Содержание
- Квота для приема на работу инвалидов
- Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи
- Особенности приема на работу инвалида
- Необходимые документы для трудоустройства инвалидов
- Расчет квоты для приема на работу инвалидов
- Квота для приема на работу инвалидов
- Почему работодателям в 2018-м надо обязательно прописать в документах про трудоустройство инвалидов
- Прием на работу инвалидов
- Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько
- Взять или не взять на работу инвалида
- Причины отказа в трудоустройстве инвалидов
Квота для приема на работу инвалидов
Для обеспечения дополнительных гарантий занятости и в целях защиты инвалидов государство определяет порядок квотирования рабочих мест для данной категории граждан. Предоставление их в пределах квоты является обязанностью работодателя. Но при отсутствии льгот по налогообложению заинтересованность в приеме на работу инвалидов снижается, так как организация их рабочих мест и обеспечение льготного режима работы зачастую требуют от работодателя значительных затрат.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее — Закон N 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда этой категории граждан. Особого внимания заслуживает такая мера социальной поддержки, как установление в организациях квоты для приема на работу инвалидов. Она представляет собой минимальное количество рабочих мест для инвалидов в той или иной организации независимо от ее формы собственности и организационно-правовой формы.
Квотирование рабочих мест является обязательным для всех организаций. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Отдельно для филиалов и представительств организаций квота не устанавливается.
В соответствии со ст. 21 Закона N 181-ФЗ организация с численностью работников более 100 человек должна иметь квоту для приема на работу инвалидов в пределах от 2 до 4% среднесписочной численности ее работников, в зависимости от правового акта, принятого каждым субъектом Российской Федерации. В частности, Законом С.-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" (в ред. от 05.05.2005 N 186-22) установлена квота в размере 2,5%, а вот в столице размер квоты в соответствии с Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" значительно выше и составляет 4%.
Руководствуясь установленной квотой для приема на работу инвалидов, работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать таким сотрудникам условия труда согласно их индивидуальным программам реабилитации, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст. 24 Закона N 181-ФЗ).
Чтобы определить количество вакантных мест, работодатель самостоятельно в пределах установленной квоты ежемесячно производит расчет количества рабочих мест для приема на работу инвалидов. Рассчитанный размер квоты уменьшается на количество занятых инвалидами рабочих мест. Округление значения размера квоты производится в сторону увеличения до целого числа. Информация о свободных вакансиях в пределах квоты передается в центр занятости населения по месту фактического нахождения организации (п. 3 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ).
Контролирующий орган по труду и занятости проводит в организациях проверки соблюдения требований законодательства о предоставлении инвалидам квотируемых рабочих мест. О проверке организация должна быть уведомлена в письменной форме. В уведомлении должна содержаться информация:
- о датах начала и окончания проверки;
- о проверяемом периоде;
- о документах и сведениях, необходимых для проведения проверки, и пр.
По результатам проверки должен быть оформлен акт, содержащий информацию о наличии (отсутствии) нарушений, выдаче предписания и (или) оформлении протокола об административном правонарушении.
При рассмотрении вопроса о трудоустройстве в пределах квоты следует учитывать требования правовых актов, действующих в том или ином субъекте. Так, согласно Закону г. Москвы от 22.12.2004 N 90 в счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, к которым относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, учреждений высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, устраивающиеся на работу впервые. Однако при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.
Выполнением квоты в отношении инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду. Трудоустройство должно быть подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составляет не менее 15 дней.
Трудоустройство инвалидов в счет квоты осуществляется, как правило, по направлению органов службы занятости. Но инвалид вправе обратиться к работодателю и напрямую. В таком случае работодателю необходимо знать, что согласно ст. 64 Трудового кодекса РФ по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, он обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Если у работодателя есть свободная квота и к нему для трудоустройства обратился инвалид, то организация не вправе ему отказать по причине того, что он инвалид. Вместе с тем, если условия труда, установленные на предприятии, не соответствуют индивидуальной программе реабилитации инвалида либо его специальность не соответствует требованиям, предъявляемым предприятием к кандидатам на вакансии, отказ инвалиду в приеме на работу будет вполне оправданным.
Примечание. За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости законодательство предусматривает административную ответственность.
Отказ инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ). Также предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Законодательство предусматривает административную ответственность для компании в виде штрафа от 30 до 50 тыс. руб. либо приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).
Кроме того, следует учитывать нормы законодательства субъектов РФ, которое устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению РФ, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи
В частности, на основании ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.
Сам факт наличия свободных рабочих мест для инвалидов или отсутствия среди работников организации инвалидов не является нарушением действующего законодательства о труде и об охране труда.
Напомним, что до 1 января 2005 г. ст. 21 Закона N 181-ФЗ содержала положение, предписывающее работодателям в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема инвалидов на работу ежемесячно вносить в региональные бюджеты обязательную плату за каждое квотируемое рабочее место. Такой механизм квотирования рабочих мест, детализированный региональным законодателем, позволял более успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов. Впоследствии данную норму отменили. Более того, Определением Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45 было удовлетворено заявление об оспаривании ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы, поскольку установленная оспариваемой нормой ежемесячная выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов является нарушением требований федерального законодательства и фактически является региональным налогом, не предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Таким образом, если организация после 1 января 2005 г. добровольно отчисляла в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест компенсационную стоимость, то такие отчисления не могли учитываться в качестве расходов в целях налогообложения прибыли (Письмо УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026835@).
Следует учитывать и то, что организация может быть привлечена к административной ответственности, если она не представляет в органы службы занятости информацию о наличии вакантных мест по квоте и выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Ответственность за такое нарушение установлена ст. 19.7 КоАП РФ. На ее основании непредставление (неполное представление) или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. руб.
О.А.Ефанова
Помощник юрисконсульта
ЗАО "Техностром"
Особенности приема на работу инвалида
16 06 2017 trudovik Пока нет комментариев
Работодатель, принимая на работу гражданина с инвалидностью, должен знать некоторые особенности оформления таких работников. Подобная категория сотрудников имеет ряд льгот и гарантий, которые работодатель также должен учитывать. В статье рассмотрено, как правильно принять на работу инвалида, какие документы нужно оформить, как заключать трудовой договор.
Многие инвалиды, не утратившие полностью трудоспособность, работают, несмотря на ограничения своих возможностей во многих сферах жизнедеятельности. Одни вынуждены это делать, другие – просто не могут бездельничать. Государство защищает их права как особую категорию работников и установило на законодательном уровне определенные гарантии и правила для них при трудоустройстве.
Необходимые документы для трудоустройства инвалидов
Чтобы принять инвалида на работу, необходимо получить от него определенные документы, которые не требуются от других категорий работников.
К ним относятся:
- Справка, подтверждающая положение инвалида. Она должна быть оформлена на строгом бланке, утвержденном Минтрудом РФ в 2004 году постановлением № 41. Справка формы № 1503004 содержит информацию об установленной группе инвалидности и степени ограничения трудоспособности.
- Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРИ). Документ также имеет строгую форму и содержит требования к условиям труда, которые обязательны для соблюдения работодателем, принимающим его на работу.
Зачастую встает вопрос об обязательности предъявления данных документов при трудоустройстве. В перечне, установленном частью 1 статьи 65 ТК РФ, их не содержится. Следовательно, решение о предоставлении их работодателю инвалид принимает самостоятельно.
Внимание! Работодатель имеет право на запрос справок о состоянии здоровья кандидата на должность, для которой оно имеет важное значение (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). Явным примером является прием на работу в полицию.
Помимо специальных справок, инвалиды предоставляют в отдел кадров все общеобязательные документы, требующиеся при устройстве на работу. На их основе составляется самый главный акт – трудовой договор.
Какие документы нужны при приеме на работу.
Полезно знать! Иногда инвалиды утраивают состояние своего здоровья до подписания трудового контракта, боясь, что им откажут в приеме на работу. В таком случае на работодателя возложена обязанность дополнения заключенного договора повышенными гарантиями. Поэтому лучше заранее постараться ненавязчиво узнать о возможных ограничениях здоровья претендента на должность.
Особенности оформления трудового договора при приеме на работу инвалида
В основном документе, регламентирующим условия труда инвалида, должны быть отражены не только общие условия его работы, но и льготы, предусмотренные законом. К примеру, если он относится к первой или второй группе инвалидности, ему положена сокращенная длительность труда – в пределах 35 часов в неделю вместо обычных 40 часов (ч. 1 ст. 92 ТК РФ и ч.
Расчет квоты для приема на работу инвалидов
3 ст. 23 закона № 181).
Инвалиды имеют привилегии в отпусках в виде их удлинения:
- на основной ежегодный отдых положено не менее 30 дней;
- на отпуск без сохранения заработка – до 60 дней за год.
По общему правилу, установленному статьей 96 ТК РФ, граждане данной категории не могут привлекаться к ночной и сверхурочной работе. Сделать это можно только при одновременном соблюдении двух условий:
- По письменному согласию работника.
- Если отсутствует запрет медицинским заключением о здоровье на их выполнение.
При привлечении инвалидов к сверхурочному или ночному труду, необходимо ознакомить их под роспись о праве на отказ. Данных правил касается и работа в выходные дни и праздники. Запрет на такой труд может быть установлен в ИПРИ.
Трудовой договор заключается при приеме на работу не позднее трех дней с момента начала трудовой деятельности. На основании составленного и подписанного соглашения готовится приказ о приеме на работу Т-1 и заполняется личная карточка. Если требуется, работник инвалид пишет заявление о принятии на работу.
Когда и как пишется заявление, читайте здесь.
Квоты для инвалидов
Правовой статус этой категории работников в России определен законодательными актами, главным из которых является ФЗ об их социальной защите № 181, принятый еще в 1995 году. Он гарантирует обеспечение занятости граждан данной категории государственными органами всех уровней власти (ст. 20), обязывая работодателей принимать на работу граждан с инвалидностью.
На уровне субъектов федерации могут определяться квоты для трудоустройства инвалидов и минимальные ограничения по организации для них числа специально оборудованных рабочих мест. Делается это только для крупных компаний со штатной численностью свыше 100 человек (ст. 21 закона № 181). Норма может варьироваться в пределах 2-4% от общего количества персонала.
За нарушение установленной квоты, а также при отказе работодателя принимать на работу инвалидов предусмотрена административная ответственность.
Подведем итог, работодатель не вправе отказывать в приме на работу гражданина по причине его инвалидности даже при отсутствии зарезервированных мест и квоты. Для трудоустройства помимо основных документов от него требуются справка об инвалидности и ИПРИ. Предусмотренные законом льготы для инвалидов должны отражаться в трудовых договорах, заключенных с ними.
Квота для приема на работу инвалидов
Для обеспечения дополнительных гарантий занятости и в целях защиты инвалидов государство определяет порядок квотирования рабочих мест для данной категории граждан. Предоставление их в пределах квоты является обязанностью работодателя. Но при отсутствии льгот по налогообложению заинтересованность в приеме на работу инвалидов снижается, так как организация их рабочих мест и обеспечение льготного режима работы зачастую требуют от работодателя значительных затрат.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее — Закон N 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда этой категории граждан. Особого внимания заслуживает такая мера социальной поддержки, как установление в организациях квоты для приема на работу инвалидов. Она представляет собой минимальное количество рабочих мест для инвалидов в той или иной организации независимо от ее формы собственности и организационно-правовой формы.
Квотирование рабочих мест является обязательным для всех организаций. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Отдельно для филиалов и представительств организаций квота не устанавливается.
В соответствии со ст. 21 Закона N 181-ФЗ организация с численностью работников более 100 человек должна иметь квоту для приема на работу инвалидов в пределах от 2 до 4% среднесписочной численности ее работников, в зависимости от правового акта, принятого каждым субъектом Российской Федерации. В частности, Законом С.-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" (в ред.
Почему работодателям в 2018-м надо обязательно прописать в документах про трудоустройство инвалидов
от 05.05.2005 N 186-22) установлена квота в размере 2,5%, а вот в столице размер квоты в соответствии с Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" значительно выше и составляет 4%.
Руководствуясь установленной квотой для приема на работу инвалидов, работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать таким сотрудникам условия труда согласно их индивидуальным программам реабилитации, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст. 24 Закона N 181-ФЗ).
Чтобы определить количество вакантных мест, работодатель самостоятельно в пределах установленной квоты ежемесячно производит расчет количества рабочих мест для приема на работу инвалидов. Рассчитанный размер квоты уменьшается на количество занятых инвалидами рабочих мест. Округление значения размера квоты производится в сторону увеличения до целого числа. Информация о свободных вакансиях в пределах квоты передается в центр занятости населения по месту фактического нахождения организации (п. 3 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ).
Контролирующий орган по труду и занятости проводит в организациях проверки соблюдения требований законодательства о предоставлении инвалидам квотируемых рабочих мест. О проверке организация должна быть уведомлена в письменной форме. В уведомлении должна содержаться информация:
- о датах начала и окончания проверки;
- о проверяемом периоде;
- о документах и сведениях, необходимых для проведения проверки, и пр.
По результатам проверки должен быть оформлен акт, содержащий информацию о наличии (отсутствии) нарушений, выдаче предписания и (или) оформлении протокола об административном правонарушении.
При рассмотрении вопроса о трудоустройстве в пределах квоты следует учитывать требования правовых актов, действующих в том или ином субъекте. Так, согласно Закону г. Москвы от 22.12.2004 N 90 в счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, к которым относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, учреждений высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, устраивающиеся на работу впервые. Однако при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.
Выполнением квоты в отношении инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду. Трудоустройство должно быть подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составляет не менее 15 дней.
Трудоустройство инвалидов в счет квоты осуществляется, как правило, по направлению органов службы занятости. Но инвалид вправе обратиться к работодателю и напрямую. В таком случае работодателю необходимо знать, что согласно ст. 64 Трудового кодекса РФ по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, он обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Если у работодателя есть свободная квота и к нему для трудоустройства обратился инвалид, то организация не вправе ему отказать по причине того, что он инвалид. Вместе с тем, если условия труда, установленные на предприятии, не соответствуют индивидуальной программе реабилитации инвалида либо его специальность не соответствует требованиям, предъявляемым предприятием к кандидатам на вакансии, отказ инвалиду в приеме на работу будет вполне оправданным.
Примечание. За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости законодательство предусматривает административную ответственность.
Отказ инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ). Также предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Законодательство предусматривает административную ответственность для компании в виде штрафа от 30 до 50 тыс. руб. либо приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).
Кроме того, следует учитывать нормы законодательства субъектов РФ, которое устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению РФ, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В частности, на основании ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.
Сам факт наличия свободных рабочих мест для инвалидов или отсутствия среди работников организации инвалидов не является нарушением действующего законодательства о труде и об охране труда.
Напомним, что до 1 января 2005 г. ст. 21 Закона N 181-ФЗ содержала положение, предписывающее работодателям в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема инвалидов на работу ежемесячно вносить в региональные бюджеты обязательную плату за каждое квотируемое рабочее место. Такой механизм квотирования рабочих мест, детализированный региональным законодателем, позволял более успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов. Впоследствии данную норму отменили. Более того, Определением Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45 было удовлетворено заявление об оспаривании ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы, поскольку установленная оспариваемой нормой ежемесячная выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов является нарушением требований федерального законодательства и фактически является региональным налогом, не предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Таким образом, если организация после 1 января 2005 г. добровольно отчисляла в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест компенсационную стоимость, то такие отчисления не могли учитываться в качестве расходов в целях налогообложения прибыли (Письмо УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026835@).
Следует учитывать и то, что организация может быть привлечена к административной ответственности, если она не представляет в органы службы занятости информацию о наличии вакантных мест по квоте и выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Ответственность за такое нарушение установлена ст. 19.7 КоАП РФ. На ее основании непредставление (неполное представление) или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. руб.
О.А.Ефанова
Помощник юрисконсульта
ЗАО "Техностром"
Прием на работу инвалидов
Трудовой Кодекс четко определяет список документов, необходимых для трудоустройства, при этом среди этих документов не упоминается справка об инвалидности или ее отсутствии. Гражданин имеет право, но не обязан при приеме на работу сообщать работодателю об имеющихся у него ограничениях по труду. Вместе с тем работодатели с опаской относятся к приему на работу инвалидов.
Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает каждую организацию, имеющую среднюю списочную численность более 100 человек, организовать рабочие места для приема на работу инвалидов – от 2% до 4% к среднесписочной численности. В регионах местными законом утверждается конкретная цифра, она может быть 2,5% или 3%.
На основании этого закона каждая организация, имеющая численность более 100 человек обязана ежемесячно предоставлять в Центр Занятости отчет о наличии у нее работающих инвалидов илио создании рабочих мест для инвалидов. В случае, если она этого не сделает и это нарушение будет выявлено, организация может быть оштрафована. Суммы штрафов пока невелики, 3-5 тысяч рублей, но планируется их значительно увеличить.
Если организация приняла решение о приеме на работу инвалида, необходимо внимательно отнестись к изучению соответствия предлагаемой работы и возможностей инвалида, изучив его документы.
Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько
Возможно, по состоянию здоровья он не может выполнять ту или иную работу. Но тут без совета опытного юриста не обойтись
Документы, необходимые при трудоустройстве инвалида:
- Паспорт;
- Пенсионное страховое свидетельство, ИНН;
- Трудовая книжка;
- Документ об образовании, если работа требует специальной подготовки;
- Справка об инвалидности;
- Заключение МСЭ (медико-санитарной экспертизы);
- ИПР (индивидуальная программа реабилитации).
Взять или не взять на работу инвалида
Чем рискует, что теряет или приобретает компания, принявшая на работу инвалида? Для начала следует разобраться с группами и степенями инвалидностей. Существует три группы инвалидности и три степени выраженности показателей, характеризующих ограничения по труду при комплексной их проверке.
Причем решающей в плане определения трудоспособности является именно вышеуказанная степень. Например, инвалиды I, II, и III групп, имеющие первую и вторую степень способности к труду, фактически имеют так называемую «рабочую группу» инвалидности. Инвалид I группы с третьей степенью не может больше работать.
Перед тем, как взять на работу инвалида, стоит изучить те льготы, которые организация должна предоставить ему по закону. Для инвалидов I и II групп работодатель должен предоставить сокращенную рабочую неделю – 35 часов, вместо стандартных 40. При этом сумма оклада не должна измениться пропорционально отработанному времени. Независимо от группы инвалидности, ежегодный оплачиваемый отпуск должен составлять у таких работников 30 дней.
Работодатель, имеющий в штате инвалидов, получает возможность уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль, получить льготы по страховым взносам на травматизм.
Причины отказа в трудоустройстве инвалидов
Как правило, организации стараются избежать приема в свой штат инвалидов. Причин тут несколько:
- Во-первых, зачастую у компании просто нет подходящих рабочих мест, на которые она могла бы принять инвалидов. Искусственно создавать подобные места – достаточно затратное мероприятие, и никакими налоговыми льготами расходы не покроются;
- Во-вторых, взять на работу инвалида – фактически взять его навсегда, ведь уволить его за виновные действия практически невозможно. Любой суд встанет на защиту его прав, к тому же организации по защите прав инвалидов очень активны и «не дадут в обиду» социально незащищенного человека.
Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам |