Творческая деятельность

�згляд креативность? Творчество?

  • Что общего и различного в их понимании?
  • Любая ли деятельность может быть творческой?
  • Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор. Можно ли творчески копать яму, красить забор?
  • Какие профессии, род деятельности, на ваш взгляд можно отнести к творческим?

    Креативность в структуре педагогической деятельности

    Почему? Есть ли профессии нетворческие? Почему?

  • Как люди определяют сущность творчества? Можно ли выделить показатели, критерии творческой деятельности?
  • Почему и поэзия А.С. Пушкина и стихи первоклассника являются творчеством? Можно их сравнивать между собой?
  • Кого мы можем назвать креативной личностью?
  • Можно ли научиться творчеству?
  • Что для этого, на ваш взгляд, нужно?
  • Креативный ли вы человек?
  • Можете ли вы привести примеры собственной креативности?
  • После обсуждения подводят итоги, делают выводы?

    Задание 2 Игра разминка.

    Студентам предлагается задание: сидя в кругу, и бросая друг другу мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, креативную личность. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.

    После этого студентам предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие творческую деятельность. Эта игра позволяет взглянуть на творчество с точки зрения качеств, которыми должен обладать творческий человек. Она помогает актуализировать понятия творческой деятельности. Дает возможность в определенной степени продиагностировать собственные творческие способности.

    Задание 3 Креативность (по Н.Ю. Хрящевой)

    Студентам предлагается нарисовать слово креативность, создать образ в любой символической форме.

    После того как все заканчивают рисовать, каждый создает словесный портрет креативности, рассказывает однокурсникам о своем образе.

    Упражнение позволяет сформулировать многие сущнотные характеристики креативности как свойства личности и творческого процесса.

    В ходе обсуждения студенты могут задавать друг другу вопросы, уточнять содержание рисунков и высказываний. После того, как все выскажутся, необходимо подвести итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития. Это способствует созданию ориентировочных основ, в рамках которых будут проводиться последующие занятия.

    Задание 4 аббревиатуры (по А.П. Ершовой).

    Студентам предлагается ряд аббревиатур, например: СССР, СНГ, ЖКО, НИИ, КГБ, НТР.…Каждый студент, выбрав для себя 3-4 аббревиатуры, должен дать расшифровку сокращенным названиям, ориентируя ее на понятие креативности.

    Данное упражнение позволяет выявить сущностные характеристики креативности.

    Задание 5 Ассоциация.

    Студенты занимают место в круге. Первый участник игры бросает кому-то из играющих мяч и называет любое слово. Тот, кто получил мяч, должен назвать 5-6 слов-ассоциаций, возникающих у него в связи с прозвучавшим словом. Затем он бросает мяч другому и называет свое слово.

    Задание 6 Изобретатели (По Е.Ф. Шангиной).

    Студенты разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой научно- исследовательской лаборатории необходимо изобрести, то , чего сегодня не существует (новое слово, новый предмет, новое средство передвижения). Нужно обосновать необходимость этого изобретения, привести примеры, описать, как выглядит, как будет использоваться и. т. Д.)

    Когда все группы готовы, проводится презентация новой продукции. Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять. Изобретатели отстаивают, доказывают важность своего изобретения. Если изобретение принимается общей комиссией, группе дается задание придумать и продемонстрировать рекламный ролик своей продукции для телевидения или радио.

    Задание развивает способность видеть в привычном, необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной.

    Задание 7 Японские трехстишия.

    Студенты находятся в круге, каждому из них предлагается карточка, на которой написано трехстишие японского поэта Басе. Использование данного материала оправдано тем, что в коротком тексте скрыт глубокий философский смысл, стимулирующий возникновение различных образов, ощущений, отношений.

    Студентам необходимо в течение 5 мин, работая со своей карточкой, определить смысл строк, попытаться ощутить те чувства, которые вызваны этим трехстишием, создать зрительные образы, перечислить слова-ассоциации, затем определить наиболее точное передающее смысл, выбрав его в качестве названия трехстишия. Также студенты должны запомнить текст наизусть.

    Когда время истекает, предлагается убрать карточки и начать общую работу-обсуждение. Каждый студент по очереди, по мере готовности, рассказывает наизусть свое трехстишие, описывает свое видение, свои ощущения, излагает свое понимание, мотивирует выбор заглавия.

    В это время все остальные должны внимательно слушать друг друга. Каждый высказывает свое мнение по поводу услышанного, предлагает свое видение, добавляя образ своими деталями. Важно обратить внимание студентов на то, что здесь не может быть правильного или неправильного понимания. У каждого свой образ, свое отношение. В этом заключается привлекательность работы с художественным текстом.

    После того как каждый выскажется, студентам предлагается, вспомнить н�

    s

    Признаки творческой деятельности.

    Так или иначе, творчество — всегда развитие самого субъекта деятельности, его самосознания, чувств, способностей, оценок и т.п. Применительно к деятельности студентов, именно это субъективное творчество оказывается на переднем плане. Анализ литературы позволяет сделать вывод, что творческая деятельность — это особый вид человеческой деятельности, для которой характерны следующие признаки.
    1. Разрешение проблемы, решение творческой (для конкретного субъекта) задачи. С точки зрения учебно-воспитательного процесса творческая задача рассматривается рядом авторов (Г.С.Альтшуллер, А.Н.Леонтьев, Ю.Н.Кулюткин) как цель, заданная в определенных условиях и должна быть нестандартной . Творческий поиск начинается с осознания проблемы, её формулирования, а заканчивается разрешением. Чем больше неизвестных содержит задача, тем большая творческая активность необходима для её решения.
    2. Деятельность является творческой, когда её субъект открывает новый (для себя) способ решения творческой задачи. Под способом надо понимать не только формирование навыков, умений, технологии деятельности, но и мотивационно-ценностные компоненты личности, интуицию, открытость для дальнейшего творчества.
    3. Творческая деятельность, как правило, предполагает рациональное комбинирование существующей информации, в результате чего появляется новое знание, расширяющее границы предшествующих (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, Я.А.Пономарев и др.).
    4. Для творческой деятельности необходимы личностные качества, творческие способности, ценностные ориентации. Согласно традиции отечественной педагогики и психологии способности к творчеству не рассматриваются как предопределенные генетически. Лишь социальные условия, педагогическое воздействие развивают или угнетают эти качества.
    Таким образом, творческая деятельность — это, прежде всего, способ реализации личности, определенная интеллектуальная, поведенческая, деятельностная реакция на объективные условия, на проблемную ситуацию.
    Нас проблемы творческой деятельности интересуют, прежде всего, с точки зрения развития творческого потенциала личности студентов, будущих педагогов. И в этом смысле можно особо говорить о ряде свойств и качеств, необходимых для субъективно творческой деятельности в процессе обучения. Доминирование творческих качеств, установок, ценностных ориентаций над нетворческими позволяет говорить о наличии в структуре личности значимого и эмпирически измеряемого, развиваемого творческого потенциала.

    �згляд креативность? Творчество?

  • Что общего и различного в их понимании?
  • Любая ли деятельность может быть творческой?
  • Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор. Можно ли творчески копать яму, красить забор?
  • Какие профессии, род деятельности, на ваш взгляд можно отнести к творческим? Почему? Есть ли профессии нетворческие? Почему?
  • Как люди определяют сущность творчества? Можно ли выделить показатели, критерии творческой деятельности?
  • Почему и поэзия А.С. Пушкина и стихи первоклассника являются творчеством? Можно их сравнивать между собой?
  • Кого мы можем назвать креативной личностью?
  • Можно ли научиться творчеству?
  • Что для этого, на ваш взгляд, нужно?
  • Креативный ли вы человек?
  • Можете ли вы привести примеры собственной креативности?
  • После обсуждения подводят итоги, делают выводы?

    Задание 2 Игра разминка.

    Студентам предлагается задание: сидя в кругу, и бросая друг другу мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, креативную личность. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.

    После этого студентам предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие творческую деятельность. Эта игра позволяет взглянуть на творчество с точки зрения качеств, которыми должен обладать творческий человек. Она помогает актуализировать понятия творческой деятельности. Дает возможность в определенной степени продиагностировать собственные творческие способности.

    Задание 3 Креативность (по Н.Ю. Хрящевой)

    Студентам предлагается нарисовать слово креативность, создать образ в любой символической форме.

    После того как все заканчивают рисовать, каждый создает словесный портрет креативности, рассказывает однокурсникам о своем образе.

    Упражнение позволяет сформулировать многие сущнотные характеристики креативности как свойства личности и творческого процесса.

    В ходе обсуждения студенты могут задавать друг другу вопросы, уточнять содержание рисунков и высказываний. После того, как все выскажутся, необходимо подвести итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития. Это способствует созданию ориентировочных основ, в рамках которых будут проводиться последующие занятия.

    Задание 4 аббревиатуры (по А.П. Ершовой).

    Студентам предлагается ряд аббревиатур, например: СССР, СНГ, ЖКО, НИИ, КГБ, НТР.…Каждый студент, выбрав для себя 3-4 аббревиатуры, должен дать расшифровку сокращенным названиям, ориентируя ее на понятие креативности.

    Данное упражнение позволяет выявить сущностные характеристики креативности.

    Задание 5 Ассоциация.

    Студенты занимают место в круге. Первый участник игры бросает кому-то из играющих мяч и называет любое слово. Тот, кто получил мяч, должен назвать 5-6 слов-ассоциаций, возникающих у него в связи с прозвучавшим словом. Затем он бросает мяч другому и называет свое слово.

    Задание 6 Изобретатели (По Е.Ф. Шангиной).

    Студенты разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой научно- исследовательской лаборатории необходимо изобрести, то , чего сегодня не существует (новое слово, новый предмет, новое средство передвижения). Нужно обосновать необходимость этого изобретения, привести примеры, описать, как выглядит, как будет использоваться и. т. Д.)

    Когда все группы готовы, проводится презентация новой продукции. Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять. Изобретатели отстаивают, доказывают важность своего изобретения.

    1.1. Какую деятельность следует считать творческой

    Если изобретение принимается общей комиссией, группе дается задание придумать и продемонстрировать рекламный ролик своей продукции для телевидения или радио.

    Задание развивает способность видеть в привычном, необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной.

    Задание 7 Японские трехстишия.

    Студенты находятся в круге, каждому из них предлагается карточка, на которой написано трехстишие японского поэта Басе. Использование данного материала оправдано тем, что в коротком тексте скрыт глубокий философский смысл, стимулирующий возникновение различных образов, ощущений, отношений.

    Студентам необходимо в течение 5 мин, работая со своей карточкой, определить смысл строк, попытаться ощутить те чувства, которые вызваны этим трехстишием, создать зрительные образы, перечислить слова-ассоциации, затем определить наиболее точное передающее смысл, выбрав его в качестве названия трехстишия. Также студенты должны запомнить текст наизусть.

    Когда время истекает, предлагается убрать карточки и начать общую работу-обсуждение. Каждый студент по очереди, по мере готовности, рассказывает наизусть свое трехстишие, описывает свое видение, свои ощущения, излагает свое понимание, мотивирует выбор заглавия.

    В это время все остальные должны внимательно слушать друг друга. Каждый высказывает свое мнение по поводу услышанного, предлагает свое видение, добавляя образ своими деталями. Важно обратить внимание студентов на то, что здесь не может быть правильного или неправильного понимания. У каждого свой образ, свое отношение. В этом заключается привлекательность работы с художественным текстом.

    После того как каждый выскажется, студентам предлагается, вспомнить н�

    s

    Феноменология понятия «творческая активность» в трудах отечественных исследователей

    Рахимбердиева Анастасия Артуровна,

    соискатель Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского,

    главный специалист-эксперт Регионального управления ФСКН России по Астраханской области.

     

    Современному обществу требуется личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, умеющая эффективно и нестандартно решать возникающие жизненные трудности. В этой связи возникает потребность в развитии творчески активных людей, реально способных в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности может не обладать очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенное значение для детей. Вследствие чего проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности.

    Новые стандарты образования требуют всецелого развития личности, основой чего является творческая активность, поэтому развитие творческой активности учащихся — одна из актуальных проблем подрастающего поколения. Без проявления данного качества личности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями в той или иной области.

    Творческая активность учащегося занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.

    Можно говорить о том, что творческая активность не возникает сама по себе, вдруг. Учебная деятельность, организуемая преподавателем, должна быть направлена на ее формирование.

    Ученые рассматривают данный феномен в разных аспектах: как активность восприятия действительности (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон); активность преобразования действительности (Л.П.

    Любая ли деятельность является творческой

    Аристова); соотношение активности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Ю.А. Воробьев, М.В. Демин, А.В. Маргулис и др.); взаимодействие личностных проявлений с активностью (Ю.В. Шаров); взаимодействие мотивов поведения и степени активности (Л.И. Божович, М.Н. Славина, А.Н. Леонтьев); взаимосвязь активности и эмоциональности (К.Д. Радина, И.И. Родак и др.).

    Творческая активность и процесс творчества — понятия, которые не обязательно совпадают. Без активности нет творчества, но творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже не носящей творческий характер.

    На данный момент в науке нет полностью раскрывающего определения понятия «творческая активность». Хотя оно применяется в различных сферах человеческой деятельности (социальной, педагогической, научной, производственной и др.), отдельные вопросы, связанные с этим феноменом, изучены не до конца. Термин «творческая активность» различными авторами трактуется по-своему, поэтому вопрос о сущности творческой активности остается открытым. Различные подходы к этому понятию обусловлены тем, что она, являясь сложным образованием, выступает и рассматривается авторами под различными углами зрения: со стороны субъекта деятельности – как предпосылка и результат развития личности; со стороны деятельности – как цель, средство и результат деятельности, ее качественная характеристика. Так, И.С. Якиманская рассматривает творческую активность как системообразующее качество личности, условие реализации себя как личности на всех этапах онтогенеза. М.И. Данилов, В.А. Петровский, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова определяют ее как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как характеристику деятельности, которая проявляется в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Причем творческая активность реализуется, прежде всего, в творческой деятельности, когда человек преобразует, творчески изменяет усвоенный социальный опыт в соответствии с собственными представлениями о действительности.

    В исследовании Г.Н. Назаренковой подчеркивается неоднозначность и многогранность этого понятия. Однако существенным свойством творческой активности является взаимная обусловленность внутренних и внешних ее проявлений. В любой активной творческой деятельности, будь то художественная, эстетическая, культурная или познавательная, существует взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, взаимосвязь воображения и продуктивного мышления. «Творческая активность – особое состояние личности и качества ее деятельности, которое характеризуется установкой на поисковые и преобразующие способы этой деятельности» .

    В. Н. Дружинин обратился к изучению творческой активности, проявляющейся в особых ситуациях жизнедеятельности, которая детерминирует с творческой мотивацией. «Верхним» ограничителем проявления уровня творческой активности является уровень общего интеллекта, а «нижним» – минимальный уровень интеллекта, до достижения которого творческость не проявляется. В соответствии с этим положением, В. Н. Дружинин заключал, что интеллект индивида – «верхний ограничитель» потенциальных творческих возможностей, однако проблема использования отведенных природой возможностей зависит от внешних условий, мотивации, компетенции в той сфере творчества, которую человек избрал .

    Одно из последних определений выдвинула Л.Н. Шульпина: «Творческая активность – это устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций» . В данном определении достаточно хорошо представлена направленность на овладение творческой деятельностью, но отсутствует важный структурный элемент, выделяемый многими исследователями – готовность к занятиям творчеством.

    Анализируя различные подходы к определению понятия «творческая активность», можно сделать вывод о том, что у исследователей нет единого мнения в данном термине. Одни авторы (Е.В. Рогалёва, Е.А. Ходырева) видят проявление творческой активности в готовности включиться в творческую деятельность, вторые (Г.А. Коровкина, Г.И. Патяко, Т.М. Смирнова, В.В. Штепенко, Л.Н. Шульпина) – в направленности на занятия творчеством. Мы же будем считать, что и готовность, и направленность на овладение творческой деятельностью являются существенными структурными элементами творческой активности личности. Исследователи М.А. Данилов, В.П. Строков, В.В. Штепенко связывают определение творческой активности с деятельностью, а другие: Г.В. Гавришина, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Б.Х. Пикалов, Я.А. Пономарёв, Е.В. Рогалёва, Л.Н. Шульпина, Г.И. Щукина, Е.Н. Яковлева понимают её как свойство или качество личности .

    Следовательно, творческая активность может рассматриваться как качество одновременно присущее и самой личности, и её деятельности. Филимонова В.Б. дает следующее определение: «творческая активность – это качество личности, выражающее интенсивность её деятельности по созданию новых или совершенствованию существующих продуктов, содержание и устойчивость которой определяется совокупностью направленности и готовности (внутренней и внешней) к осуществлению такой деятельности» .

    Говоря о процессе обучения, мы можем выделить следующие основные компоненты творческой активности учащихся:

    •                     потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

    •                     преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям;

    •                     готовность к преобразующей деятельности;

    •                     эвристический потенциал;

    •                     сама преобразующая деятельность.

    На наш взгляд, сущность творческой учебной активности следует рассматривать как интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, интереса и действий, проявляющееся как высший уровень ее индивидуально обусловленной отражательно-преобразовательной деятельности. Следовательно, формирование творческой личности напрямую соотносится с развитием качества, которое можно обозначить как сложное образование, совокупность психических процессов, обеспечивающих субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в активном усвоении новых знаний, формировании познавательных потребностей и интересов, развитии творческих способностей личности, самостоятельности и инициативности.

    Литература

    1.                  Назаренкова Г.Н. Игра как средство развития творческой активности подростка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Н. Назаренкова. — М.: 1994. — 225 с.

    2.                  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

    3.                  Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В.Б. Филимонова // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 10 . URL: http://e-koncept.ru/2014/14626.htm (дата обращения 18.05.2015).

    4.                  Шульпина Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н. Шульпина. — М.: 2003. — 142 с.

    Поступила в редакцию 18.05.2015 г.

    Желаю в творчестве тебе,
    Быть современным и активным.
    Чтоб настроение в судьбе,
    Играло светом позитивным.

    Успехи чтобы сами шли,
    Росла всегда твоя карьера.
    Талант идет твой от души,
    В нем новизна, любовь и вера.

    102
    ©

    Натура творческая ты,
    Есть у тебя большие планы.
    Желаю, пусть твои мечты,
    Будут настойчивы, упрямы.

    Пускай успех к тебе придет,
    Как вспышка молнии небесной.
    По жизни двигайся вперед,
    Дорогой творческой, чудесной.

    41
    ©

    Необходимы в творчестве успехи,
    Желаю их тебе я от души.
    Когда встречаются изъяны и помехи,
    Избавиться всегда от них спеши.

    Путь творческий достаточно ранимый,
    Но он дает достойные плоды.
    Будь музою своей вперед гонимый,
    Чтобы оставить в творчестве следы.

    Пожелания творческих успехов
    32
    ©

    Я восхищаюсь творчеством твоим,
    Всегда желаю творческих свершений.
    Ты мастер и с умением своим,
    Являешься великим без сомнений.

    Пускай идет успехов полоса,
    Удачи прилетают словно птицы.
    И в творческих находках чудеса,
    Не знают пробуксовки и границы.

    15
    ©

    Новых творческих успехов,
    Пожелать тебе хочу.
    Путь новаций без огрехов,
    Стал казаться по плечу.

    Продолжай искать новинки,
    Сделай праздником свой труд.
    Все удачи без заминки,
    В твое творчество войдут.

    15
    ©

    Пусть муза не проходит мимо,
    Резвится в творчестве твоем.
    Успехов путь необходимо,
    Тебе пройти достойно в нем.

    Желаю, чтоб удач лавины,
    Как вдохновение пришли.
    Крутые творчества вершины,
    Были для сердца и души.

    13
    ©

    Творческих успехов пожелаю,
    Я тебе в профессии твоей.
    Поиск новых планов одобряю,
    Ты идешь дорогою своей.

    Высоты добьешься непременно,
    Твой энтузиазм непобедим.
    Ты поймал удачу откровенно,
    В ней тебе кураж необходим.

    Пожелания творческих успехов
    11
    ©

    Пускай творческие силы,
    Будут много лет с тобой.
    Лишь успешные порывы,
    Чаще радуют собой.

    Тебе творческой фортуны,
    И удач хочу желать.
    Чтобы для родной культуры,
    Смог шедевры ты создать.

    10
    ©

    Если ты творчеством увлекся,
    Дороги легкой не ищи.
    Чтоб неудачей не обжегся,
    Твори красиво, безо лжи.

    Тебе успехов пожелаю,
    Дерзай свой избранный удел.
    Они всегда нужны, я знаю,
    Чтобы ты в жизни преуспел.

    10
    ©

    Пусть в твоем творчестве, подъемы,
    От вдохновения идут.
    Чтобы успехов слышать звоны,
    Они тебя я знаю ждут.

    Ты чудеса творить способен,
    На своем творческом пути.
    Будь от апатии свободен,
    Старайся лишь вперед идти.

    7
    ©

    Категории и цели творческой деятельности

    Развитие творческих способностей младших школьников в технологии творческих мастерских.

    Введение………………………………………………………………………………3

    Глава 1.Теоретические основы творческой деятельности…………………………

    1.1 Категории и цели творческой деятельности………………………….5

    1.2Эвристическое обучение — как основа творчества в учебной деятельности…………………………………………………………………………6

    1.3Классификации творческих способностей и уровни творческого мышления…………………………………………………………………………….9

    1.4 Компоненты творческого мышления по Дж. Гилфорду и уровни творческого мышления…………………………………………………………….11

    Выводы по первой главе……………………………………………………………13

    Глава 2. Влияние творческих мастерских на развитие творческого мышления младших школьников………………………………………………………………14

    2.1 История возникновения и развития технологии творческих мастерских…………………………………………………………………………..14

    2.2 Организация и этапы работы младших школьников в творческих мастерских…………………………………………………………………………..16

    2.3 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников в педагогических мастерских……………….19

    2.4 Динамика развития компонентов творческого мышления младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента……..…28

    Выводы по второй главе……………………………………………………………34

    Введение

    Особая значимость творческих способностей для психолого-педагогической проблематики сегодняшнего дня обусловлена спецификой социального опыта, которые должны усвоить последующие поколения и нестабильным характером этого опыта. Во- первых , в настоящее время возрастает информационный поток и овладеть им полностью совершенно невозможно. А творческие способности же позволяют успешно осуществить поиск и находить новые нестандартные ответы на вопросы, как в динамическом потоке информации, так и в условиях ее дефицита. Во- вторых, в условиях все ускоряющегося развития различных сторон общества творческое мышление и творческие способности дают возможность видеть и находить правильные решения постоянно возникающих новых проблем. В- третьих, профессиональные компетенции современного мира предполагают определенную мобильность личности, что требует развития творческих способностей, которые необходимо развивать уже в младшем возрасте.

    В своё время о необходимости развивать творческую активность у детей младшего школьного возраста писал А.Н.Лук. Он составил классификации творческих способностей ребенка. Советский психолог Л.С. Выготскийтакже отражал понятие «творчество»в своих трудах. Американский педагог Дж. Гилфорд разработал модель творческого интеллекта. Предпосылки творческого обучения содержатся в работах Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, П.Ф.

    Является ли любое проявление творчества искусством?

    Каптерева, С.Френе, Р.Штайнера. Г.С.Альтшуллера, М.И. Махмутова, В.И. Андреева и А.В. Хуторского.

    О необходимости научить ребенка мыслить творчески говорили и говорят по сей день. Проблема актуальна. В учебной программе большое внимание уделяется ИЗО, технологии, трудовой творчески-практической деятельности и т.д. На общеобразовательных предметах, таких как математика, русский язык и литература, чтение, учителя нередко прибегают к дискуссиям, анализу пройденного, чтобы выработать у детей умение мыслить объективно, оригинально ; высказывать свою точку зрения, синтезировать и анализировать.

    Именно поэтому появилась необходимость внедрения и использования технологии «творческих мастерских» в учебном процессе. проблемой нашего исследования является выяснить : каково влияние творческих мастерских на развитие компонентов творческого мышления младших школьников.

    Решение данной проблемы- цель исследования.

    Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

    Предмет исследования: возможности творческих мастерских в творческом развитии младших школьников.

    Задачи:

    1.изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

    2.определить понятия «способности», «творчество», «креативность», «творческие способности», «творческое мышление», «творческая мастерская», «дивергентное мышление»

    3.провести диагностику по определению уровней творческих способностей у младших школьников

    4.выявить особенности организации творческих мастерских в начальной школе

    5.дать анализ влияния творческих мастерских на развитие творческих способностей младших школьников

    Методы исследования:

    Теоретические методы: анализ литературы, анализ опыта учителей начальных классов, тестирование.

    Качественные и количественные методы: математическая обработка результатов .

    Категории и цели творческой деятельности

    Для изучения творческого потенциала и развития творческих способностей следует рассмотреть такие понятия как : «способности», «творчество»,«креативность»,«творческие способности», «творческое мышление», «творческая мастерская»,«дивергентное мышление»

    Понятие способностей является одним из самых неоднозначных и дискуссионных в педагогике и психологии.

    Галина Ивановна Вергелес определяет способности как успешность , легкость, быстроту выполнения деятельности как при наличии информации, так и в условиях ее дефицита.

    Изменчивый характер социального опыта требует от учителя развивать не просто творческие способности , а способности общего характера. Разделение творческих способностей на специальные и общие определяются диапазоном видов деятельности.

    Способности общие — способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности реализуются в широком диапазоне. Это дает возможность адекватно отражать окружающий мир в его существенных связях и отношениях, а также избирать творческие способы взаимодействия.

    Способности специальные – индивидуальные – психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (управленческой, музыкальной, математической, организаторской, хореографической и т. д). Это проявляется в склонностях ребенка , его интересах и предпочтениях.

    Само же понятие «творчество» Лев Семенович Выготский определяет как деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью или известным построение ума и чувства, живущим и обнаруживающим только в самом человеке.

    Говоря о творчестве нельзя не сказать о креативности. Татьяна Васильевна Барышева считает, что креативность и есть система общих творческих способностей, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, нешаблонному их решению, генерированию большого количества оригинальных идей.

    Творческие способности- это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукста соверпшаемой деятельности, уровень ее результативности.

    Творческие способности являются структурными компонентами креативности.

    А по мнению Марии Александровны Холодной креативность в узком смысле слова определяется как дивергентное мышление.

    Джон Гилфорд же утверждает, что дивергентное мышление является основанием творчества.

    1.2 Эвристическое обучение – как основа творчества в учебной деятельности.

    Как отмечает Д.Б.Богоявленская, что не только в обыденном сознании, но и в научной литературе широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне — механизму, а по результату – продукту (создание нового). Одни ученые, очерчивая сферу творчества, считают, что оно характеризует лишь социально значимые открытия.

    Для того, что выявить у детей младшего школьного возраста педагог должен выстраивать урок по особому типу- творческому. Поэтому авторы уделяют особое внимание технологии творческих мастерских. На таком уроке ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. В основе такого творческого урока лежит целая система обучения – дидактическая эвристика.

    Эвристика- наука об открытии нового.

    Творчество- процесс создания нового.

    Дидактическая эвристика имеет цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов- учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию образовательных продуктов.

    Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трех основных целях:

    1.создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

    2.освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

    3.выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

    Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. В чем же специфические особенности детского творчества? В педагогике и психологии говорят о детском творчестве и выделяют следующие его специфические особенности:

    Творчество детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна.

    Процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей может существенно отличаться от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.

    Осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам.

    Основа любого творчества – воображение. Младший школьный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

    Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

    Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество. Это:

    –новизнапродукта(субъективная);
    –оригинальность;
    –вариативностьрешений;
    –интеллектуальнаяактивность;
    – эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение “интеллектуальных эмоций” в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

    Л.С. Выготский определяет творчество как ту деятельность, «которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Однако особенности этой деятельности трактуются и понимаются учеными и специалистами разнообразно. Это находит отражение и в классификации творческих способностей .

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *