Документы для регистрации некоммерческой организации

Необходимые документы для регистрации (создания) НКО

Перечень документов, необходимых к представлению с целью регистрации некоммерческой организации регулируются ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ в редакции от 30.12.2012 г.

Документы и сведения необходимые для регистрации некоммерческих организаций:

  • данные учредителей (для физических лиц — паспортные данные, ИНН, для юридических – учредительные и регистрационные документы (см. ниже));
  • наименование организации (Полное, сокращенное и/или на иностранном языке (по желанию));
  • юридический адрес (он же адрес местонахождения), подтверждающие документы — согласие собственника объекта недвижимости на регистрацию по адресу (гарантийное письмо), нотариально заверенные копии свидетельства на право собственности, договор (предварительный договор) аренды;
  • цели создания;
  • виды деятельности;
  • структура органов управления НКО;
  • индивидуальный исполнительный орган организации (директор + паспортные данные+ИНН либо управляющая компания + учредительные и регистрационные документы);
  • способы финансирования (вклады, пожертвования и иные);
  • система налогообложения.

Если учредители юридические лица, необходимы следующие документы от каждого учредителя:

  • Свидетельство о гос. регистрации (свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юр.лиц);
  • Устав фирмы-учредителя;
  • Учредительный договор;
  • Свидетельство о постановке фирмы-учредителя на учет в ИФНС РФ;
  • Письмо Госкомстата о присвоении кодов;
  • если юридическое лицо не является резидентом РФ, то все вышеперечисленные документы (или иные подобные документы, предусмотренные в стране учредителя) должны быть легализованы, согласно международным актам ратифицированным РФ (например: на документах должен стоять апостиль), а также документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.

Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в регистрирующий орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Непосредственного присутствия при подаче документов в регистрирующий орган не требуется, т.к. подача и получение документов осуществляется по доверенности. Однако требуется присутствие одного из учредителей при заверении заявления о регистрации у нотариуса.

Перечень представляемых документов при создании некоммерческой организации:

1) заявление по форме Р11001, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель);

2) учредительные документы некоммерческой организации в 3 экзмлярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины – 4 000 рублей;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (гарантийное письмо или предварительный договор аренды, документы о праве собственности (если учредитель предоставляется собственный адрес, при этом если предоставляется адрес жилого помещения, то необходимо согласие всех собственников и лиц, зарегистрированных по данному адресу);

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;

9) заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Решение о государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации принимается уполномоченным органом. Указанное решение принимается на основании документов, представленных на регистрацию и заверенных уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также на основании копий учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Документы иностранных организаций должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и надлежащим образом удостоверены.

Создание филиала/представительства иностранной некоммерческой организации на территории РФ.

Согласно статье 13.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-Фз в редакции от 30.12.2012 г. иностранная некоммерческая неправительственная организация в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства уведомляет об этом уполномоченный орган.

Примечание!!! Действие статьи 13.2 не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации должно быть заверено уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации и содержать сведения об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.

К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) учредительные документы иностранной некоммерческой неправительственной организации;

2) решение руководящего органа иностранной некоммерческой неправительственной организации о создании филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации;

3) положение о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации;

4) решение о назначении руководителя филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации;

5) документ с изложением целей и задач создания филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Уведомление и прилагаемые к нему документы должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и надлежащим образом удостоверены. Не позднее тридцати дней со дня получения уведомления уполномоченный орган выдает руководителю соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации выписку из реестра из соответствующего реестра.

Основания отказов во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве иностранной некоммерческой организации:

1) если сведения и документы, представлены не полностью либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;

2) если установлено, что в представленных учредительных документах иностранной некоммерческой неправительственной организации содержится недостоверная информация;

3) если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

4) если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации;

5) если ранее внесенные в реестр филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации были исключены из реестра в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Примечание!!! Отказ во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд. Отказ во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации не является препятствием для повторной подачи уведомления при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Не позднее двадцати дней со дня внесения в реестр сведений о соответствующем структурном подразделении иностранной некоммерческой неправительственной организации руководитель данного структурного подразделения обязан уведомить уполномоченный орган об адресе (о месте нахождения) филиала или представительства и о контактных телефонах.

Уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации и в прилагаемых к уведомлению документах, в порядке указанном выше.

Китаев С. В.,
старший юрист,
юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»

В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы, связанные с регистрацией некоммерческих организаций в Российской Федерации. Понятное изложение вкупе с глубокой проработкой нюансов дают представление о возможных «подводных камнях» и спорных вопросах, с которыми придется столкнуться при регистрации НКО в России. Именно такой подход, принятый автором, позволил превратить сухие строчки многочисленных пунктов нормативных документов в статью, полезную для специализирующихся в этой области юристов и понятную широкому кругу читателей.

Часть 1: НКО – основные положения о некоммерческих организациях

Согласно ст. 50 ГК РФ, объединения в зависимости от целей их создания могут принимать одну из двух форм: коммерческую или некоммерческую.

Некоммерческие организации не имеют права распределять полученную прибыль между участниками, а все полученные средства обязаны направлять на достижение заложенных в уставе целей.

Виды организационно-правовых форм НКО
Все возможные для НКО организационно-правовые формы перечислены в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а в главе II этого же закона прописаны основные положения, касающиеся деятельности каждой из перечисленных форм некоммерческих организаций.

Контроль над некоммерческими организациями
Полный перечень требований к некоммерческим организациям разных типов перечислен в ст.

32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в п. 2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», а также в нормативных актах, регулирующих отдельные сферы деятельности НКО. Если некоммерческая организация допускает неоднократные нарушения законодательных требований и сроков предоставления документов о ее деятельности, то уполномоченные органы имеют право обратиться с заявлением в суд о прекращении деятельности и ликвидации этой организации (п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Часть 2: Подготовка к регистрации НКО

Учредители НКО
Подготовка к регистрации НКО должна начинаться с выбора учредителей. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учредителем НКО может практически любой дееспособный гражданин России, лицо, не имеющее гражданства, или иностранный гражданин, законно находящийся на территории РФ, а также юридическое лицо.

В соответствии с п. 1.2 ст. 15 вышеуказанного закона учредителями НКО не могут быть:

  • иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • лица, включенные в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественные объединения или религиозные организации, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лица, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • лица, которые не соответствуют предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок управления в НКО
Высшим органом управления НКО (п. 1 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих  организациях») может быть либо коллегиальный высший орган управления (автономные некоммерческие организации), либо общее собрание членов (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства), либо определенный уставом орган управления (фонды). Все права и обязанности высшего органа управления обязательно должны быть прописаны в уставе НКО.

Выбор видов деятельности НКО
Следующий этап подготовки – определение видов деятельности. Все выбранные виды деятельности должны соответствовать целям создания НКО.

В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должны в обязательном порядке содержаться сведения о видах деятельности каждого зарегистрированного на территории России юридического лица, а некоммерческая организация – это юридическое лицо.

Поэтому в уставе НКО нужно указать все виды деятельности, которыми предполагает заниматься некоммерческая организация.

Если через некоторое время НКО решит начать или, наоборот, прекратить работу по другим видам деятельности, перечисленным в ее уставе, то нужно будет подать заявление на внесение изменений в ЕГРЮЛ об этом юридическом лице.

Выбор наименования для НКО
При подготовке к регистрации НКО стоит серьезно подойти к выбору наименования. Неправильно подобранное для организации название и невыполнение всех предъявляемых к нему требований может послужить не только причиной отказа в регистрации, но и привести к судебным тяжбам.

Законодательно требования к наименованию НКО прописаны в ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Также следует обратить внимание на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1999 г. № 7570/98, в котором устанавливается, что наименование НКО должно состоять из произвольной и обязательной части. Содержание этих двух частей должно быть следующим:

Обязательная часть:

  • организационно-правовая форма некоммерческой организации;
  • характер ее деятельности;
  • другие сведения в соответствии с требованиями законодательства в отношении определенных организационно-правовых форм НКО.

Произвольная часть:

  • ¦ словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена людей и т.

    д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности. Из обязательной части можно условно выделить общую составляющую и специфическую.

Общая составляющая обязательной части должна присутствовать в наименованиях всех некоммерческих организаций. Это указание на организационно-правовую форму НКО и характер ее деятельности.

Примеры обязательной части наименования: «Общественная организация помощи инвалидам, малоимущим и молодым семьям», «Некоммерческое партнерство Компьютерный клуб» и т. д.

Специфическая составляющая обязательной части наименования НКО присутствует только в наименованиях некоммерческих организаций определенных организационноправовых форм.

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» официальное название общественного объединения, помимо указания на его организационно-правовую форму и характер деятельности, должно содержать указание на территориальную сферу, в которой он будет работать.

Объединенияпризнаются:

  • общероссийскими, если объединение работает и имеет свои филиалы и представительства на территории более половины субъектов РФ;
  • межрегиональными, если объединение работает и имеет свои филиалы и представительства на территории менее половины субъектов РФ;
  • региональными, если объединение работает в пределах одного субъекта РФ;
  • местными, если объединение работает в пределах территории одного органа местного самоуправления.

Примеры правильно составленной обязательной части наименований: «Московская общественная организация инвалидов по слуху», «Муниципальное образовательное учреждение», «Гатчинский областной культурно-просветительский общественный фонд» и т. д. Немало требований предъявляется к произвольной части наименования, а именно к «словесному и (или) цифровому обозначению (названия предметов, имена людей и т. д.), направленному на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности».

Во-первых, наименование некоммерческой организации должно быть представлено на русском языке. Впрочем, предусматривается также возможность использования наряду с русскоязычными названиями наименований, переведенных на языки народов РФ и на иностранные языки.

Также разрешено иметь сокращенные наименования НКО.

Во-вторых, следует учесть, что использование личных имен граждан, фирменных наименований юридических лиц, символики и других объектов, защищенных законами об охране интеллектуальной собственности, и их авторских прав возможно только при условии документального подтверждения правомочности их применения. Кроме того, существуют строгие ограничения на использование официального наименования нашей страны – Россия или Российская Федерация, а также слов, производных от этого наименования. Делать это могут только общественные объединения, имеющие общероссийский статус или централизованные религиозные организации. В иных случаях  необходимо будет получить специальное разрешение на использование этих слов. И еще одно важное дополнение: в подп. 3 п. 1 ст. 23.1 предписывается отказывать в регистрации НКО, «если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан». Что касается исключительного права на использование наименования, то в п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» имеется положение: «Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования». Таким образом, после регистрации НКО никакая другая организация не будет иметь прав на его использование.

Выбор юридического адреса НКО
Перед тем как начать процедуру регистрации НКО, необходимо определиться с юридическим адресом организации.

Законодательство требует указать адрес офиса, в котором будет работать исполнительный орган будущей организации, или же адрес, по которому постоянно пребывает ее руководитель, например директор, председатель или президент этой некоммерческой организации.

Территориальные отделы Министерства юстиции Российской федерации требуют документального подтверждения прав на работу в помещении, указанном в качестве юридического адреса НКО. В качестве такого подтверждения могут служить следующие документы:

  • при аренде помещения – заключенный договор аренды на длительный срок;
  • при указании помещения, находящегося в собственности, – свидетельство о собственности на это помещение.

Обратите внимание! На практике выполнение данного требования вызывает огромный вопрос: если юридическое лицо еще не зарегистрировано, то есть его еще не существует, и оно не обладает правомочностью, то каким образом несуществующее НКО может заключить договор аренды или получить свидетельство о собственности на помещение?!

Во избежание проблем с подтверждением указанного адреса законодательство предоставляет некоммерческим организациям второй вариант: зарегистрировать НКО на адрес места нахождения лица, имеющего право действовать от имени НКО без доверенности. Формально таким адресом вполне может стать домашний адрес руководителя некоммерческой организации.

Прямого запрета на регистрацию НКО в жилом помещении в законодательстве нет. На местах же регистрирующие органы далеко не всегда регистрируют некоммерческие организации по домашнему адресу одного из руководителей.

Разногласия возникают из-за несогласованности и запутанности российского законодательства.

Разработка учредительных документов
После того как все основные вопросы, касающиеся создания некоммерческой организации, решены, можно приступать к разработке учредительных документов НКО.

Выбор того или иного типа учредительного документа делается на основании положений п.

1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В частности, учредительными документами являются:

  • устав – для общественных организаций, фондов, частных и бюджетных учреждений;
  • устав и учредительный договор – для ассоциаций или союзов (объединений юридических лиц);
  • устав или учредительный договор – для некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций;
  • общее положение об организации данного вида – адвокатская организация или проф союз.

Общими требованиями к учредительным документам для всех видов некоммерческих организаций является наличие в них следующих сведений:

  • наименование некоммерческой организации;
  • место нахождения некоммерческой организации;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов;
  • условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
  • источники формирования имущества некоммерческой организации;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
  • иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации перечень необходимых в учредительных документах сведений может меняться.

Часть 3: Процедура регистрации НКО

Процесс регистрации некоммерческих организаций сложен и трудоемок.

Причин тому множество.

Во-первых, огромное количество всевозможных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в которых можно зарегистрировать НКО в нашей стране. Во-вторых, обширнейшая правовая база, причемнередко встречаются ситуации, когда законы не только дублируют те или иные положения, но и когда усматривается явное противоречие между принятыми законами или, в лучшем случае, имеется в наличии расплывчатость формулировок.

Процедура и сроки представления документов
Процедура регистрации НКО проводится в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Суть и сроки самого процесса таковы:

  1. в течение 3 месяцев после принятия учредителями решения о создании некоммерческой организации необходимо собрать требуемый пакет документов и представить его в территориальное отделение Минюста РФ;
  2. Министерство юстиции рассматривает полученную документацию и в течение 14 рабочих дней выносит решение либо о регистрации НКО, либо об отказе в регистрации;
  3. если вопрос решился положительно, то территориальное отделения Минюста РФ передает пакет документов в Регистрационную палату, а если отрицательно, то на имя заявителя поступит официальный отказ в регистрации с аргументированным объяснением этого решения;
  4. в течение 5 рабочих дней Регистрационная палата заносит все сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а затем в течение 1 рабочего дня информирует об этом территориальное отделение Минюста РФ;
  5. далее Министерство юстиции в течение 3 рабочих дней выдает заявителю Свидетельство о государственной регистрации НКО.

Для завершения процесса регистрации новая некоммерческая организация должна:

  • изготовить печать;
  • встать на учет в территориальном отделении Федеральной налоговой службы;
  • получить коды статистики;
  • открыть расчетный счет в банке;
  • встать на учет в фондах – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Часть 4: Отказ в государственной регистрации НКО

Законодательно установленные причины и процедура отказа
В государственной регистрации НКО может быть отказано по следующим причинам:

  1. учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции  и законодательству РФ;
  2. ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  3. наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
  4. необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
  5. выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем (в соответствии с п. 1.2 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);
  6. установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
  7. после приостановления процесса регистрации в связи с ненадлежащим оформлением документов НКО не устранила недостатки в установленный срок (не более чем 3 месяца).

Также перечислены дополнительные основания для отказа в регистрации отделению иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.

Документы для регистрации некоммерческих организаций

2 той же статьи):

  1. цели создания отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации противоречат Конституции и законодательству РФ;
  2. цели создания отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам РФ;
  3. ранее зарегистрированное на территории России отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации было ликвидировано в связи с грубым нарушением Конституции и законодательства РФ.

Обратите внимание! Особенно нужно отметить п. 7. Это очень важная поправка. Ранее, до введения этого пункта, при малейшей неточности в оформлении заявитель получал отказ в регистрации и всю процедуру необходимо было начинать сначала. Сейчас появилась возможность оперативно исправить мелкие недочеты, продолжить процедуру регистрации и положительно ее закончить.

Государство устанавливает четкие сроки, в которые должно быть вынесено решение о регистрации или отказе в регистрации некоммерческой организации. На это отведено 14 рабочих дней со дня получения пакета документов.

Если Министерство юстиции принимает решение об отказе в регистрации или о приостановлении процедуры с целью исправления недочетов, то заявителю в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения отправляется письменное сообщение, в котором должны быть указаны причины отказа со ссылками на действующее законодательство.

Практика отказов в регистрации НКО
Даже обычная опечатка, с первого взгляда не бросающаяся в глаза, может стать причиной отказа с формулировкой «неточности в оформлении документов» или «документы оформлены ненадлежащим образом».

Очень часто в последнее время отказ в регистрации обосновывают отсутствием дополнительных документов, не предусмотренных законодательством.

Все это незаконно, но оспорить в суде подобные нарушения – трудно и долго.

(Устав автономной некоммерческой организации, протокол общего собрания учредителей и образец заявления о государственной регистрации автономной некоммерческой организации при ее создании (форма РН001) представлены в разделе «Официальные документы/Деловые бумаги». – Примеч. ред.)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие статьи 14 не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке, Государственную компанию «Автодор» (статья 1 данного документа, Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ).

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации

1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

абзац утратил силу.

Регистрация НКО — пошаговая инструкция 2018 года

— Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В случаях, предусмотренных , некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1.1. Утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 5 п. 3 ст. 14 не применяется к органам госвласти, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, их территориальным органам (ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

4. Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения его устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда.


Решение собственника о создании некоммерческой организации – документ, применяющийся в случае принятия решения физического лица, выступающего собственником, относительно создания организации, занимающейся некоммерческой деятельностью.

Учредителями некоммерческой организации могут выступать только полностью дееспособные граждане или же юридические лица.

Регистрация некоммерческих организаций в России: пошаговая инструкция

Иностранные граждане, а так же лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации, могут так же выступать в роли учредителей. Лица, которые не могут быть учредителями организации:

  • лицо, в отношении которого было принято решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации;
  • лицо, в отношении действий которого было установлено, что в них содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • лицо, включенное в перечень физических лиц, попавших под подозрение в отмывании денедных средств, полученных преступных путем;
  • лицо, которое какими-либо критериями не соответствует требованиям, предъявляемым к учредителям конкретной некоммерческой организации.

Число учредителей некоммерческой организации не является ограниченным, в случае, если иное не указано в Решении собственника или иных учредительных документах организации. Таким образом, организация может быть учреждена единственным лицом. Исключения составляют случаи учреждения партнерств, союзов, ассоциаций, предусмотренных федеральным законом.

  • «Агентство по защите прав потребителей»

    2008

    Межрегиональное общественное учреждение «Агентство по защите прав потребителей»

  • «Агентство развития компетенций «Потенциал»

    Автономная некоммерческая организация консультационных и экспертных услуг «Агентство развития компетенций «Потенциал»

  • «Агентство социальной информации»

    1994

    Автономная некоммерческая организация «Агентство социальной информации»

  • «Алтай — 21 век»

    1997

    Алтайский Краевой общественный фонд «Алтай — 21 век»

  • «Альтаир»

    1996

    Городская общественная организация инвалидов «Альтаир»

  • «Альянс»

    2010

    Иркутская Областная Общественная Организация Искусства, Культуры, Творчества, Военно- Патриотического и Спортивного Воспитания «Альянс»

  • «Армейский магазин»

    Региональная общественная организация содействия развитию военно-тематических программ «Армейский магазин»

    По инициативе телепрограммы «Армейский магазин (Первый канал) и Московского Архитектурного Института, совместно с Главным управлением воспитательной работы МО РФ при поддержке Общественного Совета МО РФ и Национальной Ассоциации Объединений офицеров запаса Вооруженных Сил («Мегапир») был организован конкурс студенческих работ «Казарма XXI века».

  • «Армянский культурный центр — ЛУЙС»

    1992

    Омская региональная общественная организация «Армянский культурный центр — ЛУЙС»

  • «Ассоциация АВАРД»

    2005

    Межрегиональное молодежное общественное движение «Ассоциация АВАРД»

  • «Ассоциация вынужденных переселенцев и беженцев»

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *