1. чПЙОУЛБС ДЙУГЙРМЙОБ ЕУФШ УФТПЗПЕ Й ФПЮОПЕ УПВМАДЕОЙЕ ЧУЕНЙ ЧПЕООПУМХЦБЭЙНЙ РПТСДЛБ Й РТБЧЙМ, ХУФБОПЧМЕООЩИ ЪБЛПОБНЙ, ЧПЙОУЛЙНЙ ХУФБЧБНЙ Й РТЙЛБЪБНЙ ЛПНБОДЙТПЧ (ОБЮБМШОЙЛПЧ).
2. чПЙОУЛБС ДЙУГЙРМЙОБ ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ ПУПЪОБОЙЙ ЛБЦДЩН ЧПЕООПУМХЦБЭЙН ЧПЙОУЛПЗП ДПМЗБ Й МЙЮОПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ ЪБЭЙФХ УЧПЕЗП ПФЕЮЕУФЧБ, ОБ ЕЗП ВЕЪЪБЧЕФОПК РТЕДБООПУФЙ УЧПЕНХ ОБТПДХ. пУОПЧОЩН НЕФПДПН ЧПУРЙФБОЙС Х ЧПЕООПУМХЦБЭЙИ ЧЩУПЛПК ДЙУГЙРМЙОЙТПЧБООПУФЙ СЧМСЕФУС ХВЕЦДЕОЙЕ. пДОБЛП ХВЕЦДЕОЙЕ ОЕ ЙУЛМАЮБЕФ РТЙНЕОЕОЙС НЕТ РТЙОХЦДЕОЙС Л ФЕН, ЛФП ОЕДПВТПУПЧЕУФОП ПФОПУЙФУС Л ЧЩРПМОЕОЙА УЧПЕЗП ЧПЙОУЛПЗП ДПМЗБ.
3. чПЙОУЛБС ДЙУГЙРМЙОБ ПВСЪЩЧБЕФ ЛБЦДПЗП ЧПЕООПУМХЦБЭЕЗП:
— ВЩФШ ЧЕТОЩН ЧПЙОУЛПК РТЙУСЗЕ, УФТПЗП УПВМАДБФШ лПОУФЙФХГЙА Й ЪБЛПОЩ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ;
— ЧЩРПМОСФШ УЧПК ЧПЙОУЛЙК ДПМЗ ХНЕМП Й НХЦЕУФЧЕООП, ДПВТПУПЧЕУФОП ЙЪХЮБФШ ЧПЕООПЕ ДЕМП, ВЕТЕЮШ ЧПЕООПЕ Й ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ ЙНХЭЕУФЧП;
— УФПКЛП РЕТЕОПУЙФШ ФТХДОПУФЙ ЧПЕООПК УМХЦВЩ, ОЕ ЭБДЙФШ УЧПЕК ЦЙЪОЙ ДМС ЧЩРПМОЕОЙС ЧПЙОУЛПЗП ДПМЗБ;
— ВЩФШ ВДЙФЕМШОЩН, УФТПЗП ИТБОЙФШ ЧПЕООХА Й ЗПУХДБТУФЧЕООХА ФБКОХ; РПДДЕТЦЙЧБФШ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ЧПЙОУЛЙНЙ ХУФБЧБНЙ РТБЧЙМБ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ЧПЕООПУМХЦБЭЙНЙ, ЛТЕРЙФШ ЧПКУЛПЧПЕ ФПЧБТЙЭЕУФЧП;
— ПЛБЪЩЧБФШ ХЧБЦЕОЙЕ ЛПНБОДЙТБН (ОБЮБМШОЙЛБН) Й ДТХЗ ДТХЗХ, УПВМАДБФШ РТБЧЙМБ ЧПЙОУЛПЗП РТЙЧЕФУФЧЙС Й ЧПЙОУЛПК ЧЕЦМЙЧПУФЙ;
— У ДПУФПЙОУФЧПН ЧЕУФЙ УЕВС Ч ПВЭЕУФЧЕООЩИ НЕУФБИ ОЕ ДПРХУЛБФШ УБНПНХ Й ХДЕТЦЙЧБФШ ДТХЗЙИ ПФ ОЕДПУФПКОЩИ РПУФХРЛПЧ, УПДЕКУФЧПЧБФШ ЪБЭЙФЕ ЮЕУФЙ Й ДПУФПЙОУФЧБ ЗТБЦДБО.
4. чЩУПЛБС ЧПЙОУЛБС ДЙУГЙРМЙОБ ДПУФЙЗБЕФУС:
— ЧПУРЙФБОЙЕН Х ЧПЕООПУМХЦБЭЙИ ЧЩУПЛЙИ НПТБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ Й ВПЕЧЩИ ЛБЮЕУФЧ Й УПЪОБФЕМШОПЗП РПЧЙОПЧЕОЙС ЛПНБОДЙТБН (ОБЮБМШОЙЛБН);
— МЙЮОПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФША ЛБЦДПЗП ЧПЕООПУМХЦБЭЕЗП ЪБ ЧЩРПМОЕОЙЕ УЧПЙИ ПВСЪБООПУФЕК Й ФТЕВПЧБОЙК ЧПЙОУЛЙИ ХУФБЧПЧ;
— РПДДЕТЦБОЙЕН Ч ЧПЙОУЛПК ЮБУФЙ (РПДТБЪДЕМЕОЙЙ) ЧОХФТЕООЕЗП РПТСДЛБ, УФТПЗЙН УПВМАДЕОЙЕН ТБУРПТСДЛБ ДОС ЧУЕНЙ ЧПЕООПУМХЦБЭЙНЙ;
— ЮЕФЛПК ПТЗБОЙЪБГЙЕК ВПЕЧПК РПДЗПФПЧЛЙ Й РПМОЩН ПИЧБФПН ЕА МЙЮОПЗП УПУФБЧБ;
— РПЧУЕДОЕЧОПК ФТЕВПЧБФЕМШОПУФША ЛПНБОДЙТПЧ (ОБЮБМШОЙЛПЧ) Л РПДЮЙОЕООЩН Й ЛПОФТПМЕН ЪБ ЙИ ЙУРПМОЙФЕМШОПУФША, ХЧБЦЕОЙЕН МЙЮОПЗП ДПУФПЙОУФЧБ ЧПЕООПУМХЦБЭЙИ Й РПУФПСООПК ЪБВПФПК П ОЙИ, ХНЕМЩН УПЮЕФБОЙЕН Й РТБЧЙМШОЩН РТЙНЕОЕОЙЕН НЕТ ХВЕЦДЕОЙС, РТЙОХЦДЕОЙС Й ПВЭЕУФЧЕООПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС ЛПММЕЛФЙЧБ;
— УПЪДБОЙЕН Ч ЧПЙОУЛПК ЮБУФЙ (РПДТБЪДЕМЕОЙЙ) ОЕПВИПДЙНЩИ НБФЕТЙБМШОП-ВЩФПЧЩИ ХУМПЧЙК.
5. ъБ УПУФПСОЙЕ ДЙУГЙРМЙОЩ Ч ЧПЙОУЛПК ЮБУФЙ (РПДТБЪДЕМЕОЙЙ) ПФЧЕЮБАФ ЕЕ ЛПНБОДЙТ Й ЪБНЕУФЙФЕМШ ЛПНБОДЙТБ РП ЧПУРЙФБФЕМШОПК ТБВПФЕ. лПФПТЩЕ ДПМЦОЩ РПУФПСООП РПДДЕТЦЙЧБФШ ЧЩУПЛХА ЧПЙОУЛХА ДЙУГЙРМЙОХ, ФТЕВПЧБФШ ПФ РПДЮЙОЕООЩИ ЕЕ УПВМАДЕОЙС, РППЭТСФШ ДПУФПКОЩИ, УФТПЗП, ОП УРТБЧЕДМЙЧП ЧЪЩУЛЙЧБФШ У ОЕТБДЙЧЩИ.
В. ч ГЕМСИ РПДДЕТЦБОЙС ЧЩУПЛПК ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ Ч ЧПЙОУЛПК ЮБУФЙ (РПДТБЪДЕМЕОЙЙ) ЛПНБОДЙТ ПВСЪБО:
— ЙЪХЮБФШ МЙЮОЩЕ ЛБЮЕУФЧБ РПДЮЙОЕООЩИ, РПДДЕТЦЙЧБФШ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ЧПЙОУЛЙНЙ ХУФБЧБНЙ РТБЧЙМБ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ОЙНЙ, УРМБЮЙЧБФШ ЧПЙОУЛЙК ЛПММЕЛФЙЧ, ХЛТЕРМСФШ ДТХЦВХ НЕЦДХ ЧПЕООПУМХЦБЭЙНЙ ТБЪМЙЮОЩИ ОБГЙПОБМШОПУФЕК;
— ЪОБФШ УПУФПСОЙЕ ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ Й НПТБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ УПУФПСОЙЕ МЙЮОПЗП УПУФБЧБ, ДПВЙЧБФШУС ЕДЙОПЗП РПОЙНБОЙС РПДЮЙОЕООЩНЙ ЛПНБОДЙТБНЙ (ОБЮБМШОЙЛБНЙ) ФТЕВПЧБОЙК, ЪБДБЮ Й УРПУПВПЧ ХЛТЕРМЕОЙС ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ, ТХЛПЧПДЙФШ ЙИ ДЕСФЕМШОПУФША РП ХЛТЕРМЕОЙА ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ Й РПЧЩЫЕОЙА НПТБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП УПУФПСОЙС МЙЮОПЗП УПУФБЧБ, ПВХЮБФШ РТБЛФЙЛЕ РТЙНЕОЕОЙС РППЭТЕОЙК Й ОБМПЦЕОЙС ДЙУГЙРМЙОБТОЩИ ЧЪЩУЛБОЙК,
— ОЕНЕДМЕООП ХУФТБОСФШ ЧЩСЧМЕООЩЕ ОБТХЫЕОЙС РТБЧЙМ ОЕУЕОЙС УМХЦВЩ Й ТЕЫЙФЕМШОП РТЕУЕЛБФШ ЧУСЛЙЕ ДЕКУФЧЙС, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ РТЙЮЙОЙФШ ЧТЕД ВПЕУРПУПВОПУФЙ ЧПЙОУЛПК ЮБУФЙ (РПДТБЪДЕМЕОЙЙ), ПТЗБОЙЪПЧЩЧБФШ РТБЧПЧХА РТПРБЗБОДХ Й РТПЧПДЙФШ ТБВПФХ РП РТЕДХРТЕЦДЕОЙА РТЕУФХРМЕОЙК, РТПЙУЫЕУФЧЙК Й РТПУФХРЛПЧ;
— ЧПУРЙФЩЧБФШ РПДЮЙОЕООЩИ Ч ДХИЕ ОЕХЛМПООПЗП ЧЩРПМОЕОЙС ФТЕВПЧБОЙК ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ Й ЧЩУПЛПК ЙУРПМОЙФЕМШОПУФЙ, ТБЪЧЙЧБФШ Й РПДДЕТЦЙЧБФШ Х ОЙИ ЮХЧУФЧП УПВУФЧЕООПЗП ДПУФПЙОУФЧБ, УПЪОБОЙЕ ЧПЙОУЛПК ЮЕУФЙ Й ЧПЙОУЛПЗП ДПМЗБ, УПЪДБЧБФШ Ч ЧПЙОУЛПК ЮБУФЙ (РПДТБЪДЕМЕОЙЙ) ОЕФЕТРЙНПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ОБТХЫЕОЙСН ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ, ПУПВЕООП ХУФБЧОЩИ РТБЧЙМ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ЧПЕООПУМХЦБЭЙНЙ, ЖБЛФБН УПГЙБМШОПК ОЕУРТБЧЕДМЙЧПУФЙ, ЫЙТПЛП ЙУРПМШЪХС РТЙ ЬФПН ЗМБУОПУФШ;
— УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ БОБМЙЪЙТПЧБФШ УПУФПСОЙЕ ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ Й НПТБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ УПУФПСОЙЕ РПДЮЙОЕООЩИ ЕНХ ЧПЕООПУМХЦБЭЙИ, УЧПЕЧТЕНЕООП Й ПВЯЕЛФЙЧОП ДПЛМБДЩЧБФШ П ОЙИ ЧЩЫЕУФПСЭЕНХ ЛПНБОДЙТХ (ОБЮБМШОЙЛХ), Б П РТЕУФХРМЕОЙСИ Й РТПЙУЫЕУФЧЙСИ — ОЕНЕДМЕООП.
хЧБЦЕОЙЕ МЙЮОПУФЙ, ОБГЙПОБМШОПЗП ДПУФПЙОУФЧБ, ЪБВПФБ П УПГЙБМШОПК Й РТБЧПЧПК ЪБЭЙЭЕООПУФЙ ЧПЕООПУМХЦБЭЙИ — ЧБЦОЕКЫБС ПВСЪБООПУФШ ЛПНБОДЙТБ (ОБЮБМШОЙЛБ). лПНБОДЙТ (ОБЮБМШОЙЛ), ДПРХУФЙЧЫЙК УПЛТЩФЙЕ ОБТХЫЕОЙК ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ, РТЕУФХРМЕОЙК, РТЙЧМЕЛБЕФУС Л ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ.
7. лПНБОДЙТ (ОБЮБМШОЙЛ) ДПМЦЕО ВЩФШ ВМЙЪПЛ Л РПДЮЙОЕООЩН, ЪОБФШ ЙИ ОХЦДЩ Й ЪБРТПУЩ, ДПВЙЧБФШУС ЙИ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС, ОЕ ДПРХУЛБФШ ЗТХВПУФЙ Й ХОЙЦЕОЙС МЙЮОПЗП ДПУФПЙОУФЧБ РПДЮЙОЕООЩИ, РПУФПСООП УМХЦЙФШ ЙН ПВТБЪГПН УФТПЗПЗП УПВМАДЕОЙС ЪБЛПОПЧ Й РТЙЛБЪПЧ, ВЩФШ РТЙНЕТПН ОТБЧУФЧЕООПК ЮЙУФПФЩ, ЮЕУФОПУФЙ, УЛТПНОПУФЙ Й УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ.
лБЦДЩК ЧПЕООПУМХЦБЭЙК ДПМЦЕО ВЩФШ ХЧЕТЕО Ч ПИТБОЕ ЕЗП РТБЧ Й ЪБЛПООЩИ ЙОФЕТЕУПЧ, ЮХЧУФЧПЧБФШ ЪБВПФХ ЛПНБОДЙТБ (ОБЮБМШОЙЛБ) П ОЕРТЙЛПУОПЧЕООПУФЙ ЕЗП МЙЮОПУФЙ, ПВ ХЧБЦЕОЙЙ ЕЗП ЮЕУФЙ Й ДПУФПЙОУФЧБ.
8. дЕСФЕМШОПУФШ ЛПНБОДЙТБ (ОБЮБМШОЙЛБ) РП РПДДЕТЦБОЙА ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ ПГЕОЙЧБЕФУС ОЕ РП ЛПМЙЮЕУФЧХ РТБЧПОБТХЫЕОЙК Ч ЧПЙОУЛПК ЮБУФЙ (РПДТБЪДЕМЕОЙЙ), Б РП ФПЮОПНХ УПВМАДЕОЙА ЙН ЪБЛПОПЧ Й ЧПЙОУЛЙИ ХУФБЧПЧ, РПМОПНХ ЙУРПМШЪПЧБОЙА УЧПЕК ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФЙ Й ЧЩРПМОЕОЙА УЧПЙИ ПВСЪБООПУФЕК Ч ГЕМСИ ОБЧЕДЕОЙС РПТСДЛБ. оЙ ПДЙО ОБТХЫЙФЕМШ ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ ОЕ ДПМЦЕО ХКФЙ ПФ ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ, ОП Й ОЕ ПДЙО ОЕЧЙОПЧОЩК ОЕ ДПМЦЕО ВЩФШ ОБЛБЪБО.
лПНБОДЙТ (ОБЮБМШОЙЛ), ОЕ ПВЕУРЕЮЙЧЫЙК ОЕПВИПДЙНЩИ ХУМПЧЙК ДМС УПВМАДЕОЙС ХУФБЧОПЗП РПТСДЛБ Й ФТЕВПЧБОЙК ЧПЙОУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ, ОЕ РТЙОСЧЫЙК НЕТ ДМС ЙИ ЧПУУФБОПЧМЕОЙС, ОЕУЕФ ЪБ ЬФП ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ.
Содержание
4.12. Воинская дисциплина и ответственность
ъБ РТЕУФХРМЕОЙС Й РТПУФХРЛЙ РПДЮЙОЕООЩИ., ОЕ СЧМСАЭЙИУС РТСНЩН УМЕДУФЧЙЕН ДЕСФЕМШОПУФЙ ЛПНБОДЙТБ (ОБЮБМШОЙЛБ) ЙМЙ ОЕРТЙОСФЙС ЙН НЕТ РП ЙИ РТЕДХРТЕЦДЕОЙА, ПО ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ОЕ ОЕУЕФ.
лБЦДЩК ЧПЕООПУМХЦБЭЙК ПВСЪБО УПДЕКУФЧПЧБФШ ЛПНБОДЙТХ (ОБЮБМШОЙЛХ) Ч ЧПУУФБОПЧМЕОЙЙ РПТСДЛБ Й ДЙУГЙРМЙОЩ. ъБ ХЛМПОЕОЙЕ ПФ УПДЕКУФЧЙС ЛПНБОДЙТХ (ОБЮБМШОЙЛХ) ЧПЕООПУМХЦБЭЙК ОЕУЕФ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ.
9. рТБЧП ЛПНБОДЙТБ (ОБЮБМШОЙЛБ) ПФДБЧБФШ РТЙЛБЪ Й ПВСЪБООПУФШ РПДЮЙОЕООПЗП ВЕУРТЕЛПУМПЧОП РПЧЙОПЧБФШУС СЧМСАФУС ПУОПЧОЩНЙ РТЙОГЙРБНЙ ЕДЙОПОБЮБМЙС.
ч УМХЮБЕ ПФЛТЩФПЗП ОЕРПЧЙОПЧЕОЙС ЙМЙ УПРТПФЙЧМЕОЙС РПДЮЙОЕООПЗП ЛПНБОДЙТ (ОБЮБМШОЙЛ) ПВСЪБО ДМС ЧПУУФБОПЧМЕОЙС РПТСДЛБ Й ДЙУГЙРМЙОЩ РТЙОСФШ ЧУЕ ХУФБОПЧМЕООЩЕ ЪБЛПОБНЙ Й ЧПЙОУЛЙНЙ ХУФБЧБНЙ НЕТЩ РТЙОХЦДЕОЙС, ЧРМПФШ ДП БТЕУФБ ЧЙОПЧОПЗП Й РТЙЧМЕЮЕОЙС ЕЗП Л ХЗПМПЧОПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ. рТЙ ЬФПН ПТХЦЙЕ НПЦЕФ ВЩФШ РТЙНЕОЕОП ФПМШЛП Ч ВПЕЧПК ПВУФБОПЧЛЕ, Б Ч ХУМПЧЙСИ НЙТОПЗП ЧТЕНЕОЙ — Ч ЙУЛМАЮЙФЕМШОЩИ УМХЮБСИ, ОЕ ФЕТРСЭЙИ ПФМБЗБФЕМШУФЧБ, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ФТЕВПЧБОЙСНЙ ХУФБЧБ ЧОХФТЕООЕК УМХЦВЩ чППТХЦЕООЩИ уЙМ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.
10. рТЙНЕОСФШ РППЭТЕОЙС Й ОБМБЗБФШ ДЙУГЙРМЙОБТОЩЕ ЧЪЩУЛБОЙС НПЗХФ ФПМШЛП РТСНЩЕ ОБЮБМШОЙЛЙ Й ОБЮБМШОЙЛЙ, ХЛБЪБООЩЕ Ч ТБЪДЕМЕ "оБМПЦЕОЙЕ ДЙУГЙРМЙОБТОЩИ ЧЪЩУЛБОЙК Ч ПУПВЩИ УМХЮБСИ".
дЙУГЙРМЙОБТОБС ЧМБУФШ, РТЕДПУФБЧМЕООБС НМБДЫЙН ОБЮБМШОЙЛБН, ЧУЕЗДБ РТЙОБДМЕЦЙФ Й УФБТЫЙН ОБЮБМШОЙЛБН.
11. лПНБОДЙТЩ (ОБЮБМШОЙЛЙ), ДПМЦОПУФЙ ЛПФПТЩИ Ч ОБУФПСЭЕН хУФБЧЕ (РТЙМПЦЕОЙЕ 1) ОЕ ХРПНСОХФЩ, Ч ПФОПЫЕОЙЙ РПДЮЙОЕООЩИ ЙН ЧПЕООПУМХЦБЭЙИ РПМШЪХАФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЧПЙОУЛЙН ЪЧБОЙЕН, РТЕДХУНПФТЕООЩН ОБ ЪБОЙНБЕНПК ДПМЦОПУФЙ:
Б) НМБДЫЙК УЕТЦБОФ, УЕТЦБОФ, УФБТЫЙОБ 2 УФБФШЙ Й УФБТЫЙОБ 1 УФБФШЙ — ЧМБУФША ЛПНБОДЙТБ ПФДЕМЕОЙС;
В) УФБТЫЙК УЕТЦБОФ Й ЗМБЧОЩК УФБТЫЙОБ — ЧМБУФША ЪБНЕУФЙФЕМС ЛПНБОДЙТБ ЧЪЧПДБ;
Ч) УФБТЫЙОБ Й ЗМБЧОЩК ЛПТБВЕМШОЩК УФБТЫЙОБ, РТБРПТЭЙЛ Й НЙЮНБО, УФБТЫЙК РТБРПТЭЙЛ Й УФБТЫЙК НЙЮНБО — ЧМБУФША УФБТЫЙОЩ ТПФЩ;
З) НМБДЫЙК МЕКФЕОБОФ, МЕКФЕОБОФ Й УФБТЫЙК МЕКФЕОБОФ — ЧМБУФША ЛПНБОДЙТБ ЧЪЧПДБ;
Д) ЛБРЙФБО Й ЛБРЙФБО-МЕКФЕОБОФ — ЧМБУФША ЛПНБОДЙТБ ТПФЩ ( ЛПТБВМС 4 ТБОЗБ);
Е) НБКПТ, РПДРПМЛПЧОЙЛ, ЛБРЙФБО 3 ТБОЗБ Й ЛБРЙФБО 2 ТБОЗБ — ЧМБУФША ЛПНБОДЙТБ ВБФБМШПОБ (ЛПТБВМС 3 ТБОЗБ);
Ц) РПМЛПЧОЙЛ Й ЛБРЙФБО 1 ТБОЗБ — ЧМБУФША ЛПНБОДЙТБ РПМЛБ (ЛПТБВМС 1 ТБОЗБ);
Ъ) ЗЕОЕТБМ-НБКПТ Й ЛПОФТ-БДНЙТБМ — ЧМБУФША ЛПНБОДЙТБ ДЙЧЙЪЙЙ,
Й) ЗЕОЕТБМ-МЕКФЕОБОФ Й ЧЙГЕ-БДНЙТБМ — ЧМБУФША ЛПНБОДЙТБ ЛПТРХУБ;
Л) ЗЕОЕТБМ-РПМЛПЧОЙЛ Й БДНЙТБМ — ЧМБУФША ЛПНБОДХАЭЕЗП БТНЙЕК (ЖМПФЙМЙЕК);
М) ЗЕОЕТБМ БТНЙЙ, БДНЙТБМ ЖМПФБ Й нБТЫБМ тж — ЧМБУФША ЛПНБОДХАЭЕЗП ЧПКУЛБНЙ ПЛТХЗБ, ЖТПОФБ, ЗТХРРПК ЧПКУЛ, ЖМПФПН.
рТЙ ЧТЕНЕООПН ЙУРПМОЕОЙЙ ПВСЪБООПУФЕК РП УМХЦВЕ ЛПНБОДЙТЩ (ОБЮБМШОЙЛЙ) РПМШЪХАФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША РП ДПМЦОПУФЙ, ПВЯСЧМЕООПК Ч РТЙЛБЪЕ.
12. ъБНЕУФЙФЕМЙ ЛПНБОДЙТПЧ РПДТБЪДЕМЕОЙК Й УПЕДЙОЕОЙК, УФБТЫЙЕ РПНПЭОЙЛЙ ЛПНБОДЙТПЧ ЛПТБВМЕК Ч ПФОПЫЕОЙЙ РПДЮЙОЕООЩИ ЙН МЙГ РПМШЪХАФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША ОБ ПДОХ УФХРЕОШ ОЙЦЕ РТБЧ, РТЕДПУФБЧМЕООЩИ ЙИ ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩН ОБЮБМШОЙЛБН.
оБ ЛПТБВМСИ, ЗДЕ ЙНЕАФУС УФБТЫЙК РПНПЭОЙЛ Й РПНПЭОЙЛ ЛПНБОДЙТБ ЛПТБВМС, РПУМЕДОЙК РПМШЪХЕФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША ОБ ПДОХ УФХРЕОШ ОЙЦЕ РТБЧ, РТЕДПУФБЧМЕООЩИ УФБТЫЕНХ РПНПЭОЙЛХ.
13. пЖЙГЕТЩ ПФ ЪБНЕУФЙФЕМС ЛПНБОДЙТБ РПМЛБ Й ОЙЦЕ РТЙ ОБИПЦДЕОЙЙ У РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ ЙМЙ ЛПНБОДЙТБНЙ Ч ЛПНБОДЙТПЧЛЕ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЙИ ОБЮБМШОЙЛПЧ, Б ФБЛЦЕ РТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ ПРТЕДЕМЕООПК Ч РТЙЛБЪЕ ЛПНБОДЙТБ ЧПЙОУЛПК ЮБУФЙ УБНПУФПСФЕМШОПК ЪБДБЮЙ ЧОЕ НЕУФБ ДЙУМПЛБГЙЙ УЧПЕК ЮБУФЙ РПМШЪХАФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША ОБ ПДОХ УФХРЕОШ ЧЩЫЕ РТБЧ РП ЪБОЙНБЕНПК ДПМЦОПУФЙ.
чПЕООПУМХЦБЭЙЕ, ОБЪОБЮЕООЩЕ ОБЮБМШОЙЛБНЙ ЛПНБОД, Ч ХЛБЪБООЩИ ТБОЕЕ УМХЮБСИ РПМШЪХАФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША: УПМДБФЩ, НБФТПУЩ, УЕТЦБОФЩ Й УФБТЫЙОЩ — ЧМБУФША УФБТЫЙОЩ ТПФЩ (ЛПНБОДЩ); ЙНЕАЭЙЕ ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УФБТЫЙОБ, ЗМБЧОЩК ЛПТБВЕМШОЩК УФБТЫЙОБ, РТБРПТЭЙЛ Й НЙЮНБО — ЧМБУФША ЛПНБОДЙТБ ЧЪЧПДБ, РТБРПТЭЙЛЙ Й НЙЮНБОЩ, ЪБОЙНБАЭЙЕ ДПМЦОПУФЙ ЛПНБОДЙТПЧ ЧЪЧПДПЧ, — ЧМБУФША ЛПНБОДЙТБ ТПФЩ.
14. пЖЙГЕТЩ — ЛПНБОДЙТЩ РПДТБЪДЕМЕОЙК УМХЫБФЕМЕК Й ЛХТУБОФПЧ — Ч ЧПЕООЩИ ПВТБЪПЧБФЕМШОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙСИ РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС РПМШЪХАФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША Ч ПФОПЫЕОЙЙ РПДЮЙОЕООЩИ ЙН МЙГ ОБ ПДОХ УФХРЕОШ ЧЩЫЕ РТБЧ РП ЪБОЙНБЕНПК ДПМЦОПУФЙ.
15. нЙОЙУФТ ПВПТПОЩ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ЧПЕООПУМХЦБЭЙИ чППТХЦЕООЩИ уЙМ тж РПМШЪХАФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША Ч РПМОПН ПВЯЕНЕ ОБУФПСЭЕЗП хУФБЧБ.
16. ъБНЕУФЙФЕМЙ НЙОЙУФТБ ПВПТПОЩ тж, ЗМБЧОПЛПНБОДХАЭЙЕ ЧЙДБНЙ чППТХЦЕООЩИ уЙМ РПМШЪХАФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША ОБ ПДОХ УФХРЕОШ ОЙЦЕ РТБЧ, РТЕДПУФБЧМЕООЩИ НЙОЙУФЕТУФЧХ ПВПТПОЩ.
мЙГБ ЗТБЦДБОУЛПЗП РЕТУПОБМБ чППТХЦЕООЩИ уЙМ тж Ч ПФОПЫЕОЙЙ ЧПЕООПУМХЦБЭЙИ РПМШЪХАФУС ДЙУГЙРМЙОБТОПК ЧМБУФША Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЪБОЙНБЕНПК ЫФБФОПК ДПМЦОПУФША.
дБМШЫЕ
Воинская дисциплинаДругие рефераты Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга, Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего: — быть верным воинской присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации; — выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество; — стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга; — быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну; поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество; — оказывать уважение командирам (начальникам} и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости; — с достоинством вести себя в общественных местах не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан. 2. Поощрения, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам. Поощрения, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам К солдатам, матросам, сержантам и старшинам применяются следующие поощрения: а) снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания; б) объявление благодарности; в) сообщение на родину или по месту прежней работы (учебы) военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, обобразцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях; г) награждение грамотами, ценными подарками или деньгами; д) награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом Знамени воинской части (Военно-морском флаге); е) присвоение солдатам (матросам) воинского звания ефрейтор (старший матрос); ж) присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности; з) награждение нагрудным знаком отличника; и) занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий солдат, матросов, сержантов и старшин (приложение 2); к) увеличение продолжительности основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), — на срок до 5 суток. К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, применяются все поощрения, указанные в данной статье, кроме пп. «в», «к». 3. Права командира взвода (начальника службы горючего и смазочных материалов полка) по применению поощрений к подчиненным им солдатам, матросам, сержантам и старшинам. Права командиров (начальников) по применению поощрений к подчиненным им солдатам, матросам, сержантам и старшинам. Командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты (команды) и командир взвода (группы) имеют право: а) снимать ранее наложенные ими дисциплинарные взыскания; б) объявлять благодарность. 4. Поощрения, применяемые к офицерам. К офицерам применяются следующие поощрения: а) снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания; б) объявление благодарности; в) награждение грамотами, ценными (в том числе именными) подарками или деньгами; г) занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий офицеров; д) досрочное присвоение очередного воинского звания; е) присвоение очередного воинского звания до майора, капитана 3 ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности; ж) награждение именным холодным и огнестрельным оружием. В военных образовательных учреждениях профессионального образования кроме поощрений, перечисленных в ст. 29, применяется также занесение на Доску почета фамилий слушателей и курсантов, окончивших военное образовательное учреждение высшего профессионального образования с золотой медалью или получивших по окончании военного образовательного учреждения среднего профессионального образования диплом с отличием. 5. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат, матросов, сержантов и старшин. На солдат и матросов могут налагаться следующие взыскания: а) выговор; б) строгий выговор; в) лишение солдат и матросов, походящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; г) назначение солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу — до 5 нарядов; д) арест с содержанием на гауптвахте солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, — до 7 суток, а солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, — до 10 суток; е) лишение нагрудного знака отличника; ж) досрочное увольнение в запас солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. 6. Права командира взвода (начальника службы горючего и смазочных материалов полка) по наложению дисциплинарного взыскания на подчиненных ему солдат, матросов, сержантов и старшин. Командир взвода (группы) имеет право: a) объявлять выговор и строгий выговор; б) лишать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения военной части или с корабля на берег; в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу — до 4 нарядов. 7. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на офицеров. На офицеров могут налагаться следующие взыскания: — выговор; — строгий выговор; — предупреждение о не полном служебном соответствии; — снижение в должности; — досрочное увольнение в запас офицеров от заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей первого ранга, им соответствующих и ниже; На высших офицеров могут налагаться следующие взыскания: — выговор; — строгий выговор; — предупреждение о не полном служебном соответствии; — снижение в должности. 8. Общие обязанности военнослужащего. |
Высокая воинская дисциплина каждого военнослужащего – залог высокой боевой готовности подразделения
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации в служебной деятельности руководствуются требованиями законов, воинских уставов и не должен быть связан с деятельностью общественной, иных организаций и объединений преследующих политические цели. Военнослужащий обязан: — быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать РФ, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы; — строго соблюдать конституцию и законы РФ, выполнять требования воинских уставов; – постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство; – знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество; – быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу; – беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части; – дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков; – соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым; – быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну. Военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями. При обучении и воспитании военнослужащих должно проявляться уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям. В Вооруженных Силах Российской Федерации используется русский язык как государственный. Военнослужащим, слабо владеющим русским языком, предоставляются учебные пособия, выделяется время и создаются другие условия для изучения языка. Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. О всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику. Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя). 9. Что такое приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным служебным
скачать работу |
Другие рефераты
Отправка СМС бесплатно |
На правах рекламыВсе для танцев на чичибабина Танцевальный интернет магазин Магия Танца. |
Что такое воинская дисциплина?
Воинская дисциплина – есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
Высокая воинская дисциплина достигается:
· воспитанием у военнослужащих высоких морально – психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
· личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, и требований воинских уставов;
· поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
· чёткой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
· повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчинённым и контролем над их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
· созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально – бытовых условий.
Дисциплина вытекает из принципа военной иерархии и определяет не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным. Дисциплина не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации).
Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим — подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением. Это — первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Дисциплины.
Второй признак — обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом.
Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных.
Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника в мирное время — подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание, — они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием:
1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата;
2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами;
3) былых условий общественной жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, — исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Дисциплину, как на совокупность только тех условий, которые определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Дисциплина с понятием подчиненности.
Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении, к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу, В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.
Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, — это самодисциплина. Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность. Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.
Безусловно, какие бы новшества не вводились, без повышения дисциплинарных возможностей офицеров и, прежде всего ротного звена порядок в казарме наведен не будет. Те, кто непосредственно работают с личным составом, это понимают. Мы сегодня на себе испытываем несовершенство и недостаточность арсенала средств, которым нас наделило государство. Очевидно, что возможности влиять на ситуацию во вверенном вам коллективе должны быть эффективными, в полной мере отвечать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Ясно, например, что казарменного хулигана, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и представляющего явную угрозу окружающим, необходимо, прежде всего, от них изолировать. Но как это реально сделать, если у вас во всем арсенале мер принуждения «выговор» и «строгий выговор»?! Нужен дисциплинарный арест. Нужен закон, позволяющий упростить процедуру его применения.
Очень надеюсь, что Государственная Дума в ближайшее время рассмотрит этот законопроект во втором чтении. Назрела также и необходимость внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, исключив из них положения о таком виде уголовной ответственности, как содержание военнослужащих по призыву в дисциплинарной воинской части. Это даст возможность не только устранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан страны, но и позволит Минобороны отказаться от такого анахронизма, как дисциплинарные батальоны. Тем более, как показывает практика, в них зачастую происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики в прямом смысле морально деградируют и теряют свои профессиональные навыки, превращаясь, по сути, в «тюремщиков».
Пришло время и для создания дисциплинарных судов в воинских частях. Их компетенцией могло бы стать рассмотрение грубых проступков, административных нарушений, некоторых случаев нанесения материального ущерба, а также ряда других вопросов, в том числе и в сфере гражданского права. Контроль над деятельностью подобных судов предлагается возложить на командиров и начальников, а надзор – на органы военной прокуратуры. Очевидно, что создание дисциплинарных судов будет способствовать изжитию произвола и неправомерных действий должностных лиц при принятии решений в отношении каждого конкретного военнослужащего. Кроме того, пора освободить воинские части от выполнения несвойственных им задач. Я имею в виду проведение дознания, розыска и задержания военнослужащих. Для этого целесообразно создать на базе существующих военных комендатур аналогичные межведомственные органы со своими штатными подразделениями, которые и будут заниматься решением этих вопросов. Данное предложение сейчас находится в стадии проработки.
Перечисленные меры сами по себе не являются панацеей от противоправных деяний в армейской среде. Их эффективность напрямую связана с готовностью каждого командира и начальника, сделать все от него зависящее, чтобы навести строгий уставной порядок во вверенном ему воинском коллективе. Сегодня подавляющее большинство российских офицеров не за страх, а за совесть исполняют возложенные на них обязанности. И чтобы помочь им в этом, руководство Минобороны стремится строго придерживаться старой армейской мудрости. Для успеха в любом деле, надо не только поставить конкретную задачу и четко определить срок ее выполнения, но и обеспечить исполнителя всеми необходимыми средствами.
Говоря о воинской дисциплине, речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании — о дисциплине общественной, о верности данному слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».
Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка — дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20—30-х гг., периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом, словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой — обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».
Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50—60-е гг. Великая Отечественная война научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.
Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас, причина которых — именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.
В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой — социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав. Но, говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей.
Воинская дисциплина
Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым — это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.
Что такое воинская дисциплина?
Воинская дисциплина – есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
Высокая воинская дисциплина достигается:
· воспитанием у военнослужащих высоких морально – психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
· личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, и требований воинских уставов;
· поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
· чёткой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
· повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчинённым и контролем над их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
· созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально – бытовых условий.
Дисциплина вытекает из принципа военной иерархии и определяет не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным. Дисциплина не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации).
Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим — подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением. Это — первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Дисциплины.
Второй признак — обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом.
Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных.
Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника в мирное время — подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание, — они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием:
1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата;
2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами;
3) былых условий общественной жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, — исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Дисциплину, как на совокупность только тех условий, которые определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Дисциплина с понятием подчиненности.
Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении, к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу, В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.
Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, — это самодисциплина. Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность. Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.
Безусловно, какие бы новшества не вводились, без повышения дисциплинарных возможностей офицеров и, прежде всего ротного звена порядок в казарме наведен не будет. Те, кто непосредственно работают с личным составом, это понимают. Мы сегодня на себе испытываем несовершенство и недостаточность арсенала средств, которым нас наделило государство. Очевидно, что возможности влиять на ситуацию во вверенном вам коллективе должны быть эффективными, в полной мере отвечать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Ясно, например, что казарменного хулигана, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и представляющего явную угрозу окружающим, необходимо, прежде всего, от них изолировать. Но как это реально сделать, если у вас во всем арсенале мер принуждения «выговор» и «строгий выговор»?! Нужен дисциплинарный арест. Нужен закон, позволяющий упростить процедуру его применения.
Очень надеюсь, что Государственная Дума в ближайшее время рассмотрит этот законопроект во втором чтении. Назрела также и необходимость внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, исключив из них положения о таком виде уголовной ответственности, как содержание военнослужащих по призыву в дисциплинарной воинской части. Это даст возможность не только устранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан страны, но и позволит Минобороны отказаться от такого анахронизма, как дисциплинарные батальоны. Тем более, как показывает практика, в них зачастую происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики в прямом смысле морально деградируют и теряют свои профессиональные навыки, превращаясь, по сути, в «тюремщиков».
Пришло время и для создания дисциплинарных судов в воинских частях. Их компетенцией могло бы стать рассмотрение грубых проступков, административных нарушений, некоторых случаев нанесения материального ущерба, а также ряда других вопросов, в том числе и в сфере гражданского права. Контроль над деятельностью подобных судов предлагается возложить на командиров и начальников, а надзор – на органы военной прокуратуры. Очевидно, что создание дисциплинарных судов будет способствовать изжитию произвола и неправомерных действий должностных лиц при принятии решений в отношении каждого конкретного военнослужащего. Кроме того, пора освободить воинские части от выполнения несвойственных им задач. Я имею в виду проведение дознания, розыска и задержания военнослужащих. Для этого целесообразно создать на базе существующих военных комендатур аналогичные межведомственные органы со своими штатными подразделениями, которые и будут заниматься решением этих вопросов. Данное предложение сейчас находится в стадии проработки.
Перечисленные меры сами по себе не являются панацеей от противоправных деяний в армейской среде. Их эффективность напрямую связана с готовностью каждого командира и начальника, сделать все от него зависящее, чтобы навести строгий уставной порядок во вверенном ему воинском коллективе. Сегодня подавляющее большинство российских офицеров не за страх, а за совесть исполняют возложенные на них обязанности. И чтобы помочь им в этом, руководство Минобороны стремится строго придерживаться старой армейской мудрости. Для успеха в любом деле, надо не только поставить конкретную задачу и четко определить срок ее выполнения, но и обеспечить исполнителя всеми необходимыми средствами.
Говоря о воинской дисциплине, речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании — о дисциплине общественной, о верности данному слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».
Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка — дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20—30-х гг., периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом, словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой — обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».
Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50—60-е гг. Великая Отечественная война научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.
Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас, причина которых — именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура.
ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.
В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой — социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав. Но, говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым — это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.
Что такое воинская дисциплина?
Воинская дисциплина – есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
Высокая воинская дисциплина достигается:
· воспитанием у военнослужащих высоких морально – психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
· личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, и требований воинских уставов;
· поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
· чёткой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
· повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчинённым и контролем над их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
· созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально – бытовых условий.
Дисциплина вытекает из принципа военной иерархии и определяет не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным.
Дисциплина не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации).
Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим — подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением.
Это — первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Дисциплины.
Второй признак — обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом.
Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных.
Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника в мирное время — подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание, — они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием:
1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата;
2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами;
3) былых условий общественной жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, — исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Дисциплину, как на совокупность только тех условий, которые определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Дисциплина с понятием подчиненности.
Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении, к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу, В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.
Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, — это самодисциплина. Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность. Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.
Безусловно, какие бы новшества не вводились, без повышения дисциплинарных возможностей офицеров и, прежде всего ротного звена порядок в казарме наведен не будет. Те, кто непосредственно работают с личным составом, это понимают. Мы сегодня на себе испытываем несовершенство и недостаточность арсенала средств, которым нас наделило государство. Очевидно, что возможности влиять на ситуацию во вверенном вам коллективе должны быть эффективными, в полной мере отвечать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Ясно, например, что казарменного хулигана, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и представляющего явную угрозу окружающим, необходимо, прежде всего, от них изолировать. Но как это реально сделать, если у вас во всем арсенале мер принуждения «выговор» и «строгий выговор»?! Нужен дисциплинарный арест. Нужен закон, позволяющий упростить процедуру его применения.
Очень надеюсь, что Государственная Дума в ближайшее время рассмотрит этот законопроект во втором чтении. Назрела также и необходимость внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, исключив из них положения о таком виде уголовной ответственности, как содержание военнослужащих по призыву в дисциплинарной воинской части. Это даст возможность не только устранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан страны, но и позволит Минобороны отказаться от такого анахронизма, как дисциплинарные батальоны. Тем более, как показывает практика, в них зачастую происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики в прямом смысле морально деградируют и теряют свои профессиональные навыки, превращаясь, по сути, в «тюремщиков».
Пришло время и для создания дисциплинарных судов в воинских частях. Их компетенцией могло бы стать рассмотрение грубых проступков, административных нарушений, некоторых случаев нанесения материального ущерба, а также ряда других вопросов, в том числе и в сфере гражданского права. Контроль над деятельностью подобных судов предлагается возложить на командиров и начальников, а надзор – на органы военной прокуратуры. Очевидно, что создание дисциплинарных судов будет способствовать изжитию произвола и неправомерных действий должностных лиц при принятии решений в отношении каждого конкретного военнослужащего. Кроме того, пора освободить воинские части от выполнения несвойственных им задач. Я имею в виду проведение дознания, розыска и задержания военнослужащих. Для этого целесообразно создать на базе существующих военных комендатур аналогичные межведомственные органы со своими штатными подразделениями, которые и будут заниматься решением этих вопросов. Данное предложение сейчас находится в стадии проработки.
Перечисленные меры сами по себе не являются панацеей от противоправных деяний в армейской среде. Их эффективность напрямую связана с готовностью каждого командира и начальника, сделать все от него зависящее, чтобы навести строгий уставной порядок во вверенном ему воинском коллективе. Сегодня подавляющее большинство российских офицеров не за страх, а за совесть исполняют возложенные на них обязанности. И чтобы помочь им в этом, руководство Минобороны стремится строго придерживаться старой армейской мудрости. Для успеха в любом деле, надо не только поставить конкретную задачу и четко определить срок ее выполнения, но и обеспечить исполнителя всеми необходимыми средствами.
Говоря о воинской дисциплине, речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании — о дисциплине общественной, о верности данному слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».
Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка — дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20—30-х гг., периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом, словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой — обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».
Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50—60-е гг. Великая Отечественная война научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.
Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас, причина которых — именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.
В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой — социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав. Но, говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым — это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.
Что такое воинская дисциплина?
Воинская дисциплина – есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
Высокая воинская дисциплина достигается:
· воспитанием у военнослужащих высоких морально – психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
· личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, и требований воинских уставов;
· поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
· чёткой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
· повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчинённым и контролем над их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
· созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально – бытовых условий.
Дисциплина вытекает из принципа военной иерархии и определяет не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным.
Дисциплина не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации).
Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим — подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением. Это — первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Дисциплины.
Второй признак — обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом.
Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных.
Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника в мирное время — подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание, — они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием:
1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата;
2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами;
3) былых условий общественной жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, — исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Дисциплину, как на совокупность только тех условий, которые определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Дисциплина с понятием подчиненности.
Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении, к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу, В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.
Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, — это самодисциплина. Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность. Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.
Безусловно, какие бы новшества не вводились, без повышения дисциплинарных возможностей офицеров и, прежде всего ротного звена порядок в казарме наведен не будет. Те, кто непосредственно работают с личным составом, это понимают. Мы сегодня на себе испытываем несовершенство и недостаточность арсенала средств, которым нас наделило государство. Очевидно, что возможности влиять на ситуацию во вверенном вам коллективе должны быть эффективными, в полной мере отвечать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Ясно, например, что казарменного хулигана, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и представляющего явную угрозу окружающим, необходимо, прежде всего, от них изолировать. Но как это реально сделать, если у вас во всем арсенале мер принуждения «выговор» и «строгий выговор»?! Нужен дисциплинарный арест. Нужен закон, позволяющий упростить процедуру его применения.
Очень надеюсь, что Государственная Дума в ближайшее время рассмотрит этот законопроект во втором чтении. Назрела также и необходимость внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, исключив из них положения о таком виде уголовной ответственности, как содержание военнослужащих по призыву в дисциплинарной воинской части. Это даст возможность не только устранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан страны, но и позволит Минобороны отказаться от такого анахронизма, как дисциплинарные батальоны. Тем более, как показывает практика, в них зачастую происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики в прямом смысле морально деградируют и теряют свои профессиональные навыки, превращаясь, по сути, в «тюремщиков».
Пришло время и для создания дисциплинарных судов в воинских частях. Их компетенцией могло бы стать рассмотрение грубых проступков, административных нарушений, некоторых случаев нанесения материального ущерба, а также ряда других вопросов, в том числе и в сфере гражданского права. Контроль над деятельностью подобных судов предлагается возложить на командиров и начальников, а надзор – на органы военной прокуратуры. Очевидно, что создание дисциплинарных судов будет способствовать изжитию произвола и неправомерных действий должностных лиц при принятии решений в отношении каждого конкретного военнослужащего. Кроме того, пора освободить воинские части от выполнения несвойственных им задач. Я имею в виду проведение дознания, розыска и задержания военнослужащих. Для этого целесообразно создать на базе существующих военных комендатур аналогичные межведомственные органы со своими штатными подразделениями, которые и будут заниматься решением этих вопросов. Данное предложение сейчас находится в стадии проработки.
Перечисленные меры сами по себе не являются панацеей от противоправных деяний в армейской среде. Их эффективность напрямую связана с готовностью каждого командира и начальника, сделать все от него зависящее, чтобы навести строгий уставной порядок во вверенном ему воинском коллективе. Сегодня подавляющее большинство российских офицеров не за страх, а за совесть исполняют возложенные на них обязанности. И чтобы помочь им в этом, руководство Минобороны стремится строго придерживаться старой армейской мудрости. Для успеха в любом деле, надо не только поставить конкретную задачу и четко определить срок ее выполнения, но и обеспечить исполнителя всеми необходимыми средствами.
Говоря о воинской дисциплине, речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании — о дисциплине общественной, о верности данному слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».
Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка — дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20—30-х гг., периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом, словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой — обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».
Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50—60-е гг. Великая Отечественная война научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.
Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас, причина которых — именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.
В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой — социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав.
Но, говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым — это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.