Нарушение авторских прав примеры

.

Содержание

Ответственность за нарушение авторских прав

Юр. консультации по тел.
+7 (499) 677-15-69 (бесплатно для МСК)

Юр. консультации по тел.
+7 (812) 244-93-17 (бесплатно для СПБ)

За деяния нарушающие авторские и смежные права предусмотрена ответственность физического либо юридического лица. В зависимости от тяжести причиненного вреда ответственность делится на три вида:

— гражданско-правовая ответственность;

— административная ответственность;

— уголовная ответственность.

Часть 4 Гражданского Кодекса РФ регулирует вопросы связанные с нарушением исключительных имущественных авторских прав. Лицо, обладающее авторскими правами имеет право на свое усмотрение решить какую меру правового принуждение применить к нарушителю авторского права.

Статья 1252 ГК РФ защищает исключительные (авторские) права и реализуется за счет предоставления правообладателю права на предъявление следующих требований:

1. Признание права правообладателя на интеллектуальную собственность к лицу, не желающему делать этого;

2. Пресечь действия, которые нарушают права либо же могут их нарушить;

3. Возместить причиненные убытки, при использовании результата интеллектуального труда без ведома и надлежащей договоренности с правообладателем, либо совершение иных действий, которые причинили вред собственнику. Также данная статья наравне с вышеизложенными действиями предусматривает компенсацию причиненного вреда, при наличие доказательства вины лица, совершившего правонарушение. Размер компенсации определяет суд.

4. п. 5 вышеуказанной статьи, предусматривает изъятие материального носителя у импортера, изготовителя, продавца и т.д. Предусматривается наложение ареста на носитель информации, оборудование и материалы; Изъятое по решению суда либо уничтожается за счет нарушителя авторского права, либо же идет в доход государства.

5. Опубликование судебного решения о нарушении авторского права.

На основании ст. 1253 ГК РФ: Юридические лица нарушившие авторские права по представлению прокурора могут быть ликвидированы на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Компенсация правообладателю должна выплачиваться каждый раз, когда его права нарушались и по закону ее размер составляет от 10 000 до 5 млн. рублей.

Не стоит забывать о том, что удаление информации подтверждающее авторское право того либо иного человека, предусматривает ответственность в идее компенсации. Данная норма урегулирована в ст. 1300 ГК РФ. В случае, когда при незаконном использовании авторского права, была взломана защита объекта собственности, путем подбора лицензионного ключа, пароля и т.д., то ответственность дополнительно будет квалифицироваться по ст. 1299 ГК РФ.

Не редко происходят случаи, когда компенсация взыскивается с не виновных лиц.

Подобное происходит, когда лицо, заключает договор на приобретение авторского права с мошенником, выдающим себя за действительного правообладателя.

НАРУШЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ Общая характеристика распространённость и примеры

По большому счету, понятно, что привлекать за подобное нельзя, но в ст. 1250 ГК РФ, сказано обратное.

Административная ответственность

— Административная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена ст. 7.12 КоАП РФ и предусматривает наказание для должностных лиц в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей с конфискацией оборудования и материалов используемых для осуществления правонарушения, а для юридических лиц от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией орудий совершения правонарушения.

— В данном случае необходимо отметить тот факт, что при наступлении административной ответственности виновное лицо не освобождается от ответственности предусмотренной Гражданским Кодексом РФ.

Уголовная ответственность

За нарушение авторских прав предусмотрена уголовная ответственность по ст. 146 УК РФ, в случае, когда незаконное использование авторских прав совершено в крупном размере, законодатель предусмотрел наказание в виде штрафа размером до 200 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 480 часов, исправительными работами на срок до 2-х лет, либо лишение свободы на тот же срок.

В случае, когда нарушение авторских прав было совершено группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере либо используя должностное положение, наказываются лишением свободы сроком до 6 лет с полумиллионным штрафом либо принудительными работами на срок до 5 лет.

Как и в случае с административной ответственностью привлечение к уголовной не освобождает виновное лицо от гражданско-правовой ответственности.

Квалификация виновного деяния напрямую зависит от умысла совершенного деяния. В случае, когда виновное лицо не имело умысла извлечь материальную выгоду, то его нельзя привлечь к административной либо уголовной ответственности, а только к гражданской.

При рассмотрении такого варианта, когда виновное лицо сознательно использовало авторское право с целью личного обогащения, извлечения иной материальной выгоды, то в зависимости от суммы причиненного вреда и следует давать правовую характеристику деяния. В данном случае административная ответственность наступает, когда причиненный ущерб не превышает 100 тысяч рублей, от 100 тысяч рублей следует квалифицировать деяние как преступление, предусмотренное ст. 146 УК РФ.

В некоторых случаях уголовная ответственность может наступить и в том случае, когда лицо не преследовало цель получить доход и не получало его, но распространяло на некоммерческой основе объекты авторских прав.

Пример: Создав сайт, лицо наполняет контент объектами авторского права абсолютно на бесплатной основе, но получает доход от публикуемой на его сайте рекламы. В данном случае деяния лица будут квалифицированы по ст. 146 УК РФ, так как косвенно интеллектуальная собственность размещенная на сайте служит для привлечения посетителей и тем самым способствует получению дохода.

Не стоит путать нарушение авторских прав ст. 146 УК РФ с похожим преступлением в сети Интернет (подбор ключей, взлом ключей и т.д.), на первый взгляд казалось бы авторский продукт, но ответственность предусмотрена ст.ст. 272,273 УК РФ, а именно ответственность за совершение компьютерных преступлений.

скачать

Реферат на тему:

Нарушение авторского права

План:

    Введение

  • 1Термин «пиратство»
  • 2Общая характеристика нарушения авторских прав
  • 3Распространённость нарушений авторских прав
  • 4Примеры нарушений авторского права
    • 4.1Видеопиратство
    • 4.2Аудиопиратство
    • 4.3Программное обеспечение
      • 4.3.1Компьютерные и видеоигры
    • 4.4Литературные произведения
  • 5Политические движения
  • Примечания

Введение

Запрос «копивио» (от англ. copyright violation) направляется сюда.

О википедийном термине см. Википедия:Копивио.

Нарушение авторского права (также контрафакция[1], от лат. contrafactio — подделка; или — в случае имущественных АП — «пиратство») — это правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора о использовании таких произведений[2]. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат.

1. Термин «пиратство»

Использование термина «пиратство» (англ. piracy) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году[3], позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated»).

Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection»[4] (в русском переводе — «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной»[5]). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства.[5]

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается[6], однако он употребляется в локальных нормативных актах[7], документах судов[8] и специальной юридической литературе[9].

Некоторые источники[уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к игнорированию традиционных методов лицензирования ПО для создания ложного убеждения, что это «очень плохо». По его мнению, создаётся подсознательная аналогия с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления.[10]

В положительном смысле термин используют «Пиратские партии», одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте.[11]

2. Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает несанкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

3. Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые как правило не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

4. Примеры нарушений авторского права

4.1. Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений[12] типов несанкционированных[уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

4.2. Аудиопиратство

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях.

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

.

4.3. Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. to crack — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют инструменты программистов, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс сказал, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно его программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in).[13]

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО с приобретением лицензий на него). По данным BSA (англ.) и IDC, уровень «пиратства» в США в 2008 году был самым низким в мире и составлял 20 % от всего используемого программного обеспечения, в странах ЕС — 35 %, в РФ — 68 % (в 2004 году — 87 %), в ряде стран бывшего СССР — 90—95 %.[14]

Существует также обратный тренд легализации компьютерного пиратства на законодательном уровне.

4.3.1. Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной — это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции. Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет.

В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки.

Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».

Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.

Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD, противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. (высказывания Джека Валенти).

4.4. Литературные произведения

Литературное пиратство было широко распространено в СССР под именем «Самиздат». Люди самовольно тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, нарушая законы.[15]

В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать.

Нарушение авторских прав: понятие и основные случаи

Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.

5. Политические движения

После попытки в 2006 году организовать пиратскую партию в России, политическое движение по этому вопросу зарождается заново в виде wiki-сайта anticopyright.ru[16].

5.1. Пиратские партии

1 января 2006 года появилась первая в мире Пиратская партия, выступавшая за отмену авторского и патентного права и, тем самым, за легализацию «пиратства». Первой среди аналогичных партий она добилась успеха на высшем законодательном уровне и в 2009 году получила в Европарламенте одно из 18 мест, закреплённых за Швецией.

Вслед за шведской основалась также Пиратская партия США[17][18] (US Pirate Party), Пиратская партия Германии, Партия Пиратов Эстонии (MTÜ Piraadipartei)[19] и Пиратская партия России.

Типичная программа пиратской партии содержит такие положения и требования:

  • Снижение сроков авторского права. Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.
  • Законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.
  • Недопущение цензуры в Интернете. Пока её ещё нет, однако, по заверениям Пиратской партии США, её появление в США — дело времени.

Примечания

  1. Контрафакция — slovari.yandex.ru/dict/jurid/article/jur2/jur-2944.htm?text=нарушение авторского права, Большой юридический словарь
  2. Гришаев С. П. Глава 2, § 9. Защита авторских прав // Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М., 2004.
  3. T. Dekker. Wonderfull Yeare 1603 — www.uoregon.edu/~rbear/yeare.html
  4. См.: Darrell Panethiere. The persistence of piracy: the consequences for creativity, for culture, and for sustainable development — unesdoc.unesco.org/images/0013/001396/139651e.pdf // UNESCO
  5. 12Даррелл Пейнетьер. Живучесть пиратства и его последствия для творчества, культуры и устойчивого развития — unesdoc.unesco.org/images/0013/001396/139651r.pdf = The persistence of piracy: the consequences for creativity, for culture, and for sustainable development // UNESCO. Межправительственный комитет по авторскому праву. Тринадцатая сессия Всемирной конвенции, пересмотренной в 1971 году. Документ IGC(1971)/XIII/6). — Париж: UNESCO, 2005.
  6. По результатам полнотекстового поиска в базе «Консультант Плюс».
  7. См., например: Постановление Правительства Москвы «О городской целевой программе „Электронная Москва“» от 13.05.2003 № 367-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 35.
  8. См.: Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
  9. См., например, статьи: Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3; Исаенко В. Н., Завидов Б. Д., Лапин С. Ю. Правовые проблемы борьбы с пиратством в России // Право и экономика. 2000. № 4; Симкин Л. Как остановить компьютерное пиратство? // Российская юстиция. 1996. № 10.
  10. Richard Stallman. Free Software in Ethics and Practice — sbos.in/RMS_Lection.ogg речь в МГУ, 3 марта 2008
  11. Шведская Партия пиратов пробилась в Европарламент — webmilk.ru/2009/06/08/shvedskaya-partiya-piratov-probilas-v-evroparlament/
  12. Обозначения типов нелегальных релизов видео и типичных дефектов — forum.sharereactor.ru/showthread.php?t=80492 (только в первом сообщении; следующие описывают форматы файлов мультимедиа)
  13. Gates, Buffett a bit bearish — news.cnet.com/2100-1023-212942.html  (англ.). CNet (2 июля 1998).
  14. Sixth Annual BSA and IDC Global Software Piracy Study — global.bsa.org/globalpiracy2008/studies/globalpiracy2008.pdf  (англ.). Исследования BSA. BSA (май 2009). — Шестое глобальное исследование BSA и IDC использования контрафактного ПО.
  15. Richard Stallman. Copyright and globalization in the age of computer networks — web.mit.edu/comm-forum/forums/copyright.html
  16. Anticopyright — www.anticopyright.ru/
  17. US Pirate Party Endorses Barack Obama — torrentfreak.com/pirate-party-endorses-obama-080103/  (англ.).  ??? (03.01.2008).
  18. About the Pirate Party — www.pirate-party.us/about  (англ.). US Pirate Party. — Homepage.
  19. В Эстонии появилась «Партия Пиратов» — www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2009/06/29/352168. @Astera (29.06.2009).

Символ авторского права («копирайт»)

Эмблема Пиратской партии Швеции

Демонстрация в защиту пиратства

11. Нарушения авторских прав и их защита

Как исполняются законы об авторском праве?

В связи со значением творческого достояния человечества и заинтересованности общества в защите прав его создателей в подавляющем большинстве государств нарушение исключительных прав автора рассматривается в качестве уголовно наказуемого деяния. Широко признается, что уголовные санкции вместе со специфическими гражданско-правовыми способами защиты авторских прав представляют весьма эффективное средство для обеспечения их достаточной и действенной охраны. Поэтому практически во всех национальных законодательствах предусмотрено судебное преследование лиц, нарушающих права создателей творческих произведений.

Авторы, требующие охраны своих прав и принудительной их защиты, в разных странах ссылаются на различные нормативные акты, процессуальные правила и системы правоприменения. Поэтому их усилия по защите своих интересов не всегда имеют одинаковый результат. Авторы не знают своих прав, часто им не хватает денежных средств, чтобы защитить их, и они с трудом разбираются в сложных законоположениях и процессуальных правилах. Результаты их усилий по защите своих прав различны в отдельных странах, но тем не менее можно сделать общий вывод о характере нарушений авторского права и средствах его защиты.

Что означает нарушение авторских прав?

По общему правилу (некоторые исключения оговариваются в законе) любое использование охраняемого произведения будет правомерным только в случае получения пользователем от обладателя авторских прав надлежащего разрешения на такое использование.

Любое использование произведения в нарушение исключительных полномочий автора или другого обладателя авторских прав является незаконным. Нарушение авторских прав в любой форме равносильно краже и подлежит судебному преследованию, как и посягательства на другие законные права.

Как нарушения авторских прав трактуются в национальных законах?

Национальным законодательством этот вопрос рассматривается по-разному. Существуют акты с весьма общими формулировками, осуждающими всякие нарушения авторского права, например: «Лица, нарушившие любое из исключительных правомочий, установленных в ст… будут считаться посягнувшими на авторские права». В других законах содержатся подробные описания наказуемых действий — типа: «Нижеперечисленные действия будут считаться нарушениями данного закона: неразрешенные воспроизведение, публичное исполнение или радиотрансляция произведения». В некоторых случаях объединяются обе указанные формулировки. В ряде стран к нарушениям авторских прав применяются нормы гражданских или уголовных кодексов.

Какие виды нарушений существуют?

Самые обычные виды нарушений — плагиат и контрафакция. Они оба предполагают тот или иной способ неразрешенного использования произведения, охраняемого авторским правом. Плагиат означает, что одно лицо чужое произведение выдает за свое собственное. Контрафакция — это несанкционированное воспроизведение, представление или опубликование произведения любым способом.

В современном языке все чаще используются два новых термина — «пиратство» и «бутлегерство». В данных случаях автор страдает от нарушения материальной значимости произведения или его оформления. «Пиратство» означает неразрешенное изготовление экземпляров механических записей или печатных изданий произведения и тайную их продажу. Копирование обложки или оформления бывает настолько искусным, что покупатели (а иногда даже сами изготовители оригинала) оказываются сбитыми с толку и пригашают подделку за подлинник. Такие нарушения прямо не затрагивают результата творческого труда, но обладатель авторских прав лишается справедливого вознаграждения.

Кто может предъявить претензию?

В законах большинства государств подробно указано, кто может предъявить претензии И обвинения в случаях нарушения авторских прав. Это может сделать любое заинтересованное физическое лицо, в первую очередь потерпевший, а также юридическое лицо или в более редких случаях международных нарушений — государство, гражданином которого является лицо, чьи интересы ущемлены20.

20 ()

В некоторых странах преследование за нарушение права литературной собственности может быть начато по инициативе любого лица, утверждающего, что оно знало о совершенном посягательстве. Автора или другого обладателя авторских прав эти законы не обязывают подавать жалобу. Поскольку страны, принявшие такую систему, основывают ее в целом на общественном интересе, вопрос о целесообразности судебного преследования решает государственный обвинитель, опираясь на факты, изложенные в заявлении.

Всеми государствами признается, что потерпевшая сторона может принести жалобу с целью информировать компетентные органы, что было совершено противоправное деяние. Учитывая то, что нарушения авторских прав затрагивают частные интересы, некоторые государства поставили условием выполнения официальных действий принесение жалобы потерпевшей стороной. Нет сомнения, что в первую очередь имеется в виду автор, а после его смерти — наследники, пользующиеся предоставленными им законом исключительными правами в течение всего срока охраны. Признается даже существование так называемой презумпции prima facie, позволяющей быстро установить личность автора. В большинстве стран эта презумпция действует в интересах лица, чье имя указывается на произведении или в регистрационном свидетельстве, в случае, когда такие формальности требуются.

Уважая желание автора сохранить свое имя в тайне, интересы создателя анонимного произведения представляет издатель. В некоторых государствах, требующих регистрации произведения, лицо, чье имя зарегистрировано, и будет представлять интересы автора не только анонимного, но и псевдонимного произведения. Это лицо вместо автора, но в его интересах может предъявить иск в суде.

Если авторами являются несколько лиц, то в тех странах, где этот вопрос разрешен, установлено в принципе, что любой соавтор может самостоятельно начать судебное преследование.

Каждый, таким образом, вправе подать собственное заявление. Похоже, что данное правило принято также в юридической практике государств, где указанный вопрос не урегулирован законодательно.

Если автор или его наследники передали свои исключительные права третьему лицу, то обычно именно правопреемник правомочен поддерживать и отстаивать их в суде. В англосаксонских странах такое правило осложняется процессуальными требованиями, которые проводят различие между правопреемниками и обладателями лицензий (см. главу 8).

В ряде стран в случае нарушения авторских прав жалобу вправе подать различные общества, бюро, конторы или профессиональные объединения авторов, т. е. организации, призванные способствовать осуществлению авторских правомочий, охранять материальные и моральные интересы своих членов. Решения же по данному вопросу — очень разные в соответствии с кодексами, законодательными актами и правовыми системами отдельных стран. Подобная процедура иногда применяется в межгосударственных отношениях, когда между национальными организациями авторов заключаются взаимные соглашения о пресечении незаконного использования на территории их стран произведений авторов, являющихся членами аналогичной организации другой страны.

В некоторых странах право возбуждать преследование предоставлено государству, гражданином которого является потерпевший. Тем не менее в большинстве государств такая возможность исключена.

Кто рассматривает претензии?

Органы, уполномоченные рассматривать претензий или обвинения, зависят от конкретной страны. В большинстве случаев, однако, ими являются суды21. Претензия или обвинение направляются либо прокурору, либо прямо в соответствующий суд. Полицейские власти также могут быть управомочены принимать жалобы и заявления о нарушении авторских прав. Чаще же физическое или юридическое лицо, имеющее основание для жалобы, свободно в выборе того или иного органа для ее подачи. Иногда выбор обусловливается самой природой правонарушения.

21 ()

Какие существуют меры наказания?

Законы практически всех стран содержат нормы, устанавливающие разнообразные санкции в случаях нарушения авторских прав. Эти нормы, как правило, содержатся в различных нормативных актах, авторско-правовых законах, уголовных кодексах. Их цель — наказать виновного и возместить убытки потерпевшей стороне. В случаях неумышленного нарушения, если лицо не осознавало, что нарушает закон, обычно ограничиваются пресечением неправомерных действий и конфискацией незаконно полученных экземпляров произведения. Законодательство каждого государства, устанавливающего санкции за нарушение авторского права, налагает на виновных наказание в виде штрафа, тюремного заключения или того и другого вместе. Как правило, такие меры наказания сопровождаются действиями, цель которых обеспечить пострадавшему справедливую и достаточную компенсацию, а также восстановить status quo ante (т. е. первоначальное положение вещей).

Возможно ли наказание в форме штрафа и лишения свободы?

Все законы, предусматривающие санкции за нарушение авторских прав, налагают на виновного денежный штраф. Лицо подвергается наказанию в случае совершения виновного или умышленного действия. Таким образом, если нарушитель поступал добросовестно, он не может быть подвергнут штрафу.

Нарушение авторских прав примеры

Размер штрафа зависит от характера самого нарушения. Новейшие законодательные акты склоняются скорее к одинаковому размеру штрафа.

Наказание в виде тюремного заключения, напротив, принято не везде. Там, где оно все же введено, действует правило, что лишение свободы возможно только в случаях рецидива; проступок, совершенный впервые, влечет за собой только штраф. В некоторых странах законодательство предусматривает применение санкций — штрафа и лишения свободы — к совершившим правонарушение впервые. По усмотрению судьи наказания налагаются по отдельности или вместе.

Установлены ли правила о компенсациях?

Многие государства предоставляют обладателю авторских прав, оказавшемуся жертвой правонарушения, некоторую помощь в дополнение к наказанию виновного лица. Такая помощь выражается в основном в мерах, призванных обеспечить справедливое и достаточное возмещение понесенного материального ущерба. Обычно таковыми являются конфискация незаконно изданных экземпляров произведения или доходов, полученных от незаконного исполнения или воспроизведения, а также оборудования, используемого в этих целях. Авторам может предоставляться и дополнительная компенсация в денежной форме.

Практически все без исключения законодательные акты предусматривают конфискацию указанных экземпляров и оборудования (гальваноклише, прессов, форм, матриц, фотопластинок). Реже разрешается принудительное изъятие доходов от незаконного воспроизведения или исполнения.

Получают ли потерпевшие денежные компенсации?

Автор может потребовать возмещения потерь, которые в гражданском праве принято называть убытками. В ряде стран такая форма помощи потерпевшей стороне прямо указана в законе. По вопросу о размере убытков авторско-правовое законодательство обращается к обидим правовым нормам или устанавливает свои собственные. Например, последними может указываться, что размер возмещаемых убытков (компенсации) будет исчисляться исходя из размеров вреда, причиненного обладателю авторских прав, либо дохода причинителя такого вреда. Отдельные акты точно определяют размер или минимальную сумму, которую суд обязан присудить за нарушение определенных прав.

Существуют ли превентивные меры?

Для того чтобы обеспечить обладателям авторских прав более действенную охрану, законодательство некоторых стран предусматривает превенгивные меры, призванные предотвратить или пресечь нарушения. К таким мерам относятся судебные иски, вынуждающие ответчика воздержаться от совершения определенных действий, включая запреты, направленные на прекращение посягательства. Хотя запрещение является наиболее эффективным средством защиты от незаконного действия, существует еще один способ, касающийся материальных объектов — книг, рисунков, записей и т. д. Заключается он в наложении ареста на предметы или оборудование, использованное для их изготовления. Ордер на такой арест облегчает сам процесс конфискации и помогает доказать, что деяние действительно было совершено. Последнее обусловливает решение суда. Наложение ареста является средством защиты прав и должно быть подтверждено компетентным гражданским или уголовным судом.

В некоторых странах предусмотрены также меры административного характера, с помощью которых официальные лица могут запретить ввоз незаконных произведений, приостановить их продажу или публичное исполнение.

Возмещается ли моральный ущерб?

Поскольку литературное произведение выражает и отражает личность автора, нарушения, касающиеся литературной собственности, могут причинить ему моральный ущерб. Некоторые национальные законодательства прямо признают это и предоставляют пострадавшему автору право требовать дополнительную компенсацию или возмещение за нанесенный ущерб. Обычно авторы не могут получить денежного удовлетворения за моральный ущерб, но зачастую принимается решение, чтобы приговор суда был напечатан в газете или объявлен. Плата за такую публикацию относится на счет лица или лиц, признанных виновными в правонарушении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *