Бреттон вудская система

Хотя послевоенный миропорядок принято называть ялтинско-потсдамским – по местам проведения всего двух важнейших международных конференций 1940-х годов – фактическое международное устройство мира складывалось не в два, а в четыре этапа, на четырех международных встречах: 1) в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г., где были заложены основы регулирования послевоенной мировой экономики; 2) в Ялте (СССР) в феврале 1945 г., где СССР, США и Великобритании согласовывали общие подходы к будущему политическому переустройству Европы; 3) в Сан-Франциско (США) в апреле-июне 1945 г., когда был принят Устав ООН; и, наконец, 4) в Потсдаме (Германия) в июле 1945 г., когда три страны-лидера антигитлеровской коалиции конкретизировали общую политику в отношении поверженной Германии агрессора и шаги по переустройству Европы.

Валентин Катасонов. «Тайные архитекторы Бреттон-Вудской системы»

Главной целью советского правительства было превращение восточноевропейских стран в охраняемую зону безопасности СССР. США уделяли внимание мирохозяйственным вопросам, считая, что именно они позволят устранить из международных отношений причины появления агрессивности. В Вашингтоне полагали, что война в Европе была обусловлена разорением Германии после Первой мировой войны и невозможностью хозяйственного восстановления Европы в межвоенный период из-за торговых войн и нежелания стран договариваться между собой в интересах стабилизации мировой экономики. Опыт преодоления кризиса 1929 – 1933 в США при помощи государственного вмешательства внушал мысль, что стабилизация мирового хозяйства в целом тоже может быть достигнута с помощью общемировых координирующих механизмов.

Ключевыми из них предполагалось сделать три института – Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). МВФ должен был обеспечить стабильность международной валютной системы и оказывать финансовую помощь нуждающимся государствам. Крупнейшим шагом МВФ было восстановление устойчивого золотодолларового стандарта и фиксирование твердых обменных паритетов основных мировых валют. МБРР должен был содействовать развитию отстающих стран кредитами и инвестициями. ГАТТ имел задачей содействие либерализации международной торговли через поэтапное снижение таможенных тарифов и отмену внешнеторговых ограничений.

Конференция для создания МВФ и МБРР состоялась в США, в городе Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир), с 1 по 23 июля 1944 г. Подписание ГАТТ затянулось, оно состоялось в Женеве в октябре 1947 г. В дальнейшем МБРР наряду с Международной ассоциацией развития и некоторыми другими институтами стал одной из главных частей Всемирного банка, хотя в литературе выражения «Всемирный банк» и «Международный банк реконструкции и развития» часто употребляются как синонимы. МБРР и МВФ стали частями системы учреждений ООН.

ГАТТ вместе с МВФ и МБРР с 1940-х годов образовали комплекс мироэкономических регулирующих механизмов, который принято называть Бреттон-Вудской системой

Вашингтон искал компромисса с Москвой, стараясь привлечь её к работе этих органов. СССР в 1944 – 1945 гг. принял участие в создании МВФ, МБРР, Европейской экономической комиссии и ряда других организаций международно-экономического профиля. США были готовы согласиться на значительное присутствие представителей СССР в создаваемых органах. Согласно достигнутым в Бреттон-Вудсе договоренностям, по размерам квоты голосов при принятии решений в МВФ Советский Союз стоял на третьем месте после США и Великобритании.

Но сталинское руководство понимало, что, даже несмотря на такую квоту, советские представители не смогут ни навязывать свои проекты бреттон-вудским институтам, ни даже на равных отстаивать свои позиции. США и другие западные страны обладали там механическим большинством, а право вето предусмотрено не было. Возможность проникновения иностранного капитала в советскую зону влияния в Восточной Европе, что могло привести, из-за экономической слабости СССР, сначала к финансово-экономической, а затем и политической потере этих территорий.

Переоценивая революционный потенциал послевоенной Европы, ожидая в скором будущем «краха капитализма» и завышая экономическую заинтересованность американского капитала в хозяйственном сотрудничестве с СССР, советские лидеры полагали, что Запад будет проявлять уступчивость в диалоге с Москвой. Эти расчеты не оправдались.

В конце 1945 г.

История создания Бреттон-Вудской валютной системы

советское правительство уведомило администрацию США, что не собирается ратифицировать бреттон-вудские соглашения. В 1946-1947 гг. Москва уклонилась от присоединения к ГАТТ. СССР сохранил свободу рук в сфере международных экономических связей, но оказался вне рамок мировой системы экономического регулирования.

Три десятилетия, которые совпали с действием Бреттон-вудской системы, часто воспринимаются как время относительной стабильности, порядка и дисциплины. Все же, учитывая, что потребовалось почти 15 лет после конференции в Бреттон-Вудс в 1944 году, прежде чем система полностью заработала, и были признаки неустойчивости в период ее действия, возможно, недостаточно усилий было приложено в попытке поддержать систему.

Вместо того, чтобы характеризовать Бреттон-Вудс как период стабильности, более точно было бы рассматривать его как переходную стадию, которая предшествовала новому международному денежно-кредитному порядку, в котором мы все еще живем до сих пор.

История создания Бреттон-Вудской валютной системы

В июле 1944 года делегаты от 44 стран собрались в горном курорте Бреттон-Вудс, чтобы обсудить новый международный денежно-кредитный порядок. Идея состояла в том, чтобы создать систему для облегчения международной торговли при защите целей отдельных стран. Это означало более эффективную альтернативу финансовой системе, которая, возможно, привела и к Великой депрессии, и к Второй мировой войне.

Дискуссии в основном были вокруг интересов двух крупнейших экономических держав того времени — Соединенных Штатов и Великобритании. У этих двух стран были совсем не общие интересы, поскольку Великобритания завершила войну как страна-должник, а Соединенные Штаты были готовы взять на себя роль крупнейшего мирового кредитора. Желая открыть мировой рынок для своего экспорта, американская сторона, представляемая Гарри Уайтом, имела в качестве приоритета более свободную торговлю через стабильность фиксированных обменных курсов. Великобритания, представленная Джоном Кейнсом, преследовала цели политической автономии, и стремилась к большей гибкости обменных курсов, чтобы повысить качество платёжного баланса.

Новые правила

Наконец, был принят компромисс в виде фиксированных, но корректируемых валютных курсов. Страны-участники должны были привязать свои валюты к доллару США и гарантировать, что их валюта будет надежной, а Соединенные Штаты, в свою очередь, привязать доллар к золоту по цене 35$ за унцию. Страны покупали бы или продавали доллары, чтобы удерживать курс в пределах 1%-го коридора от установленного курса, и могли бы регулировать этот курс только в случае «серьезного нарушения равновесия» платёжного баланса.

Чтобы гарантировать соблюдение новых правил, были созданы два международных института: Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), позже известный как Мировой банк. Новые правила были официально прописаны в статьях договора МВФ. Условия предусматривали, что ограничения текущего счета будут повышены, в то время как контроль за капиталом позволял избежать дестабилизацию денежных потоков.

Однако, статьи договора были не в состоянии обеспечить эффективные санкции для стран с хроническим профицитом платёжного баланса, который определялся как «фундаментальное нарушение равновесия», и новую международную валюту (предложенную Кейнсом), чтобы увеличить поставку золота как дополнительный источник ликвидности. Далее, не было никакого четкого графика для введения новых правил, так что потребовалось приблизительно 15 лет, прежде чем Бреттонвудская система фактически заработала в полной мере. К этому времени система уже показывала признаки неустойчивости.

Первые годы системы

В то время как Соединенные Штаты стремились к немедленному выполнению условий договора, плохое состояние экономики большой части послевоенного мира сделало труднодостижимым исправление платёжного баланса при режиме фиксированного обменного курса, без некоторого контроля за текущим счетом и внешних источников финансирования. Без международной валюты, созданной для обеспечения дополнительной ликвидности, учитывая ограниченные кредитные возможности МВФ и МБРР, вскоре стало очевидно, что США должны будут обеспечить этот внешний источник финансирования для остальной части мира, при условии постепенного достижения конвертируемости текущего счета.

С 1945 до 1950 года Соединенные Штаты имели средний годовой торговый профицит в $3.5 млрд. С другой стороны к 1947 году европейские страны страдали от хронического дефицита платёжного баланса, что привело к быстрому истощению их золотовалютных резервов. Вместо того, чтобы считать эту ситуацию выгодной, американское правительство поняло, что это серьезно угрожало способности Европы оставаться жизненно-важным рынком для американского экспорта.

Исходя из этого, США предоставили Европе финансирование в $13 млрд. через План Маршалла в 1948 году, и приблизительно двум дюжинам стран, во главе с Великобританией, было разрешено обесценить свои валюты против доллара в 1949г. Эти шаги помогли облегчить недостаток долларов и восстановление конкурентоспособного баланса, за счет сокращения торгового профицита США.

План Маршалла и более конкурентные обменные курсы уменьшили давление на европейские страны, пытающиеся восстановить свои разрушенные войной экономики, что позволило им обеспечить быстрый рост и восстановить свою конкурентоспособность против США. Валютный контроль был постепенно усилен и полная конвертируемость текущего счета, наконец, была достигнута в конце 1958г. Однако, в это время американская экспансионистская валютная политика, которая увеличила поставку долларов, наряду с возросшей конкурентоспособностью других стран-участниц системы, вскоре полностью изменила ситуацию с платёжными балансами. Соединенные Штаты уже имели дефицит платёжного баланса в 1950-х и дефицит текущего счета в 1959г.

Неустойчивость Бреттон-Вудской валютной системы

Истощение американских золотых запасов, сопровождающее эти дефициты, при стремлении других стран держать часть своих резервов в долларовых активах, а не в золоте, все больше угрожали стабильности системы. При том, что американский профицит текущего счета исчез в 1959 году, а иностранные обязательства Федеральной резервной системы впервые превысили запасы монетарного золота в 1960 году, возникли опасения относительно потенциальной поставки золота.

Учитывая, что долларовый спрос на золото превышал фактическое предложение золота, были беспокойства, что официальный обменный курс золота в 35$ был переоценен в пользу доллара. Соединенные Штаты опасались, что такая ситуация могла создать арбитражные возможности для стран-участниц, так как они могли обменять свои долларовые активы на золото по официальному курсу и затем продать золото на Лондонской бирже по более высокой цене, что привело бы к исчерпанию американских золотых запасов, ставя под угрозу один из ключевых элементов Бреттонвудской системы.

Но, в то время как страны-участники имели индивидуальные стимулы использовать в своих интересах такую арбитражную возможность, у них также был коллективный интерес в сохранении системы. Однако, они опасались, что США обесценят доллар, таким образом, снижая ценность их долларовых активов. Чтобы снять эти беспокойства, кандидат в Президенты США Джон Кеннеди был вынужден сделать заявление в конце 1960-х, что если он будет избран, то не станет обесценивать доллар.

В отсутствии девальвации, Соединенные Штаты нуждались в совместных усилиях со стороны других стран, чтобы те допустили укрепление своих собственных валют. Несмотря на призывы к скоординированной ревальвации, чтобы восстановить баланс в системе, страны-участники отказывались пойти на это, не желая терять конкурентоспособность своих экономик. Вместо этого, были предприняты другие меры, включая расширение кредитоспособности МВФ в 1961 году и формирование Золотого пула множеством европейских стран.

Золотой пул объединил запасы золота нескольких европейских стран, чтобы удержать рыночную цену золота от существенного повышения выше официального курса.

Бреттон-Вудская валютная система (Bretton Woods monetary system) — это

В то время как в период 1962—1965гг. новых поставок из Южной Африки и Советского Союза было достаточно, чтобы компенсировать растущий спрос на золото, оптимизм по этому поводу вскоре прошел, как только спрос начал опережать предложение с 1966 по 1968гг. Последовавшее решение Франции выйти из Золотого пула в 1967 году привело к его краху уже в следующем году, когда рыночная цена золота в Лондоне выстрелила вверх, сильно оторвавшись от официальной цены.

Крах Бреттон-Вудской системы

Другая попытка спасти систему была предпринята с введением международных валют, подобно тому, что предлагал Кейнс в 1940-х. Их эмиссию проводил бы Международный валютный фонд, и они заменили бы доллар в качестве международной резервной валюты. Но, поскольку серьезные обсуждения новой валюты под названием «Специальные права заимствования» (SDR) начались только в 1964 году, и первая эмиссия произошла только в 1970 году, эта мера была слишком незначительна и слишком запоздала.

К моменту первого выпуска SDR общие американские запасы золота, и, несмотря на краткосрочный профицит торгового баланса в 1968—1969гг., возвращение к дефициту после этого создало достаточно давления, чтобы спровоцировать стремление изъять золото из США. Франция заявила о намерении обменять свои долларовые активы на золото, а вслед за ней и Великобритания попросила обменять $750 млн. на золото, в результате чего Президент Ричард Никсон летом 1971 года закрыл золотое окно.

В заключительной попытке поддержать систему прошли переговоры во второй половине 1971 года, что привело к Смитсоновскому соглашению, в котором группа из десяти стран согласилась пойти на укрепление своих валют, чтобы обеспечить девальвацию доллара на 7.9%. Но, несмотря на эту ревальвацию валют, новый набег на доллар произошел в 1973 году, создавая инфляционный поток капитала из США в страны из этой десятки. Валютная привязка была приостановлена, позволив валютам колебаться, что привело к окончательному краху Бреттонвудской системы фиксированных курсов.

Заключение

Далеко не являясь периодом международного сотрудничества и глобального порядка, годы Бреттон-Вудского соглашения продемонстрировали существенные трудности при попытке создать и поддерживать международный финансовый порядок, который бы обеспечивал свободную и беспрепятственную торговлю, при этом также разрешая странам преследовать собственные политические цели. Дисциплина золотого стандарта и фиксированных обменных курсов, как оказалось, была чрезмерной для быстрорастущих экономик, при изменении уровня конкурентоспособности. С учетом демонетизации золота и движения к плавающим валютным курсам, эра Бреттон-Вудс должна расцениваться как переходный период от более дисциплинированного международного денежно-кредитного порядка к более гибким условиям.

Хотя послевоенный миропорядок принято называть ялтинско-потсдамским – по местам проведения всего двух важнейших международных конференций 1940-х годов – фактическое международное устройство мира складывалось не в два, а в четыре этапа, на четырех международных встречах: 1) в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г., где были заложены основы регулирования послевоенной мировой экономики; 2) в Ялте (СССР) в феврале 1945 г., где СССР, США и Великобритании согласовывали общие подходы к будущему политическому переустройству Европы; 3) в Сан-Франциско (США) в апреле-июне 1945 г., когда был принят Устав ООН; и, наконец, 4) в Потсдаме (Германия) в июле 1945 г., когда три страны-лидера антигитлеровской коалиции конкретизировали общую политику в отношении поверженной Германии агрессора и шаги по переустройству Европы.

Валентин Катасонов. «Тайные архитекторы Бреттон-Вудской системы»

Главной целью советского правительства было превращение восточноевропейских стран в охраняемую зону безопасности СССР. США уделяли внимание мирохозяйственным вопросам, считая, что именно они позволят устранить из международных отношений причины появления агрессивности. В Вашингтоне полагали, что война в Европе была обусловлена разорением Германии после Первой мировой войны и невозможностью хозяйственного восстановления Европы в межвоенный период из-за торговых войн и нежелания стран договариваться между собой в интересах стабилизации мировой экономики. Опыт преодоления кризиса 1929 – 1933 в США при помощи государственного вмешательства внушал мысль, что стабилизация мирового хозяйства в целом тоже может быть достигнута с помощью общемировых координирующих механизмов.

Ключевыми из них предполагалось сделать три института – Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). МВФ должен был обеспечить стабильность международной валютной системы и оказывать финансовую помощь нуждающимся государствам. Крупнейшим шагом МВФ было восстановление устойчивого золотодолларового стандарта и фиксирование твердых обменных паритетов основных мировых валют. МБРР должен был содействовать развитию отстающих стран кредитами и инвестициями. ГАТТ имел задачей содействие либерализации международной торговли через поэтапное снижение таможенных тарифов и отмену внешнеторговых ограничений.

Конференция для создания МВФ и МБРР состоялась в США, в городе Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир), с 1 по 23 июля 1944 г. Подписание ГАТТ затянулось, оно состоялось в Женеве в октябре 1947 г. В дальнейшем МБРР наряду с Международной ассоциацией развития и некоторыми другими институтами стал одной из главных частей Всемирного банка, хотя в литературе выражения «Всемирный банк» и «Международный банк реконструкции и развития» часто употребляются как синонимы. МБРР и МВФ стали частями системы учреждений ООН.

ГАТТ вместе с МВФ и МБРР с 1940-х годов образовали комплекс мироэкономических регулирующих механизмов, который принято называть Бреттон-Вудской системой

Вашингтон искал компромисса с Москвой, стараясь привлечь её к работе этих органов.

Бреттон-Вудская система

СССР в 1944 – 1945 гг. принял участие в создании МВФ, МБРР, Европейской экономической комиссии и ряда других организаций международно-экономического профиля. США были готовы согласиться на значительное присутствие представителей СССР в создаваемых органах. Согласно достигнутым в Бреттон-Вудсе договоренностям, по размерам квоты голосов при принятии решений в МВФ Советский Союз стоял на третьем месте после США и Великобритании.

Но сталинское руководство понимало, что, даже несмотря на такую квоту, советские представители не смогут ни навязывать свои проекты бреттон-вудским институтам, ни даже на равных отстаивать свои позиции. США и другие западные страны обладали там механическим большинством, а право вето предусмотрено не было. Возможность проникновения иностранного капитала в советскую зону влияния в Восточной Европе, что могло привести, из-за экономической слабости СССР, сначала к финансово-экономической, а затем и политической потере этих территорий.

Переоценивая революционный потенциал послевоенной Европы, ожидая в скором будущем «краха капитализма» и завышая экономическую заинтересованность американского капитала в хозяйственном сотрудничестве с СССР, советские лидеры полагали, что Запад будет проявлять уступчивость в диалоге с Москвой. Эти расчеты не оправдались.

В конце 1945 г. советское правительство уведомило администрацию США, что не собирается ратифицировать бреттон-вудские соглашения. В 1946-1947 гг. Москва уклонилась от присоединения к ГАТТ. СССР сохранил свободу рук в сфере международных экономических связей, но оказался вне рамок мировой системы экономического регулирования.

Хотя послевоенный миропорядок принято называть ялтинско-потсдамским – по местам проведения всего двух важнейших международных конференций 1940-х годов – фактическое международное устройство мира складывалось не в два, а в четыре этапа, на четырех международных встречах: 1) в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г., где были заложены основы регулирования послевоенной мировой экономики; 2) в Ялте (СССР) в феврале 1945 г., где СССР, США и Великобритании согласовывали общие подходы к будущему политическому переустройству Европы; 3) в Сан-Франциско (США) в апреле-июне 1945 г., когда был принят Устав ООН; и, наконец, 4) в Потсдаме (Германия) в июле 1945 г., когда три страны-лидера антигитлеровской коалиции конкретизировали общую политику в отношении поверженной Германии агрессора и шаги по переустройству Европы.

Валентин Катасонов. «Тайные архитекторы Бреттон-Вудской системы»

Главной целью советского правительства было превращение восточноевропейских стран в охраняемую зону безопасности СССР. США уделяли внимание мирохозяйственным вопросам, считая, что именно они позволят устранить из международных отношений причины появления агрессивности. В Вашингтоне полагали, что война в Европе была обусловлена разорением Германии после Первой мировой войны и невозможностью хозяйственного восстановления Европы в межвоенный период из-за торговых войн и нежелания стран договариваться между собой в интересах стабилизации мировой экономики. Опыт преодоления кризиса 1929 – 1933 в США при помощи государственного вмешательства внушал мысль, что стабилизация мирового хозяйства в целом тоже может быть достигнута с помощью общемировых координирующих механизмов.

Ключевыми из них предполагалось сделать три института – Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). МВФ должен был обеспечить стабильность международной валютной системы и оказывать финансовую помощь нуждающимся государствам. Крупнейшим шагом МВФ было восстановление устойчивого золотодолларового стандарта и фиксирование твердых обменных паритетов основных мировых валют. МБРР должен был содействовать развитию отстающих стран кредитами и инвестициями. ГАТТ имел задачей содействие либерализации международной торговли через поэтапное снижение таможенных тарифов и отмену внешнеторговых ограничений.

Конференция для создания МВФ и МБРР состоялась в США, в городе Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир), с 1 по 23 июля 1944 г. Подписание ГАТТ затянулось, оно состоялось в Женеве в октябре 1947 г. В дальнейшем МБРР наряду с Международной ассоциацией развития и некоторыми другими институтами стал одной из главных частей Всемирного банка, хотя в литературе выражения «Всемирный банк» и «Международный банк реконструкции и развития» часто употребляются как синонимы. МБРР и МВФ стали частями системы учреждений ООН.

ГАТТ вместе с МВФ и МБРР с 1940-х годов образовали комплекс мироэкономических регулирующих механизмов, который принято называть Бреттон-Вудской системой

Вашингтон искал компромисса с Москвой, стараясь привлечь её к работе этих органов. СССР в 1944 – 1945 гг. принял участие в создании МВФ, МБРР, Европейской экономической комиссии и ряда других организаций международно-экономического профиля. США были готовы согласиться на значительное присутствие представителей СССР в создаваемых органах. Согласно достигнутым в Бреттон-Вудсе договоренностям, по размерам квоты голосов при принятии решений в МВФ Советский Союз стоял на третьем месте после США и Великобритании.

Но сталинское руководство понимало, что, даже несмотря на такую квоту, советские представители не смогут ни навязывать свои проекты бреттон-вудским институтам, ни даже на равных отстаивать свои позиции.

США и другие западные страны обладали там механическим большинством, а право вето предусмотрено не было.

Бреттон вудская валютная система

Возможность проникновения иностранного капитала в советскую зону влияния в Восточной Европе, что могло привести, из-за экономической слабости СССР, сначала к финансово-экономической, а затем и политической потере этих территорий.

Переоценивая революционный потенциал послевоенной Европы, ожидая в скором будущем «краха капитализма» и завышая экономическую заинтересованность американского капитала в хозяйственном сотрудничестве с СССР, советские лидеры полагали, что Запад будет проявлять уступчивость в диалоге с Москвой. Эти расчеты не оправдались.

В конце 1945 г. советское правительство уведомило администрацию США, что не собирается ратифицировать бреттон-вудские соглашения. В 1946-1947 гг. Москва уклонилась от присоединения к ГАТТ. СССР сохранил свободу рук в сфере международных экономических связей, но оказался вне рамок мировой системы экономического регулирования.

Материал из Zagovor.org

Перейти к: навигация, поиск

Бреттон-Вудская система — финансовая система, по которой значительная часть мира жила с периода окончания Второй Мировой войны (июль 1944 года) и по момент заключения Ямайского соглашения 8 января 1976 года, которое дало начало новой Ямайской финансовой системе.

Происхождение, мнения

Название финансовой системы произошло от небольшого городка в США, Бреттон-Вудс, где, в отеле «Маунт-Вашингтон» (июль 1944 года) состоялась валютно-финансовая конференция ООН. Этой системе обязаны своим существованием такие организации как МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и МВФ (Международный валютный фонд).

Аналитики считают, что оформление данной системы явилось следствием заговора между ведущими мировыми финансистами и политиками, которые желали положить начало доминированию доллара в мировой экономике и симметричному ослаблению золота. Доллары стал мировыми деньгами, серьезно потеснив золото. Доллар стал основной базой валютного равенства, основным средством валютных интервенций и резервных активов, и, разумеется, преобладающим средством международных расчетов.

Принципы

  • Центробанки разных капиталистических государств поддерживают стабильный курс национальной валюты относительно ключевой валюты (т. е. доллару США);
  • Курс ключевой валюты фиксирован к золоту. Для доллара был установлен золотой стандарт 35 единиц за 1 тройскую унцию. Итогом этого стало то, что США заполучили валютную гегемонию и оттеснили на второй план своего основного конкурента, Великобританию;
  • Установлены крепкие обменные курсы национальных валют стран-участниц к курсу доллара;
  • Основополагающими звеньями Бреттон-Вудской системы являются МВФ и МБРР. МВФ поддерживает нестабильные валюты вливаниями иностранной валюты, а также занимается контролированием соблюдения принципов работы валютных систем стран-участниц и обеспечивает валютное сотрудничество государств.
  • Изменения курсов валют делаются через ревальвации или девальвации.

Кризис системы

Бреттон-Вудская система могла существовать до тех пор, пока золотой запас США мог обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Первые ростки кризиса появились, когда долларовые резервы центробанков к концу 1964 года выросли до величины золотого запаса США. В 1965 году, стремясь исправить положение, Шарль де Голль (президент Франции) потребовал обменять принадлежащие Франции доллары США на золото, в результате чего Франция за 750 миллионов долларов получила 825 тонн золота. Пример Франции оказался заразителен и за ней обменяли доллары на золото такие финансовые гиганты капиталистического мира как Германия, Канада и Япония; в результате этих обменов золотой запас США уменьшился в два раза из-за чего в марте 1968 года Америка впервые ограничивает свободный обмен долларов на золото и появляется неофициальный рынок золота.

Бреттон-вудская валютная система

Итогом стало то, что в начале 1970-х годов золотые запасы утекли в Европы, а в международном обороте участвовало постоянно увеличивающееся число наличных и безналичных долларов США. Как следствие, появились проблемы с международной ликвидностью (добыча золота была невелика в сравнении с ростом объемов международной торговли). Ситуацию ухудшало и то, что доверие к доллару, как резервной валюте, постоянно падало из-за катастрофического дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры в Западной Европе и Японии, а их валюты начали использовать в качестве резервных, что привело к утрате США доминирующего положения в финансовом мире. Вдобавок к всему существовали и иные проблемы, в числе которых неустойчивость, противоречивость экономики, усиление инфляции, нестабильность национальных платежных балансов и др. Это показывало необходимость пересмотра основ Бреттон-Вудской системы, принципы которой, разработанные еще в 1940-е годы, перестали отвечать требованиям современного мира.

После длительного переходного периода, в течение которого государства-участники процесса могли испробовать различные модели валютной системы, на заседании министров стран-участниц МВФ в Кингстоне (Ямайка) было принято новое соглашение об устройстве международной валютной системы. Была сформирована принципиально новая валютная система — Ямайская, в основу которой легли свободные взаимные конвертации и колебание обменных курсов. Новая система имела более 30 лет безоблачного существования.

Литература

Англ. :

  • Donald Markwell, John Maynard Keynes and International Relations: Economic Paths to War and Peace
  • Harold James; International Monetary Cooperation Since Bretton Woods; Oxford University Press, USA 1996.
  • Van Dormael, A.; Bretton Woods : birth of a monetary system.

Рус. :

  • Пол Хейне, Питер Боуттке. Экономический образ мышления.
  • Forex публикации: Статьи. Школа начинающего трейдера. Лекция 1.

Рекомендуем почитать

Категории:Финансовые заговоры | Заговоры XX века

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *