Служебное расследование

.

Оглавление:

Содержание

Служебная проверка в организации: полномочия работодателя

Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы. Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.

Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.

Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.

Служебная проверка: порядок проведения, заключение по результатам проверки

Такая фиксация осуществляется в форме служебной записки произвольного образца. Работодатель обязан принять эту записку к исполнению и зарегистрировать её в соответствующих журналах документооборота.

Время на проведение последующего расследования фиксируется с момента обнаружения факта проступка и составляет один месяц. Кроме этого учитывается то, что сотрудник за дисциплинарный проступок не может быть наказан спустя срок свыше шести месяцев с момента совершения такового, или спустя два года, если он был выявлен в ходе хозяйственных или аудиторских проверок.

Служебная проверка в отношении работников

Проводится она обычно в отношении служащих, совершивших дисциплинарный проступок.

Ее процедура и сроки строго регламентируются законом и подзаконными актами.

неисполнении/ненадлежащем исполнении его должностных обязанностей; нарушении трудовой дисциплины; несоблюдении запретов для служащих, установленных законодательством; нарушении обязанностей соблюдать государственную и служебную тайны.

Методические рекомендации по организации служебных проверок на муниципальной службе Общие положения

1.4.

В рамках Методических рекомендаций служебная проверка – это совокупность мероприятий, проводимых с целью установления факта совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка, вины муниципального служащего, обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению им дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, причиненного муниципальным служащим в результате дисциплинарного проступка.

Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов

Факт прогула также подтверждается результатами служебного расследования.

Кроме того, к дисциплинарным нарушениям, за проверку которых возьмется специальная комиссия, относятся уклонение от медицинского освидетельствования (для работников некоторых профессий) и прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказ от заключения договора о полной материальной ответственности, если это является основной трудовой функцией работника.

Порядок проведения служебного расследования в организации

В российском законодательстве отсутствует понятие служебного расследования как таковое.

Служебное расследование в отношении работника на предприятии: с чего начать и как провести

На допрос могут вызываться виновные и очевидцы случившегося события. Процедура добровольная, поэтому работники могут в ней не участвовать.

Нельзя их принуждать к прохождению проверки на полиграфе или без полученного согласия делать осмотр или обыск.

Время выполнения проверки регламентируется ст. 193 ТК. На основании ч. 3 ст. 247 ТК у специалиста или его представителя есть право на изучение всех материалов расследования и их обжалование при несогласии с итоговым заключением.

Как служебная проверка проводится?

Этапы и сроки

В некоторых ситуациях будет достаточно письменного заявления от одного из сотрудников, чтобы активизировать данный процесс.

Не существует строго перечисленных принципов и факторов, которые будут указывать на то, как проводится служебная проверка в отношении работников.

То же самое верно и касательно вероятных причин проблемы.

В большинстве случаев спровоцировать проверку могут только крупные финансовые потери компании.

Как провести служебную проверку

Прежде всего стоит отметить сроки проведения проверки. Дело в том, что проведение проверки никак не приостанавливает течение срока привлечения к дисциплинарной ответственности. Поэтому нужно действовать только в пределах этого срока.

Нужно помнить, что, во-первых, дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня обнаружения проступка.

Во-вторых, оно налагается только в течение полугода после совершения проступка.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Псковской области от 23.07.1998 N 185
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ"

АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 1998 г. N 185

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ

СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

В целях укрепления исполнительской дисциплины и обеспечения деятельности аппарата Администрации области, на основании ст. 19 Закона области «Об Администрации Псковской области» постановляю:

1. Утвердить Положение о порядке проведения служебного расследования (прилагается).

2.

Служебное расследование

Руководителям структурных подразделений аппарата Администрации области, органов управления области, предприятий, организаций, учреждений и органов местного самоуправления строго руководствоваться данным Положением в своей работе.

3. Поручить контрольному управлению Администрации области довести до сведения должностных лиц области данное Положение и обеспечить его соблюдение.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата Администрации области.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава Администрации

Псковской области

Е.Э.МИХАЙЛОВ

Утверждено

постановлением

Администрации Псковской области

от 23 июля 1998 г. N 185

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Настоящее Положение определяет процедуру проведения служебного расследования в отношении должностных лиц аппарата и органов управления Администрации области, руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в собственности области, должностных лиц органов местного самоуправления (по их просьбе и с их согласия).

1. Общие положения

Задачей служебного расследования является установление фактов и обстоятельств нарушения должностными лицами аппарата и органов управления Администрации области, руководителями предприятий, учреждений, организаций и должностными лицами органов местного самоуправления федерального и областного законодательства, совершения должностного проступка, повлекших вред для Администрации области или Псковской области, изобличение виновных, соответствующее реагирование на их действия, выявление причин и условий, способствующих совершению должностных проступков.

При проведении служебных расследований в связи с совершением должностными лицами преступлений не решаются вопросы, отнесенные к компетенции следствия и органов дознания при производстве предварительного расследования.

Основанием для проведения служебного расследования является поступившая к руководству Администрации области информация о должностном проступке, причинении ущерба, опубликование в средствах массовой информации сведений о противоправном поведении должностного лица, а также требование должностного лица для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Поступающие заявления или сообщения о злоупотреблениях и неправомерных действиях должностных лиц органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления направляются в контрольное управление Администрации области для проведения соответствующих проверок.

Служебное расследование проводится специальной комиссией, назначаемой главой Администрации области, руководителем аппарата Администрации области.

В деятельности комиссии по служебному расследованию в аппарате Администрации области участвуют: руководитель аппарата Администрации области, контрольное управление, оперативно-аналитический отдел.

Для служебного расследования в органах управления Администрации области привлекаются представители кадровых и юридических служб. С учетом обстоятельств проводимой проверки глава Администрации области, руководитель аппарата Администрации области вправе принять иное решение по составу указанной комиссии.

Служебное расследование должно быть проведено не позднее чем в месячный срок со дня поступления в Администрацию области заявления, жалобы, информации, сообщения о нарушении. В исключительных случаях срок служебного расследования может быть продлен, но не более чем на один месяц, руководителем, назначившим служебное расследование.

2. Организация проведения служебного расследования

2.1. Комиссия имеет право:

— знакомиться с соответствующими документами Администрации области, предприятий, учреждений и организаций, в случае необходимости приобщать их копии к материалам проверки;

— привлекать к проверке и получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;

— готовить поручения и запросы в другие органы о представлении необходимой информации и выяснении обстоятельств, подлежащих установлению, исполнение которых обязательно для всех должностных лиц;

— изучать должностные инструкции, личное дело лица, совершившего нарушение, с обращением особого внимания на соблюдение всех необходимых требований при приеме на службу, назначение на должность и наличие у него взысканий;

— знакомиться с согласия следователя либо дознавателя с материалами уголовных дел, находящихся в производстве, и только в части (пределах), относящейся к данной проверке, а с разрешения прокурора или следователей прокуратуры — с материалами уголовных дел, расследование которых входит в их компетенцию, в пределах объема проводимой проверки;

— изучать материалы в соответствии с законодательством оперативно-розыскной деятельности в части проводимой проверки;

— вносить соответствующему руководителю предложения об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, в отношении которых проводится служебное расследование, но не более чем на один месяц;

— получать от лица, в отношении которого ведется служебное расследование, письменные объяснения независимо от занимаемой должности, а также от лиц, проходящих по материалам проверки.

2.2.

Комиссия обязана:

— выезжать на место совершенного нарушения;

— соблюдать предусмотренные законом права и интересы заявителя и лица, в отношении которого проводится проверка, иных лиц, проходящих по материалам служебного расследования;

— разъяснять заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебное расследование, их права, обеспечивать осуществление этих прав, рассматривать поступающие в ходе проверки и по ее окончании заявления и ходатайства;

— своевременно докладывать руководителю, назначившему служебное расследование, о выявленных недостатках, нарушениях закона, причинах и условиях, способствующих совершению нарушения, вносить предложения по их незамедлительному устранению;

— при установлении в ходе служебного расследования признаков преступления в деянии лица, в отношении которого оно проводится, либо иных лиц, передавать материалы служебного расследования в правоохранительные органы для решения вопроса в установленном законом порядке;

— о результатах проверки и мерах воздействия на лиц, совершивших нарушение, информировать руководителя, принявшего решение о проведении служебного расследования, заявителя и иных заинтересованных лиц. Запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные в процессе проверки в отношении проверяемого;

— готовить по результатам проверки заключение и представлять на рассмотрение руководителю, принявшему решение о проведении служебного расследования.

2.3. Член комиссии не может участвовать в проведении служебного расследования, если он:

— является потерпевшим, очевидцем данного нарушения;

— является родственником потерпевшего или лица, совершившего нарушение;

— является подчиненным лица, совершившего нарушение;

— имеются иные обстоятельства, которые прямо или косвенно могут повлиять на результаты служебного расследования.

При наличии указанных оснований член комиссии обязан обратиться к руководителю, назначившему служебное расследование, с заявлением об освобождении от участия в этой проверке. До принятия решения руководителем проверка не приостанавливается.

По этим же основаниям члену комиссии, проводящему проверку, может быть объявлен отвод лицом, в отношении которого проводится проверка.

2.4. Права лица, в отношении которого проводится служебное расследование:

— знать предмет проверки, давать письменные объяснения;

— представлять доказательства по существу изучаемых обстоятельств;

— заявлять ходатайства, в том числе об истребовании дополнительных материалов;

— заявлять отводы в отношении члена комиссии, осуществляющего служебное расследование, подавать жалобы на его действия и решения. Заявления об отводе и жалобы излагаются в письменной форме с предоставлением конкретных доводов, объясняющих отвод. Руководитель, назначивший служебное расследование, принимает решение об отказе либо удовлетворении отвода, жалобы, о чем сообщается заявителю через проверяющего;

— знакомиться по окончании служебного расследования с разрешения руководителя, назначившего служебное расследование, с заключением и материалами в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям сохранения государственной, служебной тайны, выявленной в процессе проверки, а также данных, которые могут причинить ущерб сотрудникам в их взаимоотношениях с коллективом или руководителем.

2.5. Порядок проведения служебного расследования:

— служебному расследованию, как правило, должна предшествовать подготовка, в ходе которой членом комиссии, получившим указание о его проведении, разрабатывается план служебного расследования, который утверждается руководителем, назначившим проверку.

Определяются формы и методы предстоящей проверки, изучается законодательство, нормативные акты по вопросам, подлежащим выяснению, анализируются данные о состоянии дел и изучаются материалы предыдущих проверок, относящиеся к организации и лицу, допустившему нарушение, а также другая необходимая информация;

— руководитель, назначивший служебное расследование, определяет готовность членов комиссии к выполнению задания, осуществляет контроль за своевременностью и правильностью их действий.

Персональную ответственность за полное, объективное и всестороннее проведение служебного расследования, соблюдение установленного срока несут члены комиссии, непосредственно его осуществляющие.

Служебное расследование ведется гласными методами при условии соблюдения требований сохранения государственной и служебной тайны.

2.6. Руководитель организации, учреждения, предприятия, в котором проводится служебное расследование, обязан:

— предъявлять необходимые для проверки служебные документы;

— вызывать к проверяющему сотрудников для опроса или других мероприятий;

— выделять для помощи квалифицированных сотрудников;

— выполнять силами своих работников отдельные поручения;

— предоставлять по мере необходимости служебный транспорт для проведения проверки в отдаленных точках города, района;

— оказывать содействие проверяющему в предоставлении жилья на весь период проверки.

2.7. В процессе служебного расследования полному, объективному и всестороннему установлению подлежат:

— событие и виновность проверяемого (за исключением преступления), время, место, способ и другие обстоятельства совершенного нарушения. В случае возбуждения уголовного дела в отношении проверяемого служебное расследование проводится только по обстоятельствам, предшествующим преступлению, выявлению причин и условий, ему способствующих;

— обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности проверяемого, как отягчающие, так и смягчающие его вину;

— деловые и моральные качества проверяемого и другие данные, характеризующие личность;

— морально-психологический климат в коллективе, где произошло нарушение.

3. Порядок составления заключения по результатам

служебного расследования

3.1. По окончании служебного расследования должно быть подготовлено заключение, в котором указываются:

— должность, фамилия, имя, отчество сотрудника, проводившего служебное расследование;

— основания для назначения служебного расследования;

— должность, фамилия, имя, отчество, год рождения, образование и время работы в занимаемой должности лица, в отношении которого проведено служебное расследование;

— сущность установленного нарушения, его последствия, какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника, обстоятельства, отягчающие или смягчающие его ответственность, причины и условия, способствующие нарушению, характер и размер ущерба, причиненного нарушением, принятые либо предполагаемые меры по их устранению;

— предложения о применении конкретного вида дисциплинарного взыскания или мер общественного воздействия, о возмещении материального ущерба, направлении материалов в органы предварительного следствия.

3.2. Копия заключения служебного расследования приобщается к личному делу сотрудника, совершившего проступок.

3.3. В случае возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника, совершившего нарушение, решение о принятии к нему мер воздействия выносится после установления его виновности или невиновности в преступлении.

3.4. В случае наличия признаков состава административного правонарушения и уголовно наказуемого преступления, независимо от решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, материалы о решении вопросов по привлечению к административной или уголовной ответственности направляются в соответствующие органы.

« « Главная стр.

В современных предпринимательских структурах сотрудники становятся носителями ценных сведений (конфиденциальной информации). Поскольку данные сведения позволяют их обладателю получить коммерческую выгоду, то  они представляют интерес для конкурентов. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о защите конфиденциальной информации.

Разглашение информации происходит, как правило, по вине персонала — умышленно, ошибочно, или вследствие грубой неосторожности; добровольно или под воздействием угроз, шантажа, применения наркотических средств, психотропных препаратов.

Специалисты считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала фирмы, т.е. организация защиты информации должна выстраиваться вокруг и с учетом человеческого фактора. Особое внимание необходимо уделять осознанному соблюдению персоналом установленных правил защиты информации.

Особую роль в системе защиты информации играет служебное расследование.

Служебное расследование – это деятельность, проводимая должностными лицами предприятия в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного расследования по факту нарушения правил защиты информации.

На первый взгляд, исходя из своего определения, служебное расследование носит вторичный характер: очевидно, что служебное расследование — не самостоятельная деятельность, а деятельность, возбуждаемая по факту нарушений правил защиты информации (разглашения или утечки информации, утраты документов и изделий, и т.п.).

Безусловно, что конечной целью служебного расследования является установление, прежде всего, факта отсутствия или наличия разглашения конфиденциальной информации и выявление виновного (виновных) в разглашении.

Всестороннее и полное служебное расследование позволяет установить обстоятельства, способствовавшие утрате конфиденциальной информации.

Служебное расследование случаев мошенничества

Таким образом, собранная в ходе служебного расследования информация и ее анализ становятся основой для проведения мероприятий по защите информации, совершенствованию имеющейся системы защиты информации.

Помимо получения объективной информации (выявления виновных лиц и обстоятельств, способствовавших правонарушению), эффективно проведенное служебное расследование служит дамокловым мечом: напоминая персоналу об обязательствах по неразглашению конфиденциальной информации под страхом увольнения и/или финансовых санкций.

Таким образом, можно сделать вывод, что служебное расследование преследует три основные цели:

  1. Выявление виновных лиц;
  2. Установление истины (объективных обстоятельств, способствовавших утрате ценных сведений);
  3. Локализация нарушения (применение мер ответственности к виновным, совершенствование системы защиты);
  4. Предупреждение (профилактика) разглашения конфиденциальной информации;

Необходимо особо отметить, что эффективное служебное расследование по факту утраты или распространения коммерческой тайны возможно только в комплексе с организационными мероприятиями, предусмотренными Федеральным законом РФ «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004. К указанным мероприятиям относятся:

1) Установление Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну.

2) Утверждение Положения о сохранности коммерческой тайны.

3) Определение круга лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим коммерческую тайну.

На практике это выглядит следующим образом:

  • сведения о допуске к коммерческой тайне должны быть указаны в трудовом договоре работника.
  • работник должен быть ознакомлен под роспись и с Перечнем сведений и с Положением о сохранности коммерческой тайны.

Допуск означает, что работник не только принимает на себя обязательства о сохранности и неразглашении коммерческой тайны, но и уведомляется администрацией о последствиях нарушения принятых на себя обязательств (увольнение — ст.81 Трудового кодекса РФ, возмещение убытков — ст.139 Гражданского кодекса РФ, передачи дела в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовного дела).

По факту разглашения конфиденциальной информации руководитель предприятия руководитель предприятия (организации) принимает решение о проведении служебного расследования путем издания соответствующего приказа, которым назначается лицо, уполномоченное проводить служебное расследование, и устанавливаются сроки расследования (в календарных днях со дня издания приказа). Устанавливая сроки необходимо учитывать требования ст.193 Трудового кодекса РФ: «Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка». Иными словами, максимальный срок служебного расследования, как правило, не должен превышать 20 календарных дней.

В условиях жесткого временного регламента и необходимости полного и всестороннего изучения обстоятельств разглашения информации к служебному расследованию должны привлекаться наиболее квалифицированные специалисты. Для разрешения сложных вопросов, требующих специальных познаний, организация может привлекать сторонних экспертов.

Служебное расследование может проводиться как единолично (руководителем либо уполномоченным им лицом), так и коллегиально (назначенной комиссией). Поскольку служебное расследование, как правило, служит основанием для юридически значимых действий (дисциплинарного взыскания в виде увольнения и/или иска о возмещении убытков) целесообразно включать в состав комиссии работника кадровой или юридической служб.

Лицу или комиссии, проводящей служебное расследование, предоставляются наиболее широкие полномочия, так в ходе расследования они:

— производят осмотр места происшествия;

— выявляют и опрашивают очевидцев и иных лиц, причастных к проступку, собирают у них письменные объяснения;

— запрашивают служебную характеристику на виновного работника;

— знакомятся с действующими в организации локальными нормативными актами (положениями, распоряжениями, правилами) и иными документами. При работе с документами необходимо учесть, что к работе принимаются оригиналы документов. Документы, оформленные ненадлежащим образом и имеющие поправки (исправления, подчистки) как доказательства обстоятельств не рассматриваются.

— важным моментом является получение письменных объяснений виновного работника. Обращаем внимание, что в случае отказа работника от письменных объяснений комиссией в составе не менее 3-х человек составляется акт, котором указывается:

  • место, день и время составления акта;
  • должность, фамилия, имя и отчество сотрудника, составляющего акт и свидетелей, присутствующих при его составлении;
  • содержание причин отказа работника от письменных объяснений;

Полученные комиссией сведения обобщаются и анализируются. На основе собранных материалов составляется акт. Структура акта может выглядеть следующим образом (по аналогии с судебным решением):

  1. Вводная часть, в которой содержатся общие сведения: состав комиссии; дата и место проведения служебного расследования, основание и повод его проведения; сведения о характере, дате и месте нарушения; сведения о работнике, совершившим проступок.
  2. Мотивировочная часть, в которой должны быть указаны обстоятельства дела, установленные комиссией; доказательства, на которых основаны выводы комиссией об этих обстоятельствах; доводы, по которым комиссия отвергает те или иные доказательства; законы и внутренние локальные акты, которыми руководствовалась комиссия.
  3. Резолютивная часть, в которой содержатся выводы и предложения комиссии (наказание, привлечение к материальной ответственности передача.

Акт подписывается всеми членами комиссии. При несогласии с выводами комиссии или с отдельными положениями заключения, член комиссии, выразивший несогласие, может приобщить к акту свою объяснительную записку, в которой изложено его особое мнение.

Рекомендуется чтобы, чтобы изложенный в настоящей статье порядок проведения служебного расследования был оформлен локальным нормативным актом в виде «Положения о проведении служебного расследования», утвержденного руководителем предприятия. Данный подход оправдан тем, что в случае возникновения необходимости в служебном расследовании достаточно просто следовать правилам такого положения.

Учитывая изложенное, необходимо сделать вывод о том, что наибольшей эффективности при проведении служебного расследования можно достигнуть только при условии максимально формализованного подхода к установлению истины противоправного деяния, установление виновности лиц, а также  локализации негативных последствий.

Д.Н. Курной, А.В. Чунаев

литература

  1. Федеральный закон от 20.02.1995 №24-Ф3 «Об информации, информатизации и защите информации».
  2. Степанов Е.А., Корнеев И.К. Информационная безопасность и защита информации: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 304с.
  3. Глухов Н.И. Коммерческая тайна предприятия и технология ее защиты: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2005. – 204 с.

Tagged: документыслужебное расследование

» Как правильно проводить

Служебное расследование как правильно проводить

Служебное расследование это:

Служебное расследование #160;(служебная проверка)#160;— деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка. сотрудников (работников), либо невыполнения ими функциональных обязанностей.

Служебное расследование (проверка) является одной из стадий дисциплинарного производства.

Решение о проведении служебного расследования произвольно принимает первый руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка.

Служебное расследование это сугубо внутренняя проверка, рамки служебного расследования ни по кругу лиц ни по объему не должны выходить за рамки ведомства, учреждения, государственного органа, коммерческого предприятия. Лица, не входящие в штат структуры, внутри которой проводится служебное расследование могут давать письменные пояснения в качестве свидетелей и привлекаться в качестве специалистов только в добровольном порядке по личному желанию.

Содержание

Порядок проведения служебного расследования

Порядок проведения служебного расследования закреплен соответствующей Инструкцией учреждения, ведомства, коммерческого предприятия, однако он не должен противоречить требованиям Трудового законодательства для гражданских учреждений и Дисциплинарного устава Вооруженных сил для воинских формирований и учреждений, а также органов МВД .

Общими требованиями к порядку проведения служебного расследования являются соблюдение сроков проведения, соблюдения прав лица, в отношении которого оно проводится, объективности и непредвзятости.

Служебное расследование проводится только старшим начальником лица, в отношении которого оно проводится при участии непосредственного начальника.

К проведению служебного расследования могут, в качестве экспертов. привлекаться специалисты для консультаций в области специальных знаний (штатные бухгалтера. автотехники, медицинские работники предприятия, учреждения). Возможно также проведение ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности.

Решение о проведении служебного расследования принимает первый руководитель государственного органа, учреждения, предприятия, коммерческой структуры. О начале проведения СР уведомляется лицо, в отношении которого начато служебное расследование, ему предлагается дать письменное объяснение по факту проступка.

По результатам служебного расследования выносится заключение с выводами о виновности, либо не виновности лица, в отношении которого проводилось служебное расследование.

Сроки проведения служебного расследования

Срок проведения служебного расследования закреплен соответствующей Инструкцией учреждения, ведомства, коммерческого предприятия, но он не может превышать сроки привлечения к дисциплинарной ответственности по Трудовому законодательству для гражданских структур или Дисциплинарному уставу для военнослужащих и сотрудников МВД.

В соответствие с общепринятой практикой в большинстве структур, срок проведения служебного расследования не может превышать одного месяца за исключением времени пребывания сотрудника (работника) на больничном, в отпуске, в командировке. Нарушение сроков проведения СР автоматически освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.

Права лица, в отношении которого проводится служебное расследование

Права лица, в отношении которого проводится служебное расследование закреплены соответствующей Инструкцией учреждения, ведомства, коммерческого предприятия, однако существуют общие права, вытекающие из прав человека и гражданина. Лицо, в отношении которого проводится служебное расследование имеет право:

  • знать в связи с чем проводится служебное расследование;
  • давать письменные объяснения по вопросам служебного расследования;
  • заявлять ходатайства в ходе проведения служебного расследования;
  • предоставлять документы, вещественные доказательства для приобщения к материалам служебного расследования;
  • предоставлять свидетелей для их последующего опроса в ходе проведения служебного расследования.

Юридические последствия проведения служебного расследования

По результатам служебного расследования, в случае получения достаточных данных о наличии вины в действиях лица, в отношении которого проводилось служебное расследование, первый руководитель органа, учреждения, предприятия принимает решение о привлечении виновного к дисциплинарной или материальной ответственности.

Решении о наказании закрепляется соответствующим приказом .

В случае, если в ходе служебного расследования были установлены факты готовящихся, либо совершенных преступлений, лицо, проводившее СР обязано немедленно сообщить об этом в соответствующие государственные органы и начальнику, отдавшему распоряжение о проведении СР. При наличии в действиях лица, в отношении которого проводится СР состава преступления, материалы СР передаются по принадлежности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае решение о привлечении к дисциплинарной ответственности не принимается до разрешения материалов в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса. о чем указывается в заключении по результатам проведения СР.

Материалы служебного расследования могут быть представлены в суде в ходе рассмотрения трудового спора.

Порядок обжалования результатов проведения служебного расследования

Порядок обжалования результатов проведения служебного расследования закреплен соответствующей Инструкцией учреждения, ведомства, коммерческого предприятия. Как правило, лицо, в отношении которого проводилось служебное расследование вправе его обжаловать вышестоящему начальнику. В общем порядке результаты проведения служебного расследования могут быть обжалованы в суде .

Примечания

Ссылки

В каких случаях проводятся служебные расследования

В жизни каждой компании случаются инциденты, требующие разбирательств для выявления виновных в причинении вреда репутации или имуществу компании. Это всегда неприятный и щекотливый процесс, называемый служебным расследованием, требующий знаний, выдержки и терпения со стороны руководства, поэтому рассмотрим процесс поподробнее.

В каких случаях проводятся служебные расследования?

Служебное расследование в фирме необходимо проводить при обнаружении возможного факта проступка работника. Расследование организуется для получения достоверной информации о фактах дисциплинарных нарушений, денежных и имущественных краж, утечек корпоративной информации. Мудрый руководитель никогда не будет обвинять своего сотрудника безосновательно, поэтому привлечь работника к дисциплинарной ответственности можно только за неисполнение или ненадлежащее выполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст.

Порядок проведения служебного расследования

192 ТК РФ). Основные обязанности сотрудника изложены в трудовом договоре и в ст. 21 ТК РФ.

Служебное расследование в ТК РФ

В отличие от расследования, например, ДТП, который четко установлен Положением о порядке проведения служебного расследования ДТП, трудовой кодекс не предусматривает служебное расследование, как и понятие организации расследования. Однако привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности может приравниваться к порядку проведения расследования в компании. Согласно статье 189 ТК РФ последнее регламентируется правилами трудового распорядка внутри фирмы и/или специальным положением, инструкцией.

Процедура внутреннего расследования

Процедура внутреннего расследования начинается с обнаружения любым сотрудником или руководителем факта проступка работника.

Он должен быть документально зафиксирован в виде акта или служебной записки на имя директора компании. На основании этого документа назначается внутреннее расследование. Очень важно то, как и в какие сроки, руководитель получает такую информацию, так как в противном случае проведение расследования можно обжаловать в суде.

В течение суток после обнаружения факта проступка составляется приказ о проведении внутреннего расследования. Только непосредственный руководитель работника, который совершил проступок, может подписать этот приказ и принять решение о назначении комиссии. В ее состав должны входить не менее трех компетентных и не заинтересованных сотрудников предприятия, которые будут вести протокол служебного расследования.

Приказ не имеет по ТК РФ какой-то специальной формы и поэтому пишется в произвольной форме.

В завершении расследования комиссия предоставляет руководителю рапорт, в котором должны быть указаны результаты внутреннего расследования, а именно

  • виновные лица и степень их вины,
  • причины и условия совершения нарушения,
  • рекомендуемые меры наказания,
  • рекомендации по исключению подобных инцидентов.

Проведение расследования в компании должно осуществляться в максимально короткие сроки, чтобы не запятнать репутацию честного работника и не дать скрыть следы проступка провинившемуся.

Использование полиграфа при внутреннем расследовании

Правила не исключают использования полиграфа при проведении расследования для получения достоверной информации в короткие сроки. Опытные специалисты без лишней огласки, слухов и сплетен помогут найти всех виноватых в совершении проступка и понять истинные причины его совершения. Эта процедура не займет много средств и времени. Использование детектора лжи более эффективное и спокойное решение, чем учинение допросов или пропускание ситуации сквозь пальцы.

Служебное расследование с применением полиграфа многократно увеличивает шансы раскрытия нарушений без разрушения теплых отношений в коллективе.

Главная Акты Служебное расследование

Служебное расследование

Если на предприятии произошел инцидент, то помимо взыскания с виновного работника материального ущерба необходимо провести инвентаризацию и служебное расследование. Оно необходимо, чтобы в будущем избежать неприятных последствий и застраховаться от подобных случаев.

Инвентаризация нужна, чтобы оценить причиненный ущерб, служебное расследование – чтобы выявить причины его возникновения. Расследование выполняется по этапам и в завершении составляется акт служебного расследования.

Создание комиссии

Образец приказа о проведении служебного расследования

Она должна состоять из тех сотрудников, которые не связаны с происшествием. Обычно в ее состав включаются специалисты и представители руководства. В ней должно найтись место юристу, бухгалтеру, руководителю отдела кадров, начальнику службы безопасности и так далее.

Для проведения расследования назначается председатель комиссии, для ведения документации – секретарь.

После издается приказ о проведении служебного расследования, все члены комиссии должны с ним ознакомиться и расписаться.

Сбор информации

Чтобы установить степень вины работника, связь между происшествием и его поведением, комиссия должна собрать и проанализировать все данные. Для этого она должна опросить свидетелей, обобщить документы, просмотреть все доказательства.

Объяснение работника

Комиссия в соответствии с Трудовым кодексом должна запросить у сотрудника письменное объяснение в связи со случившимся. Секретарь составляет запрос, в котором работник должен расписаться. Если он отказывается это сделать, нужно данный факт зафиксировать.

Если работник отказывается давать и письменные объяснения или уклоняется от исполнения обязанности, то должен составляться акт, в котором расписываются свидетели.

Комиссионное заседание

После того, как вся информация собрана и обобщена, комиссия заседает и отвечает на вопросы:

  • имело ли место происшествие (причинение ущерба) и в чем оно проявилось;
  • каковы обстоятельства, время и место причинения ущерба;
  • каковы последствия происшествия;
  • каковы причины возникновения ущерба;
  • какова вина лица (или нескольких лиц), выразившаяся в их действиях или бездействии в момент нанесения ущерба;
  • есть ли обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность виновных за происшествие.

Составление акта

После завершения всех обсуждений комиссия составляет акт, из текста которого должно быть понятно:

  • какой именно ущерб был нанесен компании и в чем он выразился;
  • каковая ответственность виновных лиц и в чем именно заключается их виновность (описание их действий или бездействия);
  • что между ЧП и поведением сотрудника существует причинно-следственная связь.

В акте содержатся вводная, основная и резолютивная части. Результаты инвентаризации и другие документы, в том числе письменные объяснения виновных и свидетелей, видео-доказательства, акты обследования и так далее, должны прилагаться к акту в виде приложения.

Все материалы подшиваются в папку «Дело», пронумеровываются, составляется опись документов.

Акт заверяется подписями всех членов комиссии и виновного. Если сотрудник отказывается ставить подпись на акте, это должны своими подписями засвидетельствовать очевидцы.

Работник имеет право просмотреть все материалы расследования и обжаловать их (статья 247 ТК РФ).

Поделитесь с коллегами:

Источники: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1148491, http://true-or-false.ru/v_kakih_sluchayah_slujebnoe_rassledovanie.html, http://mirblankov.ru/sluzhebnoe-rassledovanie/

Комментариев пока нет!

Статья 65. Порядок проведения служебного расследования

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

1. Служебное расследование – деятельность по сбору и проверке материалов и сведений о проступке сотрудника в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств его совершения.
2.

Служебное расследование в отношении работника: образец

Служебное расследование проводится в целях выявления причин и условий, способствовавших его совершению, установления виновных и обеспечения принципа неотвратимости наказания либо исключения необоснованного привлечения сотрудника к ответственности.
3. Основаниями для проведения служебного расследования могут являться:
1) рапорты, заявления, жалобы и письма;
2) факты правонарушений и происшествий;
3) результаты ревизий;
4) результаты проверки учебной, оперативной и служебной деятельности подразделений;
5) сообщения органов дознания, следствия и суда;
6) сообщения должностных лиц, организаций и средств массовой информации;
7) материалы дел, поступившие от соответствующих государственных органов для решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных антикоррупционным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
4. Служебное расследование назначается приказом уполномоченного руководителя и проводится уполномоченным должностным лицом в срок не более пятнадцати календарных дней. В исключительных случаях срок служебного расследования может быть продлен лицом, назначившим проведение служебного расследования, на срок не более десяти календарных дней.
Проведение служебных расследований без наличия приказа не допускается.
5. При совершении сотрудником проступка с него в обязательном порядке истребуется письменное объяснение. Если в объяснении сотрудник согласен с фактом совершения им проступка, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проведение дополнительных проверочных мероприятий, либо проверка с выездом на место, то уполномоченный руководитель имеет право наложить дисциплинарное взыскание, за исключением взысканий в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в специальном звании на одну ступень и увольнения по отрицательным мотивам, без проведения служебного расследования.
Дисциплинарные взыскания в виде снижения в специальном звании на одну ступень ниже и увольнения по отрицательным мотивам налагаются по результатам проведенного служебного расследования с учетом предложений дисциплинарной комиссии.
В случаях если сотрудник в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, уполномоченным руководителем в срок не позднее трех суток со дня обнаружения проступка должно быть назначено служебное расследование в порядке, определенном настоящим Законом.
6. Для проведения служебного расследования руководителем назначается уполномоченное должностное лицо, по занимаемой должности равное или выше должности сотрудника, совершившего проступок.
В случае необходимости, для получения заключений, пояснений и консультаций по вопросам, требующим специальных знаний, к проведению служебного расследования могут привлекаться в качестве специалистов сотрудники соответствующего направления оперативно-служебной деятельности, о чем указывается в приказе.
В необходимых случаях на время проведения служебного расследования руководитель может освободить уполномоченное должностное лицо от исполнения его функциональных обязанностей, о чем указывается в приказе.
7. В проведении служебного расследования не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в его результатах. В этом случае он обязан обратиться к лицу, принявшему решение о проведении служебного расследования, с письменным рапортом об освобождении его от участия в проведении этого расследования. При несоблюдении указанного требования результаты служебного расследования считаются недействительными.
8. Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот проступок, в отношении которого установлена его вина.
9. Виновным в совершении проступка признается сотрудник, совершивший противоправные действия (проявивший бездействие) умышленно или по неосторожности.
10. Проступок признается совершенным умышленно, если сотрудник, его совершивший, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел его вредные последствия и желал или сознательно допускал наступление этих последствий либо относился к ним безразлично.
11. Проступок признается совершенным по неосторожности, если сотрудник, его совершивший, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
12. Служебное расследование может быть приостановлено приказом руководителя в случаях:
1) самовольного оставления сотрудником места службы;
2) пребывания сотрудника в отпуске, служебной командировке;
3) заболевания сотрудника, подтвержденного в установленном законом порядке;
4) проведения медицинской экспертизы, требующей продолжительного времени;
5) в других случаях, препятствующих служебному расследованию.
13. Служебное расследование возобновляется приказом руководителя, если отпали основания для его приостановления.
14. В ходе служебного расследования устанавливаются:
1) содержание и характер проступка, время, место, способ и другие обстоятельства его совершения;
2) наличие и характер последствий проступка;
3) размер причиненного вреда;
4) лицо, совершившее проступок;
5) обстоятельства, исключающие, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника;
6) причины и условия, способствовавшие совершению проступка;
7) данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего проступок;
8) вина сотрудника в совершении проступка, наличие умысла или неосторожности и мотивы совершения проступка;
9) другие обстоятельства, имеющие значение для принятия решения о привлечении сотрудника к ответственности.
15. Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:
1) раскаяние сотрудника, совершившего проступок;
2) добровольное сообщение сотрудником о совершении им проступка его руководителям;
3) предотвращение сотрудником, совершившим проступок, вредных последствий проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
4) совершение проступка при сложившихся тяжелых личных или семейных обстоятельствах;
5) совершение проступка в результате принуждения;
6) совершение проступка при нарушении условий правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, задержании лица, совершившего противоправное посягательство, исполнении приказа или команды.
Руководитель, применяющий к сотруднику взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.
16. Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного действия (бездействия) несмотря на требование руководителя прекратить его;
2) повторное совершение такого же проступка, если за первый проступок к сотруднику уже применялось взыскание и оно в установленном порядке не снято;
3) совершение проступка группой;
4) вовлечение подчиненного в совершение проступка;
5) совершение проступка по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды;
6) совершение проступка из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другой проступок или облегчить его совершение;
7) совершение проступка путем воздействия на должностное лицо или его близких в связи с выполнением им возложенных на него обязанностей;
8) совершение проступка на дежурстве, службе в суточном наряде, при выполнении специальной задачи, а также при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера;
9) совершение проступка в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного, токсикоманического опьянения (их аналогов).
Другие обстоятельства, не упомянутые в настоящем Законе, не могут быть признаны отягчающими дисциплинарную ответственность.
17. В ходе служебного расследования уполномоченное должностное лицо, которому поручено его проведение, имеет право:
1) получать письменное объяснение сотрудника, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, а также от других лиц;
2) собирать материалы, подтверждающие виновность сотрудника в совершении проступка;
3) знакомиться с соответствующими документами, в случае необходимости приобщать их копии к материалам служебного расследования;
4) получать заключения, пояснения и консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
5) выезжать на место, где был совершен проступок.
18.

Сотрудники обязаны оказывать содействие уполномоченному должностному лицу, назначенному для проведения служебного расследования, и несут персональную ответственность за достоверность предоставленных сведений.
19. Сведения о совершении сотрудником проступка, подтверждающие либо опровергающие факт его совершения, могут быть в любой форме.
Примечание РЦПИ!
В пункте 20 предусмотрено изменение Законом РК от 03.07.2014 № 227-V (вводится в действие с 01.01.2015).
20. Если в ходе служебного расследования выяснится, что проступок сотрудника содержит признаки состава преступления, руководитель немедленно докладывает вышестоящему руководителю.
21. Уполномоченное должностное лицо докладывает результаты служебного расследования в письменном виде руководителю, назначившему расследование.
После доклада уполномоченное должностное лицо обязано довести материалы служебного расследования до сотрудника, в отношении которого оно проводилось, под роспись с обязательным отражением его согласия или несогласия с выводами и предложениями служебного расследования.
22. Сотрудник, в отношении которого проводится служебное расследование, вправе:
1) давать письменное объяснение по существу проводимого служебного расследования;
2) заявлять ходатайства, представлять доказательства и иные документы;
3) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебное расследование, руководителю специального государственного органа или уполномоченному руководителю, принявшему решение о проведении служебного расследования;
4) знакомиться по окончании служебного расследования с заключением и другими материалами, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.
23. Материалы служебного расследования в отношении сотрудников, подлежащих по основаниям настоящего Закона к увольнению по отрицательным мотивам, наложению дисциплинарного взыскания в виде снижения в специальном звании на одну ступень, а также лиц, не согласных с выводами и предложениями служебного расследования, подлежат рассмотрению на дисциплинарной комиссии.
24. При отказе сотрудника, в отношении которого ведется служебное расследование, от дачи письменного объяснения составляется соответствующий акт. Его отказ не приостанавливает проведение служебного расследования. В этом случае сотрудник заслушивается на дисциплинарной комиссии.


⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 102 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:

  1. D) Вебер считал, управленческая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость
  2. D8.3 Право изменять порядок проведения соревнования
  3. Ex.7 Дайте свои примеры предложений, где необходимо изменить порядок слов при переводе
  4. gt; 3. Методика расследования налоговых преступлений, со­ вершаемых гражданами
  5. Gt; 3. Особенности расследования убийств, связанных с исчезно­ вением человека
  6. Gt; 3. Тактические особенности проведения отдельных видов обыска
  7. Gt; 3. Тактические приемы проведения предъявления для опо­ знания
  8. Gt; 5. Основные положения, методики расследования преступ­лений, совершаемых ОПФ
  9. I Порядок проведения контрольной проверки тормозов на станции
  10. I. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидата на получение свидетельства частного пилота с внесением квалификационной о виде воздушного судна — самолет
  11. I. Порядок законодательный
  12. I. Порядок медицинского отбора и направления


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *