Государственное учреждение

Государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Комментарий

Государственное учреждение — это одно из видов некоммерческих организаций — учреждений, которые создаются собственником.

Государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ):

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Кроме того, государственные учреждения могут быть федеральные и региональные (субъектов РФ). Отнесение государственного учреждения к той или иной категории определяется по его учредителю:

Учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;

Учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации является субъект Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, ч.

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ).

Основные различия Бюджетных, Автономных и Казенных государственных и муниципальных учреждений

Источник бюджетного финансирования:

Автономное — субсидии

Бюджетное — субсидии

Казенные — на основе бюджетной сметы

Основной документ:

Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности

Казенные — Смета доходов и расходов

Поступающие доходы:

Автономное — в самостоятельное распоряжение

Бюджетное — в самостоятельное распоряжение

Казенные — зачисляются в бюджет

Денежные счета:

Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства

Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах).

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Дополнительно

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особо ценное движимое имущество учреждения — движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Учреждение

Муниципальное учреждение

Право оперативного управления

Бюджетное учреждение

Внешние ссылки

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (minfin.pnzreg.ru)

Государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Комментарий

Государственное учреждение — это одно из видов некоммерческих организаций — учреждений, которые создаются собственником.

Государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ):

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Кроме того, государственные учреждения могут быть федеральные и региональные (субъектов РФ). Отнесение государственного учреждения к той или иной категории определяется по его учредителю:

Учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;

Учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации является субъект Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ).

Основные различия Бюджетных, Автономных и Казенных государственных и муниципальных учреждений

Источник бюджетного финансирования:

Автономное — субсидии

Бюджетное — субсидии

Казенные — на основе бюджетной сметы

Основной документ:

Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности

Казенные — Смета доходов и расходов

Поступающие доходы:

Автономное — в самостоятельное распоряжение

Бюджетное — в самостоятельное распоряжение

Казенные — зачисляются в бюджет

Денежные счета:

Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства

Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах).

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Дополнительно

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особо ценное движимое имущество учреждения — движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Учреждение

Муниципальное учреждение

Право оперативного управления

Бюджетное учреждение

Внешние ссылки

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (minfin.pnzreg.ru)

Государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Комментарий

Государственное учреждение — это одно из видов некоммерческих организаций — учреждений, которые создаются собственником.

Государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ):

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Учреждение

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Кроме того, государственные учреждения могут быть федеральные и региональные (субъектов РФ). Отнесение государственного учреждения к той или иной категории определяется по его учредителю:

Учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;

Учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации является субъект Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ).

Основные различия Бюджетных, Автономных и Казенных государственных и муниципальных учреждений

Источник бюджетного финансирования:

Автономное — субсидии

Бюджетное — субсидии

Казенные — на основе бюджетной сметы

Основной документ:

Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности

Казенные — Смета доходов и расходов

Поступающие доходы:

Автономное — в самостоятельное распоряжение

Бюджетное — в самостоятельное распоряжение

Казенные — зачисляются в бюджет

Денежные счета:

Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства

Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах).

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Дополнительно

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особо ценное движимое имущество учреждения — движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Учреждение

Муниципальное учреждение

Право оперативного управления

Бюджетное учреждение

Внешние ссылки

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (minfin.pnzreg.ru)

Розділ 9 МЕХАНІЗМДЕРЖАВИ

9.1. Поняттяіструктурамеханізмудержави

Механізм держави — це цілісна ієрархічна система всіх державних організацій, які практично здійснюють завдання та функції держави. Механізм є структурним та предметним втіленням держави, це її по­стійно функціонуюче вираження.

Між функціями держави і її механізмом існує прямий зв’язок. Ос­кільки механізм створюється для виконання функцій держави, саме їм у цьому зв’язку надається вирішальна роль. Будова механізму дер­жави залежить від того, які функції бере на себе держава.

Структура механізму держави складається з державних органів, державних підприємств і державних установ. Цілісність державного механізму забезпечується єдиними принципами організації та діяль­ності державних органів, підприємств і установ, спільними цілями.

Між складовими елементами механізму держави існує ієрархічний зв’язок: різні органи та установи посідають неоднакове місце в дер­жавному механізмі. Лише органи держави наділяються владними повноваженнями, за допомогою яких відбувається управління спра­вами суспільства.

Державний орган — це складовий елемент механізму держави, який безпосередньо здійснює функції держави та наділений владни­ми повноваженнями. Державні органи взаємозв’язані відношеннями субординації. Система всіх державних органів складає апарат дер­жави.

Державні підприємства (підприємства державної форми власно­сті) засновуються для здійснення господарської діяльності з метою виробництва необхідної державі продукції, виконання різних робіт і надання різних послуг для задоволення потреб суспільства.

Державні установи — це державні організації, які здійснюють практичну діяльність з виконання функцій держави в різних сферах: соціальній, культурній, освітній, у сфері охорони здоров’я тощо.

Таким чином, державні підприємства та установи підпорядкову­ються державним органам та здійснюють відповідні функції держави у сфері виробничої діяльності (підприємства) або у сфері нематері­ального виробництва, виконують загальносоціальні функції в галузі економіки, освіти, охорони здоров’я, науки (установи). Державні ус­танови та підприємства, на відміну від державних органів, не є носі­ями державної влади.

У науковій і навчальній літературі державний механізм розгля­дається як сукупність різних державних органів, інших організацій (підприємств і установ), збройних сил, матеріальних засобів держав­ної влади, а державний апарат розглядається як система лише дер­жавних органів.

9.2. Поняттяіознакидержавнихорганів

Державний орган являє собою відносно самостійну, структурно відособлену ланку державного апарату, створювану державою з ме­тою здійснення певного виду державної діяльності, наділену відпо­відною компетенцією, що спирається у процесі реалізації своїх по­вноважень на організаційну, матеріальну і примусову силу держави.

У чому полягають основні специфічні ознаки органів держави?

  • Вони здійснюють від імені держави її завдання і функції за допо­могою певного виду діяльності в певній галузі.
  • Мають владні повноваження, чим і відрізняються від державних установ і підприємств. Наявність владних повноважень означає
    здатність державного органу встановлювати загальнообов’язкові правила поведінки — видавати нормативні акти або акти право-
    застосування та забезпечувати їх виконання.
  • Мають певну компетенцію, тобто закріплену в законі сукуп­ність завдань, функцій, прав і обов’язків (повноважень). Ком­петенція — владні повноваження як сукупність прав і обов’яз­ків. Державним органам та їх посадовим особам дозволено лише те, що прямо визначено законом.
  • Органи держави мають внутрішню будову (структуру), склада­ються з підрозділів, скріплених єдністю цілей і дисципліною. Ор­ган держави складають державні службовці, які мають офіційний статус, одержують зарплату за рахунок державного бюджету.
  • Для здійснення своєї компетенції державний орган наділений не­обхідною матеріальною базою, має фінансові кошти, рахунок у
    банку.
  • Державні органи мають певний територіальний масштаб діяль­ності.
  • Вони утворюються в порядку, встановленому законом.

9.3. Видидержавнихорганів

За способом створення вони поділяються на первинні та похідні. Первинні створюються шляхом прямого волевиявлення всього або більшості населення (Верховна Рада), або виникають внаслідок спад­кування (монархія), а похідні утворюються первинними органами та їм підзвітні.

За обсягом владних повноважень державні органи класифікують­ся на вищі (їх влада розповсюджується на територію всієї держави) та місцеві (функціонують в адміністративно-територіальних одиницях, їхні повноваження розповсюджуються лише на ці регіони).

За широтою компетенції виділяють органи загальної та спеціаль­ної компетенції. Органи загальної компетенції уповноважені вирішу­вати широке коло питань, яке охоплює всі функції держави (уряд), органи спеціальної компетенції виконують одну функцію (міністер­ство фінансів, міністерство юстиції).

За принципом розподілу владних повноважень державні органи поділяють на законодавчі, виконавчі та судові.

За способами створення — виборні, призначувані та ті, що успад­ковуються.

За часом функціонування — постійні та тимчасові.

За складом — одноособові (монарх або президент) та колегіальні (парламент, уряд).

9.4. Принципиорганізаціїіфункціонування механізмудержави

Принципи організації та функціонування механізму держави —це законодавчі вимоги, що лежать в основі формування, організації і функціонування механізму держави.

До них належать закріплені в законі принципи організації і діяль­ності механізму держави: народовладдя, гуманізм, поділ влади, за­конність, рівний доступ громадян до державної служби, підзвітність нижчих органів перед вищими, професіоналізм і компетентність дер­жавних службовців, гласність, відповідальність державних службовців за прийняті рішення, позапартійність державної служби, відок­ремлення релігійних об’єднань від держави, принцип оптимальності побудови і функціонування держапарату, принцип ефективності його дії, принцип професіоналізму державних службовців, принцип дотримання етичних вимог, принцип неупередженості та ін.

Однією з найважливіших проблем, які стосуються організації дер­жавної влади, протягом кількох століть є питання про єдність і поділ влади.

Сама ідея поділу державної влади на законодавчу, виконавчу і су­дову гілки влади супроводжує пошук людством ідеальної держави протягом багатьох століть. У зачатковому стані вона була присутня уже в поглядах давньогрецьких філософів (Аристотель, Полібій). Од­нак як основний принцип цілісного вчення про демократичну держа­ву він був сформульований Д. Локком і розвинений згодом Ш. Мон-теск’є. Теоретична база була підготовлена всім об’єктивним ходом історії, а поштовхом до її оформлення стали буржуазно-демократич­ні революції.

Вперше концепція поділу влади одержала законодавче закріплен­ня в конституції США 1787 р., що діє дотепер. Поряд з концепцією поділу влади на цю конституцію вплинули ідеї Руссо про єдність дер­жавної влади, яка походить від народу — її єдиного джерела.

Різні сторони обох концепцій не виключають одна одну, а ор­ганічно поєднуються. Майже в усіх сучасних конституціях у тих чи інших формулюваннях йдеться про єдність державної влади та її розподіл між основними гілками.

Для ефективного функціонування механізму держави необхідний такий розподіл повноважень між органами влади, за якого створю­ється механізм стримувань і противаг для запобігання зловживань владою, налагоджується співробітництво між різними гілками влади з метою досягнення максимальної ефективності в управлінні суспіль­ством.

Основним призначенням органів законодавчої влади, представле­них парламентом, є законотворча діяльність. Органи законодавчої влади мають верховенство, оскільки вони формуються всенародно, встановлюють правові засади державного і громадського життя, ос­новні напрями внутрішньої і зовнішньої політики країни, визнача­ють правову організацію і форми діяльності виконавчої і судової влади. Провідне положення законодавчих органів у механізмі держа­ви обумовлює вищу юридичну чинність прийнятих ними законів.

Система органів виконавчої влади здійснює виконавчо-розпоряд­чу діяльність. Виконавча діяльність цих органів виявляється в тому, що вони виступають як безпосередні виконавці вимог законів, що сприяють їх реалізації по всій державі. Розпорядча діяльність цих ор­ганів виявляється в їхній здатності приймати власні підзаконні нор­мативні акти (розпорядження), що мають обов’язкове значення.

Главою виконавчої влади може бути монарх, президент або гла­ва уряду — прем’єр-міністр, залежно від форми правління держави. З урахуванням цього відбувається формування органів виконавчої влади.

Важливе місце у структурі державного апарату займає система су­дових органів, основною соціальною функцією яких є здійснення пра­восуддя. У конституціях сучасних держав у тій чи іншій формі прого­лошуються принципи незалежності суддів, самостійності судів у вирі­шенні юридичних справ, гласності судочинства, відкритості судового процесу.

Органи, що здійснюють правосуддя, — третя гілка державної вла­ди, яка відіграє особливу роль і в механізмі державної влади, й у сис­темі стримувань і противаг. Роль судової влади полягає у стриму­ванні двох інших гілок влади в рамках конституційної законності шляхом здійснення конституційного нагляду і судового контролю за іншими гілками влади. Система органів правосуддя складається з судів конституційної та загальної юрисдикції.

Суди конституційної юрисдикції представлені Конституційними Судами, а суди загальної юрисдикції — загальними, військовими, господарськими та адмініст­ративними.

Крім того, значну роль у державному механізмі відіграє система органів прокуратури. Прокуратура покликана здійснювати нагляд за точним і однаковим виконанням законів органів державного уп­равління підприємствами, установами, громадськими організаціями, посадовими особами і громадянами.

Виды государственных учреждений

Органи прокуратури здійсню­ють також нагляд за дотриманням законності в роботі органів ді­знання і попереднього слідства, при розгляді справ у судах, при вико­нанні покарань й інших заходів примусового характеру.

До механізму держави також входять силові відомства, збройні сили, органи безпеки, поліція або міліція, виправні заклади.

9.5. Державнаслужба

Державна служба — це професійна діяльність осіб, які обіймають посади в державних органах та їх апараті щодо практичного вико­нання завдань і функцій держави та одержують заробітну плату за рахунок державних коштів. Ці особи є державними службовцями і мають відповідні службові повноваження.

Посада — це визначена структурою і штатним розписом первин­на структурна одиниця державного органу та його апарату, на яку покладено встановлене нормативними актами коло службових по­вноважень.

Державна служба ґрунтується на таких основних принципах: слу­жіння народу України; демократизму і законності; гуманізму і соці­альної справедливості; пріоритету прав людини і громадянина; про­фесіоналізму, компетентності, ініціативності, чесності, відданості справі; персональної відповідальності за виконання службових обо­в’язків і дисципліни; дотримання прав та законних інтересів органів місцевого і регіонального самоврядування; дотримання прав підпри­ємств, установ і організацій, об’єднань громадян.

Право на державну службу мають громадяни України незалежно від походження, соціального і майнового стану, расової і національ­ної приналежності, статі, політичних поглядів, релігійних переко­нань, місця проживання, які одержали відповідну освіту і професійну підготовку та пройшли у встановленому порядку конкурсний відбір, або за іншою процедурою.

Державний службовець повинен: сумлінно виконувати свої служ­бові обов’язки; шанобливо ставитися до громадян, керівників і спів­робітників, дотримуватися високої культури спілкування; не допус­кати дій і вчинків, які можуть зашкодити інтересам державної служ­би чи негативно вплинути на репутацію державного службовця.

Державному службовцю забороняється: брати участь у діях, що суперечать національним інтересам України, ускладнюють функціо­нування державних органів; скоювати дії, що можуть бути розцінені як використання свого службового становища в корисливих цілях у власних інтересах, а також дії, які відповідно до чинного законодав­ства вважаються корупційними; виявляти всупереч інтересам справи упередженість або прихильність до будь-якого підприємства, устано­ви, організації, органу, об’єднання громадян чи конкретної особи; проявляти бюрократизм, відомчість і місництво.

У ряді країн розроблені та прийняті кодекси честі й поведінки дер­жавних службовців. У США діє Кодекс поводження федеральних службовців, Акт про етику поводження державних службовців тощо. Цими актами пропонувалося зробити все можливе, щоб домогтися повної переконаності кожного громадянина США в чесності й щи­рості державних службовців. Їм приписано постійно дотримуватись принципів етики. Державна служба розглядається як сфера діяльнос­ті, з якої виключаються будь-які особисті чи фінансові інтереси. Забо­ронено приймати будь-які подарунки, що даруються з метою вплину­ти на прийняття того чи іншого рішення.

Запитання і завдання для самоконтролю

1. У чому полягає призначення механізму держави?

2. Яке співвідношення механізму держави та її апарату?

3. У чому суть поділу влади на законодавчу, виконавчу і судову?

4. Зазначте принципи організації та діяльності органів державної влади.

Государственные учреждения Российской Федерации

  • Официальная Россия (http://www.gov.ru/)
    Сервер органов государственной власти РФ. Красивая страничка на которой Вы коротко можете ознакомится со структурой Государственных органов и найти ссылки на них. Краткие тексты законодательных актов РФ.
  • Президент Российской Федерации (http://president.kremlin.ru/ )
    На этом сайте Вы можете не только узнать биографию нынешнего президента России, но также узнать, по какому графику он трудится на благо нашей Родины. Задать вопросы президенту (может быть Вам кто-то, что-то и ответит). Тексты речей и выступлений Президента РФ. Сообщения пресс-службы.
  • Правительство (http://www.government.gov.ru/ )
    Сервер Российского Правительства. Информация о министерствах и ведомствах (положения, адреса и телефоны, биографии руководителей). Раздел "Пресс-центр".
  • Арбитражный Суд (http://www.arbitr.ru/ )
    Новости арбитражных судов, законодательства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Правовые основы работы арбитражных судов. Перечень арбитражных судов субъектов и округов РФ с адресами и телефонами.
  • Верховный Суд (http://www.supcourt.ru/ )
    Структура Верховного Суда. Новости. Военные суды. Порядок приема граждан. О назначении дел к разбирательству в судебных коллегиях.
  • Государственная Дума Федерального Собрания РФ (http://www.duma.ru/ )
    Этот сайт интересен для всех, кто интересуется политической жизнью России. Еще раз есть возможность проанализировать результаты прошедших выборов в думу. История Думы, депутатский состав, регламент. Законопроекты намеченные к рассмотрению. Информационно-аналитические обзоры различных направлений деятельности думы Думы.
  • Государственная Техническая Комиссия при Президенте Российской Федерации (http://www.infotecs.ru/gtc )
  • Государственный комитет по молодежной политике (http://www.youth.gov.ru/ )
    Руководство комитета, структура и состав, правовое обеспечение. Программы молодежных конкурсов.
  • Государственный комитет по стандартизации и метрологии (Госстандарт) (http://www.gost.ru/sls/gost.nsf )
    Основные задачи, структура. Выполнив поиск в каталоге, Вы можете получить сведения о действующих в России межгосударственных стандартах (ГОСТ) и государственных стандартах Российской Федерации (ГОСТ РФ).
  • Государственный комитет по статистике (Госкомстат) (http://www.gks.ru/ )
    Основные положения, функции и права, структура Госкомстата. История статистики в России. Основные экономические и социальные показатели по России и регионам. Наряду, со свободными, существуют подписные базы данных.
  • Конституционный Суд (http://www.youth.gov.ru/ )
    Официальный сервер Конституционного Суда РФ. На нем Вы можете познакомится со становлением и деятельностью Суда. Список судей с краткими биографиями. Краткая характеристика отделов и групп входящих в аппарат Суда. Правовые основы деятельности. Полный список постановлений Конституционного Суда
  • Министерство внутренних дел (http://www.mvd.ru/ )
  • МВД России — Управление информации (http://www.mvdinform.ru/ )
    Дополнение к сайту МВД России.
  • Министерство здравоохранения (Минздрав России) (http://www.medlux.ru/misc/minzdrav )
    Ссылки на медицинские ресурсы интернета. Структура центрального аппарата Министерства здравоохранения Российской Федерации. Временное распределение обязанностей по руководству подразделениями Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  • Министерство иностранных дел (http://www.mid.ru/ )
    Официальные материалы МИД. Информация департаментов МИД. Список и адреса Российских посольств за рубежом и иностранных посольств в Москве. Справочники по адресам и телефонам представительств РФ при международных организациях, и международных организаций в России. Порядок оформления загранпаспортов.
  • Министерство науки и техники (http://www.minstp.ru/ )
    История министерства. Структура министерства. Список и условия научно-технических конкурсов проводимых министерством. Законы РФ и постановления правительства по вопросам науки и техники.
  • Министерство образования (http://www.ed.gov.ru/ )
    Структура министерства, новости, сборник нормативно-правовых и методических документов, перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием, ссылки на сайты трудоустройства, базы данных по учебным заведениям различного профиля, полный перечень вузов (с адресами).
  • Министерство Российской Федерации по атомной энергии (http://www.x-atom.ru/minatom/mae_rus.htm )
    Основные этапы развития отрасли. Краткая история Российской ядерной энергетики. Важнейшие направления деятельности Минатома. Основные проекты реализуемые на предприятиях Минатома.
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (http://www.emercom.gov.ru/ )
    На сайте МЧС России Вы можете найти, обычные новости для этого учреждения: землетрясения, пожары, происшествия и т.д. Так же задачи, руководство, структура, история, проекты Министерства. Службы экстренного вызова, к сожалению, только по Москве и Московской обл. Интересная рубрика "Школа выживания", в которой дается ответ на вопрос: "Что делать если вы…?".
  • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (http://www.nalog.ru/ )
    Сервер МНС России. Структура министерства. Сведения о деятельности налоговых органов, новости. Ответы на вопросы граждан по налогообложению. Итоги декларационной компании, практическое пособие по заполнению декларации. Налоговый календарь, календарь налогоплательщика (бухгалтера). Нормативные материалы.
  • Министерство Российской Федерации по связи и информации (http://www.ptti.gov.ru/ )
    Структура министерства. Распорядительные и нормативные документы. В справочной части: список высших и средних специальных учебных заведений связи, перечень льгот в части предоставления и оплаты услуг телефонной связи, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Материалы Государственной Комиссии по радиочастотам: новости, нормативно-правовые документы.
  • Министерство сельского хозяйства (http://www.aris.ru/ )
    Новости, цены на сельхозпродукцию, долговременный прогноз погоды на месяц по регионам, сообщения о выставках и конференциях, статистические данные по многим экономическим показателям, информация для фермеров, стихийные бедствия.
  • Министерство транспорта (http://www.minfin.ru/ )
  • Министерство финансов (http://www.minfin.ru/ )
    Еще один сайт освещающий экономическую жизнь России. Макроэкономическая ситуация. Налоговый кодекс. Отчетность об исполнении федерального бюджета РФ. Правовая информация.
  • Российская Академия Наук (http://www.ras.ru/ )
    Информация об отделениях и организациях. Список российских WWW- серверов. Список интересных (с познавательной точки зрения) WWW-серверов по всему миру.
  • Российский фонд федерального имущества (http://www.fpf.ru/ )
    О Фонде. Представители Фонда за рубежом. Руководство Фонда.
  • Российское агенство по патентам и товарным знакам (Роспатент) (http://www.rupto.ru/ )
    Международные документы, указы Правительства, законодательная база, ведомственные акты.
  • Совет Безопасности (http://www.scrf.gov.ru/ )
    Сообщения пресс-службы. Состав и структура СБ. Документы, в том числе: концепция национальной безопасности РФ, военная доктрина РФ, проект Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ.
  • Совет Федерации Федерального Собрания (http://www.council.gov.ru/zd/zd.htm )
    Состав и структура, руководство, законодательная деятельность.
  • Телевидение и Радиовещание России (http://www.tvradio.ru/ )
    Новости МПТР, ВГТРК, телерадиовещания. Правовая информация: законы, указы приказы. Список организаций. В "Библиотеке": периодические издания, архив официальной информации, законодательство и практика СМИ, архив теленовостей (Vanderbilt University).
  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (http://www.fedcom.ru/ )
    Комиссия является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. На сайте: бухучет и налогообложение, официальные документы ФКЦБ и т.д.
  • Федеральная нотариальная палата (http://www.notariat.ru/ )
    Профессиональное объединение нотариальных палат субъектов Российской Федерации. В базе данных "Российский частный нотариат" можно найти нотариуса по имени, адресу или номеру лицензии. Организационные основы деятельности нотариата. Нотариальные действия и правила их совершения.
  • Федеральная служба безопасности (http://www.fsb.ru/ )
    История ФСБ. Официальные сообщения. Выступления сотрудников ФСБ в СМИ. Нормативные акты, регулирующие деятельность ФСБ.
  • Федеральная служба земельного кадастра России (Госкомзем) (http://www.goscomzem.ru/ )
    Общая информация: структура, телефоны, организации. Тексты правовых актов отдельным вопросам земельного законодательства. Список учебных заведений готовящих специалистов этого профиля. Карты административного деления России. Информационный бюллетень "Земля".
  • Центральная избирательная комиссия (http://www.fci.ru/ )
    Состав избирательной комиссии РФ. Постановления, адреса избирательных комиссий в интернете. Экспресс-информация о всех выборах в региональные органы власти, обзоры материалов СМИ, посвященных выборам. Информация о региональных и федеральных выборах и референдумах за 1999 и 2000 годы. В архиве информация о выборах в центральные органы власти, начиная с 1991 года.
  • Центральный Банк (http://www.cbr.ru/ )
    ЦБ России — экономика России. Правовой статус, функции, структура. На сервере Вы, так же найдете ежедневную экономическую информации. Обзоры денежной политики, развития финансовых рынков, общеэкономических тенденций. Банковское законодательство. Учебные заведения.
  • Макальская М.Л.,
    канд.

    экон. наук, доцент Финансовой
    академии при Правительстве РФ,
    гл. ред. Журнала «Некоммерческие
    организации в России»

    С момента появления законодательства о некоммерческих организациях учреждение определено как одна из организационно-правовых форм НКО.

    За последние годы интерес к этой форме НКО постоянно растет. Совершенствуется и законодательство. Оно уже не ограничивается гражданским кодексом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях»). 3 ноября 2006 г. был принят Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – ФЗ «Об автономных учреждениях»). С принятием 8 мая 2010 г. Федерального закона от № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» появилось четкое разграничение между негосударственными некоммерческими частными учреждениями и государственными учреждениями с выделением казенных. Ранее возникало множество вопросов, например, определяет ли закон № 7-ФЗ деятельность государственных учреждений?

    Понятие частного учреждения было закреплено законодательно сравнительно недавно, в ГК РФ и в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О некоммерческих организациях»). До этого в указанном Законе был определен гражданско-правовой статус учреждений.

    Рассмотрим в сравнительной таблице, какие изменения были внесены в законодательство в связи с появлением термина «частное учреждение».

    В первом пункте статьи подчеркивается, что частное учреждение может быть создано и гражданином, т.е. физическим лицом, а не только юридическим лицом.

    Как и ранее, имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (это выделено в отдельный второй пункт).

    Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и его права на имущество, закрепленное за ним собственником, а также приобретенное, определены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

    Таким образом, введение термина «частное учреждение» принципиально не изменило его гражданско-правового статуса, но позволило в дальнейшем отделить эти негосударственные некоммерческие учреждения от тоже некоммерческих, но государственных (бюджетных учреждений, включая казенные).

    Бюджетное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. То есть оно действует примерно в тех же сферах, что и частное учреждение. Но его инициатива ограничена. Бюджетное учреждение действует в соответствии с государственным или муниципальным заданием (за исключением учреждений социального страхования, куда добавляются еще и обязательства перед страховщиками). Правда, ему разрешено сверх этого выполнять и платные услуги: относящиеся к основной деятельности и оказываемые на одинаковых для всех юридических и физических лиц условиях.

    Статус казенного учреждения не отличается от статуса бюджетного учреждения, за исключением того, что все доходы от своей деятельности казенное учреждение направляет в соответствующий бюджет.

    Рассмотрим подробнее особенности частного учреждения, связанные с его организационно-правовым статусом.

    Итак, частное учреждение – это негосударственная некоммерческая организация. Его деятельность определена Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об автономных учреждениях».

    Особенности частного учреждения:

    1. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) (ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
    2. Число учредителей не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Частное учреждение может быть учреждено одним лицом, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
    3. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
    4. При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения (ст. 19 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
    5. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения (ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
    6. Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ).
    7. Частное учреждение не отвечает по своим обязательствам имуществом (ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

    Совершенно особый статус имеют автономные учреждения. Их деятельность регламентирована ФЗ «Об автономных учреждениях». Это особый тип государственного или муниципального учреждения. Оно создается исключительно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

    Автономному учреждению дается большая свобода привлечения, наряду с бюджетными, иных средств за счет деятельности, не выходящей за рамки специальной правоспособности, а также в распоряжении указанными средствами. Автономное учреждение, так же как и бюджетное, включая казенное, имеет гарантию бюджетного финансирования. Поэтому оно не может быть отнесено к негосударственным некоммерческим организациям.

    Частное учреждение не является бюджетным учреждением, поэтому не может наделяться статусом «получатель бюджетных средств». Значит, оно не может являться государственным или муниципальным заказчиком и не обязано заключать с поставщиком договор на поставку товара в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

    Этой позиции придерживается и Минэкономразвития России в отношении негосударственного учреждения здравоохранения.

    В Письме Минэкономразвития России от 2 февраля 2009 г. № Д05-495 отмечено, что частные учреждения (некоммерческие организации) не являются получателями бюджетных средств, не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Закона № 94-ФЗ.

    Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

    И в других нормах действующего гражданского законодательства не содержится запрета на участие некоммерческой организации, в том числе частного учреждения, в хозяйственных обществах, в том числе акционерном обществе, если это служит достижению целей создания самой некоммерческой организации.

    Федеральный закон от 26 декабря 1995 г.

    № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает запрет на учреждение акционерных обществ только в отношении государственных органов и органов местного самоуправления, при этом некоммерческая организация, исходя из ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», органом государственной власти или местного самоуправления не является. Таким образом, некоммерческая организация имеет право создавать акционерные общества и (или) участвовать в них.

    Как правило, частные учреждения создаются крупными компаниями для выделения непрофильных видов деятельности. Имущество, выделяемое организацией-собственником, закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

    Право оперативного управления имуществом подразумевает владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества, что определено в ст. 296 ГК РФ. Более того, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

    Следует также отметить, что согласно ст. 120 ГК РФ частные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.

    В соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у частного учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

    Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (ст. 300 ГК РФ).

    Могут возникнуть проблемы, если частное учреждение передало в аренду помещение, принадлежащее ему на праве оперативного управления, без согласования с собственником имущества.

    Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

    В соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

    Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Помимо этого, арендодателем могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

    Статья 606 ГК РФ устанавливает, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

    Пункт 1 ст. 421 ГК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Следовательно, исходя из содержания данной нормы, можно предположить, что согласия собственника имущества не требуется.
    Этот вопрос по-разному решается и в судебной практике.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *