Социальное государство

Социальное государство

Социальное – это такое государство, основой которого является политика, направленная на обеспечение общепринятого, как правило, не ниже среднего уровня жизни граждан, предоставление возможностей для удовлетворения социально – экономических и культурных прав граждан. Для осуществления предусмотренных социальным государством условий необходим высокий уровень экономического развития.

Слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть имеющий непосредственное отношение к положению людей в обществе. В широком смысле значение слова «социальный» имеет отношение к любому государству, так как всякое государство представляет собой продукт общественного развития. Однако в данном контексте термином «социальное» обозначается такое государство, которое обладает особыми функциями и качествами.

Целью социального государства является обеспечение условий для организации надлежащего уровня образования, здравоохранения, социального обеспечения, трудоустройства и культурного развития.

Социальное государство главными объектами своей деятельности и внимания имеет лиц, уязвимых с точки зрения их положения в обществе: инвалиды, молодежь, пенсионеры, многодетные семьи, семьи с низким уровнем доходов и др. При этом, само существование и деятельность социального государства самым тесным образом связана с такими общественными явлениями как правовое государство, гражданское общество, демократия, права человека, свобода равенство и справедливость.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов. В это время в жизни буржуазного общества вошли в противоречие два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Такие мыслители, как Адам Смит, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном итоге такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Представителем другого подхода является Ж-Ж. Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который – задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства и, таким образом, являлся основанием для упрочения экономической мощи государства. Однако к началу ХХ века по мере накопления богатства стало происходить имущественное расслоение общества, которое угрожало социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти к активному вмешательству в социально – экономическую сферу. Именно в такой историко – политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства1.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в конституциях современных государств. Впервые государство получило название социального в Конституции ФРГ 1949 г. Как уже было отмечено, что подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Однако о социальном государстве как особой политико – правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. При этом, социальным может быть только государство с высоким уровнем экономики, в структуре которой учтена его социальная ориентация2.

В историческом контексте реальное возникновение социальных государств начинает происходить в 60-е годы ХХ в. Начальная стадия формирования социального государства – это установление его ответственности за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, а в дальнейшем – это обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

При этом следует учитывать то обстоятельство, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс , т.к. необходимо учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должнопостоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости и сглаживания социального неравенства. Профессор Е.А. Лукащева по этому поводу справедливо пишет: « Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства»3.

1Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства.- М., 1999.- С. 202.

2Там же. С. 203.

3Права человека. Учебник для вузов по ред. проф. Е.А.

Государство

Лукашевой. – М., 1999.- С. 208-211.

Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и нравственный. При этом основными целями и задачами социального государства являются: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и предоставление пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод.

Признаки социального государства:

– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;

– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;

– государственная власть основана на принципах демократии;

– государство является правовым;

– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;

– существование гражданского общества;

– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;

– наличие соответствующей законодательной базы.

Функции социального государства:

– сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение и специальные социальные программы;

– поддержка социально незащищенных категорий населения ( инвалидов, пенсионеров, молодежь, многодетные семьи и др.);

– поддержка материнства, детства, отцовства, семьи;

– поощрение благотворительности;

– охрана труда и здоровья людей;

– финансирование науки и культуры;

– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;

– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;

– участие в реализации межгосударственных социальных программ.

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 424;

План

  1. Понятие социального государства
  2. Признаки социального государства
  3. История концепции социального государства
  4. Анализ политики социального государства на примере отдельно взятой страны.

1. Понятие социального государства.

“Современное социальное государство — это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме” – Х. Байер

Социальным государством считается государство, в котором основными приоритетами в развитии являются основные права и свободы человека, улучшение жизни людей, развитие социальной сферы, обеспечении социальной защиты граждан, содействие социальному прогрессу. Это государство, которое осуществляет опекунские функции над своим народом, в частности создает равные возможности для самореализации человека в обществе, устанавливает социальную справедливость и солидарность.

Каждый гражданин  социального государства должен иметь высокий уровень социальной жизни. Он имеет право на получение  широкого набора социальных благ (медицинское  обслуживание, образование, занятость, те или иные пособия и т.п.). Социальное государство должно иметь устойчивое экономическое положение, здесь должна быть свобода предпринимательства и рыночные отношения. Объектом такого государства является социальное равенство и справедливое распределение благ. Имеет не малое значение регулирующая функция органов государственной власти, заботящихся о социальной направленности в экономике, поддержании культуры и других областей социальной жизни.

2. Признаки социального государства.

    — закрепленная  в конституции идея социального  государства; 

    — развитое социальное  законодательство;

     — статус правового государства;

    — обеспечение граждан  социальной защитой, как главное  направление политики государства;

     — развитое гражданское общество;

    — высокий уровень  нравственности граждан; 

    — рыночная экономика,  экономический потенциал в целом и направленность его на социальную сферу государства;

    — как правило,  демократическая политика в государстве

3. История концепции социального государства.

Идея социального  государства имела место еще  в древности, когда, к примеру, римские правители заботились о бедных гражданах, о предоставлении им «хлеба и зрелищ». Со времен признания христианства в Римской империи церковь проявляла заботу о населении и оказывала духовную и материальную помощь. В Европе благотворительность развивалась в период крестовых походов и орденских движений, когда возникавшие под их патронажем приюты совмещали функции и больницы, и гостиницы. В Средневековье специализация подобных учреждений стала более узкой.

Сам термин «социальное государство» впервые  был введен в Германии в 80-е года XIX столетия, когда правительство О. фон Бисмарка разработало законы о страховании рабочих промышленных предприятий. Подобная политика была закреплена  в Веймарской конституции 1919 года. Это была первая европейская конституция, наделившая граждан социальными правами – правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности.

В США  в 1933 году президентом Ф. Рузвельтом был  взят «новый курс», одной из целей  которого стало создание социально ориентированного государства. «Новый курс» Рузвельта включал поддержку безработных, создание рабочих мест, сокращение рабочего дня, повышение минимальной заработной платы и т.д.

В первой половине XX века политика социального благоденствия подразумевала программы по достижению высокого уровня жизни населения, созданию систем образования, здравоохранения а также оказанию поддержки гражданам не способных самостоятельно обеспечить себе минимум доходов. В дальнейшем эти программы дополнялись задачами  в области окружающей среды, защиты национальной культуры т др.

Во второй половине ХХ века соединившиеся элементы социальной политики, правовое государство  и гражданское общество образовали социальное государство, экономической  базой которого было рыночное хозяйство, дававшее возможность обеспечить прожиточный  минимум каждому.

Современное социальное государство предоставляет  помощь неимущим, создает специальные  программы по борьбе с бедностью  и безработицей. Кроме того бедные слои населения не единственные получатели подобной помощи: к примеру выплаты  социального страхования и субсидии на поддержание цен на сельскохозяйственные продукты не зависят от материального  положения состояния пенсионеров  или фермеров.

4. Анализ политики социального государства на примере отдельно взятой страны.

Критерий соц. гос-ва Государство: Финляндия
Закрепление идеи в конституции Упоминание о  социальном государстве содержится в конституции и других высших законодательных актах страны
Исторические  предпосылки После парламентских  выборов (март 1979 г.) в Финляндии в  мае 1979 г. сформировано правительство, в состав которого вошли представители Социал-демократической партии Финляндии, Партии центра, Демократического союза народа Финляндии, Шведской народной партии, а также один беспартийный член. Социал-демократическая партия является правящей.
Экономические возможности Финляндия — высокоразвитая индустриальная страна. Размер ВВП составляет 149,7 млрд. евро на 2004 год, или более 26 тыс. евро на душу населения (входит во вторую десятку стран мира). С начала 2000-х гг.

Понятие социальная политика и социальное государство

занимает высшие строчки в престижных рейтингах конкурентоспособности, обладает передовой инновационной системой, является нетто-зкспортером капитала. Сфера социального обеспечения ориентирована на то, чтобы реальные доходы каждого гражданина не опускались ниже официального прожиточного минимума (ок, 700 евро в месяц). Средний уровень безработицы в 2004 г. составил 8,8% (в 2003 г. — 9%).

Демократический строй Финляндия — буржуазная парламентская республика. Глава  государства — президент.
Социальная забота государства Жизнь человека в  Финляндии защищена благодаря системе  государственно-муниципального медицинского обслуживания и социального обеспечения, а также системе социальных льгот.
Все эти услуги и льготы финансируются за счет налоговых поступлений и отчислений в фонд социального страхования.
Основная защита человека в различных жизненных ситуациях является прерогативой Ведомства по народным пенсиям (Kela). В систему социальной защиты входят все те, кто постоянно проживают или работают в Финляндии, ровно как и те, кто, несмотря на проживание за границей, остаются в системе социальной защиты Финляндии (например, студенты дневных отделений). Всего Kela выплачивает около сотни различных пособий.

Таким образом, Финляндия  оценивается как одна из самых  социально развитых стран мира.

Литература:

  1. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2000. — № 2 — С. 46-59.
  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Фундаментальная социология: Т. 4: Общество: статика и динамика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  3. Социально-экономические реформы Финляндии//http://finlandia.name
  4. Финляндия, Финляндская республика//http://geo.historic.ru
  5. Основной закон Финляндии от 11 июня 1999 года (1999/731)

Социальное государство

Социальное – это такое государство, основой которого является политика, направленная на обеспечение общепринятого, как правило, не ниже среднего уровня жизни граждан, предоставление возможностей для удовлетворения социально – экономических и культурных прав граждан. Для осуществления предусмотренных социальным государством условий необходим высокий уровень экономического развития.

Слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть имеющий непосредственное отношение к положению людей в обществе. В широком смысле значение слова «социальный» имеет отношение к любому государству, так как всякое государство представляет собой продукт общественного развития. Однако в данном контексте термином «социальное» обозначается такое государство, которое обладает особыми функциями и качествами.

Целью социального государства является обеспечение условий для организации надлежащего уровня образования, здравоохранения, социального обеспечения, трудоустройства и культурного развития.

Социальное государство главными объектами своей деятельности и внимания имеет лиц, уязвимых с точки зрения их положения в обществе: инвалиды, молодежь, пенсионеры, многодетные семьи, семьи с низким уровнем доходов и др. При этом, само существование и деятельность социального государства самым тесным образом связана с такими общественными явлениями как правовое государство, гражданское общество, демократия, права человека, свобода равенство и справедливость.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов. В это время в жизни буржуазного общества вошли в противоречие два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Такие мыслители, как Адам Смит, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном итоге такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Представителем другого подхода является Ж-Ж. Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который – задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства и, таким образом, являлся основанием для упрочения экономической мощи государства. Однако к началу ХХ века по мере накопления богатства стало происходить имущественное расслоение общества, которое угрожало социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти к активному вмешательству в социально – экономическую сферу. Именно в такой историко – политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства1.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в конституциях современных государств. Впервые государство получило название социального в Конституции ФРГ 1949 г. Как уже было отмечено, что подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Однако о социальном государстве как особой политико – правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. При этом, социальным может быть только государство с высоким уровнем экономики, в структуре которой учтена его социальная ориентация2.

В историческом контексте реальное возникновение социальных государств начинает происходить в 60-е годы ХХ в. Начальная стадия формирования социального государства – это установление его ответственности за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, а в дальнейшем – это обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

При этом следует учитывать то обстоятельство, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс , т.к. необходимо учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должнопостоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости и сглаживания социального неравенства. Профессор Е.А. Лукащева по этому поводу справедливо пишет: « Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства»3.

1Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства.- М., 1999.- С. 202.

2Там же. С. 203.

3Права человека. Учебник для вузов по ред. проф. Е.А.

Социальное государство

Лукашевой. – М., 1999.- С. 208-211.

Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и нравственный. При этом основными целями и задачами социального государства являются: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и предоставление пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод.

Признаки социального государства:

– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;

– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;

– государственная власть основана на принципах демократии;

– государство является правовым;

– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;

– существование гражданского общества;

– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;

– наличие соответствующей законодательной базы.

Функции социального государства:

– сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение и специальные социальные программы;

– поддержка социально незащищенных категорий населения ( инвалидов, пенсионеров, молодежь, многодетные семьи и др.);

– поддержка материнства, детства, отцовства, семьи;

– поощрение благотворительности;

– охрана труда и здоровья людей;

– финансирование науки и культуры;

– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;

– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;

– участие в реализации межгосударственных социальных программ.

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 424;

Социальная политика государства

Социальная политика государства — комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.

Цели социальной политики: повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и правграждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

Уровни социальной политики: микроуровень — социальная политика фирм, корпораций, организаций; макроуровень — социальная политика страны и ее регионов; интеруровень — межгосударственная социальная политика.

Функции социальной политики: содействие развитию отношений справедливости в обществе; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов.

В структуре социальной политики выделяют: политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты.

Политика регулирования доходов населения. В западной экономической теории выделяют четыре точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное. Выбор подходов и принципов справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.

Виды доходов за определенный период времени: номинальный — сумма денежных поступлений; реальный — количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход; располагаемый — сумма номинального дохода после взимания с него налогов.

Слагаемые доходов: трудовые — в основном заработная плата и премии; предпринимательские — часть прибыли от кредита после уплаты процентов; от собственности — процент, дивиденд, рента и др.; социализированные — независимо от трудового вклада: выплаты из общественных фондов потребления, по социальному страхованию, трансфертные платежи; от теневой экономики — неучтенных и противоправных видов деятельности.

Распределение доходов населения отличается неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Парето — Лоренца — Джини. В концепции Парето дифференциация доходов рассматривается как неизменная и независимая от социальных и политических факторов величина. Согласно закону Парето, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно.

Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца, характеризующая неравномерность распределения и показывающая долю в национальном доходе, которую занимает каждая группа населения. Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстает от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот.

Степень экономического неравенства может быть измерена коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов используется децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых членов общества и средними доходами 10% наиболее обеспеченных.

Причины неравенства в распределении доходов определяются: условиями для получения доходов, способностями, образованием и обучением, размерами собственности, степенью господства на рынке (за счет монополии), случайными обстоятельствами.

Уровень жизни — степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

Показатели уровня жизни:

  • количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 10 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура; величина реальных доходов; развитие социальной сферы.
  • обобщающие: общий объем потребляемых благ; распределение населения по показателям и уровню доходов (характеризуют отдельные стороны жизни: калорийность, биологическую ценность рациона питания).

Важной особенностью политики распределения доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального партнерства. Социальное партнерство — взаимоотношения между профсоюзами, предпринимателями и правительством.

Коллективный договор — нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками. Предметом договора выступают: режим работы, оплата труда, продолжительность отпуска, условия работы, обеспечение безопасности труда, страхование, льготы.

Соглашение: нормативный акт, устанавливающий условия труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.

Основные принципы заключения коллективного договора (соглашения): социальное партнерство, равноправие сторон, обязательность ведения коллективных переговоров, если одна из сторон выступает с таким предложением, учет реальных возможностей реализации обязательств.

Политика социальных гарантий — совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества.

Социальные гарантии — это комплекс социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Прожиточный минимум — стоимость минимального количества благ и жизненных средств для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум выступает как: ориентир при определении минимальной заработной платы, пособий; фактор стимулирования труда; критерий «порога бедности»; социальная защита; фактор потребления общественных фондов (пенсии, стипендии, различные пособия).

Прожиточный минимум рассчитывается исходя из потребительской корзинки, представляющей набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающий поддержание минимально приемлемого уровня жизни.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей.

Социальный минимум — включает минимальные нормы удовлетворения физических потребностей и затраты на минимум духовных и социальных запросов.

Физиологический минимум — рассчитывается на удовлетворение только главных потребностей и оплату услуг для относительно короткого периода времени без потребления одежды, обуви и других промышленных товаров.

Минимальная заработная плата — социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.

Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования должны играть социальные гарантии основных прав человека в сфере труда — политика обеспечения занятости. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.

Политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

Понятие государства.

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам. Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной форме производится на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастроф и т.п.).

Социальное страхование — система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

Социальное попечительство — метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

Социальная поддержка — способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

Социальное обслуживание — система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально-медицинских услуг на дому, и социально-бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

Качество жизни — обобщающее социально-экономическое понятие, включающее уровень потребления благ, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни и безопасность труда, морально-психологический климат, душевный комфорт и др.

Основные понятия темы

Социальная политика государства. Политика регулирования доходов. Неравномерность распределения доходов по закону Парето, кривой Лоренца, коэффициенту Джини. Социальное партнерство. Коллективный договор. Соглашение. Политика занятости населения. Политика пассивного типа регулирования занятости. Активный тип регулирования занятости. Социальные гарантии. Прожиточный минимум. Минимальный потребительский бюджет (МПБ). Минимальная заработная плата (МЗП). Политика социальной защиты населения. Методы социальной защиты. Политика защиты здоровья населения.

Контрольные вопросы

  1. В каких формах проявляется социальная устойчивость общества?
  2. Назовите систему показателей уровня жизни.
  3. Назовите индикаторы доходов.
  4. Назовите индикаторы социального участия человека.
  5. Что относится к субъективным индикаторам социального положения населения?
  6. Перечислите цели социальной политики.
  7. Назовите принципы формирования и функционирования социальной политики.
  8. Какие функции выполняет социальная политика?
  9. Какие стратегические цели имеет социальная политика переходного периода?
  10. Назовите социальные приоритеты переходного периода.
  11. Что собой представляет структура социальной политики?
  12. В чем состоит суть политики регулирования доходов населения? Назовите классификацию доходов населения.
  13. Как можно использовать кривую Лоренца в процессе анализа доходов населения?
  14. Как осуществляется государственное регулирование распределения доходов?
  15. Какие особенности имеет переходной период в области получения доходов?
  16. В чем состоит сущность социального партнерства в процессе регулирования противоречий в распределении доходов?
  17. Раскройте сущность политики обеспечения занятости и ее принципов.
  18. Какие меры способствуют увеличению спроса на рабочую силу?
  19. Раскройте сущность политики социальных гарантий.
  20. Раскройте сущность политики социальной защиты населения. Какие принципы лежат в ее основе?
  21. В каких формах осуществляется социальная защита населения?
  22. В чем состоит суть политики защиты здоровья и экономической безопасности?
  23. Через функции и принципы раскройте социальную стратегию государства в переходном периоде.
  24. В чем состоят особенности социальной политики Республики Беларусь?

По мнению исследователей, идея правового демократического государства не раскрывает в полной мере сущность современного высокоразвитого государства. В мировой теории и практике государственного строительства в последние десятилетия в качестве его комплексной сущностной характеристики все больше утверждается понятие «социальное государство» (от нем. Sozialstaat).

Понятие «социальное государство» впервые было видвинуто в середине ХIХ в.

Государство

немецким ученым Лоренцом фон Штейном. По его мнению государство должно осуществлять прогресс для всех членов общества.

В результате сильного давления снизу в пользу улучшения социально—экономического положения трудящихся в ряде европейских стран на рубеже ХIХ—ХХ вв. был выработан и законодательно закреплен ряд мер по защите социальных интересов низших классов. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. В жизнь многих стран входили различные системы социального обеспечения, страхования граждан государства. Принимались меры, направленные на обеспечение полной занятости. В планах социального развития много внимания уделялось вопросам здравоохранения, образования.

После Второй мировой войны многие государства зафиксировали социальное государство в качестве конституционного принципа.

В настоящее время развитые страны мира являются социальными государствами.

Большинство ученых, рассматривая вопросы сущности социального государства, видят ее через призму специфической деятельности государства в социальной сфере, социального регулирования. Многие ученые увязывают деятельность социального государства с частной инициативой, приносящей средства для социальных программ. Есть ученые, считающие, что современное социальное государство должно способствовать уменьшению социальной несправедливости.

Наряду с понятием социального государства в научной литературе в качестве синонимов употребляются термины «государство благосостояния», «государство всеобщего благоденствия».

Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.

В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов.

Духовная атмосфера в социальном государстве отличается развитым чувством гражданственности, социальной солидарности, гуманизма.

Происхождение и социальное назначение государства. Характеристика основных теорий происхождения государства.

В юридической и политологической литературе существуют различные теории и концепции, объясняющие природу и сущность государства. В Древнем мире расцвет философских учений о государстве связан с именами таких древнегреческих мыслителей, как Сократ, Платон и Аристотель. Государство рассматривалось с точки зрения политической добродетели (справедливости), а идеальным считалось такое государство, которое воплощает этический принцип добродетели. Например, Аристотель, исходя из этического принципа «меры», разделял формы правления на «правильные» (монархия, аристократия) и «неправильные» (тирания, олигархия, «крайняя» демократия), предпочитая в качестве идеального образца «среднюю», «смешанную» форму правления («политию», или умеренную демократию). Государство образуется, по Аристотелю, ради «общего блага», «благой жизни». Вместе с тем, подчеркивал он, существование государства возможно и мыслимо лишь на определенной территории, при определенной количественной норме населения. Всякое государство должно, кроме того, удовлетворять необходимые экономические потребности граждан. Одна из первых теорий, объясняющая природу государства естественно-историческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства), получила название естественно-правовой. Например, Цицерон считал, что предпосылкой объединения людей в государство на основе договора является естественное стремление человека к общению, к жизни в обществе.

В эпоху средневековья господствовала теологическая концепция происхождения государства и права, согласно которой Бог, создав государство и законы, однако, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, методы властвования и т. п. Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. Идея теократии содержалась в его учении о «двух градах». Ни один «земной град» (т. е. государство), подчеркивал Августин, не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на «шайку разбойников». Критикуя реально существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального «небесного» сообщества, духовной общины верующих. Тем самым обосновывались притязания церкви на руководство государственными делами. Приоритет церкви над государством защищал и Фома Аквинский, полагая, что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью11. Современная католическая церковь также защищает тезис о божественном происхождении государства и права.

Теория договорного происхождения государства и права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.) представляет государство и право продуктом человеческого разума, а не божественной воли. Идея о том, что государство и право появляются в результате сознательных действий людей, заключивших договор о создании государства и учреждении законов (софисты, Эпикур), оформилась в XVII–XVIII вв. в теорию договорного происхождения государства и права. Согласно данной теории люди, выйдя из «естественного» (догосударственного) состояния, объединились в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий считались признание и защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших договор индивидов, а также охрана частной собственности. Несоблюдение условий договора означало его расторжение и возвращение людей в «естественное» состояние.

Следовательно, речь идет о законности власти того или иного правителя с точки зрения выполнения или невыполнения им первоначального соглашения об образовании государства и учреждении законов.

Широкое распространение в эпоху Нового времени получила теория разделения властей, в основе которой лежат идеи рациональной организации власти и конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности. Выдающимся представителем теории разделения властей был французский мыслитель Ш. Монтескье, который утверждал: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга».

Монтескье различал законодательную, исполнительную и судебную власти. Он исходил из верховенства парламента как законодательной власти в системе органов государства, предусматривая в парламенте две палаты, обладающие взаимным правом сдерживать решения каждой из них. Парламент, по Монтескье, независим от правительства – исполнительной власти, которая подотчетна ему в своей деятельности. Институт ответственности правительства перед парламентом был призван предотвратить «деспотизм» исполнительной власти. Что касается судебной власти, то она отделена от первых двух и должна действовать в строгом соответствии с законом, изданным парламентом. Учение о разделении властей ставило вопрос о разграничении функций государства, выполняемых различными государственными органами.

Одной из распространенных концепций, которая изучает те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер.

Социальное государство

Согласно органической концепции, государство есть продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе, полагал Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, определяющий зарождение правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции.

Теория насилия, главным представителем которой является Л. Гумплович, рассматривает государство как результат насилия, вражды, завоевания одних народов другими. Насилие превращалось в первооснову государства.

Материалистическая (марксистская) теория рассматривала государство как результат непримиримости классовых противоречий. Под сущностью государства понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. Характер государства обусловлен тем, что оно выступает регулятором классовых отношений, а с построением коммунистического общества государство отмирает.

Причины возникновения государства и права разъясняет также и так называемая психологическая теория, ярким представителем которой был Л. Петражицкий. Возникновение государства и права объясняется теми или иными свойствами психики людей, биопсихологическими инстинктами. Данная теория исходит из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению «выдающимся личностям».

В противовес индивидуально-психологическим теориям сторонники социально-психологического направления рассматривают человека как существо общественное, а не биопсихическое. На этой основе они строят и свое учение о происхождении государства и права. Само общество они считают продуктом коллективного сознания людей. В коллективном сознании сначала формируется идея социальной солидарности, а затем для обеспечения солидарности создаются нормы права и реальная политическая власть, получающая выражение в соответствующих государственных институтах.

Широкое распространение получила теория «правового государства», которая отстаивает требование об ограничении деятельности государства, его органов исключительно формально-юридическими рамками, прежде всего законом, принятым парламентом. Представители данной теории отстаивают принцип невмешательства государства в дела частных предпринимателей, идею «минимального» государства, обеспечивающего свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав, верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни. Такой подход направлен против произвола и беззакония в деятельности государства и его органов. Более подробно о правовом государстве будет сказано ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *