Императивный мандат

Основные вопросы темы:

a. статус депутата в Советском государстве. Императивный мандат.

b. статус депутата в Российской Федерации. Свободный мандат. Депутатские привилегии (иммунитет и индемнитет).

c. права и обязанности депутата.

d. формы депутатской деятельности.

e. ответственность депутата.

Контрольные вопросы:

a) Чем императивный мандат отличается от свободного депутатского мандата?

b) Вправе ли избиратели давать наказы депутатам Гос. Думы и членам Совета Федерации?

c) В чём выражается иммунитет депутата Гос. Думы РФ? А иммунитет депутата парламента субъекта Федерации?

d) Может ли осуществляться депутатская деятельность на общественных началах?

e) Что такое депутатский индемнитет?

f)Когда депутаты Гос. Думы РФ имели право совмещать свою деятельность в Думе с обязанностями министров?

g) Чем отличается парламентский запрос от депутатского? Вопрос – от запроса (интерпелляции)?

Задачи:

1. Депутат областной думы К. был остановлен милиционером при переходе улицы «на красный свет». Когда депутату было предложено заплатить штраф, он заявил, что платить не будет, и сослался на депутатский иммунитет.

Прокомментируйте ситуацию.

64. Правовой статус советского депутата. Императивный мандат.

В каких случаях депутат может привлекаться к административной ответственности только с разрешения соответствующего суда?

2. Депутат Гос. думы Иванов, назначенный федеральным министром, проработав всего две недели, был освобождён от должности Президентом. Иванов вновь вернулся к исполнению депутатских обязанностей, однако мандатная комиссия палаты посчитала, что его депутатские полномочия досрочно прекращены, хотя палата и не успела за время пребывания Иванова в должности министра принять постановление о досрочном прекращении его полномочий.

Как бы Вы разрешили этот спор?

Образцы тестовых заданий:

1. Вправе ли депутат Гос. думы РФ уклоняться от дачи свидетельских показаний?

a) Да

b) Нет

c) Вправе, если обстоятельства дела стали ему известны в связи с выполнением им депутатских обязанностей.

2.Могут ли депутаты Гос. думы быть арестованы, подвергнуты обыску?

a) Да

b) Нет

c) Нет однозначного ответа.

Семинар 8.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 636 | Нарушение авторского права страницы

Правовой статус депутата (императивный и свободный мандат, иммунитет и индемнитет).

Вопрос об императивном или свободном мандате депутата влияет на возможность или не возможность действовать в соответствии со своими убеждениями, нести или не нести ответственности перед избирателями. В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели существуют так называемые императивный или свободный мандат д.

Императивный мандат — понятие, используемое применительно к представительным органам и их депутатам. При ИМ депутат связан волей и поручениями своих избирателей:

а) при избрании он получает от них наказы — поручения общественно значимого характера;

б) в ходе работы не только информирует избирателей, но и обязан перед ними регулярно отчитываться как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей;

в) избиратели могут отозвать депутата, не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание депутата.

Свободный мандат — правило, согласно которому депутат  представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответственен в своей деятельности перед ними. Соответственно, отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип СМ применяется практически во всех демократических государствах. При свободном мандате депутат считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует о своей деятельности), а полномочия депутата не могут быть прекращены досрочно по решению избирателей путем отзыва.

Иммунитет парламентский (депутатский) (англ.

Тема: Статус депутата

— immunity, лат. – immunitas) — это  освобождение от чего-либо. В КП привилегия парламентариев, заключающаяся в их неприкосновенности или защите от судебного преследования за действия, непосредственном не связанные с исполнением мандата. Иммунитет является не личной привилегией, но гарантией деятельности парламентария. Неприкосновенность не аннулирует нарушения (как это имеет место в случае не ответственности), а лишь отодвигает во времени момент преследования (ареста) парламентария, чтобы не помешать осуществлению его мандата.

Парламентский иммунитет не является абсолютным. Депутаты и сенаторы не могут быть подвергнуты уголовному преследованию (Франция, Польша), любому иному ограничению личной свободы (ФРГ), личному досмотру, обыску (РФ), аресту (США, ФРГ) без санкции соответствующей палаты парламента (однопалатного парламента) во время сессии (Франция, ФРГ, РФ), бюро палаты парламента (Франция) вне сессии, спикера (в Великобритании). Исключение допускается только в том случае, если депутат застигнут на месте совершения преступления (в ФРГ  также в течение следующего дня). В некоторых странах (Индии и Индонезии) депутат не может быть лишен неприкосновенности ни при каких обстоятельствах. Во многих странах (например, в ФРГ и Франции) палатам парламента предоставлено право требовать приостановления задержания, ареста или уголовного преследования депутата.

Индемнитет парламентский (англ. indemnity, от лат. indemnitas — безущербность) — 1) привилегия депутатов парламента, заключающаяся в их неответственности за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций. Например, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены (даже и при исполнении депутатских обязанностей) публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. 2) Вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки и т.д.

Основные вопросы темы:

a. статус депутата в Советском государстве.

О статусе народных депутатов в СССР

Императивный мандат.

b. статус депутата в Российской Федерации. Свободный мандат. Депутатские привилегии (иммунитет и индемнитет).

c. права и обязанности депутата.

d. формы депутатской деятельности.

e. ответственность депутата.

Контрольные вопросы:

a) Чем императивный мандат отличается от свободного депутатского мандата?

b) Вправе ли избиратели давать наказы депутатам Гос. Думы и членам Совета Федерации?

c) В чём выражается иммунитет депутата Гос. Думы РФ? А иммунитет депутата парламента субъекта Федерации?

d) Может ли осуществляться депутатская деятельность на общественных началах?

e) Что такое депутатский индемнитет?

f)Когда депутаты Гос. Думы РФ имели право совмещать свою деятельность в Думе с обязанностями министров?

g) Чем отличается парламентский запрос от депутатского? Вопрос – от запроса (интерпелляции)?

Задачи:

1. Депутат областной думы К. был остановлен милиционером при переходе улицы «на красный свет». Когда депутату было предложено заплатить штраф, он заявил, что платить не будет, и сослался на депутатский иммунитет.

Прокомментируйте ситуацию. В каких случаях депутат может привлекаться к административной ответственности только с разрешения соответствующего суда?

2. Депутат Гос. думы Иванов, назначенный федеральным министром, проработав всего две недели, был освобождён от должности Президентом. Иванов вновь вернулся к исполнению депутатских обязанностей, однако мандатная комиссия палаты посчитала, что его депутатские полномочия досрочно прекращены, хотя палата и не успела за время пребывания Иванова в должности министра принять постановление о досрочном прекращении его полномочий.

Как бы Вы разрешили этот спор?

Образцы тестовых заданий:

1. Вправе ли депутат Гос. думы РФ уклоняться от дачи свидетельских показаний?

a) Да

b) Нет

c) Вправе, если обстоятельства дела стали ему известны в связи с выполнением им депутатских обязанностей.

2.Могут ли депутаты Гос. думы быть арестованы, подвергнуты обыску?

a) Да

b) Нет

c) Нет однозначного ответа.

Семинар 8.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 636 | Нарушение авторского права страницы

Методические рекомендации по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ | След.

1. Число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе

В Федеральном законе не указывается абсолютное число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе. Конкретное число распределяемых по пропорциональной системе депутатских мандатов определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно. При этом следует руководствоваться тем, что указанное распределение должно осуществляться пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. При малом числе депутатских мандатов высока вероятность возникновения ситуации, когда два списка кандидатов, за один из которых проголосовало существенно больше избирателей, чем за другой, получают равное число депутатских мандатов, что может поставить под сомнение сам принцип пропорциональности такого распределения мандатов и, следовательно, соблюдение пункта 16 статьи 35 Федерального закона.

Пример.

Предположим, что было зарегистрировано пять списков кандидатов и голоса избирателей распределились следующим образом:

Список Процент голосов
(от проголосовавших за списки)
А 43
Б 27
В 14
Г 10
Д 6

В соответствии с методом наибольших остатков (см. раздел 3.2 настоящих Рекомендаций) в зависимости от числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, результаты выборов будут выглядеть так:

Список % голосов Число мандатов
5 мандатов итог 10 мандатов итог 20 мандатов итог
А 43 43*5/100=2,15 2 43*10/100=4,3 4 43*20/100=8,6 9
Б 27 27*5/100=1,35 1 27*10/100=2,7 3 27*20/100=5,4 5
В 14 14*5/100=0,7 1 14*10/100=1,4 1 14*20/100=2,8 3
Г 10 10*5/100=0,5 1 10*10/100=1 1 10*20/100=2 2
Д 6 6*5/100=0,3 0 6*10/100=0,6 1 6*20/100=1,2 1

Из приведенного примера видно, что в случае распределения по пропорциональной системе пяти мандатов списки Б и Г будут представлены равным числом депутатов, хотя за первый из них проголосовало в 2,7 раз больше избирателей, чем за второй.

ЗАКОН СССР ОТ 21.12.1989 О СТАТУСЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В СССР

В случае распределения десяти мандатов равным числом депутатов будут представлены списки В и Д, хотя за список Д проголосовало в 2,3 раза меньше избирателей, чем за список В.

Подобные ситуации уже возникали на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, по результатам выборов депутатов Калининградской областной Думы, проходивших 5 ноября 2000 года, все избирательные объединения, избирательные блоки, допущенные к распределению депутатских мандатов, получили равное представительство (по 1 мандату), хотя доля голосов избирателей, поданных за эти списки, колебалась от 11,29 до 16,34 процентов.

Таким образом, рекомендуется, чтобы число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, составляло не менее 20. Если же численность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации невелика, а ее увеличение по каким-либо причинам окажется невозможным, то рекомендуется не применять смешанную систему, а избирать весь состав указанного органа по пропорциональной системе.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След.

Правовой статус депутата парламента

Как представитель народа в органах государственной власти народный депутат является общественным, политическим деятелем, призванным выражать и защищать интересы общества и интересы своих избирателей. Вместе с тем он является государственным деятелем, членом парламента, парламентарием, который активно участвует в осуществлении законодательной, контрольной и других функций парламента и тем самым функций государства.

Общая характеристика статуса депутата парламента:

1. Императивный депутатский мандат. В своем избирательном округе он обязан, в частности, поддерживать тесные связи с избирателями, информировать их о своей работе и работе парламента и его органов, а также о реализации своей предвыборной программы. Избиратели имеют право давать приказы своим депутатам. Если депутат не оправдывал доверие избирателей, он может бать отозван ими. -ДНР

Конституция Украины в 1996 г. внесла изменения в статус народного депутата Украины. В настоящее время парламентарий имеет свободный депутатский мандат. Он наделен правом поддерживать тесные связи с избирателями, информировать их о своей работе в Верховной Раде и ее органах, о реализации своей предвыборной программы и осуществлять другие депутатские функции в избирательном округе.

2. Депутат осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Его депутатский мандат несовместим с другими видами деятельности, а именно, он не имеет права: быть членом правительства, руководителем центрального органа исполнительной власти; иметь другой представительский мандат или одновременно находиться на государственной службе; занимать должность городского, сельского, поселкового головы; заниматься какой-либо, кроме депутатской, оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности. Кроме того, депутат не может привлекаться в качестве эксперта органами досудебного следствия, прокуратуры, суда, а также заниматься адвокатской деятельностью; входить в состав руководства, правления или наблюдательного совета предприятия, учреждения, организации, имеющих целью получение прибыли.

3. Депутату парламента гарантируется депутатская неприкосновенность на весь срок осуществления полномочий. Он не может без согласия парламента привлекаться к уголовной ответственности, быть задержанным или арестованным, или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

Полномочия депутата как члена парламента начинаются после принесения им присяги и скрепления личной подписью под ее текстом.

Для осуществления своих функций депутат наделен широким кругом полномочий в парламенте. Прежде всего, он имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях парламента и его органов, в состав которых он входит. Каждый депутат имеет один голос.

4. Депутатский индемнитет. Следует отметить, что депутаты парламента не несут юридическую ответственность за результаты голосования, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

5. Одним из основных его прав является право законодательной инициативы, которое состоит в предусмотренной законом возможности вносить в парламент законопроекты, обязательные для рассмотрения.

6. В соответствии с Законом «О статусе депутата Верховного совета ДНР» (ст.16), депутат вправе направить обращениеПредседателю Совета Министров, членам Правительства, Генеральному прокурору, руководителям иных органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Должностное лицо, которому направлено обращение, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее, чем через 15 дней или в иной, согласованный с инициатором обращения, срок.

В случае несвоевременного реагирования на депутатское обращение или формальный ответ, не отвечающий сути обращения, депутат имеет право обратиться за поддержкой в парламент, который должен проголосовать за депутатский запрос и взять его на парламентский контроль.

Депутатский запрос —это исключительное по правовому содержанию официальное обращение депутата парламента к предусмотренному Конституцией или законом кругу органов государственной власти и должностных лиц с требованием дать ответ по любым вопросам, отнесенным к их компетенции.

Должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, должно дать ответ в письменной форме, не позднее, чем через 10 календарных дней после обращения депутатского запроса на сессии парламента.

В соответствии с Законом «О статусе народного депутата Украины» (ст. 15),народный депутат имеет право на сессии Верховной Рады Украины обращаться с запросом к Президенту Украины, органам Верховной Рады, Кабинету Министров Украины, руководителям других органов государственной власти и местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и формы собственности. Депутатский запрос —это требование народного депутата, народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, заявляемое на сессии Верховной Рады к указанным выше органам и должностным лицам, дать официальный ответ по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Субъекты, к которым направлен депутатский запрос, обязаны сообщить народному депутату Украины о результатах его рассмотрения и дать официальный письменный ответ в 15-дневный срок со дня получения запроса или в другой срок, установленный парламентом. Если запрос по объективным причинам не может быть рассмотрен в установленный срок, то орган или должностное лицо обязаны в письменном виде сообщить об этом Председателю Верховной Рады Украины и народному депутату. При этом этот срок не должен превышать один месяц. По результатам обсуждения ответа на депутатский запрос Верховная Рада Украины принимает соответствующее решение.

Наряду с этими полномочиями народные депутаты обладают также и иными правами, в частности процедурного, контрольного, информационного и иного характера. Они могут ставить вопрос о проверке деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, в отношении которых имеются данные о нарушении ими действующего законодательства и т.п.

От депутатского запроса следует отличать институт депутатского обращения.

Депутатское обращение —это изложенное в письменной форме предложение народного депутата, обращенное к органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям предприятий, учреждений и организаций, объединениям граждан, осуществить определенные действия, дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Депутатское обращение должно быть рассмотрено в течение десяти дней с момента его получения с последующим письменным ответом.

7. Депутат парламента пользуется правом безотлагательного приема по вопросам депутатской деятельности руководителями и другими должностными лицами государственных органов и органов объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций. Депутат при предъявлении своего удостоверения пользуется правом беспрепятственного доступа на все предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Украины независимо от их подчинения, формы собственности и режима секретности.

В соответствии с законодательством, предусмотрены следующие основания досрочного прекращения полномочий депутатов парламента ДНР:

1) письменное заявление депутата о сложении своих полномочий;

2) избрание или назначение депутата должностным лицом иного органа государственной власти, или а иную государственную должность, либо поступление депутата на государственную или муниципальную службу;

3) участие депутата в коммерческой деятельности организаций;

4)получение, в связи с осуществлением депутатских полномочий, вознаграждения (ссуды, денежное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц;

5) выезда, в связи с осуществлением депутатских полномочий, за пределы ДНР за счет средств физических или юридических лиц, за исключением служебных командировок;

6) использование в целях, не связанных с осуществлением депутатских полномочий, средств материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенных для служебной деятельности;

7) разглашение сведений, отнесенных к сведениям ограниченного доступа или служебной информации;

8)открытие или владение счетом, вкладом, хранением наличных денежных средств или ценностей в иностранном банке;

9) отзыва депутата избирателями;

10) отказ от присяги народу;

11) смерть депутата, признание его недееспособным.

В соответствии с украинским законодательством, случаями досрочного прекращения полномочий народного депутата являются:

1) сложение полномочий по его личному заявлению;

2) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении него;

3) признание его судом недееспособным или безвестно отсутствующим;

4) прекращение его гражданства или его выезд на постоянное проживание за пределы Украины;

5) его смерть.

Нарушение прав депутата парламента влечет юридическую ответственность. Должностные лица, нарушающие депутатскую неприкосновенность, препятствующие в любой форме осуществлению депутатских полномочий, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Украины.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется приоритетная роль парламента в системе органов государственной власти?

2. Какова структура парламент?

3. Укажите основные функции парламента.

4. Охарактеризуйте компетенцию парламента.

5. Дайте определение понятия «законодательный процесс» и проанализируйте его стадии.

6. Охарактеризуйте правовой статус депутата парламента.

Термины:

1. Парламент

2. Промульгация

3. Обнародование

4. Счетная палата

5. Сессия

6. Депутатский индемнитет;

7. Депутатская неприкосновенность;

8. Депутатский запрос;

9. Депутатское обращение;

10. Законотворчество.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *