Что такое декриминализация

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», некоторые категории граждан совершившие преступления небольшой и средней тяжести подлежат освобождению от уголовной ответственности, а ответственность за эти деяния перенесена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В случае, если штраф не предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК РФ, размер судебного штрафа не может быть более двухсот пятидесяти тысяч рублей. Он определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения лица, освобождаемого от уголовной ответственности, и его семьи, а также с учетом возможности получения указанным лицом заработной платы или иного дохода

Изменена диспозиция ст. 116 УК РФ (побои), нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.

В УК РФ ведена ст. 116.1 нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию.

В ст. 158 УК РФ, сумма причиненного ущерба признаваемого значительным, влекущего уголовную наказуемость деяния поднята с 2 500 рублей до 5 000 рублей.

Также, в УК РФ введена ст. 158.1 мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию.

Мелкое хищение чужого имущества, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, предусмотренное частью 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до двух месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

В свою очередь, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен следующими составами административных правонарушений: ст.

В Госдуму внесут законопроект о декриминализации мелких преступлений

6.1.1 побои и ст. 7.27 мелкое хищение.

Помощник городского прокурора
С.А. Сергеев

Декриминализация

Что такое Декриминализация? Значение слова в популярных словарях и энциклопедиях, а также:

  • История термина «Декриминализация»;
  • Примеры употребления в повседневной жизни;
  • Синонимы и похожие слова.

Значение «Декриминализация» в словарях

Декриминализация–Юридический словарь- юридическая переквалификация части уголовно наказуемых деяний и перевод их в разряд административных, дисциплинарных и иных правонарушений либо правомерных действий.Декриминализация–Психологический словарь — Отмена законов или постановлений, которые определяют поведение, продукт или условие как криминальные. Термин применяется в связи как с нелегальными психоактивными средствами, так и с правонарушениями в виде пьянства в общественных местах (см. пьянство). Иногда он также используется по отношению к снижению степени серьезности преступления или наказания за него; например, хранение марихуаны перенесено из категории преступления, предусматривающего арест и тюремное заключение, в категорию правонарушения, которое наказывается предупреждением или штрафом. Таким образом, декриминализацию отличают от легализации, которая включает полную отмену квалифицирования чего-либо как преступления (часто в сочетании с усилиями правительства контролировать рынок или влиять на рынок применительно к соответствующему поведению или продукту). См. также: — контроль над алкоголем; контроль над психоактивными средствами.Декриминализация–Психологическая энциклопедия — Отмена законов или постановлений, которые определяют поведение, продукт или условие как криминальные. Термин применяется в связи как с нелегальными психоактивными средствами, так и с правонарушениями в виде пьянства в общественных местах (см.

Верховный суд РФ подготовил закон по смягчению наказания за преступления небольшой тяжести

пьянство). Иногда он также используется по отношению к снижению степени серьезности преступления или наказания за него; например, хранение марихуаны перенесено из категории преступления, предусматривающего арест и тюремное заключение, в категорию правонарушения, которое наказывается предупреждением или штрафом. Таким образом, декриминализацию отличают от легализации, которая включает полную отмену квалифицирования чего-либо как преступления (часто в сочетании с усилиями правительства контролировать рынок или влиять на рынок применительно к соответствующему поведению или продукту). См. также: — контроль над алкоголем; контроль над психоактивными средствами.

Похожие слова в словарях

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», некоторые категории граждан совершившие преступления небольшой и средней тяжести подлежат освобождению от уголовной ответственности, а ответственность за эти деяния перенесена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В случае, если штраф не предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК РФ, размер судебного штрафа не может быть более двухсот пятидесяти тысяч рублей. Он определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения лица, освобождаемого от уголовной ответственности, и его семьи, а также с учетом возможности получения указанным лицом заработной платы или иного дохода

Изменена диспозиция ст. 116 УК РФ (побои), нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.

В УК РФ ведена ст.

В Думу внесут поправки о декриминализации мелких преступлений

116.1 нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию.

В ст. 158 УК РФ, сумма причиненного ущерба признаваемого значительным, влекущего уголовную наказуемость деяния поднята с 2 500 рублей до 5 000 рублей.

Также, в УК РФ введена ст. 158.1 мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию.

Мелкое хищение чужого имущества, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, предусмотренное частью 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до двух месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

В свою очередь, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен следующими составами административных правонарушений: ст. 6.1.1 побои и ст. 7.27 мелкое хищение.

Помощник городского прокурора
С.А. Сергеев

Социальная роль уголовного права состоит в признании тех или иных деяний общественно опасными и уголовно наказуемыми. Государство в виде уголовно-правового запрета дает свою отрицательную оценку отдельным формам человеческого поведения. Уголовный закон определяет, что является преступным и непреступным. Законодатель признает отдельные деяния опасными для общества и криминализирует их, т.е. признает их преступными, и, наоборот, признав, что преступление не обладает признаком общественной опасности, декриминализиует его. Такое определение криминализации и декриминализации имеет слишком общий вид и не всегда соответствует содержанию этих понятий.

В юридической литературе можно встретить различные определения криминализации и декриминализации деяний. Если классифицировать их, то можно выделить два основных подхода к рассматриваемым явлениям.

Первый подход связан с широким понимаем криминализации (декриминализации) деяний.

Так, Р.Р.Галиакбаров под криминализацией понимает не только закрепление в законе определенных признаков новых составов преступлений, но и повышение верхних пределов санкций в рамках существующих составов, отдельные ограничения в применении институтов освобождения от наказания к некоторым категориям осужденных, конструирование норм общего характера, вызывающих более широкий спектр нежелательных для субъектов правовых последствий.

По мнению В.Н. Кудрявцева, элементом криминализации является пенализация, представляющая собой установление уголовного наказания за деяния, уже признанные преступными. Степень пенализации есть, по существу, показатель интенсивности криминализации того или иного деяния. Депенализация противоположна пенализации и является элементом декриминализации.

С таким смешением понятий криминализации и пенализации (декриминализации и депенализации) согласиться нельзя. Криминализация определяет только критерий преступности и непреступности деяния (т.е. отвечает на вопрос «да» или «нет»). Пенализация же определяет степень наказуемости уже криминализированного деяния. В этой связи пенализация является необходимым и органичным продолжением процесса криминализации. Если криминализация устанавливает противоправность поступка и необходимость в его уголовной наказуемости, то пенализация касается только признака наказуемости, устанавливая тяжесть преступления через определенную меру наказания. Отметим, что депенализация не является органичным продолжением декриминализации, так как декриминализация закрепляется в полной отмене преступности деяния (а следовательно, и его наказуемости), т.е. декриминализация самодостаточна в этом смысле. Депенализация же выражается в изменении видов наказаний в сторону снижения их карательного потенциала, в снижении размеров санкций отдельных составов Особенной части Уголовного кодекса.

Второй подход связан с узким пониманием понятий криминализации и декриминализации деяний.

Злобин Г.А., Келина С.Г. рассматривают криминализацию как легальное определение того или иного рода действий (бездействия) в качестве преступления, исключение деяния из числа уголовно наказуемых, отмена его наказуемости именуется декриминализацией. Яковлев А.М. рассматривает криминализацию как определение в уголовном законе деяния в качестве общественно опасного, виновного и наказуемого. Коробеев А.И. определяет криминализацию как процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признание допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых. Декрминализацию он определяет как процесс установления оснований отпадения общественной опасности деяний, признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и отмены их уголовной наказуемости. Он же определяет криминализацию как установление круга общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, и декриминализацию как исключение тех или иных деяний из числа преступлений.

По сути, все эти определения практически не отличаются от определения криминализации, данного еще раньше П.С. Дагелем. По мнению ученого, криминализация (установление уголовной наказуемости) общественно опасных деяний производится путем определения либо общих оснований и условий уголовной ответственности, а также случаев, когда она исключается, либо конкретных видов общественно опасных деяний, подлежащих уголовной наказуемости, что достигается установлением в законе признаков соответствующих преступлений.

В соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Криминализируя деяние, мы наделяем его тем самым всеми признаками преступления, предусмотренным ст. 14 УК РФ. Очевидно, что такой признак как общественная опасность, не зависит от воли законодателя, поскольку это объективное, внутреннее свойство деяния, которое не зависит от ее правовой регламентации. Общественная опасность определяется с позиций социальных ценностей, принятых в обществе, и является таковой независимо от воли законодателя. Воля законодателя заключается в том, чтобы согласиться или не согласиться с тем, что деяние обладает достаточной степенью общественной опасности. Таким образом, криминализация – это наделение деяния такими признаками, как противоправность и наказуемость.

Президент декриминализировал 4 статьи Уголовного кодекса

Соответственно декриминализация – это исключение из деяния соответствующих признаков.

То есть криминализация представляет собой синтез двух составляющих – объективно существующей общественной опасности деяния и признания этого уголовно-правовой нормой. Аналогичное положение и относительно декриминализации. Исходя из сказанного следует, что более корректным при определении понятия «криминализация» следует употреблять термин признание.

Таким образом, криминализация – это признание в уголовном законе деяния общественно опасным и объявление его уголовно наказуемым. Декриминализация – это признание того, что деяние больше не является общественно опасным и уголовно наказуемым (исключение деяние из уголовного закона).

В юридической науке криминализация и декриминализация деяний понимается как процесс и как результат. Процесс криминализации состоит в выявлении целей, оснований и возможностей установления уголовной ответственности за те или иные деяния и издания уголовных законов, закрепляющих это решение. Результат криминализации – совокупность норм уголовного права, содержащих перечень преступлений и предусмотренных за них наказаний.

Декриминализация как процесс характеризуется изучением эффективности действующих норм и выявлением среди преступлений тех деяний, у которых отсутствует общественная опасность и с которыми нецелесообразно бороться уголовно-правовыми средствами. Как результат декриминализации – отмена уголовной ответственности за совершение декриминализированных деяний.

Таким образом, криминализация (декриминализация) есть явление динамичное. В зависимости от конкретных политических, социально-экономических условий развития общества происходит либо расширение, либо сужение круга деяний, относимых к преступным и уголовно наказуемым.



Фактическая и частичная декриминализация.

Фактическая декриминализация может произойти в связи с изменением не уголовного, а позитивного законодательства, — по тем составам преступления, которые имеют бланкетные диспозиции статей, в которых они изложены.

Частичная декриминализация может заключаться в исключении либо в изменении определенной нормы уголовного закона конкретного признака состава преступления, описанного в УК РФ.

Система и содержание оснований и принципов декриминализации.

У декриминализации имеет место два значительно отличающиеся друг от друга основания – признание законности того вида поведения, за которое наступало ранее уголовная ответственность, и возможность и целесообразность реагирования на подобные акты не в форме уголовного наказания, а путем применения альтернативных видов социального (государственного и общественного) реагирования.

Виды, объем и значение современной законодательной декриминализации.

В науке уголовного права предлагается, например, декриминализировать (или перевести в разряд уголовных проступков) деяния:

1) производство по делам о совершении которых возможно лишь на основании жалобы потерпевшего;

2) за совершение которых не предусматривается наказание в виде лишения свободы;

3) за совершение которых предусматривается в качестве наказания альтернатива штрафа и лишения свободы.

Вопросы для повторения и закрепления материала

Госдума примет законопроект Верховного суда в июне

Дайте понятие и раскройте содержание декриминализации как процесса установления оснований отпадения общественной опасности деяний.

2. Приведите примеры фактической и частичной декриминализации, которые имели место в современный период развития Российской Федерации.

3. Определите систему и содержание оснований и принципов декриминализации уголовного законодательства Российской Федерацию.

4. Раскройте виды, объем и значение современной законодательной декриминализации в России.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте анализ и раскройте особенности на примерах конкретных норм уголовного закона частичной декриминализации соответствующих составов преступлений, осуществленной в 2003, 2010, 2012, 2013 годах.

Тема 6. Понятие, принципы и виды пенализации и депенализации

Цели и задачи изучения темы:

Соответствующей целью исследования рассматриваемой темы является формирование у магистрантов конкретных теоретических знаний и практических навыков определения понятия, принципов и видов пенализации и депенализации в Российской Федерации.

Задачейизучения данной темы является выработка у магистрантов действенных критериев, позволяющих с учётом общественной опасности содеянного, сформулировать принципы и виды пенализации и депенализации.

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК — 1 — ОК — 4 З — 1 — З — 11 важнейшие положения теории и истории отечественного и зарубежного уголовного права; основания и принципы уголовной ответственности; понятия преступления; стадии и соучастие в преступлении; множественность преступлений; понятие и цели наказания; система и виды наказаний; общие начала назначения наказания; освобождение от уголовной ответственности и наказания, иные меры уголовно правового характера преступлений; признаки состава конкретного преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ; взаимодействие отечественного и международного уголовного права

Понятие и содержание пенализации как процесса определения характера наказуемости деяний.

Пенализация состоит в установлении принципов и критериев применения наиболее строгого государственного принуждения, признаваемые преступными;

в формулировании целей уголовного наказания; в определении его видов и размеров; в предложении иных мер уголовно-правового характера, необходимых и достаточных для воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Все статьи Правовые последствия частичной декриминализации статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (Дворянова Н.А., Широкин П.Ю.)

Как известно, основная тяжесть по разрешению семейно-бытовых и частноправовых конфликтов законодателем возложена на судебные участки мировых судей. Правилами п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" мировым судьям вменено в обязанность рассмотрение уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел, перечисленных в ч. 1 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Надо сказать, что львиная доля уголовных дел частного обвинения, рассматриваемых судебными участками мировых судей, связана с конфликтами на почве ревности, алкоголизма, разного рода семейно-бытовых ссор и столкновений интересов. На практике в силу ограниченности процессуальных сроков, отводимых для рассмотрения уголовных дел частного обвинения, самоустранения участковых уполномоченных от профилактики семейно-бытовых ссор и конфликтов, судебные участки мировых судей действительно были переполнены заявлениями о привлечении лиц к уголовной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 116 Уголовного кодекса РФ "Побои". Проанализировав данные статистической отчетности, отечественный законодатель 3 июля 2016 г. издал Федеральный закон N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" (далее — Федеральный закон N 323-ФЗ). Сим нормативно-правовым актом была частично декриминализована ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, в результате чего санкция для привлечение к ответственности за побои была распределена между ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. ст. 116 и 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С одной стороны, декриминализация ч. 1 ст. 116 Уголовного кодекса России привносит в отечественное уголовное законодательство несомненные положительные моменты. Прежняя санкция ч. 1 ст. 116 УК РФ за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, предусматривала ответственность в виде штрафа в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до шести месяцев, либо ареста на срок до трех месяцев. С принятием Федерального закона N 323-ФЗ изменения коснулись диспозиции ст. 116 УК РФ, теперь законодатель четко определил круг лиц, в отношении которых могут быть совершены побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК РФ. Санкция измененной правовой нормы за совершение действий в отношении кого-либо из лиц, указанных в диспозиции, предусматривает: обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Поскольку со вступлением в законную силу изменений в ст. 116 УК РФ самих противоправных деяний в виде побоев не стало меньше, законодатель нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, в случае если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, отнес к административным правонарушениям. Теперь названные действия содержат основания для привлечения к уголовной ответственности только тогда, когда в действиях правонарушителя отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, и это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние. То есть законодатель предупреждает лицо, совершившее побои в первый раз, о недопустимости до истечения двух лет повторного совершения новых аналогичных правонарушений под страхом применения мер государственного принуждения, предусмотренных ст. 116.1 УК РФ.
С другой стороны, во-первых, ст. 23.1 КоАП РФ обязанность рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст.

Вы точно человек?

6.1.1 рассматриваемого кодекса, возложена на мировых судей; во-вторых, так как санкциями за совершение преступлений, описанных ст. ст. 116 и 116.1 УК РФ, установлено максимальное наказание менее трех лет, то по правилам ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ они также отнесены к подсудности мировых судей. Из чего следует, что до декриминализации ст. 116 УК РФ мировые суды рассматривали только одну категорию дел, а после количество материалов, находящихся в производстве мирового судьи, увеличится как минимум вдвое.
Пожалуй, вышеуказанное обстоятельство не может признаваться безусловно существенным, однако при рассмотрении мировыми судьями дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст. 6.1.1 КоАП РФ, значительно усложняется защита прав, свобод и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности. К обстоятельствам, подлежащим выяснению при рассмотрении дел об административных правонарушениях, законодатель в том числе отнес: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В рассматриваемой категории дел событие административного правонарушения устанавливается протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, которому вменяется совершение административного правонарушения, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями судебно-медицинского эксперта. Виновность лица, совершившего действия, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.1.1 КоАП РФ, устанавливается формально, то есть если есть правонарушитель, значит, он совершил деяние умышленно, поскольку неосторожно нанести побои или совершить иные ненасильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, крайне сложно. По смыслу административного законодательства РФ, ст. ст. 2.7 и 2.8 КоАП РФ в число обстоятельств, исключающих привлечение лица к административной ответственности, включены крайняя необходимость и невменяемость.
Между тем до вступления в законную силу изменений, внесенных Федеральным законом N 323-ФЗ, к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, ответственность за которое устанавливалась ч. 1 ст. 116 УК РФ, причислялись: необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; физическое или психическое принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа или распоряжения. Ныне буквальное толкование правил ч. 1 ст.

4.2 КоАП РФ применительно к правонарушениям, предусмотренным ст. 6.1.1 рассматриваемого кодекса, позволяет установить, что крайнюю необходимость законодатель отнес лишь к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность. Иными словами, изменения, внесенные Федеральным законом N 323-ФЗ, исключили целый ряд оснований, позволявших толковать неустранимые сомнения в виновности лица в его пользу, в чем усматривается умаление достоинства личности правонарушителя, что прямо запрещено ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации.
В самом деле, измененная ст. 116.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нанесение побоев лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Строго говоря, законодатель предполагает множественность лиц на стороне потерпевшего.
Продолжая разговор об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, предусмотренную ст. 6.1.1 КоАП РФ, следует отметить, что к ним также причислены: раскаяние лица; добровольное сообщение лицом в уполномоченный орган о совершении административного правонарушения; содействие органу, проводящему административное расследование; добровольное возмещение вреда, причиненного потерпевшему; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта); совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Нетрудно предположить, что за неимением других законных способов защиты обвиняемых в судебных участках мировых судей резко возрастет количество ходатайств и заявлений о проведении судебно-психологических экспертиз эмоционального состояния лиц, привлекаемых к административной ответственности, отказ в удовлетворении которых может толковаться как нарушение неотъемлемых прав, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции России. В связи с этим затянутся сроки рассмотрения исследуемой категории дел об административных правонарушениях.
Длительное наблюдение и изучение дел о побоях позволяют утверждать следующее: потерпевшие в объяснениях моментов, предшествовавших преступлению, говорят: "в результате скандала", "после того как я сказал(-а), что он(-а) изменяет, последовали удары (щипки)", "когда мы выходили из подъезда, я в шутку толкнул ее, она упала, после чего взяла лежащие грабли…", из чего отчетливо видно, что одно лицо путем различных способов склонило другое к совершению в отношении себя преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 116 или 116.1 УК РФ. Действительно, прежняя санкция ч. 1 ст. 116 УК РФ была несколько строга. Однако ст. 33 УК РФ, определяющая виды соучастников в преступлении, позволяла прекратить производство по уголовному делу не только по основаниям, указанным в ст. 25 УПК РФ, но и по правилам ч. 5 ст. 321 Уголовно-процессуального кодекса России, так как привлечение обвиняемого к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 116 УК РФ влекло за собой привлечение частного обвинителя к уголовной ответственности по той же статье кодекса с отсылкой на норму ст. 34 УК РФ. В силу того что Федеральный закон N 323-ФЗ внес изменения в ст. 116 Уголовного кодекса РФ, в результате чего возможность защиты лица, привлекаемого к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ, существенно усложнилась, а последующая его защита в случае привлечения к ответственности по ст. 116.1 УК РФ практически нереальна, полагаем, что целесообразно обратить внимание мировых судей на правила ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, согласно которым в качестве смягчающих обстоятельств могут быть признаны не только смягчающие обстоятельства, указанные в Кодексе или законах субъектов Федерации, но и иные.
В заключение хочется отметить, что несколько наивная попытка законодателя декриминализовать преступления, ответственность за которые была установлена ст. 116 УК РФ, на сегодняшний день принесла больше вреда, чем пользы. Вероятно, с целью допуска к осуществлению правосудия высококвалифицированных юристов, знания и умения которых не нуждаются в упрощении существующих правовых норм, имеет смысл рекомендовать законодателю внести изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы наделения судейскими полномочиями, таким образом, чтобы раз и навсегда отсечь от судейского корпуса лиц, не обладавших пятилетним опытом самостоятельной, на свой страх и риск, правовой работы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *