Управляющий по банкротству

Права и обязанности административного управляющего в процедуре несостоятельности

1. Наблюдение — первая судебная процедура, применяемая к должнику в целях сохранения его имущества, осуществления анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов, проведения первого собрания кредиторов. Эти цели служат достижению самой важной цели — определить дальнейшую судьбу должника и соответственно выбрать процедуру, применяемую к нему в рамках конкурсного процесса (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).

Временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

2. Финансовое оздоровление — вторая судебная стадия развития конкурсных отношений. Эта стадия не обязательна, а возможна при наличии определенных предпосылок (как правило, это ожидаемое удовлетворение всех требований кредиторов в течение достаточно длительного срока без осуществления активных экономических и юридических мероприятий). Финансовое оздоровление определено как процедура, применимая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения.

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; созывать собрания кредиторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов; осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов; в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;

3. Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности путем осуществления независимым субъектом — внешним управляющим активных (как экономических, так и юридических) действий, направленных на оздоровление финансового состояния должника.

Внешний управляющий обязан:

принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником; вести реестр требований кредиторов; реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим федеральным законом; информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

4. Конкурсное производство — процедура конкурсного процесса, применяемая к должнику, несостоятельность которого признана арбитражным судом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство — ликвидационная стадия, хотя, как уже отмечалось, новеллой Закона является возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Эта новелла предоставляет одну из возможностей избежать ликвидации должника — юридического лица. Другими такими возможностями являются заключение мирового соглашения или удовлетворение третьим лицом всех требований кредиторов (Закон не предусматривает в качестве оснований прекращения конкурсного производства удовлетворение всех требований кредиторов самим должником).

Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

5. Мировое соглашение — процедура банкротства, которая может быть отнесена к числу восстановительных, так как влечет за собой прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) вследствие договоренности должника и кредиторов по вопросу о порядке, сроках и условиях погашения задолженности. Мировое соглашение может быть названо многосторонней сделкой между должником и кредиторами, однако сделкой особой, конструкция которой допускает принуждение к ее исполнению определенных субъектов, чья воля на заключение этой сделки отсутствовала.

Мировое соглашение может быть применено на любой судебной стадии процесса (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства).

Предупреждение банкротства.



УПРАВЛЕНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ (БАНКРОТСТВОМ) ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА

Под несостоятельностью (банкротством) понимают признан­ную арбитражным судом или объявленную должником неспособ­ность в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (1998 г.) распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных пред­приятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительного или иного фонда, и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обяза­тельства, обязанности не исполнены им в течение 3 мес с момента наступления даты исполнения и если сумма обязательств превыша­ет стоимость принадлежащего ему имущества.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требо­ваниям кредиторов по денежным обязательствам, исполнить обязан­ность платежей, если соответствующие обязательства, обязанности не исполнены им в течение 3 мес с момента даты их исполнения.

Внешним признаком банкротства предприятия является приос­тановление текущих платежей. Во внимание принимается размер денежных обязательств, в том числе задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должникам, за исключени­ем обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обяза­тельств по выплате авторского вознаграждения, а также обяза­тельств перед учредителями (участниками) должника — юридичес­кого лица, вытекающих из такого участия.

Подлежащие уплате за неисполнение и ненадлежащее исполне­ние денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) при опре­делении размера денежных обязательств не учитываются.

Механизм банкротства может быть применен, если требова­ния к должнику — юридическому лицу — в совокупности состав­ляют не менее 500, а к должнику-гражданину — не менее 100 ми­нимальных размеров оплаты труда. Правом на обращение в ар­битражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают долж­ник, кредитор, а в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей — налоговые или иные уполномоченные органы.

Основными внутренними причинами банкротства в современ­ных условиях становятся:

отсутствие маркетинговой стратегии на рынке, слабая адаптация процессов производства и реализации продукции к требованиям рынка;

износ материально-технических ресурсов и невыполнение тех­нических операций, слабая организация производства, падение технологической и производственной дисциплины;

отсутствие диверсификации производства.

МЕХАНИЗМ БАНКРОТСТВА

Законодательством Российской Федерации предусмотрено при­менение к предприятию-должнику следующих процедур: реорганизационнных, ликвидационных, заключения мирового соглаше­ния. Эти процедуры, кроме добровольной ликвидации, осуществ­ляются через арбитражный суд. Основанием для возбуждения про­изводства по делу о несостоятельности является заявление долж­ника, его кредиторов или органов, наделенных соответствующей компетенцией (рис. 21).

С момента принятия арбитражным судом заявления о призна­нии должника банкротом кредиторы не в праве обращаться к долж­нику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.

Для обеспечения сохранности имущества должника вводится процедура наблюдения. Арбитражным судом назначается времен­ный управляющий. Им может быть только физическое лицо, заре­гистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и получившее лицензию арбитражного управляющего.

Одной из важнейших обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Он изучает динамику денежного потока, получаемого должником, дает оценку показателей платежеспособности, ликвидности балан­са, Кредитоспособности и рентабельности. Проводится рыночная оценка стоимости имущества должника.

Выбор конкретных методов, круга анализируемой информации производится с учетом специфики финансово-хозяйственной дея­тельности должника. Изучению и анализу подлежат не только доку­менты бухгалтерского учета и отчетности, но и финансовые доку­менты, документы статистической отчетности, информация, ха­рактеризующая местоположение должника, его производственно-технологическую и социальную инфраструктуру, место на товарных рынках, положение основных конкурентов.

Одним из элементов анализа является проведение прогнозных разработок, позволяющих подтвердить или опровергнуть реальную возможность и предполагаемые сроки восстановления платежеспо­собности должника.

Для проведения финансового анализа временному управляюще­му отводится 3 мес. Временный управляющий в целях исполнения наилучшим образом возложенных на него обязанностей имеет пра­во привлекать в качестве консультантов или исполнителей аудито­ров, бухгалтеров, финансовых аналитиков, специалистов в области маркетинга, иных специалистов.

При выполнении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с назначившим его арбитражным судом.

По окончании наблюдения наряду с отчетом о своей деятельнос­ти временный управляющий представляет в арбитражный суд све­дения о финансовом состоянии должника и предложения о воз­можности или невозможности восстановления его платежеспособ­ности.

По инициативе временного управляющего созывается собрание кредиторов. Большинством голосов принимается решение о введе­нии и продлении внешнего управления, либо об обращении в ар­битражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо о заключении миро­вого соглашения:

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кре­диторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое согла­шение.

Процедура наблюдения прекращается. Временный управляю­щий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначе­ния внешнего или конкурсного управляющего.

Внешнее управление вводится на срок не более 12 мес.

Процедура банкротства предприятия

Срок мо­жет быть продлен не более чем на 6 мес. Руководитель организации-должника отстраняется от должности, управление делами должни­ка возлагается на внешнего управляющего. Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего уп­равляющего обязаны обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, мате­риальных и иных ценностей. Вводится мораторий на удовлетворе­ние кредиторов по денежным обязательствам и обязательным пла­тежам должника.

Внешний управляющий вправе:

самостоятельно распоряжаться имуществом должника;

заключать от имени должника мировое соглашение;

заявить отказ от исполнения договоров должника.

Внешний управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника и провести его инвента­ризацию;

открыть специальный счет для проведения внешнего управле­ния и расчетов с кредиторами;

разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;

вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчет­ность;

рассматривать требования кредиторов;

вести реестр требований кредиторов;

представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления.

Не позднее 1 мес с момента своего назначения внешний управ­ляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов. Этот план должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособ­ности должника.

План внешнего управления рассматривается собранием креди­торов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через 2 мес с момента введения внешнего управления. Внешний уп­равляющий письменно уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения указанного собрания и обеспечивает возможность оз­накомления с планом внешнего управления не менее чем за 2 нед до проведения собрания.

Мерами по восстановлению платежеспособности должника мо­гут быть:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности;

продажа части имущества должника;

продажа предприятия (бизнеса) должника;

иные способы восстановления платежеспособности.

Не позднее чем за 15 дней до истечения срока внешнего управле­ния, а также при наличии оснований для его досрочного прекраще­ния внешний управляющий обязан представить собранию кредито­ров отчет.

Отчет должен содержать:

баланс должника на последнюю отчетную дату;

счет прибылей и убытков предприятия;

сведения о наличии свободных денежных средств должника, ко­торые могут быть направлены на удовлетворение требований кре­диторов по денежным обязательствам и обязательным платежам

должника;

расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должни­ка;

иные сведения о возможности погашения оставшейся кредитор­ской задолженности должника.

К отчету должен быть приложен реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения отчета собрание кредиторов впра­ве принять одно из следующих решений:

о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением

платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредитора­ми;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

о заключении мирового соглашения.

Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управля­ющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитраж­ный суд. Утверждение отчета является основанием для прекраще­ния производства по делу о банкротстве. Устанавливается срок рас­чета с кредиторами, который не может превышать 6 мес. Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника считается на­ступившим. Конкурсный управляющий публикует сведения об от­крытии конкурсного производства в официальном издании госу­дарственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздо­ровлению.

Конкурсный управляющий осуществляет следующие функции:

принимает в ведение имущество должника, проводит инвента­ризацию и оценку имущества, принимает меры по его сохранности;

анализирует финансовое состояние должника;

уведомляет работников организации -должника о предстоящем увольнении;

заявляет отказ от исполнения договоров должника;

принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Все имущество должника, выявленное в ходе конкурсного про­изводства, составляет конкурсную массу, которая подлежит прода­же на Открытых торгах. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выход­ных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязатель­ным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредитора­ми.

Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии долж­ника и ходе конкурсного производства. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить отчет о результатах проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства явля­ется основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банк­ротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглаше­ние.

Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должника и (или) о пре­кращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами. Мировое соглашение может содержать условия:

об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;

об уступке прав требования должника;

об исполнении обязательств должника третьими лицами;

о скидке с долга;

об обмене требований на акции;

об удовлетворении требований кредиторов иными способами.

С момента утверждения мирового соглашения прекращаются полномочия временного, внешнего, конкурсного управляющих. Гражданин-должник или руководитель должника приступают к по­гашению задолженности перед кредиторами.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кре­диторы вправе предъявить свои требования в объеме, предусмот­ренном мировым соглашением.

Механизм банкротства применительно к сельскохозяйственно­му предприятию должен учитывать следующие специфические особенности:

выбытие земли из хозяйственного оборота недопустимо, она должна передаваться более эффективным собственникам без нару­шения последовательности проведения технологического комп­лекса работ;

необходимо восстановление системы организации почвозащит­ного земледелия;

следует сохранить, а в перспективе и увеличить объемы произ­водства сельскохозяйственной продукции;

нужны мероприятия, направленные на социальную защиту на­селения, сохранение общего числа рабочих мест;

передача собственности земли, основных и оборотных средств должна осуществляться по завершении сбора сельскохозяй­ственных культур, до начала очередного технологического цикла работ.

Временный управляющий при банкротстве: кто им становится и какие функции выполняет

1. Наблюдение — первая судебная процедура, применяемая к должнику в целях сохранения его имущества, осуществления анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов, проведения первого собрания кредиторов. Эти цели служат достижению самой важной цели — определить дальнейшую судьбу должника и соответственно выбрать процедуру, применяемую к нему в рамках конкурсного процесса (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).

Временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

2. Финансовое оздоровление — вторая судебная стадия развития конкурсных отношений. Эта стадия не обязательна, а возможна при наличии определенных предпосылок (как правило, это ожидаемое удовлетворение всех требований кредиторов в течение достаточно длительного срока без осуществления активных экономических и юридических мероприятий). Финансовое оздоровление определено как процедура, применимая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения.

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; созывать собрания кредиторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов; осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов; в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;

3. Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности путем осуществления независимым субъектом — внешним управляющим активных (как экономических, так и юридических) действий, направленных на оздоровление финансового состояния должника.

Внешний управляющий обязан:

принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником; вести реестр требований кредиторов; реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим федеральным законом; информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

4. Конкурсное производство — процедура конкурсного процесса, применяемая к должнику, несостоятельность которого признана арбитражным судом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство — ликвидационная стадия, хотя, как уже отмечалось, новеллой Закона является возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Эта новелла предоставляет одну из возможностей избежать ликвидации должника — юридического лица. Другими такими возможностями являются заключение мирового соглашения или удовлетворение третьим лицом всех требований кредиторов (Закон не предусматривает в качестве оснований прекращения конкурсного производства удовлетворение всех требований кредиторов самим должником).

Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Мировое соглашение — процедура банкротства, которая может быть отнесена к числу восстановительных, так как влечет за собой прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) вследствие договоренности должника и кредиторов по вопросу о порядке, сроках и условиях погашения задолженности. Мировое соглашение может быть названо многосторонней сделкой между должником и кредиторами, однако сделкой особой, конструкция которой допускает принуждение к ее исполнению определенных субъектов, чья воля на заключение этой сделки отсутствовала.

Мировое соглашение может быть применено на любой судебной стадии процесса (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства).

Предупреждение банкротства.



Фото:www.mybloggertricks.com

Арбитражный управляющий – это «дирижер» банкротства, который работает не со слаженным оркестром, а с фигурами, у которых противоположные интересы. Ему трудно сохранять независимость из-за несовершенного законодательства. В то же время, арбитражный управляющий обладает в процедурах широкими правами, которых больше нет ни у кого. Будут они использоваться во зло или во благо – во многом зависит от расстановки сил кредиторов и должника.

Арбитражный управляющий обладает особым статусом в банкротстве: представляет должника в судебных заседаниях, следит за его финансовым состоянием, принимает меры к тому, чтобы пополнить конкурсную массу и сохранить активы, рассказывает Артем Борисов, юрист практики разрешения споров Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры». Именно управляющий проверяет законность всех сделок банкротящейся компании за несколько лет до возбуждения процедуры банкротства и устанавливает, не было ли вывода активов, не совершены ли подозрительные сделки, разъясняет Артем Борисов. Он уточняет, что обычно проверяют три года – так называемый срок подозрительности. Кредиторы в этом существенно ограничены.

Для того, чтобы проверять и оспаривать сделки, при необходимости — возвращать активы, управляющему дается «суперспособность» — он может запрашивать необходимую информацию о должнике, его руководителях, контролирующих лицах, их имуществе, контрагентах и обязательствах у любых физических, юридических лиц и госорганов (включая коммерческую, служебную и банковскую тайну). В самой первой процедуре банкротства – наблюдении – управляющий проводит финансовый анализ состояния должника и решает, возможно ли восстановить его платежеспособность. На этой стадии компания также обязана в письменном виде согласовывать с временным управляющим заключение ряда сделок (п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве). Позднее, в других стадиях банкротства, арбитражный управляющий может стать по сути руководителем должника, распоряжаться его имуществом, контролировать заключение всех сделок. Кроме того, арбитражный управляющий организует и проводит собрания кредиторов, на которых решаются многие важные вопросы: введение следующей процедуры банкротства, смена арбитражного управляющего, выбор комитета кредиторов и др.

Управляющего можно назвать «дирижером» банкротства, но он работает не со слаженным оркестром, а с фигурами, у которых противоположные интересы. Должник желает уйти от обязательств. Кредиторы, наоборот, борются за его активы. Если деятельность прежних руководителей была не совсем законной, новый управляющий несет для них угрозу. Они могут саботировать его работу – например, не передавать нужные документы (хотя это тоже наказуемо). Кредиторы тоже имеют рычаги воздействия на, казалось бы, независимого управляющего. Например, банки могут безнаказанно бомбардировать его запросами и жалобами, если он отказывается исполнять их волю, жалуется арбитражный управляющий Иван Рыков. По его словам, единственный реальный способ ограничить возможность кредиторов сместить неугодного управляющего – это возлагать судебные расходы на заявителя жалобы, если ее признают необоснованной.

Назначение на скорость

Впрочем, арбитражные управляющие на практике чаще всего действуют в интересах лица, которое «спонсирует» их и саму процедуру банкротства, говорит Артем Борисов. Это могут быть или кредиторы (мажоритарный кредитор или группа кредиторов), или должник (если он фактически заправляет процедурой через подконтрольные компании).

Кто же предлагает суду кандидатуру управляющего? Помимо кредитора-заявителя по делу о банкротстве, это мажоритарный кредитор – чаще всего банк, который проголосует за "своего" управляющего на первом же собрании кредиторов. Определить своего кандидата может и должник в случае «срежиссированного» банкротства. Однако сейчас это право существенно ограничено. Так, с января 2015 г. должник утратил право заявлять кандидатуру арбитражного управляющего при заявлении о своем банкротстве. На практике же у должника осталось право заявить саморегулируемую организацию (СРО), из числа членов которой может быть утвержден арбитражный управляющий, а потом способствовать тому, чтобы СРО предоставила необходимую должнику кандидатуру, уточняет руководитель практики банкротства Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Елена Якушева.

Но в целом у кредиторов больше инструментов влияния, чем у должников. Банки и налоговый орган получили возможность инициировать банкротство без обязательного «просуживания» долга. Это означает временную фору перед другими кредиторами, которым надо предъявить вступившее в законную силу решение о взыскании задолженности. Пока они судятся  – банк может опередить их с заявлением о банкротстве и предложить свою кандидатуру управляющего. Если последний станет неугоден мажоритарному кредитору или кредиторам, чьи требования в реестре составляют большинство, то собрание кредиторов сможет назначить нового управляющего или определить другую СРО, из членов которой его выберут. Чем больше право требования у кредитора, тем больше веса имеет его голос на собрании. А с января 2015 г. голосовать по некоторым вопросам на собрании кредиторов могут и те из них, чьи требования обеспечены залогом (опять-таки, чаще всего это банки).

Инициатор банкротства или мажоритарный кредитор, который предлагает кандидатуру управляющего, чаще всего ставит перед последним цели и ожидает их выполнения, отмечает руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева. По ее словам, цели могут быть разные – одни ждут активной и профессиональной работы для того, чтобы максимально вернуть долги, другие хотят, чтобы управляющий скрыл вывод активов и помог контролирующим лицам избежать ответственности. Усиление прав кредиторов привело к тому, что арбитражные управляющие, по сути, полностью зависимы от мажоритарного кредитора, комментирует руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский.

Отсеять худших, поощрить лучших

Выходом может стать произвольный, рандомный выбор СРО, которые будут направлять суду кандидатуры независимых управленцев, предлагает Елена Якушева. По ее мнению, ни у кого не должно быть возможности назначить «дружественного» арбитражного управляющего. А его нелегкий труд нужно хорошо оплачивать. С другой стороны, важна серьезная и неизбежная ответственность за недобросовестное исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей. Он должен бояться потерять свою работу, уверена Елена Якушева.

Раньше в арбитражные управляющие шли «все, кому не лень: и непрофессионалы, и нечистые на руку люди», продолжает арбитражный управляющий Иван Рыков. По его словам, сейчас ситуация исправляется, статус стал дороже: раньше это стоило 60-70 тыс. руб., сейчас – 450-500 тыс., не считая двухгодичной стажировки. Заработали нормы о дисквалификации управляющих, в неделю подается около 75 заявлений об их привлечении к субсидиарной ответственности, перечисляет Рыков. Он считает, что это должно отсеять недобросовестных. «Через год-два число управляющих должно сократиться в два раза», — прогнозирует он.

Жалобы на управляющих: цели и средства

Пока же воздействовать на недобросовестных управляющих можно с помощью жалоб. Их привлекают к гражданской, административной, уголовной ответственности.

Артем Борисов

Юрист практики разрешения споров Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»

Неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, если отсутствуют признаки уголовно-наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ («Неправомерные действия при банкротстве»).

Какую процедуру банкротства проводит административный управляющий

Повторное нарушение может повлечь за собой дисквалификацию арбитражного управляющего на срок от 6 месяцев до 3-х лет.

Нужно отметить, что в последнее время арбитражные суды стали гораздо чаще привлекать арбитражных управляющих к административной ответственности по ст.14.13 КоАП РФ.

Кроме того, кредиторы могут привлечь арбитражного управляющего к гражданской ответственности за убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей. Но поскольку его деятельность не носит характера предпринимательской, то для привлечения к ответственности за убытки обязательным условием является наличие вины.

Минэкономразвития недавно предложило дополнить Закон о банкротстве новой статьей — 20.4-1 («Возмещение причиненных арбитражным управляющим убытков»). Как говорится в законопроекте, арбитражный управляющий несет ответственность, если будет доказано, что он не исполнил свои обязанности. При этом сам факт убытков, возникших во время его деятельности, еще не говорит о недобросовестности управляющего или неразумности его действий, которые нужно будет доказать тому, кто потребует возместить убытки.

Жаловаться на управляющих можно в рамках дела о банкротстве, в СРО или в Росреестр, который является надзирающим органом. Его статистика показывает, что это довольно действенный инструмент. В 2015 г. ведомство приняло намного больше жалоб, чем в предыдущем. Это связано с увеличением числа банкротств и изменениями законодательства, отмечается в отчете.

Что касается уголовной ответственности, к ней управляющих привлекают нечасто, говорит Борисов. Срок давности по ст. ст. 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве») составляет всего два года, отмечает он.

Как заставить управляющего обжаловать сделку

Большое количество злоупотреблений арбитражных управляющих связано с отказом от оспаривания сделок должника.

Согласно действующему законодательству, если у кредитора менее 10% голосов в реестре, он не может самостоятельно оспаривать подозрительные сделки должника, объясняет Елена Якушева. Как быть, если по этой или другой причине миноритарий лишен такого права, а управляющий занимает пассивную позицию? Его бездействие можно обжаловать, предлагает юрист. Именно так поступил кредитор «Уинстон Корпорейт Лимитед» в деле о банкротстве «Промоинвест-М» А40-7155/11. «Задача-максимум была отстранить неактивного управляющего, задача-минимум – хотя бы мотивировать его на предъявление требования об оспаривании сделок должника. Все остальное сделал бы сам кредитор» — рассказывает Елена Якушева.

Второе кредитору удалось. В июле 2012 года конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об оспаривании сделки должника на сумму более 9 млрд. руб. Оно до сих пор рассматривается по третьему кругу в арбитражных судах. А вот отстранять управляющего суд отказался по ряду причин. В частности, как изложено в одном из определений, «нет достоверных сведений, что управляющий намеревался причинить вред кредиторам». Действия управляющего  суд объяснил его «ошибочными выводами». Помимо этого, суд не хотел затягивать процедуру банкротства, а отстранение конкурсного управляющего неизбежно бы к этому привело

Полномочия конкурсного управляющего

1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ)

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ)

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

3. Конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ.

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

Абзац утратил силу.

4.2 Арбитражный управляющий и его функции при проведении процедур банкротства

— Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ.

6. Собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее — социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы (по требованиям уплаты обязательных платежей), прокурор (в случае рассмотрения дела по его заявлению), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве), а также иные лица в предусмотренных Законом случаях.

Должник вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд в предвидении банкротства, то есть при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Однако заявление может быть подано должником при наличии у него имущества, достаточного для покрытия судебных расходов (кроме случаев, когда возникает обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд).

Если в арбитражный суд подано должником заявление при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы в целях удовлетворения своих требований не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов принимает участие представитель работников должника. Число голосов, принадлежащих каждому конкурсному кредитору, налоговому и иному уполномоченному органу, определяется пропорционально сумме их требований к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признанных установленными на дату проведения собрания кредиторов. Собрание кредиторов считается правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов (при условии, что о времени и месте проведения собрания конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены). Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов кроме случаев, когда на собрании рассматриваются вопросы:

  • о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

В этих случаях решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Если же на собрании кредиторов, созванном для решения данных вопросов, не оказалось необходимого для принятия решения числа голосов, созывается повторное собрание, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов.

Интересы конкурсных кредиторов представляет комитет кредиторов, который избирается собранием кредиторов на период проведения внешнего управления и конкурсного производства. Выборы членов комитета осуществляются кумулятивным голосованием. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, то решением собрания кредиторов функции комитета могут быть возложены на собрание. Решения по вопросам, рассматриваемым комитетом кредиторов, принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета.

Для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве, арбитражным судом назначается арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий.

БАНКРОТСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ

Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя по данному виду деятельности, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражными управляющими назначаются сотрудники Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в силу занимаемой ими должности.

Арбитражным управляющим не могут быть назначены:

  • лица, осуществлявшие ранее управление делами должника — юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет;
  • лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);
  • лица, имеющие судимость.

Выдачу лицензий на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих осуществляет Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (лицензирующий орган). Лицензии выдаются трех категорий. Лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Лицензия второй категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего (его заместителя) при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех, которые отнесены к категории крупных и экономически или социально значимых. И, наконец, лицензия третьей категории дает право на осуществление деятельности в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Срок действия лицензий всех категорий — 3 года.

Для получения лицензии первой категории соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием срока ее действия;
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • копию свидетельства о сдаче экзаменов про программе обучения лицензирующего органа;
  • анкету, содержащую сведения о личностно-деловых и профессиональных качествах соискателя; копию трудовой книжки;
  • документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления.

Для получения лицензии второй категории, кроме перечисленных документов, в лицензирующий орган представляются копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим (его заместителем) и отчет соискателя, подтверждающий стаж работы в этом качестве не менее 6 месяцев.

Чтобы получить лицензию третьей категории, соискатель, кроме документов, необходимых для получения лицензии первой категории, должен представить в лицензирующий орган следующее:

  • копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим, а также его отчетов как арбитражного управляющего, утвержденных арбитражным судом, о завершении не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства в период работы соискателя с лицензией второй категории, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению;
  • свидетельство о сдаче соискателем экзамена по программе повышения квалификации, утвержденной лицензирующим органом.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии условиям, необходимым для получения лицензии соответствующей категории.

Лицензиат обязан:

  • в течение 30 дней с момента выдачи лицензии зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде с соответствующей отметкой арбитражного суда на обратной стороне лицензии;
  • уведомить лицензирующий орган о регистрации в арбитражном суде в течение 15 дней с момента регистрации;
  • соблюдать требования а условия осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
  • не отклонять без достаточных оснований предложения арбитражного суда, при котором он зарегистрирован, о назначении его арбитражным управляющим.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:

  • обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • передачи лицензии другому лицу;
  • невыполнения лицензионных условий (например, необоснованного отказа лицензиата от назначения его арбитражным управляющим);
  • невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности этого физического лица как индивидуального предпринимателя.

Лицензирующий орган может также отозвать лицензию в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим, повлекшего убытки для должника или кредиторов. Отзыв лицензии в период осуществления арбитражным управляющим его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, а также функции анализа и планирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций, является Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Помимо исполнения полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению Федеральная служба уполномочена также представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и интересы Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций.

Федеральная служба осуществляет возложенные на нее полномочия и функции непосредственно и через свои территориальные органы, а также через своих представителей на соответствующих территориях.

Задачами Федеральной службы по ее основному назначению являются:

  • проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;
  • разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

Для реализации возложенных на Федеральную службу задач ей предоставлены необходимые для этого права. Федеральная служба, в частности, имеет право:

  • издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства;
  • запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  • проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, а также назначать проведение аудиторских проверок;
  • создавать экспертные и совещательные коллегиальные органы;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения, необходимые для выполнения функций и задач Федеральной службы;
  • привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов других органов исполнительной власти и организаций.

В целях реализации процедур банкротства в отношении отсутствующего должника, а также в целях создания дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих Федеральная служба вправе создать специализированный фонд.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *