Страны граничащие с Россией

Географическое положение России

Россия (Российская Федерация) — самое крупное по площади государство на земном шаре. Его площадь равна 17,1 млн. км2, что составляет около 1/6 части суши мира (без Антарктиды и Гренландии). Наша страна по территории больше в 2,2 раза, чем материк Австралия, на 0,7 млн. км больше, чем материк Южная Америка. Огромные ее размеры определяют такое разнообразие природных ресурсов, которого не имеет ни одна страна мира. Россия располагает крупными запасами важнейших природных ресурсов: сельскохозяйственных земель, пресной воды, древесины, полезных ископаемых. Это очень благоприятное условие для развития народного хозяйства и обеспечения экономической независимости страны. Но при больших пространствах интенсивное развитие экономики возможно лишь при развитой сети железных и шоссейных дорог. Однако их протяженность и густота в России крайне недостаточна. Весьма важное значение в этих условиях приобретают воздушный и трубопроводный транспорт.

Россия занимает 32,5% материка Евразия, располагаясь в его северной части. Поэтому на большей части территории страны климат полярный с суровыми продолжительными зимами. Суровости зим способствует открытость территории России на большом протяжении к Северному Ледовитому океану.

Северная крайняя материковая точка России — мыс Челюскин — находится на полуострове Таймыр, на 77°43’ с.ш. Самая крайняя островная точка располагается значительно севернее — на 81°50’ с.ш., это мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа. Крайняя южная точка страны находится на вершине Базар-Дюзю на 41°12’ с.ш., на границе Дагестана с Азербайджаном.

Протяженность России с севера на юг около 5,0 тыс. км. Следовательно, значительные различия в высоте солнца над горизонтом на севере и юге России сказываются и на величинах температуры воздуха и климатических условиях.

Климатические пояса на территории России
 

Территория России располагается в пределах арктического, субарктического и умеренного климатических поясов. К северу от полярного круга, где бывают полярные день и ночь лежит 16% территории России. В одно и то же календарное время, в разных местах страны бывают разные времена года. На побережье Каспия, вблизи Астрахани, в разгаре весна, а на полуострове Таймыр и полярных островах еще зима. Это позволяет маневрировать при организации и проведении сельскохозяйственных работ. На юге уборка урожая начинается на 1,5-2,0 месяца раньше, чем в северных районах. В одно и то же время потребность в топливе и энергии в северных и южных районах отличаются. Единые энергетические системы позволяют соответственно регулировать подачу электроэнергии, более рационально ее использовать.

Особенно велика протяженность России с запада на восток. Крайняя западная материковая точка находится на берегах Балтийского моря, в Калининградской области, у города Балтийска, мыс Северный (Мол Северный) на 19°53’в.д. Крайняя островная — на границе с Польшей на Балтийской (Вислинской) косе на 19°33’ в.д. Отсюда до крайней восточной точки наша страна протянулась на 172° или более 9000 км. На материке крайняя восточная точка — мыс Дежнева — 169°40’ з.д. Но самая крайняя островная восточная точка России находится вблизи границы с США на острове Ратманова в Беринговом проливе на 169°02’ з.д. На территории России располагается 11 (из 24) часовых поясов международного счета времени.

Россия — страна огромных равнинных пространств, они наиболее обширные равнины планеты. Территория Русской (Восточно-Европейской) равнины — (в пределах России) — 4140 тыс. км2, Западно-Сибирской равнины — 2900 тыс. км2. Горы находятся на юге страны. Они почти сплошным широтным поясом располагаются на юго-западе — северные склоны Большого Кавказа, на юге страны — от подножья Алтая до берегов Тихого океана. Северные пространства страны открыты воздействию воздушных масс Северного Ледовитого океана. Такие общие черты орографии России оказывают большое воздействие на разнообразие природных условий и ресурсов. С севера на юг закономерно нарастают величины радиационного баланса, что определяет четкую широтную зональность природы страны в пределах равнинных пространств. А в горных местностях отчетливо выражена высотная поясность. Территория России располагается почти во всех географических зонах северного полушария — исключая тропическую.

Территория России располагает огромными и разнообразными природными ресурсами. В ее недрах сосредоточено до 57% от бывших общемировых запасов углей, или 70% от бывших общесоюзных запасов, 37% природного газа, 41% железных руд, 54% калийных солей, до 30% фосфоритов, 11% гидроэнергоресурсов и до 9% ресурсов пресных вод. На территории России сосредоточено до 92% от бывших общесоюзных запасов торфа и 75% потенциальных запасов гидроэнергоресурсов. Россия занимает первое место в мире по размерам земельных ресурсов — около 137 млн. га и по размерам посевных площадей.

С какими странами граничит россия на востоке?

Громадное национальное богатство представляют естественные растительные ресурсы. Лесопокрытая площадь России достигает 700 млн. га (больше, чем в США, Канаде, Швеции и Финляндии вместе взятых). В мировых запасах наиболее ценной хвойной древесины на долю России приходится свыше 50%, или 20% “лесного фонда мира”. На территории России сосредоточено 67% общесоюзных запасов древесины. Обширность и компактность территории нашей страны имеет важное экономическое и оборонное значение.

Границы России

Общая протяженность границ России самая большая в мире и достигает 62269 км. Из них протяженность морских границ составляет 37636, 6 км и сухопутных — 24625, 3 км. Из морских границ на побережье Северного Ледовитого, или Российский арктический сектор, приходится 19724, 1 км, а на побережье морей Тихого океана — 16997,9 км.

Морские границы России
 

Морские границы проходят на удалении 12 морских миль (22,7 км) от берегов, отделяя внутренние территориальные воды от международных. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов располагается граница морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и недрах, осуществляется только Россией. Другие страны могут добывать здесь природные ресурсы лишь по согласованию с правительством России. Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского (проследите по карте). Кроме Баренцева моря, все они круглый год покрыты дрейфующими многолетними паковыми льдами, поэтому плавание по морям затруднено и возможно лишь при использовании атомных ледокольных судов.

Восточные границы России проходят преимущественно по водам Тихого океана и его морей: Беринговому, Охотскому и Японскому. Ближайшими морскими соседями нашей страны здесь являются Япония и США. Протяженность морской границы с Японией составляет 194,3 км, а с США — 49 км. Неширокий пролив Лаперуза отделяет Российские территориальные воды и острова Сахалин и Курильские от Японского острова Хоккайдо.

Японское море и его проливы не замерзают, что благоприятствует морским связям России с Японией и другими Тихоокеанскими государствами. В Беринговом проливе рядом с островом Ратманова (Россия) находится остров Крузенштерна (США). Здесь наша страна непосредственно граничит с США.

Морские границы имеются и на западе России. Воды Балтийского моря соединяют нашу страну со Швецией, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Германией, Финляндией и другими государствами. Узкий Финский залив отделяет берега России, Финляндии и Эстонии.

Северная часть Балтийского моря у берегов России замерзает, поэтому зимой судоходство осуществляется с помощью ледоколов. Южная часть моря у берегов Калининградской области, Литвы и Польши не замерзает. Балтийское море объединяет Россию со многими странами Балтии и Западной Европы и является действительно “окном” в Европу.

На юге и юго-западе России морские границы проходят со странами СНГ (Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией), а также с Ираном по водам Каспийского моря. По водам Черного и Азовского морей — с Украиной и Грузией. Черное море соединяет нашу страну с Турцией, Болгарией и Румынией и по нему идут водные пути в Средиземноморскую Европу и страны Африки. Таким образом, Россия относится к великим морским державам и она располагает как торговым, так и военно-морским флотом.

Сухопутные границы России
 

Сухопутные границы нашей Родины отличаются большой протяженностью. На северо-западе нашими соседями являются Норвегия и Финляндия. Протяженность границы с Норвегией составляет 219,1 км, а с Финляндией — 1325,8 км. Протяженность границы по побережью Балтийского моря составляет 126,1 км. Вдоль западной границы России располагаются государства: Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина. По территории Калининградской области сухопутная граница проходит с Польшей и Литвой. Участок морской границы у юго-восточной части Балтийского моря (морское побережье Калининградской области) составляет 140 км. Кроме этого протяженность речной границы области с Литвой составляет 206,6 км, озерной — 30,1 км, с Польшей — 236,3 км.

Протяженность сухопутной границы России с Эстонией составляет 466,8 км, с Латвией — 270,6 км, с Белоруссией — 1239 км, с Украиной — 2245,8 км. Протяженность Черноморской морской границы составляет 389,5 км, по Каспийскому морю — 580 км, а по Азовскому — 350 км.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горным массивам Главного Кавказского (Водораздельного) хребта и отрогам Самурского хребта. Протяженность границы с Грузией составляет 897,9 км, с Азербайджаном — 350 км. На побережье Каспийского моря южная граница России с Казахстаном проходит по Прикаспийской низменности, по равнинам и возвышенностям Приуралья и Зауралья, южным окраинам Западно-Сибирской низменности и по долине реки Иртыш подходит к предгорьям Алтая. Общая протяженность сухопутной границы с Казахстаном достигает 7598,6 км.

Российские пограничники охраняют и сухопутные границы Таджикистана в горах Памира и Тянь-Шаня. Общая протяженность Таджикской границы достигает 1909 км.

Далее на восток южная граница России с Китаем и Монголией проходит по высоким горам Алтая, Западного и Восточного Саяна. К востоку от Монголии Россия вновь граничит с Китаем по рекам Аргунь, Амур и Уссури, которые используются обеими странами. Общая протяженность сухопутных границ с Китаем составляет 4209,3 км, а с Монголией — 3485 км.

На крайнем юго-востоке Россия граничит с Корейской Народно-Демократической республикой. Протяженность границы составляет 39,4 км.

Как видим, большая часть границ нашей страны проходит по естественным рубежам: морям, рекам и горам. Часть из них затрудняет международные контакты. Это покрытые многолетними паковыми льдами моря Северного Ледовитого океана и высокие горные массивы на юге России. Европейская равнина, моря Тихого океана, Баренцево, Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское моря, пограничные реки и речные долины способствуют многообразным связям России с зарубежными государствами.

Из-за большой протяженности по долготе в России велика разница во времени — она составляет 10 часов. Соответственно и вся территория страны делится на 10 часовых поясов. В малонаселенных районах и на морях границы часовых поясов проходят по меридианам. В густонаселенных местах их проводят по границам административных областей, краев и автономных республик, огибая крупные города. Это сделано для облегчения исчисления времени. В пределах административных единиц установлено единое время. Положение страны во многих часовых поясах сопровождается рядом неудобств и затруднений. В России расписание движения поездов и самолетов составляется по московскому времени.

В СССР для более рационального использования светлой части суток с 1930 года часы повсеместно переведены на 1 час вперед — это декретное время. Декретное время 2-го часового пояса, в котором расположена Москва, называется московским временем.

Местное время жителей Калининградской области на 1 час (точнее, на 54 минуты) отличается от местного московского времени, поскольку Калининградская область располагается в первом часовом поясе.

1.2 Протяженность и характер границ РФ, взаимоотношения со странами-соседями

Общая протяженность границ России составляет 58,6 тыс. км, при этом морские границы почти вдвое больше сухопутных (около 40 тыс. км). Морские границы на севере и востоке страны проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны РФ.

Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Кроме западной части Баренцева моря, куда проникает теплое Северо-Атлантическое течение, льды круглогодично присутствуют во всех арктических морях, поэтому судоходство здесь затруднено.

В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса располагается российский сектор Арктики. Все острова этого сектора, за исключением нескольких островов архипелага Шпицберген, принадлежат России.

Восточные границы России проходят по водам морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Ближайшими морскими соседями здесь являются Япония и США. Граница с Японией проходит в проливе Лаперуза, а с США — в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США).

На западе морские границы России проходят по водам Балтийского моря, которые соединяют нашу страну со многими европейскими государствами.

На юго-западе морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, где пограничными с Россией являются Украина и Грузия. В Севастополе (Украина) размещаются корабли Черноморского флота России (вопрос о разделе Черноморского флота между Россией и Украиной остается открытым).

Граница с некоторыми странами ближнего зарубежья проходит на юге по водам внутреннего Каспийского моря.

Протяженность сухопутных границ России около 20 тыс. км. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще морские границы с США и Японией). В пределах СССР страна граничила лишь с восемью зарубежными государствами. Остальные границы были внутренними — 11 тыс. км (с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном и др.) Теперь же это границы с иностранными государствами.

На северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией.

Официально статус государственных получили границы РФ с государствами Балтии — Эстонии, Латвией и Литвой. Вдоль западной и юго-западной границы России располагаются Белоруссия и Украина.

 На юге с Россией граничат Грузия, Азербайджан и Казахстан. Республики Алтай, Тува, Бурятия, а также Читинская область, входящие в состав РФ, граничат с Монголией. Почти всюду граница проходит по хребтам Алтая, Восточных Саян и других гор. Ещё восточнее Россия по рекам Аргунь, Амур и Уссури граничит с Китаем. На крайнем юго-востоке Приморский край РФ граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой.

Таким образом, большая часть границ России проходит по естественным рубежам: морям, горам, рекам. Часть из них затрудняют международные контакты (покрытые льдами моря, высокие горя и т.д.). Другие — речные долины, в том числе пограничные реки, равнинные территории — благоприятствуют контактам с соседями, позволяют прокладывать международные сухопутные и речные трассы для осуществления экономических связей.

Российская Федерация — крупнейшая суверенная республика в Содружестве Независимых Государств не только по площади и численности населения. Она обладает огромным природным, экономическим и научным потенциалом. Россия играла ведущую роль в экономике бывшего СССР. И в настоящее время ее роль в интеграции стран СНГ — решающая. Внешнеторговый товарооборот России со странами СНГ в 2003 г. составил 25,3 млрд. долл., и возрос по сравнению с 1992 г. в 2 раза. В то же время удельный вес государств Содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил лишь 19%. При этом экспорт продукции и услуг увеличился на 22,3% — с 11,2 до 13,7 млрд. долл. Объем импорта возрос за этот период почти в 2 раза и составил 11,6 против 6 млрд. долл. в 1992 г. В торгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина, Казахстан, Белоруссия. На долю этих государств приходится 83,4% внешнеторгового товарооборота со странами СНГ, при этом в товарной структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы. В структуре импортных товаров, поступающих в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие, сырье для пищевой промышленности, рудное сырье, металлопродукция и продукты нефтепереработки.

Современное положение России благоприятствует укреплению внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции страны и в Европе.

Особое значение для России имеют торгово-экономические отношения с Китаем, которые, несмотря на имеющиеся трудности, развиваются наиболее динамично. Объем торговли в 2003 г. составил 5,7 млрд. долл. Важное значение приобрела приграничная и межрегиональная торговля, за счет которой реализуется около 80% товарооборота. Большие возможности имеются для развития инвестиционного сотрудничества с Китаем, который проявляет значительный интерес к поставке из России комплектного оборудования для строительства объектов в области энергетики, угольной промышленности, металлургии и др. Российский экспорт в КНР включает самолеты, автомобили, сельскохозяйственную технику, горно- и нефтеперерабатывающее оборудование, оборудование для текстильной промышленности, продукцию химической промышленности, стальной прокат, древесину и др. Основными статьями российского экспорта в Китай остаются удобрения и черные металлы (50% общего объема российских поставок). Российский экспорт в Китай в 2003 г. составил около 3,5 млрд. долл.

Какая страна граничит с Россией на севере? Варианты ответов: Казахстан, Грузия, Норвегия,Япония.

Одним из направлений сотрудничества, где Россия имеет значительные преимущества при сравнении с другими развитыми государствами, является экспорт энергии и энергоносителей. Между Россией и Китаем в июне 1997 г. был заключен договор о сотрудничестве и строительстве нефте- и газопроводов из Сибири до Тихоокеанского побережья через Монголию.

Важным объектом сотрудничества является строительство крупной АЭС на северо-востоке КНР. Большого эффекта можно ожидать от развития производственной кооперации между Китаем и Россией, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока. Китай поставляет в Россию главным образом потребительские товары, продукты питания.

Внешнеэкономические отношения с Японией осложняются непростыми межгосударственными политическими отношениями, связанными с претензией со стороны Японии на ряд российских островов Курильской гряды. Доля России во внешней торговле с Японией не превышает 1%, что свидетельствует о слабом развитии взаимных связей. В экспорте России доля сырья превышает 50%, продукция низкой степени переработки — около 40%, тогда как на машины и оборудование приходится менее 1%. В российском импорте из Японии сохраняются низкая доля современного промышленного оборудования и других средств производства. Заметное место в российско-японских отношениях занимают региональные связи. Особенно активное участие в них принимают предприятия Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Амурской, Иркутской и Камчатской областей.

Таким образом, Россия стоит перед необходимостью глубоких преобразований, структурной перестройки экономики и адаптации к современной глобальной рыночной экономической системе.

Географическое положение России

Россия (Российская Федерация) — самое крупное по площади государство на земном шаре. Его площадь равна 17,1 млн. км2, что составляет около 1/6 части суши мира (без Антарктиды и Гренландии). Наша страна по территории больше в 2,2 раза, чем материк Австралия, на 0,7 млн. км больше, чем материк Южная Америка. Огромные ее размеры определяют такое разнообразие природных ресурсов, которого не имеет ни одна страна мира. Россия располагает крупными запасами важнейших природных ресурсов: сельскохозяйственных земель, пресной воды, древесины, полезных ископаемых. Это очень благоприятное условие для развития народного хозяйства и обеспечения экономической независимости страны. Но при больших пространствах интенсивное развитие экономики возможно лишь при развитой сети железных и шоссейных дорог. Однако их протяженность и густота в России крайне недостаточна. Весьма важное значение в этих условиях приобретают воздушный и трубопроводный транспорт.

Россия занимает 32,5% материка Евразия, располагаясь в его северной части. Поэтому на большей части территории страны климат полярный с суровыми продолжительными зимами. Суровости зим способствует открытость территории России на большом протяжении к Северному Ледовитому океану.

Северная крайняя материковая точка России — мыс Челюскин — находится на полуострове Таймыр, на 77°43’ с.ш. Самая крайняя островная точка располагается значительно севернее — на 81°50’ с.ш., это мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа. Крайняя южная точка страны находится на вершине Базар-Дюзю на 41°12’ с.ш., на границе Дагестана с Азербайджаном.

Протяженность России с севера на юг около 5,0 тыс. км. Следовательно, значительные различия в высоте солнца над горизонтом на севере и юге России сказываются и на величинах температуры воздуха и климатических условиях.

Климатические пояса на территории России
 

Территория России располагается в пределах арктического, субарктического и умеренного климатических поясов. К северу от полярного круга, где бывают полярные день и ночь лежит 16% территории России. В одно и то же календарное время, в разных местах страны бывают разные времена года. На побережье Каспия, вблизи Астрахани, в разгаре весна, а на полуострове Таймыр и полярных островах еще зима. Это позволяет маневрировать при организации и проведении сельскохозяйственных работ. На юге уборка урожая начинается на 1,5-2,0 месяца раньше, чем в северных районах. В одно и то же время потребность в топливе и энергии в северных и южных районах отличаются. Единые энергетические системы позволяют соответственно регулировать подачу электроэнергии, более рационально ее использовать.

Особенно велика протяженность России с запада на восток. Крайняя западная материковая точка находится на берегах Балтийского моря, в Калининградской области, у города Балтийска, мыс Северный (Мол Северный) на 19°53’в.д. Крайняя островная — на границе с Польшей на Балтийской (Вислинской) косе на 19°33’ в.д. Отсюда до крайней восточной точки наша страна протянулась на 172° или более 9000 км. На материке крайняя восточная точка — мыс Дежнева — 169°40’ з.д. Но самая крайняя островная восточная точка России находится вблизи границы с США на острове Ратманова в Беринговом проливе на 169°02’ з.д. На территории России располагается 11 (из 24) часовых поясов международного счета времени.

Россия — страна огромных равнинных пространств, они наиболее обширные равнины планеты. Территория Русской (Восточно-Европейской) равнины — (в пределах России) — 4140 тыс. км2, Западно-Сибирской равнины — 2900 тыс. км2. Горы находятся на юге страны. Они почти сплошным широтным поясом располагаются на юго-западе — северные склоны Большого Кавказа, на юге страны — от подножья Алтая до берегов Тихого океана. Северные пространства страны открыты воздействию воздушных масс Северного Ледовитого океана. Такие общие черты орографии России оказывают большое воздействие на разнообразие природных условий и ресурсов. С севера на юг закономерно нарастают величины радиационного баланса, что определяет четкую широтную зональность природы страны в пределах равнинных пространств. А в горных местностях отчетливо выражена высотная поясность. Территория России располагается почти во всех географических зонах северного полушария — исключая тропическую.

Территория России располагает огромными и разнообразными природными ресурсами. В ее недрах сосредоточено до 57% от бывших общемировых запасов углей, или 70% от бывших общесоюзных запасов, 37% природного газа, 41% железных руд, 54% калийных солей, до 30% фосфоритов, 11% гидроэнергоресурсов и до 9% ресурсов пресных вод. На территории России сосредоточено до 92% от бывших общесоюзных запасов торфа и 75% потенциальных запасов гидроэнергоресурсов. Россия занимает первое место в мире по размерам земельных ресурсов — около 137 млн. га и по размерам посевных площадей. Громадное национальное богатство представляют естественные растительные ресурсы. Лесопокрытая площадь России достигает 700 млн. га (больше, чем в США, Канаде, Швеции и Финляндии вместе взятых). В мировых запасах наиболее ценной хвойной древесины на долю России приходится свыше 50%, или 20% “лесного фонда мира”. На территории России сосредоточено 67% общесоюзных запасов древесины. Обширность и компактность территории нашей страны имеет важное экономическое и оборонное значение.

Границы России

Общая протяженность границ России самая большая в мире и достигает 62269 км. Из них протяженность морских границ составляет 37636, 6 км и сухопутных — 24625, 3 км. Из морских границ на побережье Северного Ледовитого, или Российский арктический сектор, приходится 19724, 1 км, а на побережье морей Тихого океана — 16997,9 км.

Морские границы России
 

Морские границы проходят на удалении 12 морских миль (22,7 км) от берегов, отделяя внутренние территориальные воды от международных. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов располагается граница морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и недрах, осуществляется только Россией. Другие страны могут добывать здесь природные ресурсы лишь по согласованию с правительством России. Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского (проследите по карте). Кроме Баренцева моря, все они круглый год покрыты дрейфующими многолетними паковыми льдами, поэтому плавание по морям затруднено и возможно лишь при использовании атомных ледокольных судов.

Восточные границы России проходят преимущественно по водам Тихого океана и его морей: Беринговому, Охотскому и Японскому. Ближайшими морскими соседями нашей страны здесь являются Япония и США. Протяженность морской границы с Японией составляет 194,3 км, а с США — 49 км. Неширокий пролив Лаперуза отделяет Российские территориальные воды и острова Сахалин и Курильские от Японского острова Хоккайдо.

Японское море и его проливы не замерзают, что благоприятствует морским связям России с Японией и другими Тихоокеанскими государствами. В Беринговом проливе рядом с островом Ратманова (Россия) находится остров Крузенштерна (США). Здесь наша страна непосредственно граничит с США.

Морские границы имеются и на западе России.

Воды Балтийского моря соединяют нашу страну со Швецией, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Германией, Финляндией и другими государствами. Узкий Финский залив отделяет берега России, Финляндии и Эстонии.

Северная часть Балтийского моря у берегов России замерзает, поэтому зимой судоходство осуществляется с помощью ледоколов. Южная часть моря у берегов Калининградской области, Литвы и Польши не замерзает. Балтийское море объединяет Россию со многими странами Балтии и Западной Европы и является действительно “окном” в Европу.

На юге и юго-западе России морские границы проходят со странами СНГ (Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией), а также с Ираном по водам Каспийского моря. По водам Черного и Азовского морей — с Украиной и Грузией.

Морская граница России. Границы РФ

Черное море соединяет нашу страну с Турцией, Болгарией и Румынией и по нему идут водные пути в Средиземноморскую Европу и страны Африки. Таким образом, Россия относится к великим морским державам и она располагает как торговым, так и военно-морским флотом.

Сухопутные границы России
 

Сухопутные границы нашей Родины отличаются большой протяженностью. На северо-западе нашими соседями являются Норвегия и Финляндия. Протяженность границы с Норвегией составляет 219,1 км, а с Финляндией — 1325,8 км. Протяженность границы по побережью Балтийского моря составляет 126,1 км. Вдоль западной границы России располагаются государства: Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина. По территории Калининградской области сухопутная граница проходит с Польшей и Литвой.

Участок морской границы у юго-восточной части Балтийского моря (морское побережье Калининградской области) составляет 140 км. Кроме этого протяженность речной границы области с Литвой составляет 206,6 км, озерной — 30,1 км, с Польшей — 236,3 км.

Протяженность сухопутной границы России с Эстонией составляет 466,8 км, с Латвией — 270,6 км, с Белоруссией — 1239 км, с Украиной — 2245,8 км. Протяженность Черноморской морской границы составляет 389,5 км, по Каспийскому морю — 580 км, а по Азовскому — 350 км.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горным массивам Главного Кавказского (Водораздельного) хребта и отрогам Самурского хребта. Протяженность границы с Грузией составляет 897,9 км, с Азербайджаном — 350 км. На побережье Каспийского моря южная граница России с Казахстаном проходит по Прикаспийской низменности, по равнинам и возвышенностям Приуралья и Зауралья, южным окраинам Западно-Сибирской низменности и по долине реки Иртыш подходит к предгорьям Алтая. Общая протяженность сухопутной границы с Казахстаном достигает 7598,6 км.

Российские пограничники охраняют и сухопутные границы Таджикистана в горах Памира и Тянь-Шаня. Общая протяженность Таджикской границы достигает 1909 км.

Далее на восток южная граница России с Китаем и Монголией проходит по высоким горам Алтая, Западного и Восточного Саяна. К востоку от Монголии Россия вновь граничит с Китаем по рекам Аргунь, Амур и Уссури, которые используются обеими странами. Общая протяженность сухопутных границ с Китаем составляет 4209,3 км, а с Монголией — 3485 км.

На крайнем юго-востоке Россия граничит с Корейской Народно-Демократической республикой. Протяженность границы составляет 39,4 км.

Как видим, большая часть границ нашей страны проходит по естественным рубежам: морям, рекам и горам. Часть из них затрудняет международные контакты. Это покрытые многолетними паковыми льдами моря Северного Ледовитого океана и высокие горные массивы на юге России. Европейская равнина, моря Тихого океана, Баренцево, Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское моря, пограничные реки и речные долины способствуют многообразным связям России с зарубежными государствами.

Из-за большой протяженности по долготе в России велика разница во времени — она составляет 10 часов. Соответственно и вся территория страны делится на 10 часовых поясов. В малонаселенных районах и на морях границы часовых поясов проходят по меридианам. В густонаселенных местах их проводят по границам административных областей, краев и автономных республик, огибая крупные города. Это сделано для облегчения исчисления времени. В пределах административных единиц установлено единое время. Положение страны во многих часовых поясах сопровождается рядом неудобств и затруднений. В России расписание движения поездов и самолетов составляется по московскому времени.

В СССР для более рационального использования светлой части суток с 1930 года часы повсеместно переведены на 1 час вперед — это декретное время. Декретное время 2-го часового пояса, в котором расположена Москва, называется московским временем.

Местное время жителей Калининградской области на 1 час (точнее, на 54 минуты) отличается от местного московского времени, поскольку Калининградская область располагается в первом часовом поясе.

Главная&nbsp>&nbsp Wiki-учебник&nbsp>&nbsp География&nbsp>&nbsp8 класс&nbsp>&nbspОбщая оценка географического положения России, ее границ и размеров

Морские границы России

Границы Российской Федерации достигают 60 тысяч километров, 40 из них — морские границы.Экономическая зона России находится в 370 километрах от побережья. Здесь могут присутствовать суды разных государств, для добычи природных ресурсов. Морские границы нашей страны проходят по бассейнам трех океанов.

На севере — границы расположены по морям, которые принадлежат Северному Ледовитому океану. Движение судов в этом районе затруднено, это происходит из-за льдов, которые присутствуют здесь весь год. В восточной части — по водам Тихого океана.

На западе — в водах Балтийского моря. Через это море Россия связана с странами — Швеция, Польша, Германия.Юго-западная граница расположена в водах Азовского, Каспийского и Черного морей. Благодаря Черному морю, Россия имеет выход в Средиземное море.

Япония расположена очень близко к Дальневосточной границе России (Японию и Россию отделяет пролив Лаперуза). Стоя на берегу в России в ясную погоду можно увидеть смутные очертания Японии.

США и Россию отделяет Беренгов пролив, длина границы примерно 49 километров

Крайние точки страны

На севере — мыс Челюскин, который находится на полуострове Таймыр. Крайней островной точкой является мыс Флигели, который находится на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа. Южная точка расположена на гребне Кавказского хребта.Западная — конечность Песчаной косы (Балтийское море). Восточная — мыс Дежнева, он находится на Чукотском полуострове.

Сухопутные границы

Российская Федерация имеет сухопутную границу с 14ю государствами. Это такие ,как Литва, Польша , Украина , Китай, Северная Корея, Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР), Норвегия, Финлянфия и т.п.

Границу Норвегии и Финляндии можно пересечь, если предъявить специальный документ. Границы со странами СНГ в большей или меньшей степени условны.

Государственная граница России

В настоящее время нет специальных документов , где были бы оговорены эти границы.

Оценка географического положения России

Россия расположена в умеренных широтах , но северная часть страны — в суровый арктических. На территории России много разнообразных природных ресурсов. Наша страна занимает первое место в мире по размерам земельных ресурсов. Площадь лесов в России достигает 700 млн.га.

Обширность территории нашей страны имеет важное экономическое и оборонное значение. На территории РФ наиболее большие равнины планеты.Это Русская (4140 тыс.км^2) и Западно-Сибирская равнины (2900 тыс. км^2). Северные пространства страны открыты для воздействия воздушных масс Северного Ледовитого океана.

Страна обладает богатыми минералами. В России 40% мировых запасов железных руд. Месторождение и богатые запасы медных руд — Уральский район. Средний Урал является месторождением ювелирных камней — аметист, изумруд, рубин. Наша территория распологается во всех географических зонах северного полушария, кроме тропической.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Экологические проблемы России и роль географии в их решении
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspТопливно-энергетический комплекс России: его значение и проблемы

В разрушительной эйфории "перестройки" российские дипломаты неосторожно дали повод японскому правительству надеяться на пересмотр итогов Второй мировой войны, и хотя сегодня Токио проявляет тонкое дипломатическое чутье, эти надежды сохраняются. Уступка Курил помимо удара по стратегическим позициям России на Тихом океане стала бы чрезвычайным прецедентом для возобновления территориальных споров во всем мире.

После разрушения ялтинско-потсдамского порядка, делаются активные попытки добиться его юридического пересмотра. В связи с этими спорами мы беремся решительно утверждать, что случившиеся изменения вовсе не влекут за собой возможность оспаривать оставшиеся территориальные результаты ялтинско-потсдамских соглашений. Удовлетворение японских претензий на "возвращение" островов, будет означать подрыв самого принципа незыблемости итогов Второй мировой войны. Это особенно опасно сейчас, когда агрессия США и НАТО против суверенной Югославии сделала карту Европы зыбкой.

Идеологи перестройки почитали нецивилизованным отстаивать исторические достижения России. При коммунистах все явления и достижения объясняли заслугой единственно верного учения, что породило анекдоты вроде: "Партия учит, что газы при нагревании расширяются". При перестройке газы при нагревании столь же анекдотически перестали расширяться, поскольку так учила утратившая власть партия. Русские горе мыслители опять дошли до абсурда, с пафосом отрекаясь от всех отеческих гробов не только советской, но и всей русской истории.

Есть две Японии — до и после войны

Термин "возвращение" в отношении предмета территориальных претензий послевоенного японского государства должен быть навсегда изъят из официального языка российских должностных лиц. Этот термин является концептуальной ревизией итогов войны, означая косвенное признание новой Японии в качестве правопреемницы (континуитет) того японского государства, которое развязало и проиграло войну.

Политики и государственные деятели должны вспомнить некоторые положения международного права. Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не являются продолжателями субъектности довоенных государств, не обладают по отношении к ним континуитетом. Они являются новыми субъектами международных отношений и международного права. Их правопреемство по отношению к прежним государствам ограничено решениями держав, обладавших четырехсторонней ответственностью. Это вытекает из юридического содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции, заложенного в послевоенное устройство.

Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим и историческим следствиям. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы. Такое государство, пусть наголову разбитое, сохраняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Но полная и безоговорочная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, демонтаж прежнего государства, утрату им суверенитета и всех властных полномочий, преходящих к победителям, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства. На месте прежнего возникает новый субъект международного права, который может по отношению к нему обладать правопреемством. В каком объеме, ограниченном или почти полном — это решают победители. Новые государства ФРГ, ГДР и Япония — были созданы на условиях союзников в новых границах, с новыми конституциями и органами власти. Особенно наглядно это в случае с Германией, которая даже получила новое официальное название. Ни ФРГ, ни ГДР не обладали полным суверенитетом даже через 40 лет. Их суверенитет в терминах международного права имел так называемый производный характер — производный от полномочий союзников, сохранявших часть полномочий в виде четырехсторонней ответственности.

Можно привести пример, как США воспользовались своими полномочиями в отношении ФРГ через два десятилетия после победы. В 1973г. во время арабо-израильской войны Министр иностранных дел Вальтер Шеель официально возразил против отправки с территории ФРГ американского оружия в Израиль и использования ее портов и аэродромов, и заявил, что ФРГ не желает ухудшения отношений с арабским миром и выбирает роль нейтрального государства. Последовала немедленная отповедь со стороны Вашингтона. Государственный департамент в официальной ноте в резких тонах заявил, что ФРГ не имеет полного суверенитета, и США, исходя из своих прав, вытекающих из принципов послевоенного урегулирования, имеют право без уведомления совершать с территории ФРГ любые действия, которые сочтут необходимыми для своих интересов. Отсутствие полного суверенитета и континуитета по отношению к рейху продемонстрировал даже момент объединения Германии. Этому процессу вряд ли кто-либо мог помешать, тем не менее, для того, чтобы новое государство получило суверенитет, четыре державы должны были дать согласие на объединение и формально сложить с себя полномочия, что и было сделано в Договоре "Два плюс четыре".

Концепция японского правительства исходит из непризнания именно этой основы послевоенного урегулирования. В случае с Японией внешние проявления утраты суверенитета и прерывания международной правосубъектности менее наглядны. Япония сохранила прежнего императора. Этот факт используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась, что сохранение прежней императорской верховной власти означает континуитет государства. Однако на деле континуитета не было, а состоялось признание правопреемства императорской власти, но источник сохранения императорской династии совершенно иной — это воля и решение победителей.

Не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником. Если признать право нынешней Японии оспаривать территориальные решения победителей, можно ли гарантировать, что в будущем не будет подвергнута сомнению линия Одер-Нейссе, начертанная не немцами, а державами — победительницами, не испрашивавшими на это согласия фельдмаршала Кейтеля. Нынешняя Япония — послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной международно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны.

История "Курильского вопроса" и международное право

Весь "исторический" пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства, хотя, безусловно, имеет отношение к истории Японии. В этой аргументации особое место занимают ссылки на договоры XIX века — Симодский торговый договор 1855 года, по которому граница была проведена между островами Уpуп и Итуpуп, а Сахалин остался неpазгpаниченным, а также на Санкт-Петеpбуpгский договор 1875 года, по которому за признание Японией всего Сахалина российским все Курильские острова были переданы Японии.

В современной японской литературе приводятся только те официозные исторические исследования и карты прошлого, где так или иначе Курилы обозначены как владения Японии. Однако японские историки прошлого отдавали России бесспорный приоритет в открытии и освоении островов и указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не считала своими владениями не только Курилы и Сахалин, который считался там полуостровом, в то время как с российской стороны он был уже подробно исследован, но даже остров Хоккайдо, который не был тогда еще заселен. Но уже в конце XIX в. Япония стремится вытеснить с Курильских островов русских поселенцев, уничтожить их посты, выселить оттуда коренных жителей — айну, которые до появления русских первопроходцев японцев не видели и никому не платили дани.

Специалисты в СССР на основе архивных материалов, зарубежных источников и данных картографии дали убедительный ответ на все необоснованные попытки Японии исказить историю открытия Курильских островов. Эти труды были подготовлены в 60-70-е годы, как правило, для служебного пользования. Они скрупулезно документированы и свободны от пропагандистской заостренности, которая у современного читателя часто вызывает подозрение в тенденциозности.

Японские дипломаты полагают, что в последние годы получили неопровержимое доказательство "изначальной" принадлежности ряда оспариваемых сегодня островов. Речь идет об инструкции адмиралу Путятину, с которой он отправился на переговоры с Японией в 1853 году. Этот архивный документ был при А. Козыреве "любезно" предоставлен Японии из архивов российского МИД сотрудниками козыревской школы — действие, во все времена считавшееся несовместимым со служебной и ведомственной этикой дипломата — попросту предательство. В инструкции к переговорам 1854 г. Николай I полагал возможным при определенных условиях согласиться на настояния Японии и признать, что "из островов Курильских южнейший, России принадлежащий есть остров Уруп"… так, чтобы "от нашей стороны южная оконечность сего острова была (как и ныне она в сущности есть) границей с Японией".

Японская сторона, и такие "российские" дипломаты как Г. Кунадзе и дp. трактуют эти слова как доказательство того, что спорные острова и до 1855 г. не принадлежали России, и что само русское правительство это знало и якобы не считало Курилы южнее Уpупа российской территорией. Однако, эти слова означают лишь то, что русское правительство исходило из общепризнанности принадлежности к России островов к северу от Уpупа, и отдавало себе отчет в том, что Япония оспаривает принадлежность островов южнее Уpупа.

Граница между Россией и Японией к этому моменту еще не была формально закреплена в международном двустороннем договоре, что и предстояло сделать. Само построение фразы "как и ныне она в сущности есть", как раз говорит о том, что по мнению Государя имелось расхождение между долженствующей границей в силу принадлежности островов России, и той линией, которую "в сущности", то есть в реальных обстоятельствах приходилось соблюдать, чтобы избежать острых столкновений с Японией, претендующей на территории. У России не хватало достаточного и способного к самозащите населения, хозяйственной инфраструктуры и вооруженных постов на Дальнем Востоке, то есть не было военно-политических возможностей реально осуществлять свой суверенитет над этими островами в условиях постоянных посягательств японцев. Сложнейшая международная обстановка накануне Крымской войны заставляла вести себя так, чтобы не активизировать остроту взаимоотношений, то есть "в сущности" отступить от своих исторических прав.

Упомянутые русско-японские договоры как любые территориальные размежевания являются отражением соотношения сил и международной обстановки. Симодский трактат был заключен в разгар Кpымской войны, когда английские и французские эскадры хозяйничали в Охотском море. Петpопавловск-Камчатский был осажден, и, хотя атака английского десанта была отбита, порт даже был эвакуирован в Николаевск-на-Амуpе. В любой момент англичане могли высадиться на Курилах, которые не были формально разграничены в международном договоре. Для России было безопаснее пойти на такое разграничение, при котором часть островов оказалась бы под юрисдикцией слабой в военно-моpском отношении Японии, зато не подверглась бы оккупации сильнейшей военно-моpской державы — Великобритании. К тому же большим успехом считалось согласие Японии торговать продовольствием с Россией, которая не могла содержать свои военные посты на Сахалине и Курилах из-за хронической нехватки продовольствия. Япония же, проводившая политику полной изоляции, долгое время категорически отказывалась продавать даже соль и муку.

Откровенно антироссийскую роль играли уже тогда США, начавшие массированное внедрение в Дальневосточно-Тихоокеанский регион. Одним из главных препятствий на пути своей экспансии США считали Россию, а инструментом против нее — Японию. Амеpиканские миссии постоянно убеждали Японию не соглашаться на признание южного Сахалина российским и внушали, что Россия стремится захватить Хоккайдо. Русским дипломатам приходилось дезавуировать эти инсинуации, а американцам даже приносить официальные извинения. Американская печать в 70-х гг. XIX в. открыто выражала надежду на то, что в результате сотрудничества Соединенных Штатов и Японии будет достигнуто "уменьшение владений России в восточной части Азии".

Такая же обстановка сохранялась и во время заключения Санкт-Петербургского договора 1875 г. об обмене территориями. Важнее было международно-правовым образом закрепить принадлежность всего Сахалина России и обезопасить его от беззастенчивой военной экспансии западноевропейских держав. Но и после заключения этих договоров Япония практически никогда не соблюдала их, нарушая территориальные воды и высаживаясь на других принадлежащих России территориях, а позднее развязала Русско-японскую войну 1904-1905гг. И эта война вообще перечеркнула все предыдущие решения, ибо международное право гласит: состояние войны между государствами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Следовало бы напомнить это сегодняшней Японии, как и то, что именно это было указанно японской стороной графу С.Ю. Витте, который пытался на Портсмутских переговорах в 1905г. сохранить южный Сахалин, ссылаясь на договор 1875г. По Портсмутскому миру Россия уступала победившей Японии и все Курилы, и южный Сахалин, что русской дипломатией всегда рассматривалось как большое поражение.

Американский посол в России, как информатор японцев в 1905-м

Настоящей детективной историей является дипломатическая игра США во время Портсмутских переговоров по итогам проигранной Россией pусско-японской войны. США, разумеется, "принимали близко к сердцу дело всеобщего мира", который мог привести к столь желанному "уменьшению владений России в Южной части Азии". Американский президент Теодор Рузвельт считал, что американская "будущая история больше будет определяться нашей позицией на Тихом океане в отношении Китая, чем нашей позицией на Атлантическом океане в отношении Европы". Саму Японию США не считали серьезным соперником, но всячески стремились воспрепятствовать укреплению российских позиций. Поэтому с самого начала Русско-японской войны симпатии Теодора Рузвельта были на стороне Японии.

К моменту Портсмутских переговоров Рузвельт договорился с японским правительством о разграничении сфер влияния. По секретному соглашению от 31 июля 1905 г. через обмен телеграммами между Т. Рузвельтом и Кацурой — японским премьер-министром, Япония отказывалась от "намерений" в отношении Филиппин, оставляя их на волю США, а США соглашались на право Японии через военную оккупацию установить контроль над Кореей. (На этом фоне неуместно Вашингтону возмущаться пактом Молотова-Риббентроппа, позволившему СССР всего лишь восстановить территорию исторической России, утраченную из-за революции, гражданской войны и интервенции). Имея за спиной такой "американо-японский союз", Т. Рузвельт, взявший на себя роль "честного маклера", не мог быть беспристрастным посредником. Действительную роль США проясняют весьма интересные мемуары крупнейшего японского дипломата начала ХХ в. Кикудзиро Исии, непосредственного участника событий, изданные в блестящем переводе О.А. Трояновского и с превосходным анализом А.А. Трояновского старшего. Исии стал потом министром иностранных дел Японии и автором известного соглашения о специальных правах в Китае "Соглашения Лансинг — Исии" 1917г.

На Портсмутской конференции японская делегация требовала не только все Курилы, но и весь Сахалин, и денежную контрибуцию. Россия в лице графа С.Ю. Витте возражала, проявляя, по выражению Исии, "истерическое упрямство", и отказывалась вообще платить какую-либо контрибуцию. Из мемуаров ясно, что Япония настолько была истощена войной и желала скорейшего заключения мира, что к концу переговоров готова была согласиться на принадлежность всего Сахалина России без всякой денежной компенсации. Это было неизвестно ни Петербургу, ни российской делегации, но решение уступить было принято именно японским правительством. В Портсмут были отправлены соответствующие инструкции, предписывавшие японской делегации в случае дальнейшего упорства русской делегации согласиться на сохранение всего Сахалина за Россией.

В момент, когда японское правительство приняло решение отступить от своих первоначальных требований в отношении Сахалина, Россия пребывала в полном неведении об этих намерениях, Вашингтон же был немедленно кем-то осведомлен об этой не устраивающей его перспективе, и США взялись "помочь". Насколько США хотели бы "уменьшить владения России", явствует из телеграммы Т. Рузвельта Николаю II. Американский "миротворец" пугал непреодолимыми претензиями Японии, и ее решимостью возобновить военные действия, грозя, что "продолжение войны может привести к потере всей русской территории восточнее озера Байкал", то есть прекратить существование России как тихоокеанской державы. В эти дни в Петербурге американский посол в России Майер испросил аудиенцию и стал уговаривать Николая II пойти на уступки, обещая посредничество президента Т. Рузвельта в деле "уговорить" Японию отказаться от контрибуции. Николай II в целом "упорствовал", но потом "мимоходом, как бы про себя заметил, что можно было бы рассмотреть возможность передачи южной части Сахалина Японии…". Информация о потенциальной готовности России уступить южный Сахалин была немедленно передана президенту Т. Рузвельту, и меньше чем за сутки стала известна японской стороне. Исии в мемуарах всячески отрицает предположение (естественно возникающее у читателя) о том, что американский президент мог передать эти сведения в Токио, тем не менее, факты говорят об обратном.

Счастливым обстоятельством для Японии была и 14-часовая разница во времени между Токио и Портсмутом. Исии успел встретиться с премьер-министром, который сначала усомнился в достоверности сведений. Военный министр предупредил Исии, что тому придется сделать харакири, если информация окажется ложной.

Таблица: Соседи РФ и протяженность границ РФ в км

Но Исии был уверен в надежности канала связи. Можно предположить, что этот самый канал уже зарекомендовал себя, осведомив Рузвельта о решении японцев смириться с условиями русских. Разумеется, Исии описывает получение этой информации как чистую "случайность" в ходе беседы с "одним другом" "в одной из иностранных миссий в Токио", в которой он "узнал о том, что произошло во время царской аудиенции". Исии настоял, чтобы немедленно были отозваны старые и посланы новые инструкции. Японская делегация отложила очередное заседание, затем, следуя новой инструкции, сделала следующее заявление: "Императорское правительство решило в знак своего миролюбия отказаться от требований на весь Сахалин и делает последнюю уступку, удовлетворяясь южной половиной острова". Из всего видно, что дипломатия Витте, получившего прозвище "графа Полусахалинского", не была удачной. При некоторой твердости Россия не потеряла бы южной части Сахалина.

Что решено в Ялте, Потсдаме и Сан-Франциско?

Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы, которые должны быть основой нынешнего подхода к проблеме Курильской гряды, это решения держав в Ялте, Потсдаме и Сан-Фpанцисский мирный договор с Японией, подписанный в 1951 году 51 государством во главе с Соединенными Штатами. В соответствии с решениями Ялтинской конференции все Курильские острова и остров Сахалин "навечно" возвращались Советскому Союзу. Это же подтвердила Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, к которой позднее присоединился СССР.

В тексте, составленном даже без СССР, говорилось, что "после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем". Последние слова иллюстрируют правовые следствия принципа полной и безоговорочной капитуляции — утрату Японией международной правосубъектности и права обсуждать условия мира. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву N677 от 29 января 1946г. с указанием, что из под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Сикотан и Хабомаи.

СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор с Японией. Международные отношения в Азии после войны были чрезвычайно сложны из-за совершенно новой роли коммунистического Китая, отношения с которым в Азии были для СССР чрезвычайно важны. Запад же, наоборот, признал тайваньское гоминдановское правительство. В результате в этом договоре США удалось навязать многие положения, противоречившие интересам Советского Союза. Этот договор не содержит указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. Но это не меняет того непреложного факта, что в статье 2 этого договора Япония "отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5-го сентября 1905 г.". Под этим Договором и этим его пунктом стоит подпись США.

Поскольку обойти положения Сан-Францисского договора представляется невозможным, а их прямой подрыв взорвал бы территориальную стабильность в Азии — статус Внешней Монголии, независимость Кореи, и другое, Япония и США изобрели в середине 50-х г. новую аргументацию, которая усиленно навязывается мировому сообществу. Теперь острова Сикотан и Хабомаи якобы относятся к системе острова Хоккайдо, а понятие Курильские острова якобы не охватывает "особую географическую единицу" — "Южные Курилы" (с заглавной "Ю") — Кунашир и Итуруп. Это, безусловно, географическая "новация", даже Британская энциклопедия недвусмысленно указывает на Кунашир и Итуруп как на "крупнейшие из Курильских островов". Любой географический атлас рассматривает Курилы как единое географическое понятие, поскольку Курильская гряда имеет все признаки такой классификации.

Однако полная ясность у США и Японии в отношении того, что в Сан-Францисском договоре Япония отказалась от всех Курильских островов, не вызывает сомнений. Так, книга американского автора Д. Риза "Захват Советами Курильских островов" в японских библиотеках хранится в спецхране — она содержит выдержку из справочника военно-морского флота США, выпущенного в 1943г. на случай военных операций в этом районе. В справочнике перечислены все "Курильские острова" с их описанием с точки зрения военного мореплавания. В их числе и те самые острова, которые теперь Япония объявляет не принадлежащими к Курильской гряде. В книге цитируется запись беседы А. Даллеса с Иосидой — тогдашним министром иностранных дел Японии, который спрашивал, нельзя ли представить дело так, чтобы ялтинско-потсдамское решение не распространялось на южные острова Курильской гряды. Даллес ответил, что такое кардинальное изменение предшествующих согласований потребовало бы многолетних споров, что задержит получение Японией полного суверенитета на неопределенное время. Так что Япония осознавала, каких островов она лишается.

Высокопоставленный японский чиновник Нисимура — директор Отдела мирного договора МИД Японии, представляя условия Сан-францисского договора в японском парламенте, разъяснял, что "понятие Курильские острова, фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные". В ответ на упреки националистов, Нисимура ответил в парламенте, что "утрата суверенитета влечет для Японии и потерю права высказываться по поводу конечной принадлежности территории".

Спокойно надо относиться и к Советско-японской декларации от 19 октября 1956г., в которой было прекращено состояние войны, а также заявлено о согласии СССР передать Японии острова Хабомаи и Сикотан, но после заключения мирного договора. Декларация отличается от договора и является протоколом о намерениях. За это время Япония заключила договор о военном сотрудничестве с США, закрепивший бессрочное пребывание американских вооруженных сил на ее территории. На островах не преминули бы появиться войска третьей стороны — Соединенных Штатов. При всей недальновидности заявления Хрущева, в нем речь идет не о "возвращении", а о "передаче", то есть готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны. Несостоятельны и заявления о том, что для нормальных взаимоотношений якобы необходим мирный договор. В международном праве есть случаи, когда послевоенное урегулирование обходилось без такового. Не было мирного договора с Германией, состояние войны с которой прекращено односторонне Указом Президиума Верховного Совета СССР и юридическими актами союзных держав.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" навеки забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики фантастически разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

Наталия Нарочницкая,

Смотри также:

КУРИЛЫ ТОЖЕ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

Границы России и их роль

Морские границы

Общая протяженность границ России самая большая в мире. Из них свыше 40 тыс. км – морские границы, преимущественно на севере и востоке страны. Это воды Северного Ледовитого и Тихого океанов и их морей. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,71 км) от берега, отделяя российские территориальные воды от международных. В территориальных водах России плаванье иностранных судов допускается лишь по специальному разрешению нашего государства. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией. Другие страны могут проводить здесь добычу природных ресурсов лишь по согласованию с правительством Российской Федерации.

В пределах Северного Ледовитого океана от берегов нашей страны до Северного полюса находится российский сектор Арктики. Он располагается между меридианами 3245 в.д. и 16849 з.д. Все острова в пределах этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген, принадлежат России.

Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточносибирского, Чукотского. Кроме части Баренцева моря, все они круглый год покрыты дрейфующими льдами, поэтому плаванье по морям затруднено и связи через Северный Ледовитый океан с прибрежными государствами этого бассейна – США и Канадой – очень ограничены.

Восточные границы России проходят преимущественно по водам Тихого океана и его морей: Японскому, Охотскому и Берингову. Ближайшими морскими соседями нашей страны здесь являются Япония и США. Неширокий пролив Лаперуза отделяет русские острова Сахалин и Курильские от японского острова Хоккайдо. Японское море и его проливы не замерзают, что благоприятствует морским связям России с Японией. В Беринговом проливе рядом с островом «Ратманов», принадлежащим нашей стране, находится остров Крузенштерна (территория США). Здесь наша страна непосредственно граничит с США.

Морские границы имеются и на западе России. Воды Балтийского моря соединяют нашу страну с Финляндией, Эстонией, Литвой, Латвией и Польшей. Северная часть Балтийского моря у берегов России замерзает, поэтому зимой судоходство возможно с помощью ледоколов. Южная часть моря у берегов Калининградской области не замерзает. По Балтийскому морю осуществляется удобная связь со многими странами Западной Европы.

На юго-западе России морские границы проходят по водам Черного моря, которое соединяет нашу страну с Грузией, Украиной, Турцией, Болгарией и Румынией. По Азовскому морю проходит морская граница России с Украиной. По Черному морю судоходные пути ведут в страны Средиземноморской Европы и Африки.

По Каспийскому морю осуществляются связи России с Туркменией, Ираном, Азербайджаном и Казахстаном.

Таким образом, большая часть границ Российской Федерации проходит по морям, и она является великой морской державой.

Сухопутные границы

Очень велика и протяженность сухопутных границ нашей Родины. На северо-западе нашими соседями являются Норвегия и Финляндия. Вдоль западной границы России располагаются Эстония, Латвия, Литва, Беларусь и Польша. На юго-западе находится Украина. Границы со всеми этими государствами проходят по равнинам и малым рекам. Но эти республики соединены между собой и большими реками, большинство из которых берет начало в России. Так, Днепр – главная река Украины – берет начало в России, пересекает Беларусь, а в Латвии принимает название Даугава. Литовский Нямунас начинается Неманом в Беларуси. Все это благоприятствует экономическим и культурным связям этих государств с Россией. Ее западные границы удобны для строительства разнообразных международных транспортных магистралей. За годы существования Советского Союза, республики Прибалтики, через их границы построены многочисленные общие железные и шоссейные дороги, проложены трубопроводы, линии высоковольтных электропередач.

Аналогичный характер носят границы и с Казахстаном, примыкающим к России с юга. Но большая часть южных сухопутных проходят главным образом по высоким горам, среднегорьям и долинам горных рек. Граница с Грузией и Азербайджаном тянутся по хребтам Большого Кавказа. Алтайский край, Тыва, Бурятия и Читинская область располагаются вдоль границ с Монголией. Почти всюду эти границы проходят по высоким горам Алтая и Восточного Саяна. Однако реки Монголии текут на север и пересекают государственную границу России. По их долинам и осуществляется связь между нашей страной и Монголией.

К востоку от Монголии Россия граничит с Китаем по рекам Аргунь, Амур и Уссури, которые используются обеими странами. На крайнем юго-востоке российский Приморский край граничит с КНДР.

Большая часть границ нашей страны проходит по естественным рубежам: морям, горам и рекам. Часть из них затрудняет международные контакты. Это покрытые льдами моря Северного Ледовитого океана и высокие горы на юге России. Баренцево, Балтийское, Черное и Каспийское моря, моря Тихого океана, пограничные реки и речные долины, европейские равнины на западе способствуют многообразным связям России с зарубежными государствами.

Роль границ

Контактная

Морской транспорт имеет огромное значение для внутренних и внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. Все экономические связи России с дальним зарубежьем осуществляется морем, потребность России в перевозках грузов морем оценивается примерно в 210 млн.т грузов в год. Распоряжением Правительства РФ в 1997 году открыт пропуск грузовых иностранных и российских судов загранплавания.

Возникновение морского порта всегда вызывало появление нового города. Это послужило основанием для появления такого термина, как “портовый город” или “город-порт”. Например, Петербург, рожденный именно как порт, потом благодаря порту, его выгодному расположению и огромному значению для внешних торгово-экономических и политических связей город вырос в крупнейший индустриальный и культурный центр государства — его столицу на два столетия. Как военный пост и база Тихоокеанской эскадры был заложен Владивосток. Для торговли со средиземными странами на месте маленькой деревушки двести лет назад начали строить большой порт, теперь это известный во всем мире порт и город Одесса. Можно привести еще множество примеров влияния морского порта на развитие инфраструктуры.

Морской транспорт обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Перевозка каждой тонны груза морем требует значительно меньше энергии и, следовательно, меньшего расхода топлива, чем на других видах транспорта. Крупные морские суда способны одновременно перевозить десятки тысяч тонн груза. Все это определяет в значительной степени довольно низкую себестоимость грузов.

Особенности географического положения России, «замерзаемость» многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура грузопотоков, несбалансированность ввоза и вывоза грузов, другие особенности выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального морского транспорта создавало препятствия в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий.

На сегодняшний момент на морском транспорте сложилась следующая ситуация. Первое место в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (46,5 % всех отправленных грузов в 1994 г. морским транспортом России), через порты которого осуществляются внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского региона, а также обеспечиваются транспортно-экономические связи с прибрежными районами Дальнего Востока. Наиболее крупными здесь являются морские порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, порт Восточный с крупными угольным и лесным терминалами, а также порт Ванино на линии железнодорожной морской паромной переправы Ванино-Холмск (о. Сахалин).

На втором месте — Черноморско-Азовский бассейн (23,7% отправленных грузов). Через оставшиеся у России порты Черноморского бассейна ведется в основном экспорт нефти. Здесь находится самый крупный по грузообороту России нефтяной порт Новороссийск с глубоководным нефтепирсом “Шесхарис”, позволяющим обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. т. Меньшее значение имеет также нефтяной порт Туапсе. Реализация крупных нефтедобывающих проектов в Казахстане и Азербайджане, а также потребности России в экспорте сжиженного газа создали предпосылки для строительства на Черноморском побережье России ряда новых нефтяных и газовых портов и причалов. Предполагается также развитие Таганрогского порта и строительство на Азовском побережье нового крупного морского порта.

В бассейне Северного ледовитого океана (третье место по объемам отправленных грузов — 15 %) выделяются два порта — Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск — специализированный лесоэкспортный порт России. Он также является единственным незамерзающим портом России на Севере. Важное значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, расположенных на трассе Северного морского пути. В наиболее грузонапряженном западном секторе Севморпути (Мурманск — Дудинка) с помощью атомных ледоколов налажена круглогодичная навигация. На восточном участке (от Диксона до бухты Провидения) навигация ведется эпизодически.

Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5 %). В его пределах расположен самый крупный универсальный российский порт — Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт. Однако его значение для обеспечения транспортных связей Калининградской области с основной территорией России трудно переоценить.

В Каспийском бассейне (всего 0,4 % отправленных грузов) действуют два относительно крупных порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной Астраханский. В связи с повышением уровня Каспийского моря в работе каспийских портов, особенно Махачкалинского, наблюдаются значительные трудности. Необходимость взаимосвязанного решения указанных выше проблем в условиях ограниченности финансовых ресурсов потребовала разработки многих проектов возрождения морского флота, в частности проекта федеральной целевой программы (ФЦП) "Мировой океан". Служба морского флота приняла активное участие в разработке ФЦП "Мировой океан" и представила согласованные с Министерством науки РФ предложения в Министерство экономики РФ по разделу "Транспортные коммуникации России в Мировом океане". Основной задачей этих мероприятий является привлечение дополнительных грузопотоков. Специфика морского транспорта заключается в том, что основная масса перевозок осуществляется на международных направлениях. Однако в последние годы объемы перевозок снизились в результате снижения отечественного производства и в значительной степени по причине уменьшения тоннажа морских судов из-за старения флота и крайне неудовлетворительного пополнения новыми судами.

В настоящее время на Азово-Черноморском бассейне функционирует паромные переправы между портами Новороссийск — Самсун (Турция); Новороссийск — Бургас (Болгария) — Поти (Грузия); Новороссийск — Варна.

В связи с полным отсутствием бюджетных средств, служба морского флота не имеет возможности построить и поставить на паромные линии российские паромы. Ежегодные валютные потери России по экспертной оценке составляют 25 — 30 млн.$. Разработки проектов организации комплексных паромных перспективных перевозок на Турцию и Болгарию приостановлены, так как на эти цели в течение двух лет у Минтранса РФ не нашлось необходимых средств.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский. Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря, но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако надо увеличить пропускную способность портов на севере.

Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн). На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода. Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России, обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки. Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены. Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлено как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР. В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России: Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными. В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область). В Латвии – Пыталовский район. В Финляндии – на земле Карелии – Карельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе. Представляется очевидным ухудшение политика и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газа и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Барьерная

«Согласно статье 87 конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение…»

Практическое исполнение функции защиты из вне возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.

Различают политическую, экономическую и иные виды защиты границы (например, санитарную, осуществляемую по линии Минздрава РФ).

Политическую защиту Государственной границы РФ в основном осуществляется органами пограничного контроля ФСП и пограничные войска.

Границы России

В этой сфере действуют также военно-воздушные и военно-морские силы Минобороны РФ.

Установлен административно-правовой режим Государственной границы, представляющий собой правила содержания, пересечения ее гражданами и товарами, ведения на ней хозяйственной и промысловой деятельности, разрешения инцидентов с пограничными государствами в связи с ее нарушением.

Действует также пограничный режим, распространяющийся на пограничные полосы, территориальное море РФ, внутренние воды с выходом на Государственную границу. Это правила въезда, временного пребывания лиц и транспортных средств в пограничной полосе; правила, обеспечивающие в ней общественную безопасность и общественный порядок (например, при проведении массовых мероприятий).

Пограничная полоса – часть территории РФ, непосредственно прилегающей к Государственной границе, шириной до пяти километров. Она отмечается предупреждающими знаками.

Определенный режим установлен также в контрольно-пропускных пунктах через Государственную границу (правила въезда в них, выезда из них, ввоза и вывоза грузов и т.п.). В этих пунктах подразделения пограничных войск осуществляют пограничный контроль (проверка документов, досмотр транспортных средств и т.д.). В этом контроле участвуют также органы таможенного, санитарного, ветеринарного, миграционного контроля. Органы внутренних дел обеспечивают при этом общественный порядок.

Соблюдение административно-правовых режимов защиты Государственной границы РФ обеспечивают пограничные войска. Их задача – не допустить противоправного изменения линии границы и ее нарушения. Административные полномочия их значительны: задержания и личный досмотр лиц; осмотр и задержания невоенных судов, допустивших нарушение режимов; временное ограничение или запрещение движения при пограничных поисках нарушителей границы; право производить предварительные выстрелы и применять оружие и боевую технику; ведение административного производства по пограничным правонарушениям.

В осуществлении экономической защиты границы важное значение имеет деятельность, осуществляемая Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Свои полномочия он осуществляет непосредственно или через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом РФ.

ГТК России в рамках своей компетенции: обеспечивает экономическую безопасность страны и защиту ее экономических интересов; организует таможенное регулирование хозяйственной деятельности; обеспечивает соблюдение таможенного законодательства; реализацию таможенного режима при перемещении товаров и транспортных средств через границу; организует борьбу с контрабандой; участвует в организации экспортного контроля.

В функции ГТК входит борьба с нарушениями таможенных правил, включая административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов; пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических и психотропных средств, предметов художественного и исторического достояния, оружия, оказание содействия борьбе с международным терроризмом.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, таможенного досмотра товаров и транспортных средств, а также – в исключительных случаях – личного досмотра; осмотра территорий и помещений таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. Таможенные органы также в праве проверять финансово хозяйственную деятельность лиц, перемещающих товары или транспортные средства через таможенную границу, контролировать перемещение через границу валютных ценностей и валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств.

Таможенные органы вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров; устанавливать льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей; отзывать лицензии на осуществление определенных видов деятельности; взыскивать стоимость товаров и транспортных средств – объектов нарушения таможенных правил; привлекать виновных в нарушении таможенных правил и административной ответственности и самостоятельно осуществлять административное производство.

На сегодняшний день Россия, Белоруссия, Казахстан создают таможенный союз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *