Экономические социальные культурные права

Экономические, социальные, культурные права

 

Каждый гражданин с 18 лет становится избирателем. С 21 года любой гражданин может выдвинуть свою кандидатуру в депутаты и с 35 лет – в президенты страны. Для этого необходимо собрать определенное количество голосов (определено законом).

 

Гражданские права:

 

  • право на жизнь (ст.3);
  • право на свободу (ст.4);
  • право на свободу мысли, совести и религии (ст.18);
  • право на свободу передвижения и местожительства (ст.13);
  • право вступать в брак и образовывать семью (ст.16);
  • право владеть имуществом (ст.17);
  • право покидать страну и возвращаться в неё (ст.13, ч.2);
  • право искать убежище (ст.14);
  • право не безопасность, предотвращение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращений и наказаний (ст.5);
  • запрещение произвольного ареста, задержания или наказания (ст.9);
  • запрещение произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь или тайну корреспонденции (ст.12).
  • процедурные права:
  • право на признание правосубъективности (ст.6);
  • право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона (ст.7);
  • право на эффективное восстановление в правах (ст.8);
  • право на рассмотрение дела гласно и независимым судом (ст.10);
  • право на презумпцию невиновности (ст.11, ч.1);
  • запрещение осуждения “задним числом”, по ещё не принятому на момент деяния закону (ст.11, ч.2);
  • право на гражданство (ст.15).

Политические права:

 

  • право на свободу мысли, совести и религии (ст.18) — это право имеет двойной статус: гражданское и политическое;
  • право на свободу убеждений и на свободное их выражение (ст.19);
  • право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20);
  • право принимать участие в управлении своей страной (ст.21).

Экономические, социальные и культурные права:

 

  • право на труд (ст.23);
  • право на создание профессиональных союзов (ст.23, ч.2);
  • право на социальное обеспечение (ст.22);
  • право на защиту семьи, детства и помощь им (ст.16.25);
  • право на достойный уровень жизни (ст.25);
  • право на образование (ст.26);
  • право участвовать в культурной жизни общества (ст.27).

Лекция добавлена 28.12.2012 в 05:10:27

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.»

Культурные права гарантируют духовное разви­тие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, со­циального и культурного прогресса.

К ним относятся:

· право на образование,

· право на доступ к культурным ценностям,

· право свободно участвовать в культурной жиз­ни общества,

· право на творчество,

· право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения,

· право на развитие и др.(85)

«Эти права гарантируют каждому человеку участие в культурной жизни общества: он может заниматься научной, технической, ли­тературной, художественной и иной деятельностью, иметь доступ к историческим, культурным, архитектурным памятникам, про­изведениям искусства.»

«Условия полного осуществления права на образование:

· обязательное и бесплатное начальное образование для всех;

· доступность среднего, профессионально-техничес­кого и высшего образования;

· свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание в соответствии с собственными убеж­дениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право со­здавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государ­ством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное разви­тие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и друж­бе между всеми нациями, этническими и религиоз­ными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем ра­венства возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде­ний, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.»

«Для этого государства обязуются:

а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступ­ным па основе полного равенства и в зависимости от способ­ностей каждого;

б) обеспечить во всех государственных заве­дениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;

в) поощрять получение и повышение обра­зования; обеспечить подготовку к преподавательской профес­сии.»

г) « обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст.

Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

49 Конституции Рес­публики Беларусь, которая гарантирует получение бесплатного основного общего среднего и профессио­нально-технического образования, доступность сред­него специального и высшего образования.

Принципы государственной политики и государ­ственные гарантии права граждан на образование оп­ределены также законом Республики Беларусь «Об образовании».

Важной составляющей правового статуса личнос­ти является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художе­ственного, научного и других видов творчества. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возни­кающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подчеркивает необходимость уважения свободы твор­чества, безусловно, необходимой для научных ис­следований и творческой деятельности. В основе названой статьи лежит право пользоваться достиже­ниями культуры, участвовать в культурной жизни и пользоваться плодами научно-технического прогресса.

Огромная важность защиты соответствующих прав обусловлена и вероятной возможностью ущемления или игнорирования государствами тех или иных культурных особенностей в попытке обеспечить ка­кой-либо одной национальной, расовой или этничес­кой группе более предпочтительное положение по сравнению с какой-либо другой группой. Кроме того, следует отметить, что указанные права вклю­чают право на участие в жизни общества с учетом широкого толкования термина «культура».

Право на пользование результатами научного прогресса заключается в том, чтобы все члены обще­ства, и в особенности наиболее обездоленные его группы, могли пользоваться достижениями в этой области. Это право включает в себя право каждого человека искать и получать информацию о таких достижениях, обусловленных применением новых научных концепций, и иметь доступ к любым раз­работкам, которые могли бы способствовать повыше­нию уровня осуществления закрепленных в Пакте прав.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО.

Содержание и гарантии осуществления культур­ных прав были развиты и дополнены в ряде реко­мендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982).

В них, в частности, отмечено следующее:

· развитие собственной культуры является пра­вом и долгом народа;

· одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, нацио­нальные меньшинства, этнические группы;

· каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов;

· участвовать в распространении прогресса во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни;

· государства должны защищать свободу творче­ства, оказывать содействие творческим работ­никам.

Право на развитие является неотъемлемым пра­вом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком эконо­мическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуще­ствлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами.

Права человека

 

Каждый гражданин с 18 лет становится избирателем. С 21 года любой гражданин может выдвинуть свою кандидатуру в депутаты и с 35 лет – в президенты страны. Для этого необходимо собрать определенное количество голосов (определено законом).

 

Гражданские права:

 

  • право на жизнь (ст.3);
  • право на свободу (ст.4);
  • право на свободу мысли, совести и религии (ст.18);
  • право на свободу передвижения и местожительства (ст.13);
  • право вступать в брак и образовывать семью (ст.16);
  • право владеть имуществом (ст.17);
  • право покидать страну и возвращаться в неё (ст.13, ч.2);
  • право искать убежище (ст.14);
  • право не безопасность, предотвращение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращений и наказаний (ст.5);
  • запрещение произвольного ареста, задержания или наказания (ст.9);
  • запрещение произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь или тайну корреспонденции (ст.12).
  • процедурные права:
  • право на признание правосубъективности (ст.6);
  • право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона (ст.7);
  • право на эффективное восстановление в правах (ст.8);
  • право на рассмотрение дела гласно и независимым судом (ст.10);
  • право на презумпцию невиновности (ст.11, ч.1);
  • запрещение осуждения “задним числом”, по ещё не принятому на момент деяния закону (ст.11, ч.2);
  • право на гражданство (ст.15).

Политические права:

 

  • право на свободу мысли, совести и религии (ст.18) — это право имеет двойной статус: гражданское и политическое;
  • право на свободу убеждений и на свободное их выражение (ст.19);
  • право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20);
  • право принимать участие в управлении своей страной (ст.21).

Экономические, социальные и культурные права:

 

  • право на труд (ст.23);
  • право на создание профессиональных союзов (ст.23, ч.2);
  • право на социальное обеспечение (ст.22);
  • право на защиту семьи, детства и помощь им (ст.16.25);
  • право на достойный уровень жизни (ст.25);
  • право на образование (ст.26);
  • право участвовать в культурной жизни общества (ст.27).

Лекция добавлена 28.12.2012 в 05:10:27

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *