Нормы международного права

Особенность: объединение в составе МЧП разнохарактерных правовых норм.
Классификация:
1. В соответствии с методами регулирования отношений:
1) Коллизионные нормы:
По механизму создания и механизму применения различают:
• Национальные ( государство разрабатывает и принимает самостоятельно в пределах своей юрисдикции)
• Международные (единообразные коллизионные нормы, созданные на основе межгосударственных соглашений как результат воли договаривающихся сторон)
2)Унифицированные материальные частноправовые нормы, посредством которых осуществляется материально-правовой способ регулирования. Непосредственно устанавливают правило поведения участников отношений. Нормы, предназначенные для регулирования отношений с иностранным элементом, но которые не являются коллизионными( Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
Согласно методам регулирования, данным Воловой в лекции представляется возможным выделить так же:
-Императивные, то есть нормы содержащие строгое предписание, правило поведение.
-Диспозитивные, то есть нормы, которые предоставляют участникам правоотношения право самим выбирать удобный для них вариант поведения.
Непонятно, выделять ли их в отдельную классификацию или приписывать сюда…

2. По действию во времени и по кругу лиц:
1) интерперсональные – пользуются для урегулирования споров м/у физическими лицами;
2) интеркорпоральные – м/у юр.

15. Нормы международного права: понятие, особенности, стадии создания и виды

лицами;
3) интертемпональные – регулируют споры связанные со сроками.

3. По действию в пространстве:

1) глобальные (универсальные) – действует во всех странах мира;( возможно та норма, которая потенциально может быть признана в любой стране в качестве источника МЧП, а не во всех странах мира?)
2) региональные – в рамках групп государств (АСЕНИ, СНГ);
3) локальные – действуют в отношении 2-х – 3-х государств;
4) внутригосударственные – закреплены в государственных законах.

4. по характеру:
1) Материально-правовые
2) Процессуальные – регулируют деятельность суда по разрешению гражданских дел, в которых присутствует иностранный элемент (международный гражданский процесс)

5. По способу выражения воли законодателя:
1) одновариантные – допускают один вариант решения спора (Пример: действительность формы завещания устанавливается по закону той страны – места его составлении);
2)альтернативные – предусматривающие 2 варианта решения споров (Пример: гражданство ребенка определяется по принципу где он родился, либо по родителям);
3)диспозитивные – предусматривают 3 и более вариантов (Пример: наследственные правоотношения, т.е. судьба наследуемого имущества решается по закону страны гражданства наследодателя, либо по закону страны его постоянного места жительства, либо по закону страны по последнему месту жительства, либо по закону страны места нахождения наследуемого имущества).
6. По форме коллизионной привязки:
1) односторонние коллизионные нормы;
2) двусторонние коллизионные нормы, могут ссылаться на закон 2-х и более государств;
3) эстафетные коллизионные нормы, отсылка от закона одной страны к другой.

Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Диспозитивные и императивные нормы в международном праве.

Как и во внутригосударственном праве, основным элементом международного права являются его нормы.

Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы (jus cogens) — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные нормы — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

Среди императивных норм выделяют основные принципы международного права — это основополагающие нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Принципы международного права являются ядром системы международного права. В доктрине международного права выделяют десять основных принципов:

1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;

2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

5. Принцип равноправия и самоопределения народов;

6. Принцип суверенного равенства государств;

7. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;

8. Принцип нерушимости государственных границ;

9. Принцип территориальной целостности государств;

10. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Диспозитивная норма международного права позволяет субъектам в ее рамках избирать параметры своего поведения, определяя в зависимости от обстоятельств объем и содержание взаимных прав и обязанностей в конкретных правоотношениях. Так, согласно общему международному праву, территориальные воды являются частью территории государства и иностранное рыболовство в них запрещается. Конвенция ООН по морскому праву определяет также правовой статус континентального шельфа прибрежного государства (морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного положения его сухопутной территории на расстояние 200 морских миль), закрепляет суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом (разведку и разработку природных ресурсов). Никто не может делать этого без разрешения прибрежного государства. Однако это не исключает право двух государств договориться (заключить соглашение) по поводу совместного ведения дел в этих районах.

Диспозитивной является норма, которая содержится в п. 2 ст. 9 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Лекция 3. Источники и нормы международного права

Она гласит, что текст договора принимается на международной конференции путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании. Однако государства тем же большинством голосов вправе решить вопрос о применении другого правила: принимать текст договора простым большинством, квалифицированным или единогласно.

8.«Мягкое право» и «мягкая сила», сходство и различие.

"МЯГКОЕ" ПРАВО — в международной практике термин, означающий рекомендательные нормы. Появление этого термина было обусловлено принятием Генеральной Ассамблеей ООН большого количества резолюций, носящих согласно Уставу ООН рекомендательный характер (за исключением резолюций по внутриорганизационным вопросам ООН и финансово-бюджетным вопросам) и не являющихся нормами международного права.

Нормы «мягкого» права, закрепленные в рекомендательных нормативных актах, нередко достаточно четко формулируют права и обязанности государств, т.

е. по своему содержанию очень схожи с правовыми нормами. Для примера можно упомянуть Декларацию о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г., где говорится: «Принцип отказа от интервенции и невмешательства во внутренние и внешние дела государств включает следующие права и обязанности». Но, как правило, для формулирования решений международных организаций государства используют язык рекомендаций.

Таким образом, нормы «мягкого» права, зафиксированные в рекомендательных нормативных актах, могут иметь в своем содержании разную степень определенности формулирования правил поведения, однако сама форма закрепления этих норм придает им рекомендательный характер, т. е. такие нормы не могут порождать юридические права и обязанности для государств. Как утверждает российский ученый С. В. Черниченко, «рекомендательность — юридическая необязательность нормы (модели поведения) или индивидуальной установки, заключающаяся в признании лишь желательности, целесообразности предусмотренного ею поведения» . Следует согласиться с Р. А. Колодкиным, что у норм данной категории отсутствует такое качество правовой нормы, как формальная определенность .

Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что нормы «мягкого» права в отличие от «твердых» правовых норм не порождают для субъектов международного права конкретных, четко определенных прав и обязанностей либо в силу формы своего закрепления, либо в силу своего содержания, т. е. они не обладают качеством формальной определенности.

Мягкая сила — форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.

Основами мягкой силы являются культурные и политические ценности, институты, которые способны притягивать других, «хотеть того, чего хотите вы».

Примеры мягкой силы:

· Политические ценности и институты

· -демократические выборы, многопартийность

· -права человека

· -свобода

· Культурные ценности

· Потребительские предпочтения

Можно утверждать, что у норм «мягкого» права, содержащихся в международных договорах, отсутствует такой существенный признак «твердой» правовой нормы, как формальная определенность, и они не порождают для государств четких, определенных прав и обязанностей.

V1: Нормы и источники международного права

I:

S: Обычные нормы международного права создаются в:

-:5 этапов

+:2 этапа

-:7 этапов

-:3 этапа

I:

S: Международно-правовой обычай:

-:общая практика государств, за которой не признается юридически обязательный характер

-:совокупность моральных и политических норм, регулирующих определенную область международных отношений

+:правило поведения, которое субъекты международного права признают в качестве юридически обязательного

-:система устоявшихся традиций, верований, взглядов различных народов

I:

S: Нормой международно-правового обычая является правило, согласно которому:

-:главу иностранного государства в аэропорту встречает глава принимающего государства

-:торговое судно одного государства приветствует в море военное судно другого государства первым

+:высота воздушной границы государства – 100 км. над уровнем моря

I:

S: Источниками международного права являются:

+:обычаи

+:международныедоговоры

-:обыкновения

+:акты международных межправительственных организаций

I:

S: Основные источники международного права перечислены в:

-:Венской конвенции о праве международных договоров

-:Всеобщей декларации прав человека

+:Статуте Международного Суда ООН

-:Уставе Совета Европы

I:

S: Соответствие между международным статусом и компетенцией международного органа и его нормотворческими функциями:

L1: проект международного нормообразующего акта

L2: международный нормообразующий акт

L3: консультативное заключение по дискуссионному вопросу

R1: Комиссия международного права ООН вправе принять …

R2: Генеральная Ассамблея ООН вправе принять …

R3: Международный Суд ООН вправе принять …

I:

S: Нормами международного права регулируются:

+:сессия Генеральной Ассамблеи ООН

-:неофициальный визит Президента РФ в Италию

+:обращение России к Турции о выдаче угонщиков российского воздушного судна;

-:конгресс Международной демократической федерации женщин;

+:обращение Правительства РФ к Международному валютному фонду о получении кредита;

-:отношения между работником и работодателем по вопросу начисления заработной платы;

+:обращение Генеральной прокуратуры РФ к Прокуратуре Литвы о передаче гражданина России, осужденного в Литве, для отбывания наказания в РФ.

I:

S: Видами международных договоров являются:

-:договоры, в которых участвует РФ; иные международные договоры;

-:универсальные и неуниверсальные международные договоры;

-:реальные и консенсуальные международные договоры;

+:многосторонние, региональные и двусторонние.

I:

S: По субъектно-территориальной сфере выделяют следующие виды норм международного права:

+:универсальные

-: регулятивные

+:локальные

-:диспозитивные

I:

S: Нормы международных договоров создаются:

-:только государствами

-:Международной Торговой Палатой

-: Государственной Думой

+:субъектами международного права

I:

S: Количество этапов создания норм международного права составляет:

-:один

-:четыре

+:два

-:семь

I:

S: Нормы международного права могут непосредственно порождать права и обязанности:

+:государств

-:глав государств

+:военнослужащих, находящихся в составе миротворческих сил в зоне международного конфликта

I:

S: Соблюдение норм международного права обеспечивается:

-: главами государств, международных организаций, министрами иностранных дел

-: Международным Судом ООН

+: самими субъектами международного права

I:

S: Направление Российской Федерацией наблюдателей на выборы президента Украины будет являться:

-:соблюдением норм международного права

-:исполнением норм международного права

+:использованием норм международного права

I:

S: Элементами механизма международно-правового регулирования являются:

+: международно-правовые нормы

+:международные правоотношения

-:внешнеполитические отношения

+:акты применения норм права

I:

S: Императивной нормой международного права является:

+:Запрещение применения ядерного оружия одним государством против другого

-:Свобода мужчины и женщины вступать в брак

+:Запрещение финансирования государством вооруженного формирования, борющегося на территории другого государства против его власти

+:Запрещение обыска в квартире дипломата властями государства его аккредитации

I:

S: Источником международного права является:

+:Решение Саммита глав государств восьми ведущих стран мира (Группы G-8) о принятии мер по борьбе с международным терроризмом

-:Решение Международного Суда ООН о демаркации (разграничении) спорного участка границы территориальных вод двух государств

+:Регламент Европейских Сообществ о маркировке автомобильных грузов

I: (сделать несколько ТЗ)

S: Международными договорами являются:

+:Устав ООН 1945 г

-:Декларация о принципах международного права 1970 г

+:Парижская Хартия для новой Европы 1990 г

-:Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г

-:Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г

-:Положение о Министерстве иностранных дел РФ 1995 г

-:Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г

+:Статут Международного Суда ООН

-:Заявление глав государств СНГ о недопущении применения или угрозы применения силы и решении вопросов путем переговоров

-:Определение агрессии.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г

-:Меморандум о взаимодействии РФ и ЮНЕСКО 1993 г

-:Решение Совета Безопасности ООН на основе ст.

Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens

51 Устава ООН о введении санкций против Ирака

I:

S: В случае противоречия положений резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН государства-члены ООН должны соблюдать:

-:резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН

+:резолюцию Совета Безопасности ООН

-:иное

I:

S: Статус актов международных межправительственных организаций определяется:

-:ООН

-:государствами

+:уставами международных межправительственных организаций

-:национальным правом

V1: Основные принципы международного права

I:

S: Содержание основных принципов международного права базируется на положениях:

+:Устава ООН

-:Всеобщей декларации прав человека

-:Венской конвенции о праве международных договоров

-:Конституции США

I:

S: Основные принципы международного права – это:

-:синоним понятию «Общие принципы права»

+:принципы, закрепленные в Уставе ООН

+:конституирующие нормы международного сообщества

+:императивные нормы международного права

I:

S: Соответствие между видом международно-правовой нормы и её статусом

L1: неприкосновенность дипломатических представительств

L2: добросовестное соблюдение международных обязательств

L3: договоры должны соблюдаться

R1: Общепризнанной нормой в международном праве является

R2: Основным принципом в международном праве является

R3: Общим принципом права в международном праве является …

I:

S: К основным принципам международного права относятся принцип:

-: свободы договора

+: территориальной целостности государств

+: нерушимости границ

+:уважения прав человека

I:

S: Соответствие международно-правового акта и его правового результата:

L1: в Уставе ООН основные принципы

L2: в Декларации о принципах международного права 1970 г.

L3: в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

R1: получили признание и юридическое закрепление

R2: получили признание и конкретизацию

R3: получили признание, расширение и конкретизацию

I: (сделать несколько ТЗ)

S: Нарушение принципа невмешательства во внутренние дела другого государства имеет место в случае:

-:предоставления исключительно гуманитарной помощи

+:поддержки террористических формирований, преследующих неполитические цели

+:предоставления вооруженной поддержки оппозиции правительства

-:экономической блокады

-:применения принудительных мер по решению Совета Безопасности в целях поддержания мира и безопасности

+:вооруженной поддержки правительства в борьбе с оппозицией, стремящейся его свергнуть

+:интервью посла иностранного государства в Москве, в котором он заявил о желательности для его правительства победы на предстоящих выборах президента России конкретного кандидата

-:приезда в Киев в декабре 2004 г. одного из руководителей Европейского Союза Хавьера Солана для урегулирования конфликта, возникшего в связи со спорными итогами выборов президента Украины

-: требования Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) допустить его экспертов на территорию Ирана для проверки характера работ по подготовке строительства в Иране атомной электростанции

I:

S: Будет нарушением международно-правового принципа неприменения силы или угрозы силой:

-: заявление руководителя террористической организации «Аль-Кайеда» Усами бен Ладена о том, что его организация совершит нападение на важные объекты обеспечения жизнедеятельности на территории США

+: заявление правительства государства, согласно которому оно готово направить эскадрилью бомбардировщиков на территорию другого государства для нанесения авиаудара по объекту, на котором ведутся работы по созданию атомного оружия

+:проведение Турцией крупномасштабной военной операции на территории Северного Ирака в районах, прилегающих к территории Турции, против находящихся там боевиков

V1: Субъекты международного права. Международная правосубъектность. Международно-правовое признание и правопреемство государств

I:

S: К основным субъектам международного права относятся:

+:нации, борющиеся за независимость

-:транснациональные корпорации

-:международные конференции

+:государства

I:

S: К производным субъектам международного права относятся:

-:государства

-:народы, борющиеся за независимость

+: государствоподобные образования

+:международные межправительственные организации

I:

S: Соответствие между субъектом международного права и международной правосубъектностью, присущей данному субъекту международного права:

L1: первичной

L2: вторичной

L3: производной

R1: Международная правосубъектность государства является

R2: Международная правосубъектность международных организаций является

R3: Международная правосубъектность Международного Уголовного Суда является

I:

S: В настоящее время существуют следующие государствоподобные образования:

-:Западный Берлин

+:Святой Престол, расположенный на территории Ватикана

+:Мальтийский орден

-:Монако

I:

S: Юридическая природа, объем международной правосубъектности межгосударственных (межправительственных) организаций носит целевой, функциональный характер, поскольку:

-:межгосударственные организации создаются в результате длительной и единообразной практики субъектов международного права

-:межгосударственные организации создаются во исполнение соответствующих решений (резолюций) наиболее авторитетной международной организации – Организации Объединенных Наций

-:межгосударственные организации создаются на основе решений специальных дипломатических конференций

+:межгосударственные организации создаются заинтересованными государствами на основе заключения ими соответствующего международного договора, являющегося учредительным актом каждой такой организации, и, следовательно, международная правосубъектность отражает волеизъявление государств-учредителей

I:



Виды норм международного права

Международно-правовые нормы неоднородны по содержа­нию и форме. Их можно классифицировать по различным ос­нованиям.

По форме нормы международного права делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

Документально закрепленные нормыпредставляют собой ус­тановленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нор­мы и нормы, содержащиеся в актах международных конферен­ций и международных организаций. Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми норматив­ными актами, их фиксирующими.

1 Так, Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

(дата выражения согласия с правилами поведения, за­фиксированными в Конвенции) вступила в силу 27 января 1980 г. (для СССР — в 1986 г.), Договор между СССР и США об ограничении под­земных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г. вступил в силу 11 декабря 1990 г., Конвенция ООН по морскому праву, открытая для подписания 10 декабря 1982 г. (в тот же день подписанная от имени СССР), вступила в силу 16 ноября 1994 г. (для Российской Федера­ции — 11 апреля 1997 г.).

§ 3. Виды норм международного права

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распро­страняет свое действие на каждое участвующее в нем государст­во. Права и обязанности по договору адресуются как бы от од­ного государства другому.

Акты международной конференции или организации и за­крепленные в них права и обязанности исходят от коллектив­ного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицирован-ность.

И переговорно-договорная процедура создания норм, и са­ми правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития международных отношений.

К нормам, документально не закрепленным,относятся обыч­ные международно-правовые нормы.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: понятия, структура и классификация

Они формируются и под­тверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах — решениях судебных, арбит­ражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

Они могут стать договорными в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для не-участвующих государств сохраняют силу обычных норм).

Возможна и иная ситуация: правило поведения, докумен­тально зафиксированное, признается в качестве обязательного не в форме явно выраженного на то согласия, а посредством практических действий, т. е. обычным путем (например, при­знание положений договора обязательными не участвующими в нем государствами или действие в соответствии с положениями актов международных организаций или конференций, которые принимались как акты-рекомендации).

В зависимости от предмета регулирования различаются: нор­мы относительно порядка заключения, реализации и исполне­ния международных договоров — право международных дого­воров; нормы, определяющие правовое положение космическо-

Глава 4. Нормы международного права

го пространства, Луны и других небесных тел, — космическое право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению меж­дународного мира и безопасности, — право международной безопасности и т. д.

По субъектно-территориальной сфере действия нормы меж­дународного права можно разделить на универсальные и ло­кальные.

Универсальные нормы— это нормы, регулирующие отноше­ния, объект которых представляет всеобщий интерес, и при­знанные подавляющим большинством или всеми государства­ми. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большин­ством или всеми государствами потому, что в объекте регули­руемых ими отношений заинтересованы все государства.

Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отно­шений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких до­говорах, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатиче­ских сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

Среди универсальных норм особое место занимают импера­тивные нормы jus cogens, что можно перевести как «неоспори­мое право». Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве между­народных договоров jus cogens — это норма общего международ­ного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от ко­торой недопустимо и которая может быть изменена только по­следующей нормой общего международного права, носящей та­кой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействую­щих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействитель­ными, их действие прекращается.

§ 3. Виды норм международного права

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-прин­ципы международного права: неприменения силы и угрозы си­лой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутрен­ние дела, добросовестного выполнения международных обяза­тельств и др.

Принципы международного правав системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков.

1. Это наиболее важные, коренные нормы международного пра­ва, являющиеся нормативной основой всей международно-пра­вовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.

2. Принципы международного права являются наиболее об­щими нормами. Их содержание многогранно; оно раскрывается посредством конкретизирующего нормотворчества. Закреплен­ные в общем виде в Уставе ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества меж­ду государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., За­ключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффек­тивного применения в рамках международного сообщества.

3. Принципы являются общепризнанными нормами, обяза­тельными для всех государств и иных субъектов международного права. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств — членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действова­ли в соответствии с этими принципами.

4. Принципы — это императивные нормы jus cogens, обладаю­щие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспе­чить стабильность международного правопорядка и междуна­родную законность.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, опреде­ляют содержание и методы сотрудничества государств как в

Глава 4. Нормы международного права

традиционных, так и в новых областях межгосударственных от­ношений (например, в исследовании и использовании косми­ческого пространства, в применении ядерной энергии в мир­ных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, име­ют комплексный характер. В Декларации о принципах между­народного «права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы— это нормы, регулирующие отношения между двумя или несколькими государствами. Объект отноше­ний, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи ко­торых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием «локальные нормы» охватываются как двусторон­ние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщ­ности нормы, которые в свою очередь подразделяются на регио­нальные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют от­ношения между несколькими государствами, находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации со­держания более общих норм и обеспечения эффективности дей­ствия последних. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения договоров между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, о сокращении и ограничении стратегиче­ских наступательных вооружений и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы между­народного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормыустанавливают конкретные права и обя­занности субъектов (например, обязанность прибрежного госу­дарства надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море и право прибрежного государства принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения не являющегося

§ 4. Иерархия норм международного права

мирным прохода судов, предусмотренные Конвенцией ООН по , морскому праву 1982 г.). Охранительные (обеспечительные) нор­мыпризваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, при­меняемых по решению Совета Безопасности ООН).

По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы,фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие— предписывающие воздерживаться от соверше­ния определенных действий (например, не производить бакте­риологическое оружие), управомочивающие— предусматриваю­щие возможность совершения указанных действий (например, право каждого государства на исследование и использование космического пространства).

Как и в общей теории права, принято разграничивать импе­ративные нормы,содержащие категорические предписания (та­ковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия), и диспозитивные,пред­ставляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву об использовании срединной линии при де­лимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).

Наконец, применяется деление норм на материальные,уста­навливающие права и обязанности участников правоотноше­ний, и процессуальные,регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (напри­мер, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

Читайте также:


V1: Нормы и источники международного права

I:

S: Обычные нормы международного права создаются в:

-:5 этапов

+:2 этапа

-:7 этапов

-:3 этапа

I:

S: Международно-правовой обычай:

-:общая практика государств, за которой не признается юридически обязательный характер

-:совокупность моральных и политических норм, регулирующих определенную область международных отношений

+:правило поведения, которое субъекты международного права признают в качестве юридически обязательного

-:система устоявшихся традиций, верований, взглядов различных народов

I:

S: Нормой международно-правового обычая является правило, согласно которому:

-:главу иностранного государства в аэропорту встречает глава принимающего государства

-:торговое судно одного государства приветствует в море военное судно другого государства первым

+:высота воздушной границы государства – 100 км. над уровнем моря

I:

S: Источниками международного права являются:

+:обычаи

+:международныедоговоры

-:обыкновения

+:акты международных межправительственных организаций

I:

S: Основные источники международного права перечислены в:

-:Венской конвенции о праве международных договоров

-:Всеобщей декларации прав человека

+:Статуте Международного Суда ООН

-:Уставе Совета Европы

I:

S: Соответствие между международным статусом и компетенцией международного органа и его нормотворческими функциями:

L1: проект международного нормообразующего акта

L2: международный нормообразующий акт

L3: консультативное заключение по дискуссионному вопросу

R1: Комиссия международного права ООН вправе принять …

R2: Генеральная Ассамблея ООН вправе принять …

R3: Международный Суд ООН вправе принять …

I:

S: Нормами международного права регулируются:

+:сессия Генеральной Ассамблеи ООН

-:неофициальный визит Президента РФ в Италию

+:обращение России к Турции о выдаче угонщиков российского воздушного судна;

-:конгресс Международной демократической федерации женщин;

+:обращение Правительства РФ к Международному валютному фонду о получении кредита;

-:отношения между работником и работодателем по вопросу начисления заработной платы;

+:обращение Генеральной прокуратуры РФ к Прокуратуре Литвы о передаче гражданина России, осужденного в Литве, для отбывания наказания в РФ.

I:

S: Видами международных договоров являются:

-:договоры, в которых участвует РФ; иные международные договоры;

-:универсальные и неуниверсальные международные договоры;

-:реальные и консенсуальные международные договоры;

+:многосторонние, региональные и двусторонние.

I:

S: По субъектно-территориальной сфере выделяют следующие виды норм международного права:

+:универсальные

-: регулятивные

+:локальные

-:диспозитивные

I:

S: Нормы международных договоров создаются:

-:только государствами

-:Международной Торговой Палатой

-: Государственной Думой

+:субъектами международного права

I:

S: Количество этапов создания норм международного права составляет:

-:один

-:четыре

+:два

-:семь

I:

S: Нормы международного права могут непосредственно порождать права и обязанности:

+:государств

-:глав государств

+:военнослужащих, находящихся в составе миротворческих сил в зоне международного конфликта

I:

S: Соблюдение норм международного права обеспечивается:

-: главами государств, международных организаций, министрами иностранных дел

-: Международным Судом ООН

+: самими субъектами международного права

I:

S: Направление Российской Федерацией наблюдателей на выборы президента Украины будет являться:

-:соблюдением норм международного права

-:исполнением норм международного права

+:использованием норм международного права

I:

S: Элементами механизма международно-правового регулирования являются:

+: международно-правовые нормы

+:международные правоотношения

-:внешнеполитические отношения

+:акты применения норм права

I:

S: Императивной нормой международного права является:

+:Запрещение применения ядерного оружия одним государством против другого

-:Свобода мужчины и женщины вступать в брак

+:Запрещение финансирования государством вооруженного формирования, борющегося на территории другого государства против его власти

+:Запрещение обыска в квартире дипломата властями государства его аккредитации

I:

S: Источником международного права является:

+:Решение Саммита глав государств восьми ведущих стран мира (Группы G-8) о принятии мер по борьбе с международным терроризмом

-:Решение Международного Суда ООН о демаркации (разграничении) спорного участка границы территориальных вод двух государств

+:Регламент Европейских Сообществ о маркировке автомобильных грузов

I: (сделать несколько ТЗ)

S: Международными договорами являются:

+:Устав ООН 1945 г

-:Декларация о принципах международного права 1970 г

+:Парижская Хартия для новой Европы 1990 г

-:Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г

-:Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г

-:Положение о Министерстве иностранных дел РФ 1995 г

-:Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г

+:Статут Международного Суда ООН

-:Заявление глав государств СНГ о недопущении применения или угрозы применения силы и решении вопросов путем переговоров

-:Определение агрессии. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г

-:Меморандум о взаимодействии РФ и ЮНЕСКО 1993 г

-:Решение Совета Безопасности ООН на основе ст.

V1: Нормы и источники международного права

51 Устава ООН о введении санкций против Ирака

I:

S: В случае противоречия положений резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН государства-члены ООН должны соблюдать:

-:резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН

+:резолюцию Совета Безопасности ООН

-:иное

I:

S: Статус актов международных межправительственных организаций определяется:

-:ООН

-:государствами

+:уставами международных межправительственных организаций

-:национальным правом

V1: Основные принципы международного права

I:

S: Содержание основных принципов международного права базируется на положениях:

+:Устава ООН

-:Всеобщей декларации прав человека

-:Венской конвенции о праве международных договоров

-:Конституции США

I:

S: Основные принципы международного права – это:

-:синоним понятию «Общие принципы права»

+:принципы, закрепленные в Уставе ООН

+:конституирующие нормы международного сообщества

+:императивные нормы международного права

I:

S: Соответствие между видом международно-правовой нормы и её статусом

L1: неприкосновенность дипломатических представительств

L2: добросовестное соблюдение международных обязательств

L3: договоры должны соблюдаться

R1: Общепризнанной нормой в международном праве является

R2: Основным принципом в международном праве является

R3: Общим принципом права в международном праве является …

I:

S: К основным принципам международного права относятся принцип:

-: свободы договора

+: территориальной целостности государств

+: нерушимости границ

+:уважения прав человека

I:

S: Соответствие международно-правового акта и его правового результата:

L1: в Уставе ООН основные принципы

L2: в Декларации о принципах международного права 1970 г.

L3: в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

R1: получили признание и юридическое закрепление

R2: получили признание и конкретизацию

R3: получили признание, расширение и конкретизацию

I: (сделать несколько ТЗ)

S: Нарушение принципа невмешательства во внутренние дела другого государства имеет место в случае:

-:предоставления исключительно гуманитарной помощи

+:поддержки террористических формирований, преследующих неполитические цели

+:предоставления вооруженной поддержки оппозиции правительства

-:экономической блокады

-:применения принудительных мер по решению Совета Безопасности в целях поддержания мира и безопасности

+:вооруженной поддержки правительства в борьбе с оппозицией, стремящейся его свергнуть

+:интервью посла иностранного государства в Москве, в котором он заявил о желательности для его правительства победы на предстоящих выборах президента России конкретного кандидата

-:приезда в Киев в декабре 2004 г. одного из руководителей Европейского Союза Хавьера Солана для урегулирования конфликта, возникшего в связи со спорными итогами выборов президента Украины

-: требования Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) допустить его экспертов на территорию Ирана для проверки характера работ по подготовке строительства в Иране атомной электростанции

I:

S: Будет нарушением международно-правового принципа неприменения силы или угрозы силой:

-: заявление руководителя террористической организации «Аль-Кайеда» Усами бен Ладена о том, что его организация совершит нападение на важные объекты обеспечения жизнедеятельности на территории США

+: заявление правительства государства, согласно которому оно готово направить эскадрилью бомбардировщиков на территорию другого государства для нанесения авиаудара по объекту, на котором ведутся работы по созданию атомного оружия

+:проведение Турцией крупномасштабной военной операции на территории Северного Ирака в районах, прилегающих к территории Турции, против находящихся там боевиков

V1: Субъекты международного права. Международная правосубъектность. Международно-правовое признание и правопреемство государств

I:

S: К основным субъектам международного права относятся:

+:нации, борющиеся за независимость

-:транснациональные корпорации

-:международные конференции

+:государства

I:

S: К производным субъектам международного права относятся:

-:государства

-:народы, борющиеся за независимость

+: государствоподобные образования

+:международные межправительственные организации

I:

S: Соответствие между субъектом международного права и международной правосубъектностью, присущей данному субъекту международного права:

L1: первичной

L2: вторичной

L3: производной

R1: Международная правосубъектность государства является

R2: Международная правосубъектность международных организаций является

R3: Международная правосубъектность Международного Уголовного Суда является

I:

S: В настоящее время существуют следующие государствоподобные образования:

-:Западный Берлин

+:Святой Престол, расположенный на территории Ватикана

+:Мальтийский орден

-:Монако

I:

S: Юридическая природа, объем международной правосубъектности межгосударственных (межправительственных) организаций носит целевой, функциональный характер, поскольку:

-:межгосударственные организации создаются в результате длительной и единообразной практики субъектов международного права

-:межгосударственные организации создаются во исполнение соответствующих решений (резолюций) наиболее авторитетной международной организации – Организации Объединенных Наций

-:межгосударственные организации создаются на основе решений специальных дипломатических конференций

+:межгосударственные организации создаются заинтересованными государствами на основе заключения ими соответствующего международного договора, являющегося учредительным актом каждой такой организации, и, следовательно, международная правосубъектность отражает волеизъявление государств-учредителей

I:



Виды норм международного права

12345678910Следующая ⇒

Применение международного права в сфере внутригосударственных отношений.

Реализация международного права в сфере внутригосудар­ственных отношений — это деятельность субъектов этих отно­шений в соответствии с нормами международного права, т. е. деятельность, регулируемая нормами международного права.

Регулирование можетбыть недостаточным, неполным. Это объясняется невозможностью учесть в нормах международного права все особенности каждого участвующего в них государст­ва. В этом и нет необходимости (имеется в виду международ­ный уровень; стремление к этому могло бы быть препятствием для достижения согласия)."Пробелы" могут быть восполнены внутригосударственными правовыми средствами (принятием правовых актов).

Такое дополнительное правотворчество может осуществ­ляться государствами либо по собственной инициативе, когда того требует содержание норм или практика их применения, либо его необходимость оговаривается нормами международно­го права. Международное право может более серьезным образом "вторгаться" в сферу реализации норм на территории государств и предписывать им, какие законодательные меры должны быть приняты для реализации норм, предопределять их содержание и возлагать обязанность сообщать о них в предусмотренные договорами органы.

Совокупность внутригосударственных правовых актов (нор­мативных и иных), обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм, представляет собой внутригосударственный нормативный ме­ханизм реализации (ее правовую базу).

3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды

Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по характеру содержащихся в нормах предписаний:

  • нормы-принципы; (станавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества)
  • нормы-определения; (раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве.)
  • нормы-правомочия; (предоставляют их адресатам определенные субъективные права.)
  • нормы-обязанности; (устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений.)
  • нормы-запреты. (фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве;)

2) по роли в механизме международно-правового регулирования:

  • регулятивные; (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.)
  • охранительные. (выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.)

3) по содержанию правил поведения:

  • материальные; (фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой стату)
  • процессуальные.( регламентируют порядок реализации материальных норм)

4) по территории действия:

  • универсальные; (охватывает своим участием большинство государств мира.)
  • региональные; (действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ).
  • локальные. (регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

4. Принципы международного права: понятие, акты, закрепляющие и конкретизирующие их.

Принципы международного права — это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в:

1. Уставе ООН;

2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

3. Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Основные принципы международного права (юридический фундамент МП):

1. неприменение силы;

2. мирное разрешение споров;

3. территориальная целостность государств;

4. нерушимость границ;

5. суверенное равенство;

Понятие нормы международного права

невмешательство;

7. равноправие и самоопределение народов;

8. сотрудничество государств;

9. уважение прав человека;

10. добросовестное выполнение международных обязательств.

Функции принципов международного права:

1. стабилизирующая — определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;

2. развивающая — закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

5. Источники международного права: понятие, виды.

Источники международного права — это формы существования международных правовых норм.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор — это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай — это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика — это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 1901 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:



Warning: mysqli_query(): MySQL server has gone away in D:\OpenServer\domains\astbusines.ru\wp-includes\wp-db.php on line 1924

Warning: mysqli_query(): Error reading result set's header in D:\OpenServer\domains\astbusines.ru\wp-includes\wp-db.php on line 1924

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *