Высшие человеческие ценности

С 7 по 10 апреля 2017 года  «Левада-центр» проводил соцопрос. Социологи общались с 1,6 тыс. человек, проживающих в 137 населенных пунктах 48 российских регионов.  По мнению 32% опрошенных, Владимир Ильич Ленин является самой известной и влиятельной персоной в истории. Россия «левеет» на глазах и желание изменить существующее устройство страны у людей с каждым годом все сильнее и сильнее.

Поскольку подтверждается классический марксистский тезис о влиянии бытия на сознание, было бы не лишним напомнить нашим читателям о том, что представляет собой марксистский гуманизм, уверенно наступающий на марксизм буржуазный.

Гуманизм (лат. humanus — человечный) — идейное течение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие.

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Гуманистические идеи широко распространены в устном народном творчестве, в литературных памятниках всех эпох и народов. Но как система взглядов гуманизм возник в XIV—XV вв. в Италии, а затем других странах Европы. Значительное распространение и развитие гуманизм получил в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв.

Олимпиадные задания по обществознанию для 8 класса

Гуманистические идеи использовались прогрессивными силами в их борьбе против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви.

Марксизм означал качественно новый скачок в развитии гуманизма, становление пролетарского гуманизма, критически переработавшего гуманистические идеи прошлого. Впервые гуманистические принципы были выведены из объективной закономерности исторического развития, соединены с материалистическим пониманием истории, получив таким образом научную основу. Марксистский гуманизм не скрывает своего классового лица. Будучи в своей основе пролетарским, он привлекает к себе широчайшие непролетарские массы трудящихся и интеллигенции, становится знаменем борьбы все более широких кругов сторонников мира, демократии и социального прогресса.

Приверженцы марксистского гуманизма далеки от сектантской ограниченности. Нашими союзниками являются все те, кто, независимо от мировоззренческих позиций и политической принадлежности, борется за гуманные решения глобальных проблем современности. Марксисты  решительно выступают против различных форм современного псевдогуманизма, наполненных антикоммунистическим содержанием.

Конкретность — важнейшая черта социалистического гуманизма, с точки зрения которого практическое участие в осуществлении назревших задач общественного прогресса определяет меру гуманности человеческих поступков.

Марксистский гуманизм предстает как гуманизм реальный, практический. Он переносит центр тяжести с абстрактных рассуждений по поводу того, что такое личность вообще и в чем ее якобы неизменная природа, на научную разработку путей освобождения трудящейся личности, на практическую борьбу по созданию коммунистического общества. Активно-действенная природа марксистского гуманизма отличает его от множества систем и концепций буржуазного и мелкобуржуазного гуманизма, носящих чисто словесный характер. Марксистский гуманизм — это гуманизм действия и борьбы, гуманизм сражающийся и побеждающий.

Марксистский гуманизм исходит из неразрывности связей личностей с коллективом, обществом, ему чужд дух индивидуализма и эгоизма, который присущ многим системам буржуазного гуманизма.

Наконец, марксистский гуманизм неотделим от пролетарского интернационализма, он враждебен  шовинизму, расизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия.

Маркс назвал коммунизм реальным, практическим гуманизмом. Марксистский гуманизм находит свое практическое воплощение в реальном социализме, который решает такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, от политического гнета, от национального порабощения.

Сущность пролетарского гуманизма в признании человека труда высшей ценностью жизни, в активной борьбе за его всестороннее развитие, за счастливую, наполненную глубоким смыслом и радостным творчеством жизнь.

Оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты — такова важнейшая особенность марксистского гуманизма.

Коммунистическому гуманизму чужда и философия непротивления злу насилием. Напротив, он предполагает активную борьбу со злом, с социальной несправедливостью, со всем тем, что мешает общественному прогрессу, свободному и всестороннему развитию личности.

За последнее время наблюдается заметная тенденция «омоложения» приверженцев научного коммунизма и соответственно – марксистского гуманизма.

Многим становится ясно, что капитализм уже отжил свое. Человечество давно переросло его в своем развитии. Дело осталось за малым – сбросить оковы этой устаревшей системы и смело шагнуть вперед в будущее. И мы уверены, что наша молодежь сможет совершить этот шаг.

 Виталий Седов.

Расскажите своим друзьям

В связи с этим понятно, что человек – это главная проблема не только философии, но и важнейшая проблема всего социально-гуманитарного знания. Именно человек в этих науках становится действительно реальной личностью, выступая совокупностью, ансамблем всех социальных отношений. Человек – продукт природы и общества, т.е. в нем в единстве находятся и биологические, и социальные свойства.

Как природное, биологическое существо человек генетически передает черты, свойственные человеческому роду (прямохождение, развитая рука, взгляд, устремленный вверх и вперед, большой объём мозга по сравнению с общим весом тела, развитая нервная система, голос и т.д.), но одновременно с этим в нем наличествуют и социальные качества, которые собственно и делают ᴇᴦο человеком (способность создавать орудия труда, трудиться, преобразовывать природу и т.д.).

Социальное – внутренний, неотъемлемый компонент субстрата человеческого бытия, который представляет собой совершенно новый вид целостности. В категорию ʼʼсоциальноеʼʼ входит отражение жизни общества как совокупности множества индивидов, участвующих в изменении социальных и природных условий. Социальное выражает определенное развитие сложных систем, исторические формы их движения, носителем которых выступает весь человеческий род, общество. Однако биологическое и социальное находятся в человеке не в равных отношениях, ибо, как любое противоречие, биологическое подчиняется социальному, социальное господствует над биологическим, и человек не содержит в себе две сущности (биологическое и социально), а одну сущность – социальную. И ценность человека как социального существа обнаруживается в тех социальных связях и той роли, которую он выполняет в обществе. Как всегда и эти роли, и те связи, которые образуют человека, являются уникальными и неповторимыми.

Таким же уникальным существом является и сам человек со всеми присущими ему чертами и свойствами. Эрих Фромм писал, что человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться. Поэтому ценность человека проявляется в том, что человек одновременно есть и субъект, и объект, и творец культуры и её творение. В нем, в человеке, сосредоточена вся культура. Он её вершина, самая высшая точка, с которой можно обозревать всю человеческую историю, как историю развертывания свободного, творческого духа, отражающего сферу своего бытия – природу и общество, где происходит соединение идеального и материального.

Все сказанное выше о человеке и ценностях в социально-гуманитарном знании позволяет сделать вывод о том, что ʼʼлюбая программа, игнорирующая бытие человека в качестве субъекта, не может считаться программой ᴇᴦο исследования как человекаʼʼ. (См.˸ Агацци Э. Человек как предмет философского познания.

Олимпиада 8 класс

В кн.˸ ʼʼО человеческом в человекеʼʼ. М., 1991. С. 79). Поэтому элиминация человека путем чисто научного анализа и естественнонаучная попытка вывести человека за пределы объяснения ᴇᴦο роли в развитии природы ʼʼбросает вызов самому существованию человека как человекаʼʼ. (Там же). Человек – главный субъект и главный объект социально-гуманитарного познания и в данном высшая цель, ценность и результат данного познания.

С 7 по 10 апреля 2017 года  «Левада-центр» проводил соцопрос. Социологи общались с 1,6 тыс. человек, проживающих в 137 населенных пунктах 48 российских регионов.  По мнению 32% опрошенных, Владимир Ильич Ленин является самой известной и влиятельной персоной в истории. Россия «левеет» на глазах и желание изменить существующее устройство страны у людей с каждым годом все сильнее и сильнее.

Поскольку подтверждается классический марксистский тезис о влиянии бытия на сознание, было бы не лишним напомнить нашим читателям о том, что представляет собой марксистский гуманизм, уверенно наступающий на марксизм буржуазный.

Гуманизм (лат. humanus — человечный) — идейное течение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие.

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Гуманистические идеи широко распространены в устном народном творчестве, в литературных памятниках всех эпох и народов. Но как система взглядов гуманизм возник в XIV—XV вв.

Человек и человечность

в Италии, а затем других странах Европы. Значительное распространение и развитие гуманизм получил в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. Гуманистические идеи использовались прогрессивными силами в их борьбе против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви.

Марксизм означал качественно новый скачок в развитии гуманизма, становление пролетарского гуманизма, критически переработавшего гуманистические идеи прошлого. Впервые гуманистические принципы были выведены из объективной закономерности исторического развития, соединены с материалистическим пониманием истории, получив таким образом научную основу. Марксистский гуманизм не скрывает своего классового лица. Будучи в своей основе пролетарским, он привлекает к себе широчайшие непролетарские массы трудящихся и интеллигенции, становится знаменем борьбы все более широких кругов сторонников мира, демократии и социального прогресса.

Приверженцы марксистского гуманизма далеки от сектантской ограниченности. Нашими союзниками являются все те, кто, независимо от мировоззренческих позиций и политической принадлежности, борется за гуманные решения глобальных проблем современности. Марксисты  решительно выступают против различных форм современного псевдогуманизма, наполненных антикоммунистическим содержанием.

Конкретность — важнейшая черта социалистического гуманизма, с точки зрения которого практическое участие в осуществлении назревших задач общественного прогресса определяет меру гуманности человеческих поступков.

Марксистский гуманизм предстает как гуманизм реальный, практический. Он переносит центр тяжести с абстрактных рассуждений по поводу того, что такое личность вообще и в чем ее якобы неизменная природа, на научную разработку путей освобождения трудящейся личности, на практическую борьбу по созданию коммунистического общества. Активно-действенная природа марксистского гуманизма отличает его от множества систем и концепций буржуазного и мелкобуржуазного гуманизма, носящих чисто словесный характер. Марксистский гуманизм — это гуманизм действия и борьбы, гуманизм сражающийся и побеждающий.

Марксистский гуманизм исходит из неразрывности связей личностей с коллективом, обществом, ему чужд дух индивидуализма и эгоизма, который присущ многим системам буржуазного гуманизма.

Наконец, марксистский гуманизм неотделим от пролетарского интернационализма, он враждебен  шовинизму, расизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия.

Маркс назвал коммунизм реальным, практическим гуманизмом. Марксистский гуманизм находит свое практическое воплощение в реальном социализме, который решает такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, от политического гнета, от национального порабощения.

Сущность пролетарского гуманизма в признании человека труда высшей ценностью жизни, в активной борьбе за его всестороннее развитие, за счастливую, наполненную глубоким смыслом и радостным творчеством жизнь.

Оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты — такова важнейшая особенность марксистского гуманизма.

Коммунистическому гуманизму чужда и философия непротивления злу насилием. Напротив, он предполагает активную борьбу со злом, с социальной несправедливостью, со всем тем, что мешает общественному прогрессу, свободному и всестороннему развитию личности.

За последнее время наблюдается заметная тенденция «омоложения» приверженцев научного коммунизма и соответственно – марксистского гуманизма.

Многим становится ясно, что капитализм уже отжил свое. Человечество давно переросло его в своем развитии. Дело осталось за малым – сбросить оковы этой устаревшей системы и смело шагнуть вперед в будущее. И мы уверены, что наша молодежь сможет совершить этот шаг.

 Виталий Седов.

Расскажите своим друзьям

 <<<          >>>   

С понятием значимости коррелирует категория оценки, представляющая собой выявление значимости предмета для его субъекта с точки зрения того или иного критерия.

Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

Критерии оценки бесконечно разнообразны. Это могут быть потребности больших социальных групп, семьи, личности, организации, экономические и политические интересы, требования моды или высшие духовные ценности. Поэтому вопрос о выборе критериев оценки имеет принципиальное значение хотя бы потому, что из той или иной оценки явления вытекают выводы, касающиеся способов практического действия по отношению к данному явлению. Поверхностные, неверные оценки ведут к ошибочным действиям. Оценки отражают не только интересы и потребности субъекта, но и его самопознание и познание объекта. С развитием материальной и духовной культуры, с прогрессом познания меняются и критерии оценок, следовательно и сами оценки. То, что признавалось полезным, оказывается вредным, красивое — безобразным, хорошее — дурным и т.д. Так как реальность оценивается в рамках определенной культуры, оценки зависят от типа культуры. Оценки относительны в двух планах: они всегда соотносятся с субъектом оценки, а также с характером и уровнем развития культуры и общества.

Как значимость является исходной и самой общей основой ценностного отношения, так и оценка есть самая общая форма его выявления.

Иерархия ценностей

Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки выстроить иерархическую систему ценностей культуры предпринимались неоднократно, но, учитывая многообразие культур и мировоззрений, даже в рамках каждой из них создать общепринятую систему ценностей — дело бесперспективное.

Первый вопрос, который возникает при построении такой системы: а что должно находиться на ее вершине? Религия и религиозная философия, естественно, высшей и абсолютной ценностью считают божественное начало мира. В качестве высших ценностей выдвигаются также жизнь, человеческая личность и вообще ценности гуманизма, нравственные идеалы, общечеловеческие ценности, истина, добро, красота. Для Платона вершиной идеального мира было благо. В вопросах о том, существуют ли абсолютные ценности или все они относительны, можно ли говорить о надысторических ценностях или они только историчны, есть ли общечеловеческие ценности или это иллюзия и обман и т.д., также отсутствует единство мнений. Многое зависит от исходных философско-мировоззренческих позиций.

Людям вообще свойственно искать некую абсолютную опору своего бытия, познания, ценностных ориентаций. И это не случайно, ибо если все относительно, то теряется критерий для разграничения истины и лжи, добра и зла, хорошего и дурного и рушатся устои личностного нравственного существования, что психологически невыносимо. Поэтому следует признать справедливым поиск основополагающих ценностей. Представление о человеке, о личности как о высшей ценности — это не гордыня, а признание единственности его индивидуального бытия в этом мире. Этот тезис может стать основой крайнего индивидуализма, но вовсе не обязательно, если признать, что человек таковым становится только в обществе, только в культуре, только во взаимодействии и общении с другими людьми, что способом его бытия является материальная и духовная деятельность. Признание социальной сущности человека снимает противопоставление индивида и общества. Человек не "заброшен" в этот мир, он творит его, живет в мире, который он сам создал, хотя, конечно, физическое время его индивидуального бытия ограничено законами природы.

Что же касается историчности высших ценностей, то, бесспорно, все они историчны, ибо каждая эпоха вносит в их содержание нечто свое. Но в них имеется и элемент надысторичности. Так, библейские заповеди — не убий, не укради, не прелюбодействуй — остаются и сегодняшними нравственными нормами, как и тысячи лет назад. И хотя люди всегда убивали, воровали, прелюбодействовали, отказаться от них человечество не может, они являются нравственными ориентирами нормальной человеческой жизни. Но за это время менялись и формы собственности, и отношения людей, и системы ценностей, в рамках которых эти нормы действовали.

Таким образом, к высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой — общественной и личной — жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры.

Существует также особый объект, не относящийся к культуре, но являющийся для человека абсолютной ценностью. Это — естественная, не тронутая рукой человека природа, Вселенная. Действительно, разве Солнце не является для человека ценностью? Не случайно древние его обожествляли, то есть делали элементом своей культуры. Природа — ценность как естественный фундамент жизни человека, общества, культуры. Это еще одно доказательство нетождественности границ культуры и ценностей. Природа как ценность есть реальный Абсолют.

Анализ ценностей в рамках философии культуры неизбежно наталкивается на проблему добра и зла. Добро — одна из фундаментальных высших ценностей бытия человека, его культуры. Но можно ли считать ценностью зло? Конечно, большинство людей даст отрицательный ответ. Если взять зло в широком смысле как все явления, действия, процессы, негативные с точки зрения идеалов добра, справедливости, гуманизма, то возникают вопросы, относятся ли они, во-первых, к культуре и, во-вторых, к ценностям. Если считать бессмысленным выражение "отрицательные ценности", то тогда к миру человеческих ценностей их отнести нельзя. Такое решение отвечает здравому смыслу. Никакой нормальный человек не назовет воровство культурной ценностью. Если полагать, что культура есть совокупность ценностей, то негативные явления следует исключить из мира культуры.

Однако культура — это все, созданное человеком, значит, и негативное. Отсюда следует, что надо либо пересмотреть исходное определение культуры, либо отказаться от ее отождествления с совокупностью ценностей. И все же в культуре существуют негативные явления. Без пива нет Баварии, без водки нет России. Христианская культура признает и Бога и дьявола, и она тысячелетия билась над проблемой теодицеи — как оправдать существование Бога, если в мире творится зло. Если Бог милосерден и всемогущ, то как он может допустить, что через всю историю тянется кровавый шлейф войн, преступлений, убийств, варварского издевательства над человеком?! Видимо, анализ соотношения культуры и ценностей подводит к аналогичной проблеме: как определить отношение к культуре негативных явлений, принадлежат ли они к культуре или нет. Хотя негативные феномены исключаются из мира ценностей, но они остаются феноменами культуры, как Бог и дьявол в культуре христианства.

Позитивные начала культуры характеризуют ее ценностный аспект. Но никакую культуру нельзя мыслить без внутренних противоречий, столкновения позитивных и негативных начал, добра и зла, человечности и жестокости, участия и безразличия, самопожертвования и эгоизма, святости и преступности. Культура — это сложный и противоречивый мир человека, мир внутренний и предметный, мир деятельности и общения, мир повседневности и высших ценностей. Овладевая ценностями культуры, человек формирует свой духовный облик, делает свою жизнь полноценной. Образование, овладение высотами научного знания и приобщение к миру ценностей культуры — такова стратегия личности на пути к полноценной жизни. Кант писал, что звездное небо над нами и нравственный закон в нас — это высшее, что есть в мире. Этот величественный образ можно трактовать и как выражение единства познавательного и ценностного отношения к миру, которая реализуется, когда человек постигает мир и творит себя как субъект культуры.

Человека, его нравственный облик, уровень его культурного развития весьма точно характеризуют его ценностные ориентации, то, что он предпочитает, каковы его жизненные приоритеты, какой путь в своей жизни он выбирает. Эти ориентации проявляются в его деятельности, в общении с другими, в его самооценке и оценках других людей.

4. Типология культуры

• Многообразие культур
• Цивилизация

 <<<          >>>   

Николай кузанский разрушает конечный космос античной
Какова в этом роль человека — вот те вопросы
Деятельности по применению имеющихся средств
Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания — как в его чувственной
Принципиального единства человека

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *