Что относится к нормам труда

НОРМЫ ТРУДА

объем трудового задания, которое должен выполнить работник в течение установленной продолжительности рабочего времени. Выполнение норм труда — одно из основных обязанностей каждого работника (ст.2 КЗоТ). Норма труда — собирательное понятие, включающее различные виды норм: выработки (см. Норма выработки), времени, обслуживания, численности, а также нормированные задания и др. Норма времени — величина затрат рабочего времени (в часах, минутах или секундах), необходимого для выполнения единицы работы (одного изделия, определенной производственной операции и т.д.) одним работником или группой работников (например, бригадой) соответствующей квалификации в заданных организационно-технических условиях.

Норма времени состоит из следующих составных элементов: а) подготовительно-заключительное время — время, установленное работнику на подготовку к выполнению работы и на действия по ее завершению (получение материалов, инструментов, сдача готовой продукции и т.д.); б) оперативное время — время, определенное непосредственно для выполнения операции; в) время обслуживания рабочего места; г) нормированное время перерывов — заложенное в норму время отдыха, микропауз и личных надобностей. К нему не относятся перерывы на отдых и обед, а также для кормления ребенка. В соответствии с нормами времени рассчитываются нормы выработки и другие нормы объема работ. Норма обслуживания — объем трудового задания, выраженного в определенном количестве объектов (единиц оборудования, производственных площадей и т.д.), которые работник (бригада) соответствующей квалификации обязан обслужить в течение рабочей смены, рабочего месяца или другой единицы рабочего времени в данных организационно-технических условиях.

Нормы обслуживания применяются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием каких-либо производственных объектов, а также в случаях, когда нецелесообразно применение норм времени, например, при полной автоматизации работы. Величина нормы обслуживания производна от нормы времени на единицу обслуживаемых объектов и от продолжительности рабочего времени для данной категории работников и определяется путем деления второй величины на первую. Норма численности работников — установленное количество работников соответствующего профессионально-квалификационного состава для выполнения определенных объемов работ, а также управленческих или производственных функций. Разновидностью норм численности является норма управляемости, определяющая количество работников или структурных подразделений, деятельностью которых должен управлять один руководитель. Нормированное задание — установленный при повременной оплате объем работы, выраженный в нормо-часах или натуральных единицах, который работник (бригада) обязан выполнить за рабочую смену (сменное нормированное задание), рабочий месяц (месячное нормированное задание) или в другую единицу рабочего времени. Нормированные задания рассчитываются исходя из норм времени или выработки и применяются в целях улучшения результатов труда повременно оплачиваемых работников. В зависимости от сферы распространения нормы труда подразделяются на местные, единый и типовые.

Местные нормы устанавливаются в организации для выполняемых в ней работ с учетом имеющихся организационно-технических условий. Единые нормы устанавливаются для работ, выполняемых по единой технологии в одной или нескольких отраслях народного хозяйства. Типовые нормы разрабатываются для работ, выполняемых по типовой технологии, исходя из оптимальных для данного типа производства организационно-технических условий. Единые и типовые нормы могут быть межотраслевыми, отраслевыми, ведомственными (ст. 104 КЗоТ). По сроку действия нормы труда могут быть постоянными, временными и сезонными, а также разовыми. Постоянные нормы труда устанавливаются на неопределенный срок и действуют до момента их пересмотра в связи с изменением условий, на которые они были рассчитаны. Временные нормы труда могут устанавливаться на период освоения продукции, техники, технологии или организации производства при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда и по истечении срока действия должны заменяться постоянными. Сезонные нормы труда применяются на сезонных работах (например, при сборе фруктов) и разрабатываются на каждый сезон. Разовые нормы труда могут устанавливаться на аварийные, случайные и другие не предусмотренные технологией работы и утрачивают силу после выполнения соответствующей работы.

Нормы труда могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальные нормы труда определяют индивидуальную меру труда одного работника, коллективные устанавливаются для группы работников (например, бригады) и предусматривают общий объем работы без распределения между отдельными работниками.

Система норм труда

Процесс нормирования труда включает следующие этапы: а) обоснование и разработку норм труда (техническое нормирование); б) установление норм труда; в) введение в действие установленных норм труда; г) обеспечение нормальных условий для выполнения норм труда; д) замену и пересмотр действующих норм. Обоснование и разработка норм труда предполагают проведение нормативно-исследовательской работы, разработку нормативных материалов для расчета норм труда, проектов самих норм труда.

Функции технического нормирования в организациях выполняют обычно службы организации труда и заработной платы. Установление норм труда — это согласование и утверждение норм, проекта, в результате чего проект приобретает статус юридически обязательной нормы. Нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (ст.103 КЗоТ) и могут закрепляться в коллективных договорах.

Установленные в порядке, предусмотренном законодательством, нормы труда вводятся в действие в сроки, согласованные работодателем с соответствующим выборным профсоюзным органом, приказом (распоряжением) работодателя, в котором указывается, где и с какого времени подлежат применению новые нормы труда. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 1 месяц (ч.2 ст.103 КЗоТ). Месячный срок исчисляется со дня, следующего за днем объявления работникам новых норм труда, список которых должен быть вывешен на производственных объектах, где их предстоит ввести. Нормы труда, введенные в действие без извещения работников или с нарушением сроков, а также с нарушением порядка согласования с профсоюзным органом, не имеют юридической силы. В подобных случаях работники вправе требовать оплаты выполненной ими работы по прежним нормам и расценкам. Если работодатель нарушил сроки извещения, оплата производится за время до истечения месячного срока, при нарушении порядка согласования — за все время до истечения месячного срока со дня извещения, сделанного после согласования.

Работодатель обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм труда. Такими условиями в соответствии со ст.108 КЗоТ считаются: 1) исправное состояние машин, станков и приспособлений; 2) своевременное обеспечение технической документацией; 3) надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача; 4) своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и иными источниками энергопитания; 5) безопасные и здоровые условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников и т.д.).Перечисленные условия являются общими для выполнения всех норм труда в любом производстве, в связи с чем они должны быть обеспечены работодателем всем работникам на всех рабочих местах. Нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Поэтому внедрение новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, является основанием для их пересмотра (ст.102 КЗоТ). На работах, где осуществлены подобные мероприятия, нормы труда подлежат обязательной замене новыми как на конкретных операциях, так и в целом по производственному процессу, группе рабочих мест. В то же время достижение высокого уровня выработки продукции отдельным работником или бригадой за счет применения по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствования своими силами рабочих мест не является основанием для пересмотра норм труда. Замена и пересмотр местных норм труда осуществляется работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. Замена и пересмотр единых и типовых (межотраслевых, отраслевых, ведомственных) норм труда осуществляются органами, их утвердившими (ст.104 КЗоТ).

Оцените определение:

3. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ

Понятие нормативных правовых актов о труде. Законодательство о труде

Под нормативными правовыми актами о труде понимаются юридические формы выражения нормативных предписаний в области труда.

Нормативные правовые акты о труде одновременно расцениваются и как источники трудового права, то есть как результат нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, и как основа правоприменительной деятельности сторон трудовых и иных общественных отношений в сфере труда.

Нормативными правовыми актами в сфере труда называются издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования трудового права. Совокупность этих нормативных правовых актов составляет законодательство о труде, или трудовое законодательство.

В настоящее время сложилась система трудового права, которая постоянно развивается и совершенствуется.

Классификации нормативных правовых актов о труде

Нормативные правовые акты о труде весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.

По юридической силе нормативные акты о труде подразделяются на:

  1. законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы конституции и законы субъектов РФ);
  2. подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:

  1. акты органов представительной власти (законы и постановления);
  2. акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

Различают действие нормативных актов о труде в пространстве, по кругу лиц, во времени.

Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, оно состоит из:

  1. федерального законодательства (например, Федеральные законы от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и др.);
  2. регионального законодательства, или законодательства субъектов РФ (например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" и др.);
  3. локальных, или местных, нормативных актов, разрабатываемых, утверждаемых и действующих на конкретном предприятии, в учреждении, организации.

По кругу лиц нормативные правовые акты о труде могут быть общими — распространяющимися на всех без исключения работников, и специальными — действующими в отношении определенных категорий работников с учетом следующей специфики:

  1. условий их работы (например, Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" или Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и др.);
  2. половозрастных особенностей (например, Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" либо Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 и др.);
  3. выполняемой трудовой функции (например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 и др.);
  4. гражданства (например, ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ст. 56 и 61 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. и ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", содержащие запрет на замещение иностранными гражданами и лицами без гражданства должностей соответственно государственных служащих, членов летных экипажей воздушного судна РФ, руководителей находящейся на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей разработку, производство, испытания, ремонт или утилизацию авиационной техники, а также Положение о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы (ИРС) в г. Москве, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 16 июля 1996 г. № 587 и тд.);
  5. с учетом характера работы (например, Указы Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. № 310-9 "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах", от 24 сентября 1974 г. № 311-9 "Об условиях труда временных работников", Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г.

Основные виды норм труда

№ 1111 "О работе по совместительству" и Положение об условиях работы по совместительству от 9 марта 1989 г., утвержденное Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР и Секретариатом ВЦСПС, и др.);

  • иных особенностей, связанных с условиями работы, ее осуществлением в определенной отрасли экономики, специфики производства и др.
  • Отмечая действие нормативных актов о труде во времени, следует иметь в виду, что они приобретают общеобязательность с момента вступления в действие (как правило, этот момент связан с конкретной датой) и обратной силы не имеют. Принимаемые законы вводятся в действие в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 октября 1999 г. № 185-ФЗ).

    Особо следует остановиться на вопросе о действии в настоящее время трудового законодательства бывшего Союза ССР. Согласно ч. 2 ст. 4 КЗоТ РФ на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации. В связи с этим для безошибочного применения союзного законодательства необходимо, конечно же, обозревая все действующее трудовое законодательство, сопоставить его с российскими нормами о труде. В случае коллизии норм приоритетными признаются последние, а также положения и правила, установленные международно-правовыми нормами (см. раздел 18).

    Кроме того, необходимо также помнить о возможности правового регулирования трудовой деятельности граждан не только законодательством о труде, но и гражданско-правовыми нормами. Работа граждан в организациях по договорам подряда, поручения, авторскому договору и другим, в отличие от их трудовой деятельности по трудовому договору (контракту) (см. раздел 7), осуществляется в соответствии с требованиями и на основе гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса РФ. Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы.

    В соответствии с гражданским законодательством заключаются контракты с руководителями федеральных государственных предприятий (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой"), членами труппы Большого театра и некоторыми другими творческими работниками.

    Роль Конституции Российской Федерации как источника трудового права

    Основой законодательной и иной правотворческой деятельности является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает принципиальные положения для всего трудового законодательства. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

    Конституция РФ является основным источником трудового права и, признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, предусматривает следующие принципиальные положения для этой отрасли права:

    1. труд свободен и принудительный труд запрещен (ч. 1 и 2 ст. 37);
    2. право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 3 ст. 37);
    3. гарантируется равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19);
    4. право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера; защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);
    5. право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая забастовку;
    6. право граждан на отдых, гарантированные продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37);
    7. право граждан на равный доступ к государственной службе (ст. 32);
    8. право граждан на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30);
    9. гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина (ст.46);
    10. гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей (ст. 39).

    Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

    Роль законов в регулировании отношений, составляющих предмет трудового права

    Важнейшим кодифицированным законом в сфере труда является Кодекс законов о труде РФ, принятый 9 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 апреля 1972 г. (третий по счету кодекс законов о труде и действующий в настоящее время с внесенными в него изменениями, дополнениями). Последние принципиальные изменения в него внесены Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 84-ФЗ. В 1999 году в официальной прессе был опубликован один из проектов Нового Трудового кодекса РФ (первый законопроект был опубликован в 1994 году), однако Государственной Думой РФ к обсуждению он не принят. Ныне действующий КЗоТ РФ, несмотря на то, что он имеет некоторые правовые изъяны, содержит большинство правовых институтов трудового права и является законом прямого действия.

    Существенное значение для правового регулирования отношений в области труда имеют следующие федеральные законы: от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и иные, а также ранее принятые законы Российской Федерации: от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ), от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) и другие. Как правило, каждый из них посвящен отдельным отношениям, возникающим в сфере труда, и конкретизирует некоторые общие положения Кодекса законов о труде РФ.

    Значение нормативных правовых актов о социальном партнерстве и локальных нормативных актов в регулировании трудовых отношений

    Особую значимость в 90-е годы приобрели нормативные правовые акты о социальном партнерстве — соглашения, заключаемые на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии (более подробно см. раздел 5).

    Наличие внутривидовых особенностей субъектов трудовых и иных общественных отношений, а также специфичность проявления последних в различных условиях труда вызывают необходимость принятия непосредственно на предприятии, в учреждении, организации локальных нормативных актов о труде, действие которых распространяется только на работников конкретного предприятия, учреждения или организации. К их числу относятся правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, соглашение об охране труда, положение о премировании и др.

    Следует отметить, что по мере развития общественных отношений, составляющих предмет трудового права, повышается и роль трудового законодательства (трудового права), а в его системе — локальных нормативных актов о труде.

    Место норм международного права и международных договоров с участием Российской Федерации в правовом регулировании общественных отношений в области труда

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры с участием России являются составной частью ее правовой системы, в том числе системы трудового права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (более подробно см. раздел 18).

    НОРМЫ ТРУДА

    объем трудового задания, которое должен выполнить работник в течение установленной продолжительности рабочего времени. Выполнение норм труда — одно из основных обязанностей каждого работника (ст.2 КЗоТ). Норма труда — собирательное понятие, включающее различные виды норм: выработки (см. Норма выработки), времени, обслуживания, численности, а также нормированные задания и др. Норма времени — величина затрат рабочего времени (в часах, минутах или секундах), необходимого для выполнения единицы работы (одного изделия, определенной производственной операции и т.д.) одним работником или группой работников (например, бригадой) соответствующей квалификации в заданных организационно-технических условиях.

    Норма времени состоит из следующих составных элементов: а) подготовительно-заключительное время — время, установленное работнику на подготовку к выполнению работы и на действия по ее завершению (получение материалов, инструментов, сдача готовой продукции и т.д.); б) оперативное время — время, определенное непосредственно для выполнения операции; в) время обслуживания рабочего места; г) нормированное время перерывов — заложенное в норму время отдыха, микропауз и личных надобностей. К нему не относятся перерывы на отдых и обед, а также для кормления ребенка. В соответствии с нормами времени рассчитываются нормы выработки и другие нормы объема работ. Норма обслуживания — объем трудового задания, выраженного в определенном количестве объектов (единиц оборудования, производственных площадей и т.д.), которые работник (бригада) соответствующей квалификации обязан обслужить в течение рабочей смены, рабочего месяца или другой единицы рабочего времени в данных организационно-технических условиях.

    Нормы обслуживания применяются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием каких-либо производственных объектов, а также в случаях, когда нецелесообразно применение норм времени, например, при полной автоматизации работы. Величина нормы обслуживания производна от нормы времени на единицу обслуживаемых объектов и от продолжительности рабочего времени для данной категории работников и определяется путем деления второй величины на первую. Норма численности работников — установленное количество работников соответствующего профессионально-квалификационного состава для выполнения определенных объемов работ, а также управленческих или производственных функций. Разновидностью норм численности является норма управляемости, определяющая количество работников или структурных подразделений, деятельностью которых должен управлять один руководитель. Нормированное задание — установленный при повременной оплате объем работы, выраженный в нормо-часах или натуральных единицах, который работник (бригада) обязан выполнить за рабочую смену (сменное нормированное задание), рабочий месяц (месячное нормированное задание) или в другую единицу рабочего времени. Нормированные задания рассчитываются исходя из норм времени или выработки и применяются в целях улучшения результатов труда повременно оплачиваемых работников. В зависимости от сферы распространения нормы труда подразделяются на местные, единый и типовые.

    Местные нормы устанавливаются в организации для выполняемых в ней работ с учетом имеющихся организационно-технических условий. Единые нормы устанавливаются для работ, выполняемых по единой технологии в одной или нескольких отраслях народного хозяйства. Типовые нормы разрабатываются для работ, выполняемых по типовой технологии, исходя из оптимальных для данного типа производства организационно-технических условий. Единые и типовые нормы могут быть межотраслевыми, отраслевыми, ведомственными (ст. 104 КЗоТ). По сроку действия нормы труда могут быть постоянными, временными и сезонными, а также разовыми. Постоянные нормы труда устанавливаются на неопределенный срок и действуют до момента их пересмотра в связи с изменением условий, на которые они были рассчитаны. Временные нормы труда могут устанавливаться на период освоения продукции, техники, технологии или организации производства при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда и по истечении срока действия должны заменяться постоянными. Сезонные нормы труда применяются на сезонных работах (например, при сборе фруктов) и разрабатываются на каждый сезон. Разовые нормы труда могут устанавливаться на аварийные, случайные и другие не предусмотренные технологией работы и утрачивают силу после выполнения соответствующей работы.

    Нормы труда могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальные нормы труда определяют индивидуальную меру труда одного работника, коллективные устанавливаются для группы работников (например, бригады) и предусматривают общий объем работы без распределения между отдельными работниками. Процесс нормирования труда включает следующие этапы: а) обоснование и разработку норм труда (техническое нормирование); б) установление норм труда; в) введение в действие установленных норм труда; г) обеспечение нормальных условий для выполнения норм труда; д) замену и пересмотр действующих норм. Обоснование и разработка норм труда предполагают проведение нормативно-исследовательской работы, разработку нормативных материалов для расчета норм труда, проектов самих норм труда.

    Функции технического нормирования в организациях выполняют обычно службы организации труда и заработной платы. Установление норм труда — это согласование и утверждение норм, проекта, в результате чего проект приобретает статус юридически обязательной нормы. Нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (ст.103 КЗоТ) и могут закрепляться в коллективных договорах.

    Установленные в порядке, предусмотренном законодательством, нормы труда вводятся в действие в сроки, согласованные работодателем с соответствующим выборным профсоюзным органом, приказом (распоряжением) работодателя, в котором указывается, где и с какого времени подлежат применению новые нормы труда. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 1 месяц (ч.2 ст.103 КЗоТ). Месячный срок исчисляется со дня, следующего за днем объявления работникам новых норм труда, список которых должен быть вывешен на производственных объектах, где их предстоит ввести. Нормы труда, введенные в действие без извещения работников или с нарушением сроков, а также с нарушением порядка согласования с профсоюзным органом, не имеют юридической силы. В подобных случаях работники вправе требовать оплаты выполненной ими работы по прежним нормам и расценкам. Если работодатель нарушил сроки извещения, оплата производится за время до истечения месячного срока, при нарушении порядка согласования — за все время до истечения месячного срока со дня извещения, сделанного после согласования.

    Работодатель обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм труда. Такими условиями в соответствии со ст.108 КЗоТ считаются: 1) исправное состояние машин, станков и приспособлений; 2) своевременное обеспечение технической документацией; 3) надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача; 4) своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и иными источниками энергопитания; 5) безопасные и здоровые условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников и т.д.).Перечисленные условия являются общими для выполнения всех норм труда в любом производстве, в связи с чем они должны быть обеспечены работодателем всем работникам на всех рабочих местах. Нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Поэтому внедрение новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, является основанием для их пересмотра (ст.102 КЗоТ).

    НОРМА ТРУДА

    На работах, где осуществлены подобные мероприятия, нормы труда подлежат обязательной замене новыми как на конкретных операциях, так и в целом по производственному процессу, группе рабочих мест. В то же время достижение высокого уровня выработки продукции отдельным работником или бригадой за счет применения по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствования своими силами рабочих мест не является основанием для пересмотра норм труда. Замена и пересмотр местных норм труда осуществляется работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. Замена и пересмотр единых и типовых (межотраслевых, отраслевых, ведомственных) норм труда осуществляются органами, их утвердившими (ст.104 КЗоТ).

    Оцените определение:

    НОРМЫ ТРУДА

    объем трудового задания, которое должен выполнить работник в течение установленной продолжительности рабочего времени. Выполнение норм труда — одно из основных обязанностей каждого работника (ст.2 КЗоТ). Норма труда — собирательное понятие, включающее различные виды норм: выработки (см. Норма выработки), времени, обслуживания, численности, а также нормированные задания и др. Норма времени — величина затрат рабочего времени (в часах, минутах или секундах), необходимого для выполнения единицы работы (одного изделия, определенной производственной операции и т.д.) одним работником или группой работников (например, бригадой) соответствующей квалификации в заданных организационно-технических условиях.

    Норма времени состоит из следующих составных элементов: а) подготовительно-заключительное время — время, установленное работнику на подготовку к выполнению работы и на действия по ее завершению (получение материалов, инструментов, сдача готовой продукции и т.д.); б) оперативное время — время, определенное непосредственно для выполнения операции; в) время обслуживания рабочего места; г) нормированное время перерывов — заложенное в норму время отдыха, микропауз и личных надобностей. К нему не относятся перерывы на отдых и обед, а также для кормления ребенка. В соответствии с нормами времени рассчитываются нормы выработки и другие нормы объема работ. Норма обслуживания — объем трудового задания, выраженного в определенном количестве объектов (единиц оборудования, производственных площадей и т.д.), которые работник (бригада) соответствующей квалификации обязан обслужить в течение рабочей смены, рабочего месяца или другой единицы рабочего времени в данных организационно-технических условиях.

    Нормы обслуживания применяются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием каких-либо производственных объектов, а также в случаях, когда нецелесообразно применение норм времени, например, при полной автоматизации работы. Величина нормы обслуживания производна от нормы времени на единицу обслуживаемых объектов и от продолжительности рабочего времени для данной категории работников и определяется путем деления второй величины на первую. Норма численности работников — установленное количество работников соответствующего профессионально-квалификационного состава для выполнения определенных объемов работ, а также управленческих или производственных функций. Разновидностью норм численности является норма управляемости, определяющая количество работников или структурных подразделений, деятельностью которых должен управлять один руководитель. Нормированное задание — установленный при повременной оплате объем работы, выраженный в нормо-часах или натуральных единицах, который работник (бригада) обязан выполнить за рабочую смену (сменное нормированное задание), рабочий месяц (месячное нормированное задание) или в другую единицу рабочего времени. Нормированные задания рассчитываются исходя из норм времени или выработки и применяются в целях улучшения результатов труда повременно оплачиваемых работников. В зависимости от сферы распространения нормы труда подразделяются на местные, единый и типовые.

    Местные нормы устанавливаются в организации для выполняемых в ней работ с учетом имеющихся организационно-технических условий. Единые нормы устанавливаются для работ, выполняемых по единой технологии в одной или нескольких отраслях народного хозяйства. Типовые нормы разрабатываются для работ, выполняемых по типовой технологии, исходя из оптимальных для данного типа производства организационно-технических условий. Единые и типовые нормы могут быть межотраслевыми, отраслевыми, ведомственными (ст. 104 КЗоТ). По сроку действия нормы труда могут быть постоянными, временными и сезонными, а также разовыми. Постоянные нормы труда устанавливаются на неопределенный срок и действуют до момента их пересмотра в связи с изменением условий, на которые они были рассчитаны. Временные нормы труда могут устанавливаться на период освоения продукции, техники, технологии или организации производства при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда и по истечении срока действия должны заменяться постоянными. Сезонные нормы труда применяются на сезонных работах (например, при сборе фруктов) и разрабатываются на каждый сезон. Разовые нормы труда могут устанавливаться на аварийные, случайные и другие не предусмотренные технологией работы и утрачивают силу после выполнения соответствующей работы.

    Нормы труда могут быть индивидуальными и коллективными.

    ВИДЫ НОРМ ТРУДА

    Индивидуальные нормы труда определяют индивидуальную меру труда одного работника, коллективные устанавливаются для группы работников (например, бригады) и предусматривают общий объем работы без распределения между отдельными работниками. Процесс нормирования труда включает следующие этапы: а) обоснование и разработку норм труда (техническое нормирование); б) установление норм труда; в) введение в действие установленных норм труда; г) обеспечение нормальных условий для выполнения норм труда; д) замену и пересмотр действующих норм. Обоснование и разработка норм труда предполагают проведение нормативно-исследовательской работы, разработку нормативных материалов для расчета норм труда, проектов самих норм труда.

    Функции технического нормирования в организациях выполняют обычно службы организации труда и заработной платы. Установление норм труда — это согласование и утверждение норм, проекта, в результате чего проект приобретает статус юридически обязательной нормы. Нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (ст.103 КЗоТ) и могут закрепляться в коллективных договорах.

    Установленные в порядке, предусмотренном законодательством, нормы труда вводятся в действие в сроки, согласованные работодателем с соответствующим выборным профсоюзным органом, приказом (распоряжением) работодателя, в котором указывается, где и с какого времени подлежат применению новые нормы труда. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 1 месяц (ч.2 ст.103 КЗоТ). Месячный срок исчисляется со дня, следующего за днем объявления работникам новых норм труда, список которых должен быть вывешен на производственных объектах, где их предстоит ввести. Нормы труда, введенные в действие без извещения работников или с нарушением сроков, а также с нарушением порядка согласования с профсоюзным органом, не имеют юридической силы. В подобных случаях работники вправе требовать оплаты выполненной ими работы по прежним нормам и расценкам. Если работодатель нарушил сроки извещения, оплата производится за время до истечения месячного срока, при нарушении порядка согласования — за все время до истечения месячного срока со дня извещения, сделанного после согласования.

    Работодатель обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм труда. Такими условиями в соответствии со ст.108 КЗоТ считаются: 1) исправное состояние машин, станков и приспособлений; 2) своевременное обеспечение технической документацией; 3) надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременная подача; 4) своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и иными источниками энергопитания; 5) безопасные и здоровые условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников и т.д.).Перечисленные условия являются общими для выполнения всех норм труда в любом производстве, в связи с чем они должны быть обеспечены работодателем всем работникам на всех рабочих местах. Нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Поэтому внедрение новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, является основанием для их пересмотра (ст.102 КЗоТ). На работах, где осуществлены подобные мероприятия, нормы труда подлежат обязательной замене новыми как на конкретных операциях, так и в целом по производственному процессу, группе рабочих мест. В то же время достижение высокого уровня выработки продукции отдельным работником или бригадой за счет применения по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствования своими силами рабочих мест не является основанием для пересмотра норм труда. Замена и пересмотр местных норм труда осуществляется работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. Замена и пересмотр единых и типовых (межотраслевых, отраслевых, ведомственных) норм труда осуществляются органами, их утвердившими (ст.104 КЗоТ).

    Оцените определение:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *