Инфраструктурная обеспеченность

Развитие инфраструктуры

Инфраструктура связывает воедино народнохозяйственный механизм, объединяет общество не только в экономическом, но и социальном смысле. Развитие инфраструктуры является, таким образом, важнейшей экономической и социальной целью. Здесь основные задачи заключаются в следующем:

· вывести сферу транспорта на передовой уровень и обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для граждан;

· обеспечить реализацию Стратегии-2020 достаточными энергетическими потоками, а также резко повысить энергоэффективность всех отраслей экономики;

· сформировать высокотехнологичное единое информационное пространство, интегрированное в мировое, и выстроить отрасль информационно-коммуникационных технологий, составляющую достойную конкуренцию зарубежным конкурентам.

К основным направлениям инфраструктурного развития относят развитие:

· транспортной инфраструктуры,

· энергетической инфраструктуры,

· связи и информационно-коммуникационных технологий.

Современное состояние транспортной инфраструктуры является одним из препятствий к осуществлению цели «Россия-2020». К основным проблемам можно отнести недостаточную пропускную способность, ограниченность экспортного и транзитного потенциала.

Стратегия-2020 предусматривает снижение транспортоёмкости экономики на 30%. Строительство дорог увеличится в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год).

Для укрепления транзитного потенциала России будут в приоритетном порядке устранены разрывы и «узкие места» на основных международных направлениях; сокращено время доставки, риски и издержки на всём протяжении пути.

Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4-4,5% ВВП в 2020 году.

Одной из самых масштабных задач является повышение энергоэффективности российской экономики. В настоящее время энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки, считает Дмитрий Медведев.

Россия должна стать одним из лидеров глобального информационного общества. «Надо обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий – быстрый, круглосуточный, надёжный и качественный, причём по собственным национальным стандартам следующего поколения», – считает президент Российской Федерации Д. А. Медведев.

Таблица 24. Основные результаты развития

    Инерционный   Энерго-сырьевой   Инновационный
ВВП темп роста 2020 к 2007 на душу населения, по ППС, тыс.

Инфраструктура

долл. доля в мировом ВВП,%

  1,8 раза 3%   2,1 раза 3,5%   2,3 раза 4,3%
Инвестиции (2020 к 2007) Норма накопления, % ВВП Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 году   2,4 раза 25% 14%   3,6 раза 30-31% 15%   4 раза 31-32% 16%
Энергоемкость ВВП(2020 к 2007) 70% 67% 59%
Доля нефтегазового сектора в 2020 году Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 году   13,2%   13,3%   12,7%   16,9%   11,1%   17,2%
Реальные доходы населения (2020 к 2007) Бедность к 2020 году 2,1 раза   7,9% 2,4 раза   6,7% 2,6 раза   6,2%

Формирование современной инновационной экономики напрямую связано со стратегией России на развитие и совершенствование политической системы суверенной демократии. С одной стороны, только сильное независимое демократическое государство в состоянии обеспечить поступательное развитие и модернизацию экономики страны.

С другой стороны, инновационная экономика является необходимым условием для демократического развития и сохранения суверенитета и целостности России.

«В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям» – отмечено в Послании президента России Федеральному собранию 2009 года.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1201;

СЮТур Кстово >   Виды и тенденции туризма >   Словарь >    Инфраструктура

Инфраструктура — это совокупность зданий, сооружений, систем и служб, обеспечивающая жизнь людей и материальное производство (по ).

К инфраструктуре относятся:

транспорт и всё, что с ним связано: пути; подвижной состав; места остановок, то есть вокзалы и станции всех видов; места стоянок и ремонта подвижного состава; заправки; терминалы; системы и службы продажи билетов и другое;

инженерные коммуникации: электросети, теплосети, сети газоснабжения, водоснабжения и канализации;

системы связи: телефонной, интернет, сети сотовой связи;

банковские системы: банки и, что более важно для обычного туриста, банкоматы;

бытовая инфраструктура: бани, прачечные, химчистки, парикмахерские, ателье, фотоателье, всевозможные ремонтные мастерские и другое;

социальная инфраструктура: здания школ, больниц, других учреждений здравоохранения и образования, учреждений культуры, спортивные сооружения и другое;

средства размещения: гостиницы, отели, пансионаты, санатории, пансионаты, базы отдыха, гостевые дома, хостелы, общежития, частные дома и квартиры, места для палаточных лагерей и другие;

учреждения общественного питания: рестораны, кафе, столовые, буфеты, уличные киоски и другое.

Учреждения размещения и питания выделяют отдельно как туристскую инфраструктуру, поскольку они оказывают услуги, относящиеся к основным в туристской отрасли.

Вопрос, что относить к инфраструктуре, а что не относить, в некоторых случаях является дискуссионным. Например, относить ли к инфраструктуре предприятия индустрии развлечений: парки аттракционов, аквапарки, дискотеки и другое? Вообще-то без них можно обойтись. Необходимостью они не являются. Например Нижний Новгород обходится без аквапарка, а кто хочет его посетить, тот может съездить в Казань, отдохнуть и оставить свои деньги в Казани. Там будут только рады.

Согласно теоретическим основам рекреационной географии к инфраструктуре однозначно не относятся: природные объекты, историко-культурные объекты, органы управления.

Само слово Инфраструктура образовано от двух латинских слов.

Развитие инфраструктуры

Infraниже, под. Пример — инфракрасный свет это тот, который ниже по спектру красного света. Structuraстроение, устройство каких-то взаимосвязанных частей чего-либо целого. В рассматриваемом примере этим чем-то целым можно считать весь социально-экономический комплекс. Буквально перевести слово Инфраструктура можно например так: то, что под социально-экономическим комплексом, что не является основным производством, но без чего производство работать не будет.

Интересный факт. Географический и экономический термин Инфраструктура сейчас употребляется повсеместно. В упомянутых науках он был заимствован из военной терминологии, где обозначал постоянные вспомогательные сооружения, созданные для обслуживания войск.

Развитие инфраструктуры

Инфраструктура связывает воедино народнохозяйственный механизм, объединяет общество не только в экономическом, но и социальном смысле. Развитие инфраструктуры является, таким образом, важнейшей экономической и социальной целью. Здесь основные задачи заключаются в следующем:

· вывести сферу транспорта на передовой уровень и обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для граждан;

· обеспечить реализацию Стратегии-2020 достаточными энергетическими потоками, а также резко повысить энергоэффективность всех отраслей экономики;

· сформировать высокотехнологичное единое информационное пространство, интегрированное в мировое, и выстроить отрасль информационно-коммуникационных технологий, составляющую достойную конкуренцию зарубежным конкурентам.

К основным направлениям инфраструктурного развития относят развитие:

· транспортной инфраструктуры,

· энергетической инфраструктуры,

· связи и информационно-коммуникационных технологий.

Современное состояние транспортной инфраструктуры является одним из препятствий к осуществлению цели «Россия-2020». К основным проблемам можно отнести недостаточную пропускную способность, ограниченность экспортного и транзитного потенциала.

Стратегия-2020 предусматривает снижение транспортоёмкости экономики на 30%. Строительство дорог увеличится в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год).

Для укрепления транзитного потенциала России будут в приоритетном порядке устранены разрывы и «узкие места» на основных международных направлениях; сокращено время доставки, риски и издержки на всём протяжении пути.

Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4-4,5% ВВП в 2020 году.

Одной из самых масштабных задач является повышение энергоэффективности российской экономики. В настоящее время энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки, считает Дмитрий Медведев.

Россия должна стать одним из лидеров глобального информационного общества. «Надо обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий – быстрый, круглосуточный, надёжный и качественный, причём по собственным национальным стандартам следующего поколения», – считает президент Российской Федерации Д.

Инфраструктура предприятия

А. Медведев.

Таблица 24. Основные результаты развития

    Инерционный   Энерго-сырьевой   Инновационный
ВВП темп роста 2020 к 2007 на душу населения, по ППС, тыс. долл. доля в мировом ВВП,%   1,8 раза 3%   2,1 раза 3,5%   2,3 раза 4,3%
Инвестиции (2020 к 2007) Норма накопления, % ВВП Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 году   2,4 раза 25% 14%   3,6 раза 30-31% 15%   4 раза 31-32% 16%
Энергоемкость ВВП(2020 к 2007) 70% 67% 59%
Доля нефтегазового сектора в 2020 году Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 году   13,2%   13,3%   12,7%   16,9%   11,1%   17,2%
Реальные доходы населения (2020 к 2007) Бедность к 2020 году 2,1 раза   7,9% 2,4 раза   6,7% 2,6 раза   6,2%

Формирование современной инновационной экономики напрямую связано со стратегией России на развитие и совершенствование политической системы суверенной демократии. С одной стороны, только сильное независимое демократическое государство в состоянии обеспечить поступательное развитие и модернизацию экономики страны. С другой стороны, инновационная экономика является необходимым условием для демократического развития и сохранения суверенитета и целостности России.

«В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям» – отмечено в Послании президента России Федеральному собранию 2009 года.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1201;

Текст научной статьи на тему «ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОИЗВОДСТВА»

Инфраструктурная обеспеченность как важнейший фактор развития отечественного агропроизводства

А.Н. Кокин,

канд. экон. наук, доц., доцент Кафедры Инновационного менеджмента и предпринимательства, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул.

Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры?

Б. Садовая, 69; e-mail: viktorsun@yandex.ru)

Аннотация. В статье обосновывается важность формирования системы комплексного инфраструктурного обеспечения отечественного агропроизводства как условия его развития. На основе анализов результатов практики рыночного реформирования отечественного АПК доказывается, что только монетарными методами стимулировать развитие инфраструктуры невозможно — необходим комплексный подход, включающий изменение системы планирования и регулирования развитием агропроизводства, совершенствование методов оценки роли инфраструктурного обеспечения в его эффективности.

Abstract. In article importance of formation of system of complex infrastructural maintenance domestic агропроизводства as conditions of its development is proved. On the basis of analyses of results of practice of market reforming domestic agrarian and industrial complex it is proved, that only monetary methods to stimulate development of an infrastructure it is impossible — the complex approach including change of system of planning and regulation by development agrarian manufacture, perfection of methods of valuation of a role of infrastructural maintenance in its efficiency is necessary.

Ключевые слова: агропризводство, инфраструктурное обеспечение, развитие предпринимательства.

Keywords: agrarian manufacture, infrastructural

Без эффективного инфраструктурного предпринимательства невозможно достичь высоких результатов агропроизводства и неоднозначные результаты рыночных реформ отечественного агросектора подтверждают справедливость этого утверждения. Так, именно недооценка инфраструктурных факторов стала одной из причин нарушения технологического базиса отечественного АПК, что привело к падению объемов сельскохозяйственного производства и значительного снижения его эффективности. Причем, эта недооценка присутствовала при принятии управленческих решений по проведению реформ, в то время как ученые и специалисты достаточно ясно и однозначно указывали на важность комплексного развития агропроизвод-ства — это подтверждается оценками специалистов в период рыночных преобразований.

Отсутствие внимания в ходе рыночных реформ к преобразованиям в инфраструктуре привело к разрушение индустриальных сельскохозяйственных технологий, которые с 80-х годов базировались на создании крупного машинного производства, обеспечивающего производительности труда и повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции путем роста фондо- и энерговооруженности труда, создания и развития специальных систем машин. В период реформ специалисты давали следующие оценки деградации агропроизводства: «В настоящее время обеспеченность хозяйств основными видами сельскохозяйственной техники составляет 40-70%» , резко падала оснащенность специализированными высокотехнологичными машинами .

Деградация технологических процессов дополнялась ростом слабо технически вооруженных крестьянских и фермерских хозяйств, не

enance, development of business.

обладавших современной высокопроизводительной техникой: «Повышение удельного веса немеханизированного и высокотрудоемкого производства в хозяйствах населения и крестьянских хозяйствах приводит к дальнейшему падению производительности труда — главному фактору снижения затрат, роста доходности и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства» . Данные тенденции напрямую противоречили ключевым тенденциям развития современных агропроизводств: «Одна из закономерностей индустриализации сельскохозяйственного производства состоит в абсолютном и относительном росте потребления важнейших ресурсов промышленного происхождения, расширения связей сельского хозяйства с ресурсопроизво-дящими отраслями» . В результате специалисты констатировали «деиндустриализацию деревни»: «Обеспеченность техникой сельского хозяйства снизилась до уровня 60-х годов» .

Следует отметить, что показатели фондо-и энерговооруженности — это только частные характеристики производственной деятельности в сельском хозяйстве. При развитии механизмов предпринимательства в инфраструктурном обеспечении необходимо добиться не улучшения отдельных технических параметров функционирования, а повысить эффективность агро-производства в целом. То есть, речь идет о том, чтобы при развитии механизмов инфраструктурного предпринимательства не повторить ошибки рыночных реформ, когда или повсеместно распространялись определенные формы организации агропроизводства или навязывались шаблонные агротехнологические решения, как это было не раз в отечественной истории.

Развитие предпринимательства в инфраструктурной сфере предполагает повышение

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 9, Nom. 3-2

А.Н. Кокин Инфраструктурная обеспеченность как важнейший фактор развития отечественного агропроизводства

комплексной эффективности агропроизводства на различных уровнях, выделяемых специалистами :

— эффективность сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства;

— эффективность отдельных отраслей аграрного комплекса (растениеводства, животноводства, материально-технического снабжения, перерабатывающей промышленности);

— эффективность производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции (зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, производства молока, мяса, яиц и пр.);

— эффективность сельскохозяйственных предприятий, в том числе и отдельных предпринимателей;

— эффективность отдельных мероприятий — технологических, организационных, финансовых, инфраструктурных и пр.

Следует отметить, что при комплексном анализе экономической эффективности агропро-изводства необходимо рассматривать как производственные показатели — объем продукции и затрат, так и финансовые — стоимостные оценки издержек и прибыли.

Финансовая оценка эффективности агропроизводства выражается в стоимостных показателях, поэтому для эффективной предпринимательской деятельности крайне важна полная ценовая информация. Однако, тарифные механизмы определения цен на инфраструктурные сервисы сложны и инертны, поэтому необходимо разрабатывать специальные тарифные правила, которые будут способны преодолеть объективно складывающийся диспартитет цен — для современной инфраструктурной сферы АПК крайне присуща ситуация, характерная для сельского хозяйства конца 90-х: «Экономическому механизму сельского хозяйства сегодня присущи не только диспаритет ценовых отношений между сельским хозяйством и промышленностью, но и диспаритет экономических отношений в целом…» . Можно с полным основанием утверждать, что между инфраструктурной и аграрной сферой существует «диспаритет экономических отношений в целом», устранить который и должны эффективные и гибкие механизмы предпринимательства. Это же в полной мере относится и к конкурентной ситуации — инфраструктурная сфера не меньше чем АПК отличается в механизмах формирования конъюнктуры и соревнованиях рыночных агентов от традиционных рынков: «Сельское хозяйство в условиях рынка не может в силу своей специфики в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции» . Продолжая это сравнение можно достаточно обоснованно утверждать, что инфраструктурное обслуживание в условиях рынка не может в силу своей специфики в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции — инфраструктурные сервисы немобильны, производственно-технические комплексы масштабы и ориентированы на длительное обслуживание массового потребителями достаточно узким спектром специфических услуг.

Повышение производительности агропро-изводства за счет роста уровня обеспеченности инфраструктурными сервисами достигается за

счет уточнения и рационализации самого агро-производства. Отсутствие инфраструктурного обеспечения делает проблемным эффективное ведение крестьянских (фермерских) хозяйств, а у средних и крупных агропредприятия влечет дополнительные издержки на самостоятельное инфраструктурное обеспечение. В то же время, комплексное и рациональное инфраструктурное обслуживание способно значительно повлиять на результаты функционирования сельхозпредприятия. Однако, достичь этого возможно только путем тщательного научного анализа соотношения всех пропорций и внутренних резервов каждой стадии производства и ее инфраструктурной обеспеченности. В целом, основные направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства необходимо дополнить параметрами обеспеченности инфраструктурными сервисами, которые должны рассматриваться наравне с другими аспектами создания и функционирования агропредприятия:

— определение рационального размера производства;

— развитие специализации предприятия;

— интенсивный путь развития;

— инфраструктурная обеспеченность.

Количественные и качественные показатели эффективности агропроизводства и инфраструктурного обслуживания должны формировать единую систему, позволяющую достичь решения стоящих экономических задач, прежде всего, — определение конкретных форм и масштабов агропроизводства.

Именно предпринимательская деятельность позволяет осуществить поиск наиболее оптимальных форм и масштабов организации как сельскохозяйственного производства, так и инфраструктурных систем, причем как путем реорганизаций существующих предприятий, так и путем создания новых производственных единиц, изменением системы управления, что было крайне актуально как в перестроечный период для предприятий АПК, так и остается значимым для инфраструктурной сферы: «Освоение и развитие новых форм хозяйствования играют огромную роль в повышении эффективности использования ресурсного потенциала предприятия» .

Учет инфраструктурных параметров при определении рациональных размеров сельскохозяйственных предприятий и их производственных подразделений тесно связаны с исторически и технологически определенным для данной зоны аграрным направлением, поскольку: «

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Экономика и экономические науки»

Материалы Всемирного банка для учащихся
«А знаешь ли ты… ?»

Инфраструктура

Что это такое?

Инфраструктура — это комплекс основных сооружений, которые  поддерживают  повседневную жизнь и экономическое активность в общине. Включает в себя дороги, системы электро- и водоснабжение, телекоммуникационные системы, а также общественный транспорт.

Многие из тех вещей, которые мы воспринимаем как должное, например радио, Интернет, метро, чистая вода, являются частью инфраструктуры. Без них жизнь была бы совершенно иной и, вероятно, не такой комфортной.

Однако инфраструктура важна не только для обеспечения повседневного комфорта. Она играет ключевую роль в снижении уровня нищеты. Инфраструктура повышает производительность и улучшает качество жизни в общине. По дорогам люди могут добраться до рынка,  школы или  медицинского учреждения. Чистая вода необходима для жизни и здоровья. Надежные системы электроснабжения позволяют предприятиям и  потребителям экономить на инвестировании в резервные или более дорогостоящие альтернативные системы, а также освобождают женщин и детей из сельских районов от трудоемкого сбора дров. Широкое распространение доступного телекоммуникационного и транспортного обслуживания позволяет создавать новые рабочие места и ускорять экономический рост.

Вот только несколько примеров того влияния, которое оказывает развитие инфраструктуры на общину:

  • В Индии строительство дорог позволило повысить общий объем продукции, выпускаемой в сельских регионах, на 7%.
  • В Коста-Рике осуществление проекта по электрификации сельских районов имело своим результатом  увеличение количества основных предприятий с 15 до 86.
  • В Марокко благодаря недавно осуществленному проекту по строительству дорог в сельской местности удалось не только обеспечить рост объема  сельскохозяйственного производства,  но и в три раза увеличить число девочек в начальных школах. Кроме того,  вдвое больше людей получили доступ к медицинским учреждениям.

Почему это касается меня?

Преимуществами пользуются не все

В последние годы можно было наблюдать огромные позитивные сдвиги в инфраструктуре во всех частях мира. Можно сказать, что сегодня мы  связаны лучше, чем когда-либо: увеличилось количество дорог, улучшились транспортные системы, появились возможности высокоскоростного выхода в Интернет, а также поразительная технологии мобильной связи. Для многих людей электричество и безопасная питьевая вода являются не роскошью, а обычными элементами жизни.

Однако эти изменения затронули не всех.

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Огромное количество людей во всем мире продолжают жить без надежной инфраструктуры, что является основным препятствием на пути сокращения масштабов нищеты и нередко представляет собой источник серьезной угрозы для здоровья.

  • Около двух миллиардов человек совершенно не имеют доступа к электричеству.
  • 1.1 миллиарда человек, что примерно составляет одну шестую населения планеты, не имеют доступа к безопасной воде. 2,4 миллиарда человек или 40% населения Земли не имеют доступа к адекватному санитарно-гигиеническому обслуживанию.
  • От грязной воды и болезней, связанных с плохими санитарно-гигиеническими условиями, включая различные виды расстройства  кишечника, ежегодно погибает 1.6 миллиона детей.
  • В странах с высоким уровнем дохода на душу населения в среднем затрачивается в десять раз больше электроэнергии, чем в странах с низким уровнем дохода.
  • В странах Европы и Центральной Азии показатели использования мобильных телефонов удваивались каждый год в период с 1995 по 2001 год. Однако в некоторых странах миллионы людей все еще ждут подключения к телефонной сети.

Экологический ущерб

Хотя развитые инфраструктуры значительно повышают качество жизни, важно обеспечить, чтобы развитие было устойчивым с точки зрения экологии, ибо в противном случае  его цена будет слишком высокой. К сожалению, строительство дорог, городов и транспортных систем наносит ущерб окружающей среде. Возросли излучение энергии, увеличилась  перенаселенность городов, повысились уровень загрязнения воздуха и количество транспортных заторов.

Что делает международное сообщество?

За последнее десятилетие было отмечено значительное сокращение объемов инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран. Правительства этих стран вкладывают слишком мало средств в развитие инфраструктуры,  а частный сектор не может восполнить нехватку средств, хотя по-прежнему вносит большой вклад в развитие инфраструктуры во всем мире. В действительности в развивающихся странах на частный сектор приходится около 20% от годового объема  инвестиций в развитие инфраструктуры.

Осознавая значимость инфраструктуры для достижения экономического прогресса, Всемирный банк в 2003 году инициировал осуществление Плана действия по развитию инфраструктуры, чтобы вновь привлечь внимание к инвестированию в инфраструктуру для достижения своих целей в области развития. В 2005 году Банк в общей сложности выделил на развитие инфраструктуры 7.4 миллиарда долларов (33% от всей суммы кредитов Банка).

Международные организации по вопросам развития могут оказать более эффективное влияние в тех случаях, когда они взаимодействуют, и примеры такого сотрудничества демонстрируют Всемирный банк, региональные банки развития, доноры и другими образования, в частности ЕС. Это особенно актуально в случае реализации региональных проектов развития инфраструктуры, которые требуют тесного сотрудничества ввиду  их сложности и масштабности. На данный момент Всемирный банк сотрудничает с Азиатским банком развития в энергетическом секторе Бангладеш и с Африканским банком развития в рамках экспериментального сотрудничества в секторе водоснабжения. Банк сотрудничает также с Межамериканским банком развития в области проектирования и  финансирования строительства сельских дрог, управления эксплуатацией  дорог, а также осуществления программ развития городского общественного транспорта в Перу.

Дополнительная информация о деятельности международных организаций по развитию инфраструктуры во всем мире имеется на следующих сайтах:

Что могу сделать я?

Изучите фактологическую информацию. Посетите вышеперечисленные сайты и ознакомьтесь с мировыми проблемами, связанными с инфраструктурой. Напишите об этом в свою местную молодежную газету и обратитесь к другим молодым людям с призывом проявить интерес к этим проблемам.

Берегите воду и электроэнергию. Во многих частях мира  они являются ценными ресурсами, и  вы можете помочь сохранить эти ресурсы, не допуская  их чрезмерного использования.

Дополнительные ресурсы

Дополнительная информация на веб-сайте Всемирного банка

ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Роль инфраструктуры в социальном развитии общества. 3

2. Структура социальной инфраструктуры. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация России, ее экономики, общества, всей социально-экономической инфраструктуры является сегодня критически важной задачей. Повышение конкурентоспособности России в современном мире – вопрос существования российского общества и государства.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует более глубокого проникновения в сущность объективных законов общественного развития и использования этого знания в интересах созидания нового общества. Перед современным российским обществом остро встают многообразные задачи экономического, социально-политического и духовного развития. Это требует дальнейшего углубления теории научного управления социальными процессами, совершенствования форм и методов целенаправленного и планомерного развития различных сфер общественной жизни.

Научно-технический и социальный прогресс значительно актуализирует необходимость комплексного решения социально-экономических проблем. Резко усиливается взаимовлияние экономических и социально-политических процессов. В полном объеме проявляется всесторонняя взаимосвязь экономики и духовной жизни. В значительной мере возрастает необходимость учета человеческого фактора во всех сферах общественной жизни.

Вот почему вопросы социального развития становятся ключевыми при рассмотрении любых сторон жизни общества. Уровень квалификации кадров, деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат, забота о бытовых условиях работников, создание на предприятиях культурных учреждений и спортивных комплексов – все это делает жизнь человека интереснее и содержательнее и благоприятно сказывается на результатах производства.

1. Роль инфраструктуры в социальном развитии общества.

Инфраструктура – это экономическая категория, которая представляет собой часть сферы материального производства, способствующая получению большого количества конечной продукции. Она является неотъемлемой частью производительных сил общества, обеспечивающей нормальное функционирование предприятий . Инфраструктуру принято подразделять на две группы: производственную и социальную.

Инфраструктура

В производственную инфраструктуру входят отрасли, обслуживающие сельскохозяйственное производство, в социальную – отрасли, обеспечивающие нормальную трудовую деятельность работников и способствующие воспроизводству рабочей силы.

Возникновение инфраструктуры тесно связано с материальным производством, развитие которого рождает новые виды производства, обслуживающих и интегрирующихся с ним отраслей, форм деятельности, а рост производительности общественного труда в сфере материального производства высвобождает все большую часть ресурсов общества для обслуживания населения. Таким образом, возникновение инфраструктуры есть результат развития производительных сил общества, а ее содержание определяется внутренним экономическим единством входящих и нее отраслей и определенным функциональным назначением.

Социальная инфраструктура – совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Термин «социальная инфраструктура» стал широко применяться в экономической литературе недавно. Под ним подразумевают сферу обслуживания населения, или сферу услуг и т. д .

Остро встает вопрос об инфраструктуре духовного производства, инфраструктуре всех элементов социальной жизни, это ведет к необходимости уточнить понимание смысла и характера материально-вещественных элементов, создающих условия для эффективного функционирования системы жизнеобеспечения человека во всех сферах общественной жизни и объединяемых понятием «социальная инфраструктура».

Когда мы говорим о системе жизнеобеспечения, или о жизненной среде, то имеем в виду необходимые условия жизнедеятельности человека: жилище, продукты питания, одежду, обувь, средства передвижения, сферы образования, здравоохранения, среду обитания, воспитания, досуга, обслуживания его самого и семьи.

По мере развития общества, усложнения взаимоотношении человека с природой, изменения содержания труда, повышения в связи с этим интеллектуальных, профессиональных требований к человеку, среда его жизнеобеспечения становится таким же объективным фактором существования и деятельности, как скажем, орудия и предметы труда, без которых не может совершиться производственный процесс.

Такой средой жизнеобеспечения становится сфера производства и потребления различных видов услуг и духовных благ. Возникновение данной сферы связано с углублением общественного разделения труда, когда из сферы материального производства выделяется деятельность по «обработке людей людьми». Своим дальнейшим развитием данная сфера обязана, с одной стороны, росту производительности труда в материальном производстве, что позволяет высвобождать ресурсы для развития производства услуг и духовных благ; с другой – растущими потребностями населения в услугах и духовных благах, которые вместе с материально-вещественными благами составляют фонд личного потребления человека .

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что социальная инфраструктура характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общества), которое направлено на оптимизацию общественного развития, на реализацию всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию образа жизни. Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах всего общества .

Такое понимание социальной инфраструктуры позволяет трактовать ее как относительно самостоятельный элемент материально-вещественной основы общественного развития, обладающий специфическими особенностями формирования и функционирования в обществе.

Учитывая возросшие масштабы и роль инфраструктуры, и социальной в том числе, в эффективном развитии экономики, ряд исследователей даже считают целесообразным говорить не только о I подразделении (производство средств производства) и II подразделении (производство предметов потребления), но и о III подразделении, основу которого составила бы инфраструктура. Однако, на взгляд большинства исследователей, нецелесообразно ставить вопрос о правомерности выделения инфраструктуры в качестве абсолютно самостоятельного подразделения . Достаточно того, что мы признаем ее возросшее влияние, а также тот реальный факт, что постепенно выкристаллизовывается тенденция усиления ее роли в развитии общества.

В связи с этим встает задача исследования тех специфических функций социальной инфраструктуры, которые ни один другой социальный институт выполнить не может.

Приступая к анализу функций социальной инфраструктуры, мы исходим из того, что функции любого объекта в обществе отражают особую форму взаимозависимости между компонентами единого процесса общественного развития, когда изменения одного из них с неизбежностью оказываются производными от изменений других. Это ориентирует нас на исследование тех конкретных процессов, с которыми непосредственно связано развитие социальной инфраструктуры.

Функции социальной инфраструктуры:

1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);

2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);

3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);

4. Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Далее, проблема функций того или иного института, как известно, тесно связана с вопросом о цели, ради которой он создается, каким образом он влияет на общественное развитие. Поэтому было бы, видимо, точнее поставить вопрос о целевых функциях инфраструктуры, который имеет огромное теоретическое и практическое значение.

От того, как сформулирована цель, насколько четко определены пути и возможности ее достижения, в значительной степени зависит успешное решение задач оптимизации общественного развития, реализация достижений научно-технической революции, умелое использование ресурсов и потенциальных возможностей современного общества.

2. Структура социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является дальнейшее улучшение социально-бытовых условий населения.

Отрасли социальной инфраструктуры не участвуют непосредственно в создании конечной продукции, но они обеспечивают предпосылки для нормального развития производственного процесса. Роль социальной инфраструктуры состоит в том, что она способствует обеспечению потребностей производства в кадрах требуемой квалификации, содействует воспроизводству и закреплению их в сельской местности, обеспечивает охрану труда и технику безопасности. Подразделения социальной инфраструктуры участвуют в создании условий для удовлетворения коммунальною-бытовых потребностей, как работников предприятия, так и членов их семей. На рисунке 1 рассматривается состав элементов социальной инфраструктуры .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *