Ряд исследователей не проводят различия между обычаем и традицией и употребляют эти понятия как синонимы. Вместе с тем многие авторы усматривают различие между обычаем и традицией. Последняя точка зрения нашла отражение и в школьных учебниках (см., например: Кравченко А.И. Обществознание. 10–11 кл.).
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективных привычках. Другое определение: обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые общество рекомендует выполнять (невыполнение чревато неформальными негативными санкциями).
Традиция – все то (ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, вкусы, взгляды), что унаследовано от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они уважаемы и почитаемы в обществе.
В чем же разница? Во-первых, обычаи присущи определенной исторической эпохе, а традиции унаследованы от предшествующих поколений. Обычай, выдержавший испытание временем, может стать традицией. Во-вторых, обычай – массовый образец действий, тогда как традиция может быть образцом действия конкретных людей в определенных условиях (например, при реализации определенного социального статуса) или малой группы (традиции отдельной семьи). В-третьих, обычаи – мало подвергаемые осознанию образцы поведения, тогда как содержание традиции осознается и разделяется группой. Далее, по своему содержанию традиция гораздо шире обычая: традиция – это все унаследованные социальные нормы предков, а обычай – лишь образец поведения в конкретной ситуации. Различным может быть и отношение общества к обычаю и традиции: отношение к обычаю бывает нейтральным или даже отрицательным, а традиции, как уже отмечалось, как правило, почитаются.
Справедливости ради заметим, что в специальной литературе мы можем встретить и обратное толкование данных понятий: обычай – более широкое понятие, включающее и традиции.
Дата добавления: 2015-05-15; просмотров: 11301; Опубликованный материал нарушает авторские права?
Содержание
- Разница между традициями и обычаями
- Традиции России
- Вековые традиции и обычаи русского народа
- Отличия обычая от традиции
- Выводы TheDifference.ru
- Чем "традиция" отличается от "обычаев"?
- Правовой обычай, его характеристика
- Чем традиции отличаются от обычаев — основные отличия
- Чем обычай отличается от традиции?
Разница между традициями и обычаями
| Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Читайте также:
- Древний монгольский обычай сватовства
- Если нулевой отсчет отличается от нуля не более чем на одно деление нониуса, нуль считается установленным правильно, если больше, то при измерениях учитывать поправку на нуль.
- Как формируется правило пирамиды? Чем отличается пирамида энергии от пирамид чисел и биомассы?
- Материал, оценка которого выходит за пределы интеллектуальных возможностей данной аудитории, отличается скрытой степенью правдоподобия.
- Обычай как источник таможенного права
- Обычай как форма права.
- Обычай субботы
- Отличается от других мер государственного принуждения, а также отграничивается законодателем от мер
- Правовой обычай как источник права.
- Презентация отличается от пресс-конференции тематикой, большим количеством приглашенных от различных общественных кругов и большим акцентом на культурную программу.
- Творческая деятельность – это направленная деятельность, порождающая нечто новое, ранее неизвестное. Она отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью.
- Тема 18: Правовой обычай как формальный источник права.
Традиции России
Вековые традиции и обычаи русского народа
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.
Пасха
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник. Подробнее…
Рождество
Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю. Подробнее…
Иван Купала
Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее — его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня. Подробнее…
Масленица
В старину масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы — это ее похороны, а блины — это поминальное угощение.
Отличия обычая от традиции
Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины — круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Подробнее…
Свадьба
Наряду с прочими русскими традициями, также большой интерес вызывают и свадебные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Подробнее…
Человеческая жизнь состоит из ритуальных действий, которые мы выполняем по привычке – не задумываясь об их истинном смысле. Празднование Нового года и дня рожденья, пожелание доброго утра и ночи, правила поведения – откуда всё это взялось и для чего нужно? Кто сказал, что чёрная кошка приносит неудачу, а свободное место в транспорте нужно обязательно уступать пожилым людям? Разумеется, наличие большого количества примет и ритуалов связано с наличием традиций и обычаев. Чем отличаются эти понятия, или они обозначают одни и те же привычки?
Традиции – это комплекс ритуальных действий, который включает в себя обряды, ежедневные действия, правила поведения в обществе, передающиеся из поколения в поколение на протяжении длительного периода времени. Главное отличие данного феномена – его всеобщность и универсальность, территориальная (национальная) привязка. Традиции никому не принадлежат, они могут либо соблюдаться, либо игнорироваться.
Обычаи – это действие, укоренившееся в общественном сознании и повторяющееся снова и снова. К ним относятся также правила, сформировавшиеся в определённой сфере деятельности (спорт, политика, экономика). Обычай может быть правовым, религиозным, культурным и в определённых случаях – обязательным для соблюдения. За отказ от исполнения предусмотрены общественные санкции (порицание, остракизм, принуждение).
Таким образом, обычай и традиция – понятия практически равнозначные, и выделение различий между ними зависит от толкования определений. Тем не менее, при внимательном анализе можно заметить некоторые особенности. Так, традиции – это глубокие обычаи, которые сформировались на протяжении нескольких поколений и стали частью культуры. В то же время, это ни в коей мере не касается объёма понятий. Обычаи – шире, так как они охватывают большую часть человеческой жизни. Традиции могут быть и профессиональными, и семейными, что зависит от уклада жизни относительно небольшой группы людей.
Как обычаи, так и традиции поддерживаются широкими общественными массами и одобряются ими. Это своеобразная отдушина, где каждый человек может ощутить связь со своими предками, единение с близкими. Так, традиция встречать гостей хлебом и солью демонстрирует радушие народа. Обычай – посидеть перед долгой дорогой, помогает собраться с мыслями и немного отдохнуть.
Стоит заметить, что народные привычки серьёзно затрудняют развитие общества и в критической ситуации могут оказаться не только бесполезными, но и вредными. Глубокие традиции свидетельствуют о культуре народа, его длительной жизни и развитии. Обычаи демонстрируют уважение к предкам, тому наследию, которое они передали своим потомкам.
Выводы TheDifference.ru
- Объём понятия.
Чем "традиция" отличается от "обычаев"?
Обычай – явление более широкое, нежели традиция. Это очень легко проследить на конкретных примерах. Обычаи могут быть народными, племенными, территориальными, а традиции – семейными, личными, профессиональными.
- Уровень. Если обычай – это всего лишь привычка, которая повторяется автоматически, то традиция – направленность деятельности, более сложная и многогранная.
- Укоренение в сознании. Обычай, как правило, менее продолжителен, нежели традиция. Это связано с глубиной усвоения данной привычки. Переходя из поколения в поколение, обычай становится традицией.
- Направленность. Соблюдение традиций в большей степени направлено на информирование народных масс. Обычай – это, прежде всего, активное действие, которое преследует определённую цель, изначально – практическую.
Правовой обычай, его характеристика
Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
Это исторически первая форма права.
Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:
Продолжительность существования
Обычай формируется постепенно.
Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. В древних текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку общество — система динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к окружающей действительности;
Устный характер
Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме;
Формальная определенность
Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой он применяется, круг лиц, на которых обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение;
Локальный характер
Как правило, обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Многие ученые отмечают тесную связь обычая с религией (например, в современной Индии обычное право входит в структуру индусского сакрального права);
Санкционированность государством
Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание егоюридической силы государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством. Однако в современных условиях существует более широкий перечень способов легального (официального) санкционирования обычаев в целях включения их в систему формально-юридических источников. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в сфере публичных и частных международных отношений.
Правовые обычаи подразделяются на определенные виды и подвиды. Можно выделить обычаи:
§ secundum legem (в дополнение к закону), который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;
§ praetor legem (кроме закона), который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;
§ adversus legem (против закона), который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.
По юридической значимости обычаи делятся на основные и субсидиарные(дополнительные).
В зависимости от времени возникновения все правовые обычаи делятся на две основные группы: первую составляют санкционированные компетентными органами обычаи, сложившиеся еще в доклассовых или раннеклассовых обществах; во вторую входят относительно новые правовые обычаи, которые возникают в современных условиях. Так, в Индии по исторически сложившемуся правовому обычаю многие полномочия, которые конституция предоставляет президенту, осуществляет премьер-министр.
Преимущества и недостатки правового обычая как источника права
Таким образом, обычай проявляется как способ постоянного формирования права. Он сохраняется лишь в той мере, в какой факты выражают его реальность. Каждый новый случай применения является новым прецедентом обычая, каждая новая форма по-своему моделирует содержание обычая. Поэтому обычай по сравнению с другими источниками (формами выражения) права обладает большей гибкостью, пластичностью. Однако такая изменчивая форма существования права имеет недостаток: норма обычая не так формально определена, как, скажем, норма, содержащаяся в законе. Поэтому в современном мире обычное право уступило место письменным источникам. Теоретически обычай может сохранять за собой только те место и роль, которые готовы ему уступить письменные источники. Однако часто закон опирается на обычай или возникает на его основе.
В современном обществе каждое государство по-своему решает, какое место отвести обычаю в иерархии источников права. Отсылки к обычаю традиционно применяютсяв международном морском и торговом праве. Так, срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Lex mercatoria (торговое право) не что иное, как обычай, предписывающий разрешать споры в стране продавца.
В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение в малоразвитых государствах Азии, Африки, Океании. В развитых государствах обычай понимается прежде всего как норма, дополняющая закон.
Чем традиции отличаются от обычаев — основные отличия
Однако есть и исключения: в современных Франции и Германии в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.
В России также не исключается применение обычая как источника (формы выражения) права, но в первую очередь в сфере частного права, где у участниковправоотношений присутствует определенная свобода выбора. Статья 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) дает определение обычаю делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».
Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Аналогичная отсылка содержится в ст. 82 Таможенного кодекса РФ.
Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.
Date: 2015-06-08; view: 991; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, в случае если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такого условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерацииприменяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта.
Чем обычай отличается от традиции?
В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.
Выделяют 4 основные формы права˸ нормативный акт; правовой обычай; юридический прецедент; нормативный договор.
Правовые системы современных государств различаются, в частности, тем, какой из источников права превалирует в национальной правовой системе данного государства.
Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право — хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. (Лисицын Н.В. ʼʼОбычай как элемент системы источников и форм российского праваʼʼ, Российский следователь. — 2010. — № 10. — С. 36).
В рамках диссертации, посвященной принципам российского права, В.В. Ершов рассматривает понятие обычного права. В первом параграфе первой главы своего диссертационного исследования он приходит к выводу о том, что "обычное право представляет собой совокупность норм права, которые сложились и стали обязательными в определенной сфере человеческой деятельности, коллективе, местности или общественной группе в результате многократного и единообразного соответствующего поведения, обеспеченного социальным (в том числе государственным) принуждением. Отсюда, полагаю, более обоснованно источником обычного права рассматривать деятельность, например, лиц, обеспеченную социальным (в современный период — также и государственным) принуждением. Внешним результатом такой деятельности являются обычаи, содержащие нормы права, являющиеся одной из форм российского права" (Ершов В.В. Принципы российского права и их реализация в гражданском праве˸ Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 11 — 12).