Содержание
- Принципы и формы правовой политики.
- Формы и принципы политики
- Типы политической власти
- Принципы и формы правовой политики.
- Принципы и формы правовой политики.
- 84.Правовая политика: понятие, формы, принципы.
- Типы, виды, методы и средства политики
- Формы и принципы правовой политики
- Виды макроэкономической политики государства
- Типы, виды, методы и средства политики.
Принципы и формы правовой политики.
Правовая политика современного демократического государства.
Правовая политика – это «стратегия деятельности государства в сфере правого регулирования», а так же деятельность, отражающая интересы общества в перераспределении сфер влияния различных социальных регуляторов.
Правовая политика осуществляется через деятельность субъектов политики. При демократическом режиме взаимное участие в правовой политике — деятельность государства, гражданского общества и общественных организаций, направленное на решение специфических задач, которые присущи лишь правовой политике.
Цель правовой политики состоит в создании эффективного механизма правового регулирования, цивилизованном использовании юридических средств для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, формирования правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.
В условиях демократии государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, но оно обязано способствовать тому, что бы она не препятствовала правовой деятельности государства, граждан и иных субъектов. От государства требуется проведение политики сведущей на нет действие факторов деформирующих законодательный процесс.
Принципы и формы правовой политики.
Принципы правовой политики закладывают основы, определяющие содержание деятельности государства по осуществлению правовой политики. При проведении любой политики, в том числе и правовой, в условиях демократического общества и правового государства необходимо, чтобы правовые принципы и ценности стояли над политикой, не были подвержены манипулированию со стороны государства.
Классификация принципов права по Л.С. Явичу и Н.Н. Выпленко:
1. Политические принципы права. Они относятся к числу общесоциальных, т.к. фиксируют те идеи, которые производны от факторов экономической, политической, социальной динамики общества.
2. Принципы правовой политики производны от состояния системы общества, офицально установленных правовых идеалов и практики их достижения. К их числу относятся: 1- связанность общими принципами права (справедливость, гуманность, обеспечение формального равенства,…); 2- научная обоснованность; 3- соответствие принципам демократического общества; 4- соответствие международным стандартам в области прав человека; 5- реализм.
3. Принцип свободы и справедливости, являющиеся основой и целью правовой политики, предполагают, что не только действие правовых институтов свободно от вмешательства извне и общество оценивает существование этих институтов как справедливое, но и их становление проходило под прямым воздействием этих принципов. В противном случае может сложиться недопустимая для правового демократического государства ситуация, когда в становлении права используются не правовые методы.
4. Принципы демократии требуют от общества самостоятельности в формировании собственной правовой системы. Важным принципом демократического общества является принцип равенства, а для сферы правовой политики – принцип равноправия. Государство и институты гражданского общества наравне несут ответственность за равенство прав граждан вне зависимости от каких бы то ни было социально значимых факторов.
5. Принцип равенства имеет две важные для развития демократии составляющие. 1- равенство стартовых возможностей, — достигаемое благодаря признанию и обеспечению реального пользования основными правами человека. 2 — равенство юридических обязанностей. Принципы разделения властей, многопартийности и политического плюрализма, гласности.
6. Принцип реализма означает отказ от идеологизированной, корпоративной оценки значения произошедших и происходящих в стране перемен для развития правовой системы.
7. Федеральный Закон ст. 2 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к числу принципов государственной политики относит: Непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы образования РФ в мировую систему высшего образования; государственную поддержку подготовки специалистов и приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований и т.д.
8. Принципы правовой политики, как и принципы права вообще, должны рассматриваться в качестве непререкаемых ценностей на данном этапе развития общества и на достаточно отдалённую перспективу.
Принципы правовой политики: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные начала; 6) справедливость; 7) гласность; 8) сочетание интересов личности и государства; 9) приоритетность прав человека; 10) соответствие международным стандартам. (из интернета)
Формы правовой политики.
— законодательная (конституционная, уголовная, налоговая, семейно-брачная и т.д.);
— правоприменительная;
— юридическая (политика в области юридической науки).
21. Правовая политика в области юридической наукитесно связана со стратегией законодательной политики, с научной оценкой действующего законодательства с целью содействия выработке более совершенного права.
Одной из задач политики государства в сфере юриспруденции является содействие выработке юридической наукой приоритетов точки зрения государственного и правого строительства.
Правоприменительная политика государства – это организация процесса реализации права. В настоящее время этот вид деятельности государства означает для общества чуть ли не больше, чем законодательствование.
Формы и принципы политики
Глобальная проблема правопонимания состоит в том, что сегодня законы исполняются у нас плохо, с множеством законов которые и вовсе не исполняются. Первый аспект проблемы – потребность исполнителей в «обрамлении» закона массой приказов и инструкций, которые, по их мнению, и делают возможным исполнение закона. Второй аспект, тесно связан с первым, — это потеря законом своего первоначального содержания и замысла после его «уточнения» подзаконными актами. Третий аспект – расширение сферы усмотрения чиновника, приводящего к произволу.
Кадровая политика – важнейшая составляющая правоприменительной политики государства. Исполнять законы в сфере действия процессуальных норм должны лица с юридическим образованием. Количество работников правоохранительной системы должно быть приближено к европейским стандартам. Государство сегодня ограничивается словесным порицанием коррупции. Существующие нормы права, и законы, по мнению практикующих работников, словно специально предусматривают возможности получения взяток, злоупотребления правом.
Для демократически развивающегося общества актуальность приобретает установление «границ» политики и их неприкосновенность. Судебная система не должна быть ареной борьбы политических сил за власть, а суды не должны быть замешаны в политических интригах на стороне той или иной партии.
Организованное, техническое и финансовое обеспечение судов, органов внутренних дел, прокуратуры является самостоятельным аспектом деятельности государства в области правоприменительной политики.
Контроль – значимая часть правоприменительной политики. Контрольная деятельность государства предусматривает инспектирование, проверки деятельности и решений должностных лиц на соответствие правовым актам, имеющим для них обязательную силу. Контрольные органы государства (конституционные суды, прокуратура, контрольные палаты, управления, …), в котором общественные институты переплетаются с правовой политикой, — обладают специфичным правовым положением. В условиях демократического государства, где в рамках разделения властей существует сиситема сдержек и противовесов, каждая ветвь власти обладает контрольными полномочиями по отношению к другим ветвям власти. Но основная задача деятельности контрольных органов заключается в установлении фактов нарушения законов, ненадлежащего поведения гос. служащих, противоречащего основным догмам и принципам управления в правовом государстве.
Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
![]() Типы политической власти |
![]() |
Вернуться назад на Политическая власть
Типы политической власти:
• Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.
• Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.
• Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера.
Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трех типов.
Исследователи выделяют следующие функции политической власти: формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами; управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений; создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества.
Политическая власть в современном мире должна быть:
— ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
— регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
— нституциональна, т. е. имеет организационное выражение;
— легитимна (лат. legitimus — законный), т.е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.
Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.
Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).
Государственная власть имеет свои отличительные признаки:
— публичный характер, т. е. выступает от имени общества;
— суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет);
— ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.
Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».
Принципы и формы правовой политики.
Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Большое значение для политической власти имеет проблема ее устойчивости.
Основные принципы устойчивости политической власти – это:
1) легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений;
2) результативность власти — степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население.
Существует множество классификаций (типологий) власти:
1) по степени институциализации — правительственная, городская, школьная и др.;
2) по субъекту власти — классовая, партийная, народная, президентская, парламентская;
3) по режиму правления — демократическая, авторитарная, деспотическая и др.;
4) по правовому признаку — законная — незаконная; легальная — нелегальная;
5) по количеству индивидов, принимающих ключевые решения — коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная);
6) по сферам воздействия — экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.
Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть.
Политическая власть (от гр. politike — искусство управления государством, от polis — город-государство) — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти.
Распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства.
Признаки политической власти:
1) только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
2) характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
3) имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные);
4) действует на основе права от имени всего общества.
Политическая власть имеет множество разновидностей:
1. классификация: с точки зрения своего предназначения – законодательная, исполнительная, судебная;
2. классификация: по месту в структуре власти — центральная, региональная, местная;
3. классификация: по основному субъекту — монархическая, республиканская.
Принципы и формы правовой политики.
Правовая политика современного демократического государства.
Правовая политика – это «стратегия деятельности государства в сфере правого регулирования», а так же деятельность, отражающая интересы общества в перераспределении сфер влияния различных социальных регуляторов.
Правовая политика осуществляется через деятельность субъектов политики. При демократическом режиме взаимное участие в правовой политике — деятельность государства, гражданского общества и общественных организаций, направленное на решение специфических задач, которые присущи лишь правовой политике.
Цель правовой политики состоит в создании эффективного механизма правового регулирования, цивилизованном использовании юридических средств для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, формирования правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.
В условиях демократии государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, но оно обязано способствовать тому, что бы она не препятствовала правовой деятельности государства, граждан и иных субъектов. От государства требуется проведение политики сведущей на нет действие факторов деформирующих законодательный процесс.
Принципы и формы правовой политики.
Принципы правовой политики закладывают основы, определяющие содержание деятельности государства по осуществлению правовой политики. При проведении любой политики, в том числе и правовой, в условиях демократического общества и правового государства необходимо, чтобы правовые принципы и ценности стояли над политикой, не были подвержены манипулированию со стороны государства.
Классификация принципов права по Л.С. Явичу и Н.Н. Выпленко:
1. Политические принципы права. Они относятся к числу общесоциальных, т.к. фиксируют те идеи, которые производны от факторов экономической, политической, социальной динамики общества.
2. Принципы правовой политики производны от состояния системы общества, офицально установленных правовых идеалов и практики их достижения. К их числу относятся: 1- связанность общими принципами права (справедливость, гуманность, обеспечение формального равенства,…); 2- научная обоснованность; 3- соответствие принципам демократического общества; 4- соответствие международным стандартам в области прав человека; 5- реализм.
3. Принцип свободы и справедливости, являющиеся основой и целью правовой политики, предполагают, что не только действие правовых институтов свободно от вмешательства извне и общество оценивает существование этих институтов как справедливое, но и их становление проходило под прямым воздействием этих принципов. В противном случае может сложиться недопустимая для правового демократического государства ситуация, когда в становлении права используются не правовые методы.
4. Принципы демократии требуют от общества самостоятельности в формировании собственной правовой системы. Важным принципом демократического общества является принцип равенства, а для сферы правовой политики – принцип равноправия. Государство и институты гражданского общества наравне несут ответственность за равенство прав граждан вне зависимости от каких бы то ни было социально значимых факторов.
5. Принцип равенства имеет две важные для развития демократии составляющие. 1- равенство стартовых возможностей, — достигаемое благодаря признанию и обеспечению реального пользования основными правами человека. 2 — равенство юридических обязанностей. Принципы разделения властей, многопартийности и политического плюрализма, гласности.
6. Принцип реализма означает отказ от идеологизированной, корпоративной оценки значения произошедших и происходящих в стране перемен для развития правовой системы.
7. Федеральный Закон ст. 2 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к числу принципов государственной политики относит: Непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы образования РФ в мировую систему высшего образования; государственную поддержку подготовки специалистов и приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований и т.д.
8. Принципы правовой политики, как и принципы права вообще, должны рассматриваться в качестве непререкаемых ценностей на данном этапе развития общества и на достаточно отдалённую перспективу.
Принципы правовой политики: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные начала; 6) справедливость; 7) гласность; 8) сочетание интересов личности и государства; 9) приоритетность прав человека; 10) соответствие международным стандартам. (из интернета)
Формы правовой политики.
— законодательная (конституционная, уголовная, налоговая, семейно-брачная и т.д.);
— правоприменительная;
— юридическая (политика в области юридической науки).
21. Правовая политика в области юридической наукитесно связана со стратегией законодательной политики, с научной оценкой действующего законодательства с целью содействия выработке более совершенного права.
Одной из задач политики государства в сфере юриспруденции является содействие выработке юридической наукой приоритетов точки зрения государственного и правого строительства.
Правоприменительная политика государства – это организация процесса реализации права. В настоящее время этот вид деятельности государства означает для общества чуть ли не больше, чем законодательствование. Глобальная проблема правопонимания состоит в том, что сегодня законы исполняются у нас плохо, с множеством законов которые и вовсе не исполняются.
84.Правовая политика: понятие, формы, принципы.
Первый аспект проблемы – потребность исполнителей в «обрамлении» закона массой приказов и инструкций, которые, по их мнению, и делают возможным исполнение закона. Второй аспект, тесно связан с первым, — это потеря законом своего первоначального содержания и замысла после его «уточнения» подзаконными актами. Третий аспект – расширение сферы усмотрения чиновника, приводящего к произволу.
Кадровая политика – важнейшая составляющая правоприменительной политики государства. Исполнять законы в сфере действия процессуальных норм должны лица с юридическим образованием. Количество работников правоохранительной системы должно быть приближено к европейским стандартам. Государство сегодня ограничивается словесным порицанием коррупции. Существующие нормы права, и законы, по мнению практикующих работников, словно специально предусматривают возможности получения взяток, злоупотребления правом.
Для демократически развивающегося общества актуальность приобретает установление «границ» политики и их неприкосновенность. Судебная система не должна быть ареной борьбы политических сил за власть, а суды не должны быть замешаны в политических интригах на стороне той или иной партии.
Организованное, техническое и финансовое обеспечение судов, органов внутренних дел, прокуратуры является самостоятельным аспектом деятельности государства в области правоприменительной политики.
Контроль – значимая часть правоприменительной политики. Контрольная деятельность государства предусматривает инспектирование, проверки деятельности и решений должностных лиц на соответствие правовым актам, имеющим для них обязательную силу. Контрольные органы государства (конституционные суды, прокуратура, контрольные палаты, управления, …), в котором общественные институты переплетаются с правовой политикой, — обладают специфичным правовым положением. В условиях демократического государства, где в рамках разделения властей существует сиситема сдержек и противовесов, каждая ветвь власти обладает контрольными полномочиями по отношению к другим ветвям власти. Но основная задача деятельности контрольных органов заключается в установлении фактов нарушения законов, ненадлежащего поведения гос. служащих, противоречащего основным догмам и принципам управления в правовом государстве.
Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Типы, виды, методы и средства политики
Вопрос 1
Предмет и методы исследования в политической науке
существует три основных подхода к определению предмета политологии:
— первый подход заключается в том, что политология рассматривается лишь как одна из наук о политике наравне с политической философией, политической психологией и другими науками;
— второй подход отождествляет политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике;
— третий подход определяет политологию как общую интеграционную науку о политике методами можно разделить на три группы:
Первая — общие методы исследования политических объектов (подходы). К ним относятся:
социологический подход, системный подход, культурологический подход, функциональный подход,
Вторая группа методов политологии — группа общелогических методов, к которым относятся
— анализ и синтез;
— индукция и дедукция;
— моделирование;
Третья группа методов политологии — группа методов эмпирических исследований. К ним относятся:
— анкетный опрос;
— наблюдение;
— анализ документов;
— лабораторный эксперимент.
Вопрос 3
Концепция политики Макиавелли.
В своих произведениях "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" и "Государь" Макиавелли стремился обосновать новый подход к пониманию государства и государственной деятельности с позиций этической природы человека. В своих произведениях Макиавелли представил развернутую концепцию человека. Прежде всего, он считал, что человеком движет личный интерес, проявления которого чрезвычайно разнообразны. Примеры для своей концепции брал из жизни окружавших его итальянских городов.Исходя из этой этической доктрины Макиавелли строит свою концепцию государственной организации. В "Государе" Макиавелли нарисовал образ мудрого правителя, который должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов. Он должен по возможности не удаляться от добра. Такой образ действий со времен Макиавелли стал называться макиавеллизмом. Согласно Макиавелли любое насилие можно оправдать во имя государственного блага.
Вопрос 4
Политическая мысль эпохи буржуазных революций. Гоббс и Локк.
Политические учения Гоббса — Он создал свою политическую теорию от части для того, чтобы оправдать реставрацию монархии. Он полагал,что монархия самая лучшая форма власти,но в тоже время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Согласно Гоббсу люди будучи разумными,осознали безнадежность своего существования инашли выход из хаоса- общественный договор.Очевидно что Гоббс,по современным меркам ,больше консерватор,чем либерал.
Политическое учение Локка — Его учение было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода.Его правомерно называют родоначальником либерализма.Он впервые четко разделил такие понятия как "личность","общество","государство",поставив личность выше общества и государства.Он считал.что человек от рождения обладает естественными ,неотчуждаемыми правами,такими правами он считал права на "жизнь,свободу и собственность". Согласно Локку,государство действует только в целях защиты прав личности.
Вопрос 5
Политическая мысль эпохи буржуазных революций. Монтескье и Руссо.
Политическое учение Монтескье- Он разрабатывал проблемы совокупности факторов, определяющих "дух законов" или "образ правления" в своей работе "О духе законов".Одной из его заслуг была теория разделения властей, которая происходила от старой идеи "смешанного правления".Верховенство права по его мнению может быть обеспечена лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
Политическое учение Руссо — Руссо рассматривает ассоциацию ,возникающую посредством заключения общественного договора, как "моральное и совокупное тело","общественного человека",который приобретает "свое единство, общую идентичность, жизнь и волю" в результате отчуждения этих прав членами- создателями. Также он рассматривает проблему общей воли, заключающееся в том, что создание "морального и совокупного тела "государства является одновременно трансформацией "естественных" индивидуумов в "моральных" граждан. Обладающих не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими моральными понятиями и чувствами.
Вопрос 7
Политика как социальное явление.
Появление же государства как нового центра социального притяжения качественно изменило и статусы конкурирующих сторон, для которых возможности удовлетворения их нужд и запросов стали зависеть не столько от имеющихся у них способностей или ресурсов, сколько от степени их близости или удаленности от центра публичной власти.
Функции политики:
выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;
рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;
интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты
Структура политики:
1)политическая организация
2)политическое сознание
3) политические отношения.
Вопрос 8
Типы, виды, методы и средства политики
Типы политики:
- По сферам жизни:
· Социальная политика. Направлена на повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ.
· Политика в культурной сфере (в области кино, в области театра, в области СМИ, в области библиотечного дела, в области музейного дела).
- По объектам применения:
· Национальная;
· Молодёжная;
· Женская;
- По субъектам применения:
· Государственная;
· Международная;
· Политика партии;
· Политика президента…
- По методам деятельности:
· Сбалансированная;
· Волюнтаристская (лат.
Формы и принципы правовой политики
Voluntas – воля);
· Открытая (публичная);
· Закрытая (кулуарная).
Методы политики – это способы, приёмы воздействия, которые использует субъект с целью добиться повиновения объекта (чтобы подчинить объект).
Средства – это конкретные факторы влияния субъектов политики на объект (деньги, знания, пропаганда, оружие и т.д.).
Классификация методов:
- По характеру используемых средств:
- Насильственные методы (крайняя форма – политический экстремизм: терроризм, государственный террор);
- Ненасильственные (переговоры, консенсус).
- По характеру политического режима:
· Демократические (согласование различных интересов, учёт мнения граждан);
· Авторитарные (неограниченная власть, отсутствие контроля со стороны граждан, взаимоотношения по принципу «приказ-подчинение»).
· Тоталитарные (всеобъемлющий контроль со стороны государства, по сути – государственный террор).
- По характеру отношения к объекту:
· Принуждение (достижение цели субъектом вопреки согласия объекта). Само принуждении делится на физическое (исключение из партии, арест, смертная казнь) и психическое (политическое манипулирование, популизм).
· Убеждение – использование побудительных приёмов и способов для достижения необходимого поведения объекта. Объекту оставляется право выбора.
Вопрос 9
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Виды макроэкономической политики государства
Выделяют долгосрочную и краткосрочную макроэкономическую политику.
Долгосрочная макроэкономическая политика – это политика экономического роста. Ее цель – обеспечить долговременные условия для наибольшего экономического роста и экономического развития.
Виды долгосрочной макроэкономической политики:
1. Научно-техническая политика
— государство должно обеспечивать условия для научных исследований, финансировать научные проекты.
2. Индустриальная политика
— государство должно поддерживать отрасли, которые составляют будущее национальной экономики.
Краткосрочная макроэкономическая политика — это политика сглаживания экономических циклов (стимулирования или сдерживания экономического спроса).
Ее цели:
1. Поддержка устойчивых темпов экономического роста
2. Обеспечение уровня занятости
3. Обеспечение стабильности цен
4. Внешнеэкономическая стабильность
Цели краткосрочной макроэкономической политики могут, как дополнять, так и противоречить друг другу.
Виды и инструменты краткосрочной макроэкономической политики:
1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
— налоги
— государственные закупки
— трансферты
2. Денежно-кредитная политика
— учетная ставка процента
— норма обязательного резервирования
— операции на открытом рынке
3. Внешнеэкономическая политика
— импортные, экспортные пошлины
— валютный курс
4. Политика доходов
— замораживание заработной платы
-блокирование цен
Содержание и инструменты фискальной политики
Фискальная политика – это политика воздействия на состояние национального рынка посредством манипулирования государственным бюджетом.
Государственный бюджет – денежный фонд, который находится в распоряжении у государства и используется для финансирования тех функций, которые выполняет государство в экономике.
Государственный бюджет выступает в виде баланса государственных доходов и расходов.
1. доходы = расходы (бюджет сбалансирован, нулевое сальдо);
2. доходы < расходы (дефицит государственного бюджета, отрицательное сальдо);
3. доходы > расходы (профицит государственного бюджета, положительное сальдо).
Инструменты фискальной политики
1) налоги;
2) государственные закупки товаров и услуг;
3) трансферты.
Государственные закупки – часть государственных расходов, которые непосредственно включаются в величину совокупного спроса (AD). Государственные закупки автономны, они не зависят от величины национального дохода (как и трансферты), они зависят от государственных программ.
Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 23).
Государственные расходы (как любые автономные расходы) вызывают эффект мультипликатора.
Мультипликатор государственных расходов – числовой коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов.
Если происходит приращение общей суммы государственных расходов, то доход и выпуск продукции будут увеличиваться на сумму, которая в k раз превосходит увеличение государственных расходов:
Y = G * kG,
где Y – равновесный ВВП;
G – изменение государственных расходов;
kG – мультипликатор государственных расходов.
Основой мультипликатора служит предельная склонность к потреблению.
kG = 1 / (1-MPC) = 1 / MPS.
Увеличение государственных расходов – это рост совокупного спроса, следовательно, рост ВНП. Данный рост может сопровождаться дефицитом государственного бюджета.
Если государственные расходы снижаются, то это приведет к снижению ВНП на соответствующую величину.
Трансферты рассматриваются как отрицательные налоги. Их воздействие на экономику аналогично воздействию налогов, но с отрицательным знаком.
Налоги – принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег.
Основные функции налогов:
1) фискальная – сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства;
2) социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними;
3) регулирующая – влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов.
Выделяют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – налоги на доходы от факторов производства и имущества. К ним относятся: личный подоходный налог, налог на прибыль, на имущество, на наследство, налог с владельцев транспортных средств и другие.
Косвенные налоги – налоги на товары, услуги и виды деятельности. К ним относятся: НДС, акцизный налог, таможенные пошлины.
В макроэкономике выделяют также автономные и подоходные налоги.
Автономные налоги не зависят от величины дохода – фиксированная сумма (земельный, дорожный и другие налоги).
Подоходные налоги – налоги, которые зависят от величины дохода.
Налоги классифицируются и по величине налоговых ставок.
Основные виды:
1) с твердой ставкой – определяются в абсолютной величине на единицу обложения;
2) пропорциональные – ставка одинакова для всех облагаемых сумм;
3) прогрессивные – средняя ставка повышается по мере роста облагаемой суммы;
4) регрессивные – средняя ставка уменьшается по мере роста облагаемой суммы.
Функция налогов имеет вид:
Т = Т’ + tУ, где
Т’ — автономные налоги;
t – средняя ставка налога;
У – национальный доход.
При изменении величины налогов будет изменяться и величина ВНП.
Увеличение налогов повлечет за собой:
— снижение располагаемого дохода;
— снижение потребительских расходов;
— снижение совокупных расходов;
— снижение совокупного спроса;
— падение национального производства.
Уменьшение налогов повлечет за собой:
— увеличение располагаемого дохода;
— увеличение потребительских расходов;
— увеличение совокупных расходов;
— увеличение совокупного спроса;
— увеличение национального производства.
Числовой коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода и выпуска продукции от изменения налогов называется налоговым мультипликатором.
Y = Т * kТ,
где Y – равновесный ВВП;
Т – изменение налогов;
kТ – налоговый мультипликатор.
Механизм налоговой мультипликации связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:
Основой является предельная склонность к потреблению.
kТ = – MPC / (1–MPC).
Выделяют стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика направлена на стимулирование AD и рост объемов производства в экономике. Включает: снижение налогов; увеличение государственных закупок; увеличение трансфертов. Политика снижения налогов может привести не только к росту экономического потенциала, но и стать причиной дефицита государственного бюджета.
Сдерживающая фискальная политика направлена на сокращение AD и объемов производства в экономике. Включает: повышение налогов; сокращение государственных закупок; снижение трансфертов. Эти меры в краткосрочной перспективе позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой механизма стагфляции. В результате такой политики может возникнуть профицит бюджета.
Различают также автоматическую (пассивную) и дискреционную (активную) фискальную политику.
1. Автоматическая политика основана на встроенных стабилизаторах – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых, стимулирует или сдерживает экономику. К ним относятся: подоходные налоги (и другие налоги на доходы); косвенные налоги (НДС); пособие по безработице, по бедности. В период спада налоги минимальные, а пособия максимальные, что стимулирует совокупный спрос (AD), и наоборот.
2. Дискреционная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины государственных расходов, трансфертов, налогов с целью стабилизации экономики.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1700;
Типы, виды, методы и средства политики.
Типы политики:
1.По сферам жизни:
А.Социальная
Обеспечение всеобщей доступности соц благ(в области здравоохранения, образования, пенсионная полит, регулирование доходов, демографическая полит).
Б.Экономич
В области промышленности, аграрная политика, финанс полит, бюджет полит, налоговая полит.
В. В культ сфере
В области кино, театра, СМИ, библиотеч дела, в обл музейного дела.
2. По объектам применения:
-национальная;-молодежная;-женская.
3. По субъектам примен:
-государственная, муницип;-региональная;-междунар;-полит партий;-полит презид.
4.
По методам деят-ти:
-сбалансир;-волюнтаристская(воля);-открытая(публич);-закрытая(кулуарная).
Методы политики-способы, приемы воздействия, кот использует субъект с целью добиться повиновения объекта.
Средства- конкретные факторы влияния субъектов полит на объект (деньги,знания,пропаганда).
Классификация методов:
1. По характеру использованных средств:
· насильственный (гос террор)
· ненасильственный (переговоры).
2. По характеру политрежима:
· авторитарный (отсутствие контроля со стороны граждан),
· тоталитарный (полный контроль государства над обществом);
· демократический(согласно мнениям и интересам)
3. По характеру отношений к субъекту:
· принуждение (вопреки согласию объекта):бывает физический – штрафы и психологический –манипулирование(скрытое управление политическим сознанием людей, с целью вынудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам) и популизм (метод полит деятельности, основанный на стремление обратить на себя внимание, снискать уважение в обществе благодаря необычным обещаниям и заявлениям)
· убеждение (побудительные приемы и способы для достижения необходимого поведения объекта, который оставляет право выбора).
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.
Целостность общественного развития достигается при взаимодействии политики с другими сферами жизнедеятельности человека, в которых он удовлетворяет свои потребности
Мораль и политика являются одними из ранних социальных регуляторов общественной жизни , мораль и политика относятся к нормативным регуляторам жизнедеятельности индивидов
Практический опыт показывает, что в политике, как и в любом другой сфере общественной жизни, процесс реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Политика изначально соединяет в себе две различные системы координат в отношениях человека с государственной властью: пользы и нравственности. Конечно, моральность политики — величина относительная. В стабильных демократических режимах мораль является одним из важнейших источников взаимно уважительного диалога правящих групп и общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма.
Выдержать необходимый баланс между политическими и моральными критериями весьма непросто. И чаще всего это удается людям, имеющим непосредственный опыт разностороннего политического участия с крепкими нравственными устоями.
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА.
Экономика выступает важным фактором, определяющим политическую жизнь. По мнению К Маркса, «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Иначе говоря, политика лишается самостоятельности, является лишь отражением производственных отношений. Так, Ф. Энгельс замечал, что «политическая власть является лишь порождением экономической власти». Широко известна ленинская формула о том, что «политика есть концентрированное выражение экономики». Более взвешенным и реалистичным представляется подход сторонников «теории развития», рассматривающих действительную динамику политических изменений посредством анализа всех переменных (экономических, социальных, культурных, идеологических факторов), влияющих на политическую жизнь и на собственно политическое развитие.
Политика, как правило, вмешивается в экономику. Зависит от типа политического режима:
— тоталитарный (полное вмешательство)
— либеральный (экономика свободно развивается)
— неолибиральный (экономика управляема)
Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к идеалам «плановой экономики». И от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет зависеть характер политического воздействия на экономику. Политика и экономика связаны не непосредственно, а — опосредствованно — через социальные отношения.
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Д.б. вместе. Право должно ограничивать политику и действия политиков. Правовое государство — тогда, когда любая деятельность осущ-ся в рамках закона. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации политическою режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 595 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте: