Социалистическая страна

Содержание

Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.

Итоги второй мировой войны для стран Европы. Основные тенденции развития.

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной Европой, прошли через драматические испытания.

В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими и итальянскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии. С этими странами были заключены мирные договоры (Болгария, Венгрия, Румыния).

Освобождение Европы от фашизма открыло путь к утверждению демократического строя и антифашистских преобразований. Разгром Советской Армией немецко-фашистских войск на территории этих стран оказал решающее влияние на внутренние процессы в государствах Восточной Европы. Они оказались в орбите влияния Советского Союза.

Славянские страны в наибольшей степени пострадали от второй мировой войны, так как они были непосредственными ее участниками. Мюнхенское соглашение и разделение Чехословакии окончательно положили конец Версальской системе мира. Ход всей войны определил итоги для стран. Особенно сильно пострадала Польша, в меньшей степени Чехословакия. После войне Чехословакия восстанавливает свои границы, ей была возвращена Судетская область, о Словакии передают Закарпатскую Украину. В целом восстановление границ происходило под контролем СССР.

С разгромом фашизма к власти в восточноевропейских странах пришли коалиционные правительства, в которых были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал-демократы, либералы и т.д.). Первые преобразования носили общедемократический характер, были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной войной экономики. С обострением противоречий между СССР с его союзниками по антигитлеровской коалиции, США и Великобританией, началом «холодной войны» в странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил на сторонников прозападной и просоветской ориентации. В 1947—1948-е гг.

Совет экономической взаимопомощи

в этих странах, в большинстве из которых находились советские войска, все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.

Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.

В странах, получивших название народно-демократических, сохранились остатки многопартийности. Политические партии в Польше, Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, которые признали ведущую роль коммунистов, не были распущены, их представителям выделялась квота в парламентах и правительствах. В остальном, в Восточной Европе воспроизводилась советская модель тоталитарного режима с присущими ему чертами: культом лидера, массовыми репрессиями. По советскому образцу были проведены коллективизация сельского хозяйства (частичным исключением была Польша) и индустриализация.

Формально восточноевропейские страны считались независимыми государствами. В то же время с созданием Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро) в 1947 г. фактическое руководство «братскими странами» начало осуществляться из Москвы. То, что в СССР не потерпят никакой самодеятельности, показала крайне негативная реакция И.В. Сталина на политику руководителей Болгарии и Югославии — Г. Димитрова и И. Тито. Договор о дружбе и взаимопомощи Болгарии с Югославией включил пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила». Лидеры этих государств выступили с идеей создания конфедерации восточноевропейских стран, что позволило бы им самостоятельно выбирать модель развития. Ответом СССР на попытки проявления самостоятельности стал разрыв отношений с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито, который был обвинен в переходе на позиции буржуазного национализма. По всем странам Восточной Европы в 1948—1949 гг. прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к идеям лидера Югославии. В Болгарии, после смерти Г. Димитрова, также утвердилась линия враждебности к Тито.

Завершив процесс утверждения единовластия, который был назван тогда периодом народно-демократических революций, коммунистические партии восточноевропейских стран провозгласили начало строительства социализма. В восточноевропейских странах утверждалась, как правило, однопартийная политическая система. Созданные народные фронты включали иногда политических представителей партий, не имевших политического влияния.

В послевоенный период во всех странах региона основное внимание уделялось проблемам индустриализации, развитию прежде всего тяжелой промышленности, так как, кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны были аграрными. Индустриализация носила ускоренный характер. В ее основе была национализация промышленности, сферы финансов, торговли. Аграрные реформы завершились коллективизацией, но без национализации земли. Система управления всеми отраслями хозяйства концентрировалась в руках государства. Рыночные отношения были сведены к минимуму, восторжествовала административная распределительная система.

Перенапряжение финансов, бюджета сокращало возможности развития социальной сферы и всей непроизводственной сферы – образования, здравоохранения, науки.

3. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира.

Кризис советской модели социализма в Восточной Европе начал развиваться почти сразу со времени ее установления. Смерть И.В. Сталина в 1953 г., породившая надежды на перемены в «социалистическом лагере», вызвала восстание в ГДР.
Разоблачение культа личности Сталина XX съездом КПСС в 1956 г. привело к смене в свое время выдвинутых и поддерживаемых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран. Ликвидация Информбюро и восстановление отношений между СССР и Югославией, признание конфликта недоразумением породили надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над внутренней политикой восточноевропейских стран. В этих условиях новые лидеры, теоретики коммунистических партий, в том числе и правящих (М. Джилас в Югославии, Л. Колаковский в Польше, Э. Блох в ГДР, И. Надь в Венгрии), предприняли попытки осмыслить новые явления и тенденции в социально-экономической жизни развитых стран, интересы рабочего движения. Эти попытки вызвали резкое осуждение со стороны КПСС, выступавшей в роли главного защитника неприкосновенности сложившихся в Восточной Европе порядков.

В 1989 году во многих странах социалистического лагеря свершились революции, приведшие к изменению общественного строя и политической системы, к ликвидации Варшавского договора, СЭВа и вообще «социалистического лагеря». Динамика событий такова.

6 февраля. В рамках «круглого стола» в Польше начались переговоры между представителями правительства, официальным объединением профсоюзов, профсоюзом «Солидарность» и другими общественными группами.

4 июня. Парламентские выборы в Польше, к которым допущены оппозиционные партии. Выборы в нижнюю палату проводились в соответствии с договоренностями «круглого стола», правящие партии получили 299 мест из 460. В Сенате, выборы в который проводились свободно, 99 мест из 100 получила оппозиция и 1 место — независимый кандидат.

24 августа. Правительство Польши возглавил представитель оппозиции Тадеуш Мазовецкий.

9 сентября. Правительство Венгрии открыло границу с Австрией.

18 сентября. В ходе переговоров в рамках «круглого стола» между Венгерской социалистической рабочей партией и оппозицией принято решение о введении в Венгрии многопартийной системы.

18 октября. Глава ГДР и Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Э.Хонеккер подал в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ, председателем Народной палаты ГДР и председателем Национального совета обороны страны стал Эгон Кренц.

18 октября. Парламент Венгрии принял около 100 конституционных поправок, регулирующих переход к парламентской демократии.

23 октября. В Будапеште вместо Венгерской Народной Республики провозглашена Венгерская Республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство.

9 ноября. Совет министров ГДР принял решение об открытии границы с ФРГ и Западным Берлином.

10 ноября. Глава Народной Республики Болгария и Болгарской компартии Тодор Живков подал в отставку с поста генерального секретаря и члена политбюро. Новым генеральным секретарем БКП избран Петр Младенов.

17 ноября. Парламент Болгарии избрал Младенова главой Госсовета страны.

24 ноября. Под давлением оппозиции и массовых демонстраций в отставку ушло руководство Коммунистической партии Чехословакии. Новым генеральным секретарем партии избран Карел Урбанек.

28 ноября. В Чехословакии по итогам встречи делегации правительства и правящего Народного Фронта с представителями оппозиционного «Гражданского форума» принято решение о создании нового правительства, отмене закрепленного в конституции положения о руководящей роли коммунистической партии.

10 декабря. Уход в отставку президента Чехословакии Г. Гусака. Сформировано новое правительство с некоммунистическим большинством. 29 декабря Президентом Чехословакии избран Вацлав Гавел.

15 декабря. Начало массовых выступлений протеста в румынском городе Тимишоара.

22 декабря. В Румынии свергнут глава государства и Румынской компартии Н. Чаушеску. Расстрелян вместе с супругой 25 декабря. Президентом Румынии стал лидер Фронта национального спасения И. Илиеску.

«Бархатные» революции — это особый класс революций, руководящую роль в которых играют группы элиты, конкурирующие с той частью элиты, которая примыкает к власти.

«Бархатные» революции во всех восточноевропейских странах прошли практически одновременно, несмотря на разный уровень развития стран, разный уровень общественных противоречий и, самое главное, разную силу их лидеров. Они были проведены по сходному сценарию в тот год, когда в ходе активных переговоров Горбачева и США была в принципе решена судьба СССР. Поскольку страны Восточной Европы экономически и политически были взаимосвязаны и составляли единый блок с СССР, то отказ СССР от роли геополитического лидера автоматически означал для этих стран переход под эгиду другого геополитического центра. Страны Восточной Европы были «сданы» советским руководством..

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 474;

После контрреволюции в СССР и странах Варшавского Договора реакционеры во всем мире считали, что через короткое время Северная Корея и Куба, а за ними Вьетнам, Лаос и Китай тоже падут под напором их подрывной деятельности. Они явно недооценили силу социалистических идей и переоценили свои способности и возможности.

На сегодняшний день в пяти странах, которые установили власть рабочего класса и строят социалистическое общество, проживает почти 1,5 миллиарда человек, то есть четверть всего населения Земли. Из-за контрреволюции в России 90-е годы были для них чрезвычайно трудными. Однако все они выстояли, отразили натиск империализма и продолжили свое социально-экономическое развитие. Очевидно, в памяти народов этих стран слишком свежи воспоминания о кровавых преступлениях американских агрессоров, чтобы поддаваться фальшивым заклинаниям о прелестях буржуазной демократии и свободного рынка. Трагическая судьба Югославии, Афганистана и Ирака только укрепила их решимость до конца отстаивать свою свободу и независимость. Роль авангарда, которая ранее принадлежала Советскому Союзу, взяла на себя Китайская Народная Республика.

Китайская Народная Республика

Историю развития современного Китая можно разделить на 2 периода: на маоцзедуновский (1949-1978) и денсяопиновский (1979 — по настоящее время).

Опираясь в строительстве социализма на помощь СССР, КНР успешно выполнила первый пятилетний план (1953-1957гг.). Производство зерна возросло со 105 до 185 миллионов тонн, а темпы экономического роста составляли 12% ежегодно. Доля промышленной продукции в ВВП поднялась с 17% до 40%. Восьмой съезд КПК в 1956 г. в своей резолюции записал, что в Китае "в основном одержала победу социалистическая революция". Вторая пятилетка должна была развить достигнутые успехи. Однако попытка совершить "большой скачок" привела к тому, что за 3 года спад производства составил 48,6%.

Здоровые силы в руководстве КПК (которые у нас почему-то до сих пор называют правыми) добились осуждения "левых перегибов" и согласия на проведение курса Лю Шаоцы и Дэн Сяопина: "сначала создавать, а потом разрушать". Мао Цзэдун был вынужден после критики уйти во вторую линию руководства, заняться теорией. На разумные меры в духе ленинской новой экономической политики, стимулирующие заинтересованность каждого в результатах своего труда, экономика вновь ответила бурным ростом. За четыре года промышленное производство выросло на 61,3%, а сельскохозяйственное — на 42,3%.

К сожалению, с 1966 г., в период так называемой "культурной революции", страна снова на 12 лет погрузилась в экономический хаос, переживала острые социальные потрясения. Выходу из кризиса способствовал Дэн Сяопин, который глубоко изучил труды классиков марксизма-ленинизма и выработал китайский путь построения социализма. Его суть: развитие в соответствии с ленинской концепцией НЭПа сталинского централизованного планирования и управления. Так как КНР, в отличие от СССР, могла не опасаться внешней агрессии, то переходный период был объявлен длиной в 50 лет. Третий Пленум ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978г.) провозгласил курс на социалистическую экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, развитии науки и техники.

И вновь еще только становящаяся социалистическая система показала свое неоспоримое преимущество. Китайское "экономическое чудо" значительно превзошло аналогичные "чудеса" в послевоенных Германии и Японии и вплотную подошло к советскому в сталинскую эпоху. Чтобы ограничить череду цифр, характеризующих успехи Китайской Народной Республики на этапе социалистического строительства, приведем только некоторые из них, самые обобщенные.

1. Большой скачок (теперь без кавычек) в развитии сельского хозяйства позволил накормить 1 миллиард человек.

2. Объем промышленного производства удваивался каждые 10 лет.

3. В 2005 г. ВВП Китая составил 6,5 триллиона долларов и уступает только США.

4. Среднегодовой доход на душу населения в КНР — 1740 долларов США (данные Всемирного банка). Средняя продолжительность жизни мужчин — 70 лет, а женщин — 73 года.

5. По итогам 2005 г. Китай снова обогнал США во взаимной торговле на 200 миллиардов долларов. И это несмотря на то, что приспешники "свободной торговли" из Вашингтона уже не раз вводили ограничения на китайские товары. Структура внешней торговли КНР — как у развитой экономически страны: до 80 % экспорта составляют текстиль, обувь, игрушки, станки, машины, приборы и электроника.

6. Золотовалютные резервы Китая превзошли японские и стали самыми большими в мире — 900 миллиардов долларов.

Чтобы не сложилось впечатление, что в находящемся в переходном от капитализма к социализму Китае кругом тишь, гладь и божья благодать, назовем те главные проблемы, на решение которых нацелил одиннадцатый пятилетний план новый лидер страны Ху Цзиньтао. Стратегическая цель этой пятилетки — "построение гармоничного общества", смягчение ставшего уже опасным социального неравенства. Для этого значительные средства направлены на улучшение здравоохранения и образования в сельской местности (в 2006 г. — 48 миллиардов долларов) при увеличении военного бюджета (в 2006 г. — рост на 14%, до 35,5 миллиарда долларов). Ху Цзиньтао в 2004 году при вступлении в должность своим приоритетом объявил войну с коррупцией и заявил, что на карту поставлено будущее социализма. Он отверг политические реформы западного типа. Опасаясь того, что эпидемия "тюльпановых контрреволюций" может быть перенесена в Китай, правительство начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния внутри страны.

Опыт социалистического развития Китая привлекает внимание многих в современном мире и, прежде всего, его ближайших соседей.

Социалистическая Республика Вьетнам

Охлаждение отношений Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) и СССР наступило еще во времена горбачевской перестройки. Свертывание Москвой взаимовыгодного сотрудничества было расценено как присоединение к американским экономическим санкциям в отношении Вьетнама. КПВ осудила отход КПСС от фундаментальных принципов социализма и отказалась от копирования советского опыта, сделав шаг в сторону учета китайского, в частности, в сфере сельскохозяйственного производства. Возврат к разумным стимулам высокопроизводительного труда с сохранением государственного контроля над крупными предприятиями и инфраструктурой быстро дал положительный результат. Уже через пять лет Вьетнам не только отказался от закупки риса за рубежом, но и продал два миллиона тонн своих излишков.

Сегодня Вьетнам — одна из наиболее динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии. Некоторые эксперты в недалеком будущем пророчат ему роль очередного азиатского "тигра". Впечатляющие успехи СРВ нашли прямое отражение в отношениях с США. Шаг за шагом американцы были вынуждены восстановить в полном объеме нормальные отношения:

1994г. — с Вьетнама были сняты экономические санкции;

1996 г. — открыто посольство США в Ханое;

2000 г. — подписано торговое соглашение.

Осенью того же 2000 года в СРВ прибыл с визитом бывший президент США Б.Клинтон — впервые после постыдного бегства из Южного Вьетнама американских агрессоров 30 апреля 1975 года.

Согласно декларации о стратегическом партнерстве, подписанной РФ и СРВ, Россия начала поставки современных вооружений и запасных частей к старой советской технике. Однако основные разделы этого документа касаются экономики. Хотя практически все известные нефтяные компании мира присутствуют во Вьетнаме, вкладывают средства в добычу нефти и газа на шельфе, считается, что самое эффективное сотрудничество в этой сфере — с Россией, в рамках совместного (50:50) предприятия "Вьетсовпетро". Оно добывает 80% вьетнамской нефти (свыше ста миллионов тонн в год) и ежегодно российский бюджет получает от СП более 0,5 миллиарда долларов. Достигнута договоренность о модернизации и расширении деятельности этого предприятия. Второй крупнейший проект — договор о совместном создании первого во Вьетнаме нефтеперерабатывающего завода с уставным капиталом 800 миллионов долларов и мощностью 6,5 миллионов тонн в год. Таким образом, будет создан замкнутый национальный цикл от разведки нефти до ее полной переработки.

Корейская Народно-Демократическая Республика

Тернистый путь к социализму выпал на долю корейского народа. Под руководством Трудовой партии Кореи он прошел его наиболее успешно и уверенно. С начала ХХ века Япония оккупировала страну и на 40 лет установила жестокий режим ограбления и насилия. 12 лет шла возглавлявшаяся коммунистами партизанская война, завершившаяся в 1945 году полной победой и освобождением Кореи от японских колонизаторов. Однако новые, американские оккупанты захватили юг страны, сорвали соглашение об объединении и раскололи ее. В 1950 году, когда в КНДР стала налаживаться нормальная жизнь, США развязали новую войну. За 3 года огненный вал дважды прокатился по территории Северной Кореи — вначале с юга на север, потом обратно, и фронт замер на 38 параллели. Тысячи лучших сынов и дочерей корейского народа полегли на полях сражений, миллионы мирных жителей погибли от рук американских карателей. КНДР лежала в руинах. Стремясь затормозить ее восстановление, Вашингтон сохранил состояние войны и постоянно организовывал вооруженные инциденты, ввел экономические, политические и дипломатические санкции.

И снова проявились преимущества социализма, умноженные на силу духа корейского народа. В кратчайшие сроки было восстановлено разрушенное войной народное хозяйство. К 1958 году были завершены социалистические преобразования в городе и деревне. КНДР превратилась в современное государство с развитыми промышленностью и сельским хозяйством, высоким уровнем культуры. Дальнейшее развитие привело к тому, что были полностью решены социальные проблемы занятости, продовольственная и жилищная. Бесплатные здравоохранение и образование доступны всем. Практически нет преступности и наркомании, бездомных стариков и беспризорных детей, нет нищих и нет сверхбогатых.

Таким образом, КНДР является страной победившего социализма, что вызывает лютую ненависть американских империалистов, стремление любыми средствами расправиться с непокорным народом.

Необходимость противостоять агрессору, оснащенному ракетно-ядерным оружием, вероломное предательство Кремля в начале 90-х годов заставили КНДР своими силами создать ракетное оружие. Запустив свой искусственный спутник Земли, она вошла в клуб космических держав. А в прошлом году успешное испытание ядерного устройства приблизило Северную Корею к созданию оружия сдерживания, непреодолимого для агрессора. Только свободный народ, уверенный в правоте своего дела, способен свершить такое.

Социалистическая Куба

Если бы было принято награждать Звездами целые страны, то Республика Куба была бы сегодня Дважды Героем. Первый раз — за стремительный разгром американских наймитов в бухте Кочинос. Второй — за мужество и стойкость в "особый период" в начале 90-х годов, когда казалось, что разрыв экономических связей со стороны бывших СССР и стран социалистического содружества (80% товарооборота Кубы) поставит на колени Остров Свободы перед Империей Зла. Трудности возникли большие: спад производства, безработица, нехватка продуктов питания. Кубинским коммунистам пришлось воспользоваться китайским опытом и пойти на компромиссы, отступить в области туризма, внешней торговли и финансов. Но они не поступились главным — завоеваниями социализма. И когда жалкая кучка отщепенцев, так называемых диссидентов, получив деньги от США, развернула свою предательскую деятельность, начала подготовку "оранжевой контрреволюции", их арестовали, судили открытым судом по кубинским законам и расстреляли.

Значительную помощь в преодолении кризиса оказал Кубе Китай, куда была переориентирована часть товарных потоков традиционного кубинского экспорта, а также некоторые латиноамериканские страны. Уже с 1995 года возобновился экономический рост (в среднем на 4% ежегодно) и к 2000 году более чем на 10% был превзойден докризисный уровень ВВП 1989 года. В 2 раза (до 4%) снизилась безработица, возросли общественные фонды потребления, на 10% увеличилась выдача продовольствия населению. Инфляцию удалось сдержать на уровне 0,5%.

Есть три области жизни общества, достижениями в которых гордится социалистическая Куба и которые находятся на уровне высокоразвитых стран.

1. Образование — бесплатное всеобщее среднее. Из семи работающих человек один имеет диплом о высшем образовании. На образование тратится 7,3% ВВП.

2. Здравоохранение — бесплатное, на высоком уровне. Основные показатели: детская смертность -7,2 на каждую 1000 родившихся; средняя продолжительность жизни — 75,5 лет; высокоразвитая медицинская наука, производство таких лекарств и вакцин, которых нет нигде в мире. На здравоохранение расходуется 6,3% ВВП.

3. Куба — мировая спортивная держава, которая уверенно входит в первую десятку на Олимпийских Играх в общекомандном зачете.

Нет, напрасно потирали руки ненавистники социализма в Вашингтоне, усиливая блокаду Острова Свободы. Народ Кубы выстоял и снова пошел вперед, увлекая своим примером страны Латинской Америки.

Президент Венесуэлы Уго Чавес, считающий себя другом и последователем Ф. Кастро, уже осуществил ряд шагов в экономической и политической областях, дающих ему основание ставить перед народом задачу построения "социализма XXI века". Для ее реализации намечено создание правящей Объединенной социалистической партии Венесуэлы и готовится изменение Конституции. Конечно, Вашингтон без боя не сдаст свою латиноамериканскую вотчину, но следует иметь в виду, что возможности у него теперь весьма ограничены. Треть вооруженных сил увязла в войне в Ираке и Афганистане, к тому же Иран и КНДР бросают вызов военному диктату. С экономическими санкциями тоже приходится быть поосторожнее, так как новые центры силы охотно пробивают бреши в американской блокаде. Так, 2 года назад китайский премьер взял с собой чековую книжку на сотни миллиардов долларов и поехал по ряду стран Латинской Америки. Предложив более справедливые условия торговли, он перекупил ресурсы, которые ранее шли в США.

Как сокращенно называлась экономическая организация стран (см.)?

Вот и попробуй прекратить закупки венесуэльской нефти, дающей Уго Чавесу экономическую базу для строительства социализма. Мировые цены взлетят, американская экономика просядет, а Китай получит нефть Венесуэлы по умеренным ценам и сделает новый рывок в своем развитии. Россия все более широко продает современное оружие странам этого региона. Выгодно, рынок. Вот и нервничают господа в Вашингтоне.

Социализм спасет мир!

В заключение обратимся к авторитетному прогнозу на XXI век, который сделал Всемирный форум ученых, собранный ООН в конце прошлого века в Рио-де-Жанейро. Его участники пришли к выводу, что две глобальные проблемы грозят катастрофой человеческой цивилизации:

— ресурсная — быстрое истощение разведанных природных ресурсов;

— экологическая — загрязнение окружающей среды достигло такого уровня, когда биосфера Земли не успевает очищаться от отходов.

Форум осудил капиталистическую систему как не способную справиться с решением этих проблем, так как погоня за максимальной прибылью требует затрат огромных ресурсов и дает много отходов и, кроме того, насаждает бездуховность, нравственную и физическую деградацию человека.

Выход из этой опасной перспективы форум в своей резолюции определил однозначно — социализация всех сторон жизни человеческого общества. Очевидно, это означает:

1. Наука и техника должны организовать кругооборот веществ и материалов в искусственной среде обитания, созданной человеком;

2. Ограничить материальное потребление научно обоснованными нормами;

3. Раскрыть человеческое начало в человеке — безграничное потребление духовных ценностей, которые от этого не изнашиваются, и активное участие самого человека в творческом процессе, в создании новых духовных ценностей.

А это и есть социализм.

Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.

Итоги второй мировой войны для стран Европы. Основные тенденции развития.

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной Европой, прошли через драматические испытания.

В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими и итальянскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии. С этими странами были заключены мирные договоры (Болгария, Венгрия, Румыния).

Освобождение Европы от фашизма открыло путь к утверждению демократического строя и антифашистских преобразований. Разгром Советской Армией немецко-фашистских войск на территории этих стран оказал решающее влияние на внутренние процессы в государствах Восточной Европы. Они оказались в орбите влияния Советского Союза.

Славянские страны в наибольшей степени пострадали от второй мировой войны, так как они были непосредственными ее участниками. Мюнхенское соглашение и разделение Чехословакии окончательно положили конец Версальской системе мира. Ход всей войны определил итоги для стран. Особенно сильно пострадала Польша, в меньшей степени Чехословакия. После войне Чехословакия восстанавливает свои границы, ей была возвращена Судетская область, о Словакии передают Закарпатскую Украину. В целом восстановление границ происходило под контролем СССР.

С разгромом фашизма к власти в восточноевропейских странах пришли коалиционные правительства, в которых были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал-демократы, либералы и т.д.). Первые преобразования носили общедемократический характер, были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной войной экономики. С обострением противоречий между СССР с его союзниками по антигитлеровской коалиции, США и Великобританией, началом «холодной войны» в странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил на сторонников прозападной и просоветской ориентации. В 1947—1948-е гг. в этих странах, в большинстве из которых находились советские войска, все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.

Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.

В странах, получивших название народно-демократических, сохранились остатки многопартийности. Политические партии в Польше, Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, которые признали ведущую роль коммунистов, не были распущены, их представителям выделялась квота в парламентах и правительствах. В остальном, в Восточной Европе воспроизводилась советская модель тоталитарного режима с присущими ему чертами: культом лидера, массовыми репрессиями. По советскому образцу были проведены коллективизация сельского хозяйства (частичным исключением была Польша) и индустриализация.

Формально восточноевропейские страны считались независимыми государствами. В то же время с созданием Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро) в 1947 г. фактическое руководство «братскими странами» начало осуществляться из Москвы. То, что в СССР не потерпят никакой самодеятельности, показала крайне негативная реакция И.В. Сталина на политику руководителей Болгарии и Югославии — Г. Димитрова и И. Тито. Договор о дружбе и взаимопомощи Болгарии с Югославией включил пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила». Лидеры этих государств выступили с идеей создания конфедерации восточноевропейских стран, что позволило бы им самостоятельно выбирать модель развития. Ответом СССР на попытки проявления самостоятельности стал разрыв отношений с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито, который был обвинен в переходе на позиции буржуазного национализма. По всем странам Восточной Европы в 1948—1949 гг.

Таблица названий и кодов стран мира

прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к идеям лидера Югославии. В Болгарии, после смерти Г. Димитрова, также утвердилась линия враждебности к Тито.

Завершив процесс утверждения единовластия, который был назван тогда периодом народно-демократических революций, коммунистические партии восточноевропейских стран провозгласили начало строительства социализма. В восточноевропейских странах утверждалась, как правило, однопартийная политическая система. Созданные народные фронты включали иногда политических представителей партий, не имевших политического влияния.

В послевоенный период во всех странах региона основное внимание уделялось проблемам индустриализации, развитию прежде всего тяжелой промышленности, так как, кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны были аграрными. Индустриализация носила ускоренный характер. В ее основе была национализация промышленности, сферы финансов, торговли. Аграрные реформы завершились коллективизацией, но без национализации земли. Система управления всеми отраслями хозяйства концентрировалась в руках государства. Рыночные отношения были сведены к минимуму, восторжествовала административная распределительная система.

Перенапряжение финансов, бюджета сокращало возможности развития социальной сферы и всей непроизводственной сферы – образования, здравоохранения, науки.

3. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира.

Кризис советской модели социализма в Восточной Европе начал развиваться почти сразу со времени ее установления. Смерть И.В. Сталина в 1953 г., породившая надежды на перемены в «социалистическом лагере», вызвала восстание в ГДР.
Разоблачение культа личности Сталина XX съездом КПСС в 1956 г. привело к смене в свое время выдвинутых и поддерживаемых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран. Ликвидация Информбюро и восстановление отношений между СССР и Югославией, признание конфликта недоразумением породили надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над внутренней политикой восточноевропейских стран. В этих условиях новые лидеры, теоретики коммунистических партий, в том числе и правящих (М. Джилас в Югославии, Л. Колаковский в Польше, Э. Блох в ГДР, И. Надь в Венгрии), предприняли попытки осмыслить новые явления и тенденции в социально-экономической жизни развитых стран, интересы рабочего движения. Эти попытки вызвали резкое осуждение со стороны КПСС, выступавшей в роли главного защитника неприкосновенности сложившихся в Восточной Европе порядков.

В 1989 году во многих странах социалистического лагеря свершились революции, приведшие к изменению общественного строя и политической системы, к ликвидации Варшавского договора, СЭВа и вообще «социалистического лагеря». Динамика событий такова.

6 февраля. В рамках «круглого стола» в Польше начались переговоры между представителями правительства, официальным объединением профсоюзов, профсоюзом «Солидарность» и другими общественными группами.

4 июня. Парламентские выборы в Польше, к которым допущены оппозиционные партии. Выборы в нижнюю палату проводились в соответствии с договоренностями «круглого стола», правящие партии получили 299 мест из 460. В Сенате, выборы в который проводились свободно, 99 мест из 100 получила оппозиция и 1 место — независимый кандидат.

24 августа. Правительство Польши возглавил представитель оппозиции Тадеуш Мазовецкий.

9 сентября. Правительство Венгрии открыло границу с Австрией.

18 сентября. В ходе переговоров в рамках «круглого стола» между Венгерской социалистической рабочей партией и оппозицией принято решение о введении в Венгрии многопартийной системы.

18 октября.

Глава ГДР и Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Э.Хонеккер подал в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ, председателем Народной палаты ГДР и председателем Национального совета обороны страны стал Эгон Кренц.

18 октября. Парламент Венгрии принял около 100 конституционных поправок, регулирующих переход к парламентской демократии.

23 октября. В Будапеште вместо Венгерской Народной Республики провозглашена Венгерская Республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство.

9 ноября. Совет министров ГДР принял решение об открытии границы с ФРГ и Западным Берлином.

10 ноября. Глава Народной Республики Болгария и Болгарской компартии Тодор Живков подал в отставку с поста генерального секретаря и члена политбюро. Новым генеральным секретарем БКП избран Петр Младенов.

17 ноября. Парламент Болгарии избрал Младенова главой Госсовета страны.

24 ноября. Под давлением оппозиции и массовых демонстраций в отставку ушло руководство Коммунистической партии Чехословакии. Новым генеральным секретарем партии избран Карел Урбанек.

28 ноября. В Чехословакии по итогам встречи делегации правительства и правящего Народного Фронта с представителями оппозиционного «Гражданского форума» принято решение о создании нового правительства, отмене закрепленного в конституции положения о руководящей роли коммунистической партии.

10 декабря. Уход в отставку президента Чехословакии Г. Гусака. Сформировано новое правительство с некоммунистическим большинством. 29 декабря Президентом Чехословакии избран Вацлав Гавел.

15 декабря. Начало массовых выступлений протеста в румынском городе Тимишоара.

22 декабря. В Румынии свергнут глава государства и Румынской компартии Н. Чаушеску. Расстрелян вместе с супругой 25 декабря. Президентом Румынии стал лидер Фронта национального спасения И. Илиеску.

«Бархатные» революции — это особый класс революций, руководящую роль в которых играют группы элиты, конкурирующие с той частью элиты, которая примыкает к власти.

«Бархатные» революции во всех восточноевропейских странах прошли практически одновременно, несмотря на разный уровень развития стран, разный уровень общественных противоречий и, самое главное, разную силу их лидеров. Они были проведены по сходному сценарию в тот год, когда в ходе активных переговоров Горбачева и США была в принципе решена судьба СССР. Поскольку страны Восточной Европы экономически и политически были взаимосвязаны и составляли единый блок с СССР, то отказ СССР от роли геополитического лидера автоматически означал для этих стран переход под эгиду другого геополитического центра. Страны Восточной Европы были «сданы» советским руководством..

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 474;

Мировая система социализма или Мировая социалистическая система— социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных государств, идущих по пути социализма и коммунизма, объединённых общностью интересов и целей, узами международной социалистической солидарности.

Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.

Страны мировой социалистической системы имеют однотипную экономическую основу— общественную собственность на средства производства; однотипный государственный строй— власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом— коммунистическими и рабочими партиями; единую идеологию— марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революционных завоеваний, в обеспечении безопасности от посягательств империализма, в борьбе за мир во всём мире и оказании помощи народам, борющимся за национальную независимость; единую цель— коммунизм, строительство которого осуществляется на основе сотрудничества и взаимной помощи.

Возникновение и подъём мировой системы социализма

Образование мировой социалистической системы в середине XX века явилось закономерным результатом развития мировых экономических и политических сил в период общего кризиса капитализма, распада мировой капиталистической системы и становления коммунизма как единой всеохватывающей общественно-экономической формации. Возникновение и развитие мировой системы социализма составило важнейший объективный итог международного революционного рабочего и коммунистического движения, борьбы рабочего класса за своё социальное освобождение. Оно является непосредственным продолжением дела Великой Октябрьской социалистической революции, положившей начало эпохе перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Успехи СССР в строительстве социализма, его победа в Великой Отечественной войне 1941—1945гг. над фашистской Германией и милитаристской Японией, освобождение Советской Армией народов Европы и Азии от фашистских оккупантов и японских милитаристов ускорили созревание условий для перехода на путь социализма новых стран и народов.

В результате мощного подъёма освободительной борьбы народов в ряде стран Центральной и Восточной Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии), а также борьбы корейского и вьетнамского народов в 1944—1949гг. победили народно-демократические и социалистические революции. С этого времени социализм вышел за пределы одной страны и начался всемирно-исторический процесс его превращения в мировую экономическую и политическую систему. В 1949 году на путь социализма вступила ГДР, победила революция в Китае. На рубеже 50—60-х гг. XX века в мировую систему социализма вошла первая социалистическая страна Западного полушария— Куба.

Страны мировой социалистической системы начали процесс создания нового общества с разных уровней экономического и политического развития. При этом у каждой из них были свои история, традиции, национальная специфика.

В мировой социалистической системе состояли страны, имевшие ещё до 2-й мировой войны 1939—1945 многочисленный, закалённый в классовых битвах пролетариат, в других же рабочий класс к моменту свершения революции был малочислен. Всё это породило определённые особенности в формах строительства социализма. При наличии мировой социалистической системы к социалистическому строительству могут приступать и успешно осуществлять его даже те страны, которые не прошли капиталистической стадии развития, например МНР.

С победой социалистических революций во второй половине XX века в ряде стран Европы и Азии постепенно стал формироваться новый, социалистический тип международных отношений, которые основывались на принципе социалистического интернационализма. Этот принцип произошёл из природы социалистического способа производства и международных задач рабочего класса и всех трудящихся.

В этот период (60-80-е гг. XX века) в состав мировой системы социализма входили следующие 25 социалистических стран:

Помимо указанных стран к мировой социалистической системе также относились развивающиеся страны социалистической ориентации, такие как Египед, Никарагуа.

Текущее состояние мировой системы социализма

Буржуазные контрреволюции конца XX века, вызванные рядом объективных причин, привели к реставрации капитализма в Восточной Европе и СССР и к фактическому распаду мировой социалистической системы как единого содружества. В оставшемся без дружественной поддержки ряде азиатских социалистических стран со значительной частью мелкобуржуазной массы (крестьянства) в 90-е годы также взяли вверх негативные процессы, которые привели к свёртыванию социалистических преобразований. В числе таких стран оказались Китай, Монголия, Лаос и Вьетнам. В ряде этих стран (Китай, Вьетнам) у власти остались коммунистические партии, которые, сохранив своё название, переродились из рабочих в буржуазные (наиболее показательный пример— Коммунистическая партия Китая, в которую в 90-е годы начали свободно вступать представители крупной буржуазии, олигархи).

В результате к началу XXI столетия в мире осталось всего два подлинно социалистических (с экономической и политической точек зрения) государства: в Восточном полушарии— Корейская Народно-Демократическая Республика; в Западном— Республика Куба.

Империалисты всех стран прикладывают немало усилий, чтобы сломить их сопротивлениие для чего на них регулярно накладываются экономические санкции. Путём экономической блокады «мировое сообщество» во главе с США надеются спровоцировать в этих странах народное недовольство, чтобы свергнуть народно-демократические правительства и реставрировать в них власть помещиков и капиталистов.

Однако, трудящиеся социалистической Кубы и Кореи ясно представляют себе, с каким хитрым и опасным противником они имеют дело, и на все попытки империалистов сломить их независимость и стремление к свободе, отвечают ещё большим сплочением своих рядов вокруг Коммунистической партии Кубы и Трудовой партии Кореи, ещё большим повышением бдительности, сознательности и дисциплины.

По всему миру создаются общества поддержки борьбы Кубинского и Корейского народа за свою свободу, за социализм. Народы этих стран ощущают на себе поддержку со стороны международного коммунистического и рабочего движения.

В начале XXI века в мире наметились тенденциии к восстановлению мировой социалистической системы. В ряды борцов за социализм встают всё новые и новые страны. В Латинской Америке Венесуэла и Боливия выбрали социалистический путь развития. В 2006-2008 гг. победила маоистская революция в Непале, в результате чего была свергнута монархия, а коммунисты получили большинство в Учредительном собрании. Жесточайшая классовая борьба внутри этих стран и капиталистическое окружение приводит эти страны к мысли о необходимости сотрудничества для защиты революции и своего социалистического курса. Тёплые дружественные отношения установились между Кубой, Венесуэлой и Боливией, Венесуэлой и Белоруссией. Появляются перспиктивы создания единого антиимпериалистического лагеря.

Также черты социализма имеют место в Алжире, Бразилии, Иране, Эквадоре, Никарагуа, Сирии, Уругвае.

глав. / Eastern Bloc

Страны Второго мира, социалистические страны, Восточный блок, СССР и союзники. Eastern Bloc

Под странами Второго мира подразумевают так называемый на западе Восточный блок, который объединял страны на идеологической и экономической основе, а также и на основании Варшавского договора — ОВД, который создан был как противовес НАТО в 1955 году, поводом для заключения договора было присоединение ФРГ к НАТО. С точки зрения СССР Варшавский договор смог обеспечить стабильность Европе после ратификации западом Парижских соглашений 1954 года, за которыми следовало создание в ФРГ армии и включения ее в НАТО.

В Варшавском договоре участвовали такие страны как СССР, Чехословакия (сегодня Чехия и Словакия), Румыния, Польша, Венгрия, Болгария, Албания, ГДР. После распада СССР и объединения Германии Варшавский договор был аннулирован 1 июля 1991 года. После 1991 года половина стран участниц Варшавского договора вступили в НАТО это касается всей Восточной Европы: Румынии, Болгарии, Польши, Восточной Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Албании, Эстонии, Латвии и Литвы. Тем не менее сегодня хотят вступить в НАТО: Молдавия, Грузия и Украина, но их туда не пускают. Пока что остаются за пределами НАТО: Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Россия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизия. Сегодня роль НАТО в мире снижается так, как по существу ему не с кем бороться.

Теория трёх миров

Традиционно мир делится на страны Первого, Второго и Третьего мира. Первый мир — это развитые страны Запада, Западная Европа, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и Южная Корея. Страны Третьего мира так называемые не присоединившиеся и развивающиеся страны, это Азия, Южная Америка и Африка. Также в страны Третьего мира входят и страны из Европы, это Швеция, Финляндия, Швейцария, Ирландия, Исландия.

Китайским коммунистическим лидером Мао Цзэдуном разработана своя теория трех миров, которая отличалась от западной, тем что с китайкой точки зрения к Первому миру принадлежат все сверх державы, не смотря на их политический курс.

Экономическое сотрудничество социалистических стран

Социалистические и коммунистические страны мира

Практически все страны социализма отказались от выбранного курса в 1980-е-1990-е годы.

Социалистические страны Европы

Итак, социалистического курса в Европе придерживались: Албания 1946—1992 годы, Болгария 1946—1990, Венгрия 1949—1989, ГДР 1949—1990, Польша 1945—1989, Румыния 1960—1989, СССР 1922—1991, Чехословакия 1960—1990, Югославия 1945—1992.

Социалистические страны Евразии

В Евразии: Вьетнам с 1945 до сегодняшнего дня, Китай с 1949 до сегодняшнего дня, Корейская Народно-Демократическая Республика или Северная Корея с 1949 по сегодняшний день, Лаос с 1976 по сегодняшний день, Монголия 1924—1992, Кампучия 1979—1993, Афганистан 1978—1992, Йемен 1967—1990 и Шри-Ланка 1972.

Социалистические страны Америки

В Америка: Гренада 1979—1983, Куба с 1959 по сегодняшний день.

В Африка: Ангола 1975—1992, Бенин 1975—1990, Народная Республика Конго 1970—1991, Эфиопия 1987—1991, Мозамбик 1975—1990, Сомали 1969—1991.

Действующие социалистические страны в 21 веке

Страны, которые по сегодняшний день не отказались от социалистического пути все равно уже разрешили в той или иной степени рыночные отношения и право на собственность средств производства, это Китай, Лаос, Северная Корея, Вьетнам и Куба.

Многие станы Третьего мира в 1960-80 годы перешли на сторону коммунизма и заявили, что они теперь социалистические государства с марксистко-ленинскими правящими партиями. В их число входит: Кабо-Верде, Ливия, Мадагаскар, Мали, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, Сирия, Танзания, Зимбабве, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гренада, Алжир, Бангладеш, Бенин, Бирма (Мьянма), Буркина-Фасо, Гайана, Эфиопия, Йемен, Кампучия, Народная Республика Конго, Мозамбик, Никарагуа, Ангола.

В некоторых странах имеются ссылки на социализм в конституции: Индия, Португалия и Кампучия.

Прозападный социализм был объявлен в Шри -Ланке, Арабской Джамахирии, Сенегале, Мавритании, Тунисе, Суринаме, Судане, Замбии.

Коммунистические страны сегодня

Единственными странами где имеется одновременно политический и экономический курс на социализм в 21 веке — это Куба и Северная Корея, во Вьетнаме, Лаосе и Китае при власти находятся социалистические партии, однако там объявлен курс на свободную рыночную экономику с допущением права собственности на средства производства.

С 2010 года, ранее отказавшиеся от социалистического пути развития страны Латинской Америки, вернулись на давнюю тропинку — это Боливия, Эквадор, Венесуэла, Никарагуа, где у власти социалистические партии, которые явно несогласные с политикой США. С 2008 года в Непале власть захватили коммунисты. Интересные перемены в 2010 году ждали и Кубу, Рауль Кастро выдвинул радикальную программу экономических перемен по китайскому сценарию с большим сокращением государственных чиновников, однако во главе остаются государственное планирование, а не свободный рынок.

Свобода передвижения в странах социализма

Все страны социалистического лагеря не имели или не имеют, или не имели возможности покинуть свою страну, за исключением Югославии, чехи и восточные немцы не имели право посещать даже соседние социалистические страны, граждане СССР могли выехать только в социалистические страны Восточной Европы и на Кубу. Единственным путем покинуть СССР или другие страны социалистического лагеря была поездка за границу, и дальнейшая просьба выдать статус политического беженца. В такой закрытой стране как Куба в 2011 было разрешено легально выезжать за границу.

Поиск Лекций

Посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы: «возвращение в Европу»

Все политологи признают влияния внешнего окружения и особенно Европейского Союза на процессы демократических трансформаций в посткоммунистических странах Европы.

Основная характеристика ситуации, которая сложилась в мире после крушения коммунизма:

1) разрушение «мировой системы социализма»;

2) окончание эры «биполярного» мира и утверждение безусловного лидерства США

3) выдвижение принципиально новых задач интеграции посткоммунистических государств в радикально меняющуюся мировую экономическую и геополитическую систему.

Страны посткоммунистического мира сразу же столкнулись с высокой степенью международной нестабильности и резким обострением старых этнических и межгосударственных конфликтов. Трансформации, произошедшие в Восточной Европе после 1989 г.

ЕГЭ. История. Повторяем термины. 20 век .К заданию № 4

являются не просто обычным политическим переходом. Скорее это революция, которая охватывает изменение идентичности, экономики, социальной структуры и государства.

Также ключевую роль оказали внешние факторы в посткоммунистических трансформациях, особенно в странах Балтии и Центральной и Восточной Европы.

Как правило, международные режимы возникают по инициативе государства-гегемона, которое своей силой и авторитетом обеспечивает установление стабильных правил сотрудничества и контролирует их соблюдение.

Такая интерпретация процессов возможна, поскольку очевидна роль страны-гегемона — Соединенных Штатов — в продвижении демократии в других странах (независимо от мотива­ции гегемона в каждом конкретном случае); ¶

В 1990-е годы постсоветские страны, по мнению многих западных наблюдателей, не получали должной экономической помощи и политической поддержки от Запада. Так для обеспечения успеха процессов демократизации в России и других странах Восточной Европы США и другие страны Запада должны были осуществить новый «план Маршалла».

С другой стороны, падение коммунистических режимов в странах региона и начало здесь процессов демократизации с прекращением советской поддержки правящих элит и .

Если в Китае капитализм строился «снизу», в России «сверху», то в странах Центральной и Восточной Европы и Балтии имеет место «капитализм извне». Мы можем говорить о достаточно быстрой приватизации государственного сектора. Но приватизация происходила в основном посредством конкурентных торгов. Инвестиции имели транснациональный характер. Можно сказать, что экономический рост 1990-х годов был обусловлен влиянием иностранного капитала, так например, 75 процентов венгерского рынка — это собственность иностранных инвесторов. Все это сильно глобализовано и зависит от мировых рынков. ¶

Однако в результате посткоммунистические государства столкнулись с необходимостью полного демонтажа значительной части уже существовавших секторов промышленности при одновременной радикальной перестройке и модификации многих производств, связанных как с полной переориентацией их экономик с «Востока» на «Запад» и рыночными реформами, так и с «информационной революцией», экономической и финансовой глобализацией.

Не случайно исследователи заметили следующую зависимость — экономический спад в ходе трансформаций 1990-х годов пережили все страны Центральной и Восточной Европы, но его глубина варьировалась в зависимости от доли предприятий, созданных в «коммунистический» период, в валовом национальном доходе.

Выяснилось, что секторам экономики, сложившимся до Второй мировой войны в расчете на мировой рынок и его конъюнктуру, оказалось легче перестроиться в условиях конкуренции, чем промышленным «гигантам социализма», построенным исключительно для нужд экономики стран советского блока.

Так, Чехия, Венгрия и Польша, доля промышленности в национальном доходе которых за 1940— 1980-е годы увеличилась соответственно на 7,3; 11,3 и 14,3%, в 1994 г. демонстрировали промышленный спад на 8,9—19%. В то же время в Болгарии, Румынии и Словакии — странах, в которых до войны уровень промышленного развития был низким, а при «социализме» благодаря индустриализации доля промышленности в ВНП возросла соответственно на 32,6; 28,7 и 25,9% — спад достигал от 22,1 до 27,7%.

Это же обстоятельство отмечается в отношении республик бывшей Югославии, в какой-то мере отвечая на вопрос: «Почему самоуправленческий социализм Югославии, самый реформированный и либеральный, привел к самой крупной катастрофе в посткоммунистическом мире с этническими войнами и глубоким экономическим кризисом?» ¶

Хорватия и Словения были более развитыми в экономическом отношении и более интегрированными с ка­питалистическим Западом. Помимо туризма, они занимались продажей сельскохозяйственной и ремесленной продукции, а также мелкосерий­ных промышленных товаров в Италию, Австрию и Германию.

Сербия, напротив, была наиболее советской по стилю республикой из всех, что составляли Югославию. Она придавала намного больше значения тяжелой промышленности и больше торговала с коммунистическим блоком. Соответственно, она намного больше пострадала от краха коммунизма, который лишил ее международных союзников и рынков, тогда как Словения и Хорватия получили больший доступ к глобальному капитализму. ¶

Характерно, что соответственно экономическим показателям варьировались и уровень адаптации политической культуры, и степень остроты этнических проблем в этих странах, и даже уровень их поддержки странами Запада. В отличие от Сербии лидеры в Словении и Хорватии встречали широкий отклик не только у себя в стране, но и за рубежом, хотя они отстаивали также этнический национализм. ¶

В то же время многие аналитики отмечали, что приглашение посткоммунистических стран ЦВЕ «присоединиться» к ЕС было продиктовано скорее политическими соображениями, чем экономической целесообразностью. Ни динамика макроэкономических показателей, ни сравнение уровня развития этих стран со средним уровнем ЕС, ни темпы и результаты экономических и политических реформ не вселяли надежд на то, что они способны к относительно безболезненной интеграции в «единую Европу». ¶

Одной из причин расширения ЕС было стремление стабилизировать ставшее “ничейным” после развала СССР пространство на Востоке Европы. Именно перспектива вступления в ЕС оказалась наиболее действенным инструментом демократических структурных преобразований в этих странах.

С начала 1990-х годов, когда многие посткоммунистические государства ЦВЕ поставили перед собой задачу «возвращения в Европу», одним из непременных условий их вступления в Европейский Союз и Североатлантическое сообщество стало соблюдение западных демократических стандартов и принятие всего свода норм права ЕС.

В своей деятельности при осуществлении внешнего управления странами ЦВЕ в рамках расширения на восток ЕС использовал два основных механизма. 1) Один получил название «демократическая обусловлен­ность» и касается требований соответствия фундаментальным политическим принципам ЕС, нормам защиты прав человека и либеральной демократии. Стимулом к выполнению условий ЕС были установление институциональных связей в виде ассоциации и вслед за этим начало переговоров о вступлении. После начала переговоров «демократическая обусловленность» уходит на второй план, хотя Комиссия ЕС продолжает проводить мониторинг выполнения условий и в принципе сохраняется угроза прекращения переговоров. ¶

2) Другой механизм основан на требовании принятия и выполнения acquis communautaire (свода правовых норм ЕС). В случае со странами ЦВЕ Евросоюз поставил достижение необходимого уровня в этой сфере условием начала переговоров о вступлении. ¶

Эти требования вынуждали политические элиты этих стран соблюдать демократические правила игры (или, по крайней мере, имитировать их соблюдение), создавать, укреплять заимствованные экономические и демократические политические институты и как-то бороться с политическими патологиями (экстремизм, непотизм, коррупция, низкий уровень эффективности системы государственного управления и др.).

Все страны, которые хотели вступить в Союз должны были “проглотить” все 80 тысяч страниц европейских законов и переработать собственное законодательство в соответствии с этими законами. При этом вместо того чтобы принять на веру заявления новых кандидатов, к ним была направлена целая армия представителей и контролеров, чтобы проверить, действительно ли соблюдены установленные критерии. Это было не что иное, как перестройка этих стран до самого основания, а потому изменения носят необратимый характер.

Действительно, Европейская комиссия кроме оценки на соответствие стран кандидатов в члены ЕС «копенгагенским критериям» (признание страны «с действующей рыночной экономикой»; достижение уровня конкурентоспособности страны; способность взять на себя связанные с членством в ЕС обязательства, включая следование единым принципам политического, экономического и валютного союзов), ежегодно проводила оценку и сравнение прогресса стран в принятии «свода правил» ЕС, его имплементации в национальное законодательство и принуждения к их выполнению через соответствующие административные структуры. Одновременно она указывала, в каких областях требуются дальнейшие институциональные преобразования. ¶

Таким образом, попавшие в “смирительную рубашку” европейских интеграционных процессов, страны ЦВЕ одновременно прошли и через политическую, и через экономическую открытость». Однако скорость масштабных институциональных преобразований, осуществляемых в рекордно короткие сроки, не могла не отразиться на легитимности новых институтов государств региона, что в свою очередь препятствовало их успешному развитию.

Сложности, возникшие при применении свода правовых норм ЕС, обусловлены также тем, что для стран ЦВЕ весь массив документов ЕС — это иностранные правовые документы, поскольку импортирующие их страны не принимали участие в их разработке.

Кроме того, это огромный объем документов. Отличительная черта “импорта” законодательства Евросоюза — возможность использования Брюсселем механизма санкций, направленных против новых членов.

Принятие свода правовых норм сопровождалось дополнительным неформальным давлением в целях создания институтов и проведения политики, которые не регулируются на уровне ЕС, но обычно существуют в «старых» государствах-членах.

Выполнение этих жестких требований привело к «усталости законотворчества» и к появлению разрыва между политическим процессом внедрения новых «правил игры» и его результатами. Это стало следствием непонимания или игнорирования того обстоятельства, что успех применения стратегии «демократической обусловленности» и введения свода правовых норм ЕС зависит не только от административного рвения правительств стран региона, но и от способности и желания населения и элит немедленно воспринять новые ценности и «правила игры». ¶

Переход, осуществленный посткоммунистическими странами в 1990—1996 гг., это действительно «самый драматический эпизод либерализации экономики в экономической истории.

Он потребовал от реформаторских и не очень элит:

— введения свободных цен,

— либерализации правил торговли,

— приватизации предприятий,

— создания системы социальной страховки для слабых и обездоленных,

— обеспечения работающей юридической и институциональной структуры рыночной экономики.

Кроме того, необходимо было как-то стабилизировать макроэкономические процессы, бороться с инфляцией, галопирующей безработицей, сокращать бюджетный дефицит и т.д. Ни одно из правительств посткоммунистического мира не смогло решить этих проблем без серьезных социальных издержек и экономических потерь: глубокого спада производства, структурной безработицы, устойчивой инфляции, банковского кризиса, недостаточности ино­странных инвестиций.

В большинстве посткоммунистических стран, следуя советам западных экспертов, ради того чтобы добиться предположительно более высоких темпов экономического развития, пошли по пути сокращения государственных расходов и демонтажа системы социальной защиты населения. В целях создания наиболее благоприятных условий для развития бизнеса были проведены реформы по дерегулированию рынка и в сфере налогообложения. В Польше и Словакии налоги на корпорации составили 19%, в Венгрии — 16%. В то же время налоги на корпорации в ФРГ составляют 38,3%, во Франции — 34,3%, в Великобритании — 30%.

Все это привело к радикальному имущественному расслоению посткоммунистических обществ, к незащищенности беднейших слоев населения.

В то время как давно доказано, что для утверждения демократии необходим не только достаточно высокий уровень экономического развития, но и более равномерное распределение богатства между членами общества. Самым негативным последствием социально-экономических реформ стал обман общественных ожиданий. ¶

Именно этими обстоятельствами объясняется крайне низкий уровень политического участия в странах ЦВЕ по сравнению со странами Западной Европы. Так, на референдумах по поводу вступления в Евросоюз во время предыдущих расширений явка избирателей составила 77,9%, а в государствах ЦВЕ — 59,3%. На выборах Европарламента 2004 г. показатели составили 52,7% в странах «старой Европы» и 31,19% — «новой Европы». Эти цифры показывают невысокое качество демократий, становящихся в ЦВЕ. Выборы Европарламента 2009 г. продемонстрировали устойчивость этой тенденции. ¶

Сегодня уже очевидно нарастание дифференциации стран ЦВЕ. При всех достигнутых ими успехах в укреплении демократии, формировании многопартийной парламентской системы, стабилизации экономики и создания институтов рынка сказываются нарастающие структурные различия. Последние связаны с исторически обусловленным экономическим и политическим наследием, примененными в странах региона различными моделями экономической политики, в частности, в сфере приватизации собственности и привлечении ино­странных инвестиций, производственной специализации и т.д.

В то же время анализ особенностей электорального процесса в странах ЦВЕ показывает, что практически общей практикой является использование административного ресурса партиями, находящимися у власти, поддержка последних государственными СМИ, манипулирование избирательным законодательством в их интересах и т.д. Однако Еврокомиссия имеет тенденцию не замечать те проблемы, которые связаны с выборами. Выборы и возможная смена правительства рассматриваются чиновниками Еврокомиссии как неизбежное зло, поскольку Брюссель заинтересован в преемственности власти политических и бюрократических элит, с которыми он успешно сотрудничает.

Увязнув в технических вопросах присоединения, Еврокомиссия стала вообще менее чувствительна к проблемам демократии. Деятельность ЕС в странах ЦВЕ осуществлялась не в соответствии с глубоко осмысленной либеральной концепцией демократии, а как «бюрократическое расширение, основанное на формальном учете исполнения требований».

Так, ЕС не напомнил Эстонии и Латвии о необходимости предоставить политические права русскому меньшинству и даже не упомянул об этом в договорах, подписанных с этими странами. Таким образом, миллионы так называемых «русскоязычных» в странах Балтии не только не получили возможности проголосовать на выборах в Европарламент, но не будут иметь такой возможности и в будущем.

Более того, наиболее серьезные достижения в сфере демократизации имели место (согласно данным Freedom House) еще до начала процедуры вступления стран ЦВЕ в Евросоюз.

Проблематичность стратегии и практики Евросоюза в продвижении демократии в странах ЦВЕ связывают, кроме всего прочего, с тем, что ЕС «наградил» эти страны теми дефектами демократии, которые характерны для его собственной системы функционирования.

Так, в странах ЦВЕ возникла острая проблема подотчетности, которая «является зеркальным отражением дефицита демократии» институциональной системы ЕС.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *