Политическое устройство России

Политическое устройство России: каков ее строй?

Если рассматривать политическое устройство России, то она является демократической федеративной президентско-парламентской республикой, где глава государства обладает широкими полномочиями. Такой точки зрения придерживаются многие эксперты, в том числе и один из составителей нынешней Конституции В. Д. Зорькин. По словам же высокопоставленных персон, прежде всего президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева, наша страна является президентской республикой.

Конституционный строй

Государственное и политическое устройство России образуют ее конституционный строй, который основывается на Конституции, утвержденной во время проведения референдума 12 декабря 1993 года.

Роль первого лица страны исполняет Президент России, который определяется по итогам всенародного голосования и управляет государством в течение 6 лет.

Имея представление о том, какой существует политический строй России, не помешает узнать и о разделении властей.

Представителем законодательной власти является Федеральное собрание. Оно является обычным парламентом, в составе которого имеются две палаты:

  • Верхняя в лице Совета Федерации;
  • Нижняя в лице Государственной думы.

Функции исполнительной власти возложены на Правительство. В структуре системы федеральных органов исполнительной власти выделяют такие элементы, как:

  • федеральные министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства.

В роли представителя судебной власти выступают суды. Все их можно классифицировать на три группы:

  • Конституционный суд;
  • Суды общей юрисдикции, которые подчинены Верховному суду;
  • Арбитражные суды, деятельность которых регулирует Высший арбитражный суд.

Непосредственно в регионах данная ветвь власти представлена в лице конституционных судов. Обязательный элемент, который выделяют в структуре судебной системы всех регионов мировые судьи.

 Политические партии

В соответствии с данными на июль 2010 года, в нашей стране статус политических партий получили 7 подобных объединений. В их числе 4 партии имеют представительство в Государственной думе:

  • «Единая Россия»;
  • КПРФ;
  • ЛДПР;
  • «Справедливая Россия».

Внешняя политика и международные отношения

После распада СССР России перешло от него членство в ООН, а также прочих международных организациях. Также она по-прежнему значится участником международных соглашений, которые были подписаны Советским союзом, взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга Советского союза, владеет всеми зарубежными активами, которые принадлежали СССР.

Если говорить о международных отношениях, то, пусть политический режим в россии и изменился, все же наша страна является главным преемником СССР, хотя некоторые страны и сегодня продолжают претендовать на данный статус, а в научных кругах этот вопрос до сих пор продолжает обсуждаться.

Россия входит в число основных участников международного общения. Она и сейчас представляет пятерку постоянных членов СБ ООН, являясь одной из древних великих держав и вносит свой вклад в процесс обеспечения международного мира и безопасности. Наряду с этим наша страна является одним из участников «Большой Восьмерки» экономически развитых государств.

Россия входит в число участников множества и иных международных организаций, среди которых значатся Совет Европы и ОБСЕ. Важную роль играют организации, возникшие на постсоветском пространстве, где ключевым членом выступает Россия:

Соглашение России и Белоруссии позволило создать Союзное государство.

Ключевая роль в выборе курса во внешней политике отводится Президенту страны. Ее реализацией занимается Министерство иностранных дел. Внешняя политика, проводимая нашей страной, отличается разнонаправленностью. У нее имеются дипломатические договоренности со 191 государством. На текущий момент российские диппредставительства функционируют в 144 странах. Наша страна не поддерживает дипотношений только с Грузией, а также Бутаном, Тувалу и Соломоновыми Островами.

Государственное устройство РФ

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права. Она имеет свои государственные органы, издающие законы, и правительство, организующее их исполнение.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Республика имеет конституцию.

Общественно-экономический строй современной России

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет устав.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

В Российской Федерации состоят 88 субъектов Федерации: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов. 1 декабря 2005 года произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край.

31 марта 1992 г. был заключен Федеративный договор (совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов РФ). О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ.

Распределение полномочий основано на делении всех вопросов государственной жизни на три группы.

Предметы ведения Российской Федерации;

Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти РФ

Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих в разрез с функциями государства. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов. Федеральные органы включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами.

Президент Российской Федерации. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Ему подчинены силовые министерства. Обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.

Федеральное СобраниеРоссийской Федерации. Федеральное Собрание является законодательным органом Российской Федерации. Это означает, что ни один законодательный акт Российской Федерации не может быть принят, минуя парламент, который обладает всей полнотой компетенции в сфере законодательства. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население России, а Совет Федерации и призван выражать интересы субъектов РФ.

— В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

— Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Правительство Российской Федерации. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Правительство РФ обладает широким кругом полномочий. В пределах своей компетенции осуществляет реализацию внутренней и внешней политики государства, регулирование в социально – экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Организация государственной власти субъектов РФ

Законодательные собрания субъектов РФ .Законодательные собрания субъектов РФ – это органы представительства населения субъекта Федерации, его законодательные органы. Разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, контроль за исполнением законов и других решений парламента. К полномочиям законодательных органов субъектов относится:

— принятие и изменение конституции (устава) Субъекта РФ;

— законодательное регулирование вопросов отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ и вопросов отнесенных к исключительному ведению субъектов РФ.

— утверждение бюджета субъекта РФ и программ социально – экономического развития

— установление местных налогов и сборов, порядка управления собственностью субъекта РФ.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ. Составной частью системы исполнительной власти в России являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Выделяют четыре вида органов исполнительной власти:

1.Органы исполнительной власти субъекта, во главе которых находится президент республики. В республиках президент является одновременно главой субъекта, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти;

2.Органы исполнительной власти, когда во главе их стоит правительство и его глава (республика Карелия);

3.Органы исполнительной власти субъекта, которые возглавляет глава администрации (губернатор и др.). В таких субъектах правительство не образуется.

4.Органы исполнительной власти – глава администрации субъекта, ему подчинен коллегиальный орган – правительство субъекта РФ.

В большинстве субъектов РФ действуют органы исполнительной власти третьего вида.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ:

— обладает правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ;

— представляет субъект РФ в отношениях с федеральными государственными органами, другими субъектами РФ, органами местного самоуправления;

— подписывает и обнародует законы субъекта РФ;

— формирует высший исполнительный орган в соответствии с законодательством субъекта РФ;

Судебная власть Российской Федерации. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, представляющее собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Судебная система РФ включает федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные окружные арбитражные суды, федеральные арбитражные суды в субъектах, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Федеральные органы государственной власти с особым статусом.

В России существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти.

Прокуратура РФ. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Центральный банк РФ. Его основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля.

Счетная палата РФ. Осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности.

Центральная избирательная комиссия. Руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов в Российской

Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан

Государственное устройство – политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.

Если рассматривать политическое устройство России, то она является демократической федеративной президентско-парламентской республикой, где глава государства обладает широкими полномочиями. Такой точки зрения придерживаются многие эксперты, в том числе и один из составителей нынешней Конституции В. Д. Зорькин. По словам же высокопоставленных персон, прежде всего президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева, наша страна является президентской республикой.

Конституционный строй

Государственное и политическое устройство России образуют ее конституционный строй, который основывается на Конституции, утвержденной во время проведения референдума 12 декабря 1993 года.

Роль первого лица страны исполняет Президент России, который определяется по итогам всенародного голосования и управляет государством в течение 6 лет.

Имея представление о том, какой существует политический строй России, не помешает узнать и о разделении властей.

Представителем законодательной власти является Федеральное собрание. Оно является обычным парламентом, в составе которого имеются две палаты:

  • Верхняя в лице Совета Федерации;
  • Нижняя в лице Государственной думы.

Функции исполнительной власти возложены на Правительство.

Какой в настоящее время строй в России?

В структуре системы федеральных органов исполнительной власти выделяют такие элементы, как:

  • федеральные министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства.

В роли представителя судебной власти выступают суды. Все их можно классифицировать на три группы:

  • Конституционный суд;
  • Суды общей юрисдикции, которые подчинены Верховному суду;
  • Арбитражные суды, деятельность которых регулирует Высший арбитражный суд.

Непосредственно в регионах данная ветвь власти представлена в лице конституционных судов. Обязательный элемент, который выделяют в структуре судебной системы всех регионов мировые судьи.

 Политические партии

В соответствии с данными на июль 2010 года, в нашей стране статус политических партий получили 7 подобных объединений. В их числе 4 партии имеют представительство в Государственной думе:

  • «Единая Россия»;
  • КПРФ;
  • ЛДПР;
  • «Справедливая Россия».

Внешняя политика и международные отношения

После распада СССР России перешло от него членство в ООН, а также прочих международных организациях. Также она по-прежнему значится участником международных соглашений, которые были подписаны Советским союзом, взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга Советского союза, владеет всеми зарубежными активами, которые принадлежали СССР.

Если говорить о международных отношениях, то, пусть политический режим в россии и изменился, все же наша страна является главным преемником СССР, хотя некоторые страны и сегодня продолжают претендовать на данный статус, а в научных кругах этот вопрос до сих пор продолжает обсуждаться.

Россия входит в число основных участников международного общения. Она и сейчас представляет пятерку постоянных членов СБ ООН, являясь одной из древних великих держав и вносит свой вклад в процесс обеспечения международного мира и безопасности. Наряду с этим наша страна является одним из участников «Большой Восьмерки» экономически развитых государств.

Россия входит в число участников множества и иных международных организаций, среди которых значатся Совет Европы и ОБСЕ. Важную роль играют организации, возникшие на постсоветском пространстве, где ключевым членом выступает Россия:

Соглашение России и Белоруссии позволило создать Союзное государство.

Ключевая роль в выборе курса во внешней политике отводится Президенту страны. Ее реализацией занимается Министерство иностранных дел. Внешняя политика, проводимая нашей страной, отличается разнонаправленностью. У нее имеются дипломатические договоренности со 191 государством. На текущий момент российские диппредставительства функционируют в 144 странах. Наша страна не поддерживает дипотношений только с Грузией, а также Бутаном, Тувалу и Соломоновыми Островами.

Если рассматривать политическое устройство России, то она является демократической федеративной президентско-парламентской республикой, где глава государства обладает широкими полномочиями. Такой точки зрения придерживаются многие эксперты, в том числе и один из составителей нынешней Конституции В.

Д.

Политический строй России и его особенности

Зорькин. По словам же высокопоставленных персон, прежде всего президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева, наша страна является президентской республикой.

Конституционный строй

Государственное и политическое устройство России образуют ее конституционный строй, который основывается на Конституции, утвержденной во время проведения референдума 12 декабря 1993 года.

Роль первого лица страны исполняет Президент России, который определяется по итогам всенародного голосования и управляет государством в течение 6 лет.

Имея представление о том, какой существует политический строй России, не помешает узнать и о разделении властей.

Представителем законодательной власти является Федеральное собрание. Оно является обычным парламентом, в составе которого имеются две палаты:

  • Верхняя в лице Совета Федерации;
  • Нижняя в лице Государственной думы.

Функции исполнительной власти возложены на Правительство. В структуре системы федеральных органов исполнительной власти выделяют такие элементы, как:

  • федеральные министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства.

В роли представителя судебной власти выступают суды. Все их можно классифицировать на три группы:

  • Конституционный суд;
  • Суды общей юрисдикции, которые подчинены Верховному суду;
  • Арбитражные суды, деятельность которых регулирует Высший арбитражный суд.

Непосредственно в регионах данная ветвь власти представлена в лице конституционных судов. Обязательный элемент, который выделяют в структуре судебной системы всех регионов мировые судьи.

 Политические партии

В соответствии с данными на июль 2010 года, в нашей стране статус политических партий получили 7 подобных объединений. В их числе 4 партии имеют представительство в Государственной думе:

  • «Единая Россия»;
  • КПРФ;
  • ЛДПР;
  • «Справедливая Россия».

Внешняя политика и международные отношения

После распада СССР России перешло от него членство в ООН, а также прочих международных организациях. Также она по-прежнему значится участником международных соглашений, которые были подписаны Советским союзом, взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга Советского союза, владеет всеми зарубежными активами, которые принадлежали СССР.

Если говорить о международных отношениях, то, пусть политический режим в россии и изменился, все же наша страна является главным преемником СССР, хотя некоторые страны и сегодня продолжают претендовать на данный статус, а в научных кругах этот вопрос до сих пор продолжает обсуждаться.

Россия входит в число основных участников международного общения. Она и сейчас представляет пятерку постоянных членов СБ ООН, являясь одной из древних великих держав и вносит свой вклад в процесс обеспечения международного мира и безопасности. Наряду с этим наша страна является одним из участников «Большой Восьмерки» экономически развитых государств.

Россия входит в число участников множества и иных международных организаций, среди которых значатся Совет Европы и ОБСЕ. Важную роль играют организации, возникшие на постсоветском пространстве, где ключевым членом выступает Россия:

Соглашение России и Белоруссии позволило создать Союзное государство.

Ключевая роль в выборе курса во внешней политике отводится Президенту страны. Ее реализацией занимается Министерство иностранных дел. Внешняя политика, проводимая нашей страной, отличается разнонаправленностью. У нее имеются дипломатические договоренности со 191 государством. На текущий момент российские диппредставительства функционируют в 144 странах. Наша страна не поддерживает дипотношений только с Грузией, а также Бутаном, Тувалу и Соломоновыми Островами.

Структура государственного аппарата Российской Федерации

⇐ Предыдущая1234

Тесная взаимосвязь функций и механизма государства обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению структуры государственного механизма.

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.

1. Президент РФ.С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.

Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Объясняю на "пальцах",какой социальный строй в России строится…

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует совместно с Федеральным Собранием России.

2. Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание— первый после Октябрьской революции парламент России. Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых — издание федеральных законов.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России.

Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти. Структура этих государственных органов включает в себя:

1) федеральные министерства

2) государственные комитеты Российской Федерации

3) комитеты Российской Федерации

4) иные федеральные органы исполнительной власти

4. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка. Обращаясь к сочетанию структурного и функционального подходов в системе этих органов, представляется возможным определить два блока органов.

К первому блоку относятся установленные Конституцией РФ органы судебной власти и прокуратуры. Судебная власть — одна из ветвей власти, такая же опора государства, как законодательная и исполнительная власти. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешений, экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую, централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим Генеральному прокурору РФ.

Второй блок государственных органоврассматриваемого вида составляют органы отдельно не выделенные в Конституции РФ и структурно отнесенные к исполнительной власти, но по своему функциональному признаку непосредственна стоящие на страже законности и правопорядка. К ним относятся Министерство внутренних дел РФ, включая милицию, внутренние войска и другие его структуры, Федеральная служба безопасности РФ, Государственный таможенный Комитет РФ^ Департамент налоговой полиции РФ, а также соответствующие подконтрольные им органы в субъектах Федерации. Соответственно их принято именовал правоохранительными органами.

5.Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Как установлено федеральным Законом “Об обороне”, Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской федерации.

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции РФ в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, и прежде всего законами об обороне, о Вооруженных Силах РФ и другими законами в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Формирование и развитие новой российской государственности (1990-е – начало XXI в.)

1.1992 – 1993 годы.

Сохранение советской политической системы. Суть – съезд народных депутатов – высший орган + президент. В конце 1991 года съезд предоставил полномочия по руководству правительством для проведения радикальной экономической реформы Ельцину. Суть реформы: — либерализация цен и торговли, приватизация предприятий торговли. — ваучерная приватизация, рост цен, снижение уровня жизни. С декабря 1991 Россия входит в Содружество Независимых Государств (СНГ). 1992 год – съезд народных Комисаров. Избрание Черномырдина. 21 сентября 1993 – указ № 1400. Роспуск парламента. 12 декабря 1993 года – выбор в федеральное собрание. Принятие конституции.

2.1994 – 1996 годы.

Оформление политической системы. 1995 год – выборы. Победа КПРФ. Декабрь 1994 год – выборы президента. Победа Ельцина.

3.1996 – 1999 годы.

Попытка перехода к первым реформам. 1998 год – отставка Черномырдина. Во главе Кириенко. 1. временное прекращение выплат по долгам. 2. валютный коридор. 3. переоформление ГКО. Крах рубля. Сентябрь 1998 года – отставка Кириенко. Примаков. Усиление гос. Регулирования. Май 1999 года – отставка Примакова. Степашин. Август 1999 год – глава правительства Путин. 1995 год – Путин исполняющий обязанности президента. Март 2000 год – выборы Путина.

Билет 42.

⇐ Предыдущая1234



Введение.

В нашей стране сейчас масса организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Начавшиеся  в нашей стране во второй половине 80-х годов реформы политической системы пробудили небывалую  общественную активность населения  и привели к формированию множества  политических партий и движений. Идейный  спектр этих организаций охватил фактически все возможные направления и оттенки, воспроизводя программные установки как политических объединений современного западного зарубежья, так и партий, существовавших в России в начале XX века.

Становление многопартийности в российском обществе, плюрализм и борьба мнений вызвали к жизни закономерные процессы переоценки многих ценностей и привели в конечном счете к очевидной трансформации базисных основ как государственности, так и политической системы в целом. Способность к объективному, свободному от идеологических пристрастий изучению и освещению этих проблем выступает одним из важнейших критериев профессионализма политолога, занимающегося как теоретическими поисками, так и решением прикладных задач.

Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг.

Центр тяжести в политическом противостоянии переместился с борьбы против КПСС к вопросу выбора конкретной модели модернизации российского общества. Политическая оппозиция и в новых условиях по-прежнему представляла собой весьма неоднородную политическую силу, представленную несколькими направлениями.

Первое  — демократическая оппозиция, партии и движения которой делали ставку на западную модель модернизации России, подразумевая под нею развитие рыночных структур и отношений, способных заменить прежнюю бюрократическую модель экономического развития с нормированным распределением и потреблением. Однако, в отличие от «партии власти», либерально-демократические оппозиционные силы являли собой сторонников социал-ориентированных рыночных реформ. Отсюда и политика «консервативного оппонирования» этой части оппозиции по отношению к власти.

Но  были в демократической оппозиции  и более радикально настроенные к новой власти либеральные партии и движения. Их радикализм проявлялся в критике основных позиций курса правительства Гайдара, который, по их мнению, был не только лишен социальной компоненты, но и недопустимо игнорировал национально-государственные интересы всего российского общества.

На  их базе в июне 1992 г. сформировалось два блока. Первый, правоцентристский блок «Гражданский Союз», программные установки которого были основаны на приоритетах прав человека, идеях социального партнерства и создания ориентированной на человека рыночной экономики.

Второй  стал называться «Российское народное собрание». Этот блок, представляя государственническое крыло праволиберальных партий, стремился найти компромисс между необходимой, по их мнению, жесткой централизованной властью и защитой прав и свобод граждан.

Среди партий, оппонирующих официальному монетаристскому курсу правительства, были еще две группы партий и движений центристского толка. Первая объединяла политические силы, ориентированные на «критическую поддержку правительства». К ним относились партиих и движения, объединенные в блок «Новая Россия»: Крестьянская партия России (Черниченко), Народная партия России (Т. Гдляна), СДПР (И. Аверкиев), Российская социал-либеральная партия (В. Филин), Социально-либеральное объединение Российской Федерации (СЛОРФ), Партия Союз Молодая Россия. Эти политические силы также придерживались курса на социальную ориентацию либерально-рыночных реформ. Именно на базе данной платформы «Новой России» были сформулированы главные направления совместных действий российских демократов по выводу страны из кризиса и возрождению Российской Федерации: проведение скорейшей конституционной реформы и демократической приватизации, налаживание партнерских отношений труда, предпринимательства и государства, обеспечение необходимого прожиточного минимума, ускоренную земельную реформу и поддержку фермерства, укрепление правопорядка и социальную защиту военнослужащих.

Другая группа партий и организаций  объединилась в левоцентристский блок «Содружество левых демократических  сил». Придерживаясь социалистических ценностей, блок разработал собственную антикризисную экономическую программу, основанную на признании необходимости развивать рыночную экономику, оставляя приоритетной коллективную форму собственности и стимулируя развитие мелкого и среднего предпринимательства. Этот блок был организован руководством Социалистической партии трудящихся (Л. Вартазарова), НПСР (А. Руцкой), Партией Труда (А. Бузгалин), Российской партией коммунистов (А. Крючков), левого крыла СДПР (Оболенский), Федерации независимых профсоюзов России (Шмаков).

Партийно-политическая система в декабре 1993-1996 гг.

Большего  успеха в деле единения на следующем  этапе политического противоборства в стране достигли политические силы, придерживающиеся левоцентристских позиций. Так, Коммунистическая партия Российской Федерации была на выборах в Государственную Думу 1993 г. третьей, а на выборах в 1995 г. — первой по числу поданных за нее голосов. Это позволило ей не только значительно увеличить свою фракцию в нижней палате парламента с 47 человек до 158, но и ввести в правительство Черномырдина своего представителя — А. Тулеева. Все эти факты, свидетельствующие о возросшем влиянии крупнейшей политической партии России, стали возможны во многом благодаря весьма своеобразной тактике поведения данной системной оппозиции. КПРФ свое участие в работе государственных органов власти рассматривает не как процесс интегрирования с существующим режимом, а как оппозиционную деятельность ради реализации четко определенных самой партией политических целей. Коммунисты объясняют свою тактику стремлением ослабить режим, не допустить разгрома оппозиции в стране; желанием материально и организационно укрепить саму партию; возможностью накопления государственного опыта и получения более широкого доступа к официальной информации; обеспечением для партии более широкой общественной трибуны и возможностью участвовать в собственно законотворческой деятельности.

Итак, взаимодействие политических партий и общественно-политических движений с властью, пройдя через горнило парламентско-президентской борьбы (1992—1993 гг.), приобрело в период с 1994 по 1996 г. достаточно стабильный характер и демократические формы. Более того, возможность соблюдения демократических процедур во взаимоотношениях власти и российской многопартийности (выборы 1993, 1995, 1996 гг.) доказывают, что демократизация российской общественно-политической жизни является необходимым инструментом, с помощью которого россияне желают изменять свою жизнь и определять свое будущее.

По  мере своего развития политическая борьба в российском обществе, все более утрачивая свою идеологическую окраску, превращается в столкновение личных и узкогрупповых интересов. При этом постоянный состав лиц, участвующих то во власти, то в оппозиции, перемещающихся из властных структур в бизнес и обратно, свидетельствует о завершении процесса формирования новой российской политической элиты и о возможностях ее дальнейшей консолидации и структурирования. Конкурентная борьба между отдельными группами политической элиты, в ходе которой определяется официальный правительственный курс, происходит в условиях конвертации статуса власти в право собственности. Это делает привлекательным для оппозиционных политических сил их соучастие во власти. Вместе с тем увеличивающиеся негативные последствия социально-экономического реформирования России заставляют оппозицию дистанцироваться от официального правительственного курса, а власти брать на вооружение многое из программ и лозунгов своих политических оппонентов. В целом и партия власти, и политическая оппозиция идут по пути инфляции в глазах общества своих ценностных ориентиров и потери собственной значимости для демократического политического процесса в стране.

Политический  плюрализм в России

Политический  плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.

Согласно  Конституции, «в Российской Федерации  признаются политическое многообразие, многопартийность». Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.

В Конституции  Российской Федерации указано, что «общественные объединения равны перед законом». Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений. России, помимо равенства перед законом, закрепляется равенство общественных объединений между собой. Это предполагает равенство прав и обязанностей общественных объединений, как в общественной, так и в хозяйственной деятельности.

Закрепленный  в Конституции России принцип  многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Каждая  партия обладает правом принимать программные  документы, публикуемые затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности.

22. Государственный строй рф

Но участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан.

Партийные полномочия должны осуществляться в соответствии с российским законодательством и уставом партии, который подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает  запрет на «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Принцип политического плюрализма обладает рядом бесспорных преимуществ (хотя бы потому, что он противостоит политическому единообразию), но эти преимущества могут быть реализованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толерантной и компромиссной.

В России существует множество политических партий, общественно-политических организаций и движений. Люди, социальные общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие их интересам.

Политический  плюрализм неразрывно связан с идеологическим. Политический плюрализм в идеологической «упаковке» отражает многообразие идей и мнений в политике, что дает возможность в споре, диалоге сопоставлять различные точки зрения и находить оптимальные пути решения политических проблем.

При этом в Конституции Российской Федерации подчеркивается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В условиях идеологического многообразия отрицание государственной идеологии, возведенное в ранг правового нормативного правила, может привести на практике к серьезным деформациям российской государственности, «освобожденной» от интегрирующего общего интереса и цели.

Политические  партии и власть в современной России.

Главной задачей любой политической партии является достижение государственной исполнительной или законодательной власти. В современной России партии имеют влияние только в законодательной ветви власти. Наиболее значительные партии имеют фракции в Государственной Думе, в законодательных органах субъектов Федерации.

При этом сам Президент России не связан ни с одной политической партией. Правительство также формируется не по партийному, а по профессиональному признаку. Большинство глав администраций субъектов Федерации, мэров крупных городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в органы исполнительной власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата. Этому есть свои причины.

Во-первых, в России еще не сложилась устойчивая партийная система. Обилие партий, носящих во многом искусственный характер, обусловлено не отличием программ, а амбициями их лидеров. Такие партии заботит больше не реализация интересов электорального слоя, а интерес власти. Во-вторых, в партийной борьбе еще не изжиты кардинальные идеологические противоречия, способные вылиться в силовое противостояние. В-третьих, становлению сильных партий не способствует и позиция верхних эшелонов власти (Президент и Правительство), которым выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. В условиях, когда по Конституции России большинство властных полномочий сосредоточено в руках Президента и исполнительных органов власти, воздействие и влияние политических партий на общенациональную политику сведено к минимуму и осуществляется в основном в рамках парламентских дебатов.

Страницы:12следующая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *