Обязательному аудиту подлежат

     В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
     Разберемся, что следует понимать под упрощенной бухгалтерской отчетностью. В соответствии с п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
     — в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
     — в приложениях к ним приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
     В качестве приложений выступают отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, иные приложения, оформляемые в табличной и (или) текстовой формах.
     Таким образом, бухгалтерская отчетность малых организаций также состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В то же время на основании приведенной нормы можно сделать вывод о том, что, если наиболее важной информации для ее отражения в приложениях нет, соответствующие приложения в состав отчетности можно не включать. Подтверждение правильности таких рассуждений находим у финансистов, которые допускают, что субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 17 Информации N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства"). Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
     Обратим внимание еще на один момент.

Малое предприятие подлежало аудиту, но не провела его: какое будет наказание?

В абз. 2 п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации указано, что субъекты малого предпринимательства вправе не представлять отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку. Считаем, что данной нормой руководствоваться без учета фактора важности информации нельзя.
     Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, в том числе составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не могут воспользоваться те малые организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (п. 1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ, введенной Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ, вступившим в силу с 16.11.2014). Следовательно, такие организации должны составлять и представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность в полном объеме.
     Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в следующих случаях:
     1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
     2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
     3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
     4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
     5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
     6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
     Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, вправе сдавать в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (без представления тех приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, которые не составлены в силу того, что без знания информации, подлежащей отражению в них, можно оценить финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации). В то же время это правило не работает в том случае, если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту.
 

Информация: Перечень лиц, подлежащих обязательному аудиту

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ

До 5 января 2008 г. После 5 января 2008 г. Пункт 1 Указа Президента РБ от 12.02.2004 № 67 (в редакции от 01.03.2007 № 116) Статья 3 Закона РБ «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 25.06.2007 № 240-З) 1. Установить, что: Обязательный аудит — аудит, обязательность проведения которого установлена настоящим Законом и другими законодательными актами.
Юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные случаи освобождения аудируемых лиц от проведения обязательного аудита 1.1.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году

ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — обязательный аудит):

Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: организаций, являющихся открытыми акционерными обществами открытых акционерных обществ банков, небанковских кредитно-финансовых организаций банков, небанковских кредитно-финансовых организаций бирж бирж коммерческих организаций с иностранными инвестициями коммерческих организаций с иностранными инвестициями страховых организаций, а также страховых брокеров страховых организаций, страховых брокеров резидентов Парка высоких технологий иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.
Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится 1.2. в случае проведения контролирующими органами налоговых проверок или проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта, эти организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязательного аудита в части, проверенной данными органами В случае проведения контролирующими органами проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности лиц, указанных в абзацах втором-шестом и восьмом части третьей настоящей статьи, эти лица освобождаются от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в части, проверенной данными органами 1.3. затраты организаций и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на проведение обязательного аудита относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), включаются в состав расходов в пределах норм, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь.
Иные затраты организаций и индивидуальных предпринимателей на проведение аудита не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и не включаются в состав расходов 1.4. организации и индивидуальные предприниматели, у которых проведен обязательный аудит, должны в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность Аудируемые лица, у которых проведен обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должны устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

25.01.2008 г.

Маргарита Згировская, аудитор

Журнал «Главный Бухгалтер» № 4, 2008 г.

Для более детального изучения см. Комментарий

     В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
     Разберемся, что следует понимать под упрощенной бухгалтерской отчетностью. В соответствии с п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
     — в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
     — в приложениях к ним приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
     В качестве приложений выступают отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, иные приложения, оформляемые в табличной и (или) текстовой формах.
     Таким образом, бухгалтерская отчетность малых организаций также состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В то же время на основании приведенной нормы можно сделать вывод о том, что, если наиболее важной информации для ее отражения в приложениях нет, соответствующие приложения в состав отчетности можно не включать. Подтверждение правильности таких рассуждений находим у финансистов, которые допускают, что субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 17 Информации N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства"). Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
     Обратим внимание еще на один момент. В абз. 2 п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации указано, что субъекты малого предпринимательства вправе не представлять отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку. Считаем, что данной нормой руководствоваться без учета фактора важности информации нельзя.
     Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, в том числе составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не могут воспользоваться те малые организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (п.

Как проводится обязательный аудит для ООО в 2018 году

1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ, введенной Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ, вступившим в силу с 16.11.2014). Следовательно, такие организации должны составлять и представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность в полном объеме.
     Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в следующих случаях:
     1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
     2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
     3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
     4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
     5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
     6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
     Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, вправе сдавать в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (без представления тех приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, которые не составлены в силу того, что без знания информации, подлежащей отражению в них, можно оценить финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации). В то же время это правило не работает в том случае, если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту.
 

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Обязательный аудит — это независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности и учета ряда субъектов хозяйственной деятельности, которая проводится ежегодно в соответствии стандартам аудиторской деятельности и федерального закона "Об аудиторской деятельности".

Подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность предприятия

В частности, в названном нормативном акте указано, какие организации подлежат обязательному аудиту:

  1. если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  2. если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  3. если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  4. если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  5. если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

По результатам проверки, заказчик услуги обязательного аудита получает развернутый отчет о проделанной аудиторской группой работы (акт проверки) с подробным изложением обнаруженных ошибок и искажений отчетности. Также дается официальное аудиторское заключение с мнениями аудиторов о корректности, полноте и качестве финансового учета и отчетности предприятия.

Любые интересующие вопросы о необходимости прохождения и нормативам обязательных аудиторских проверок можно задать в рамках консалтинговых услуг и получить исчерпывающий ответ от профессиональных аудиторов.

Обязательная аудиторская проверка

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее — Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее — Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае — аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

  1. ОАО;
  2. кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  3. организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ <*> или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ <*>.

<*> В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 x 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 x 100 руб.).

  1. государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  2. организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб. По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма — ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п.

Аудит отчетности за 2014 год: сроки обязательного аудита, штрафы

1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее — Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее. Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее — заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Форма, содержание и порядок представления заключения определяются Правилом (стандартом) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" (п. 2 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Учет расходов на проведение аудита

В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

Пример. ООО "Альфа" заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС — 18 000 руб.).

В учете бухгалтеру ООО "Альфа" нужно сделать следующие проводки:

Дебет 26 — Кредит 60

  • 100 000 руб. — отражена стоимость аудиторских услуг;

Дебет 19 — Кредит 60

  • 18 000 руб. — учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" — Кредит 19

  • 18 000 руб. — принят к вычету "входной" НДС;

Дебет 51 — Кредит 60

  • 118 000 руб. — отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности — 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

Е.Букач

АКДИ

"Экономика и жизнь"

Обязательный аудит: критерии 2017

Онлайн-тестыТестыБухгалтерский учёт и аудитОсновы аудитавопросы

1-15   16-30   31-45   46-60   61-75   76-90   91-105   …   196-197  

«Сущность аудита, его содержание, цели и задачи»

16. Каким из перечисленных ниже этических принципов деятельности аудитор должен непременно руководствоваться:
профессиональное поведение

17. Какова основная цель аудиторской проверки?
подтвердить достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности

18. Какое из данных утверждений наиболее точно отражает различие между внешним и внутренним аудитом?
внешний аудитор полностью независим от организации, внутренний аудитор работает в организации

19. Не является разновидностью аудита:
контрольный аудит

20. Обязан ли аудитор сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, если деловые отношения с ними прекращены?
да, обязан по закону

21. Обязательная аудиторская проверка проводится:
в случаях, установленных законодательством и по поручению государственных органов

22. Обязательной аудиторской проверке подлежат:
небанковские кредитные учреждения
общества взаимного страхования
товарные и фондовые биржи

23. Обязательной ежегодной аудиторской поверке подлежат открытые акционерные общества:
независимо от числа акционеров и размеров уставного капитала

24. Обязательную ежегодную аудиторскую проверку обязаны проходить организации, созданные в форме:
ОАО

25. Обязательный аудит — это:
подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя, в случаях, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами

26. Обязательный аудит проводится:
в случаях, установленных законодательством РФ

27. Одним из критериев обязательной аудиторской проверки является:
сумма активов баланса, превышающая в 200 000 раз на конец года установленный законодательством МРОТ

28. Определите из ниже перечисленных сопутствующих аудиту услуг вид услуг, который совместим с аудитом бухгалтерской отчетности:
управленческое консультирование

29. Определите из нижеприведенного перечня случаи, когда аудит бухгалтерской отчетности является обязательным:
организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества

30. Определите содержание принципа добросовестности при проведении аудита:
обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью

1-15   16-30   31-45   46-60   61-75   76-90   91-105   …   196-197  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *