Мировоззрение его сущность

Мировоззрение  – это более или менее целостная система оценок и взглядов людей на окружающий мир и своё место в нём.

Каждая эпоха характеризуется определённым пониманием  бытия, места человека в нём. Мировоззрение  имеет эмоциональную составляющую — мироощущение, включающее в себя чувства, переживания, эмоциональный настрой;  и интеллектуальную составляющую – миропонимание, включающее в себя представления, взгляды, оценки, мысли, знания. Мировоззрение – это процесс смены мироощущения мировосприятием.

Мировоззрение  имеет субъективно-объективный характер. Разумный человек не может не иметь мировоззрения, но он видит мир не таким, как он есть. Он видит его через призму своих представлений и понятий. Таким образом мировоззрение – это сложное, противоречивое исторически переменчивое единство:

—          миропонимания и мироощущения, интеллекта и эмоций;

—          знаний и ценностей, убеждений и сомнений;

—          разумного обоснования и необдуманной, слепой веры.

Мировоззрение  всегда существовало в исторически определённых формах – мифологии, религии, философии.

Мифологическое мировоззрениеэто исторически первая попытка дать ответ на мировоззренческие вопросы, создать картину мира, модель или образ человека в нём, попытка осознания своего «Я», своего места в обществе и мире. Характерными чертами мифологического мировоззрения являются:

—          люди мыслят образами;

—          человек слит с природой;

—          человек не знает проблем.

В становлении мифологического мировоззрения огромное влияние оказало общественное производство того периода – присваивающая экономика. Человек существовал как биологический вид. Его «включённость» в природу породило мировоззрение, характерной чертой которого был «космоцентризм». Мифологическое мировоззрение соответствовало первобытным человеческим отношениям.

В чем состоит сущность мировоззрения?

С их отмиранием угасла и мифология, но не мифологическое мировоззрение.

Религиозное мировоззрение (от латинского религарэ – связываю, соединяю) – это соединение человека с Богом, которое осуществляется через веру. Это незыблемая убеждённость человека в чем либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Точно также волевое усилие не формирует веры. Познавательное значение веры невелико, но исключительно велико её жизненное значение. Когда нет веры, людям нечем жить. Каждый из нас во что-то верит.

«Верь, человек, что тебя ожидает вечная жизнь!», — этим христианское учение отличается от атеистического – «Верь, человек, что тебя ожидает вечная смерть!»

Религиозное мировоззрение основывается на:

—                                  вере человека в два мира:, мир реальный, естественныйземной («этот свет») и мир потусторонний, небесный, сверхестественный («тот свет»);

—                                  вере и поклонении сверхестественным «высшим силам», господствующим над людьми.

Говоря о причинах появления религиозного мировоззрения, Л.Фейербах утверждал, что религия возникла, как зависимость человека от природы и социальных условий. Она возникает, когда от собирательства, охоты и рыболовства человек переходит к земледелию, скотоводству и ремеслу, то есть к производящей экономике.

Оба этих исторических типа мировоззрения близки, хотя и имеют отличия. Религия не смешивает земное и сокральное, а разводит их на два противоположных полюса. В мифологическом мировоззрении человек слит с природой, он не мыслит себя вне её. В религиозном мировоззрении человек вычленен из природы и поставлен над ней, так как создан «по образу и подобию». Религиозное мировоззрение было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием проблем бытия.

Философское мировоззрение по своей сути ближе к религиозному, чем мифологическое. У того и другого мировоззрения взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. И то, и другое использует аксиоматический метод, один и тот же предмет – «мир-человек». Однако есть и различия. Религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия не требует доказательств, разумного обоснования своих догм. Истину веры она считает выше истины разума. Философия аргументирует свои положения, считая аргументы «мускулами» идей. Философия всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Кроме того, религия всегда идеалистична, а философия бывает и материалистической. Таким образом философия – это систематизированное мировоззрение, имеющее общественное значение. Она помогает человеку ответить на вопросы: Кто я таков? Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться?

Мировоззрение это совокупность взглядов на все фундаментальные вопросы: откуда взялся мир? По каким законам он существует? Зачем существует мир? Кто такой человек? В чем смысл жизни человека? Как человек соотноится с миром и другими людьми?

Каждый день мы совершаем поступки и принимаем решения исходя из нашего понимания, что для нас хорошо, а что плохо, как нужно жить и так далее. В своем понимании того, что такое хорошо, а что такое плохо мы исходим либо из своего мировоззрения, а если его нет – из хаотичных цитат, красивых фраз, песен или «потому что так в детстве научили».

Как говорил Алисе Чеширский кот, «если ты не знаешь, куда хочешь попасть, то не все ли равно, куда тебе идти?». Без осознания цели своей жизни мы так и будем идти куда-нибудь, а жизнь то у нас всего одна и как то обидно даже…

В чем ценность устойчивого мировоззрения?

Более того, без четкого мировоззрения, без четкого смысла жизни, мы никогда не будем по-настоящему счастливы. Человек не может выполнять бессмысленную работу. Работать, когда твои труды пропадают в «никуда» и ты вообще не знаешь,  какой в этой работе смысл – неимоверно тоскливо и мучительно.

На вопрос «в чем смысл человеческой жизни?» , человек с хаотичным мышлением, ответит: в счастье, в детях, в людях ну или еще что-то красивое. Ну а дальше-то что? А в чем смысл жизни его детей? Тоже в детях? А если на правнуках род его закончится.

В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного

Что, несколько поколений жили без толку? Результат-то нулевой. Аналогично, со смыслом жизни в том «чтобы оставить память», «сделать мир лучше» и т.д.

Может быть, смысл жизни в самой жизни? Отнюдь – это логически не верно. «Смысл» это внутреннее содержание цели, а «цель» всегда вне субъекта. Другими словами, мы учимся в школе не для того, чтобы учиться, а чтобы получить аттестат/применить полученные знания вне школы и тому подобное.

Хаотичный человек не захочет думать о таких глупостях, как конечная цель и смысл жизни. На самом же деле, ему просто неудобно об этом думать, потому что мысли об этом нередко могут привести его к мысли, что жизнь бессмысленна. Потому такие вопросы он настойчиво от себя отгоняет, пока не грянет кризис какого-нибудь возраста, вслед за которым, без четкого ответа на мировоззренческие вопросы неизбежно следует депрессия.

Если же начать докапываться до того, что есть конечный смысл жизни, то отвечая на множество вопросов «а что дальше? Ну будут твои пра-пра-правнуки жить счастливо, и?», то мы рано, либо поздно упремся в бесконечность (а земля наша отнюдь не вечна, да и галактика в целом, тоже) , либо в религию), либо в то, что глобально, жизнь случайна и не имеет смысла. И тут мы возвращаемся к первоначальному вопросу: откуда взялся мир и как он устроен.

А может проще без конкретного мировоззрения обойтись?

Приведу простой пример: существует множество тренингов личностного роста (а так же книг). И учат они разному. Одни – что человек человеку волк и надо конкретно отрастить клыки, другие – что мир дружелюбен. Одни – что мир это замкнутая система и все зло к вам вернется, другие говорят – придумайте свою вселенную и мир будет как она.

При этом все эти школы обещают вам крутой жизненный успех, если будете жить по их правилам. Каждый из этих тренингов будет пытаться отформатировать ваш мозг в свою сторону. Ну и что делать будем? Вы вообще не собираетесь читать эту муть и ходить на эти тренинги? Отлично. Но огромное количество людей будет транслировать все эти идеи в вашу голову через разговоры, методики продаж и успеха на работе. Как от этого защититься? А если ваш начальник объявит, что на следующей неделе у вашей фирмы заказан корпоративный тренинг у одной из таких контор? Что, увольняться?

Здесь как раз и необходимо четкое, целостное, честное  и устойчивое мировоззрение. Собственно мировоззрение это фундамент ваших аксиом и принципов и взглядов. Если мировоззрение устойчиво, то сладкий голос крутого тренера не сможет вам внушить свои представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Зато вы сможете трезво оценить его тренинг и изъять из него полезные для вас лично фишки и приемлемые для вас идеи.

Если вы имеете устойчивое мировоззрение, вы сможете защитить себя от всяческих мыслеатак, рекламы и пропаганды. Но поиск предельных ответов на вопросы «откуда взялся мир?» и «в чем цель человеческой жизни?» потребуют от Вас немало усилий, последовательности и честности.

Если у вас остались вопросы или есть свое мнение по теме что такое мировоззрение добро пожаловать в комментарии).

А теперь вы можете перейти на Главную
или посмотреть другие интересные записи из рубрики Личный рост и развитие.

Понравился пост? Добавь в закладки (Ctrl + D), подпишись на новости блога. Благодарю за плюс:

Мировоззрение  – это более или менее целостная система оценок и взглядов людей на окружающий мир и своё место в нём.

Каждая эпоха характеризуется определённым пониманием  бытия, места человека в нём. Мировоззрение  имеет эмоциональную составляющую — мироощущение, включающее в себя чувства, переживания, эмоциональный настрой;  и интеллектуальную составляющую – миропонимание, включающее в себя представления, взгляды, оценки, мысли, знания. Мировоззрение – это процесс смены мироощущения мировосприятием.

Мировоззрение  имеет субъективно-объективный характер. Разумный человек не может не иметь мировоззрения, но он видит мир не таким, как он есть. Он видит его через призму своих представлений и понятий. Таким образом мировоззрение – это сложное, противоречивое исторически переменчивое единство:

—          миропонимания и мироощущения, интеллекта и эмоций;

—          знаний и ценностей, убеждений и сомнений;

—          разумного обоснования и необдуманной, слепой веры.

Мировоззрение  всегда существовало в исторически определённых формах – мифологии, религии, философии.

Мифологическое мировоззрениеэто исторически первая попытка дать ответ на мировоззренческие вопросы, создать картину мира, модель или образ человека в нём, попытка осознания своего «Я», своего места в обществе и мире. Характерными чертами мифологического мировоззрения являются:

—          люди мыслят образами;

—          человек слит с природой;

—          человек не знает проблем.

В становлении мифологического мировоззрения огромное влияние оказало общественное производство того периода – присваивающая экономика. Человек существовал как биологический вид. Его «включённость» в природу породило мировоззрение, характерной чертой которого был «космоцентризм». Мифологическое мировоззрение соответствовало первобытным человеческим отношениям. С их отмиранием угасла и мифология, но не мифологическое мировоззрение.

Религиозное мировоззрение (от латинского религарэ – связываю, соединяю) – это соединение человека с Богом, которое осуществляется через веру. Это незыблемая убеждённость человека в чем либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Точно также волевое усилие не формирует веры. Познавательное значение веры невелико, но исключительно велико её жизненное значение. Когда нет веры, людям нечем жить.

Мировоззрение и его структура

Каждый из нас во что-то верит.

«Верь, человек, что тебя ожидает вечная жизнь!», — этим христианское учение отличается от атеистического – «Верь, человек, что тебя ожидает вечная смерть!»

Религиозное мировоззрение основывается на:

—                                  вере человека в два мира:, мир реальный, естественныйземной («этот свет») и мир потусторонний, небесный, сверхестественный («тот свет»);

—                                  вере и поклонении сверхестественным «высшим силам», господствующим над людьми.

Говоря о причинах появления религиозного мировоззрения, Л.Фейербах утверждал, что религия возникла, как зависимость человека от природы и социальных условий. Она возникает, когда от собирательства, охоты и рыболовства человек переходит к земледелию, скотоводству и ремеслу, то есть к производящей экономике.

Оба этих исторических типа мировоззрения близки, хотя и имеют отличия. Религия не смешивает земное и сокральное, а разводит их на два противоположных полюса. В мифологическом мировоззрении человек слит с природой, он не мыслит себя вне её. В религиозном мировоззрении человек вычленен из природы и поставлен над ней, так как создан «по образу и подобию». Религиозное мировоззрение было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием проблем бытия.

Философское мировоззрение по своей сути ближе к религиозному, чем мифологическое. У того и другого мировоззрения взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. И то, и другое использует аксиоматический метод, один и тот же предмет – «мир-человек». Однако есть и различия. Религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия не требует доказательств, разумного обоснования своих догм. Истину веры она считает выше истины разума. Философия аргументирует свои положения, считая аргументы «мускулами» идей. Философия всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Кроме того, религия всегда идеалистична, а философия бывает и материалистической. Таким образом философия – это систематизированное мировоззрение, имеющее общественное значение. Она помогает человеку ответить на вопросы: Кто я таков? Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться?

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ.

Знание философии необходимо специалисту для квалифицированной ориентации в своей специальности (методология), но главное – для понимания жизни во всей ее сложности, многогранности, противоречивости. Специалистам различного профиля требуется широкий кругозор (наличие знаний: профессиональных, обыденных и научных), умение видеть закономерности развития мира, понять сущность всего, что происходит с людьми, понять смысл и цели действий человека, четко определить свое место в этом мире.

Все это и составляет мировоззрение человека.

В настоящее время мировоззренческие проблемы являются объектом пристального внимания ученых и политиков.

Мировоззрение в современной философской литературе рассматривается как совокупность взглядов человека (социальной группы, класса, общества в целом) на мир и определение места человека в этом мире.

Мировоззрение – это форма общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает, оценивает окружающую действительность как мир своего бытия и деятельности, определяет и переживает свое место, предназначение и участие в нем. В мировоззрение входят обобщенные представления о мире и самом человеке, о смысле человеческого бытия, исторических судьбах человечества, система принципов, идеалов по устройству и переустройству мира.

В содержание мировоззрения входят философские, научные, политические, нравственные, эстетические взгляды, знания, убеждения, оценки человека или общественной группы. Принято считать, что философские взгляды всегда играют доминирующую роль в системе мировоззрения, выполняя интегративные функции по отношению к другим его элементам.

Но это далеко не всегда так. Роль концепта или структуры системы мировоззрения может выполнять любой его содержательный компонент, и это зависит от конкретных исторических условий.

В научной литературе существует множество определений понятия мировоззрение.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок и принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека, а также жизненная позиция, программа поведения и действия людей.

Мировоззрение— совокупность знаний, убеждений, взглядов, оценок, норм и принципов, определяющих отношение человека к самому себе, к окружающему миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его деятельности.

В структуре мировоззрения выделяют два уровня:

1. эмпирический (жизненно-практический) уровень – мироощущение;

2. теоретический уровень – миропонимание.

Эмпирический уровень – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Он включает в себя мироощущение, умонастроения различных слоев общества.

Данный уровень мировоззрения характеризуется неоднородностью по содержанию, зависит от образования, культуры людей, от национальных, религиозных и других традиций, носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, логичностью, обоснованностью. Он формируется в зависимости от специфики деятельности человека: выделяют мировоззрение ученого, инженера, политического деятеля и т. д.

Теоретический уровень мировоззрениявключает в себя миропонимание, в том числе и философию.

В структуре мировоззрения выделяют три подсистемы:

1. познавательную — совокупность знаний (политических, экономических) на теоретическом и эмпирическом уровнях; ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, теории.

2. ценностную — совокупность идеалов (политических, нравственных).

3. поведенческую – чувства, воля.

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мировоззрение как система взглядов на мир и место человека в нём формируется индивидом, живущим в определенное время, в определенном обществе и социальной среде. Каждый человек вырабатывает свое мировоззрение деятельно «присваивая» окружающий его мир, человеческую культуру.

В силу этого индивидуальное мировоззрение глубоко социально по своей сущности, детерминировано общественно выработанными и закрепленными в культуре: способами материальной и духовной деятельности, традициями, нормами, общественными ценностями, господствующими в обществе парадигмами, стереотипами и мифами, социально-классовыми интересами. Таким образом, в формировании мировоззрения личности участвуют как сам человек, так и социальная среда, духовное состояние общества.

Человек, как творчески активное существо, не всегда безоговорочно принимает господствующее в обществе мировоззрение, но под влиянием всей совокупности факторов материальной и духовной культуры стремится выработать свое отношение к миру и самому себе, свою жизненную позицию, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и жизнедеятельности.

В то же время мировоззрение отдельного человека в известном смысле инвариантно групповому мировоззрению (общественно значимому) и, в конечном счете, оно определяется уровнем развития культуры, включенностью в нее субъекта.

Мировоззрение формируется субъектом по своей человеческой мерке и требует определения мира не только таким, каков он есть, но и таким, каким он должен быть с точки зрения его желаемого видения человеком.

В мировоззрении окружающий человека мир раскрывается в своем культурном, человеческом бытии, т. е. как человеческий мир. В силу этого мировоззрение не может быть полностью сведено к научной картине мира, к объективно-истинному отражению.

Причины глубоких изменений в содержании мировоззрения в современных условиях:

1. Переход от промышленной цивилизации XIX века к новому технологическому, информационному обществу привел к вытеснению научным мировоззрением традиционных видов мировоззрения: обыденного, религиозного. В составе мировоззрения ведущее место начинает обретать научная картина мира, т. е. представления о мире, полученные фундаментальными науками: знания о Земле, о природе жизни, о сущности общества.

2. Стиль мышления и в целом мировоззрение рационализируется и интеллектуализируется, избавляясь постепенно от мифов и заблуждений прежних цивилизаций.

3. Научно-техническая революция обострила глобальные проблемы выживания, экологической безопасности, численности населения Земли и др.

В чём состоит сущность мировоззрения

Эти проблемы требуют глубокого мировоззренческого осмысления.

4. К числу новых мировоззренческих проблем следует отнести по-новому осмысленную проблему гуманизма: представления о человеке и обществе, проблеме терроризма, международной безопасности.

5. Ориентирующая функция мировоззрения, проблема выбора. Роль мировоззрения проявляется в качестве социальной программы общества, ориентира высших жизненных смыслов. Эта роль проявляется через ориентирующую функцию, определяющую выбор жизненного пути, социальных приоритетов, а для отдельной личности – даже выбор поступков.

Конечно, ориентирующая функция дает о себе знать в деятельности мировоззренчески, духовно развитой личности.

Особенно наглядно эта функция проявляет себя в нравственной сфере, где мировоззренческие установки, нормы и ценности играют роль жизненного компаса. Очевидно, что отдельные поступки могут совершаться и вопреки убеждениям, но тогда нравственно чуткая личность начинает терзаться угрызениями совести, и остается надежда на раскаяние и изменение поведения в лучшую сторону.

ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Проблема типологии мировоззрения недостаточно разработана в философской литературе, однако существует его классификация по следующим основаниям:

1. по философскому базису: материалистическое, идеалистическое, метафизическое, диалектическое;

2. по отношению к прогрессу: прогрессивное, реакционное, консервативное;

3. по субъекту: индивидуальное, групповое, партийное, классовое;

4. по познавательному содержанию: наивный реализм, здравый смысл;

5. по отношению к науке: научное, ненаучное;

6. по системным основаниям: мифологическое, религиозное, научное, философское.

Кратко охарактеризуем основные формы мировоззрения, наиболее полно отражающие вышеперечисленные особенности.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мифология — донаучное отражение действительности в сознании человека.

Миф- предсказание, сказание.Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Черты мифа: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Д.И. Грядовой определяет данный тип мировоззрения как обыденное мировоззрение — т.е. совокупность взглядов человека, сложившаяся под непосредственным влиянием повседневных, жизненных условий его существования.

Оно характеризуется здравым смыслом, практицизмом, житейской мудростью, традициями и обычаями, передающимися из поколения в поколение.

Мифология — наиболее древний тип мировоззрения. Оно объясняет мир не расчленяя его на «Я» и «не — Я», на природу и человека. На субъект и объект.

Миф обладает универсальной областью применимости: с его помощью можно объяснить все, что угодно.

Отличительной чертой содержания мифологии является сказочность, иррациональность, а ее структурной особенностью – неверифицированность в данных условиях.

Мифология основана на вере, а не на знании. В познавательном плане в структуре мифа чувственная сторона, мироощущение доминирует над рациональной стороной, что делает миф психологически привлекательным.

Наконец, миф прибегает к простым и наглядным способам объяснения мира, используя в основном описательные структуры при систематизации знаний, убеждений, взглядов, настроений и т.п.

Мировоззрение мифологического типа встречается и в современных условиях. Примером может служить мировоззрение, присущее нашему общественному сознанию в доперестроечный период: утопическое понятие «развитого социализма», «коммунизма в ближайшей перспективе», а марксистско-ленинская философия обслуживала этот мифологический контент.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Научное мировоззрение, в отличие от других форм мировоззрения, раскрывает фундаментальные принципы, законы и категории, охватывающие все сферы природного и социального бытия и познавательного процесса.

Научное мировоззрение решает мировоззренческие вопросы, исходя из обобщения и систематизации знаний, добытых философией, отдельными естественными и общественными науками, что обеспечивает ему объективность, стройность, целостность, логичность и высокую доказательность.

Данный тип мировоззрения имеет в качестве системообразующего отношения человека к миру — познавательное отношение: наука стремится открыть объективные законы бытия.

Большим достоинством научного мировоззрения является его практическая направленность.

Научное мировоззрение существует в двух формах:

— естественнонаучное (направлено на познание законов природы);

— гуманитарное (направлено на познание сущности человека и его места в мире).

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Религиозное мировоззрение — это уяснение смысловой основы человеческой жизни посредством признания сверхъестественного мирового начала (Бога), выраженное в иррациональной, эмоционально-чувственной и образной формах.

Религия- иллюзорный взгляд на мир. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Религия — это явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции.

Функции религии:

— мировоззренческая;

— объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

— культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

— нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Религия также формирует сознание единства человеческого рода (важно для современного общества), показывает значимость общечеловеческих нравственных норм как в жизни отдельной личности, так и общества в целом. Однако религиозное мировоззрение может формировать и другие настроения: фанатизм, вражду к людям чужой веры.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Философское мировоззрение – это не простая совокупность отдельных знаний об окружающем мире, а определенная система теоретических принципов и идей, формирующихся и развивающихся на базе фундаментальных концепций естественнонаучного и социального знания.

На основе философского мировоззрения создается общая научная картина мира. В свою очередь, картина мира является мировоззренческой моделью, предполагающей определенное отношение человека к окружающему миру, понимание им этого мира и своего места в нем. Философское знание достаточно жестко систематизировано.

Предмет философии четко определен со времен И. Канта, Г. Гегеля: философия – знание о всеобщем, которое исторически осваивается постепенно, сначала субстрактно, затем структурно и, наконец, концептуально.

Отличительные признаки философского мировоззрения:

— основано на знании, а не на вере и вымысле;

— оно рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

— оно логично (имеет внутреннее единство и систему);

— опирается на четкие понятия (категории).

Рекомендуемые страницы:

Новосибирский колледж электроники

Реферат

По курсу “Обществознание”

Мировоззрение человека

Выполнил

студент 122 группы

Прудников С.Г.

Проверила

Черепанова Е.В.

Новосибирск 2003

Введение……………………………………………………..3

1.Что такое мировоззрение? …………………………………4

2.Каким бывает мировоззрение? …………………………..4

3.Три основных типа мировоззрения …………………….5

3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

3.2 Религиозное мировоззрение………………………6

3.3 Научное мировоззрение……………………………………7

4.Сознательно формируемое мировоззрение…………..8

5.Общество и формирование мировоззрения…………..8

5.2 Тоталитарное общество…………………………………….8

5.1 Демократическое общество………………………………9

6.Мировоззрение нашей эпохи……………………………….9

7.Вывод………………………………………………..10

8.Список используемой литературы………………………13

Введение.

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.

1.Что такое мировоззрение?

В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро — воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.

2.Каким бывает мировоззрение?

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

ке.

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

бость.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

след.

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,

“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки.

К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

чале пути к широкому овладению его основами.

Сознательно формируемое мировоззрение

В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

тельное стремление выработать целостное мировоззрение

проявляют различные социальные группы людей, полити –

ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

духовного единения, но и программ конкретных действий

по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых

разных философских основаниях.

Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира:

  • познание (интеллект) — потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
  • эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
  • чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
  • мировоззрение
  • направленность личности

 

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

  1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
  2. Пути формирования: стихийный, осознанный.
  3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
  4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
  5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
  6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

 

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

  • Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
  • Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
  • Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. 

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *