Кто такой доцент

Учёные степени и звания

Научные сотрудники и преподаватели вузов имеют, как правило, ученую степень и ученое звание. В чем специфика данных регалий?

Что такое ученая степень?

Под ученой степенью принято понимать уровень квалификации представителя научной сферы, присвоенный ему после прохождения обучения по специальным программам. В России сейчас учреждено две ученых степени — кандидата наук и доктора наук.

Первая присваивается человеку, успешно отучившемуся в аспирантуре и защитившему кандидатскую диссертацию. Степень доктора наук присваивается ученому, который проходит обучение в докторантуре, защищает докторскую диссертацию, а также получает одобрение совета Высшей аттестационной комиссии.

Получать ученую степень доктора могут только кандидаты наук. При этом специализация, по которой человек прошел обучение в аспирантуре, зачастую не совпадает с той, по которой он намеревается учиться в докторантуре. Например, кандидат экономических наук вполне может стать доктором наук в области физики.

Что такое ученое звание?

Под ученым званием принято понимать уровень должности представителя научной сферы, присвоенный ему в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении. В России есть два ученых звания — доцент и профессор.

Важный нюанс — доцентом или профессором человек может быть не потому, что имеет соответствующее ученое звание, а в силу занимаемой должности. В свою очередь, человек, имеющий документально подтвержденное звание доцента или профессора, может не занимать соответствующих должностей в вузе.

Звание доцента (если говорить о его официальном присвоении) ученый может получить за успехи в научно-исследовательской либо педагогической работе. Звание профессора может быть присвоено сотруднику вуза за успехи в педагогической работе, а также в подготовке аспирантов.

Звание доцента и профессора подтверждается специальным аттестатом. На практике стать профессором ученый чаще всего может только при наличии опыта работы в качестве доцента.

Сравнение

Главное отличие ученой степени от ученого звания в том, что первую регалию человек получает по результатам обучения по специальным программам — в аспирантуре или докторантуре, вторую — в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении.

При этом оба понятия на практике тесно связаны между собой: доцентами становятся, как правило, ученые, имеющие степень кандидата, профессорами — доктора наук. Хотя, если человек добивается выдающихся достижений в науке, он может получить ученое звание и без соответствующей степени. Но это довольно редкий случай.

Определив, в чем разница между ученой степенью и ученым званием, зафиксируем основные выводы в таблице.

Ученая степень Ученое звание
Что общего между ними?
Ученое звание дается, как правило, только тем представителям науки, которые имеют научную степень (кандидаты становятся доцентами, доктора — профессорами)
В чем разница между ними?
Представлена степенями кандидата и доктора наук Представлено званиями доцента и профессора
Обязательным условием для присуждения ученой степени является обучение по специальным программам — в аспирантуре (для получения степени кандидата наук), в докторантуре (для получения степени доктора) Главным условием для присвоения научного звания является осуществление трудовой деятельности в вузе или научном учреждении

Образование

Профессор и доцент: это ученые звания или должности в вузе?

15 октября 2013

Относительно ученых званий очень часто возникают вопросы: что это такое и как это получить? В данной статье мы расскажем, что такое доцент. Это слово одновременно может обозначать несколько понятий, по существу сходных. Во-первых, доцент – это ученое звание преподавателя высших учебных заведений. Во-вторых, степень сотрудников научных учреждений. В-третьих, должность в вузах. С понятием «профессор» все гораздо проще — это лицо, которое является высококвалифицированным специалистом в определенной области науки, экспертом.

Кому присваивается звание доцента?

Находиться на позиции доцента в вузе — не значит обладать ученой степенью, которая присваивается ученым советом научного учреждения (или высшего учебного заведения) и одобряется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Такая степень присуждается на всю жизнь.

Критерии присвоения должности и звания «Доцент»:

  • должность присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим звание кандидата наук, после конкурсного избрания на ученом совете;
  • научным работникам присваивается степень доцента по специальности (раньше — «Старший научный сотрудник»);
  • лекторы и преподаватели высших учебных заведений, имеющие научно-педагогический стаж работы 5 и более лет, проработавшие не менее одного года в должности доцента и имеющие научные работы, также могут получить данное звание.

Чем занимается доцент?

Таким образом, доцент – это должность в вузе или ученое звание, получить которое могут лекторы, научные сотрудники и лица, с ученой степенью  «Кандидат» .

Что входит в его обязанности?

  1. Доцент наук ведет методическую и учебную работу.
  2. Осуществляет руководство над собственными занятиями и научными исследованиями студентов.
  3. Читает лекции, проводит занятия и научные исследования, внедряя их результаты в народное хозяйство.
  4. Готовит научные и педагогические кадры.

Кто такой «профессор»?

В переводе с латинского «профессор» обозначает «преподаватель». Занимается он тем, что преподает в вузах, проводит научные исследования, внедряя их итоги в народное хозяйство, готовит педагогические и научные кадры, руководит научными исследованиями студентов и собственными занятиями. Профессор – это и звание, и должность в высшем учебном учреждении. Для получения первого необходимо:

  • Иметь степень «Доктор наук», собственные изобретения или научные труды. Быть по конкурсу избранным на должность «Заведующий кафедрой» или год успешно проработать в данной должности.
  • Проработать на должности профессора не менее года, иметь большой научно-преподавательский стаж, собственные труды.
  • Быть высококвалифицированным специалистом без какого-либо научного звания, с большим производственным стажем. Должность может быть присвоена ученым советом на конкурсной основе.

Из данной статьи мы узнали, что слово «профессор», как и «доцент», — это одновременно и звание, и должность. Только в первом случае присваивается пожизненно, а во-втором — на период работы. Звания доцента и профессора похожи по своему значению.

Кто такой доцент, профессор, кандидат наук?

Заслужить их довольно сложно, нужно действительно разбираться в своей области и быть специалистом.

Духовное развитие
Служитель РПЦ — благочинный. Это звание или должность?

Когда люди заходят в храм, им в глаза бросаются иконы, росписи на стенах, позолоченные подсвечники, множество горящих свечей. Если идет служба, то ощущается запах ладана, слышится тихое церковное пение.В РПЦ, к…

Отношения
Пикапер — это коварный соблазнитель или неуверенный в себе человек?

Несмотря на то, что по статистике женщин в стране больше, чем мужчин, многие представители сильного пола испытывают некоторые затруднения при знакомстве с девушками и не знают, как себя правильно вести с ними. Особенн…

Духовное развитие
Тотемизм — это умершее верование, или оно существует и по сей день?

Считается, что религия – это продукт человеческой истории. Ученые и по сей день не могут установить то время, когда она возникла. Есть предположение, что люди никогда не существовали без религии. Человек всегда …

Еда и напитки
Кориандр и кинза – это одно и тоже или нет?

Кинзу мы используем повсеместно, причем не только в кулинарии, но и в медицине, и в косметологии. Поэтому это растение известно многим. Оно также имеет несколько названий в зависимости от региона. Многие называют это …

Закон
Что значит быть патриотом и кто имеет право носить это гордое звание?

Если вас спросят: "Что значит быть патриотом?", вы, наверное, удивитесь, ведь все мы еще со школьной скамьи помним, что патриот — это человек, который любит свою родину и готов ее всегда защитить. В детстве практическ…

Здоровье
Дезактивация — это что? Как, какими средствами и методами проводится дезактивация ртути или радиации?

Радиоактивные вещества являются продуктами распада некоторых химических элементов. Они не только оказывают вредное воздействие на организм человека, но и оставляют свой след в атмосфере на многие года. Ярким примером …

Здоровье
Мочевина: что это такое, и о чем говорит ее увеличение или снижение в крови

Получив лист с распечаткой биохимического анализа крови, можно обнаружить в нем показатель “мочевина”. “Что это такое?” — задают вопрос пациенты.

Здоровье
Чистка сосудов чесноком и лимоном – это панацея или …

С возрастом на стенках кровеносных сосудов начинают появляться различные отложения в виде бляшек, имеющие разное происхождение. Накапливаясь, они препятствуют нормальному прохождению крови и со временем становятся при…

Карьера
Рекрутирование — это… Способы и методы привлечения подходящих кандидатов на должность

Рекрутирование — это синоним "найма", произошедший из американского варианта английского языка. Это слово обозначает общий процесс привлечения, отбора и утверждения подходящих кандидатов на рабочие места для пос…

Компьютеры
Hkcmd.exe: что это за процесс и нужно ли его отключать или удалять

Многие обладатели компьютерной техники на основе чипсетов Intel достаточно часто в автозагрузке наблюдают некий непонятный процесс — hkcmd.exe. Что это такое, мало кто себе представляет четко. А некоторые вообще счита…

Научные сотрудники и преподаватели вузов имеют, как правило, ученую степень и ученое звание. В чем специфика данных регалий?

Что такое ученая степень?

Под ученой степенью принято понимать уровень квалификации представителя научной сферы, присвоенный ему после прохождения обучения по специальным программам. В России сейчас учреждено две ученых степени — кандидата наук и доктора наук.

Первая присваивается человеку, успешно отучившемуся в аспирантуре и защитившему кандидатскую диссертацию. Степень доктора наук присваивается ученому, который проходит обучение в докторантуре, защищает докторскую диссертацию, а также получает одобрение совета Высшей аттестационной комиссии.

Получать ученую степень доктора могут только кандидаты наук. При этом специализация, по которой человек прошел обучение в аспирантуре, зачастую не совпадает с той, по которой он намеревается учиться в докторантуре. Например, кандидат экономических наук вполне может стать доктором наук в области физики.

Что такое ученое звание?

Под ученым званием принято понимать уровень должности представителя научной сферы, присвоенный ему в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении. В России есть два ученых звания — доцент и профессор.

Важный нюанс — доцентом или профессором человек может быть не потому, что имеет соответствующее ученое звание, а в силу занимаемой должности. В свою очередь, человек, имеющий документально подтвержденное звание доцента или профессора, может не занимать соответствующих должностей в вузе.

Звание доцента (если говорить о его официальном присвоении) ученый может получить за успехи в научно-исследовательской либо педагогической работе. Звание профессора может быть присвоено сотруднику вуза за успехи в педагогической работе, а также в подготовке аспирантов.

Звание доцента и профессора подтверждается специальным аттестатом.

В чём разница между доктором наук и профессором?

На практике стать профессором ученый чаще всего может только при наличии опыта работы в качестве доцента.

Сравнение

Главное отличие ученой степени от ученого звания в том, что первую регалию человек получает по результатам обучения по специальным программам — в аспирантуре или докторантуре, вторую — в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении.

При этом оба понятия на практике тесно связаны между собой: доцентами становятся, как правило, ученые, имеющие степень кандидата, профессорами — доктора наук. Хотя, если человек добивается выдающихся достижений в науке, он может получить ученое звание и без соответствующей степени. Но это довольно редкий случай.

Определив, в чем разница между ученой степенью и ученым званием, зафиксируем основные выводы в таблице.

Ученая степень Ученое звание
Что общего между ними?
Ученое звание дается, как правило, только тем представителям науки, которые имеют научную степень (кандидаты становятся доцентами, доктора — профессорами)
В чем разница между ними?
Представлена степенями кандидата и доктора наук Представлено званиями доцента и профессора
Обязательным условием для присуждения ученой степени является обучение по специальным программам — в аспирантуре (для получения степени кандидата наук), в докторантуре (для получения степени доктора) Главным условием для присвоения научного звания является осуществление трудовой деятельности в вузе или научном учреждении

Ученая степень и ученое звание

Должностные инструкции

Должностная инструкция старшего преподавателя кафедры

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Старший преподаватель кафедры относится к категории специалистов.

1.2 На должность старшего преподавателя кафедры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и соответствующее одному из следующих требований:

— иметь ученую степень кандидата наук и стаж педагогической работы в вузе не менее одного года;

— иметь стаж научно-педагогической работы не менее четырех лет, в том числе три года в соответствующей профилю кафедры области деятельности; диплом дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"; являться автором (соавтором) не менее двух учебно-методических и трех научных трудов, изданных в течение последних трех лет;

— иметь стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе три года в соответствующей профилю кафедры области деятельности и являться автором (соавтором) не менее двух учебно-методических и трех научных трудов, изданных в течение последних трех лет;

— иметь стаж практической работы не менее десяти лет в соответствующей профилю кафедры области деятельности и обладать способностью к научно-педагогической работе.

1.3 Старший преподаватель кафедры должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами;
  • Планирование и организацию всех видов учебных занятий и учебной работы;
  • Организацию методической, научно-методической работы;
  • Организацию научных исследований;
  • Современное состояние области знаний по курируемым дисциплинам;
  • Культуру общения и служебной этики.

1.4 В своей деятельности старший преподаватель руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации, в том числе законом РФ "Об образовании";
  • федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • положением о факультете университета;
  • положением о кафедре;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.5 Старший преподаватель кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

1.6 Замещение должности старшего преподавателя кафедры производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Порядок замещения указанной должности определяется Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в университете.

2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Старший преподаватель кафедры обязан:

2.1 Организовывать и проводить учебную и учебно-методическую работу по курируемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий.

2.2 Участвовать в научной и научно-исследовательской работе по одному из научных направлений кафедры.

2.3 Читать лекции по курируемой дисциплине.

2.4 Осуществлять контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине.

2.5 Разрабатывать рабочие программы по курируемым дисциплинам.

2.6 Комплектовать и разрабатывать методическое обеспечение курируемой дисциплины или отдельных видов учебных занятий и учебной работы.

2.7 Принимать участие в организации и руководстве научно-исследовательской работы студентов.

2.8 Руководить самостоятельной работой студентов по курируемой дисциплине или по отдельным видам учебных занятий и учебной работы.

2.9 Оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками.

2.10 Принимать участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности.

2.11 Принимать участие в профориентационной работе со школьниками.

2.12 Принимать участие в развитии и совершенствовании материально-технической базы кафедры.

2.13 Участвовать в пропаганде научно-технических, социально-экономических и правовых знаний среди населения.

2.14 Соблюдать правила по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности.

2.15 Контролировать выполнение студентами правил по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности при проведении учебных занятий по курируемой дисциплине и при проведении отдельных видов занятий и научных исследований.

2.16 Принимать активное участие в воспитательной работе среди студентов.

2.17 Своевременно оповещать руководство кафедры, факультета (института) о невозможности выполнить обусловленную трудовым договором и расписанием учебных занятий учебную работу.

2.18 Передавать в собственность университета подготовленные в рамках выполнения служебного задания учебники, монографии, учебные пособия, патенты, методические разработки, рабочие программы и другие виды методических разработок и интеллектуальной собственности.

3 ПРАВА

Старший преподаватель кафедры имеет право:

3.1 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).

3.2 Участвовать в работе любого структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности представляемой кафедры.

3.3 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их рассмотрением на заседаниях кафедры и утверждением в установленном порядке.

3.4 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической и научно-методической работы кафедры.

3.5 Посещать все виды учебных занятий по курируемой дисциплине, проводимые преподавателями кафедры, вносить, при необходимости, предложения по улучшению организации учебных занятий.

3.6 На условиях штатного совместительства руководить или участвовать в научно-исследовательской работе, финансируемой за счет привлеченных средств предприятий или организаций.

3.7 Привлекать в установленном порядке к выполнению научных исследований преподавателей кафедры, учебно-вспомогательный персонал и студентов.

3.8 Вносить заведующему кафедрой предложения о представлении студентов и аспирантов за успехи в учебе и активное участие в НИР к различным формам морального или материального поощрения, вносить предложения о наложении взыскания на студента.

3.9 Излагать учебный материал по своим методикам, выбирать методы и средства обучения, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.

3.10 Распоряжаться денежными средствами, полученными по хоздоговорным и госбюджетным НИР.

3.11 Привлекать по согласованию с заведующим кафедрой учебно-вспомогательный персонал кафедры, а также аспирантов и студентов кафедры к работам, связанным с организацией и обеспечением учебного процесса по курируемой дисциплине, подготовкой аудиторного фонда к учебному году, переоборудованием учебных лабораторий кафедры.

3.12 Пользоваться бесплатно услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета.

3.13 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Старший преподаватель кафедры несет ответственность за

4.1 Низкий профессиональный уровень организации и проведения учебной и учебно-методической работы по курируемой дисциплине или по отдельным видам учебных занятий преподаваемой дисциплины.

4.2 Реализацию образовательно-профессиональной программы в меньшем объеме, чем запланировано в учебном плане и графиком учебного процесса.

4.3 Низкие требования к качеству подготовки студентов по преподаваемой дисциплине или по отдельным видам занятий.

4.4 За нарушение или невыполнение порядка проведения учебных занятий и экзаменов, установленного утвержденным расписанием учебных занятий и экзаменов.

4.5 Нарушение академических свобод и прав студентов и работников кафедры.

4.6 Нарушение правил по охране труда и промсанитарии.

4.7 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий в закрепленных помещениях.

4.8 Не обеспечение безопасных условий труда работников кафедры и студентов при проведении учебных занятий по курируемой дисциплине.

4.9 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.10 Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.1 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.2 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, предварительно поставив в известность об этом заведующего кафедрой и получив разрешение на выполнение.

5.3 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета, факультета (института), не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции или устного распоряжения своего непосредственного начальника (заведующего кафедрой).

5.4 Старший преподаватель кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой эта кафедра выпускает специалистов.

5.5 Старший преподаватель, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения учебно-вспомогательному и другому персоналу кафедры по вопросам организации и проведения учебных занятий по курируемой им дисциплине или руководимой им научно-исследовательской работе.

5.6 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению поручения профессора кафедры по вопросам планирования и организации учебного процесса и проведения учебных занятий, если он ведет занятия по дисциплине, курируемой этим профессором.

В нашей стране должность «профессор» отличается от учёного звания «профессор» и порядок присвоения (получения) этого звания также различен. Очень часто происходит некая путаница в понятиях, например, профессор, как преподаватель и профессор, как имеющий ученую степень.

Чтобы понять, как же получить должность профессора, мы разберемся в терминах и рассмотрим различные варианты решения этого вопроса.

Как получить должность профессора

В Российской Федерации профессор — это учёное звание научно-педагогического работника (военнослужащего высшего учебного заведения, сотрудника научного учреждения).

Ученые степени и звания: кто есть кто

Например, профессор по кафедре, профессор по специальности.

Профессор, доцент — могут быть учёными званиями. Они подтверждают педагогическое мастерство человека, имеющего необходимый стаж педагогической работы, научные достижения, написанные учебные пособия, опубликованные научные статьи и т.д. В этом случае выдаются дипломы соответствующего образца. Чтобы получить звание профессор по кафедре, необходимо вести педагогическую работу в высших образовательных учреждениях.

Стоит отметить, что учёное звание профессора также может быть присвоено гражданам других государств, приглашенным на педагогическую или научную работу в образовательные учреждения РФ.

Как получить должность профессора

Где же получить звание профессора? Опять же здесь все зависит от того, какое будет звание. Если это звание профессора по кафедре, то с 2011 года, согласно Российскому Законодательству, оно присваивается Минобрнауки Российской Федерации, а учёное звание профессора по специальности уже присваивается Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки РФ. Получить ученое звание профессора по кафедре можно и в виде исключения. В эту категорию попадают кандидаты наук, замещающие по трудовому договору должность профессора или заведующего кафедрой, а также декана факультета, руководителя филиала (института), проректора, ректора ВУЗа и т.д. Военнослужащие тоже могут получить звание профессора по кафедре, если имеют учёную степень кандидата наук и замещают должность профессора, начальника кафедры и др.

Учёное звание «профессор» присваивается человеку пожизненно (есть отдельный порядок лишения звания). Обладатель звания остается профессором в любых ситуациях: при увольнении, переходе на другую должность, выходе на пенсию и т.д.

Как получить должность профессора

Профессор или доцент могут вести в ВУЗе определенные занятия, лекции, за которые получают установленную заработную плату. Данную должность подтверждает только запись в трудовой книжке, никаких дипломов и ученой степени не нужно. В этом случае должность профессора кафедры дается решением учёного совета ВУЗа (или приказом ректора). Для военнослужащих — это приказ начальника военного ВУЗа. При любых изменениях в трудовой деятельности научно-педагогического работника (увольнение, выход на пенсию, перевод на должность, не носящую должности «профессор кафедры») — звание «профессор кафедры» снимается.

По статистике, более 95% профессоров в российских высших учебных заведениях имеют учёное звание профессора, а также учёную степень доктора наук.
Чтобы стать профессором в ВУЗе, каждый преподаватель проходит следующий путь:

  1. Защиту кандидатской диссертации;
  2. Получение должности доцента;
  3. Получение звания доцента;
  4. Защиту докторской диссертации;
  5. Получение должности профессора;
  6. Получение звания профессора.

Таким образом, существует понятие «профессор», подразумевающее получение ученого звания, и есть понятие должности «профессор», присваиваемое высшими учебными заведениями Российской Федерации.

Глава 7. Автор. Ассистент, доцент, профессор

Василий Доценко

   Защищал я свою диссертацию в один день с преподавателем кафедры биохимии М.П.Шлемовичем (фамилия изменена), который был племянником жены профессора Б.А.Собчука. М.П. после окончания нашего мединститута вместе с женой-гинекологом получил распределение в одну из азиатских республик Советского Союза, а затем вернулся во Львов. Лет ему было уже около 40 и, по существующему закону, быть принятым в аспирантуру он не мог. Но ходатайства в министерство помогло преодолеть это ограничение. Он был принят в аспирантуру и выполнял свою диссертационную работу параллельно со мной.
   После защиты кандидатской диссертации я оказался на распутье. Было понятно, что дальнейшего продвижения на кафедре уже не буде, так как не скрывалось, что в ближайшее время заведовать кафедрой будет именно М.П., поскольку здоровье профессора Б.А.Собчука резко ухудшилось. Кроме того, возможности для исследований, заложенные еще О.Парнасом, были практически исчерпаны, если не считать посуды и отдельных химических реактивов, которые приобретались ученым за деньги, выручаемые продажей туалетного мыла. О.Парнас в свое время наладил полукустарное производство мыла, чтобы иметь средства для продолжения затратных исследований на кафедре.
   В это время судьба преподнесла мне еще один сюрприз. В июне месяце меня неожиданно приглашает на беседу декан педиатрического факультета и одновременно заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней профессор Ф.П. Малюк (фамилия изменена). В связи с восстановлением закрытого 10 лет назад санитарно-гигиенического факультета (в стране никогда не могли точно посчитать, сколько необходимо каких специалистов), на его кафедре появилось два места ассистента. Одно уже было занято средних лет женщиной, миловидной, умной, решительной. Второе, учитывая мое положительное прошлое, было предложено мне и моя фамилия ушла в приказ на перевод. Следует сказать, что ректор нашего института никогда не возражал против перевода преподавателей с теоретических кафедр на клинические, считая, что их хорошая фундаментальная подготовка, после приобретения ими клинического опыта, помогут поднять научный уровень клинических исследований.
   Беседа с будущим шефом меня несколько насторожила. Я ожидал услышать от него: какими интересными проблемами с моим участием мы займемся, как поскорее мне набраться клинического опыта для успешного ведения пациентов и для преподавания основ терапии? Вместо этого мне пришлось выслушать, как в последствии оказалось, совершенно несправедливые упреки в отношении преподавателей кафедры (безынициативность, причуды в быту и работе и т.п.). В беседе содержался недвусмысленный намек на особое ко мне расположение, если я буду его информатором. Еще больше терзаний было у меня из-за того, что уже в сентябре мне придется вести больных, дежурить по больнице, вести занятия со студентами.
   Для начала я взялся штудировать учебник внутренних болезней А.Л. Мясникова (к слову, лучший из когда-нибудь написанных по этой дисциплине), но ничего не запоминалось. Тогда я сообразил, что должен быть конкретный мотив, в моем случае — больной для изучению той или иной патологии. Да, но где взять больных? Положение мое было реально опасным из-за того, что в обычных городских больницах тогда еще не было специализированных отделений (инфарктных, онкологических, пульмонологических и других), и вести следовало больных с любой патологией. Я сообразил, что самое страшное – это ошибиться с диагностикой инфаркта миокарда и инсульта, которые могли закончиться для больного фатально, и поэтому на все лето устроился волонтером на службу «скорой помощи». Наблюдая днем больных и подчитывая учебник вечерами, я 1 сентября вошел в клинику, волнуясь, но не паникуя. Обязательным для ассистента было 2 суточных дежурства в месяц, каждое из которых на самом деле продолжалось больше 30 часов, так и во время дежурства, и на следующий день занятия со студентами оставались за мной.
   Конечно, в первые годы работы на кафедре были обидные промахи, которые со мной иногда случались, хотя я старался каждого сложного больного обсудить с доцентами кафедры, А.И.Черновой и В.И.Пискорским, а также опытным ассистентом — Ю.М.Коваливым. С каждым из них у меня сложились самые теплые отношения и взаимная симпатия. Мне разрешалось позвонить им даже ночью, во время дежурства, если были проблемы с тяжелыми больными. Но отношения с профессором стали быстро ухудшаться, ведь я ничего «важного» о преподавателях не доносил, а с восхищением отзывался об их клиническом опыте и человеческих качествах. В ответ на упреки сотрудникам в безынициативности я предложил полтора десятка предложений по новым направлениям исследований. По-видимому, опасаясь, что я начну работать еще и над докторской диссертацией, шеф давал совершенно никчемные поручения, далекие от науки.
Жизнь в клинике стала особенно невыносимой, когда ректор уволил его с должности декана, но, из жалости, оставил заведовать кафедрой. Через день устраивались заседания кафедры, сводившиеся часто к его воспоминаниям, «как раньше чудно работалось», о никчемности сотрудников нашей и других кафедр,   заканчивающиеся нередко в 7-8 вечера. Недовольным предлагалось покинуть кафедру. Пресекался любой самостоятельный шаг.
   Большую моральную поддержку в эти годы мне оказывал ставший деканом педиатрического факультета профессор М.Б.Титов, хорошо знавший меня со студенческих лет. Он предложил коллективу факультета избрать меня секретарем парторганизации и добился выдвижения меня на должность доцента кафедры (у меня уже был достаточный клинический стаж). Условием выдвижения на должность доцента было планирование мной докторской диссертации. Дело в том, что на заседаниях ученого совета института ректор без конца напоминал заведующим кафедр о необходимости подготовки резерва, называя и фамилию моего шефа.
   Отвергались десятки предложенных мной вариантов докторской диссертации. Каким-то чудом, не иначе, удалось утвердить название работы, посвященной диспансеризации и реабилитации больных, которые перенесли операции на желудке по поводу язвенной болезни. Но на присвоение мне звания доцента Ф.П. Малюк согласия не давал. Более того, так как в положении и.о. доцента я был уже в течение 4 лет, ректоратом была создана комиссия во главе с профессором И.И. Марковым, которая должна была встретиться с коллективом кафедры и принять решение – рекомендовать к присвоению мне научного звания доцента или нет? И тут я был буквально потрясен смелостью сотрудников кафедры, которые единогласно стали на мою защиту. Но на этом пакости Ф.П. не закончились. Сговорившись с ученым секретарем института, он подготовил текст решения комиссии, которая «не рекомендовала присвоение звания доцента», но под этим «документом» ни один член комиссии подпись не поставил.
Не известно, сколько бы еще продолжалась эта неопределенность, если бы профессор Ф.П. Малюк не решил и дальше заведовать кафедрой, для чего явился к ректору просить поддержки. Но тут проявил решительность ректор института профессор М.П. Павловский, который перечислил многочисленные претензии к нему от врачей клиники, преподавателей кафедры и в неопределенности положения со мной. Пообещав согласиться с решением моего вопроса в обмен на согласие ректора допустить его к избранию на должность заведующего кафедрой, Ф.П. Малюк утром следующего дня распорядился бросить занятия со студентами и немедленно готовить необходимые документы ему на подпись.
   С благодарностью вспоминаю ректора института М.П. Павловского, который поддерживал меня и в дальнейшем. Я пожаловался на то, что заведующий кафедры не дает заниматься диссертационной работой, изгоняет из лаборатории больных, которых я обследую, что я буду вынужден прекратить работу, которая уже утверждена в МОЗ Украины. Михаил Петрович перевел меня на другую кафедру, которой заведовал профессор П.Г. Подорожный, и согласился, как хирург, консультировать мою работу.

Разница между ученой степенью и ученым званием

Более того, он распорядился, чтобы все мои больные прошли обследование у него на кафедре в единственном тогда во Львове кабинете УЗД, а также организовал иммуноферментное определение уровня некоторых гормонов в крови моих пациентов. Участвуя благодаря ему в научных конференциях, публикуя результаты работы в авторитетных журналах, Михаил Петрович успешно подвел меня к защите докторской диссертации с участием в качестве официального оппонента выдающегося ученого-хирурга А.А. Шалимова.
   Годы работы на докторской диссертацией на кафедре профессора П.Г.Подорожного были счастливой компенсацией за пережитые на бывшей работе  унижения. Павел Григорьевич первое время ко мне внимательно присматривался — не окажусь ли я подлецом, как меня ему представлял бывший шеф.  У обоих были рядом гаражи, и при встрече Ф.П.Малюк, злорадствуя, предупреждал Павла Григорьевича о больших неприятностях в будущем из-за «беглеца». Но повода к недовольству в отношении меня у профессора П.Г.Подорожного никогда не было.
   Занятия с врачами-курсантами я проводил добросовестно, лекции читал интересно, одновременно проводил огромный объем исследований. Вот примерный расклад моего рабочего дня. Утром, до занятий, забор крови у больных, центрифугирование в лаборатории кафедры (на 3-м этаже) образцов для получения сыворотки, запаивание ее в пробирках, замораживание в морозильной камере  для последующего исследования содержания в крови гормонов. В это же время на 5-м этаже больницы проводилось рентгенологическое обследование желудка и двенадцатиперстной кишки доктором Л.Г.Матланом (святой человек!), а на 4-м — эндоскопия больных доктором В.Й.Кимаковичем (светлая память!). На 5-м этаже в моей учебной комнате лежит на топчане больной с зондом в желудке и с подключенными электродами гастрографа Собакина на животе. Я же, не прерывая практических занятий с врачами (вторая пара), ношусь по всем упомянутым этажам, контролируя процесс обследования больных, а затем бегу в лекционный зал (третья пара) проводить семинар.  С таким азартом я никогда в жизни не работал. Уважительно-спокойная обстановка на кафедре, казалось, открыла второе, третье, четвертое «дыхание».
   Последующий «маршрут» больных я опекал уже на курорте Моршин, где в условиях реабилитационного отделения пациенты продолжали восстановительное лечение, а затем — в поликлиниках города и районах области. Таким образо, была создана стройная система реабилитации и последующего диспансерного наблюдения больных с описанием встречающихся осложнений, их лечения и профилактики. Внедрению этой программы в практику  я обязан главному хирургу области, талантливому специалисту С.Л.Рачкевичу. 
   Учитывая сотни показателей у 450 больных, полученных в результате исследований, об обработке материалов в ручном режиме не могло быть и речи. В это время на некторых заводах, прежде всего оборонных, появились огромные вычислительные машины, работа которых сопровождалась шумом и нагревом помещения, как в горячем цеху. Используя хитрость и коньяк, удалось договориться  с руководителем такого вычислительного центра, который дал задание девушкам операторам занести на перфокарты мои материалы, организовал программу, что под грохот вычислительной машины позволило выдать обработанные результаты. Машина и назначенные шефом люди работали почти 4 месяца.
   Написание диссртации заняло почти половину года. В квартире, где проживало 6 человек (жена , ее родители, двое детей и чудный ирландский сеттер Ральф), это было бы невозможным. Пришлось оборудовать под кабинет полуподвальное помещение и там уже без помех завершить труд.
   Диссертацию к защите я подал осенью 1989 года в спецсовет при Академии последипломного медицинского образования (г.Киев). Для начала следовало «расположить» к себе ректора академии профессора В.Н.Гирина. Обнаружилось, что он любит отдыхать в санатории «Шахтер» курорта Трускавца, а его любимая минеральная вода – «Нафтуся». Его лечащий врач, а в последнее время почти приятель — начмед этого санатория. Он-то и предупредил «пациента» о минеральной воде, которая будет доставлена докторантом. Нагрузившись двумя ящиками «Нафтуси», я вышел на привокзальную площадь Киева и должен был, по договоренности со старым комсомольским приятелем, обещавшим машину, доставить воду по адресу. Но машины не оказалось, и я, беспомощный, стою рядом с залом «для официальных  делегаций». В это время в «Волгу» садится приехавший в Киев на сессию Академии наук директор Институа прикладной математики  Подстригач. Заметив мою растерянность, он из окна машины спросил: «Вам куда?». Затем распорядился водителю погрузить ящики с водой в багажник машины, доставить его в помещение Президиума АН, а затем – меня по нужному адресу. Сегодня его уже, к сожалению, нет в живых, а я не перестаю удивляться его душевной щедрости.
   Председатель специализированного совета профессор В.Г.Мясников, уже ждавший меня, приветливо встретил, быстро распорядился о процедуре рассмотрения диссертации на кафедре гастроэнтерологии, которой заведовал тогда профессор П.С.Федышин, уроженец Ивано-Франковщины, с большой симпатией относившийся к «западенцам». Экспертом диссертации была назначена профессор Дегтярева Ирина Ивановна, авторитетнейший гастроэнтеролог, красивая женщина, лет чуть за 40. Она же и стала моим официальным оппонентом, а затем — и душевным другом, вплоть до ее внезапной кончины.
   Защита однако была отложена почти на полгода из-за перерегистрации спецсовета. Но наконец дата была официально объявлена. Официальными оппонентами, кроме И.И.Дегтяревой, были утверждены академик А.А.Шалимов и профессор В.Г.Денисюк из Ивано-Франковского медицинского института. Ранее утвержденный оппонентом П.С.Федышин тяжело страдал из-за миеломной болезни, и «отречение» от защиты подписывал, уже не поднимаясь из постели.
   Не каждому читателю понять, какие проблемы встают перед совершенно бесправным диссертанток, когда все уже, казалось бы, готово к процедуре защиты. Главным препятствием оказывается здоровье (как в случае с профессором С.П.Федышиным), явка на защиту оппонентов, кворум на заседании совета. Если с приездом на защиту профессоров проблем не было, то доставить академика А.А.Шалимова оказалось не просто. Накануне в его кабинете Института клинической хирургии я просил не «мыться» завтра на операцию и несколько раз уточнял, на какой совет ему следует завтра прибыть, но он, соглашаясь, каждый раз называл другой. Убедившись, что его явка на защиту под большим вопросом, я попросил Валерия, мужа И.И.Дегтяревой, заехать в Институт хирургии в половине девятого утра и забрать академика на заседания совета. Как я и предполагал, Алексей Александрович начал готовиться к операции, и Валерий попросил его срочно «размыться» и ехать на защиту.
   На заседание совета явился ректор Академии профессор В.Н.Гирин. Оказалось, что нет кворума. Несколько профессоров отсутствовали из-за болезни, отпуска и по неизвестной причине. Негодованию В.Н.Гирина не было предела. Матерясь, он позвонил директору Института кардиологии. Тот влетел на заседание через полчаса. Защита началась.
   Началась моя работа в роли профессора, заведующего кафедрой. В это время на кафедре работали доцент Е.М.Розанов, ассистенты Л.К.Ютанова и С.А.Бачковская. Начались потери: умерла Л.К.Ютанова, опытнейший врач, замечательный лектор, ушла на пенсию С.А.Бачковская. Следовало немедленно устранить дефицит кадров опытнейшими специалистами, так как кафедра относилась к факультету усовершенствования врачей. Удалось привлечь к работе на кафедре опытнейшего эндокринолога, доцента В.И.Пискорского, прекрасного специалиста-гематолога А.П.Подорожного (сына основателя и первого заведующего кафедрой), ведущего специалиста Института фтизиатрии, пульмонолога И.С.Садового, кардиолога М.В.Перепелицу, затем — опытных практических врачей Л.М.Терлецкую и Т.И.Маркову.
   Кафедра продолжала заниматься проблемой клинической витаминологии, основоположником которой был профессор П.Г.Подорожный, а также различными вопросами гастроэнтерологии. За годы работы на кафедре мной было подготовлено 30 кандидатов и докторов наук, организовано областное общество гастроэнтерологов (теперь отделение Украинской гастроэнтерологической ассоциации).
   В 2011 году я доложил ректору Университета Б.С.Зименковскому, что достиг критического возраста – 70 лет и готов передать заведование кафедры достойному кандидату. На его вопрос: «Кому?», я предложил своего бывшего студента, сегодня профессора – Евгения Яковлевича Склярова. Кроме прочих аргументов, в его пользу свидетельстовали порядочность, бесконфликтность, научные работы в области гастроэнтерологии.
   Свой уход с заведования кафедрой я воспринял трезво, без естественных в этом случае переживаний. Работая на должности профессора кафедры, я читаю лекции врачам, продолжаю готовить кандидатов медицинских наук, пишу монографии, учебные пособия, научные статьи, выступаю по актуальным вопросам на научных конгрессах.
   Читатель, очевидно, хотел бы продолжения повести: а есть ли у автора жена, дети, внуки? Хочу ответить на все вопросы утвердительно, не вдаваясь в детали семейной жизни, поскольку дал слово своей жене в эту часть жизни никого не посвящать.

 

© Copyright: Василий Доценко, 2018
Свидетельство о публикации №218022301627

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Василий Доценко

Рецензии

Написать рецензию

Василий, с интересом прочитала Вашу повесть. Мне лично не хватило Ваших переживаний, эмоций. Многовато схематичности. Из отдельных судеб складывалась судьба страна, поэтому много похожего, а вот Ваши личные переживания, радостные и горькие, придали бы повести индивидуальность.
В целом мне понравилась повесть. И хорошо бы это сделал каждый из нас, написал о своих близких.Вы — молодец!
Я тоже начала излагать историю своей семьи в серии "Бессмертный полк".

Татьяна Михайловна Скиданова   25.08.2018 12:37     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо Вам , Татьяна Михайловна , за интерес к повести и сочувствие к автору. Василий Доценко

Василий Доценко   29.08.2018 14:54   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Василий Доценко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *