Трудовая миграция в России

Иранское ИА Фарс-ньюз опубликовало интервью главы ЕАК Никиты Мендковича о криминальных аспектах трудовой миграции в России. Сравнивается российский и европейский опыт адаптации миграционных потоков и исторические перспективы процесса. Перевод на фарси представлен по адресу.

Правонарушения мигрантов в России и преступления, которые совершаются против них в РФ – круг этих вопросов составили основу доклада «Мифы и правда». На вопросы ответил соавтор доклада политолог, эксперт по странам ЦА и Закавказья Никита Мендкович.

Миграционные мосты: Россия и Евразия, здесь и сейчас

 Каковы мотивы исследования «изнаночной» стороны жизни мигрантов в России и появления об этом актуального доклада?

Тема доклада возникла в связи с тем, что некоторые издания Центральной Азии, особенно Западные, в последнее время вели форменную кампанию запугивания общества. Всячески муссируют сюжеты о нападениях на почве ненависти, преступлениях против мигрантов и т.п. Цель очевидна – создать атмосферу враждебности между Россией и ее региональными союзниками. В этой связи группа экспертов Евразийского аналитического клуба  предприняла статистическое исследование проблем, связанных с криминальными аспектами миграции.

В первую очередь, мы изучали угрозы для самих мигрантов, но также косвенно была затронута проблема и преступлений, совершаемых мигрантами. Тем более, что одной из основных угроз для приезжающих с целью работы становятся банды, действующие в родной этнической среде, паразитирующие на труде собратьев.

На почве чего мигранты из стран Центральной Азии могут нарушить законы РФ, и почему они же могут стать жертвами противоправных действий? На круглых столах читаются доклады с инфографикой об экономических преступлениях против мигрантов, оказывается чиновники (московские, в частности) недоплачивают рабочим-мигрантам львиную долю заработка.

Для начала хочу подчеркнуть далеко не каждый мигрант – связан с преступностью. Большинство приезжают, работают, часть денег тратят в стране, часть отсылают домой. Это нормальная экономическая деятельность, от которой выигрывают и страна исхода, и Россия. Но, как в любой части общества, есть определенный процент людей, которые не уважают закон.

По имеющимся у меня данным, более 60% преступлений трудовых мигрантов связаны с нарушением правил пребывания, фальшивыми документами, попытками подкупа должностных лиц. Чаще всего эти преступления происходят из-за низкой адаптивности мигрантов: они по негативному опыту на родине не верят в нормальную работу органов власти и часто страдают от языкового барьера. Поэтому нарушители не идут легальным путем, а пытаются решить все вопросы по знакомству, и оказываются вовлечены в криминал.

Социально-экономические факторы работают только в случае, если мигранты оказываются без работы, на которую рассчитывали, не получают заработок при незаконном найме или лишаются ее до срока. В этой ситуации любой человек может оказаться склонен к нарушению закона.

Кроме этого, конечно, есть большая проблема этнических ОПГ. Они чаще всего вымогают деньги у соотечественников, если те не имеют легального трудового статуса и боятся контактов с полицией. Есть еще ряд криминальных тем, но их обсуждение займет слишком много места.

С кыргызской молодёжью в Москве работают представители Киргизского духовенства и МВД этой страны. Такая практика сказывается на уровне социальной защищенности кыргызских мигрантов?

Основной плюс для кыргызстанских мигрантов – участие их страны в ЕАЭС. По условиям Союза, они при работе в союзных государствах свободны от обязанности покупать патент и сдавать экзамены. Это существенно снижает их расходы, облегчает работу в легальном секторе и постепенно выводит их из потенциально криминогенных зон. Легальный статус чаще формирует ситуацию, располагающую к честному труду и разрешению конфликтов.

В результате кыргызстанская община гораздо менее подвержена криминалу, чем, например, таджикистанская. Здесь, конечно, заслуга и органов правопорядка России и Кыргызстана, которые путем совместной работы ликвидировали в прошлые годы ряд транснациональных ОПГ. Также можно отметить работу этнических организаций, помогающих мигрантам интегрироваться в российское общество.

Никита, а как Вы оцениваете практику приёма мигрантов в европейских странах? Или ЕС перестал принимать мигрантов и безуспешно борется с миграционными потоками?

Твердо можно сказать, что европейский подход к миграции сейчас показывает свою неэффективность. И дело не только в огромных волнах беженцев из арабского мира после «арабской весны», спровоцированной США. Еще до кризиса на Ближнем Востоке в Европе возникло множество анклавов компактного проживания мигрантов в первом и даже втором поколении. Они полностью отрезаны от социального большинства, варятся в своем соку, часто криминализованы и маргинализованы. Очень существенный процент населения не имеют официальных заработков или вовсе живут на пособие.

Кризис последних лет только усугубил ситуацию. Стала более заметной преступность в общественных местах, агрессивный национализм, проблема религиозного экстремизма и даже терроризма.

Мне трудно судить как Европа теперь будет справляться с последствиями миграционного кризиса. Для нас это – ценный опыт, негативный и позитивный, его нужно отслеживать и учитывать в российской миграционной политике.

Языковая проблема мигрантов из постсоветских стран в Москву – сохраняется. Как Вы прокомментируйте политику медленного «изживания» русского языка из стран Центральной Азии, вследствии чего трудовые мигранты не всегда владеют русским языком, но приезжают на работу в Россию?

Касательно проблем языка – здесь чаще не какой-то политический умысел, а объективные последствия экономической катастрофы после распада СССР.

Использование труда мигрантов в РФ: мигранты на российском рынке труда сегодня

Она вызвала, с одной стороны – эмиграцию наиболее квалифицированных часто русскоязычных кадров в Россию и на Запад, с другой, как и везде, сопровождалась тяжелейшими нагрузками для системы образования в том числе среднего.

Безусловно, проблема разговорного русского стоит остро, и ее решение важно и для стран-доноров рабочей силы, и для России, принимающей миграционный поток и стремящейся интегрировать его в экономику. И работа в этом направлении ведется. Например, я сам недавно участвовал в конференции с участием руководства Минобразования Кыргызстана по проблеме восстановления преподавания русского языка и русскоязычной разговорной среды.

Нужна подготовка кадров, решение проблемы учебных пособий, эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе, включая проведение онлайн-уроков и семинаров с участием зарубежных специалистов. Важна работа русскоязычных СМИ, издательств, организаций кинопроката.

 Насколько миграция рабочей силы социально и экономически целесообразна в свете заявленных планов строительства инновационной (цифровой) экономики и положительной демографии в Центральной Азии?

Трудовая миграция не утрачивает свою актуальность. Россия очень тяжело перенесла демографический кризис 1990-х, сейчас мы сталкиваемся с его эхом, сокращением доли населения трудоспособного возраста. Правительство ведет долгосрочную политику на увеличения рождаемости, но для решения проблем здесь и сейчас требуется привлечение внешней миграции, как маятниковой – так и долгосрочной. На это, например, направлена кампания по возвращению соотечественников, в том числе из дальнего зарубежья.

Для стран Центральной Азии характерна преимущественно маятниковая миграция, однако часть приезжающих в итоге решают остаться в России и натурализуются. Россию устраивают оба сценария при условии, что приезжающие адаптируются к новому социальному окружению, уважают законы и неформальные общественные правила, не испытывают антагонизма к социальному большинству.

У России очень богатый опыт адаптации миграционных потоков. Напомню, что век назад Центральная Россия сталкивалась с огромным притоком этнических татар, а также евреев из западных губерний империи. Были всем нам знакомые сегодня проблемы, языка, социальной адаптации, непропорциональное представительство в некоторых секторах экономики, проблемы криминала Притом Россия преодолевала серьезнейший политический кризис, вылившийся в революцию. Катастрофы не произошло, общество успешно приняло всех мигрантов, обогатившихся их культурным и трудовым потенциалом.

Беседовала Светлана Мамий

ТРУДЯЩИЕСЯ-МИГРАНТЫ – это иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и осуществляющие свою трудовую деятельность в установленном порядке. Порядок привлечения иностранной рабочей силы установлен Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории РФ только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Решение о выдаче разрешений принимается органами МВД России в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов, предусмотренных в п. 5 указанного Положения. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Разрешения выдаются, как правило, на срок до 1 года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на 1 год.

Нелегкая жизнь трудовых мигрантов в России

При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения. Разрешение не подлежит передаче др. работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к др. работодателю.

Подтверждение на право трудовой деятельности иностранным гражданам, нанятым работодателями в пределах численности привлекаемой иностранной рабочей силы, установленной разрешением, выдается бесплатно. За выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения, с работодателей взимается плата в размере, устанавливаемом Федеральной миграционной службой России совместно с Минфином России и обеспечивающем возмещение затрат, связанных с выдачей подтверждения. Приказом МВД России и Минфина России от 28 июня 2002 г. № 612/61н для работодателей установлена (с 2002 г.) плата за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, в размере 580 рублей.

Работодатели за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Иностранные граждане, въехавшие в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением указанного Положения, подлежат выдворению из РФ органами МВД России за счет средств работодателя.

Установленный указанным Положением обязательный порядок выдачи разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством РФ:

официально признаны беженцами;

постоянно проживают на территории РФ;

получили убежище на территории РФ;

подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.

Указанный порядок также не применяется к иностранным гражданам:

деятелям науки и культуры, работающим на территории РФ в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;

работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории РФ;

религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории РФ в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах;

членам экипажей российских морских и речных судов;

студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования;

корреспондентам и журналистам, аккредитованным в РФ;

лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и для др. работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Иранское ИА Фарс-ньюз опубликовало интервью главы ЕАК Никиты Мендковича о криминальных аспектах трудовой миграции в России. Сравнивается российский и европейский опыт адаптации миграционных потоков и исторические перспективы процесса. Перевод на фарси представлен по адресу.

Правонарушения мигрантов в России и преступления, которые совершаются против них в РФ – круг этих вопросов составили основу доклада «Мифы и правда». На вопросы ответил соавтор доклада политолог, эксперт по странам ЦА и Закавказья Никита Мендкович.

Миграционные мосты: Россия и Евразия, здесь и сейчас

 Каковы мотивы исследования «изнаночной» стороны жизни мигрантов в России и появления об этом актуального доклада?

Тема доклада возникла в связи с тем, что некоторые издания Центральной Азии, особенно Западные, в последнее время вели форменную кампанию запугивания общества. Всячески муссируют сюжеты о нападениях на почве ненависти, преступлениях против мигрантов и т.п. Цель очевидна – создать атмосферу враждебности между Россией и ее региональными союзниками. В этой связи группа экспертов Евразийского аналитического клуба  предприняла статистическое исследование проблем, связанных с криминальными аспектами миграции.

В первую очередь, мы изучали угрозы для самих мигрантов, но также косвенно была затронута проблема и преступлений, совершаемых мигрантами. Тем более, что одной из основных угроз для приезжающих с целью работы становятся банды, действующие в родной этнической среде, паразитирующие на труде собратьев.

На почве чего мигранты из стран Центральной Азии могут нарушить законы РФ, и почему они же могут стать жертвами противоправных действий? На круглых столах читаются доклады с инфографикой об экономических преступлениях против мигрантов, оказывается чиновники (московские, в частности) недоплачивают рабочим-мигрантам львиную долю заработка.

Для начала хочу подчеркнуть далеко не каждый мигрант – связан с преступностью. Большинство приезжают, работают, часть денег тратят в стране, часть отсылают домой. Это нормальная экономическая деятельность, от которой выигрывают и страна исхода, и Россия. Но, как в любой части общества, есть определенный процент людей, которые не уважают закон.

По имеющимся у меня данным, более 60% преступлений трудовых мигрантов связаны с нарушением правил пребывания, фальшивыми документами, попытками подкупа должностных лиц. Чаще всего эти преступления происходят из-за низкой адаптивности мигрантов: они по негативному опыту на родине не верят в нормальную работу органов власти и часто страдают от языкового барьера. Поэтому нарушители не идут легальным путем, а пытаются решить все вопросы по знакомству, и оказываются вовлечены в криминал.

Социально-экономические факторы работают только в случае, если мигранты оказываются без работы, на которую рассчитывали, не получают заработок при незаконном найме или лишаются ее до срока. В этой ситуации любой человек может оказаться склонен к нарушению закона.

Кроме этого, конечно, есть большая проблема этнических ОПГ. Они чаще всего вымогают деньги у соотечественников, если те не имеют легального трудового статуса и боятся контактов с полицией. Есть еще ряд криминальных тем, но их обсуждение займет слишком много места.

С кыргызской молодёжью в Москве работают представители Киргизского духовенства и МВД этой страны. Такая практика сказывается на уровне социальной защищенности кыргызских мигрантов?

Основной плюс для кыргызстанских мигрантов – участие их страны в ЕАЭС. По условиям Союза, они при работе в союзных государствах свободны от обязанности покупать патент и сдавать экзамены. Это существенно снижает их расходы, облегчает работу в легальном секторе и постепенно выводит их из потенциально криминогенных зон. Легальный статус чаще формирует ситуацию, располагающую к честному труду и разрешению конфликтов.

В результате кыргызстанская община гораздо менее подвержена криминалу, чем, например, таджикистанская. Здесь, конечно, заслуга и органов правопорядка России и Кыргызстана, которые путем совместной работы ликвидировали в прошлые годы ряд транснациональных ОПГ. Также можно отметить работу этнических организаций, помогающих мигрантам интегрироваться в российское общество.

Никита, а как Вы оцениваете практику приёма мигрантов в европейских странах? Или ЕС перестал принимать мигрантов и безуспешно борется с миграционными потоками?

Твердо можно сказать, что европейский подход к миграции сейчас показывает свою неэффективность.

Трудовая миграция

И дело не только в огромных волнах беженцев из арабского мира после «арабской весны», спровоцированной США. Еще до кризиса на Ближнем Востоке в Европе возникло множество анклавов компактного проживания мигрантов в первом и даже втором поколении. Они полностью отрезаны от социального большинства, варятся в своем соку, часто криминализованы и маргинализованы. Очень существенный процент населения не имеют официальных заработков или вовсе живут на пособие.

Кризис последних лет только усугубил ситуацию. Стала более заметной преступность в общественных местах, агрессивный национализм, проблема религиозного экстремизма и даже терроризма.

Мне трудно судить как Европа теперь будет справляться с последствиями миграционного кризиса. Для нас это – ценный опыт, негативный и позитивный, его нужно отслеживать и учитывать в российской миграционной политике.

Языковая проблема мигрантов из постсоветских стран в Москву – сохраняется. Как Вы прокомментируйте политику медленного «изживания» русского языка из стран Центральной Азии, вследствии чего трудовые мигранты не всегда владеют русским языком, но приезжают на работу в Россию?

Касательно проблем языка – здесь чаще не какой-то политический умысел, а объективные последствия экономической катастрофы после распада СССР. Она вызвала, с одной стороны – эмиграцию наиболее квалифицированных часто русскоязычных кадров в Россию и на Запад, с другой, как и везде, сопровождалась тяжелейшими нагрузками для системы образования в том числе среднего.

Безусловно, проблема разговорного русского стоит остро, и ее решение важно и для стран-доноров рабочей силы, и для России, принимающей миграционный поток и стремящейся интегрировать его в экономику. И работа в этом направлении ведется. Например, я сам недавно участвовал в конференции с участием руководства Минобразования Кыргызстана по проблеме восстановления преподавания русского языка и русскоязычной разговорной среды.

Нужна подготовка кадров, решение проблемы учебных пособий, эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе, включая проведение онлайн-уроков и семинаров с участием зарубежных специалистов. Важна работа русскоязычных СМИ, издательств, организаций кинопроката.

 Насколько миграция рабочей силы социально и экономически целесообразна в свете заявленных планов строительства инновационной (цифровой) экономики и положительной демографии в Центральной Азии?

Трудовая миграция не утрачивает свою актуальность. Россия очень тяжело перенесла демографический кризис 1990-х, сейчас мы сталкиваемся с его эхом, сокращением доли населения трудоспособного возраста. Правительство ведет долгосрочную политику на увеличения рождаемости, но для решения проблем здесь и сейчас требуется привлечение внешней миграции, как маятниковой – так и долгосрочной. На это, например, направлена кампания по возвращению соотечественников, в том числе из дальнего зарубежья.

Для стран Центральной Азии характерна преимущественно маятниковая миграция, однако часть приезжающих в итоге решают остаться в России и натурализуются. Россию устраивают оба сценария при условии, что приезжающие адаптируются к новому социальному окружению, уважают законы и неформальные общественные правила, не испытывают антагонизма к социальному большинству.

У России очень богатый опыт адаптации миграционных потоков. Напомню, что век назад Центральная Россия сталкивалась с огромным притоком этнических татар, а также евреев из западных губерний империи. Были всем нам знакомые сегодня проблемы, языка, социальной адаптации, непропорциональное представительство в некоторых секторах экономики, проблемы криминала Притом Россия преодолевала серьезнейший политический кризис, вылившийся в революцию. Катастрофы не произошло, общество успешно приняло всех мигрантов, обогатившихся их культурным и трудовым потенциалом.

Беседовала Светлана Мамий

К сожалению, регулирование миграции в рассматриваемых странах отличается низкой эффективностью, что связано с отсутствием четкой концепции миграционной политики, часто происходящими структурными реорганизациями государственных ведомств, занимающихся вопросами миграции, и сменой руководящих лиц, с неповоротливостью и частичной коррумпированностью бюрократического аппарата, отсутствием опытных кадров и нехваткой финансовых средств. Важным дополнительным фактором в этом списке является также недостаточно тесное сотрудничество между правоохранительными органами и миграционными службами государств бывшего СССР и их коллегами из соседних стран, в частности, в борьбе с незаконной миграцией.

Неразвитое и не адекватное реалиям национальное законодательство искусственно сужает легитимное поле для законной миграции и соответственно расширяет масштабы незаконной миграции. Однако, миграционное законодательство развивается не в вакууме. Оно является проявлением официальной миграционной политики. В России, например, дискуссия о концепции миграционной политики продолжается уже более десяти лет, однако, до сих пор не сформировалось единой позиции в этом отношении ни среди политиков, ни в обществе в целом. Многие призывают сейчас к ужесточению миграционной политики, особенно в области иммиграции и транзитной миграции. В том случае, если это будет означать совершенствование пограничного контроля, ограничение незаконной миграции и нелегальной занятости, такая жесткость может быть оправдана. Однако, если она будет направлена на ограничении трудовой миграции и иммиграции на постоянное место жительства в Россию, она может нанести ущерб национальным интересам страны (главным образом, экономическим и демографическим интересам).

Кроме несовершенства законодательной базы в области регулирования миграции, другие проблемы связаны с ведомственной чехардой. На этот раз во главу угла была поставлена деятельность, направленная на борьбу с незаконной миграцией. После террористических атак в США в мире развернулась широкая кампания борьбы с терроризмом, которая в конкретных российских условиях стала синонимом борьбы с миграцией в Россию в целом.

Однако мировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно доказывает, что она не может быть преодолена путем «административной атаки». Для России этот вопрос особенно чувствителен, поскольку большая часть миграций на территории бывшего Советского Союза является результатом исторических причин, и меры в отношении этих миграций должны быть иными, чем в отношении миграций извне региона. Поэтому важно соблюсти баланс между запретительными и регулирующими мерами миграционной политики. Конечно, России необходимо улучшить состояние пограничного контроля.

Российское законодательство должно быть усовершенствовано в плане разработки наказаний за организацию и пособничество в торговле мигрантами и нелегальную переправку граждан третьих стран через территорию России. Однако эти запретительные меры не должны вступать в противоречие с реальностью, а именно с тем, что сотни тысяч «незаконных» мигрантов из стран бывшего СССР являются постоянными жителями России . При разработке стратегии сотрудничества в области регулирования миграции между ЕС и Россией следует иметь в виду, что вместе с окружающими ее «новыми суверенными государствами», это пространство представляет собой самостоятельную миграционную систему. Нынешнее и будущее развитие этой системы во многом определяется различиями в демографических и экономических потенциалах между странами региона, на фоне которых, с одной стороны, формируется тенденция образования единого рынка труда, а с другой стороны, существуют сложившиеся тесные взаимоотношения системы в целом с европейскими странами, особенно с вступающими в ЕС государствами.

Более или менее утвердившимся является мнение о том, что стихийный характер миграционных процессов на территории России и других государств СНГ должен быть поставлен в законные рамки. Это касается как временных, так и постоянных миграций. После того, как будет создана легитимная база для регулирования миграции, откроются более широкие возможности для международного сотрудничества и соглашений в этой области.

2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда

Можно предложить следующие конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России.

Необходимо подготовить и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми ресурсами – с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе.

Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной основе.

Россия в процессах международной трудовой миграции

Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строго ограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней) .

Следует организовать систематический мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных мигрантов. В то же время надо стимулировать работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда временных трудовых мигрантов. Не менее важно информировать работодателей о правилах найма на работу иностранных трудовых мигрантов. Для тех, кто легально оформляет иностранных работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает их страхование, можно снизить ставку социальных начислений.

Нужно создать систему информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления мигрантов. Желательно дублировать данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов .

Требуется увеличить штатную численность и улучшить материально-техническое обеспечение территориальных подразделений ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой работой и только 10% – непосредственно миграцией.

В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочной перспективе будет усиливаться потребность в трудовых мигрантах двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают временно на четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев – опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.

Во втором случае применяются более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома и опыта работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные специалисты после нескольких лет проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная трудовая миграция переходит в постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны .

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на: а) стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; б) регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население); в) управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны; г) проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны; д) обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран; е) установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.

Мигранты и миграционные процессы в России

Закон РБ О внешней трудовой миграции от 30 декабря 2010 г. № 225-З Содержание

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
  • Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
  • Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о внешней трудовой миграции
  • Статья 4. Основные принципы осуществления внешней трудовой миграции
  • Статья 5. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции
  • ГЛАВА 2
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

  • Статья 6. Осуществление государственного регулирования и управления в области внешней трудовой миграции
  • Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции
  • Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции
  • Статья 9. Полномочия органов внутренних дел Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции
  • Статья 10. Полномочия иных государственных органов Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции
  • ГЛАВА 3
    ТРУДОУСТРОЙСТВО ЗА ПРЕДЕЛАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГРАЖДАН И ИНОСТРАНЦЕВ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

  • Статья 11. Порядок трудоустройства за пределами Республики Беларусь граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь
  • Статья 12. Обеспечение защиты Республикой Беларусь прав, свобод и законных интересов граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, самостоятельно выезжающих за ее пределы для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности
  • Статья 13. Выезд граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, из Республики Беларусь для трудоустройства. Осуществление трудовой деятельности трудящимися-эмигрантами в государстве трудоустройства
  • Статья 14. Право трудящихся-эмигрантов, являющихся гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, на защиту и покровительство со стороны Республики Беларусь
  • Статья 15. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь
  • Статья 16. Информирование трудящихся-эмигрантов
  • Статья 17. Требования к договору о трудоустройстве
  • Статья 18. Требования к договору о содействии в трудоустройстве
  • Статья 19. Требования к трудовому договору, заключаемому между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем, а также к трудовому договору, заключаемому по поручению иностранного нанимателя
  • Статья 20. Особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь по студенческим программам
  • ГЛАВА 4
    ТРУДОУСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ИНОСТРАНЦЕВ, НЕ ИМЕЮЩИХ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРУДЯЩИМИСЯ-ИММИГРАНТАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

  • Статья 21. Порядок трудоустройства в Республике Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь
  • Статья 22. Порядок осуществления трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами в Республике Беларусь
  • Статья 23. Условия осуществления трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь
  • Статья 24. Квоты на привлечение в Республику Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории
  • Статья 25. Ограничения, связанные с осуществлением трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь
  • Статья 26. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
  • Статья 27. Отказ в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы
  • Статья 28. Аннулирование разрешения на привлечение иностранной рабочей силы
  • Статья 29. Специальное разрешение
  • Статья 30. Отказ в выдаче специального разрешения
  • Статья 31. Аннулирование специального разрешения
  • Статья 32. Заключение трудового договора между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь
  • Статья 33. Основные гарантии трудящимся-иммигрантам при осуществлении трудовой деятельности в Республике Беларусь
  • Статья 34. Налогообложение доходов трудящихся-иммигрантов
  • Статья 35. Права и обязанности трудящегося-иммигранта
  • Статья 36. Права и обязанности нанимателя Республики Беларусь
  • ГЛАВА 5
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Статья 37. Внесение изменений и дополнения в некоторые кодексы Республики Беларусь
  • Статья 38. Признание утратившими силу закона Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь
  • Статья 39. Меры по реализации положений настоящего Закона
  • Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *