнера нашим субъектом не улавливается; взамен этого идут шаблоны восприятия, с помощью которых можно описать данный «предмет», например: большой он или маленький (атлетического сложения или щуплый). Это существенно: если большой, с ним надо поосторожнее…  И тогда мимика и жесты нашего субъекта сразу переключаются на пристройку «снизу».

2.7. Основные стили общения

Если щуплый, можно не церемониться, уверенно занимается позиция «сверху». Существенны наружность, одежда. «Очкарик», «в шляпе», «расфуфыренный» или «не из наших по внешности» — это, конечно, сразу дает дополнительные основания для пристройки «сверху». То же с возрастом, полом. «Бабуся», «дед-сморчок», «пацан», «соплячка», «фифочка», «лупоглазая зануда с книжкой» и т. п. – все это не те фигуры, перед коими следует пасовать. Что касается улавливания собственной актуальной роли глазами партнера, то до таких тонкостей дело не доходит; наш субъект, пристраивается ли он «снизу» или «сверху», наивно убежден: его видят таким, каким он сам себя видит или за кого себя выдает…

Фаза  взаимоинформирования. Наш субъект без малейших ограничений изнутри выражает свою симпатии «предмету», который нравится, или антипатию тому, кто не нравится. Выражение симпатии в случае пристройки «снизу» льстивое, в случае пристройки «сверху» беспардонное. Почему бы, например, нравящуюся девушку тут же и не обнять?.. Почему бы щуплого гражданина, мешающего подойти к прилавку, попросту не оттолкнуть, да так, чтобы отлетел подальше? Очередь? … Ну, а что она мне сделает, эта очередь? Шуметь можете сколько угодно: что вам еще остается, слабакам…

Стили общения в совместной деятельности

Стиль общения в совместной деятельности является выражением в профессиональном преломлении, с учетом профессиональных навыков и умений, индивидуального стиля деятельности данного человека.

Стиль общения в профессиональной деятельности может рассматриваться как подвижная, ситуативно меняющаяся система используемых средств и способов общения (рис. 22.4). Стиль общения в деятельности, предполагающей интенсивное взаимодействие и контакты людей, связан с продуктивностью этой деятельности, психологическим климатом в коллективе, удовлетворенностью взаимоотношениями, индивидуальной психической выносливостью.

Т. Е. Аргентова, изучая летные экипажи (Аргентова, 1984), выделила три стиля общения: гибкий, ригидный и переходный (промежуточный).

Гибкий стиль общения отличается быстрой ориентацией в ситуации взаимодействия, пониманием подтекста общения, умением управлять своим эмоциональным состоянием и обстановкой общения.

Ригидный стиль общения характеризуется недостаточностью анализа своего поведения и поведения партнера, плохим самообладанием, неадекватной самооценкой. Человеку с ригидным стилем общения трудно найти нужный тон. Как выяснилось, для успеха совместной деятельности показано сочетание неодинаковых стилей: это повышает как продуктивность деятельности, так и удовлетворенность межличностными отношениями в группе. Обнаружилась определенная взаимосвязь между стилем общения в летных экипажах и аварийностью.

В последние годы все чаще говорят о партнерском и непартнерском стиле общения, причем главное различие между ними определяется умением и желанием учитывать позиции, мнения, оценки партнера.

Рис. 22.4. Особенности национального стиля общения

Партнерский стиль общения означает высокую степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу. Он выражается также в короткой дистанции между собеседниками (рис.

22.5).

Партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждений и поступков, не навязывают ему советов, стремятся донести до него свою точку зрения. В результате создаются условия для самораскрытия, искренности, открытости, для столь необходимой каждому человеку возможности быть самим собой. Партнерский стиль может быть равноправным и уступчивым.

Непартнерский стиль общения, напротив, создает напряженность и проявляется, главным образом, в том, что человек:

  • игнорирует точку зрения собеседника, искажает его отношение к теме беседы;
  • стремится найти у партнера понимание только своих собственных проблем;
  • принижает партнера («Ты говоришь глупости!»), не считается с ним, навязывает свои темы и проблемы;
  • невнимательно слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побуждает к немедленному и необдуманному действию.

Непартнерский стиль может иметь и другие проявления, когда человек:

  • позволяет разговаривать с собой свысока, не возмущается тем, что его не слушают, прерывают;
  • собеседник не дает себе труда сформулировать свои мысли таким образом, чтобы быть понятым.

Партнерский и непартнерский стили общения есть результат общих установок по отношению к партнеру и проявляется во всех контактах: между тренером и спортсменом, отцом и сыном, руководителем и подчиненным.

В совместной коллективной деятельности направленной организацией общения обычно бывает занят руководитель. В общеизвестных стилях руководства и лидерства можно усмотреть специфически организуемую в каждом варианте сферу человеческих контактов.

Авторитарный стиль общения руководителя проявляется в том, что он, вольно или невольно, препятствует расширению контактов между членами группы, замыкая межчеловеческие связи преимущественно на себе, провоцирует своими оценками и суждениями появление в группе «козла отпущения», диктует и указывает. Самое слабое место в его контактах, как служебных, так и личных, – нежелание и неумение хвалить, поощрять.

Рис. 22.5.Определите стиль общения сами

Попытка похвалить, проявить внимание часто оборачивается социальной неловкостью. Например, желая посочувствовать немолодой сотруднице, такой руководитель замечает: «Вы сегодня плохо выглядите, Вам надо отдохнуть. Я подпишу Вам отпуск на неделю». Эффект такого выражения сочувствия оказывается прямо противоположным, т. к. молодящаяся дама получает сильный удар по женскому самолюбию. Следует заметить, что авторитарная личность обычно более всего погрешностей и ошибок совершает во взаимодействии с противоположным полом, испытывая по отношению к его представителям недоверие, подозрительность и неосознанную боязнь.

Авторитарный руководитель принуждение предпочитает убеждению. Всеми силами пытается обеспечить исполнительность, сдерживает творчество и не любит инициативы, единолично принимает решения; разъяснение всегда подменяет инструктированием. Для него характерны жесты типа «Все схвачено» (рис. 22.5) или «Не возражайте!» (рис. 22.6 (а, б)).

При демократическом стиле руководства и общения поощряются контакты, творчество и инициатива, распределяются ответственность и обязанности, выслушиваются пожелания. Однако нередко встречаются и недостатки в виде соглашательства, бесплодных споров и предпочтения мнения большинства, даже когда меньшинство предлагает более разумные пути.

По степени вмешательства в деятельность и поведение человека, характеру избираемых средств воздействия и преследуемых целей можно выделить альтруистический, манипуляторский, миссионерский стили.

Рис. 22.5. Д. Аяцков

В альтруистическом стиле главными целями общения являются благо другого человека, помощь в достижении его целей, активность, воспитательная целенаправленность, гуманность и осторожность в избираемых средствах воздействия.

Рис. 22.6.Авторитарно-агрессивный стиль общения

Противоположностью ему является манипуляторский стиль общения, главный движущий мотив которого – достижение собственных целей при всестороннем использовании средств воздействия, давления и принуждения. Многие манипуляторы действуют по принципу «Разделяй и властвуй».

Они не только не могут сохранить собственные отношения с людьми, но и губительно действуют на взаимоотношения других. Вмешиваясь со своими схемами и советами, приспосабливая людей к своим нуждам, они разрушают хрупкую ткань чужих доверительных отношений.

Этот стиль, как правило, характеризуется хорошим учетом индивидуальных особенностей партнера, гибкостью тактики, дипломатичностью, неотвязностью, настойчивостью в контактах.

Так называемый миссионерский стиль предполагает значительную дистанцию между партнерами, уважительное, осторожное влияние, чаще – невмешательство в дела и суждения партнера, ненавязчивые советы, воздействие личным примером.

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 208 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *