Какой язык в африке

Южная Африка — Население и язык

В ЮАР проживает около 47 млн. человек. Население очень неоднородно по расовым, национальным, языковым, культурным и религиозным признакам. Все пестрое в этническом отношении население ЮАР — результат сложной истории формирования населения страны — официально подразделятся на 4 группы: африканцы, белые, мулаты и азиаты.

Государственные языки ЮАР

Основную часть, конечно, составляют коренные жители африканского континента – чернокожие африканцы. Их насчитывается более 70%, белокожих африканеров – около 10%, мулатов или, как их здесь называют, цветных — 9%, и индусов и азиатов — 2.5%.

Азиаты в ЮАР представлены, в основном, индийцами, потомками рабочих, привезенных сюда в XIX веке для работы на сахарных плантациях. Эта группа называется натал.
Мулатами или «цветными» в ЮАР называют людей смешанных рас, произошедших от рабов, привезенных из восточной и центральной Африки, аборигенов Африки, белых с примесью малайцев, индусов и других азиатов. Большинство «цветных» говорит на африкаанс.
Белое население состоит из потомков колониальных иммигрантов: голландцев, немцев, французов, гугенотов и англичан. С точки зрения культурных и языковых факторов они подразделяются на африканеров, бывших буров, а ныне датч (живут здесь уже в десятом поколении и говорят на африкаанс) и англо-африканцев, потомков британских колонистов.

И, наконец, самые многочисленные — чернокожие жители представлены различными этническими группами, племенами и народностями. Самые крупные этносы: зулу (провинция Наталь и окрестности), коса (юг страны), сото (государство Лесото внутри ЮАР), педи, венда, тсвана, тсонга, свази, ндбеле и другие. Все они говорят на языках банту. Также в ЮАР отдельными поселениями живут древнейшие коренные жители страны – готтентоты и бушмены, сохранившие свою уникальную экзотическую культуру и быт.
Практически каждое племя живет обособленно. Их условия проживания, быт, культура, религия, традиции, обычаи – настоящая экзотика, которую не увидишь больше нигде. Познакомиться с ней вы сможете в специальных турах по этнографическим деревням ЮАР.

Язык

За самое большое количество государственных языков – одиннадцать – ЮАР занесена в Книгу рекордов Гиннеса. В список официальных языков входят языки различных наций и этнических групп, населяющих страну: африкаанс, английский, ндебеле, коса, зулу, педи, сото, тсвана, свази, венда, тсонга. Большинство чернокожих африканцев говорит на своих языках. Наиболее распространенным языком является зулу. Вторым по популярности является язык коса. Параллельно с этим большинство населения всех рас разговаривает на английском языке. Потомки голландцев и мулаты говорят на африкаанс – смесь староголландского (средневекового) языка с местным диалектом.

Почти 200-миллионное население современной Африки говорит на многих языках и наречиях. Некоторые из них стали теперь языками многочисленных народностей и формирующихся наций, но лингвистическая карта Африки все еще пестрит названиями множества языков. Буржуазные лингвисты в своих исследованиях замалчивают бурный и неодолимый процесс создания крупных языков, нередко стараясь, наоборот, подчеркнуть наличие огромного числа языков, племен, рисуя неверную картину безнадежной отсталости. В одном только Судане, утверждают они, существует от 700 до 800 языков. Лингвисты как бы соревнуются в количестве установленных ими отдельных языковых единиц. Так, например, видный языковед и специалист по африканским языкам, немец Мейнхоф в 1910 г. насчитывал 182 языка банту.

Несколько позднее, в 1919—1922 гг., англичанин Джонстон довел их число до 226. В 1948 г. бельгиец Ван-Бульк превзошел их обоих, утверждая, что в одном лишь Бельгийском Конго существует 518 различных языков банту, не считая диалектов.

Постоянные указания на огромное число языков преследуют двоякую цель. Во-первых, они должны создать впечатление этнического хаоса и беспорядка, существующего в колониальном мире, беспорядка, который сдерживается лишь установлением в колониях Pax Britannica или Paix Franqaise, как любят выражаться английские и французские колониальные деятели1. Во-вторых, они преследуют задачу затушевать, скрыть идущий в колониях процесс образования крупных народностей, процесс консолидации наций. Поэтому надо внимательно разобрать, что же скрывается за внешним многообразием и бесконечной пестротой языковой карты Африки.

Для рассуждений большинства зарубежных лингвистов характерен отрыв истории языка от истории развития общества. Но язык относится к числу общественных явлений, указывает И. В. Сталин. «Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка»1.

На ранних ступенях развития общества существовали родовые языки, объединявшие всех членов рода. Возможно, что наиболее отсталые народы Африки, вроде пигмеев или бушменов, несколько веков назад жили отдельными родами, каждый из которых имел свой язык. В настоящее время родовых языков в Африке уже нет.

Пигмеи говорят на языках своих соседей, т. е. на языках банту или на суданских языках. Общественный строй бушменов, загнанных в пустыню Калахари, настолько видоизменился, что на основании их современного состояния невозможно сделать какие-либо выводы. Прежде самостоятельные роды и племена бушменов перемешались, и большая часть их утратила свои языки.

За исключением бушменов и пигмеев, все остальные группы населения давно уже жили племенным строем. Во многих областях Африки еще до появления европейцев существовали государства и начинался процесс образования народностей, при этом некогда самостоятельные племена дробились ирасходились, одни языки вытеснялидругие, анекоторыеиз них становились языками государственных объединений; местные диалекты перемалывались в единый язык. Однако нигде в Африке, за исключением северного ее побережья, процесс развития общества не дошел до образования нации, поэтому еще нигде не создались национальные языки; но многие народы Африки давно изжили первобытно-общинные отношения с их родо-племенным строем, и теперь в Африке существуют многомиллионные народы, объединенные общим языком. Все это надо иметь в виду, обращаясь к рассмотрению языковых проблем в Африке.

В Нигерии с ее более чем 24-миллионным населением, по некоторым данным, насчитывается чуть ли не полтораста различных языков. Из этого вовсе не следует, что на каждом из них говорит примерно 150 или 200 тыс. человек. На самом деле языки этого 24-миллионного населения распределяются следующим образом: на языке хауса говорит около 8 млн., на языке йоруба — около 4 млн., на языке ибо — 4 млн. человек, т. е. почти четыре пятых всего населения говорит на трех языках; за ними следуют языки: фульбе, на котором говорит более 2 млн., и канури (в Борну) — 1200 тыс. Таким образом, на всех остальных языках Нигерии говорит менее 5 млн. человек.

Во Французской Западной Африке, в бассейне Верхнего Нигера и Сенегала большая часть (около 3 млн.) населения говорит на языке мандинго; следующие за ним, по значению: язык фульбе (немногим менее 2 млн. чел.) и язык моей (около 2 млн. чел.). Эти три языка — главнейшие во Французской Западной Африке, на них говорит 42% всего ее населения.

Так же обстоит дело и в других колониях. В Бельгийском Конго, например, с населением более 11 млн. чел., на языке луба говорит около 3,5 млн., на языке руанда — более 2 млн., на языке рунди — до 1,5 млн., на языке конго —до 1 млн. чел., т. е. на этих языках говорит примерно 75—80% всего населения страны. На территории Руанда-Урун- ди все население говорит фактически на одном языке, так как языки руанда и рунди — не более как диалекты одного языка. На языках умбунду и кимбунду (андонго) говорит около 60% всего населения Анголы.

ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППЫ ЯЗЫКОВ

Особое значение, по их распространенности, имеют следующие языки*

Арабский — наиболее распространенный язык населения всей северной части Африки. Численность говорящих на арабском языке определяется, по данным 1944 г., в 37 585 тыс. На арабском языке говорит население Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Танжерской области, Ифни, Испанской Сахары, значительной части Французской Западной Африки и Англо-Египетского Судана, преимущественно в северных их частях. Он распространен на севере Французской Экваториальной Африки и в некоторых местностях Эритреи и Эфиопии, в Северной Нигерии. Кроме того, на восточном берегу Африки, от Занзибара вплоть до Суэца, на арабском языке говорят некоторые слои городского населения. Арабский язык — основной язык населения о-ва Сокотра.

На втором месте, как по численности говорящих на нем, так и по своему значению, стоит язык хауса. Этот язык наиболее распространен среди населения Северной Нигерии и прилегающих к ней областей Французского Судана и Южной Нигерии. Кроме того, на языке хауса говорят в северной части Дагомеи, в Того, на Золотом Береге и отчасти на Береге Слоновой Кости, в Камеруне, во Французской Экваториальной Африке и в Англо-Египетском Судане. Группы хауса встречаются в Алжире, Ливии, Феццане и на берегах Нила. Таким образом, область распространения языка хауса охватывает почти все внутренние районы Судана. Трудно установить точную численность говорящих на хауса. По данным 1944 г., она достигает 9200 тыс. По другим сведениям, число говорящих на хауса составляет от 10 до 15 млн.

На третьем месте среди всех языков Африки стоит язык суахили (ки- суахили). Обычно считается, что общая численность говорящих на нем примерно так же велика, как и говорящих на хауса, и колеблется от 10 до 15 млн. По данным справочника о языках Африки, составленного в 1944 г. Макдугалдом, на суахили говорят 7860 тыс, человек. Языком суахили первоначально пользовалось прибрежное население Восточной Африки, он был распространен от г. Ламу на севере до португальских владений на юге Восточной Африки. В настоящее время он считается официальным языком четырех английских колоний Восточной Африки: Уганды, Танганьики, Кении и Ньясаленда. Он распространен также в Итальянском Сомали, в Руанда-Урунди, в северо-восточных частях Северной Родезии, в Мозамбике и Южной Родезии. Перед второй мировой войной язык этот распространялся и в восточной части Бельгийского Конго, к востоку от Стэнливиля, по течению р. Луалаба и в округе Элиза- бетвиля. На нем говорит также часть! прибрежного населения северо- западного Мадагаскара.

Амхарский язык (на котором говорит около 6 млн.

Языки Южно-Африканской Республики

чел.) распространен в северной и средней частях Эфиопии, в областях Амхара, Годжам, Шоа, где живет собственно амхарское население. Он принят по всей стране в качестве государственного языка Эфиопии, на котором ведется делопроизводство, печатаются правительственные постановления, газеты и т. п. Он известен также и в сопредельных с Эфиопией Эритрее, Британском и Итальянском Сомали, в Джибути.

Язык руанда (собственно язык уру-нья-руанда) распространен в бельгийской колонии Руанда-Урунди и в северо-западной части территории Танганьики. Общая численность говорящих на нем достигает 5 млн. Ки- рунди, на котором говорит более 1,5 млн. чел., считающийся отдельным языком, представляет собою не более как его диалект.

Для французского Западного Судана большое значение имеет язык мандинго. Он распадается на три главных диалекта: малинке, бамбара и диула. На диалектах мандинго говорит большинство окружающих племен, пользуясь им как вторым языком. Язык мандинго — язык французских колониальных войск. Общая численность говорящих на диалектах мандинго определяется примерно в 5 млн.

Классификация языков Африки

Прочно установленной классификации всех африканских языков еще нет. Объясняется этопрежде всего тем, что языки многих областей Африки мало изучены. Лучше остальных исследованы семито-хамитские языки, на которых говорит население всей Северной и Северо-Восточной Африки, и языки банту, распространенные во всей южной части Африки, южнее Судана — вплоть до Наталя. Языки народов верховьев Нила составляют особую группу нилотских языков. Что же касается языков Судана, то многие вопросы лингвистической классификации их еще не вполне ясны. Особые группы составляют языки гвинейского побережья, языки группы моей, языки мандинго и некоторые другие. Возможно, что дальнейшие исследования смогут установить родство всех этих групп между собой. Однако пока осторожнее их рассматривать отдельно, как самостоятельные группы.

Менее всего изучены языки Восточного Судана, и говорить об их классификации пока еще преждевременно.

В начале XX в. в африканистике господствовала теория трехчленного деления всех языков Африки на хамитские, суданские и банту. В основе ее лежала типологическая классификация языков: деление их на типы аморфный, агглютинативный и флективный. Древнейшим типом языков Африки считались языки Судана, односложные, имеющие музыкальные тона, аморфного типа, «не имеющие служебных частиц». Их сравнивали с китайским языком и объявляли примитивными. Суданские языки считались языками аборигенного населения Африки. Хамитские языки, не имеющие музыкальных тонов, но обладающие тоническим ударением и относящиеся к флективному типу, считались языками народов, пришедших в Африку из Азии. Немецкий африканист Мейнхоф полагал, что из смешения хамитских языков с суданскими возникли языки банту— агглютинативные по своему типу, имеющие грамматические классы имен существительных.

В основе его взглядов лежали расистские концепции о светлокожих высококультурных хамитах и не способных к развитию неграх. Негры банту, по этой теории,— продукт смешения с хамитами, считались стоящими выше своих суданских собратьев.

Научные данные полностью опровергли эту теорию. Мнимым оказалось единство суданских языков: в действительности разные их группы сильно отличаются одна от другой, очень сложны и многие родственны языкам банту.

Главнейшие группы языков Африки следующие:

1) семито-хамитская группа семей родственных языков;

2)  языки Судана: группы гвинейская, манде, бантоидная (западпо- бантоидная, или атлантическая, центрально-бантоидная, или моси-груси, и восточно-бантоидная), канури, кордофанская, нилотская; кроме того, неклассифицированные языки Центрального Судана;

3)  семья языков банту;

4) койсанская группа языков;

5)  мальгашский язык.

Языки семито -хамитской группы

Языки семито-хамитской группы, взятые в целом, представляют собою некоторое единство. Среди них особую семью языков составляют семитские языки. Всем им свойственна так называемая трех-литеральность корня, или, что то же, трехсогласная основа глагола (ее иногда неточно называют трехбуквенной основой глагольного корня). Для всех семитских языков типична внутренняя флексия, т. е. изменение глагола по наклонениям, видам, временам, залогам и лицам производится путем изменения гласных внутри остающейся неизменной (или почти неизменной) глагольной основы. Все семитские языки имеют общий им всем основной словарный фонд. Эти черты, пожалуй, наиболее типичны и характеризуют все семитские языки.

В отличие от семитских языков другая часть языков этой группы, иногда называемая хамитской, не представляет собою единства. Нет никаких черт, характеризующих языки хамитской группы в целом, которые были бы присущи только ей и отличали ее от семитской.

Подобно тому как индоевропейские языки представляют собою группу семей родственных языков, в состав которой входят славянские, германские, романские и другие языки, так и семито-хамитские языки объединяет семитские, кушитские и берберские, древнеегипетский язык и группу языков хауса-котоко.

К числу хамитских языков иногда относят также готтентотские языки на том основании, что в них имеется грамматический род. Это неверно; как мы увидим далее, грамматический род встречается также и в центральной группе бушменских языков. Изучение грамматического строя и словарного фонда готтентотских и бушменских языков показало, что они родственны между собою и должны быть объединены в одну группу, которую обычно называют койсанской.

Все семито-хамитские языки в целом представляют собою большую группу флективных языков, имеющую известные особенности, характерные для всей этой группы.

На африканском материке к ней относятся:

1) семитские языки Эфиопии; 2) кушитская семья языков; 3) древнеегипетский и коптский языки; 4) берберская семья языков; 5) язык хауса и близкие к нему языки.

Южная Африка — Население и язык

В ЮАР проживает около 47 млн. человек. Население очень неоднородно по расовым, национальным, языковым, культурным и религиозным признакам. Все пестрое в этническом отношении население ЮАР — результат сложной истории формирования населения страны — официально подразделятся на 4 группы: африканцы, белые, мулаты и азиаты. Основную часть, конечно, составляют коренные жители африканского континента – чернокожие африканцы. Их насчитывается более 70%, белокожих африканеров – около 10%, мулатов или, как их здесь называют, цветных — 9%, и индусов и азиатов — 2.5%.

Азиаты в ЮАР представлены, в основном, индийцами, потомками рабочих, привезенных сюда в XIX веке для работы на сахарных плантациях. Эта группа называется натал.
Мулатами или «цветными» в ЮАР называют людей смешанных рас, произошедших от рабов, привезенных из восточной и центральной Африки, аборигенов Африки, белых с примесью малайцев, индусов и других азиатов. Большинство «цветных» говорит на африкаанс.
Белое население состоит из потомков колониальных иммигрантов: голландцев, немцев, французов, гугенотов и англичан. С точки зрения культурных и языковых факторов они подразделяются на африканеров, бывших буров, а ныне датч (живут здесь уже в десятом поколении и говорят на африкаанс) и англо-африканцев, потомков британских колонистов.

И, наконец, самые многочисленные — чернокожие жители представлены различными этническими группами, племенами и народностями. Самые крупные этносы: зулу (провинция Наталь и окрестности), коса (юг страны), сото (государство Лесото внутри ЮАР), педи, венда, тсвана, тсонга, свази, ндбеле и другие. Все они говорят на языках банту. Также в ЮАР отдельными поселениями живут древнейшие коренные жители страны – готтентоты и бушмены, сохранившие свою уникальную экзотическую культуру и быт.
Практически каждое племя живет обособленно. Их условия проживания, быт, культура, религия, традиции, обычаи – настоящая экзотика, которую не увидишь больше нигде.

На каком языке говорят в юар

Познакомиться с ней вы сможете в специальных турах по этнографическим деревням ЮАР.

Язык

За самое большое количество государственных языков – одиннадцать – ЮАР занесена в Книгу рекордов Гиннеса. В список официальных языков входят языки различных наций и этнических групп, населяющих страну: африкаанс, английский, ндебеле, коса, зулу, педи, сото, тсвана, свази, венда, тсонга. Большинство чернокожих африканцев говорит на своих языках. Наиболее распространенным языком является зулу. Вторым по популярности является язык коса. Параллельно с этим большинство населения всех рас разговаривает на английском языке. Потомки голландцев и мулаты говорят на африкаанс – смесь староголландского (средневекового) языка с местным диалектом.

Почти 200-миллионное население современной Африки говорит на многих языках и наречиях. Некоторые из них стали теперь языками многочисленных народностей и формирующихся наций, но лингвистическая карта Африки все еще пестрит названиями множества языков. Буржуазные лингвисты в своих исследованиях замалчивают бурный и неодолимый процесс создания крупных языков, нередко стараясь, наоборот, подчеркнуть наличие огромного числа языков, племен, рисуя неверную картину безнадежной отсталости. В одном только Судане, утверждают они, существует от 700 до 800 языков. Лингвисты как бы соревнуются в количестве установленных ими отдельных языковых единиц. Так, например, видный языковед и специалист по африканским языкам, немец Мейнхоф в 1910 г. насчитывал 182 языка банту.

Несколько позднее, в 1919—1922 гг., англичанин Джонстон довел их число до 226. В 1948 г. бельгиец Ван-Бульк превзошел их обоих, утверждая, что в одном лишь Бельгийском Конго существует 518 различных языков банту, не считая диалектов.

Постоянные указания на огромное число языков преследуют двоякую цель. Во-первых, они должны создать впечатление этнического хаоса и беспорядка, существующего в колониальном мире, беспорядка, который сдерживается лишь установлением в колониях Pax Britannica или Paix Franqaise, как любят выражаться английские и французские колониальные деятели1. Во-вторых, они преследуют задачу затушевать, скрыть идущий в колониях процесс образования крупных народностей, процесс консолидации наций. Поэтому надо внимательно разобрать, что же скрывается за внешним многообразием и бесконечной пестротой языковой карты Африки.

Для рассуждений большинства зарубежных лингвистов характерен отрыв истории языка от истории развития общества. Но язык относится к числу общественных явлений, указывает И. В. Сталин. «Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка»1.

На ранних ступенях развития общества существовали родовые языки, объединявшие всех членов рода. Возможно, что наиболее отсталые народы Африки, вроде пигмеев или бушменов, несколько веков назад жили отдельными родами, каждый из которых имел свой язык. В настоящее время родовых языков в Африке уже нет.

Пигмеи говорят на языках своих соседей, т. е. на языках банту или на суданских языках. Общественный строй бушменов, загнанных в пустыню Калахари, настолько видоизменился, что на основании их современного состояния невозможно сделать какие-либо выводы. Прежде самостоятельные роды и племена бушменов перемешались, и большая часть их утратила свои языки.

За исключением бушменов и пигмеев, все остальные группы населения давно уже жили племенным строем.

Чемпионат мира по футболу 2010: на каком языке говорят в ЮАР?

Во многих областях Африки еще до появления европейцев существовали государства и начинался процесс образования народностей, при этом некогда самостоятельные племена дробились ирасходились, одни языки вытеснялидругие, анекоторыеиз них становились языками государственных объединений; местные диалекты перемалывались в единый язык. Однако нигде в Африке, за исключением северного ее побережья, процесс развития общества не дошел до образования нации, поэтому еще нигде не создались национальные языки; но многие народы Африки давно изжили первобытно-общинные отношения с их родо-племенным строем, и теперь в Африке существуют многомиллионные народы, объединенные общим языком. Все это надо иметь в виду, обращаясь к рассмотрению языковых проблем в Африке.

В Нигерии с ее более чем 24-миллионным населением, по некоторым данным, насчитывается чуть ли не полтораста различных языков. Из этого вовсе не следует, что на каждом из них говорит примерно 150 или 200 тыс. человек. На самом деле языки этого 24-миллионного населения распределяются следующим образом: на языке хауса говорит около 8 млн., на языке йоруба — около 4 млн., на языке ибо — 4 млн. человек, т. е. почти четыре пятых всего населения говорит на трех языках; за ними следуют языки: фульбе, на котором говорит более 2 млн., и канури (в Борну) — 1200 тыс. Таким образом, на всех остальных языках Нигерии говорит менее 5 млн. человек.

Во Французской Западной Африке, в бассейне Верхнего Нигера и Сенегала большая часть (около 3 млн.) населения говорит на языке мандинго; следующие за ним, по значению: язык фульбе (немногим менее 2 млн. чел.) и язык моей (около 2 млн. чел.). Эти три языка — главнейшие во Французской Западной Африке, на них говорит 42% всего ее населения.

Так же обстоит дело и в других колониях. В Бельгийском Конго, например, с населением более 11 млн. чел., на языке луба говорит около 3,5 млн., на языке руанда — более 2 млн., на языке рунди — до 1,5 млн., на языке конго —до 1 млн. чел., т. е. на этих языках говорит примерно 75—80% всего населения страны. На территории Руанда-Урун- ди все население говорит фактически на одном языке, так как языки руанда и рунди — не более как диалекты одного языка. На языках умбунду и кимбунду (андонго) говорит около 60% всего населения Анголы.

ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППЫ ЯЗЫКОВ

Особое значение, по их распространенности, имеют следующие языки*

Арабский — наиболее распространенный язык населения всей северной части Африки. Численность говорящих на арабском языке определяется, по данным 1944 г., в 37 585 тыс. На арабском языке говорит население Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Танжерской области, Ифни, Испанской Сахары, значительной части Французской Западной Африки и Англо-Египетского Судана, преимущественно в северных их частях. Он распространен на севере Французской Экваториальной Африки и в некоторых местностях Эритреи и Эфиопии, в Северной Нигерии. Кроме того, на восточном берегу Африки, от Занзибара вплоть до Суэца, на арабском языке говорят некоторые слои городского населения. Арабский язык — основной язык населения о-ва Сокотра.

На втором месте, как по численности говорящих на нем, так и по своему значению, стоит язык хауса. Этот язык наиболее распространен среди населения Северной Нигерии и прилегающих к ней областей Французского Судана и Южной Нигерии. Кроме того, на языке хауса говорят в северной части Дагомеи, в Того, на Золотом Береге и отчасти на Береге Слоновой Кости, в Камеруне, во Французской Экваториальной Африке и в Англо-Египетском Судане. Группы хауса встречаются в Алжире, Ливии, Феццане и на берегах Нила. Таким образом, область распространения языка хауса охватывает почти все внутренние районы Судана. Трудно установить точную численность говорящих на хауса. По данным 1944 г., она достигает 9200 тыс. По другим сведениям, число говорящих на хауса составляет от 10 до 15 млн.

На третьем месте среди всех языков Африки стоит язык суахили (ки- суахили). Обычно считается, что общая численность говорящих на нем примерно так же велика, как и говорящих на хауса, и колеблется от 10 до 15 млн. По данным справочника о языках Африки, составленного в 1944 г. Макдугалдом, на суахили говорят 7860 тыс, человек. Языком суахили первоначально пользовалось прибрежное население Восточной Африки, он был распространен от г. Ламу на севере до португальских владений на юге Восточной Африки. В настоящее время он считается официальным языком четырех английских колоний Восточной Африки: Уганды, Танганьики, Кении и Ньясаленда. Он распространен также в Итальянском Сомали, в Руанда-Урунди, в северо-восточных частях Северной Родезии, в Мозамбике и Южной Родезии. Перед второй мировой войной язык этот распространялся и в восточной части Бельгийского Конго, к востоку от Стэнливиля, по течению р. Луалаба и в округе Элиза- бетвиля. На нем говорит также часть! прибрежного населения северо- западного Мадагаскара.

Амхарский язык (на котором говорит около 6 млн. чел.) распространен в северной и средней частях Эфиопии, в областях Амхара, Годжам, Шоа, где живет собственно амхарское население. Он принят по всей стране в качестве государственного языка Эфиопии, на котором ведется делопроизводство, печатаются правительственные постановления, газеты и т. п. Он известен также и в сопредельных с Эфиопией Эритрее, Британском и Итальянском Сомали, в Джибути.

Язык руанда (собственно язык уру-нья-руанда) распространен в бельгийской колонии Руанда-Урунди и в северо-западной части территории Танганьики. Общая численность говорящих на нем достигает 5 млн. Ки- рунди, на котором говорит более 1,5 млн. чел., считающийся отдельным языком, представляет собою не более как его диалект.

Для французского Западного Судана большое значение имеет язык мандинго. Он распадается на три главных диалекта: малинке, бамбара и диула. На диалектах мандинго говорит большинство окружающих племен, пользуясь им как вторым языком. Язык мандинго — язык французских колониальных войск. Общая численность говорящих на диалектах мандинго определяется примерно в 5 млн.

Классификация языков Африки

Прочно установленной классификации всех африканских языков еще нет. Объясняется этопрежде всего тем, что языки многих областей Африки мало изучены. Лучше остальных исследованы семито-хамитские языки, на которых говорит население всей Северной и Северо-Восточной Африки, и языки банту, распространенные во всей южной части Африки, южнее Судана — вплоть до Наталя. Языки народов верховьев Нила составляют особую группу нилотских языков. Что же касается языков Судана, то многие вопросы лингвистической классификации их еще не вполне ясны. Особые группы составляют языки гвинейского побережья, языки группы моей, языки мандинго и некоторые другие. Возможно, что дальнейшие исследования смогут установить родство всех этих групп между собой. Однако пока осторожнее их рассматривать отдельно, как самостоятельные группы.

Менее всего изучены языки Восточного Судана, и говорить об их классификации пока еще преждевременно.

В начале XX в. в африканистике господствовала теория трехчленного деления всех языков Африки на хамитские, суданские и банту. В основе ее лежала типологическая классификация языков: деление их на типы аморфный, агглютинативный и флективный. Древнейшим типом языков Африки считались языки Судана, односложные, имеющие музыкальные тона, аморфного типа, «не имеющие служебных частиц». Их сравнивали с китайским языком и объявляли примитивными. Суданские языки считались языками аборигенного населения Африки. Хамитские языки, не имеющие музыкальных тонов, но обладающие тоническим ударением и относящиеся к флективному типу, считались языками народов, пришедших в Африку из Азии. Немецкий африканист Мейнхоф полагал, что из смешения хамитских языков с суданскими возникли языки банту— агглютинативные по своему типу, имеющие грамматические классы имен существительных.

В основе его взглядов лежали расистские концепции о светлокожих высококультурных хамитах и не способных к развитию неграх. Негры банту, по этой теории,— продукт смешения с хамитами, считались стоящими выше своих суданских собратьев.

Научные данные полностью опровергли эту теорию. Мнимым оказалось единство суданских языков: в действительности разные их группы сильно отличаются одна от другой, очень сложны и многие родственны языкам банту.

Главнейшие группы языков Африки следующие:

1) семито-хамитская группа семей родственных языков;

2)  языки Судана: группы гвинейская, манде, бантоидная (западпо- бантоидная, или атлантическая, центрально-бантоидная, или моси-груси, и восточно-бантоидная), канури, кордофанская, нилотская; кроме того, неклассифицированные языки Центрального Судана;

3)  семья языков банту;

4) койсанская группа языков;

5)  мальгашский язык.

Языки семито -хамитской группы

Языки семито-хамитской группы, взятые в целом, представляют собою некоторое единство. Среди них особую семью языков составляют семитские языки. Всем им свойственна так называемая трех-литеральность корня, или, что то же, трехсогласная основа глагола (ее иногда неточно называют трехбуквенной основой глагольного корня). Для всех семитских языков типична внутренняя флексия, т. е. изменение глагола по наклонениям, видам, временам, залогам и лицам производится путем изменения гласных внутри остающейся неизменной (или почти неизменной) глагольной основы. Все семитские языки имеют общий им всем основной словарный фонд. Эти черты, пожалуй, наиболее типичны и характеризуют все семитские языки.

В отличие от семитских языков другая часть языков этой группы, иногда называемая хамитской, не представляет собою единства. Нет никаких черт, характеризующих языки хамитской группы в целом, которые были бы присущи только ей и отличали ее от семитской.

Подобно тому как индоевропейские языки представляют собою группу семей родственных языков, в состав которой входят славянские, германские, романские и другие языки, так и семито-хамитские языки объединяет семитские, кушитские и берберские, древнеегипетский язык и группу языков хауса-котоко.

К числу хамитских языков иногда относят также готтентотские языки на том основании, что в них имеется грамматический род. Это неверно; как мы увидим далее, грамматический род встречается также и в центральной группе бушменских языков. Изучение грамматического строя и словарного фонда готтентотских и бушменских языков показало, что они родственны между собою и должны быть объединены в одну группу, которую обычно называют койсанской.

Все семито-хамитские языки в целом представляют собою большую группу флективных языков, имеющую известные особенности, характерные для всей этой группы.

На африканском материке к ней относятся:

1) семитские языки Эфиопии; 2) кушитская семья языков; 3) древнеегипетский и коптский языки; 4) берберская семья языков; 5) язык хауса и близкие к нему языки.

Почти 200-миллионное население современной Африки говорит на многих языках и наречиях. Некоторые из них стали теперь языками многочисленных народностей и формирующихся наций, но лингвистическая карта Африки все еще пестрит названиями множества языков. Буржуазные лингвисты в своих исследованиях замалчивают бурный и неодолимый процесс создания крупных языков, нередко стараясь, наоборот, подчеркнуть наличие огромного числа языков, племен, рисуя неверную картину безнадежной отсталости. В одном только Судане, утверждают они, существует от 700 до 800 языков. Лингвисты как бы соревнуются в количестве установленных ими отдельных языковых единиц. Так, например, видный языковед и специалист по африканским языкам, немец Мейнхоф в 1910 г. насчитывал 182 языка банту.

Несколько позднее, в 1919—1922 гг., англичанин Джонстон довел их число до 226. В 1948 г. бельгиец Ван-Бульк превзошел их обоих, утверждая, что в одном лишь Бельгийском Конго существует 518 различных языков банту, не считая диалектов.

Постоянные указания на огромное число языков преследуют двоякую цель. Во-первых, они должны создать впечатление этнического хаоса и беспорядка, существующего в колониальном мире, беспорядка, который сдерживается лишь установлением в колониях Pax Britannica или Paix Franqaise, как любят выражаться английские и французские колониальные деятели1. Во-вторых, они преследуют задачу затушевать, скрыть идущий в колониях процесс образования крупных народностей, процесс консолидации наций. Поэтому надо внимательно разобрать, что же скрывается за внешним многообразием и бесконечной пестротой языковой карты Африки.

Для рассуждений большинства зарубежных лингвистов характерен отрыв истории языка от истории развития общества. Но язык относится к числу общественных явлений, указывает И. В. Сталин. «Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка»1.

На ранних ступенях развития общества существовали родовые языки, объединявшие всех членов рода. Возможно, что наиболее отсталые народы Африки, вроде пигмеев или бушменов, несколько веков назад жили отдельными родами, каждый из которых имел свой язык. В настоящее время родовых языков в Африке уже нет.

Пигмеи говорят на языках своих соседей, т. е. на языках банту или на суданских языках. Общественный строй бушменов, загнанных в пустыню Калахари, настолько видоизменился, что на основании их современного состояния невозможно сделать какие-либо выводы. Прежде самостоятельные роды и племена бушменов перемешались, и большая часть их утратила свои языки.

За исключением бушменов и пигмеев, все остальные группы населения давно уже жили племенным строем. Во многих областях Африки еще до появления европейцев существовали государства и начинался процесс образования народностей, при этом некогда самостоятельные племена дробились ирасходились, одни языки вытеснялидругие, анекоторыеиз них становились языками государственных объединений; местные диалекты перемалывались в единый язык. Однако нигде в Африке, за исключением северного ее побережья, процесс развития общества не дошел до образования нации, поэтому еще нигде не создались национальные языки; но многие народы Африки давно изжили первобытно-общинные отношения с их родо-племенным строем, и теперь в Африке существуют многомиллионные народы, объединенные общим языком. Все это надо иметь в виду, обращаясь к рассмотрению языковых проблем в Африке.

В Нигерии с ее более чем 24-миллионным населением, по некоторым данным, насчитывается чуть ли не полтораста различных языков. Из этого вовсе не следует, что на каждом из них говорит примерно 150 или 200 тыс. человек. На самом деле языки этого 24-миллионного населения распределяются следующим образом: на языке хауса говорит около 8 млн., на языке йоруба — около 4 млн., на языке ибо — 4 млн. человек, т. е. почти четыре пятых всего населения говорит на трех языках; за ними следуют языки: фульбе, на котором говорит более 2 млн., и канури (в Борну) — 1200 тыс. Таким образом, на всех остальных языках Нигерии говорит менее 5 млн. человек.

Во Французской Западной Африке, в бассейне Верхнего Нигера и Сенегала большая часть (около 3 млн.) населения говорит на языке мандинго; следующие за ним, по значению: язык фульбе (немногим менее 2 млн. чел.) и язык моей (около 2 млн. чел.). Эти три языка — главнейшие во Французской Западной Африке, на них говорит 42% всего ее населения.

Так же обстоит дело и в других колониях. В Бельгийском Конго, например, с населением более 11 млн. чел., на языке луба говорит около 3,5 млн., на языке руанда — более 2 млн., на языке рунди — до 1,5 млн., на языке конго —до 1 млн. чел., т. е. на этих языках говорит примерно 75—80% всего населения страны. На территории Руанда-Урун- ди все население говорит фактически на одном языке, так как языки руанда и рунди — не более как диалекты одного языка. На языках умбунду и кимбунду (андонго) говорит около 60% всего населения Анголы.

ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППЫ ЯЗЫКОВ

Особое значение, по их распространенности, имеют следующие языки*

Арабский — наиболее распространенный язык населения всей северной части Африки. Численность говорящих на арабском языке определяется, по данным 1944 г., в 37 585 тыс. На арабском языке говорит население Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Танжерской области, Ифни, Испанской Сахары, значительной части Французской Западной Африки и Англо-Египетского Судана, преимущественно в северных их частях. Он распространен на севере Французской Экваториальной Африки и в некоторых местностях Эритреи и Эфиопии, в Северной Нигерии. Кроме того, на восточном берегу Африки, от Занзибара вплоть до Суэца, на арабском языке говорят некоторые слои городского населения. Арабский язык — основной язык населения о-ва Сокотра.

На втором месте, как по численности говорящих на нем, так и по своему значению, стоит язык хауса. Этот язык наиболее распространен среди населения Северной Нигерии и прилегающих к ней областей Французского Судана и Южной Нигерии. Кроме того, на языке хауса говорят в северной части Дагомеи, в Того, на Золотом Береге и отчасти на Береге Слоновой Кости, в Камеруне, во Французской Экваториальной Африке и в Англо-Египетском Судане. Группы хауса встречаются в Алжире, Ливии, Феццане и на берегах Нила. Таким образом, область распространения языка хауса охватывает почти все внутренние районы Судана. Трудно установить точную численность говорящих на хауса. По данным 1944 г., она достигает 9200 тыс. По другим сведениям, число говорящих на хауса составляет от 10 до 15 млн.

На третьем месте среди всех языков Африки стоит язык суахили (ки- суахили). Обычно считается, что общая численность говорящих на нем примерно так же велика, как и говорящих на хауса, и колеблется от 10 до 15 млн. По данным справочника о языках Африки, составленного в 1944 г. Макдугалдом, на суахили говорят 7860 тыс, человек. Языком суахили первоначально пользовалось прибрежное население Восточной Африки, он был распространен от г. Ламу на севере до португальских владений на юге Восточной Африки. В настоящее время он считается официальным языком четырех английских колоний Восточной Африки: Уганды, Танганьики, Кении и Ньясаленда. Он распространен также в Итальянском Сомали, в Руанда-Урунди, в северо-восточных частях Северной Родезии, в Мозамбике и Южной Родезии. Перед второй мировой войной язык этот распространялся и в восточной части Бельгийского Конго, к востоку от Стэнливиля, по течению р. Луалаба и в округе Элиза- бетвиля. На нем говорит также часть! прибрежного населения северо- западного Мадагаскара.

Амхарский язык (на котором говорит около 6 млн. чел.) распространен в северной и средней частях Эфиопии, в областях Амхара, Годжам, Шоа, где живет собственно амхарское население. Он принят по всей стране в качестве государственного языка Эфиопии, на котором ведется делопроизводство, печатаются правительственные постановления, газеты и т. п. Он известен также и в сопредельных с Эфиопией Эритрее, Британском и Итальянском Сомали, в Джибути.

Язык руанда (собственно язык уру-нья-руанда) распространен в бельгийской колонии Руанда-Урунди и в северо-западной части территории Танганьики. Общая численность говорящих на нем достигает 5 млн. Ки- рунди, на котором говорит более 1,5 млн. чел., считающийся отдельным языком, представляет собою не более как его диалект.

Для французского Западного Судана большое значение имеет язык мандинго. Он распадается на три главных диалекта: малинке, бамбара и диула. На диалектах мандинго говорит большинство окружающих племен, пользуясь им как вторым языком. Язык мандинго — язык французских колониальных войск. Общая численность говорящих на диалектах мандинго определяется примерно в 5 млн.

Классификация языков Африки

Прочно установленной классификации всех африканских языков еще нет. Объясняется этопрежде всего тем, что языки многих областей Африки мало изучены. Лучше остальных исследованы семито-хамитские языки, на которых говорит население всей Северной и Северо-Восточной Африки, и языки банту, распространенные во всей южной части Африки, южнее Судана — вплоть до Наталя. Языки народов верховьев Нила составляют особую группу нилотских языков. Что же касается языков Судана, то многие вопросы лингвистической классификации их еще не вполне ясны. Особые группы составляют языки гвинейского побережья, языки группы моей, языки мандинго и некоторые другие. Возможно, что дальнейшие исследования смогут установить родство всех этих групп между собой. Однако пока осторожнее их рассматривать отдельно, как самостоятельные группы.

Менее всего изучены языки Восточного Судана, и говорить об их классификации пока еще преждевременно.

В начале XX в. в африканистике господствовала теория трехчленного деления всех языков Африки на хамитские, суданские и банту. В основе ее лежала типологическая классификация языков: деление их на типы аморфный, агглютинативный и флективный. Древнейшим типом языков Африки считались языки Судана, односложные, имеющие музыкальные тона, аморфного типа, «не имеющие служебных частиц». Их сравнивали с китайским языком и объявляли примитивными. Суданские языки считались языками аборигенного населения Африки. Хамитские языки, не имеющие музыкальных тонов, но обладающие тоническим ударением и относящиеся к флективному типу, считались языками народов, пришедших в Африку из Азии. Немецкий африканист Мейнхоф полагал, что из смешения хамитских языков с суданскими возникли языки банту— агглютинативные по своему типу, имеющие грамматические классы имен существительных.

В основе его взглядов лежали расистские концепции о светлокожих высококультурных хамитах и не способных к развитию неграх. Негры банту, по этой теории,— продукт смешения с хамитами, считались стоящими выше своих суданских собратьев.

Научные данные полностью опровергли эту теорию. Мнимым оказалось единство суданских языков: в действительности разные их группы сильно отличаются одна от другой, очень сложны и многие родственны языкам банту.

Главнейшие группы языков Африки следующие:

1) семито-хамитская группа семей родственных языков;

2)  языки Судана: группы гвинейская, манде, бантоидная (западпо- бантоидная, или атлантическая, центрально-бантоидная, или моси-груси, и восточно-бантоидная), канури, кордофанская, нилотская; кроме того, неклассифицированные языки Центрального Судана;

3)  семья языков банту;

4) койсанская группа языков;

5)  мальгашский язык.

Языки семито -хамитской группы

Языки семито-хамитской группы, взятые в целом, представляют собою некоторое единство. Среди них особую семью языков составляют семитские языки. Всем им свойственна так называемая трех-литеральность корня, или, что то же, трехсогласная основа глагола (ее иногда неточно называют трехбуквенной основой глагольного корня). Для всех семитских языков типична внутренняя флексия, т. е.

Сколько официальных языков в ЮАР

изменение глагола по наклонениям, видам, временам, залогам и лицам производится путем изменения гласных внутри остающейся неизменной (или почти неизменной) глагольной основы. Все семитские языки имеют общий им всем основной словарный фонд. Эти черты, пожалуй, наиболее типичны и характеризуют все семитские языки.

В отличие от семитских языков другая часть языков этой группы, иногда называемая хамитской, не представляет собою единства. Нет никаких черт, характеризующих языки хамитской группы в целом, которые были бы присущи только ей и отличали ее от семитской.

Подобно тому как индоевропейские языки представляют собою группу семей родственных языков, в состав которой входят славянские, германские, романские и другие языки, так и семито-хамитские языки объединяет семитские, кушитские и берберские, древнеегипетский язык и группу языков хауса-котоко.

К числу хамитских языков иногда относят также готтентотские языки на том основании, что в них имеется грамматический род. Это неверно; как мы увидим далее, грамматический род встречается также и в центральной группе бушменских языков. Изучение грамматического строя и словарного фонда готтентотских и бушменских языков показало, что они родственны между собою и должны быть объединены в одну группу, которую обычно называют койсанской.

Все семито-хамитские языки в целом представляют собою большую группу флективных языков, имеющую известные особенности, характерные для всей этой группы.

На африканском материке к ней относятся:

1) семитские языки Эфиопии; 2) кушитская семья языков; 3) древнеегипетский и коптский языки; 4) берберская семья языков; 5) язык хауса и близкие к нему языки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *