Крупнейшие агломерации мира

Для организации самостоятельной работы учащихся

7-й класс — опережающие задания для детей, ориентированных на географию
8—9-й класс — для «высвечивания» особенностей России на мировом фоне (особенно в части задания 4)
10-й класс — общий уровень

Десять первых городских агломераций мира

Двадцать крупнейших городских агломераций мира,
2002, млн жителей

1. Токио (Япония) 31,0
2.

Крупнейшие городские агломерации мира

Нью-Йорк—Филадельфия (США) 29,9
3. Мехико (Мексика) 21,0
4. Сеул (Республика Корея) 19,8
5. Сан-Паулу (Бразилия) 18,5
6. Осака—Кобе—Киото (Япония) 17,6
7. Джакарта (Индонезия) 17,3
8. Дели (Индия) 16,7
9. Мумбаи (Бомбей) (Индия) 16,7
10. Лос-Анджелес (США) 16,6
11. Каир (Египет) 15,5
12. Колката (Калькутта) (Индия) 13,8
13. Манила (Филиппины) 13,5
14. Буэнос-Айрес (Аргентина) 12,9
15. Москва (Россия) 12,1
16. Шанхай (Китай) 11,9
17. Рейнско-Рурская (Германия) 11,3
18. Париж (Франция) 11,3
19. Рио-де-Жанейро (Бразилия) 11,2
20. Лондон (Великобритания) 11,2

Задания

1. Базовый уровень. Выучите названия, местоположения и численность населения (с точностью до 5 млн чел.) десяти крупнейших агломераций. Нанесите на карту агломерации, занимающие места с 11-го по 20-е.
Хороший уровень. Выучите те же характеристики по двадцати крупнейшим агломерациям.
2. Базовый уровень. Воспользовавшись данными по численности населения стран мира (из учебника или справочника), рассчитайте, какая примерно доля населения соответствующих стран живет в агломерациях, входящих в первую десятку и первую двадцатку.
Хороший уровень. Попытайтесь объяснить различия между странами по полученному показателю.
Творческий уровень. Как вы полагаете, можно ли считать этот показатель хорошей характеристикой современного уровня урбанизации? В чем его преимущества перед традиционным показателем доли городского населения? В чем недостатки?
3. Базовый уровень.Выполните в тетради таблицу, где 20 крупнейших агломераций будут сгруппированы по пяти частям света.
В какой части света больше самых крупных городских сгустков? В какой части света проживает больше жителей супергородов мира?
Хороший уровень. Чем можно объяснить наблюдаемые различия?
4. Базовый уровень. Сколько из 20 крупнейших агломераций мира находится на берегу моря? Сколько находится на крупных судоходных реках? Укажите наиболее удаленную от моря агломерацию.
Хороший уровень. Объясните наблюдаемые особенности географического положения.
5. Хороший уровень. Как вы думаете, какие из перечисленных урбанизационных ядер мы можем отнести к древнейшим, а какие появились позже?
Творческий уровень. Изменится ли состав крупнейших городских агломераций мира в ближайшем будущем? Если изменится, то какие агломерации будут увеличивать население наиболее быстро?
6. Базовый уровень. Много ли в числе крупнейших городских агломераций мира нестоличных?
Творческий уровень. Как вы думаете, за счет каких условий они смогли развиться, а в некоторых случаях (укажите в каких) даже опередить столичные города?

Крупнейшие агломерации мира

  Агломерация Число жителей Включает в себя (наиболее относительно крупные) Государство
Токио 33,6 млн Йокогама, Кавасаки, Сайтама Япония
Сеул 23,4 млн Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон Южная Корея
Мехико 22,4 млн Несауалькойотль, Экатепек, Наукальпан Мексика
Нью-Йорк 21,9 млн Ньюарк, Патерсон США
Мумбаи 21,6 млн Бхиванди, Кальян, Тхане, Улхаснагар Индия
Дели 21,5 млн Фаридабад, Газиабад Индия
Сан-Паулу 20,9 млн Гуарульюс Бразилия
Лос-Анджелес 18,0 млн Риверсайд, Анахайм США
Шанхай 17,5 млн Сам город и пригороды Китай
Осака 16,7 млн Кобе, Киото Япония

2. Урбанизация

В XIX веке рост промышленных городов стал массовым, однако именно XX век считается веком урбанизации. Урбанизация– рост городов, городского населения, повышение роли городов и их населения в стране и мире, возникновение и развитие все более сложных сетей, систем городов и распространение городского образа жизни.

Динамика изменения численности городов и горожан

Год Число жителей городов Число жителей городов от общего населения Земли
220 млн 13%
736,796 млн 29%
996,298 млн 33%
1 331,783 млн 36%
1 740,551 млн 39%
2 274,554 млн 43%
2 853,909 млн 46,6%
3 164,635 млн 48,6%

В настоящее время число жителей городов от общего населения Земли превысило 50%.

Уровень урбанизации стран:

1. Высокоурбанизированные (более 50%). Россия, США, Бельгия, Германия, Франция, Кувейт, Сингапур (почти 100%), Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Монако.

2. Среднеурбанизированные (20% – 50%). Индия, Индонезия, Марокко, Боливия, Гватемала.

3. Слабоурбанизированные (менее 20%). Бурунди, Бутан, Папуа – Новая Гвинея, Нигер.

Рис. 2. Уровень урбанизации. Карта мира

3. Мегалополис

Мегалополис– наиболее крупная форма расселения, образующаяся при слиянии соседних агломераций, сплошное городское поселение.

Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:

Токайдо (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии. Самый крупный (около 70 млн чел.).

— Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США.

— Чипитс. Район Великих озер в США и Канаде.

— «Голубой банан» в Европе.

— Лондон – Ливерпуль в Великобритании.

— Сансан, или Калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США.

Кроме того, в настоящее время формируются мегалополисы в Китае, Бразилии и Индии.

4. Сельское население

Сельские поселения– населенные места или населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений.

К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности. Людность поселений (т.е. величина их по числу жителей) связана с производственными функциями поселения, с формой расселения, с историей данного населенного пункта. Этот показатель объективно отражает суммарное действие целого ряда факторов на развитие поселения, но сам по себе не раскрывает эти факторы. В то же время величина поселений создает определенные условия для их жизни, для организации культурно-бытового обслуживания их жителей, поэтому выделение ряда характерных типов сельских поселений по данному признаку имеет научное и практическое значение. «Типология людности поселений» может рассматриваться как один из видов типологии, но наиболее эффективно может быть использована в соединении с другими типологическими линиями – функциональной, морфологической, генетической.

При классификации поселений по их людности в статистическом учете все они распределяются на большее или меньшее число групп, от мельчайших (в 1 – 5 жителей) до наиболее крупных (10 тысяч жителей и более), следуя общим принципам статистических группировок. В типологическом отношении важно выделить такие величины людности, с которыми связаны существенные качественные особенности населенных пунктов.

Наибольшее абсолютное количество сельских жителей в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень.

Основные виды сельских поселений:

Самые населённые городские агломерации

Деревня.

2. Село.

3. Фазенда.

4. Ранчо.

5. Ферма.

6. Поселки.

7. Аулы и др.

Рис. 3. Деревня в Дании

5. Значение городов и урбанизации

В отличие от сельских поселений, в городах проживает более 50% всех жителей, концентрируется ¾ всего дохода, 90% дохода обрабатывающей промышленности, почти все финансовые отношения проходят через города. При этом города оказывают серьезную нагрузку на оболочки Земли и экологическую ситуацию.

Рис. 4. Смог над городом Ухань, Китай

Рис. 5. Трущобы в Мумбае.

Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 896;

Для организации самостоятельной работы учащихся

7-й класс — опережающие задания для детей, ориентированных на географию
8—9-й класс — для «высвечивания» особенностей России на мировом фоне (особенно в части задания 4)
10-й класс — общий уровень

Десять первых городских агломераций мира

Двадцать крупнейших городских агломераций мира,
2002, млн жителей

1. Токио (Япония) 31,0
2. Нью-Йорк—Филадельфия (США) 29,9
3. Мехико (Мексика) 21,0
4. Сеул (Республика Корея) 19,8
5. Сан-Паулу (Бразилия) 18,5
6. Осака—Кобе—Киото (Япония) 17,6
7. Джакарта (Индонезия) 17,3
8. Дели (Индия) 16,7
9. Мумбаи (Бомбей) (Индия) 16,7
10. Лос-Анджелес (США) 16,6
11. Каир (Египет) 15,5
12. Колката (Калькутта) (Индия) 13,8
13. Манила (Филиппины) 13,5
14. Буэнос-Айрес (Аргентина) 12,9
15. Москва (Россия) 12,1
16. Шанхай (Китай) 11,9
17. Рейнско-Рурская (Германия) 11,3
18. Париж (Франция) 11,3
19. Рио-де-Жанейро (Бразилия) 11,2
20.

Крупнейшие агломерации мира

Лондон (Великобритания) 11,2

Задания

1. Базовый уровень. Выучите названия, местоположения и численность населения (с точностью до 5 млн чел.) десяти крупнейших агломераций. Нанесите на карту агломерации, занимающие места с 11-го по 20-е.
Хороший уровень. Выучите те же характеристики по двадцати крупнейшим агломерациям.
2. Базовый уровень. Воспользовавшись данными по численности населения стран мира (из учебника или справочника), рассчитайте, какая примерно доля населения соответствующих стран живет в агломерациях, входящих в первую десятку и первую двадцатку.
Хороший уровень. Попытайтесь объяснить различия между странами по полученному показателю.
Творческий уровень. Как вы полагаете, можно ли считать этот показатель хорошей характеристикой современного уровня урбанизации? В чем его преимущества перед традиционным показателем доли городского населения? В чем недостатки?
3. Базовый уровень.Выполните в тетради таблицу, где 20 крупнейших агломераций будут сгруппированы по пяти частям света.
В какой части света больше самых крупных городских сгустков? В какой части света проживает больше жителей супергородов мира?
Хороший уровень. Чем можно объяснить наблюдаемые различия?
4. Базовый уровень. Сколько из 20 крупнейших агломераций мира находится на берегу моря? Сколько находится на крупных судоходных реках? Укажите наиболее удаленную от моря агломерацию.
Хороший уровень. Объясните наблюдаемые особенности географического положения.
5. Хороший уровень. Как вы думаете, какие из перечисленных урбанизационных ядер мы можем отнести к древнейшим, а какие появились позже?
Творческий уровень. Изменится ли состав крупнейших городских агломераций мира в ближайшем будущем? Если изменится, то какие агломерации будут увеличивать население наиболее быстро?
6. Базовый уровень. Много ли в числе крупнейших городских агломераций мира нестоличных?
Творческий уровень. Как вы думаете, за счет каких условий они смогли развиться, а в некоторых случаях (укажите в каких) даже опередить столичные города?

Крупнейшие агломерации мира

  Агломерация Число жителей Включает в себя (наиболее относительно крупные) Государство
Токио 33,6 млн Йокогама, Кавасаки, Сайтама Япония
Сеул 23,4 млн Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон Южная Корея
Мехико 22,4 млн Несауалькойотль, Экатепек, Наукальпан Мексика
Нью-Йорк 21,9 млн Ньюарк, Патерсон США
Мумбаи 21,6 млн Бхиванди, Кальян, Тхане, Улхаснагар Индия
Дели 21,5 млн Фаридабад, Газиабад Индия
Сан-Паулу 20,9 млн Гуарульюс Бразилия
Лос-Анджелес 18,0 млн Риверсайд, Анахайм США
Шанхай 17,5 млн Сам город и пригороды Китай
Осака 16,7 млн Кобе, Киото Япония

2. Урбанизация

В XIX веке рост промышленных городов стал массовым, однако именно XX век считается веком урбанизации. Урбанизация– рост городов, городского населения, повышение роли городов и их населения в стране и мире, возникновение и развитие все более сложных сетей, систем городов и распространение городского образа жизни.

Динамика изменения численности городов и горожан

Год Число жителей городов Число жителей городов от общего населения Земли
220 млн 13%
736,796 млн 29%
996,298 млн 33%
1 331,783 млн 36%
1 740,551 млн 39%
2 274,554 млн 43%
2 853,909 млн 46,6%
3 164,635 млн 48,6%

В настоящее время число жителей городов от общего населения Земли превысило 50%.

Уровень урбанизации стран:

1. Высокоурбанизированные (более 50%). Россия, США, Бельгия, Германия, Франция, Кувейт, Сингапур (почти 100%), Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Монако.

2. Среднеурбанизированные (20% – 50%). Индия, Индонезия, Марокко, Боливия, Гватемала.

3. Слабоурбанизированные (менее 20%). Бурунди, Бутан, Папуа – Новая Гвинея, Нигер.

Рис. 2.

Десять первых городских агломераций мира

Уровень урбанизации. Карта мира

3. Мегалополис

Мегалополис– наиболее крупная форма расселения, образующаяся при слиянии соседних агломераций, сплошное городское поселение.

Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:

Токайдо (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии. Самый крупный (около 70 млн чел.).

— Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США.

— Чипитс. Район Великих озер в США и Канаде.

— «Голубой банан» в Европе.

— Лондон – Ливерпуль в Великобритании.

— Сансан, или Калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США.

Кроме того, в настоящее время формируются мегалополисы в Китае, Бразилии и Индии.

4. Сельское население

Сельские поселения– населенные места или населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности. Людность поселений (т.е. величина их по числу жителей) связана с производственными функциями поселения, с формой расселения, с историей данного населенного пункта. Этот показатель объективно отражает суммарное действие целого ряда факторов на развитие поселения, но сам по себе не раскрывает эти факторы. В то же время величина поселений создает определенные условия для их жизни, для организации культурно-бытового обслуживания их жителей, поэтому выделение ряда характерных типов сельских поселений по данному признаку имеет научное и практическое значение. «Типология людности поселений» может рассматриваться как один из видов типологии, но наиболее эффективно может быть использована в соединении с другими типологическими линиями – функциональной, морфологической, генетической.

При классификации поселений по их людности в статистическом учете все они распределяются на большее или меньшее число групп, от мельчайших (в 1 – 5 жителей) до наиболее крупных (10 тысяч жителей и более), следуя общим принципам статистических группировок. В типологическом отношении важно выделить такие величины людности, с которыми связаны существенные качественные особенности населенных пунктов.

Наибольшее абсолютное количество сельских жителей в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень.

Основные виды сельских поселений:

1. Деревня.

2. Село.

3. Фазенда.

4. Ранчо.

5. Ферма.

6. Поселки.

7. Аулы и др.

Рис. 3. Деревня в Дании

5. Значение городов и урбанизации

В отличие от сельских поселений, в городах проживает более 50% всех жителей, концентрируется ¾ всего дохода, 90% дохода обрабатывающей промышленности, почти все финансовые отношения проходят через города. При этом города оказывают серьезную нагрузку на оболочки Земли и экологическую ситуацию.

Рис. 4. Смог над городом Ухань, Китай

Рис. 5. Трущобы в Мумбае.

Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 895;

Шанхай, Китайская Народная Республика: агломерация ХХI века

При всей масштабности обширной стратегической программы создания зоны развития Дубаи в Арабских Эмиратах, начатой в 1971 г. и рассчитанной до 2015 г., она представляет незначительный интерес в силу ее уникальности. Гигантские средства, закачанные в эту работу «с чистого листа», могут давать полную отдачу лишь при условии сохранения режима отказа от налогов с недвижимости, режима беспошлинной торговли и монархического режима, гарантирующего повышенную безопасность проживания. Это несомненно обеспечит заселение и районов вилл, и высотных отелей, однако расчеты на формирование делового центра всемирного масштаба представляются весьма сомнительными. Свобода и терпимость к иному, без чего никак нельзя себе представить подлинно современный центр высокотехнологичной деятельности, категорически несовместимы с магометанством ваххабитского толка.

К тому же есть обоснованные опасения, что насыпные острова в форме «пальм» создадут значительные сложности для поддержания экологического здоровья новой урбанизированной территории в неполных 4 тыс. кв. км.

Не будет большой потерей отказаться от рассмотрения мучительного процесса преобразования старого Акмолинска в новую столицу Казахстана Астану. Генеральный план, разработанный по эскизу японского архитектора Кисё Курокавы в традиции Гранд-стиля Кендзо Танге, был сначала одобрен, затем, в результате сложной борьбы, заменен проектом казахских архитекторов. Затем снова вернулись к проекту Курокавы. Советскую архитектуру Акмолинска наскоро «одели» в фасады из стекла и металла, новые ансамбли обращены к водоему, для наполнения которого недостает воды и т. д. Во всяком случае, очевидно, что новой Бразилиа в казахстанской степи не получится.

Гораздо интереснее новейший опыт Китая, где наряду с ускоренным строительством череды городов вдоль границы с Россией уже осуществляется масштабная программа развития агломерации Шанхая с населением порядка 20 млн. человек.

Несмотря на либерализацию китайской экономики, локомотивом модернизации Шанхая остается государство, инвестирующее в новое строительство колоссальные средства. Большой Шанхай – моноцентрическая агломерация, центральное ядро которой площадью 670 кв. км концентрирует около 10 млн. человек постоянного населения (без учета примерно 3 млн. мигрантов).

Благодаря выгодному географическому положению и мощным инвестициям из-за рубежа Шанхай с середины 90-х годов пережил стремительный экономический рост, сопровождаемый ухудшением экологического состояния, недоразвитостью транспортной инфраструктуры и растущей безработицей.

Старый городской центр, отстроенный европейскими и американскими концессионерами в 1880 – 1930-х гг., был не в состоянии вместить новый размах деловой активности. В начале 1990-х город «перешагнул» через реку Хуанпу, начав активное освоение Пудонга – обширной территории (520 кв. км), отделяющей более обжитую часть города от моря и занятой складами и деревнями, разбросанными среди рисовых полей. Деловой район Луцзяцзуй, возникший в западной части Пудонга, стал эпицентром высотного строительства в Китае, внешне выглядя как один из американских даунтаунов.

В перспективе Пудонг будет административно разделен на 4 функционально специализированных района: торгово-финансовый район Луцзяцзуй (31,78 кв. км), экспортно-перерабатывающую зону Цзинь-цяо – Циннинсы (19 кв. км), зону свободной торговли Вайгаоцяо (10 кв. км) и технопарк Бэйцай – Чжанцзян (17 кв. км). Стремительное развитие Пудонга создало мощный фокус экономической активности, побудив тысячи предприятий вывести свои производства за пределы города. На освободившихся землях строятся объекты обслуживания и жильё для нового в Китае среднего класса.

Огромный Шанхай, поначалу бессистемно расползавшийся от реки, переосмыслен теперь в конурбацию с группой больших городов-спутников.

Из-за неконтролируемого роста Шанхай оказался в плотном кольце хаотически застроенных предместий, которые заполнили все свободные пространства и усугубили транспортные проблемы. Начиная с 1920-х годов, городские власти пытались упорядочить развитие Шанхая. Однако реальные меры начали принимать лишь на рубеже 1980 – 1990-х, с началом работы над Генеральным планом реконструкции и развития Шанхайского района. Программа, рассчитанная до 2020 г., была принята в 2001 году.

Главной задачей генплана, алгоритм которого явно восходит к проекту Большого Лондона по Патрику Аберкромби, было прекращение дальнейшего расползания центрального ядра агломерации, которое предполагается окружить широким зеленым поясом. Второй целью проекта стало преобразование моноцентрической шанхайской агломерации в полицентрическую путем создания новых городов-спутников в пригородной зоне и в районах планируемой урбанизации, включая развитие существующих поселений в этой зоне. И наконец, согласно плану, развитие агломерации должно быть направлено вдоль основных железных дорог и автомагистралей, перемежая массивы высокоплотной застройки рекреационными природными пространствами. Основой транспортной сети Шанхайского района должна стать решетка из шести меридиональных и шести широтных трасс, соединенных с кольцевыми автомагистралями и выходами в порты.

В конце 90-х годов было принято решение о строительстве 34х новых городов на расстоянии от 10 до 75 км от центра Шанхая. Сначала предполагалось, что двенадцать из них к 2020 году должны достичь весьма крупных размеров (от 200 тысяч до миллиона жителей). Впоследствии число крупных городов-спутников ограничили девятью, с тем что их стиль должен отразить архитектурные стили, характерные для различных стран. Население прочих спутников планируется ограничить 50 – 100 тысячами человек. Новые поселения должны уравновесить разросшуюся метрополию, побудив ее жителей переселиться в пригороды, куда в конечном итоге будут выведены все основные производства. Кроме того, на территории ядра агломерации будут построены 4 «полусателлита» на 80 – 100 тысяч жителей, которые должны будут упорядочить развитие шанхайских предместий, сделав их дополнительными полюсами обновления пригородной зоны. Расчётная плотность населения новых городов колеблется в пределах 4,5 – 10 тысяч человек на 1 кв. км, что существенно ниже, чем в самом Шанхае (15 тысяч человек на 1 кв. км).

Таким образом, шанхайские планировщики проводят политику рассредоточенного развития, использовав три ее разные модели: систему городов-спутников Говарда-Аберкромби, концепцию полуавтономных городских районов Элиэла Сааринена, популярную в Швеции и Финляндии; и, наконец, стратегию развития города вдоль направленных осей урбанизации – по образцу Парижской агломерации.

Большинство градостроительных программ в Китае создается государственными, муниципальными или ведомственными институтами, но, по образцу Барселоны, Бильбао и Роттердама, власти Шанхая активно привлекают именитые архитектурные бюро из Европы и США.

Новые города, как правило, размещаются вблизи существующих поселений или производственных кластеров. Ценные ландшафты (реки, каналы, озера, лесные массивы, холмы) должны быть сохранены и включены в городскую композицию. Значительные размеры новых городов делают их самодостаточными, полностью обеспечивая повседневные потребности жителей. Они будут обладать развитой системой коммуникаций и разветвленной сетью объектов обслуживания и торговли. Городские кварталы изначально планируются полифункциональными, они будут состоять из зданий различных типов, включая традиционную застройку плотными кварталами из двухэтажных блокированных домов, выстроенных вдоль узких внутренних проездов и небольших квадратных двориков.

Гибкость планировочной структуры спутников допускает изменения и дальнейший рост. Вместо детального генерального плана разрабатывается планировочная схема, определяющая лишь размещение городских центров, транспортных коммуникаций, жилья, офисов, торговли, досуга, и основные векторы развития. Особое значение придается общественному транспорту, который будет осуществлять большую часть перевозок, несмотря на стремительный рост личного автопарка.

Единая схема Большого Шанхая относительно равномерно распределила города-спутники, особенно выделив те из них, что могут пользоваться достоинством береговой полосы у моря.

Крайняя спешка в процессе проектирования ведет к тому, что, как и в Дубаи или в Дохе, на первый план выступают сугубо формальные планировочные решения, авторы которых отталкиваются одновременно от литературно-символических метафор и известных планировочных образцов любой исторической эпохи.

Так, при создании центра города Сонъян в основу положена идея стилистической имитации некой обобщенной Старой Англии, тогда как в подражание «тематическим паркам» Диснея отель на 400 номеров будет возведен в заброшенном карьере глубиной 100 м. Город Гаокао в районе Пудонг будет возведен в «голландском стиле», а его новый порт и свободная экономическая зона должны стереть с лица земли город с историей в восемь веков. Небольшой город Антьинг, проект которого разработан германским бюро, основателем которого был Альберт Шпеер, обретает, естественно, стилистику германского городка, в котором смешиваются модернизм и «готика». Луодъян – в «скандинавском стиле», с тем что рядом с деловым центром обустраивается географический парк в опоре на карту Скандинавии в масштабе 1:10 тыс. Есть еще «испанский» город, «канадский» город – центр швейной промышленности; и «итальянский» (ателье Марио Греготти) – рядом с территорией ЭКСПО-2010 и копией диснеевского тематического парка Universal Studio. И собственно «китайский» город – уже как центр производства канцелярских принадлежностей.

Опережающее формирование развитой сети автострад и автодорог второго уровня явилось основой быстрого развития Большого Шанхая в расчете на стремительный рост автомобилизации в Китае.

Несколько обособленно формируется Линьян, в 75 км от центра агломерации, рядом с новым глубоководным портом на островах, уже связанным с материком мостом длиной 32 км для восьми полос движения транспорта. При проектировании Линьяна, рассчитанного на 800 тыс. жителей, германское архитектурное бюро взяло за основу литературное описание плана Александрии периода расцвета и, вместе с тем, литературную планировочную схему Говарда. Городское ядро получило радиально-концентрическую структуру, организованную вокруг большого круглого озера. Кольца застройки, разделенные на сектора, перемежаются открытыми озелененными пространствами. Вдоль озера устроен широкий променад с пляжем. Примыкающие кварталы образуют городской центр – средоточие офисов, магазинов и открытых пешеходных пространств с вкраплениями жилой застройки. Его окружает городской парк с библиотеками и школами. С внешней стороны находятся жилые микрорайоны, расположенные вдоль радиальных магистралей и «зеленых лучей». В центре каждого разбит небольшой сквер с магазинами и кафе. Более плотная застройка примыкает к транспортным магистралям, а к «зеленым лучам» выходят дома на одну семью. Крупные сооружения располагаются в юго-западной части города между вторым кольцом и берегом моря. Территории в северной и западной частях города, выходящие к внешнему транспортному кольцу, отводятся под строительство объектов высокотехнологичных отраслей промышленности. В юго-западной части, между автострадами, связывающими город с портом Яншань, расположены логистический парк и производственная зона. Первая очередь строительства, рассчитанная всего на 80 тысяч жителей, должна быть закончена к концу десятилетия.

Наконец, тоже на удалении, трудами шанхайского Института планировки и германской фирмы Stadtbauatelier, возникает Чэнцяо – на острове в устье Янцзы. Это современная версия традиционного китайского поселения, прототипами которого послужили, с одной стороны, исторические города на воде вроде Тунли и Лицзяна, а с другой – города-сады Европы и США. Высота застройки не должна превышать 4–5 этажей. Лишь отдельные участки нового городского центра и выходящих к реке зон будут застроены 20-этажными башнями.

Планировка нового города, наподобие формальных планировочных схем в России екатерининской эпохи, образована веером улиц, расходящихся от реки. Центральную ось города формирует широкий бульвар, протянувшийся с севера на юг от здания вокзала к реке, вдоль существующего канала. Вокруг него дугой выстраиваются новые городские кварталы. Северный отрезок бульвара занимает торговый квартал с пассажами, ресторанами и офисами. На полуострове, на восточном берегу канала, находится центральный деловой район, застроенный многоэтажными офисами. С юга главную ось замыкает группа из нескольких башен, расположенных в центре культурно-развлекательного квартала. На ее продолжении разбит большой парк, выходящий к берегу Янцзы широкой эспланадой и яхтенной гаванью. Кварталы, примыкающие к городскому центру, застраиваются секционными домами, на периферии же преобладают особняки или традиционный тип китайского жилища. И т. д.

В целом любопытный эксперимент, в котором рациональное строение общей структуры города-региона, современный уровень экологических требований к городской среде соединились с постмодернистским смешением всего и вся, сильно отдающим китчем диснеевского толка. В случае Шанхая одновременное отречение и от модернизма, и от Гранд-стиля, при заимствовании образцов из многовековой истории градостроительного искусства знаменует собой начало нового тысячелетия.

Самая крупная городская агломерация: рост городов

Агломерация Токио

Компактные скопления городских населенных пунктов, срастающихся и перерастающих один в другой называются агломерациями. Критерии, по которым объединяются населенные пункты, различны.

Крупнейшей в мире агломерацией признан город Токио. Согласно последним подсчетам, население в нем составляет 34-35 млн.

жителей. Официально Токио, самая крупная городская агломерация, считается не городом, а столичным округом, одной из префектур. Территориально он расположен на острове Хонсю, но кроме этого в него включены и еще мелкие южные острова и более крупные под названием Идзу и Осагавара. Городков, поселений и сельских общин в Токио насчитывается 62 единицы. Так же город включает в себя 23 района, которые сейчас сами по статусу приравниваются к городам и имеют каждый свой городской совет и мэра. Специальные районы приравниваются статусом к городам, и тем не менее управленческие их функции выполняет токийское столичное правительство.

Токийская префектура

Кроме этих районов включены в префектуру 26 городов, уезд и 4 округа, 8 сел и 5 поселков. Во главе столичного правительства стоит избираемый народом губернатор, штаб правительства находится в муниципальном центре Синдзюку. Правительство управляет всем Токио без исключения — удаленными островами, национальными парками, реками, озерами, фермами и дамбами. Так же находится в Токио и токийский императорский замок, резиденция императоров страны восходящего солнца. Материковая часть города расположена к северо-западу токийского залива, простираясь примерно на 90 км с востока на запад и 25 с севера на юг.

Восточная часть Токио врезается в префектуру Тиба, западная граничит с префектурой Яманаси, юг — с префектурой Канагава, а север с префектурой Сайтама. Эта крупная городская агломерация за свое существование перенесла несколько землетрясений. В результате произошедшего в 1923 году грандиозного землетрясения "Канто" 8,3 балла погибло, по примерным подсчетам, около 142 тысяч человек. Самый отдаленный от Токио, но входящий в него остров отстоит от города на 1850 км. Управляются острова из-за расстояния до города собственной администрацией. В Токио находятся несколько всемирно известных и очень красивых национальных парков. На Бонинских островах расположен парк Огасавара, желающий включения в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО с 2006 года.

Климат в Токио

Климат в Токио и его окрестностях можно охарактеризовать как субтропический муссонный. Снегопад в зимний период если продолжается, то недолго и не более одного раза. Токио можно считать убедительным примером того, как рост населения в городах влияет на климат. Самый жаркий месяц — август, а холоднейший — январь. В летние месяцы в Токио очень душно и жарко, заканчивается лето только к ноябрю, и весна тоже наступает только к маю, постепенно. Часто в Токио приходят тайфуны, но сильные — редко, последний наблюдался в 2007 году.

Практически государство

Самая высокая плотность населения в Японии именно в городе Токио, а самым заселенным местом является историко- административный центр города. Власть метрополии в связи с отсутствием свободной земли активно строит в Токийском заливе искусственные острова, применяя удивительные технологии. Машиностроение — основная отрасль токийской промышленности.

Население Токио больше, чем жителей всей Азиатской части России, а если бы Токио был целым государством, то находился бы по численности на 15 месте, обогнав и Турцию и Австралию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *