Формы политической ответственности

Виды ответственности государств

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Ущерб, проистекающий из тех или иных международных правонарушений, различен, и именно этот ущерб должен обуславливать конкретный объем, вид и форму ответственности государств.

В зависимости от категории причиненного ущерба в совре­менном международном праве различают два вида ответственно­сти государств:

политическую (нематериальную);

• материальную.

В реальной жизни они настолько тесно взаимосвязаны, что порой между ними трудно провести четкую грань. Однако деле­ние ответственности на виды является оправданным, ибо это позволяет более точно определить как объем ответственности, так и ее формы.

Каждому виду международной ответственности соответству­ют типичные формы.

Форма ответственностиспособ, по­средством которого осуществляются неблагоприятные для правонарушителя последствия совершенного им международного правонарушения.

В практике международных отношений нет «жесткого» соот­ветствия между характером ущерба и видом ответственности — материальный ущерб может повлечь политическую ответствен­ности и наоборот.

Комиссия международного права ООН 1995 г.

Формы политической ответственности государств

на 47-й сессии приняла в предварительном порядке вторую часть Проекта статей об ответственности государств, касающуюся форм ответ­ственности, или, как их назвала Комиссия, форм возмещения. В качестве таких форм она выделила:

v компенсацию;

v реституцию в натуре;

v сатисфакцию;

v заверения и гарантии неповторения.

Со ссылками на судебную и арбитражную практику в док­ладe называются также некоторые иные формы, в частности реституция in integrum.

Основными формами политической ответственности выступают сатисфак­ция и гарантии неповторения правонарушения в будущем.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление госу­дарством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государ­ству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Она имеет место в случаях, когда речь идет о нематериальном ущербе, а ее назначение состоит в том, чтобы обеспечить со стороны госу­дарства-деликвента (правонарушителя) нарушенные интересы пострадавшей стороны, ее достоинство или отдать дань ее морально- политическим требованиям.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

v официального выражения сожаления или сочувствия;

v принесения извинений;

v оказания почестей флагу потерпевшего государства или ис­полнение его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т.д.;

v публичного признания неправомерности совершенного действия;

v дезавуирования действий представителя государства;

v издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств.

Согласно Проекту 1995 г. в соответствующих случаях потерпевшее государство в праве получить от правонарушителя заверения или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции и иногда рассматривается как ее разновидность.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

51. Формы политической ответственности в мп.

Виды ответственности государств

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Ущерб, проистекающий из тех или иных международных правонарушений, различен, и именно этот ущерб должен обуславливать конкретный объем, вид и форму ответственности государств.

В зависимости от категории причиненного ущерба в совре­менном международном праве различают два вида ответственно­сти государств:

политическую (нематериальную);

• материальную.

В реальной жизни они настолько тесно взаимосвязаны, что порой между ними трудно провести четкую грань. Однако деле­ние ответственности на виды является оправданным, ибо это позволяет более точно определить как объем ответственности, так и ее формы.

Каждому виду международной ответственности соответству­ют типичные формы.

Форма ответственностиспособ, по­средством которого осуществляются неблагоприятные для правонарушителя последствия совершенного им международного правонарушения.

В практике международных отношений нет «жесткого» соот­ветствия между характером ущерба и видом ответственности — материальный ущерб может повлечь политическую ответствен­ности и наоборот.

Комиссия международного права ООН 1995 г. на 47-й сессии приняла в предварительном порядке вторую часть Проекта статей об ответственности государств, касающуюся форм ответ­ственности, или, как их назвала Комиссия, форм возмещения. В качестве таких форм она выделила:

v компенсацию;

v реституцию в натуре;

v сатисфакцию;

v заверения и гарантии неповторения.

Со ссылками на судебную и арбитражную практику в док­ладe называются также некоторые иные формы, в частности реституция in integrum.

Основными формами политической ответственности выступают сатисфак­ция и гарантии неповторения правонарушения в будущем.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление госу­дарством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государ­ству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Она имеет место в случаях, когда речь идет о нематериальном ущербе, а ее назначение состоит в том, чтобы обеспечить со стороны госу­дарства-деликвента (правонарушителя) нарушенные интересы пострадавшей стороны, ее достоинство или отдать дань ее морально- политическим требованиям.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

v официального выражения сожаления или сочувствия;

v принесения извинений;

v оказания почестей флагу потерпевшего государства или ис­полнение его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т.д.;

v публичного признания неправомерности совершенного действия;

v дезавуирования действий представителя государства;

v издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств.

Согласно Проекту 1995 г. в соответствующих случаях потерпевшее государство в праве получить от правонарушителя заверения или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции и иногда рассматривается как ее разновидность.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Виды ответственности государств

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Ущерб, проистекающий из тех или иных международных правонарушений, различен, и именно этот ущерб должен обуславливать конкретный объем, вид и форму ответственности государств.

В зависимости от категории причиненного ущерба в совре­менном международном праве различают два вида ответственно­сти государств:

политическую (нематериальную);

• материальную.

В реальной жизни они настолько тесно взаимосвязаны, что порой между ними трудно провести четкую грань. Однако деле­ние ответственности на виды является оправданным, ибо это позволяет более точно определить как объем ответственности, так и ее формы.

Каждому виду международной ответственности соответству­ют типичные формы.

Форма ответственностиспособ, по­средством которого осуществляются неблагоприятные для правонарушителя последствия совершенного им международного правонарушения.

В практике международных отношений нет «жесткого» соот­ветствия между характером ущерба и видом ответственности — материальный ущерб может повлечь политическую ответствен­ности и наоборот.

Комиссия международного права ООН 1995 г. на 47-й сессии приняла в предварительном порядке вторую часть Проекта статей об ответственности государств, касающуюся форм ответ­ственности, или, как их назвала Комиссия, форм возмещения.

Международно-правовая ответственность

В качестве таких форм она выделила:

v компенсацию;

v реституцию в натуре;

v сатисфакцию;

v заверения и гарантии неповторения.

Со ссылками на судебную и арбитражную практику в док­ладe называются также некоторые иные формы, в частности реституция in integrum.

Основными формами политической ответственности выступают сатисфак­ция и гарантии неповторения правонарушения в будущем.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление госу­дарством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государ­ству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Она имеет место в случаях, когда речь идет о нематериальном ущербе, а ее назначение состоит в том, чтобы обеспечить со стороны госу­дарства-деликвента (правонарушителя) нарушенные интересы пострадавшей стороны, ее достоинство или отдать дань ее морально- политическим требованиям.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

v официального выражения сожаления или сочувствия;

v принесения извинений;

v оказания почестей флагу потерпевшего государства или ис­полнение его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т.д.;

v публичного признания неправомерности совершенного действия;

v дезавуирования действий представителя государства;

v издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств.

Согласно Проекту 1995 г. в соответствующих случаях потерпевшее государство в праве получить от правонарушителя заверения или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции и иногда рассматривается как ее разновидность.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Международно-правовая ответственность — это наступление неблагоприятных последствий для субъектов международного права, в первую очередь государств, за совершённые ими международные преступления и правонарушения, именуемые деликтами. Она означает также юридическую обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовых норм. Деликт- это действие или бездействие государства или любого субъекта международного права, вызвавшего нарушение норм международного права и его международных обязательств, а также совершения неправомерных действий или бездействий, в результате чего был нанесён вред или ущерб другому субъекту международного права .Первостепенным основанием для применения международно-правовой ответственности является совершение государством международных преступлений и преступлений международного характера В международном праве применяются 3 вида ответственности: политическая; материальная; уголовная ответственность военных преступников.

Политическая ответственность наступает за совершение следующих международных преступлений: агрессии, геноцида, апартеида, расовой дискриминации, колониализма, военных преступлений ,экоцида, ядерного шантажа. Совершение вышеназванных преступлений подрывает основы международного мира и безопасности , политическую стабильность и нормальные условия для мирного и всестороннего сотрудничества между государствами. Формами реализации политической ответственности являются: сатисфакция, репрессалии, экономические санкции, разрыв дипломатических отношений, разрыв транспортных отношений, разрыв информационных связей с государством нарушителем, ввод миротворческих сил ООН на территорию государства агрессора.

Сатисфакция – это удовлетворение нематериальных требований государства с целью возмещения вреда, причинённого его чести и достоинству , а также его политическим интересам. Она чаще всего выражается в признании каким-либо государством неправомерности совершённого им действия и в принесении извинений его соответствующим лицам.

Репрессалии – ответные действия со стороны потерпевшего государства в отношении государства, совершившего нарушение норм международного права.

Материальная ответственность наступает как последствие возникновения прямой причинной связи между нарушением норм международного права и возникшим материальным ущербом.

К формам реализации материальной ответственности относятся: реституция, компенсация и субституция. Реституция означает восстановление положения, существовавшего до правонарушения. Компенсация – возмещение за причинённый ущерб в форме выплаты соответствующих средств. Субституция представляет собой передачу пострадавшему субъекту определённых объектов собственности, равнозначных по значению и стоимости взамен утраченных. Таким образом политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно как результат совершения одного и того же правонарушения.

В отличие от первых двух видов ответственности, субъектами которых являются государства и иные субъекты международного права , субъектом третьего вида ответственности – уголовной ответственности военных преступников являются физические лица, совершившие преступления против мира, человечности и военные преступления. При этом ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью(или бездействием) государств и их государственных органов. Этот вид ответственности был закреплён в Уставах международных военных трибуналов 1945-1946 гг., в Уставах международных трибуналов«ad hoc», в Римском Статуте Международного уголовного суда 1998 года и в международных конвенциях. Согласно нормам национального законодательства и международного права, лица, совершившие вышеназванные деяния, должны привлекаться к уголовной ответственности, при этом используется как национальная, так и международная юрисдикция. На них не распространяются сроки давности, национальная юрисдикция реализуется национальными судами, а для осуществления международной юрисдикции, лица, совершившие военные преступления , передаются Международному уголовному суду и трибуналам «ad hoc».

Контрольные вопросы

Что является предметом международного права?

Что такое норма права?

В каких документах закреплены основные принципы международного права?

Каково определение источника международного права?

Перечислите источники международного права.

Что представляет собой международный договор?

Как выявляется, что международный обычай сформировался?

В чём состоят признаки государства как субъекта международного права?

Что такое институционные механизмы защиты прав и свобод человека?

Почему государства должны сотрудничать в сфере обеспечения прав и свобод человека?

Каково понятие международно-правовой ответственности?

Каковы формы политической и материальной ответственности государства.

Литература

Международное публичное право. Учебник. Издание пятое переработанное и дополненное. Отв. ред. д.ю.н., проф. Бекяшев К.А., М., изд-во «Проспект», 2011.

Международное право. Учебник. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М. «ЮРАЙТ», 2011.

Блатова Н.Т., Мелков Г.М., Международное право :сборник документов». Учебное пособие.М.: РИОР, 2009.

4.Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующем мире. М., 2010.

Волова Л.И. Международные договоры в правовых системах федеративных государств. Ростов-на-Дону , изд-во «Эверест»,2004.

Иваненко В.С.

17. Виды и формы международной правовой ответственности государств

Международные договоры. Конституция и правовая система Российской Федерации: Эволюция соотношения и тенденции взаимодействия; статья// Российский ежегодник международного права// 2009, СПб, 2010.

Тиунов О.И. Международное право и правовые позиции Конституционного суда РФ; статья; //Журнал российского права№10//, 2011 г.

Ковалев А.А. Концепция универсальных прав человека как общечеловеческой ценности; статья//Московский журнал международного права № 1(81)// 2011 г.

Каламкарян Р.А. Международный суд как орган международного правосудия; статья //Государство и право № 10// 2011 г.

Н.А. Ефремова Международная экономическая интеграция и суверенитет государства; статья// Государство и право № 6// 2011 г.

А.Х. Абашидзе Организация объединённых наций и защита прав человека; статья //Государство и право № 8// 2011 г.

Блатова Н.Т., Мелков Г.М., Международное право :сборник документов». Учебное пособие.М.: РИОР, 2009.

Глава II.



Политическая ответственность в сфере государственного муниципального управления

Политическая ответственность распространяется только на некоторые органы государства и муниципальных образований. Формой политической ответственности может стать роспуск парламента, законодательных собраний субъектов Федерации. Конституции некоторых стран (Польши, Украины и др.) предусматривают роспуск парламента (однопалатного парламента или нижней палаты), если он в течение установленного срока не принял государственный бюджет, не смог сформировать правительство, не начал свою работу после избрания. В России закон устанавливает политическую ответственность законодательных органов субъектов Федерации, глав администраций субъектов РФ, представительных органов и глав муниципальных образований. В случаях нарушения Конституции и законов РФ представительные органы могут быть распущены, а главы администраций, мэры – отрешены от должности.

Члены парламента, законодательных собраний субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления (советов и др.) в некоторых странах могут быть досрочно отозваны избирателями (в том числе за плохую работу), лишены мандата соответствующим представительным органом (обычно большинством в две трети голосов).

5. Виды и формы международной правовой ответственности государств

Лишь после этого парламентарии подлежат уголовной ответственности, если совершили преступления (в ряде стран они, однако, не имеют депутатского иммунитета, а иммунитет на членов законодательных собраний субъектов федерации, как правило, не распространяется и совсем не распространяется на депутатов муниципальных представительных органов).

Политическая ответственность президента (монарх ответственности не подлежит) возможна в форме импичмента (Россия, США и др.), досрочного отзыва избирателями (Австрия), смещения с должности решением конституционного суда (Италия). Только после этого к бывшему президенту можно применять другие меры наказания (гражданско-правовую ответственность в ряде случаев может нести и действующий президент).

Наиболее суровым видом политической ответственности правительства и министров (в том числе министров в некоторых субъектах РФ) является увольнение в результате вотума недоверия (резолюции порицания) в отставку. Правительство может быть уволено в отставку и по усмотрению президента (Россия, Украина и др.). Возможна также гражданская ответственность правительства и министров , а в отношении министров также уголовная (наказание) и дисциплинарная ответственность (выговор и др.).

Особые процедуры установления ответственности могут применяться в отношении других органов и должностных лиц (например, судей), но политической ответственности они не подлежат, (исключение составляет отзыв судей избирателями в единичных странах).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *