Содержание
Экономические, социальные, культурные права
Каждый гражданин с 18 лет становится избирателем. С 21 года любой гражданин может выдвинуть свою кандидатуру в депутаты и с 35 лет – в президенты страны. Для этого необходимо собрать определенное количество голосов (определено законом).
Гражданские права:
- право на жизнь (ст.3);
- право на свободу (ст.4);
- право на свободу мысли, совести и религии (ст.18);
- право на свободу передвижения и местожительства (ст.13);
- право вступать в брак и образовывать семью (ст.16);
- право владеть имуществом (ст.17);
- право покидать страну и возвращаться в неё (ст.13, ч.2);
- право искать убежище (ст.14);
- право не безопасность, предотвращение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращений и наказаний (ст.5);
- запрещение произвольного ареста, задержания или наказания (ст.9);
- запрещение произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь или тайну корреспонденции (ст.12).
- процедурные права:
- право на признание правосубъективности (ст.6);
- право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона (ст.7);
- право на эффективное восстановление в правах (ст.8);
- право на рассмотрение дела гласно и независимым судом (ст.10);
- право на презумпцию невиновности (ст.11, ч.1);
- запрещение осуждения “задним числом”, по ещё не принятому на момент деяния закону (ст.11, ч.2);
- право на гражданство (ст.15).
Политические права:
- право на свободу мысли, совести и религии (ст.18) — это право имеет двойной статус: гражданское и политическое;
- право на свободу убеждений и на свободное их выражение (ст.19);
- право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20);
- право принимать участие в управлении своей страной (ст.21).
Экономические, социальные и культурные права:
- право на труд (ст.23);
- право на создание профессиональных союзов (ст.23, ч.2);
- право на социальное обеспечение (ст.22);
- право на защиту семьи, детства и помощь им (ст.16.25);
- право на достойный уровень жизни (ст.25);
- право на образование (ст.26);
- право участвовать в культурной жизни общества (ст.27).
Лекция добавлена 28.12.2012 в 05:10:27
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.»
Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.
К ним относятся:
· право на образование,
· право на доступ к культурным ценностям,
· право свободно участвовать в культурной жизни общества,
· право на творчество,
· право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения,
· право на развитие и др.(85)
«Эти права гарантируют каждому человеку участие в культурной жизни общества: он может заниматься научной, технической, литературной, художественной и иной деятельностью, иметь доступ к историческим, культурным, архитектурным памятникам, произведениям искусства.»
«Условия полного осуществления права на образование:
· обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
· доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
· свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание в соответствии с собственными убеждениями.
Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.
Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.»
«Для этого государства обязуются:
а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступным па основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого;
б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;
в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.»
г) « обеспечить подготовку к преподавательской профессии.
Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст.
Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
49 Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует получение бесплатного основного общего среднего и профессионально-технического образования, доступность среднего специального и высшего образования.
Принципы государственной политики и государственные гарантии права граждан на образование определены также законом Республики Беларусь «Об образовании».
Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подчеркивает необходимость уважения свободы творчества, безусловно, необходимой для научных исследований и творческой деятельности. В основе названой статьи лежит право пользоваться достижениями культуры, участвовать в культурной жизни и пользоваться плодами научно-технического прогресса.
Огромная важность защиты соответствующих прав обусловлена и вероятной возможностью ущемления или игнорирования государствами тех или иных культурных особенностей в попытке обеспечить какой-либо одной национальной, расовой или этнической группе более предпочтительное положение по сравнению с какой-либо другой группой. Кроме того, следует отметить, что указанные права включают право на участие в жизни общества с учетом широкого толкования термина «культура».
Право на пользование результатами научного прогресса заключается в том, чтобы все члены общества, и в особенности наиболее обездоленные его группы, могли пользоваться достижениями в этой области. Это право включает в себя право каждого человека искать и получать информацию о таких достижениях, обусловленных применением новых научных концепций, и иметь доступ к любым разработкам, которые могли бы способствовать повышению уровня осуществления закрепленных в Пакте прав.
Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО.
Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982).
В них, в частности, отмечено следующее:
· развитие собственной культуры является правом и долгом народа;
· одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы;
· каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов;
· участвовать в распространении прогресса во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни;
· государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам.
Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами.
Права человека
Каждый гражданин с 18 лет становится избирателем. С 21 года любой гражданин может выдвинуть свою кандидатуру в депутаты и с 35 лет – в президенты страны. Для этого необходимо собрать определенное количество голосов (определено законом).
Гражданские права:
- право на жизнь (ст.3);
- право на свободу (ст.4);
- право на свободу мысли, совести и религии (ст.18);
- право на свободу передвижения и местожительства (ст.13);
- право вступать в брак и образовывать семью (ст.16);
- право владеть имуществом (ст.17);
- право покидать страну и возвращаться в неё (ст.13, ч.2);
- право искать убежище (ст.14);
- право не безопасность, предотвращение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращений и наказаний (ст.5);
- запрещение произвольного ареста, задержания или наказания (ст.9);
- запрещение произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь или тайну корреспонденции (ст.12).
- процедурные права:
- право на признание правосубъективности (ст.6);
- право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона (ст.7);
- право на эффективное восстановление в правах (ст.8);
- право на рассмотрение дела гласно и независимым судом (ст.10);
- право на презумпцию невиновности (ст.11, ч.1);
- запрещение осуждения “задним числом”, по ещё не принятому на момент деяния закону (ст.11, ч.2);
- право на гражданство (ст.15).
Политические права:
- право на свободу мысли, совести и религии (ст.18) — это право имеет двойной статус: гражданское и политическое;
- право на свободу убеждений и на свободное их выражение (ст.19);
- право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20);
- право принимать участие в управлении своей страной (ст.21).
Экономические, социальные и культурные права:
- право на труд (ст.23);
- право на создание профессиональных союзов (ст.23, ч.2);
- право на социальное обеспечение (ст.22);
- право на защиту семьи, детства и помощь им (ст.16.25);
- право на достойный уровень жизни (ст.25);
- право на образование (ст.26);
- право участвовать в культурной жизни общества (ст.27).
Лекция добавлена 28.12.2012 в 05:10:27