Обособленное структурное подразделение

Обособленные подразделения юридического лица (Представительства, Филиалы, ОСП)

Благодарим вас, что посетили сайт нашей фирмы!

Мы работаем для Вас с 2006 года.

 

Юридическое бюро «Доверие» предлагает самый широкий спектр услуг в области юриспруденции.

За 12 лет практики мы приобрели бесценный опыт и помогли большому числу клиентов в решении различных вопросов и проблем.

 

Более 52% новых клиентов приходит к нам по рекомендациям!

 

В данной статье, в краткой форме изложены основные моменты, касающиеся обособленных подразделений юридического лица (представительства, филиалы, ОСП). Надеемся, что она будет для вас полезна.

В законодательстве Российской Федерации можно выделить три вида обособленных структурных подразделений. Два из них поименованы в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (последнии изменения 5 мая 2014 года), а третий в Налоговом кодексе (27 июля 2006 года).

1) ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (часть 1, статьи 55 ГК РФ) Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2) ФИЛИАЛ (часть 2, статьи 55 ГК РФ) Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляет все его (юридического лица) функции или их часть, в том числе функции представительства. То есть как мы видим, понятие Филиал гораздо шире, чем понятие представительство.

3) ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ (ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ) (часть 2, статьи 11 НК РФ)Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Порядок открытия и регистрации филиалов и представительств схож с порядком открытия юридического лица, но имеет ряд своих особенностей.

Ни филиал, ни представительство, ни обособленное подразделение не являются юридическими лицами, но филиал и представительство должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Представительства, филиалы и ОСП наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Важная особенность заключается в том, что представительства и филиалы участвуют в предпринимательской деятельности  самостоятельно (Пример: Заключая любой гражданско-правовой договор, наименование стороны будет следующее: «ООО «Ромашка», действуя через свой филиал (представительство), расположенный в городе Воронеж…».), а ОСП всегда является составной частью юридического лица.

Ещё одним немаловажным отличием является то, что представительства и филиалы могут самостоятельно (в пределах их компетенции) открывать счета в банках, а ОСП нет. Само юридическое лицо может открыть счёт для обслуживания операций ОСП. Филиал или представительство ведёт самостоятельный бухгалтерский учёт (если иное не установлено положением).

Приём на работу в представительство и филиал осуществляется в соответствии с ТК РФ по общим принципам и в случае ликвидации представительства или филиала работник увольняется также в соответствии с ТК РФ. То есть филиал или представительство выступает самостоятельным работодателем. ОСП самостоятельно не может принимать и увольнять работников. Работник принимается на работу в само общество, в трудовом договоре указывается место его работы ОСП. При ликвидации ОСП работник не может быть уволен, за исключением, если трудовой договор носил временный характер и был заключён на время существования ОСП.  

Материал написан в октябре 2010 г. Лисицын А.А. (последнее редактирование январь 2017)

 

Хочется отметить, что законодательство в современной России развивается семимильными шагами. И порой к моменту написания того или иного материала, некоторые сведения в нём утрачивают свою актуальность.

Если у Вас остались вопросы – звоните:

+7 (495) 728-15-96 (с 10 до 18 — будни);

+7 (495) 353-66-87 (с 10 до 18 — будни);

+7 (909) 907-90-75 (с 9 до 21 — все дни).

Альтернативные способы связи:

e-mail: 7281596@rambler.ru

            udoverie@yandex.ru

WhatsApp: +79099079075

Консультация по телефону БЕСПЛАТНО!!!

Адрес нашего офиса: 109548, город Москва, улица Гурьянова, дом 2, корпус 1 (метро Печатники)

 

Наша юридическая компания имеет большой опыт в вопросах, связаных со структурами юридических лиц.

Мы готовы вас проконсультировать по вопросам открытия и функционирования филиалов и представительств, подготовить всю необходиму документацию, ответитть на все интересующие вас вопросы.

 

ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ НАШЕЙ РАБОТЫ:

ЧЕСТНОСТЬ — мы не берёмся «за все дела». Изучив документы или ситуацию, мы честно говорим клиенту о нашем виденье дела и его перспективах. Мы не берёмся за заведомо проигрышные дела.

Мы дорожим своей репутацией!

ОПЫТ — общий стаж в юриспруденции более 10 лет! Работа в крупных компаниях, большой опыт взаимодействия с органами власти и правоохранительными органами. Сотни дел в судах.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД — мы не сваливаем ВАШЕ дело в «общую кучу». Мы стараемся максимально разобраться в ВАШЕЙ проблеме и найти решение, которое устроит именно ВАС.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — всё, что ВЫ расскажите — останется между нами.

ДОСТУПНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ — мы стараемся удержать наши цены в сегменте — доступные расценки!

Особенности признания подразделений юридического лица обособленным подразделением организации для целей налогообложения

Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого организацией осуществляется деятельность и оборудованы стационарные рабочие места (п.2 ст.11 НК РФ).

По мнению специалистов Минфина России, территориальная обособленность от места нахождения организации (т.е. от места государственной регистрации, указанного в ее учредительных документах) может определяться территорией города, улицы или района в городе <1>.

<1> Письмо Минфина России от 28.08.2001 N 04-01-10/3-87.

В п.2 ст.11 НК РФ установлено, что признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено создание обособленного подразделения организации в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Вместе с тем из этого пункта не следует, что указание в уставе организации о наличии у нее обособленного подразделения не является доказательством фактического наличия у налогоплательщика обособленного подразделения <2>.

<2> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.10.2002 N КА-А40/6733-02.

Как было отмечено, основными признаками создания обособленного подразделения организации являются:

  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
  • осуществление деятельности организацией через свое подразделение.

Обратим внимание на то, что, в отличие от момента создания юридического лица, которым признается его государственная регистрация, момент возникновения обособленного подразделения в настоящее время законодательно не определен. Это позволяет признать обособленное подразделение созданным с момента начала его функционирования <3>.

<3> Балакина А.П., Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П.и др. Налоговый кодекс РФ: Постатейный комментарий общей части. Книга первая (комментарий ст.ст.1 — 68) / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши — М.: Налоговый вестник, 2003. С. 78 — 84.

Таким образом, оборудование стационарных рабочих мест и следует считать моментом создания обособленного подразделения <4>.

<4> См.: Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.06.2002 N А44-2933/01-С10; от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178; от 01.04.2002 N А56-21038/01; от 18.03.2002 N А56-34715/01.

Законодатель в одной норме права приводит определение обособленного подразделения организации и как созданного на основании нескольких рабочих мест, и как состоящего из одного рабочего места.

По мнению некоторых специалистов МНС России, если в обособленном подразделении работает только один человек, постановки на учет не требуется.

Сходную позицию можно встретить и в отдельных судебных решениях. По мнению ряда судебных инстанций, в целях налогового контроля и учета налогоплательщиков наличие обособленного подразделения, по месту которого осуществляется постановка на налоговый учет, должно определяться присутствием двух и более стационарных рабочих мест <5>. Данный вывод суда представляется ошибочным. Из смысла п.2 ст.11 НК РФ следует, что использование множественного числа термина "стационарные рабочие места" применено в связи с возможностью создания множества обособленных подразделений <6>.

<5> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01.
<6> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы следует, что обособленным подразделением должно признаваться любое территориально обособленное от организации подразделение, обладающее хотя бы одним стационарным рабочим местом <7>.

<7> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.10.2002 N КА-А40/6733-02.

Законодателем определено, что рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Определения рабочего места Налоговый кодекс не содержит.

Используемое при определении термина "обособленное подразделение организации" понятие "стационарное рабочее место" может быть на основании п.1 ст.11 НК РФ конкретизировано за счет определения понятия "рабочее место", содержащегося в ст.1 действующего Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Комплексное определение понятия "рабочее место" для целей Налогового кодекса будет иметь следующий вид: "Стационарное рабочее место — место, созданное на срок более одного месяца, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя".

Согласно разъяснениям должностных лиц налоговых органов по данному вопросу обособленное подразделение считается созданным у той организации, под контролем которой находится стационарное рабочее место.

Работник, находящийся на стационарном рабочем месте или обязанный прибыть на него, должен состоять с указанной организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В целях налогообложения признание подразделения организации обособленным зависит от срока, в течение которого рабочее место по месту нахождения подразделения организации служит таковым, и не зависит от периодичности посещения работником указанного рабочего места и времени пребывания на нем работника <8>.

<8> Письмо МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350, Письмо УМНС России по Московской области от 11.04.2001 N 18-23/1105, 1171.

Особенности признания отдельных подразделений юридического лица обособленным подразделением организации указаны в таблице.

Особенности признания отдельных подразделений юридического лица обособленным подразделением организации (на основании п.2 ст.11 НК РФ)

Форма организации
подразделения
Наличие стационарных
рабочих мест
Особенности деятельности
Признаются обособленным подразделением организации <9>
Цех По месту нахождения
на срок более
1 месяца были
созданы стационарные
рабочие места
Не имеют отдельного
баланса и расчетного
счета и не указаны в
учредительных документах
юридического лица
Отдел
Магазин
Склад
Киоск
Офис
Пункт приема и
выдачи выигрышей
Автозаправочная
станция (АЗС)
Внутренние
структурные
подразделения
кредитной
организации:
дополнительные
офисы,
операционные
кассы,
обменные пункты
По месту нахождения
на срок более
1 месяца были
созданы стационарные
рабочие места
Расположены вне места
нахождения головной
организации или ее
филиала.
Не имеют отдельного
баланса и расчетного
счета и не указаны в
учредительных документах
юридического лица
Точки (залы)
игровых автоматов
Созданы на срок
более 1 месяца
Расположены вне места
нахождения игорного
заведения
Посты охраны По месту нахождения
на срок более
1 месяца были
созданы стационарные
рабочие места
Для признания поста
охраны обособленным
подразделением
организации не имеет
значения наличие или
отсутствие на них
оборудования, а также
то, кем оно установлено:
самим охранным
предприятием или
организацией, являющейся
объектом охраны
Постоянное
подразделение
По месту нахождения
на срок более
1 месяца были
созданы стационарные
рабочие места
Расположено и
осуществляет
деятельность на
территории одного
муниципального
образования, а
зарегистрировано и
поставлено на налоговый
учет в другом
муниципальном
образовании
Постоянное
подразделение
По месту нахождения
на срок более
1 месяца были
созданы стационарные
рабочие места
Помещение для работы
сотрудников организации
арендует
Не признаются обособленным подразделением организации <10>
Новый
производственный
цех
По месту нахождения
на срок более
1 месяца были
созданы стационарные
рабочие места
Находится по месту
нахождения самого
юридического лица в
одном здании с ранее
созданными
производственными цехами
Недвижимость Собственник не имеет
рабочих мест на базе
этого имущества
Организация не
осуществляет
деятельность по месту
нахождения недвижимого
имущества.
Организация сдает в
аренду принадлежащее ей
недвижимое имущество,
находящееся в другом
субъекте Российской
Федерации.
Недвижимое имущество
находится на
реконструкции
Транспортное
средство
Рабочее место
создано
Используется для
производственной
деятельности
Локальное
подразделение
Организация
осуществляет
локальные работы без
организации
стационарных
(постоянных) рабочих
мест
Сотрудники организации
направляются к месту
производства работ
(служебные командировки
и т.п.) временно

<9> Составлено на основании Писем УМНС России по г.

Чем отличается филиал от обособленного подразделения

Москве: от 02.02.2000 N 06-08/4943; от 12.03.2003 N 11-14/13629; от 10.02.2003 N 11-14/7841; от 29.01.2003 N 11-14/5523; от 19.11.2002 N 11-14/56095; от 24.10.2002 N 23-10/10/50691; от 09.08.2002 N 26-12/36964; от 04.06.2002 N 11-14/25537; от 12.02.2002 N 11-14/06282; от 17.10.2001 N 03-12/47635; от 24.08.2001 N 30-11/1/38829; от 28.02.2001 N 03-12/10313; от 06.10.2000 N 30-12/50386; от 04.10.2000 N 03-12/49088; от 03.07.2000 N 04-14ю/25537; от 26.04.2000 N 03-12/17121; от 09.04.2000 N 04-14/14542; от 08.02.2000 N 02-11/2701; от 02.02.2000 N 06-08/1943; от 26.01.2000 N 06-16/4748; от 25.01.2000 N 25-14/4322; от 29.12.1999 N 25-14/18136; от 29.12.1999 N 25-14/18138.
<10> Составлено на основании следующих источников:

Письмо МНС России от 04.04.2001 N 02-1-16/57 "О налоге на прибыль по территориально обособленным подразделениям"; Письма УМНС России по г. Москве от 29.01.2003 N 23-10/2/05726; от 04.01.2003 N 26-12/777; от 17.09.2002 N 23-10/2/43554; от 17.10.2001 N 03-12/47635; от 24.09.2001 N 06-12/2/43929; от 13.09.2001 N 06-12/2/42102; от 29.08.2001 N 06-12/2/39988; от 20.08.2001 N 06-12/2/37933; от 26.06.2001 N 06-12/2/28294; от 21.12.2000 N 03-12/54453; от 30.10.2000 N 03-12/54294; от 26.10.2000 N 06-08/53494; от 18.08.2000 N 06-08/38390; от 07.06.2000 N 03-12/23386; от 23.05.2000 N 06-12/2/21673; Письма Минфина России от 08.06.2001 N 04-02-03/96; от 08.06.2001 N 04-02-05/1/114; от 16.08.2002 N 04-07-10/4-88.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики на основании п.1 ст.83 НК РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту своего нахождения или проживания, но и по месту нахождения обособленных подразделений организации, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

По существовавшему ранее порядку обособленное подразделение организации могло получить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту своего фактического нахождения. Теперь же на основании скорректированного определения свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть выдано только в налоговом органе, в котором поставлена на учет головная часть организации.

Согласно нормам действующего законодательства обособленное структурное подразделение организации не является юридическим лицом (ст.55 ГК РФ), не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст.9 НК РФ), и не признается самостоятельным налогоплательщиком (ст.19 НК РФ).

Не наделяя обособленные подразделения российских организаций статусом налогоплательщиков, законодатель тем не менее нормой абз.2 ст.19 НК РФ предусматривает для них возможность исполнения обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, регламентированном Налоговым кодексом.

В общей части Налогового кодекса РФ эта процедура не конкретизирована. Норма ст.32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" дозволяет в настоящее время определять этот порядок также в Законе РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и действующих федеральных законах, регулирующих порядок взимания конкретных налогов. Но и в этих нормативных актах специализированные предписания по данному вопросу фактически отсутствуют.

По мнению специалистов Минфина России, налоговая декларация, подписанная руководителем филиала или иного обособленного подразделения, может быть представлена в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, только если соответствующие полномочия переданы создавшим его юридическим лицом и документально подтверждены <11>. Во всех остальных случаях налоговая декларация, как и любая другая отчетность за свои обособленные подразделения, должна подаваться головной организацией.

<11> Письмо Минфина России от 16.11.1999 N 04-00-11 (официально опубликовано не было).

Отдельные вопросы процедуры исполнения филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций обязанностей по уплате налогов и сборов разъяснены, в частности, Письмом МНС России от 02.03.1999 N ВГ-6-18/151@.

По мнению должностных лиц налоговых органов, обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский), на основании нормы абз.2 ст.19 НК РФ и в соответствии с законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, представляют в налоговые органы:

  • установленную для них налоговую декларацию (налоговый расчет);
  • документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность).

Обязанность по уплате налогов и сборов выполняется этими органами на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности и рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Для организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, также сохраняется порядок исчисления и уплаты налогов, установленный законами, регулирующими порядок взимания этих налогов.

Возникновение у филиала и исполнение им обязанностей, вытекающих из законодательства о налогах и сборах, а также норм иных отраслей права, имеющих отношение к налогообложению, не зависит от того, утверждено ли положение о филиале и действует ли последний на основании этого положения, издан ли в установленном порядке приказ о назначении руководителя филиала, указан ли филиал в учредительных документах юридического лица и т.п.

Факты, подтверждающие осуществление каким-либо обособленным подразделением функций юридического лица, устанавливаются и документируются в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном гл.14 НК РФ.

Существующая практика фактического ведомственного регулирования процедуры исполнения филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций обязанностей по уплате налогов и сборов, хотя и направлена на устранение правового пробела, тем не менее противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах, и в частности нормам общей части Налогового кодекса РФ.

А.П.Зрелов

Налоговый юрист

Публикации

Обязанности обособленных подразделений юридических лиц (филиалов, представительств) по уплате налогов в соответствии с их налоговым статусом

1. Гражданско-правовой и налоговый статус обособленных подразделений юридических лиц

Существует два вида обособленных подразделений юридических лиц. В соответствии с п.1 ст.55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Пункт 2 ст.55 ГК РФ говорит о том, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Полномочия руководителя филиала определены в доверенности, на основании которой он действует; выход за пределы этих полномочий не допускается. Сделка, совершенная руководителем филиала в превышение его полномочий, может быть признана судом недействительной (ст.174 ГК РФ).

Представительства и филиалы в обязательном порядке должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ч.3 п.3 ст.55 ГК РФ); в случае если состав или количество обособленных подразделений юридического лица изменяется, в его учредительные документы должны быть внесены соответствующие изменения.

Таким образом, основной гражданско — правовой характеристикой обособленного подразделения юридического лица является формальное закрепление его статуса в учредительных документах юридического лица. Другими словами, если юридическое лицо имеет намерение создать обособленное подразделение вне места своего нахождения, оно может внести соответствующие изменения в свои учредительные документы, отразив в них наличие обособленного подразделения, однако это обособленное подразделение может так и не начать свою деятельность в связи с различными причинами.

В этом случае обособленное подразделение будет считаться созданным с точки зрения ГК РФ, а также иных нормативных актов гражданского законодательства.

В части первой НК РФ содержится совершенно иное определение обособленного подразделения юридического лица. В соответствии с абз.18 п.2 ст.11 части первой НК РФ обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно — распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как видим, наличие каких бы то ни было внутренних документов, регулирующих деятельность обособленного подразделения организации (юридического лица), совершенно не обязательно для признания его таковым с точки зрения налогового законодательства. Более того, в соответствии с абз.16 п.2 ст.11 части первой НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Деятельность обособленного подразделения считается деятельностью организации (юридического лица) в целом, однако основной акцент делается на то, что обособленное подразделение организации считается созданным, если эта организация осуществляет деятельность вне места своего нахождения, указанного в учредительных документах, посредством создания стационарных рабочих мест. При этом определения рабочего места в законодательстве не содержится, поэтому стационарным рабочим местом может быть признано любое помещение, производственная мощность и иные объекты, с помощью которых можно осуществлять ту или иную деятельность в течение более чем одного месяца.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что определения обособленного подразделения юридического лица, данные в гражданском и налоговом законодательстве, отличаются настолько, что возможна такая ситуация, когда в учредительных документах юридического лица указаны определенные обособленные подразделения, но по месту их нахождения не осуществляется никакой деятельности и не создано стационарных рабочих мест, в силу чего они не признаются обособленными подразделениями с точки зрения налогового законодательства.

2. Обязанности обособленных подразделений юридических лиц по уплате налогов

В соответствии с ч.2 ст.19 части первой НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Таким образом, обособленные подразделения юридических лиц не являются самостоятельными налогоплательщиками, они лишь исполняют их обязанности по уплате налогов на той территории, на которой находятся.

Очевидно, что речь идет об уплате налогов, которые вытекают из собственной деятельности обособленного подразделения, а не организации в целом, причем только местных и региональных налогов, а также частей федеральных налогов, которые платятся в бюджет субъекта РФ (налог на добавленную стоимость), за исключением налога на прибыль, поскольку финансовые результаты (прибыль, убыток) формируются по организации в целом. Для того чтобы составить консолидированный баланс по организации в целом обособленное подразделение должно вести отдельный баланс по своей деятельности, на основании которого и составляется консолидированный баланс организации.

3.

Что такое обособленное подразделение юридического лица

Дополнительные обязанности юридического лица, имеющего филиалы или представительства

В соответствии с абз.4 п.2 ст.23 части первой НК РФ организация обязана письменно сообщить налоговому органу по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации. Для того чтобы определить, создано обособленное подразделение или нет, нужно обратиться к определению, которое дано в части первой НК РФ, поскольку в данном случае речь идет об обязанностях организации как налогоплательщика. Пункт 1 ст.83 части первой НК РФ говорит о том, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений.

Таким образом, постановке на налоговый учет подлежит сама организация как налогоплательщик по месту нахождения ее обособленных подразделений, а не каждое обособленное подразделение в отдельности. В соответствии с п.4 ст.83 части первой НК РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

4. Ответственность обособленных подразделений за несоблюдение налогового законодательства

Прежде всего хотелось бы отметить, что ответственности за несоблюдение налогового законодательства подлежат сами организации как налогоплательщики, в том числе и за действия своих обособленных подразделений.

Пунктом 1 ст.116 части первой НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Такие действия влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Напомним, что срок постановки организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения составляет один месяц с момента его создания (п.4 ст.83 части первой НК РФ).

В случае, если налогоплательщик нарушил установленный срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней, то он подлежит ответственности в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. (п.2 ст.116 части первой НК РФ).

Согласно п.1 ст.117 части первой НК РФ уклонение от постановки на учет в налоговом органе, то есть ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (в том числе и через обособленное подразделение), влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс.

руб.

Согласно п.2 ст.117 части первой НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Кроме указанных выше правонарушений организации на общих основаниях несут ответственность за неправильный учет доходов и расходов, исчисление и уплату налогов, связанных с деятельностью их обособленных подразделений, а также ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации или ее неправильное заполнение.

Отдельно следует остановиться на ответственности руководителя обособленного подразделения. Руководитель обособленного подразделения, действующий на основании доверенности, несет ответственность за все финансово — хозяйственные операции, которые совершаются за его подписью, в случае если он не выходит за пределы полномочий, указанных в доверенности.

Руководители обособленных подразделений несут ответственность за действия организации, осуществляемые через конкретное обособленное подразделение в месте его нахождения. Эта ответственность может быть административной (п.12 ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации») за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения, а также отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка и искажение бухгалтерских отчетов, непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, — в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Кроме этого, на руководителя обособленного подразделения организации может быть наложена и уголовная ответственность.

Пункт 1 ст.199 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ предусматривает ответственность организации за уклонение от уплаты налогов. По этой статье к ответственности может быть привлечен руководитель обособленного подразделения организации за следующие действия: уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере. В данном случае предусмотрено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до четырех лет.

По п.2 ст.199 Уголовного кодекса РФ то же деяние (уклонение от уплаты налогов), совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст.199, а также ст.ст.194 или 198 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) неоднократно;
г) в особо крупном размере, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В соответствии с примечанием к ст.199 Уголовного кодекса РФ уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

«Консультант Бухгалтера», N 12, 199911 марта 2010Все публикации

.

Филиал: что за фрукт?

Филиалы и представительства юридического лица

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Юридические лица могут иметь свои обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, – представительства и филиалы.

Итак, в соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФпредставительством являетсяобособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом же признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; филиалы могут осуществлять часть или даже все функции юридического лица, в том числе функции представительства. Однако ни то, ни другое подразделение не обладает необходимыми признаками юридического лица, а их имущество является частью имущества юридического лица. Филиалы и представительства действуют на основании не самостоятельных уставов и подобных им учредительных документов, а на основе положения, утвержденного юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют по его доверенности.

Исходя из приведенных понятий, несложно заметить, что правовой статус филиала несколько шире статуса представительства, деятельность которого ограничена представительскими функциями. Филиалы вправе осуществлять от имени юридического лица предпринимательской деятельностью и реализовывать представительские задачи, в чем, в соответствии с законодательством, ограничены представительства. Представление интересов юридического лица и их защита могут быть проявляться в различных формах: рекламная деятельность и маркетинговый анализ, формирование клиентской базы и установление контактов с потенциальными контрагентами, судебная и административная защита интересов юридического лица.

Филиалы и представительства не имеют статуса юридического лица. Их возникновение – это результат волеизъявления уполномоченных органов предприятия. В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ необходимо указывать в учредительных документах юридического лица сведения о созданных им филиалах и представительствах. Сведения об изменениях в уставе организации, связанных с созданием обособленных подразделений, передаются органу государственной регистрации в уведомительном порядке. Отсутствие в учредительных документах изменений, связанных с учреждением филиалов и (или) представительств, является одним из случаев несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Это является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего, для тех в чьи полномочия входит совершение такого уведомления) в форме предупреждения или штрафа в размере до 50 МРОТ за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Деятельность указанных обособленных подразделений осуществляется на основании следующих документов: учредительных документов юридического лица, положения о филиале (представительстве), утверждаемого на уровне организации, а также доверенности, выдаваемой руководителю обособленного подразделения.

Имущество филиала (представительства) формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (касаемо филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с Положением, а также доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом.

Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее.

Следует помнить, что имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям.

 


⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 521 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *