Территория опережающего развития

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Территорию опережающего социально-экономического развития иногда сокращенно обозначают как ТОСЭР или ТОР.

Комментарий

Понятие "Территория опережающего социально-экономического развития" введено Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее, Закон, ссылка на текст документа в разделе Дополнительно).

Этим законом определен порядок правового статуса так называемых Территорий опережающего социально-экономического развития, которым предоставляются льготы и преференции.

Почему не стоит ждать отдачи от территорий опережающего развития

Территории опережающего социально-экономического развития создаются прежде всего в дальневосточном регионе.

Льготы и преференции имеют так называемые резиденты территории опережающего социально-экономического развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

К примеру, созданы следующие ТОСЭР:

Территория опережающего социально-экономического развития "Юрга" (на территории муниципального образования Юргинский городской округ (Кемеровская область), Постановление Правительства от 7 июля 2016 года № 641)

Территория опережающего социально-экономического развития "Набережные Челны" (Республика Татарстан, Постановление Правительства РФ от от 28 января 2016 года № 44)

Территория опережающего социально-экономического развития "Большой Камень" (Приморский край, Постановление Правительства РФ от от 28 января 2016 года № 43)

Территория опережающего социально-экономического развития "Гуково" (Ростовская область, Постановление Правительства РФ от 28 января 2016 года № 45)

Территория опережающего социально-экономического развития «Комсомольск» (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 628)

Территория опережающего социально-экономического развития «Надеждинская» (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 629)

Территория опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 630)

Территория опережающего социально-экономического развития "Приамурская" на территориях муниципальных образований Благовещенский район и Ивановский район Амурской области (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 879)

Территория опережающего социально-экономического развития "Михайловский" на территориях муниципальных образований Михайловский муниципальный район, Спасский муниципальный район и Черниговский муниципальный район Приморского края (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 878)

Территория опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк "Кангалассы" на территории муниципального образования городской округ "город Якутск" Республики Саха (Якутия) (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 877)

Территория опережающего социально-экономического развития "Беринговский" на территориях муниципальных образований Анадырский муниципальный район и городской округ Анадырь Чукотского автономного округа (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 876)

Территория опережающего социально-экономического развития "Белогорск" на территории муниципального образования "Городской округ Белогорск" Амурской области (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 875)

Налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития

Налоговые льготы предоставляются резидентам ТОР. Резидент ТОР — это ИП или коммерческая организация, государственная регистрация которых осуществлена на территории ТОР и которые заключили соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития. Резиденты ТОР включаются в реестр резидентов ТОР (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ).

Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности резидентом ТОР регулируются ст. 14 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ. Так, в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент территории опережающего социально-экономического развития обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют право на упрощенный (заявительный) порядок возмещения НДС (пп. 3 п. 2 ст 176.1 НК РФ):

"налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом".

Налог на прибыль организаций

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития применяют пониженные ставки по налогу на прибыль организаций. Так, ставка налога в федеральный бюджет 0%, а в региональный бюджет устанавливается пониженная ставка налога. Эти правила регулируются п. 1.8 ст. 284 и 284.4 НК РФ:

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 НК РФ.

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, в соответствии с положениями статьи 284.4 НК РФ (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов (ст. 284.4. НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых

Статья 342.3. НК РФ определяет порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. Этой статьей предоставляется возможность применения пониженного коэффициента организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", начиная с налогового периода, в котором организация получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Установлены льготы для резидентов территории опережающего социально-экономического развития по страховым взносам. Так, федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" устанавливает пониженные тарифы на срок 10 лет (ст. 58.5):

Название Тариф.
Пенсионный фонд Российской Федерации

6%

Фонд социального страхования Российской Федерации

1,5%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

0,1%

Итого

7,6%

Особые правила проведения проверок

Для резидентов ТОР установлены особые правила проведения проверок: Правила проведения совместных плановых проверок резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2015 N 1132.

Определение из нормативных актов

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (ст. 2):

1) инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития — совокупность земельных участков с находящимися на них зданиями, сооружениями, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование;

2) резидент территории опережающего социально-экономического развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее — соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее — реестр резидентов);

3) территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;

Дополнительно

Налоговое планирование — деятельность налогоплательщика, направленная на уменьшение налоговых платежей

Особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Свободная экономическая зона в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе — свободная экономическая зона, созданная Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

Налог на прибыль организаций — федеральный налог, который предусмотрен статьей 13 НК РФ и регулируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Налогоплательщиками налога на прибыль признаются организации. Налог исчисляется от налогооблагаемой прибыли.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — обязательные к уплаты страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Моногород — муниципальное образование, в котором действует градообразующее предприятие.

Внешние ссылки

Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований (economy.gov.ru)

Резидентам ТОР Хабаровского края (khabkrai.ru)

ТОСЭР (fondvostok.ru)

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (consultant.ru)

О проекте федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» (government.ru)

Льготы в чистом поле (rg.ru)

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Территорию опережающего социально-экономического развития иногда сокращенно обозначают как ТОСЭР или ТОР.

Комментарий

Понятие "Территория опережающего социально-экономического развития" введено Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее, Закон, ссылка на текст документа в разделе Дополнительно).

Этим законом определен порядок правового статуса так называемых Территорий опережающего социально-экономического развития, которым предоставляются льготы и преференции. Территории опережающего социально-экономического развития создаются прежде всего в дальневосточном регионе.

Льготы и преференции имеют так называемые резиденты территории опережающего социально-экономического развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

К примеру, созданы следующие ТОСЭР:

Территория опережающего социально-экономического развития "Юрга" (на территории муниципального образования Юргинский городской округ (Кемеровская область), Постановление Правительства от 7 июля 2016 года № 641)

Территория опережающего социально-экономического развития "Набережные Челны" (Республика Татарстан, Постановление Правительства РФ от от 28 января 2016 года № 44)

Территория опережающего социально-экономического развития "Большой Камень" (Приморский край, Постановление Правительства РФ от от 28 января 2016 года № 43)

Территория опережающего социально-экономического развития "Гуково" (Ростовская область, Постановление Правительства РФ от 28 января 2016 года № 45)

Территория опережающего социально-экономического развития «Комсомольск» (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 628)

Территория опережающего социально-экономического развития «Надеждинская» (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 629)

Территория опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 630)

Территория опережающего социально-экономического развития "Приамурская" на территориях муниципальных образований Благовещенский район и Ивановский район Амурской области (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 879)

Территория опережающего социально-экономического развития "Михайловский" на территориях муниципальных образований Михайловский муниципальный район, Спасский муниципальный район и Черниговский муниципальный район Приморского края (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 878)

Территория опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк "Кангалассы" на территории муниципального образования городской округ "город Якутск" Республики Саха (Якутия) (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 877)

Территория опережающего социально-экономического развития "Беринговский" на территориях муниципальных образований Анадырский муниципальный район и городской округ Анадырь Чукотского автономного округа (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 876)

Территория опережающего социально-экономического развития "Белогорск" на территории муниципального образования "Городской округ Белогорск" Амурской области (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 875)

Налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития

Налоговые льготы предоставляются резидентам ТОР. Резидент ТОР — это ИП или коммерческая организация, государственная регистрация которых осуществлена на территории ТОР и которые заключили соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО

Резиденты ТОР включаются в реестр резидентов ТОР (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ).

Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности резидентом ТОР регулируются ст. 14 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ. Так, в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент территории опережающего социально-экономического развития обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют право на упрощенный (заявительный) порядок возмещения НДС (пп. 3 п. 2 ст 176.1 НК РФ):

"налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом".

Налог на прибыль организаций

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития применяют пониженные ставки по налогу на прибыль организаций. Так, ставка налога в федеральный бюджет 0%, а в региональный бюджет устанавливается пониженная ставка налога. Эти правила регулируются п. 1.8 ст. 284 и 284.4 НК РФ:

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 НК РФ.

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, в соответствии с положениями статьи 284.4 НК РФ (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов (ст. 284.4. НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых

Статья 342.3. НК РФ определяет порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. Этой статьей предоставляется возможность применения пониженного коэффициента организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", начиная с налогового периода, в котором организация получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Установлены льготы для резидентов территории опережающего социально-экономического развития по страховым взносам. Так, федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" устанавливает пониженные тарифы на срок 10 лет (ст. 58.5):

Название Тариф.
Пенсионный фонд Российской Федерации

6%

Фонд социального страхования Российской Федерации

1,5%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

0,1%

Итого

7,6%

Особые правила проведения проверок

Для резидентов ТОР установлены особые правила проведения проверок: Правила проведения совместных плановых проверок резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2015 N 1132.

Определение из нормативных актов

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (ст. 2):

1) инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития — совокупность земельных участков с находящимися на них зданиями, сооружениями, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование;

2) резидент территории опережающего социально-экономического развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее — соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее — реестр резидентов);

3) территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;

Дополнительно

Налоговое планирование — деятельность налогоплательщика, направленная на уменьшение налоговых платежей

Особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Свободная экономическая зона в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе — свободная экономическая зона, созданная Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

Налог на прибыль организаций — федеральный налог, который предусмотрен статьей 13 НК РФ и регулируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Налогоплательщиками налога на прибыль признаются организации. Налог исчисляется от налогооблагаемой прибыли.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — обязательные к уплаты страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Моногород — муниципальное образование, в котором действует градообразующее предприятие.

Внешние ссылки

Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований (economy.gov.ru)

Резидентам ТОР Хабаровского края (khabkrai.ru)

ТОСЭР (fondvostok.ru)

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (consultant.ru)

О проекте федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» (government.ru)

Льготы в чистом поле (rg.ru)

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Территорию опережающего социально-экономического развития иногда сокращенно обозначают как ТОСЭР или ТОР.

Комментарий

Понятие "Территория опережающего социально-экономического развития" введено Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее, Закон, ссылка на текст документа в разделе Дополнительно).

Этим законом определен порядок правового статуса так называемых Территорий опережающего социально-экономического развития, которым предоставляются льготы и преференции.

Закон о ТОР — скрытая экспансия на наш Дальний Восток?

Территории опережающего социально-экономического развития создаются прежде всего в дальневосточном регионе.

Льготы и преференции имеют так называемые резиденты территории опережающего социально-экономического развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

К примеру, созданы следующие ТОСЭР:

Территория опережающего социально-экономического развития "Юрга" (на территории муниципального образования Юргинский городской округ (Кемеровская область), Постановление Правительства от 7 июля 2016 года № 641)

Территория опережающего социально-экономического развития "Набережные Челны" (Республика Татарстан, Постановление Правительства РФ от от 28 января 2016 года № 44)

Территория опережающего социально-экономического развития "Большой Камень" (Приморский край, Постановление Правительства РФ от от 28 января 2016 года № 43)

Территория опережающего социально-экономического развития "Гуково" (Ростовская область, Постановление Правительства РФ от 28 января 2016 года № 45)

Территория опережающего социально-экономического развития «Комсомольск» (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 628)

Территория опережающего социально-экономического развития «Надеждинская» (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 629)

Территория опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 630)

Территория опережающего социально-экономического развития "Приамурская" на территориях муниципальных образований Благовещенский район и Ивановский район Амурской области (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 879)

Территория опережающего социально-экономического развития "Михайловский" на территориях муниципальных образований Михайловский муниципальный район, Спасский муниципальный район и Черниговский муниципальный район Приморского края (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 878)

Территория опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк "Кангалассы" на территории муниципального образования городской округ "город Якутск" Республики Саха (Якутия) (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 877)

Территория опережающего социально-экономического развития "Беринговский" на территориях муниципальных образований Анадырский муниципальный район и городской округ Анадырь Чукотского автономного округа (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 876)

Территория опережающего социально-экономического развития "Белогорск" на территории муниципального образования "Городской округ Белогорск" Амурской области (Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 875)

Налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития

Налоговые льготы предоставляются резидентам ТОР. Резидент ТОР — это ИП или коммерческая организация, государственная регистрация которых осуществлена на территории ТОР и которые заключили соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития. Резиденты ТОР включаются в реестр резидентов ТОР (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ).

Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности резидентом ТОР регулируются ст. 14 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ. Так, в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент территории опережающего социально-экономического развития обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют право на упрощенный (заявительный) порядок возмещения НДС (пп. 3 п. 2 ст 176.1 НК РФ):

"налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом".

Налог на прибыль организаций

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития применяют пониженные ставки по налогу на прибыль организаций. Так, ставка налога в федеральный бюджет 0%, а в региональный бюджет устанавливается пониженная ставка налога. Эти правила регулируются п. 1.8 ст. 284 и 284.4 НК РФ:

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 НК РФ.

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, в соответствии с положениями статьи 284.4 НК РФ (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов (ст. 284.4. НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых

Статья 342.3. НК РФ определяет порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. Этой статьей предоставляется возможность применения пониженного коэффициента организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", начиная с налогового периода, в котором организация получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Установлены льготы для резидентов территории опережающего социально-экономического развития по страховым взносам. Так, федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" устанавливает пониженные тарифы на срок 10 лет (ст. 58.5):

Название Тариф.
Пенсионный фонд Российской Федерации

6%

Фонд социального страхования Российской Федерации

1,5%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

0,1%

Итого

7,6%

Особые правила проведения проверок

Для резидентов ТОР установлены особые правила проведения проверок: Правила проведения совместных плановых проверок резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2015 N 1132.

Определение из нормативных актов

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (ст. 2):

1) инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития — совокупность земельных участков с находящимися на них зданиями, сооружениями, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование;

2) резидент территории опережающего социально-экономического развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее — соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее — реестр резидентов);

3) территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;

Дополнительно

Налоговое планирование — деятельность налогоплательщика, направленная на уменьшение налоговых платежей

Особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Свободная экономическая зона в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе — свободная экономическая зона, созданная Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

Налог на прибыль организаций — федеральный налог, который предусмотрен статьей 13 НК РФ и регулируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Налогоплательщиками налога на прибыль признаются организации.

Налог исчисляется от налогооблагаемой прибыли.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — обязательные к уплаты страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Моногород — муниципальное образование, в котором действует градообразующее предприятие.

Внешние ссылки

Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований (economy.gov.ru)

Резидентам ТОР Хабаровского края (khabkrai.ru)

ТОСЭР (fondvostok.ru)

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (consultant.ru)

О проекте федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» (government.ru)

Льготы в чистом поле (rg.ru)

На фоне массовой возгонки патриотических чувств с 30 марта 2015 г. вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Согласно этому закону в течение переходного периода, равного трем годам, на Дальнем Востоке, а также в некоторых моногородах создаются особые условия функционирования территорий опережающего развития (ТОР). По истечении трех лет ТОРы могут создаваться в любых других регионах страны. Срок создания – 70 лет, почти столько, сколько просуществовал СССР. Организовываться эти ТОРы будут постановлениями Правительства без какого-либо участия Государственной Думы. То есть важнейшее решение, определяющее развитие какого-нибудь региона в течение 70 лет, будет приниматься росчерком пера в кулуарах кабинетов.

Для выполнения ряда государственных функций будут созданы управляющие компании в форме акционерных обществ. Среди функций управляющих компаний стоит выделить «осуществляет функции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории опережающего социально-экономического развития в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ( Статья 8. п.5). Какое-нибудь ОАО «Рога и копыта» получит государственные функции на определенных территориях. Также эта контора будет иметь право создавать дочерние предприятия, свои «Рожки и копытца», но размерами меньше и с иными функциями.

Главными хозяевами и господами на территориях станут резиденты, которые будут функционировать по специальным правилам. Они якобы и будут заниматься «опережающим социально-экономическим развитием» территорий, вкладывая свои инвестиции.

Для «процветания» ТОРов будет создан особый правовой режим предпринимательской деятельности, медицинской и образовательной деятельности.

В России появятся 19 новых территорий опережающего развития

Резиденты по упрощенной модели смогут завозить иностранную рабочую силу. Последнее закончится тем, что опустыненные территории Дальнего Востока будут заселены жителями Китая.

Федеральные и муниципальные органы власти на территориях не перестанут функционировать, однако их полномочия будут явно подрезаны законом о ТОРах. Для застройки земельных участков не потребуется проведения публичных слушаний, что явно подрывает конституционные права граждан.

Таким образом, благодаря этому закону уже в ближайшем будущем Российскую Федерацию по праву можно будет переименовать в холдинговую компанию «Россия». И все это происходит на фоне бесконечных разговоров о вставании с колен и обретении суверенитета, которого так не хватает Европе, но которая хорошо развивается без передачи в аренду своих территорий иностранцам.

Решение проблемы

Полная отмена закона и суд на теми кто его лобировал. Признание не легитимности власти продвигающей такие антинациональные законы. Прямая линия с президентом с прямыми вопросами об необходимости в этом законе и прямая линия с Единой Россией как единственной партии поддержавшей этот закон.

Ожидаемый результат

Отмена закона и суд на депутатами лобировавшими этот закон, привлечение к ответсвенности властей за протаскивание законов нарушающих национальную безопасность и территориальную целостность страны!

Обсуждение инициативы 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *