Квотируемое рабочее место

Квотирование рабочих мест

На практике у бухгалтеров нередко возникают вопросы о квотировании рабочих мест. Рассмотрим некоторые из них.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. от 29.12.2001) для организаций, численность работников которых составляет более 30 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2% и не более 4%). Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Согласно изначальной редакции Закона N 181-ФЗ в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносили обязательную плату за каждого нетрудоспособного инвалида в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. В ноябре 2001 г. в связи с ликвидацией Государственного фонда занятости населения Российской Федерации у работодателей прекратилась обязанность по уплате обязательной платы за невыполнение или невозможность выполнения указанной квоты.

Немногие организации обратили внимание на Федеральный закон от 29.12.2001 N 188-ФЗ (с изм.

Квотируемое рабочее место — что это такое?

и доп. от 22.08.2004) "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который уточнил, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Регионам предоставлено право устанавливать квоты в организациях, а также их размеры и порядок внесения работодателями. Остановимся на основных аспектах квотирования рабочих мест в Москве и Московской области.

Порядок квотирования рабочих мест в Москве

Порядок квотирования рабочих мест в Москве устанавливается Законом г. Москвы от 12.11.1997 N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изменениями от 30.01, 26.06.2002) и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в государственном учреждении Москвы "Центр квотирования рабочих мест" (далее — Центр квотирования), кроме организаций, ранее зарегистрированных по квотированию рабочих мест в Фонде занятости населения г. Москвы. Список всех необходимых для регистрации документов приведен в п.2.2 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением N 125-ПП. Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателя от обязательной платы в случае невыполнения квот.

Размер квоты для приема на работу инвалидов для работодателей (в том числе предпринимателей без образования юридического лица), осуществляющих деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников более 30 человек, составляет 4% среднесписочной численности. При расчете числа работников, трудоустроенных в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого значения. Работодатели, среднесписочная численность работников у которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь до 18 лет, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3% среднесписочной численности работников. Выполнением квоты считается трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее 15 календарных дней.

Обязательная плата за невыполнение условий квотирования ежемесячно вносится в бюджет города в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации, действующего на день уплаты, и составляет в настоящее время 3809,3 руб. (Постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 292-ПП) в месяц за каждого нетрудоустроенного инвалида. Срок внесения платы — до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата.

Ежеквартально, не позднее 30-го числа после отчетного квартала, работодателям необходимо представлять в Центр квотирования рабочих мест по месту государственной регистрации форму N 1-квотирование "Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств", введенную Комитетом общественных связей г. Москвы, согласованную с Мосгоркомстатом <*>. Получить бланки формы можно на сайте отдела по трудовой адаптации инвалидов и молодежи Комитета общественных связей г. Москвы www.kwota.ru или в Центре квотирования рабочих мест. На указанном сайте можно также найти Инструкцию по заполнению формы регионального государственного наблюдения N 1-квотирование (далее — Инструкция по заполнению формы N 1).

<*> Отчеты по квотированию рабочих мест за 2004 г. допускается сдавать только по данной новой форме, а за 2003 г. — как по новой форме, так и по старой форме N 1-квотирование, утвержденной Постановлением Мосгоркомстата от 21.04.2000 N 5.

За неисполнение Закона N 47 работодатели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы.

Порядок квотирования рабочих мест в Московской области

Экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области определены Законом Московской области от 20.09.1999 N 63/99-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области", а также Постановлением правительства Московской области от 03.03.2003 N 104/6 "О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Московской области".

Организации, для которых устанавливается квотирование рабочих мест и численность работников которых составляет более 30 человек, представляют в органы службы занятости по месту нахождения организации:

сведения о среднесписочной численности работников и квотируемых рабочих местах в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 1 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежегодно;

сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов и внесении обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 2 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежемесячно до 20-го числа следующего за отчетным месяца.

Исходя из представленных сведений организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности Правительством Московской области устанавливается квота для трудоустройства инвалидов в размере 3% среднесписочной численности ее работников, но не менее 1 рабочего места.

Квота для обязательного трудоустройства инвалидов устанавливается организациям на период не менее 1 года. Орган, осуществляющий контроль за квотированием рабочих мест для инвалидов, информирует работодателя об установлении квот не менее чем за 3 месяца до начала их действия.

В случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов (отказ в приеме на работу инвалидов или непредставление информации о выполнении квоты) работодатели ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере 1 минимального размера оплаты труда. В случае невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов (отсутствие необходимого числа инвалидов, зарегистрированных в службе занятости населения по месту расположения организации) — в размере половины минимального размера оплаты труда. Перечисление работодателями обязательной платы осуществляется до 10-го числа следующего за отчетным месяца, за который вносится плата. Перечисление обязательной платы прекращается с месяца, следующего за месяцем трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.

В случае изменения информации о квотируемых рабочих местах (выделение, перепрофилирование, ликвидация) или увольнения работников с квотируемых рабочих мест работодатель обязан в десятидневный срок проинформировать орган, осуществляющий контроль за квотированием рабочих мест инвалидов.

Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в областной бюджет, а также в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что грозит организациям, не соблюдающим законодательство о квотировании рабочих мест

Исходя из нормативных актов субъектов Российской Федерации за неисполнение требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако ответственность за данный вид нарушения в настоящее время законодательно не закреплена.

По ст.5.42 КоАП РФ административный штраф в размере от 20 до 30 МРОТ (2 — 3 тыс. руб.) может быть наложен на тех работодателей, которые отказали в приеме на работу инвалиду в пределах установленной квоты. Следует иметь в виду, что, если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.

По ст.19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, может быть наложен штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (300 — 500 руб.) на должностных лиц и от 30 до 50 МРОТ (3 — 5 тыс. руб.) на юридических лиц.

Таким образом, ответственность за невнесение обязательной платы за невыполнение условий квотирования на федеральном уровне не предусмотрена (ранее такая ответственность предусматривалась в ч.3 ст.24 Закона).

Порядок учета платы за невыполнение условий квотирования

Учет платы за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли не регламентирован. Мнение по этому поводу высказано в Письме Управления МНС России по г. Москве от 27.04.2002 N 26-12/20483. Налоговые органы рассматривают обязательную плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты как санкцию, наложенную государственной организацией на предприятие за невыполнение условий квотирования. При этом ссылаются на п.2 ст.270 НК РФ, согласно которому расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Заметим, что гл.25 НК РФ содержит открытый перечень расходов. Пунктом 1 ст.252 НК РФ установлено, что в составе расходов организаций признаются экономически оправданные затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плату за невыполнение условий квотирования можно считать экономически оправданной, так как организациям порой невыгодно принимать на работу инвалида (например, из-за расходов на создание рабочего места, невозможности привлекать инвалида к сверхурочной работе и работе в выходные дни и т.п.), а выгоднее перечислять в бюджет соответствующую обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида.

Также согласно разд.1 "Сведения о выполнении установленной квоты" инструкции по заполнению формы N 1 и разд.1 "Сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств (при невыполнении условий квотирования рабочих мест)" Инструкции по заполнению регионального государственного статистического наблюдения формы N 1-квотирование, утвержденной Постановлением N 5, обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов и молодежь на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина.

Таким образом, организациям предоставлено право выбора в порядке исполнения требований Закона N 181-ФЗ. Санкции же к работодателям установлены только за неисполнение требований законодательных актов. Учитывая, что обязательная плата является альтернативой исполнения требований Закона N 181-ФЗ, ее нельзя рассматривать как административное правонарушение, определение которого раскрыто в ст.2.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, указанные обязательные платежи можно отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Так как данные платежи не связаны непосредственно с производством и реализацией в бухгалтерском учете, их следует отражать в составе внереализационных расходов. При этом не исключается вероятность претензий со стороны налоговых органов. Отметим, что согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Е.Карякина

Аудитор

ИКТ-Консалт ООО "Объединенные аудиторы"

Квотирование  рабочих мест 

Квота — минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование  рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование  рабочих мест производится в целях  обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

В соответствии со статьей 16 Трудового  кодекса, определяющей   основания возникновения трудовых отношений,  трудовые отношения могут возникать в результате направления на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты.

В соответствии с законом «О занятости  населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № N 1032-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается  в соответствии с Федеральным  законом "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" от 24.11. 1995 года N 181-ФЗ (в ред. Федерального закона 29.12.2004 N 199-ФЗ).

Организациям, численность работников которых  составляет более 100 человек, законодательством  субъекта Российской Федерации устанавливается  квота для приема на работу инвалидов  в процентах к среднесписочной  численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Общественные  объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе  хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых  состоит из вклада общественного  объединения инвалидов, освобождаются  от обязательного квотирования рабочих  мест для инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих  мест для трудоустройства инвалидов  устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной  квоты для приема на работу инвалидов.

Квотирование  рабочих мест в субъектах РФ регулируется региональным законодательством.

Рассмотрим  порядок квотирования рабочих мест на основе закона г. Москвы «О квотировании рабочих мест»  от 22.12. 2004 N 90.

  Указанный закон    устанавливает   правовые,    экономические    и организационные  основы  квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов,  несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет,  лиц  из числа  детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа  выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования,   ищущих   работу   впервые;   создания   и    сохранения (модернизации)   специальных  рабочих  мест  для  инвалидов,  создания рабочих мест для молодежи указанных категорий,  создания учебных  мест для   детей-инвалидов,   обучающихся  на  дому,  а  также  обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий.

Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций,  за  исключением  общественных  объединений инвалидов  и  образованных ими организаций,  в том числе хозяйственных товариществ и обществ,  уставный (складочный) капитал которых  состоит из  вклада  общественного  объединения инвалидов,  организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

Трудоустройство    граждан    в   счет   установленной   квоты производится  работодателями  самостоятельно  с   учетом   предложений федерального   органа  государственной  власти  в  области  содействия занятости населения и  уполномоченного  органа  исполнительной  власти города   Москвы   в  области  социальной  защиты  населения,  а  также общественных организаций инвалидов.

Выполнением  квоты  для  приема  на  работу инвалидов считается

— трудоустройство  работодателем  инвалидов,  имеющих рекомендации  к труду,  и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите,  подтвержденное  заключением  трудового   договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней,   

— уплата ежемесячно в целевой  бюджетный фонд  квотирования  рабочих мест  в  городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для  трудоспособного  населения, определенного   в   городе   Москве  на  день  ее  уплаты  в  порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

Невыполнение  квот — отсутствие факта трудоустройства инвалида на квотируемое рабочее место или наличие задолженности по обязательной плате за нетрудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место.

Невозможность выполнения квот — наличие в организации профессий и специальностей, не предусматривающих использование труда инвалидов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Порядок установления квоты также устанавливается  законодательством субъектов.

В  счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан,  нуждающихся в социальной защите,  но при  этом количество инвалидов,  принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять  менее   2   процентов   от   среднесписочной   численности работников.

Законодательно  оговорены права и обязанности  работодателей по квотированию рабочих  мест. Так работодатели  вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.

Работодатели  в соответствии  с  установленной  квотой  обязаны создавать  или  выделять рабочие места для трудоустройства граждан,  нуждающихся в социальной защите.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Рабочие  места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. Работодатели обязаны   ежеквартально   представлять   органы исполнительной   власти   города  Москвы,  координирующему  работу  по квотированию рабочих мест,  информацию о выполнении квоты  в  порядке, установленном Правительством Москвы. В соответствии с Положением о квотировании рабочих мест в городе Москве» утвержденным  Постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП (в ред. Постановления Правительства Москвы от 25.10.2005 N 829-ПП) деятельность работодателей города Москвы в части квотирования рабочих мест координирует уполномоченный на то орган исполнительной власти совместно с территориальной комиссией по квотированию рабочих мест в городе Москве, созданной в каждом административном округе города (Территориальная комиссия), и Городской комиссией по квотированию рабочих мест в городе Москве (Городская комиссия).

Работодатели  в месячный срок после государственной  регистрации в налоговых органах  встают на учет в государственном  учреждении города. При этом , работодателям необходимо учитывать, что отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателя от выполнения норм законодательства  о квотировании.

При постановке на учет в Центре квотирования работодатели предъявляют следующие  сведения и нотариально удостоверенные документы:

  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копии устава / Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза) / решения собственника (для учреждения);
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в ЕГРПО (Единый государственный регистр предприятий и организаций);
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", если работодатель не сдает форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

Форма П-4 "Сведения о численности, заработной плате  и движении работников" утверждена Постановлением Федеральной Службы Государственной статистики от 01.08.2005 № 52 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников на 2006 год».

При постановке на учет работодателю присваивается  регистрационный номер, который  указывается при сдаче статистической отчетности.

Постановка  на учет, перерегистрация и снятие с учета осуществляются бесплатно.

Работодатели  представляют ежеквартально до 15 числа  месяца, следующего за отчетным кварталом, в Центр квотирования сведения о  выполнении установленных квот по трудоустройству  граждан из числа инвалидов и (или) внесении ежемесячной обязательной платы на счет Фонда квотирования по форме N 1-квотирование.

Форму статистической отчетности N 1-квотирование "Сведения о выполнении установленной квоты  и движении денежных средств"  утверждена Приказом Комитета Общественных связей города Москвы от 08.06.2005 г № 137 «Об утверждении новой формы N 1-квотирование». Указанная форма введена в действие начиная с отчета за II квартал 2005 года.

Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот для органа исполнительной власти, координирующего работу по квотированию рабочих мест.

Статистические  отчеты, подготовленные Центром квотирования, заключения Территориальных комиссий, предложения заинтересованных органов  исполнительной власти, общественных и других объединений представляются в орган исполнительной власти, координирующий работу по квотированию рабочих мест, который в случае необходимости  готовит предложения для принятия решений по вопросам квотирования на заседаниях Городской комиссии.

Центр квотирования осуществляет учет поступлений  денежных средств в разрезе плательщиков, а также по поручению органа исполнительной власти, координирующего работу по квотированию рабочих мест, контроль за своевременным и полным поступлением обязательной платы от работодателей, не выполняющих условий квотирования рабочих мест, а также за созданием  рабочих мест в счет установленных  квот и трудоустройством граждан  на квотируемые рабочие места.

При осуществлении контроля по сбору  и учету денежных средств, поступающих  от работодателей в Фонд квотирования, специалисты органа исполнительной власти, координирующего работу по квотированию рабочих мест, и Центра квотирования имеют право производить  у работодателей проверку соответствующих  документов в целях получения  полной и достоверной информации.

  Средства целевого бюджетного  фонда квотирования  рабочих  мест  в городе  Москве  используются  на  создание и сохранение (модернизацию) специальных  рабочих  мест,  специализированных  участков,   цехов   и производств    для    инвалидов,    создание    рабочих    мест    для несовершеннолетних  в  возрасте  от  14  до  18  лет,  лиц  из   числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет,  граждан в возрасте от 18  до  20  лет  из  числа  выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые,  в целях их трудоустройства, создание учебных мест для детей-инвалидов,    обучающихся   на   дому,   а   также   обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий.

Задолженность плательщиков по расчетам с бюджетом может быть взыскана в принудительном порядке в соответствии с федеральным  законодательством и законодательством  субъекта.

Страницы:12следующая →

Квотирование рабочих мест

На практике у бухгалтеров нередко возникают вопросы о квотировании рабочих мест. Рассмотрим некоторые из них.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. от 29.12.2001) для организаций, численность работников которых составляет более 30 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2% и не более 4%). Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Согласно изначальной редакции Закона N 181-ФЗ в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносили обязательную плату за каждого нетрудоспособного инвалида в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. В ноябре 2001 г. в связи с ликвидацией Государственного фонда занятости населения Российской Федерации у работодателей прекратилась обязанность по уплате обязательной платы за невыполнение или невозможность выполнения указанной квоты.

Немногие организации обратили внимание на Федеральный закон от 29.12.2001 N 188-ФЗ (с изм. и доп.

Что значит: квотируемое рабочее место

от 22.08.2004) "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который уточнил, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Регионам предоставлено право устанавливать квоты в организациях, а также их размеры и порядок внесения работодателями. Остановимся на основных аспектах квотирования рабочих мест в Москве и Московской области.

Порядок квотирования рабочих мест в Москве

Порядок квотирования рабочих мест в Москве устанавливается Законом г. Москвы от 12.11.1997 N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изменениями от 30.01, 26.06.2002) и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в государственном учреждении Москвы "Центр квотирования рабочих мест" (далее — Центр квотирования), кроме организаций, ранее зарегистрированных по квотированию рабочих мест в Фонде занятости населения г. Москвы. Список всех необходимых для регистрации документов приведен в п.2.2 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением N 125-ПП. Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателя от обязательной платы в случае невыполнения квот.

Размер квоты для приема на работу инвалидов для работодателей (в том числе предпринимателей без образования юридического лица), осуществляющих деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников более 30 человек, составляет 4% среднесписочной численности. При расчете числа работников, трудоустроенных в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого значения. Работодатели, среднесписочная численность работников у которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь до 18 лет, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3% среднесписочной численности работников. Выполнением квоты считается трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее 15 календарных дней.

Обязательная плата за невыполнение условий квотирования ежемесячно вносится в бюджет города в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации, действующего на день уплаты, и составляет в настоящее время 3809,3 руб.

(Постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 292-ПП) в месяц за каждого нетрудоустроенного инвалида. Срок внесения платы — до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата.

Ежеквартально, не позднее 30-го числа после отчетного квартала, работодателям необходимо представлять в Центр квотирования рабочих мест по месту государственной регистрации форму N 1-квотирование "Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств", введенную Комитетом общественных связей г. Москвы, согласованную с Мосгоркомстатом <*>. Получить бланки формы можно на сайте отдела по трудовой адаптации инвалидов и молодежи Комитета общественных связей г. Москвы www.kwota.ru или в Центре квотирования рабочих мест. На указанном сайте можно также найти Инструкцию по заполнению формы регионального государственного наблюдения N 1-квотирование (далее — Инструкция по заполнению формы N 1).

<*> Отчеты по квотированию рабочих мест за 2004 г. допускается сдавать только по данной новой форме, а за 2003 г. — как по новой форме, так и по старой форме N 1-квотирование, утвержденной Постановлением Мосгоркомстата от 21.04.2000 N 5.

За неисполнение Закона N 47 работодатели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы.

Порядок квотирования рабочих мест в Московской области

Экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области определены Законом Московской области от 20.09.1999 N 63/99-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области", а также Постановлением правительства Московской области от 03.03.2003 N 104/6 "О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Московской области".

Организации, для которых устанавливается квотирование рабочих мест и численность работников которых составляет более 30 человек, представляют в органы службы занятости по месту нахождения организации:

сведения о среднесписочной численности работников и квотируемых рабочих местах в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 1 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежегодно;

сведения о квотировании рабочих мест для инвалидов и внесении обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в соответствии с утвержденной формой (Приложение N 2 к Порядку квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Московской области) ежемесячно до 20-го числа следующего за отчетным месяца.

Исходя из представленных сведений организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности Правительством Московской области устанавливается квота для трудоустройства инвалидов в размере 3% среднесписочной численности ее работников, но не менее 1 рабочего места. Квота для обязательного трудоустройства инвалидов устанавливается организациям на период не менее 1 года. Орган, осуществляющий контроль за квотированием рабочих мест для инвалидов, информирует работодателя об установлении квот не менее чем за 3 месяца до начала их действия.

В случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов (отказ в приеме на работу инвалидов или непредставление информации о выполнении квоты) работодатели ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере 1 минимального размера оплаты труда. В случае невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов (отсутствие необходимого числа инвалидов, зарегистрированных в службе занятости населения по месту расположения организации) — в размере половины минимального размера оплаты труда. Перечисление работодателями обязательной платы осуществляется до 10-го числа следующего за отчетным месяца, за который вносится плата. Перечисление обязательной платы прекращается с месяца, следующего за месяцем трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.

В случае изменения информации о квотируемых рабочих местах (выделение, перепрофилирование, ликвидация) или увольнения работников с квотируемых рабочих мест работодатель обязан в десятидневный срок проинформировать орган, осуществляющий контроль за квотированием рабочих мест инвалидов.

Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в областной бюджет, а также в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что грозит организациям, не соблюдающим законодательство о квотировании рабочих мест

Исходя из нормативных актов субъектов Российской Федерации за неисполнение требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако ответственность за данный вид нарушения в настоящее время законодательно не закреплена.

По ст.5.42 КоАП РФ административный штраф в размере от 20 до 30 МРОТ (2 — 3 тыс. руб.) может быть наложен на тех работодателей, которые отказали в приеме на работу инвалиду в пределах установленной квоты. Следует иметь в виду, что, если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.

По ст.19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, может быть наложен штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (300 — 500 руб.) на должностных лиц и от 30 до 50 МРОТ (3 — 5 тыс. руб.) на юридических лиц.

Таким образом, ответственность за невнесение обязательной платы за невыполнение условий квотирования на федеральном уровне не предусмотрена (ранее такая ответственность предусматривалась в ч.3 ст.24 Закона).

Порядок учета платы за невыполнение условий квотирования

Учет платы за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли не регламентирован. Мнение по этому поводу высказано в Письме Управления МНС России по г. Москве от 27.04.2002 N 26-12/20483. Налоговые органы рассматривают обязательную плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты как санкцию, наложенную государственной организацией на предприятие за невыполнение условий квотирования. При этом ссылаются на п.2 ст.270 НК РФ, согласно которому расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Заметим, что гл.25 НК РФ содержит открытый перечень расходов. Пунктом 1 ст.252 НК РФ установлено, что в составе расходов организаций признаются экономически оправданные затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плату за невыполнение условий квотирования можно считать экономически оправданной, так как организациям порой невыгодно принимать на работу инвалида (например, из-за расходов на создание рабочего места, невозможности привлекать инвалида к сверхурочной работе и работе в выходные дни и т.п.), а выгоднее перечислять в бюджет соответствующую обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида.

Также согласно разд.1 "Сведения о выполнении установленной квоты" инструкции по заполнению формы N 1 и разд.1 "Сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств (при невыполнении условий квотирования рабочих мест)" Инструкции по заполнению регионального государственного статистического наблюдения формы N 1-квотирование, утвержденной Постановлением N 5, обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов и молодежь на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина.

Таким образом, организациям предоставлено право выбора в порядке исполнения требований Закона N 181-ФЗ. Санкции же к работодателям установлены только за неисполнение требований законодательных актов. Учитывая, что обязательная плата является альтернативой исполнения требований Закона N 181-ФЗ, ее нельзя рассматривать как административное правонарушение, определение которого раскрыто в ст.2.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, указанные обязательные платежи можно отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Так как данные платежи не связаны непосредственно с производством и реализацией в бухгалтерском учете, их следует отражать в составе внереализационных расходов. При этом не исключается вероятность претензий со стороны налоговых органов. Отметим, что согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Е.Карякина

Аудитор

ИКТ-Консалт ООО "Объединенные аудиторы"

Закон РМ от 12.07.1999 N 40-З (ред. от 12.07.2002) "О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ" (принят ГС РМ 03.07.1999)

Архив

12 июля 1999 года N 40-З

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ

(в ред. Закона РМ от 12.07.2002 N 28-З)

Принят

Государственным Собранием

Республики Мордовия

3 июля 1999 года

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Республики Мордовия, и регулирует отношения между работодателями, органами службы занятости населения и органами местного самоуправления районов (городов) по установлению квоты для обеспечения дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите (кроме лиц, квотирование рабочих мест которым осуществляется в соответствии с федеральным законодательством).

Статья 1.

Квотируемое рабочее место

Понятие "квота рабочих мест"

Квота — минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений и организаций (далее — организаций) независимо от организационно-правовых форм, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. Квота включает количество рабочих мест, на которых уже работают граждане, особо нуждающиеся в социальной защите.

Статья 2. Установление квоты рабочих мест в организациях

1. Квота рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливается органами местного самоуправления районов (городов) Республики Мордовия с учетом предложений органов службы занятости населения, общественных организаций, представляющих интересы данных групп граждан, на основании договоров, заключаемых между органами местного самоуправления районов (городов), органами службы занятости населения и работодателями (далее — договоры).

2. Квота рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм, численность работников в которых составляет свыше 30 человек.

3. Размеры квоты рабочих мест устанавливаются органами местного самоуправления районов (городов) ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда в районе (городе), на срок не менее календарного года. Размер квоты не может превышать 3% от среднесписочной численности работников организации.

4. О введении квоты работодатели информируются органами местного самоуправления районов (городов) не менее чем за три месяца до ее установления. Работодатели исполняют решения органов местного самоуправления по созданию квотируемых рабочих мест в сроки, оговоренные в договорах.

5. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных объединений инвалидов, от обязательного квотирования рабочих мест освобождаются.

Статья 3. Граждане, для которых проводится квотирование рабочих мест

1. Квотирование рабочих мест проводится для следующих категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите:

молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу;

выпускников общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;

граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание;

беженцев и вынужденных переселенцев.

2. С учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, органы местного самоуправления районов (городов) могут устанавливать квоту рабочих мест и для других слабозащищенных категорий граждан.

3. Квота рабочих мест устанавливается для трудоустройства граждан, постоянно проживающих в Республике Мордовия.

Статья 4. Источники финансирования

Расходы, связанные с квотированием рабочих мест, осуществляются за счет средств работодателей, местных бюджетов и иных источников.

Статья 5. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать от органов местного самоуправления, органов службы занятости населения районов (городов) Республики Мордовия информацию, необходимую при квотировании рабочих мест.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны в сроки, определенные договорами, выделить или создать рабочие места для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями по направлениям органов службы занятости населения и самостоятельно с уведомлением службы занятости.

4. в случае невозможности выполнения работодателями условий договоров при приеме на работу граждан из слабозащищенных категорий населения работодатели вносят в соответствующий бюджет района, муниципального образования Ковылкино, Рузаевка и города Саранск обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в пределах установленной квоты. Размеры обязательной платы устанавливаются органами местного самоуправления районов (городов) и должны быть не ниже установленной законом минимальной оплаты труда и не выше средней заработной платы, сложившейся в республике в суммарном исчислении за год.

(в ред. Закона РМ от 12.07.2002 N 28-З)

5. Работодатели имеют право в счет установленной квоты арендовать рабочие места в других организациях.

Статья 6. Льготы, предоставляемые работодателям

1. Представительные органы местного самоуправления районов (городов) вправе предоставлять работодателям, выполняющим квоту, установленную для трудоустройства граждан, перечисленных в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона, налоговые льготы в пределах налоговых платежей, зачисляемых в соответствующий местный бюджет, на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

2. Органы местного самоуправления районов (городов) могут оказывать иные формы содействия работодателям, предусматривающие выделение бюджетных средств для финансирования деятельности по созданию специальных рабочих мест, выплаты работодателям компенсаций на эти цели из местных бюджетов, целевых фондов и иных источников, которые специально оговариваются в договорах.

Статья 7. Ответственность работодателей

Работодатели, не выполнившие условия договоров о выделении или создании рабочих мест в счет установленной квоты, а также не возместившие затраты по созданию таких мест в других организациях, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Мордовия

Н.И.МЕРКУШКИН

г. Саранск

12 июля 1999 года

N 40-З

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *