Социальная структура общества

Социальная (стратификационная) структура, социальная дифференциация — расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей.

Социальное неравенство — неравный доступ к социальным благам.

Современное общество стремится к минимизации социального неравенства, в то же время, естественное неравенство неустранимо.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации:

  • рабство,
  • касты,
  • сословия,
  • классы.

Первые три системы считаются закрытыми, т.е. переход из одной страты в другой почти невозможен либо затруднён. Классовая система — открытая, налажена социальная мобильность 1.

Рабство

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Касты

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия

Сословиесоциальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами, и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследствуСоциальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чиновТак, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение.

Класс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня.

Содержание

ГИА по обществознанию

Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами 2.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев 3.

 

Критерии классовой стратификации современных обществ:

  • Доход — это общая сумма денег, полученных индивидом или всей его семьей за определенный период (зарплата, гонорары, пенсии, стипендии, пособия и т.д.).
  • Богатство — образуется, когда доходы очень высоки и перекрывают текущие расходы «на жизнь». В результате часть доходов накапливается в виде денег или имущества, которые становятся богатством и влияют на положение человека, его семьи в обществе.
  • Власть — можно определить как возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, способность подчинять своей воле других людей, воздействовать на них. Она значительно повышает социальный вес человека, часто обеспечивая ему определенные привилегии и влиятельность в обществе.
  • Образование — совокупность приобретенных человеком знаний, играет в современном интеллектуально-информационном обществе все возрастающую роль. При этом часто важен не только уровень образования (среднее, высшее и т.д.), но и так называемая престижность учебных заведений, в которых оно получено.
  • Профессия — это род трудовой деятельности (занятий) человека, по которой соответствующую теоретическую и практическую подготовку (например, автослесарь, бухгалтер, врач, программист и т.д.). Здесь тоже важна престижность профессии, а также занимаемая человеком должность 4.

Маргинал

Маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и не адаптирован к новой страте, в рамках которой он существует.

Положительное влияние маргиналов на общество:

  • маргиналы склонны к новациям и переменам;
  • маргиналы обогащают культуры, в которую привносят элементы своей прежней культуры;
  • маргиналы на стыке двух культур создают новую культуру.

Отрицательное влияние:

  • растерянность и неспособность эффективно действовать в новых обстоятельствах;
  • дестабилизация общества;
  • неспособность вжиться в новые роли;
  • утрата прежних ценностей и неспособность принять новые ценности, что ведёт к некоему «духовному вакууму».

 

Социальная мобильность

Социальная мобильность — перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой, смена статуса.

Типы мобильности:

  • добровольная и вынужденная;
  • межпоколенная (перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями) и внутрипоколенная (один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию);
  • индивидуальная (перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других) и групповая (перемещения происходят коллективно, меняется положение всей группы);
  • вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность — изменение статуса с изменением положения в социальной иерархии. Вертикальная мобильность разделяется на нисходящую и восходящую. Горизонтальная мобильность — изменение статуса без заметного изменения положения в социальной иерархии.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.

Похожие главы из других работ:

Арабское завоевание

3. Общественно-политическая и экономическая структура Арабского халифата

Первой правящей династией Арабского халифата стали Омейяды (661-750 гг.), сосредоточившие в своих руках религиозную и светскую власть. Заложенная Мухаммедом традиция сохранится практически до наших дней, когда халиф, по крайней мере…

Индия в VII-XVI веках

§4. Кастовая структура индийского средневекового общества

Каста — португальское слово (означающее род, племя, происхождение), является переводом слова джати, которым в Индии назывались в феодальный период и называются сейчас замкнутые группы людей…

История создания конституции США, последствия и первые поправки

1.2.1 Экономика и структура общества

Торговлей в Америке занимались главным образом предприимчивые купцы из северных и среднеатлантических колоний. 90% торговли с Вест-Индией осуществлялось на их судах…

Китайский социализм и его экономическая политика

2.1 Социально-экономическая структура и генеральная линия Коммунистической партии Китая на переходный период

Переходный период, начавшийся созданием КНР в 1949 г., закончился в 1956 г., когда в основном были завершены социалистические преобразования. В результате отмены привилегий, предоставленных в свое время империалистическим государствам…

Крепостное строительство в Русских землях IX-XV веков

1.1 Социально-экономическая концепция

Историк В.О.Ключевский, рисует следующую картину возникновения древнерусских городов: «Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси…

Кризис традиционных социально-политических и экономических институтов Османской империи в XVII-XVIII вв.

Политическая и социально-экономическая структура Османского государства в XVI-XVII вв.

К концу XVI в. Османская империя, владея огромной территорией в Европе (Балканы, Юго-Восточная Европа, Крым с прилегающими землями Приазовья и Причерноморья), в Африке (Северная Африка, кроме Марокко) и Азии (Малая Азия, Аравия, Сирия, Палестина…

Крито-Микенская цивилизация

2.2 Государственное управление и социально-экономическая структура Микенской Греции. Экономические и социальные отношения на Крите

Микены находятся на Пелопоннесе, на полпути от Коринфа до Аргоса. Микенский холм был заселен в начале III тысячелетия до н.э. Он удобно расположился в центре небольшой плодородной долины, где протекает река Персея, и недоступен противнику…

Развитие Древней Руси при Ярославе Мудром

2. Социальная структура общества при Ярославе Мудром

Время княжения Ярослава Мудрого, — это годы подъема, развития Киевской Руси и Киева. При нем Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Стремясь установить порядок и законность в русских землях…

Российская империя на рубеже XIX-XX вв.

2.3. Социальная структура российского общества

По переписи населения 1897г., общая численность жителей Российской империи составляла 125,5 млн.

Социальная структура

человек. Несмотря на довольно высокую смертность, Россия являлась страной с самым высоким приростом населения в Евпопе — 1,6% (в Германии — 1,4%)…

Россия в 1917 году. Становление новой власти

3.2 Социально-экономическая ситуация

Война продолжалась. Ее влияние на экономику страны и на положение народа было самым пагубным. На ее нужды шло более 80% государственных расходов. Из-за недостатка топлива и сырья осенью 1917 года закрылись свыше 800 предприятий…

Россия в конце XIX — начале XX веков

3. Социально-классовая структура общества

Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий — экономических, политических и социальных -между самодержавием и либеральной интеллигенцией, помещиками и крестьянами…

Русская революция 1905-1907

1.1 Социальная структура общества

В начале XX века Россия представляла собой одно из крупнейших государств мира с населением 126,5 млн. человек, состоящим из более чем 100 наций и народностей. Переход к индустриальному обществу, хотя и осуществлялся с запаздыванием…

Советское общество второй половины 1960-х и начала 1980-х гг.

Социальная структура общества

Благодаря массовому распространению высшего образования общая численность специалистов, имеющих университетский или институтский диплом, с 1970 по 1980 г. возросла с 6,9 млн до 12,0 млн, т.е. на 74%…

Социальные утопии в Англии в эпоху Английской революции 1640-1660 гг.

§1. Социально-экономическая ситуация

англия утопический республика коммунистический Если рассматривать экономическое развитие Англии начала XVII века, то нельзя говорить о том, что страна находилась в упадке или переживала период стагнации. Напротив…

Февральская и Октябрьская революции 1917 года

3.2 Социально-экономическая ситуация

Война продолжалась. Ее влияние на экономику страны и на положение народа было самым пагубным. На ее нужды шло более 80% государственных расходов. Из-за недостатка топлива и сырья осенью 1917 года закрылись свыше 800 предприятий…

Социальная (стратификационная) структура, социальная дифференциация — расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей.

Социальное неравенство — неравный доступ к социальным благам.

Современное общество стремится к минимизации социального неравенства, в то же время, естественное неравенство неустранимо.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации:

  • рабство,
  • касты,
  • сословия,
  • классы.

Первые три системы считаются закрытыми, т.е. переход из одной страты в другой почти невозможен либо затруднён. Классовая система — открытая, налажена социальная мобильность 1.

Рабство

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Касты

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни.

10. Социальная структура общества.

Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия

Сословиесоциальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами, и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследствуСоциальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чиновТак, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение.

Класс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами 2.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев 3.

 

Критерии классовой стратификации современных обществ:

  • Доход — это общая сумма денег, полученных индивидом или всей его семьей за определенный период (зарплата, гонорары, пенсии, стипендии, пособия и т.д.).
  • Богатство — образуется, когда доходы очень высоки и перекрывают текущие расходы «на жизнь». В результате часть доходов накапливается в виде денег или имущества, которые становятся богатством и влияют на положение человека, его семьи в обществе.
  • Власть — можно определить как возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, способность подчинять своей воле других людей, воздействовать на них. Она значительно повышает социальный вес человека, часто обеспечивая ему определенные привилегии и влиятельность в обществе.
  • Образование — совокупность приобретенных человеком знаний, играет в современном интеллектуально-информационном обществе все возрастающую роль. При этом часто важен не только уровень образования (среднее, высшее и т.д.), но и так называемая престижность учебных заведений, в которых оно получено.
  • Профессия — это род трудовой деятельности (занятий) человека, по которой соответствующую теоретическую и практическую подготовку (например, автослесарь, бухгалтер, врач, программист и т.д.). Здесь тоже важна престижность профессии, а также занимаемая человеком должность 4.

Маргинал

Маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и не адаптирован к новой страте, в рамках которой он существует.

Положительное влияние маргиналов на общество:

  • маргиналы склонны к новациям и переменам;
  • маргиналы обогащают культуры, в которую привносят элементы своей прежней культуры;
  • маргиналы на стыке двух культур создают новую культуру.

Отрицательное влияние:

  • растерянность и неспособность эффективно действовать в новых обстоятельствах;
  • дестабилизация общества;
  • неспособность вжиться в новые роли;
  • утрата прежних ценностей и неспособность принять новые ценности, что ведёт к некоему «духовному вакууму».

 

Социальная мобильность

Социальная мобильность — перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой, смена статуса.

Типы мобильности:

  • добровольная и вынужденная;
  • межпоколенная (перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями) и внутрипоколенная (один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию);
  • индивидуальная (перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других) и групповая (перемещения происходят коллективно, меняется положение всей группы);
  • вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность — изменение статуса с изменением положения в социальной иерархии. Вертикальная мобильность разделяется на нисходящую и восходящую. Горизонтальная мобильность — изменение статуса без заметного изменения положения в социальной иерархии.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность. 5

Социальная структура общества: общая характеристика.

Социальная структура общества- это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами.

Социально-классовая структура общества представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп.

Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Основными элементами социальной структуры являются классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности. Каждый из этих элементов является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп.

социологи выделяют две основные теоретические модели социальной структуры: нормативно-ценностную и категориальную. Первая представлена структурным функционализмом и примыкающими к нему социологическими направлениями. основными элементами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования — социальные институты, статусно-ролевые группы и т.п. При этом источником изменения социальной структуры выступает доминирующая в обществе система ценностей, норм, культурных образцов, определяющих значимость той или иной социальной роли, того или иного типа социальной деятельности. Тем самым социальная структура рассматривается как динамичная целостная система, представляющая собой результат взаимодействия составляющих ее элементов.

Категориальная модель : главными основными компонентами социальной структуры являются крупные социальные категории — классы, социальные слои, профессиональные группы и т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ

социологи-марксисты подчеркивают обусловленность социальной структуры господствующим способом производства и акцентируют внимание на анализе классовых противоречий, их воздействия на структурные сдвиги в обществе, в то время как представители технологического детерминизма источником изменений в социальной структуре считают технологические инновации и полагают, что технический прогресс способен разрешить все противоречия современного общества.

Существует также исключительно-эмпирический подход к изучению социальной структуры общества. включают в содержание социальной структуры только наблюдаемые и эмпирически фиксируемые общности людей, обладающие измеряемыми признаками (возраст, профессия, доход, образование и т.д.).

Социальная структура может рассматриваться:

1) историческом, с точки зрения эволюции общества, его развития.

2) функциональном, т.е. как упорядоченная система форм социальной деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие общества.

3) институциональном, как система связей между социальными институтами, обеспечивающими удовлетворение важнейших общественных потребностей;

4) как социальный состав общества, с точки зрения связей и отношений между различными социальными общностями, группами, организациями.

5) как иерархия социальных статусов, каждому из которых соответствует набор прав, обязанностей и определенных социальных ролей;

6) как определенная система социально-культурной ориентации индивидуальных и коллективных действий; единицами анализа при таком подходе к социальной структуре являются элементы социального действия (цели и средства, мотивы и стимулы, нормы и образцы поведения и т.д.).

По отношению к процессу труда все общество можно разделить на «занятых в общественном производстве» и «иждивенцев» (детей, учащихся, пенсионеров и др.). По отношению к правовым нормам все население также можно разделить на группы с: 1) конформным (законопослушным) поведением; 2) девиантным (отклоняющимся) поведением; 3) делинквентным (преступным) поведением.

Социальный институт

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные).Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину.Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Дисфункция социального института – нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой (общество).

Дисфункции:

1) персонализация социального института (меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц);

2) существования “теневой экономики”.

Типология общества

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

переход от производства товаров к экономике услуг;

возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.



Строение общества

В курсе обществознания для 8 и 9 классов в самых общих чер­тах мы рассмотрели сущность и структуру современного об­щества. Теперь подойдем к рассмотрению общества с двух то­чек зрения — с философской и с социологической.

В широком философском смысле обществом называют любую совокупность исторически сложившихся форм сов­местной деятельности людей. Общество называют еще вто­рой природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне ес­тественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.

У этой точки зрения есть противники. Они утверждают, что общество людей является прямым продолжением биологическо­го сообщества зверей и что в обществе нет ничего такого, что не было бы в животном мире. Так, муравейник представляет собой совершенный аналог человеческого общества: он так же сложно организован, в нем существует разделение труда и специализа­ция, свой язык, на котором «разговаривают» муравьи, и т.д.

Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ве­дущих совместный образ жизни, сторонники такой теории называют социальными животными.

Действительно, наука относит муравьев к общественным насекомым, способным образовывать семьи, состоящие из нескольких каст. Одни виды муравьев возводят наземные города — муравейники, напоминающие современные горо­да-мегаполисы, а другие ведут бродячий образ жизни, напо­минающий наших далеких предков — собирателей и охот­ников. Велик соблазн и человеческое общество представить по образу и подобию муравейника.

Тем не менее, внешнее сходство часто бывает обманчиво. Человеческое общество является результатом эволюции при­роды, а не ее органической частью. Муравьи живут 65 млн лет и ни один из 10 тыс. видов за это время практически не изме­нился. Человек существует всего 2 млн лет, но претерпел за та­кое короткое время качественные изменения. В чем же дело?

Все насекомые (муравьи, пчелы или гусеницы) эволюцио­нируют не как индивиды, а как род. У животных, а человек по своей биологической природе принадлежит к ним, дейст­вует индивидуальный отбор, известный нам по описаниям английского ученого-естествоиспытателя Чарлза Дарвина,а у насекомых — коллективный: совершенствуется не особь, а вся популяция. Вот почему объединения насекомых называ­ют биологическими сверхорганизмами. Все особи действуют генетически запрограммированно, как организм одного типа.

Сверхорганизм подобен машине. Животные и люди биологи­чески универсальны, они поочередно могут выполнять различ­ные функции (добывание пищи, размножение, строительство, оборона и т.д.). К тому же они однополые. А муравьи и пчелы би­ологически специализированы, в большинстве своем они беспо­лые. Одни особи способны только к размножению, другие могут Добывать пищу, но лишены способности к воспроизводству.

У насекомых минимальные способности к обучению, а у человека — максимальные. Поведение людей на 80% соци­ально приобретенное и на 20% биологически прирожденное. Чем выше способности к обучению, тем выше уровень индивидуального развития. Все насекомые похожи друг на друга. Но это трудно сказать о животных и уж совершенно невоз-

можно — о людях. Только люди создали общество — высоко­организованную форму совместной деятельности индивидов. Следовательно, уровень индивидуального и уровень общест­венного развития тесно связаны друг с другом: чем богаче индивид, тем сложнее общество. Выражение «социальные животные», относимое к муравьям и пчелам, остается, скорее, метафорой, нежели строгим научным понятием. То же самое надо сказать и о разделении труда.

Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно^свести к совокупности всех групп, входящих в негожи тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением.

Можно считать, что {стержнем общества выступает социальная иерархия^, где все люди выстроены по критерию богатства и объема власти. Наверху окажется богатая и-все-властная элита, за ней — средний класс, а внизу — бедное и бесправное большинство (или меньшинство) общества.

Можно свести общество к совокупности пяти фундамен­тальных институтов: семья, производство, государство, об­разование (культура и наука) и религия. Иногда два послед­них объединяют. Названные институты выполняют функцию столпов общества, на которых все и держится.

Можно, наконец, общество разделить на четыре глав­ные сферы экономическую, политическую, социальную и культурную.

Их можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и вертикаль­но, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие, функцию или роль в обществе.

Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Полити­ческая сфера во все времена выполняла роль управленческой надстройки общества, а социальная, занимающаяся социаль­но-демографическим и профессиональным составом населе­ния и взаимоотношениями между большими группами насе­ления, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной, характер носит и духовная сфера. Она затрагивает все этажи общества. Новую картину мира можно выразить графически (см. стр. 27).

Полити­ческая сфера общества

Социаль­ная струк-

тура общества

 
 

Экономи­ческий фунда- мент об­щества

Вертикальная структура общества

Соответственно четырем сферам выделяют четыре инсти­тута общества.

Термин «институт» имеет множество смыслов. В европей­ские языки он пришел из латинского: institutum — установ­ление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отноше­ний, например институт брака, институт наследования.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Понимая социальные ин­ституты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, про­изводство, государство, образование, религия), они углубили наше представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фунда­ментальные) жизненные потребности общества. Их всего че­тыре, как и основных социальных института:

потребности в воспроизводстве людей (институт
семьи и брака);

потребности в добывании средств существования
(экономические институты, производство);

потребности в безопасности и социальном порядке
(политические институты, государство);

потребности в решении духовных проблем, разра­ботке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле,
т.е. включая науку и культуру).

Сделаем вывод:социальный институт устройство об­щества, созданное для удовлетворения его важнейших по­требностей и регулируемое сводом социальных норм.

Благодаря институтам происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения (институт семьи), добываются средства существования, наводится порядок и отправляются духовные ритуалы.

Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать пер­вое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор она постоянно эволюциони­ровала, принимая множество форм и разновидностей: полига­мия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т.д. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Если с первым все достаточно ясно и ошибиться можно на одну-две тысячи лет, то с образованием дело обстоит сложнее.

В данный момент социальный институт образования представляет совокупность школ, техникумов, вузов, акаде­мий, различных курсов и т.п. плюс Министерство образова­ния и весь его аппарат, научно-исследовательские институ­ты, издательства, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой.

Ученые дают второе определение социальному институ­ту как совокупности общественных обычаев, воплощения определенных привычек поведения, образа мысли и образа-жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся

Таблица

Функции и структурные элементы основных институтов общества

Функции Институты Основные роли Физические черты Символиче­ские черты
забота, выхажива­ние и воспитание детей семей но-брачные отец, мать, ребенок дом, обста­новка кольца, обручение, контракт
добывание пищи, одежды, жилья экономичес­кие работодатель, наемный работник, покупатель, продавец предприя­тие, офис, магазин деньги, торговля, марка, реклама
поддержание за­конов, правил и стандартов политичес­кие законода­тель, субъект права обществен­ные здания имеете флаг, кодекс, хартия
содействие собор­ным отношениям и установкам, уг­лубление веры религиозные священник, прихожанин собор, церковь крест, алтарь, Библия
социализация лю­дей, приобщение к базисным ценно­стям и практикам образование учитель, ученик школа, колледж, учебник ДИПЛОМ, степень

в зависимости от обстоятельств и служащих орудием при­способления к ним.

Таким образом, понятие «социальный институт» не яв­ляется только абстракцией. Оно обозначает реальную сово­купность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, обору­дование, где материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка институ­та семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, ре­гулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Понятия; общество, социальный институт, экономиче­ская сфера, политическая сфера, социальная сфера, куль­турная сфера.

Вопросы и задания

1. Составьте краткое описание одного-двух социальных институтов общества, скажем образования и семьи. Ис­пользовав общедоступную литературу, охарактеризуйте их историческую эволюцию, функции, социальные орга­низации, в него входящие, а также традиции, обычаи, ста­тусы и роли.

*2. Как бы вы прокомментировали следующее сужде­ние: «Наше общество, называемое российским, не есть совокупность всех ныне живущих людей. К ним надо до­бавить всех, кто жил раньше на данной территории, и тех, кто, видимо, будет жить здесь через 100 и через 1000 лет»? Согласны вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

3. Живых существ, ведущих совместный образ жизни,
ученые именуют социальными животными. А можно ли
отнести к ним львов, коров, воробьев и шакалов? Ведь
они тоже ведут коллективный образ жизни.

Социальная структура общества

А может
быть, им чего-то не хватает для того, чтобы, подобно пчёлам, быть окончательно зачисленными в разряд социаль­ных животных?

4. Чем различаются между собой индивидуальный и кол­лективный отбор? Почему один способен привести к появ­лению общества, а другой — нет? Какими бы были совре­менные люди, если бы в человеческом роде все время
действовал только коллективный отбор?

*5. Как вы думаете, почему производству как социально­му институту 2 млн. лет, семье — только 500 тыс. лет, а госу­дарству — лишь 5—6 тыс. лет? То, что возникает позже, является ли оно сложнее того, что возникает раньше? Мо-

жет ли быть так, что сложное создается позже именно по­тому, что оно более сложное? Но тогда можете ли вы ут­верждать, что государство сложнее производства? Или это равновеликие по сложности социальные институты? Тог­да почему одному потребовалось для своего формирования миллионы, а другому — тысячи лет?

6. Если под институтом понимать закрепление обычаев и
порядков в виде закона или учреждения, то можно ли от­
нести к социальным институтам крещение, адвокатуру,
рынок труда, парламент, обручение, материнство, биржу?

7. Перечислите основные институты общества. Какие
функции они выполняют?

Рекомендуемые страницы:

Социальная структура (от лат.

structura: строение) – это совокупность элементов, составляющих социальную систему, а также связей, отношений, взаимодействий между ними и внутри их.

Основные элементы социальной структуры и способы их взаимосвязей, представляющие интерес для социологии, можно назвать следующие:

1. Социальные группы, составляющие основу, своеобразный «скелет» социальной структуры общества.

2. Социальные организации и социальные институты, функционирующие с целью целенаправленного воздействия на социальные процессы.

3. Социальные ценности и нормы, с помощью которых регулируются отношения в обществе.

4. Социальная деятельность, в рамках которой формируются социальные отношения.

5. Социальные роли и социальные статусы, которым соответствуют субъектам  этой деятельности.

В широком значении слова, социальная группа представляет собой конкретную общность людей, образованную по социальным признакам и свойствам: расовым, половым, возрастным и другим. Среди многочисленных социальных общностей можно обнаружить группы людей, различающиеся по классовым, профессиональным, имущественным признакам Они могут отличаться по уровню образования, типу местожительства (город, деревня), способам участия в политике (члены партий, общественных организаций) и т. п.

В более узком смысле слова, социальная группа определяется социальным положением людей, их местом в социально-экономической структуре общества. Например: рабочий класс, жители города, трудовой коллектив конкретного предприятия.

Социальным группам присущи определенные признаки, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

1)границы группы – члены любой группы осведомлены о ее численности, знают, кто входит в группу, а кто нет;

2) идентичность –члены группы ощущают собственное своеобразие, знают, чем они отличаются от других групп, имеют свою духовную атмосферу, свои ценности и нормы в пределах совместной деятельности;

3)символы – униформа, удостоверение, значки, свидетельствующие о принадлежности к группе;

4) совместная деятельность и специфические групповые отношения;

5) особые социальные роли, например, роль лидера, организатора, артиста, шута и т.п.

Каждая группа имеет так называемое «ядро» группы, которое составляют те ее члены, которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам данной группы.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *