Учреждение правительствующего сената

Сенат в России

К концу XVII – началу XVIII века в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии: централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 году была учреждена прокуратура); упадок сословно-представительных органов (в частности, перестали созываться Земские соборы); создание сильного профессионального бюрократического аппарата (этому способствовала замена приказов коллегиями); Россия в 1721 году стала империей, усилились ее экспансионистские устремления, законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий, основной опорой самодержавия ставится консолидированный слой помещиков-землевладельцев. Время Петра Великого важнейший рубеж в отечественной истории. Программа реформ созрела задолго до Петра I и начались они еще при его деде и отце – царях Михаиле и Алексее.

Содержание

Учреждение Сената

Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились. Вследствие отмирания Боярской думы в конце XVII – начале XVIII века возникают органы, призванные выполнять совещательные и распорядительные функции при монархе: сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и затем Сенат.

Петр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706, 1707 и 1710 годах) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но в 1711 году они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.

Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция, Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 года Петр говорит: «Мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».

Указ Петра о Сенате вышел 22 февраля 1711 года. В нем не были четко определены функции будущего высшего государственного органа.

Сенат планировался быть коллегиальным органом. Петр назначил в него губернаторов и руководителей ведомств (приказов). Для работы Сената с губерниями были выбраны губернские комиссары.

Сенат в России стал постоянно действующим высшим государственным органом. Во власть Сената Петр отдал управление торговлей и другими отраслями народного хозяйства, вопросы правосудия, финансовые вопросы и в том числе сбор налогов и руководство служивыми людьми.

При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний.

Сенат взял на себя функции как высшего судебного, так и управленческого учреждения. Сенату также принадлежало и право законодательной инициативы, так как вместе с прочим он являлся и законосовещательным учреждением. До самой смерти Петра I Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, а также выполнял функции надзорной инстанции по отношению к подчиненным ему коллегиям.

Учреждением политическим, в чем-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за все отвечал. Созданный первоначально с целью дублировать власть царя, Правительствующий Сенат вскоре превращается в координирующий работу других государственных учреждений орган власти.

Сенат издавал законодательные акты; обладал административными полномочиями; являлся высшим судебным органом (после царя); выполнял определенные надзорные функции. Надзор за Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор, потом специальные гвардейские офицеры, потом обер-прокурор.

Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возник. При все более теряющей свое значение системе Приказов (органов центрального государственного управления в Русском государстве) Сенат стал местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства.

Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 году. В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства.

В первое десятилетие своего существования Сенат в области гражданского права сдерживался авторитетом Соборного Уложения 1649 года. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 года, причем за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь.

С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». 19 января 1722 года в Москве были учреждены конторы от каждой коллегии, а над ними поставлена сенатская контора из одного сенатора, ежегодно менявшегося, и двух асессоров. Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел.

После смерти Петра I значение Сената начало падать, а его функции меняться. Учрежденный 8 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось. Общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный Тайный Совет стал над Сенатом.

Ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще при Екатерине был признан «неприличным» Сенату и заменен титулом «Высокий». Верховный Совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.

Императрица Анна указом 4 марта 1730 года Верховный Тайный Совет упразднила, и Правительствующий сенат был восстановлен в прежней силе и достоинстве. Число сенаторов было доведено до 21, причем в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление.

С 1731 года его власть ограничивает Кабинет министров, который начал простирать свое влияние и на дела внешней политики, а потом и дела внутреннего управления, что довело Сенат до небывалого падения. 12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчиненным никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения.

Однако после свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена сначала учреждением органа конференции при высочайшем дворе в 1756 году и постоянным вмешательством ее в дела внутреннего управления, а в 1762 году и запрещением императора Петра III «издавать указы».

По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо Совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату. Сенату были возвращены некоторые функции, однако реальное его значение было далеко от его значения в петровские времена. Екатерина неоднократно составляла проекты реформы Сената (сохранились проекты 1775, 1788 и 1794 годов), но осуществлены они не были.

В царствование Павла Петровича, несмотря на все его несочувствие екатерининской системе, положение Сената среди государственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно было при Екатерине.

Основной характер Сената, как и других центральных учреждений, окончательно намечается в царствование Александра Павловича. Почти немедленно по вступлении на престол император Александр приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец тому унизительному положению, до которого было доведено верховное учреждение империи.

Указ этот, в котором ясно было выражено намерение императора поднять значение Сената, произвел сильнейшее впечатление не только на Сенат, но и на образованную публику вообще. В силу целого ряда условий вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью создано не было.

К XIX веку Сенат окончательно превратился в высший орган суда и надзора. В таком виде, практически без изменений, Сенат существовал до 5 декабря 1917 года, когда очередным декретом Советской власти он был упразднен. Деятельность специальных органов Сената возобновлялась в ходе Гражданской войны на востоке и юге России.

Учреждение сената

По делам войны царю Петру I часто приходилось отлучаться из столицы. В своё отсутствие он передавал власть доверенным лицам. Указ Петра I о создании Сената был издан в 1711 г. В нем говорилось: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления».

Сенат при Петре I

Сенат, в отличие от Расправной палаты царя Фёдора Алексееви­ча, работавшей постоянно, поначалу лишь в отсутствие царя руко­водил всей государственной жизнью страны. Число его членов не превышало 10 человек. Ему подчинялись все канцелярии, приказы, губернаторы.

В 1721 г., когда в Петербурге торжественно праздновалась побе­да России над шведами в Северной войне, Сенат преподнёс царю титул императора. Россия стала именоваться империей. Петра I стали называть также «отцом Отечества», «Великим».

Должность Сената

Пётр I придавал большое значение Сенату. Им был написан доку­мент «Должность Сената», который он сам перерабатывал в течение шести лет. Документ определял, что Сенат — хранитель государствен­ных интересов. Сенат задумывался как коллегиальный орган. Предполагалось соблюдение равенства его членов при решении вопро­сов. Без общего согласия ни один указ в действие вступить не мог.

В документе прописывалось, насколько серьёзно сенаторы должны бы­ли относиться к своему делу: «Никому в Сенате не позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе нашей, меньши же кому дерзновение иметь бездельными разговорами или шутками являть­ся». Пётр I строго определил и порядок поведения сенаторов на заседаниях: «Также съехався, как для сего дела, так в Сенат, лишних слов и болтанья не было… ни о чем ином, только о настоящем говорить. Также, кто станет го­ворить речи, другому не перебивать, но дать окончить, и потом другому го­ворить, как честным людям надлежит».

Генерал-прокурор Сената

Для наблюдения за порядком в Сенате была учреждена специаль­ная должность — генерал-прокурор. Генеральный прокурор обязан был сидеть на заседаниях Сената и наблюдать, чтобы сенаторы ра­ботали «истинно и ревностно, без потеряния времени». Он также должен был проверять, чтобы принятые решения исполнялись и проводились в жизнь, а «не на столе только дела вершились».

Прокуратуру называли — «око государево». Первым генерал-про­курором Сената стал сподвижник Петра I, человек незнатного про­исхождения Павел Иванович Ягужинский. Он имел целый штат обер-прокуроров. Подчинялись они непосредственно царю. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Сенат при Екатерине II

Сразу после дворцового переворота 1762 года вельможа Н. И. Панин представил Екатерине II разработанный им проект учреждения императорского Со­вета.

Вы точно человек?

Этот орган, состоящий из 6-8 доверенных лиц и наделённый зна­чительной властью (все законы должны проходить через рассмотрение Совета), серьёзно ограничил бы власть монарха. После долгих колеба­ний, найдя благовидный предлог, Екатерина отказалась от предложения Панина.

В 1763 г. императрица провела реформу Сената. По мнению Ека­терины, этот орган обладал избытком власти и подавлял всякую са­мостоятельность подчинённых ему учреждений.

Сенат был разделён на шесть департаментов, каждый из кото­рых имел строго оговорённый крут обязанностей. Часть его функций передавалась иным учреждениям. Сенат превратился в высшее судебное учреждение.

На этой странице материал по темам:

  • Учреждение сената 1710 его предназначение и работа

  • Правительствующий сенат определение

  • Сколько человек было в правительствуем сенате

  • Органы центрального управления при петре 1 схема

  • Изменения в повседневной жизни при петре 1сообщение по истории россии 8 класс

Вопросы к этой статье:

  • Что такое Правительствующий сенат?

  • Когда возник Сенат?

  • Какими полномочиями обладал Правительствующий сенат в России?

  • Какое событие произошло в России в 1763 году?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Сенат в России

К концу XVII – началу XVIII века в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии: централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 году была учреждена прокуратура); упадок сословно-представительных органов (в частности, перестали созываться Земские соборы); создание сильного профессионального бюрократического аппарата (этому способствовала замена приказов коллегиями); Россия в 1721 году стала империей, усилились ее экспансионистские устремления, законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий, основной опорой самодержавия ставится консолидированный слой помещиков-землевладельцев. Время Петра Великого важнейший рубеж в отечественной истории. Программа реформ созрела задолго до Петра I и начались они еще при его деде и отце – царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились. Вследствие отмирания Боярской думы в конце XVII – начале XVIII века возникают органы, призванные выполнять совещательные и распорядительные функции при монархе: сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и затем Сенат.

Петр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706, 1707 и 1710 годах) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но в 1711 году они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.

Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция, Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 года Петр говорит: «Мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».

Указ Петра о Сенате вышел 22 февраля 1711 года. В нем не были четко определены функции будущего высшего государственного органа. Сенат планировался быть коллегиальным органом. Петр назначил в него губернаторов и руководителей ведомств (приказов). Для работы Сената с губерниями были выбраны губернские комиссары.

Сенат в России стал постоянно действующим высшим государственным органом. Во власть Сената Петр отдал управление торговлей и другими отраслями народного хозяйства, вопросы правосудия, финансовые вопросы и в том числе сбор налогов и руководство служивыми людьми.

При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний.

Сенат взял на себя функции как высшего судебного, так и управленческого учреждения. Сенату также принадлежало и право законодательной инициативы, так как вместе с прочим он являлся и законосовещательным учреждением. До самой смерти Петра I Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, а также выполнял функции надзорной инстанции по отношению к подчиненным ему коллегиям.

Учреждением политическим, в чем-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за все отвечал. Созданный первоначально с целью дублировать власть царя, Правительствующий Сенат вскоре превращается в координирующий работу других государственных учреждений орган власти.

Сенат издавал законодательные акты; обладал административными полномочиями; являлся высшим судебным органом (после царя); выполнял определенные надзорные функции. Надзор за Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор, потом специальные гвардейские офицеры, потом обер-прокурор.

Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возник. При все более теряющей свое значение системе Приказов (органов центрального государственного управления в Русском государстве) Сенат стал местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства.

Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 году. В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства.

В первое десятилетие своего существования Сенат в области гражданского права сдерживался авторитетом Соборного Уложения 1649 года. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 года, причем за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь.

С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». 19 января 1722 года в Москве были учреждены конторы от каждой коллегии, а над ними поставлена сенатская контора из одного сенатора, ежегодно менявшегося, и двух асессоров. Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел.

После смерти Петра I значение Сената начало падать, а его функции меняться. Учрежденный 8 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось. Общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный Тайный Совет стал над Сенатом.

Ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще при Екатерине был признан «неприличным» Сенату и заменен титулом «Высокий». Верховный Совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.

Императрица Анна указом 4 марта 1730 года Верховный Тайный Совет упразднила, и Правительствующий сенат был восстановлен в прежней силе и достоинстве. Число сенаторов было доведено до 21, причем в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление.

С 1731 года его власть ограничивает Кабинет министров, который начал простирать свое влияние и на дела внешней политики, а потом и дела внутреннего управления, что довело Сенат до небывалого падения. 12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчиненным никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения.

Однако после свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена сначала учреждением органа конференции при высочайшем дворе в 1756 году и постоянным вмешательством ее в дела внутреннего управления, а в 1762 году и запрещением императора Петра III «издавать указы».

По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо Совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату. Сенату были возвращены некоторые функции, однако реальное его значение было далеко от его значения в петровские времена. Екатерина неоднократно составляла проекты реформы Сената (сохранились проекты 1775, 1788 и 1794 годов), но осуществлены они не были.

В царствование Павла Петровича, несмотря на все его несочувствие екатерининской системе, положение Сената среди государственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно было при Екатерине.

Основной характер Сената, как и других центральных учреждений, окончательно намечается в царствование Александра Павловича.

Учреждение правительствующего сената в 1711 г.

Почти немедленно по вступлении на престол император Александр приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец тому унизительному положению, до которого было доведено верховное учреждение империи.

Указ этот, в котором ясно было выражено намерение императора поднять значение Сената, произвел сильнейшее впечатление не только на Сенат, но и на образованную публику вообще. В силу целого ряда условий вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью создано не было.

К XIX веку Сенат окончательно превратился в высший орган суда и надзора. В таком виде, практически без изменений, Сенат существовал до 5 декабря 1917 года, когда очередным декретом Советской власти он был упразднен. Деятельность специальных органов Сената возобновлялась в ходе Гражданской войны на востоке и юге России.

Правительствующий сенат

Создание Сената в России XVIII века

Предпосылки создания Сената

К началу XVIII века в России Боярская дума, как высший орган власти, претерпела существенные изменения в своем составе и характере деятельности. Она перестала быть сословным органом боярской аристократии, одворянилась. Рост числа ее членов привел к тому, что Дума становилась парадным собранием. При Петре I она постепенно превратилась в консилию министров. «Последнее достоверное известие о существовании Боярской думы относится к 18 февраля 1700 года, а 4 марта 1704 года уже действовала консилия министров в Ближней канцелярии.»

Конечно, консилия министров была высшим органом центральной администрации, и ей были подчинены все прочие учреждения – приказы и канцелярии.

Состав консилии не был строго установлен и определялся от случая к случаю. Так же консилия не имела постоянного председателя. Такая неопределенность в организации деятельности высшего органа власти не могла положительно влиять на решение важных центральных и местных задач.

К компетенции консилии министров, как высшего правительственного органа, относилась одна из важнейших функций – разработка законопроектов по особому поручению царя. Так, именным указом в 1708 году было предписано разделить государство на восемь губерний и по ним расписать города, что и было сделано консилией министров.

Как мы видим, губернская реформа 1708–1710 гг. изолировала консилию от местного управления: губернии не были подчинены приказам, а сама консилия ввиду отсутствия достаточной определенности в регламентации ее деятельности не могла наладить с ними должный контакт. В связи с этим возникает необходимость объединения местного и центрального управления в единую государственную систему, которая впоследствии была решена с созданием Сената.

Так с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменит новый бюрократический орган. Принципы формирования и деятельности Сената – выслуга лет, назначение на должность, специализация, следование инструкциям и регламентам, существенно отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы, где применялись такие принципы как традиция и спонтанность.

Старая форма управления: царь с Боярской думой – приказы – местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров – от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям того времени.

«В конце XVII – в начале XVIII веков государственный аппарат был очень плохо слаженным, громоздким, неэффективным. За исключением внешних сношений, которыми ведал Посольский приказ, все остальные важнейшие сферы жизни государства не имели единого органа управления. Отсутствие единого органа управления тормозило процесс европеизации

России, к которой так сильно стремился Петр».

Я считаю, что одной из главных причин реформы государственного аппарата, являлось то обстоятельство, что сложившаяся система, а именно Боярская дума и руководящая аристократия, оказались не приспособленными к решению проблем, стоявших перед страной.

Другой важной причиной, по которой Петр I учредил Сенат, на мой взгляд, является попытка всеобъемлющей централизации власти или, говоря современным языком, укрепление вертикали власти, что в настоящее время мы можем наблюдать в современной России. Сенат, имея широкие полномочия, полностью подчинялся монарху.

Учреждение Сената

В 1711 году Петр I отправляясь в Прутский поход, издал указ об учреждении нового высшего государственного органа – Сената. Прутский поход был лишь мотивом для учреждения Сената.

Надо полагать, учреждение Сената было важным шагом в складывании бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат по сути своей стал в то время послушным орудием самодержавия. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Унаследованный от консилии министров бюрократический принцип ответственности перед царем еще более упрочился. 2 марта 1711 года сенаторы были приведены к присяге в верном исполнении своей должности.

Петр I неоднократно напоминал сенаторам, что в случае нарушения присяги им грозит жестокое наказание, включая смертную казнь, опалу, отрешение от должности, денежные штрафы – «…и ежели оной Сенат чрез свое ныне пред богом произнесенное обещание, неправедно что поступят в каком партикулярном деле… то будет пред нами суждено и виноватый жестоко будет наказан.»

Существует несколько точек зрения, по-разному толкующих статус Сената. Так некоторые авторы высказывали мнение, будто Сенат в первое время являлся чрезвычайным, временным органом и лишь впоследствии приобрел характер постоянного учреждения.

Такая оценка Сената не соответствует его действительному положению, что справедливо отмечалось в свое время А. Н. Филипповым. Хотя сам Петр I в указе 22 февраля 1711 года говорит об определении Сената «для отлучек наших», но эти слова указывали лишь на мотив, заставивший монарха прибегнуть к созданию нового учреждения. К. А. Неволин усматривал здесь сохранившуюся древнюю традицию «российских государей на время отлучки… поручать столицу в ведение бояр, для того каждый раз назначаемых». Но это было лишь чисто внешнее обращение к традиции, имевшее целью в привычной форме объяснить подданным создание нового учреждения, которое принципиально не имело ничего общего с боярскими комиссиями XVII века.

В подтверждение того, что изначально Сенат учреждался Петром I как постоянно действующий орган, свидетельствует следующий факт – с момента учреждения Сената до начала Прутского похода было издано четыре указа (регулирующих деятельность Сената), в том числе: «Об учреждении Правительствующего Сената», «О поручении правительствующему Сенату попечения о правосудии, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства», «О власти и ответственности Сената», «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате».

По всей видимости, учреждение Петром I Сената на время (Прутского похода) не предполагало бы такого тщательного нормативного регулирования. Наоборот, такой основательный подход говорит о том, что Петр I учредил Сенат как постоянно действующий орган.

Необходимо отметить, что Сенат не прерывал своей деятельности так же во время нахождения царя в столице. По всей видимости, возложенная на него (Сенат) компетенция не имела характера временных полномочий, а была рассчитана на многолетнюю работу. Сенат был постоянно действующим высшим государственным органом.

Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, осуществляющего функции высшего органа государственного управления в стране, по образцу подобного же учреждения, существовавшего в Швеции. «Изучая государственные учреждения в Швеции, Петр Великий остановился именно на сенате; это учреждение с некоторыми изменениями, приноровленными к быту русской жизни, должно было, по его мнению, найти удобную почву и в системе нашего управления. Посредством такого учреждение, основанного на чисто коллегиальном начале, он думал достичь: во первых – единства во всем управлении и во вторых – положить конец всем злоупотреблением должностных лиц.»

Состав Сената

В первоначальном составе Сената не было представителей политической элиты, скорее это были крупнейшие политические деятели того времени.

Сенат состоял из девяти сенаторов и одного секретаря, назначенных государем:

       ·  «Господин граф Мусин Пушкин,

       ·  Господин Стрешнев,

       ·  Господин князь Петр Голицын,

       ·  Господин К. Михайла Долгорукий,

       ·  Господин Племянников,

       ·  Господин К. Григорей Волконской,

       ·  Господин Самарин,

       ·  Господин Василей Апухтин,

       ·  Господин Мелницкой,

       ·  Обор-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.»

Петр I при назначении сенаторов не руководствовался происхождением, званием и чинами. Возможно, именно поэтому, должность сенатора не была включена в Табель о рангах и не была отнесена к классам.

Иными словами можно сказать, что в основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.

Следует отметить, что первоначально Сенат возник как орган с монолитной структурой. В его внутренней организации различались только присутствие, куда входил весь личный состав, и канцелярия.



Сенат в России

К концу XVII – началу XVIII века в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии: централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 году была учреждена прокуратура); упадок сословно-представительных органов (в частности, перестали созываться Земские соборы); создание сильного профессионального бюрократического аппарата (этому способствовала замена приказов коллегиями); Россия в 1721 году стала империей, усилились ее экспансионистские устремления, законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий, основной опорой самодержавия ставится консолидированный слой помещиков-землевладельцев. Время Петра Великого важнейший рубеж в отечественной истории. Программа реформ созрела задолго до Петра I и начались они еще при его деде и отце – царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились. Вследствие отмирания Боярской думы в конце XVII – начале XVIII века возникают органы, призванные выполнять совещательные и распорядительные функции при монархе: сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и затем Сенат.

Петр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706, 1707 и 1710 годах) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но в 1711 году они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.

Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция, Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 года Петр говорит: «Мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».

Указ Петра о Сенате вышел 22 февраля 1711 года. В нем не были четко определены функции будущего высшего государственного органа. Сенат планировался быть коллегиальным органом. Петр назначил в него губернаторов и руководителей ведомств (приказов). Для работы Сената с губерниями были выбраны губернские комиссары.

Сенат в России стал постоянно действующим высшим государственным органом. Во власть Сената Петр отдал управление торговлей и другими отраслями народного хозяйства, вопросы правосудия, финансовые вопросы и в том числе сбор налогов и руководство служивыми людьми.

При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний.

Сенат взял на себя функции как высшего судебного, так и управленческого учреждения. Сенату также принадлежало и право законодательной инициативы, так как вместе с прочим он являлся и законосовещательным учреждением. До самой смерти Петра I Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, а также выполнял функции надзорной инстанции по отношению к подчиненным ему коллегиям.

Учреждением политическим, в чем-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за все отвечал. Созданный первоначально с целью дублировать власть царя, Правительствующий Сенат вскоре превращается в координирующий работу других государственных учреждений орган власти.

Сенат издавал законодательные акты; обладал административными полномочиями; являлся высшим судебным органом (после царя); выполнял определенные надзорные функции. Надзор за Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор, потом специальные гвардейские офицеры, потом обер-прокурор.

Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возник. При все более теряющей свое значение системе Приказов (органов центрального государственного управления в Русском государстве) Сенат стал местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства.

Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 году. В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства.

В первое десятилетие своего существования Сенат в области гражданского права сдерживался авторитетом Соборного Уложения 1649 года. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 года, причем за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь.

С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». 19 января 1722 года в Москве были учреждены конторы от каждой коллегии, а над ними поставлена сенатская контора из одного сенатора, ежегодно менявшегося, и двух асессоров. Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел.

После смерти Петра I значение Сената начало падать, а его функции меняться. Учрежденный 8 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось. Общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный Тайный Совет стал над Сенатом.

Ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще при Екатерине был признан «неприличным» Сенату и заменен титулом «Высокий». Верховный Совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.

Императрица Анна указом 4 марта 1730 года Верховный Тайный Совет упразднила, и Правительствующий сенат был восстановлен в прежней силе и достоинстве. Число сенаторов было доведено до 21, причем в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление.

С 1731 года его власть ограничивает Кабинет министров, который начал простирать свое влияние и на дела внешней политики, а потом и дела внутреннего управления, что довело Сенат до небывалого падения. 12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчиненным никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения.

Однако после свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена сначала учреждением органа конференции при высочайшем дворе в 1756 году и постоянным вмешательством ее в дела внутреннего управления, а в 1762 году и запрещением императора Петра III «издавать указы».

По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо Совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату. Сенату были возвращены некоторые функции, однако реальное его значение было далеко от его значения в петровские времена. Екатерина неоднократно составляла проекты реформы Сената (сохранились проекты 1775, 1788 и 1794 годов), но осуществлены они не были.

В царствование Павла Петровича, несмотря на все его несочувствие екатерининской системе, положение Сената среди государственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно было при Екатерине.

Основной характер Сената, как и других центральных учреждений, окончательно намечается в царствование Александра Павловича. Почти немедленно по вступлении на престол император Александр приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец тому унизительному положению, до которого было доведено верховное учреждение империи.

Указ этот, в котором ясно было выражено намерение императора поднять значение Сената, произвел сильнейшее впечатление не только на Сенат, но и на образованную публику вообще. В силу целого ряда условий вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение.

Правительствующий сенат: дата создания, функции, указы

По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью создано не было.

К XIX веку Сенат окончательно превратился в высший орган суда и надзора. В таком виде, практически без изменений, Сенат существовал до 5 декабря 1917 года, когда очередным декретом Советской власти он был упразднен. Деятельность специальных органов Сената возобновлялась в ходе Гражданской войны на востоке и юге России.

5 марта 1711 г. указом Петра I в России учреждён Правительствующий Сенат

История России  /  Петр I  /  Учреждение сената в России

Учреждение сената в России

Учреждение сената в России

На смену Боярской думе в России приходит новое учреждение – Сенат. Он формировался в качестве высшего органа государственного управления, который должен иметь максимально широкие полномочия, вплоть до законотворческих.

Как известно, Пётр Первый довольно часто отлучался из столицы, при этом, передавая в этот период управление державой своим верным приближённым, которые во время его отсутствия могли решать государственные вопросы.

Именно путешествуя, царь задался учредить Сенат и таким образом, ещё на шаг приблизится к Европе. Кроме того, подобный государственный орган был довольно полезен для наведения порядка в государстве.

В качестве даты учреждения Сената учёными принято считать дату двадцать второго февраля 1711 года. Изначально орган формировался самим Петром Первым и в первую пору в него входили такие его приближённые как Долгорукий, Мусин-Пушкин, Голицын и пр. Секретарём царь назначил А. Щукина, который был обязан обеспечивать порядок во время заседаний Сената.

После этого вокруг Сената сформировалась система определённых учреждений, которые были ему подведомственны. В качестве посредника между губерниями и Сенатом были комиссары (по два комиссара на губернию). В число их обязанностей входило наблюдение за выполнением поставленных Сенатом указов.

Несмотря на то, что формирование Сената изначально планировалось лишь как временная мера управления страной, его роль после отлучек императора из державы не только не понизилась, но и существенно возросла.

При этом, деятельность Сената распространялась на большинство сфер общественной жизни. Теперь он имел право назначать все воинские и гражданские должности, а также вести учёт лиц, которые избегали военной повинности, заведовать военным сословием и рекрутировать людей в государственную армию. Именно для ведения военных дел в Сенате в 1722 году учреждается должность герольдмейстера.

Учреждение в России Сената предполагало формирование общего полноправного органа власти, в ведении которого была вся внутренняя политика государства. Его создание было одним из самых важных шагов для зарождения в России нового судопроизводства. Например, в 1722 году была учреждена Прокуратура при Сенате.

Деятельность этого института давно вышла за сего же рамки, распространившись на местные и центральные (а также административные) учреждения.

Интересные материалы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *