Содержание
Правила логического изложения законов. Логическая структура нормативного правового акта
Не следует отождествлять законы формальной логики со способами логического изложения текста закона. Последние выполняют вспомогательную роль, устанавливая требования и правила применения законов логики при изложении текста законопроекта.
Юридическая техника
Так, основываясь на законах формальной логики, можно выделить ряд требований, предъявляемых к изложению закона:
— последовательность изложения;
— отсутствие противоречий и повторов (дублирования);
— соответствие структуры закона логике изложения правовых предписаний;
— убедительность;
— обоснованность;
— полнота правового регулирования.
Таким образом, способы логического изложения — это один из элементов законодательной техники, выражающийся в применении основных законов формальной логики при подготовке и оформлении законопроектов.
Любой нормативный правовой акт имеет свою логическую структуру. Как правило, она представлена тремя основными частями:
— вводная часть;
— основная часть;
— заключительная часть.
Вводная часть нормативного правового акта может включать в себя преамбулу и главу «Общие положения». Данная часть несет значительную идеологическую нагрузку, устанавливая мотивировку принятия нормативного правового акта, определяя предмет регулирования, а также ряд других ключевых положений.
Основная часть является самой объемной и несет основную смысловую нагрузку. Данная часть развивает и детализирует общие положения, закрепленные во вводной части нормативного правового акта. Логика изложения основной части закона обусловлена особенностями регулируемых общественных отношений. Так, логика построения структуры Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствует стадиям избирательного процесса. Каждая стадия нашла свое правовое регулирования в определенной главе.
Порядок расположения глав в точности соответствует стадиям избирательного процесса. В этом проявляется действие такого требования формальной логики, как последовательность. В то же время недостатком можно признать закрепление стадии назначения выборов в главе «Общие положения». В этом случае нарушается требование о соответствии структуры закона логике изложения правовых предписаний.
Завершает логическую структуру заключительная часть (зачастую она представлена главой «Заключительные и переходные положения»). Заключительная часть играет вспомогательную роль, устанавливая порядок вступления документа в силу, признавая рад нормативных правовых актов утратившими юридическую силу, а также регулируя отношения, которые могут возникнуть до окончательного и полного вступления в силу всех положений нового нормативного правового акта (переходные положения).
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1050;
Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.
Нормативно –правовой акт –это акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.
Признаки:
1.Нормативный акт издается компетентными государственными органами в определенной процедуре, этот документ носит государственно-властный характер, его исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения.
2.Нормативный акт обладает юридической силой – свойство реально действовать, порождать юридически обязательные последствия. Юридическая сила зависит от места правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции.
3.Нормативный акт документально оформлен – имеет установленную форму и реквизиты :официальное название и наименование, номер, дата принятия и вступления в силу, указание на орган, принявший данный акт, на место официального опубликования.
4.Нормативный акт содержит нормы права – правила поведения общего характера, на что указывает и название данного документ.
Виды нормативно – правовых актов:
1)По юридической силе: законы, подзаконные акты.
2)По сфере действия:
-внешнего действия – направлены на упорядочение внешних по отношению к издавшему их государственному органу,
-внутреннего действия – предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного ведомства или государственного учреждения (локальные, нормативные акты).
3)В зависимости от территории действия:
-общие – действуют на всей территории государства,
-местные – действуют на части территории государства.
4)В зависимости от времени действия: неопределенно-длительные, временные.
5) По субъектам правотворчества:
-акты законодательной власти,
-акты судебной власти,
-акты исполнительной власти.
6) По объему и характеру действия:
-акты общего действия – охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории,
-акты ограниченного действия – распространяются на строго определенную категорию лиц.
ЗАКОН – это нормативно –правовой акт, принимаемы в особом порядке, по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.
Признаки закона:
1) принимается высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума.
2) принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни.
3)принимаются в особом законодательном порядке.
4) обладает высшей юридической силой: все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им, в случае расхождения акта с законом действует закон.
Виды законов:
1. В зависимости от регулируемых общественных отношений:
—Основные законы – регулируют основы общественного или государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных органов, они служат базой для всего законодательства.
—Конституционные –законы дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.
—Органические законы – определяют порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или всех законы, к которым отсылает конституция.
—Обычные законы – все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом, нормативно – правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной жизни общества.
ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – это нормативный акт, издаваемый на основе и в соответствии с законом (все прочие акты, кроме законов).
Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, однако юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.
Подзаконные акты многообразны и различаются между собой по своей юридической силе. Юридическая сила подзаконных актов и сфера их действия зависит от места государственного органа издавшего акт в государственном аппарате и его компетенции.
Виды подзаконных актов:
1) Наиболее важными подзаконными нормативными актами являются общие акты, то есть такие акты распространяются на всех лиц в пределах территории страны:
а) указы президента,
б) постановления и распоряжения правительства (регулируют вопросы государственного управления экономикой, образованием, здравоохранением и т.д.).
2) Ограниченно — общие подзаконные акты, то есть такие акты, которые в соответствии с компетенцией органов издавших их, обязательны для всех, но распространяются в пространственно – ограниченных рамках, то есть в пределах определенной территории (региона, области, города):
а) акты государственных региональных и местных муниципальных органов (акты ОМС не могут быть отменены общегосударственными органами и органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке).
б) ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства (приказы, инструкции, распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений – таможенные, транспортные, банковские и т.д.);
в) локальные акты – регулируют деятельность внутри организации и распространяются на членов этой организации (уставы организаций, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор).
Структура НПА:
Внешние атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении нормативного акта и юридической силе его положений: наименование нормативного акта и принявшего его органа; указание места и даты принятия нормативного акта; удостоверительная подпись утвердившего акт лица; регистрационный номер нормативного акта. Название нормативного акта определяет его предмет, круг регулируемых отношений (с юридической точки зрения указание на орган, принявший (издавший) нормативный акт, определяет пространственную сферу действия данного акта, его юридическую силу и место в иерархии действующего законодательства).
Отмеченные реквизиты (за исключением заголовка) — необходимый атрибут всякого нормативного акта.
Нормативный правовой акт
Их значение состоит в том, что они индивидуализируют акт, выделяют его из совокупности других актов; содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт; удостоверяют подлинность нормативного правового акта.
Всякий нормативный акт (точнее, его нормативное содержание) отличается специфической рубрикацией, т. е внутренней разбивкой (компоновкой) на определенные части: преамбула, разделы, главы, статьи, пункты. Соответственно нормативный акт состоит из преамбулы и нормативного содержания.
Преамбулапредставляет собой своего рода методический ключ к пониманию, толкованию и применению положений, содержащихся в отдельных разделах, главах, статьях акта.
В отличие от иных элементов акта преамбула: а) не содержит самостоятельных нормативных предписаний; б) не делится на статьи; в) не имеет ссылок на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта; г) не содержит легальные дефиниции; д) не формулирует предмет регулирования законопроекта; д) не нумеруется. Преамбула всегда предваряет текст нормативного акта.
Нормативное содержание акта— это совокупность тех норм, правил, которые содержатся в нем. Нормы в тексте нормативного акта определенным образом структурированы на: разделы (наиболее крупное подразделение, состоящее из нескольких глав); главы, объединяющие несколько статей (как правило, разделы, главы, иногда параграфы, и статьи имеют свое название и цифровую информацию) и статей (пунктов).
Статья является основной структурной единицей нормативного акта. Она имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами; и, как правило, наименование. Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой, подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. В свою очередь, пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. В редких случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (по обыкновению, допускается не более пяти). Это ограничение, однако, не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законодательного акта должна быть сквозной. При этом не допускаются: отдельная нумерация статей каждой главы или глав каждого раздела; изменение нумерации частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта; изменение нумерации частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 4174 | Нарушение авторских прав
Глава 7. СТРУКТУРА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
Статья 26. Реквизиты нормативных правовых актов
Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:
- вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др.);
- (абзац 2 статьи 26 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
- Абзац исключен. — Закон Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З.
- название, обозначающее предмет регулирования;
- дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;
- подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.
Статья 27. Название нормативного правового акта
Каждый нормативный правовой акт имеет название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание.
Статья 28. Структурные элементы нормативного правового акта
(название в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.
Нормативный правовой акт может иметь преамбулу — вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.
(часть 2 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты — на пункты. Кодексы должны содержать оглавление.
Правила логического изложения законов. Логическая структура нормативного правового акта
Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.
Статьи и пункты нормативного правового акта — основные структурные элементы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.
(часть 4 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.
Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты — на подпункты, части или абзацы; подпункты — на части или абзацы.
(часть 6 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Главы нормативного правового акта — структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
(часть 7 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Разделы нормативного правового акта — структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
(часть 8 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Абзац нормативного правового акта — часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.
Подпункты нормативного правового акта — абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.
Часть нормативного правового акта — структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, кроме последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие — точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.
(часть 11 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.
Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, пунктов в статьях — сквозной для каждой статьи, подпунктов — сквозной для каждого пункта.
(часть 13 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта.
Использование в нормативных правовых актах указанных в настоящей статье структурных элементов с несвойственными им цифровыми или иными обозначениями допускается в исключительных случаях и при наличии в нормативных правовых актах специальных оговорок.
(часть 15 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Статья 29. Особенности структуры кодифицированного нормативного правового акта
Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части.
Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать:
фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты);
специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции);
иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части.
Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают:
вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности);
вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).
Статья 30. Подстрочные примечания и приложения
(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Отдельными структурными элементами нормативного правового акта (его структурных элементов) могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения.
ТЕМА 1.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Цель курса: изучение вопросов юридической экспертизы НПА на государственном и местном уровне; применение экспертизы на практике.
Задачи курса:
1. Подготовка специалистов для работы в органах государственной власти разных уровней;
2. Углубленное изучение вопросов юридической экспертизы;
3. Рассмотрение практики деятельности ОГВ и ОМС на примерах различных российских регионов, судебной практики.
Понятие и виды нормативно-правовых актов Юридическая экспертиза: общая характеристика
(4 часа)
1. Понятие нормативно-правовых актов. Особенности НПА. Виды НПА.
2. Общий порядок принятия НПА. Правотворческие органы.
3. Понятие экспертизы, ее виды. Юридическая экспертиза.
4. Объекты, субъекты, виды юридической экспертизы НПА и их проектов.
5. Федеральный регистр НПА субъектов РФ, федеральный регистр муниципальных НПА.
Нормативный акт – официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы, носящий общественный характер, направленный на регулирование определенного вида общественных отношений и применяющийся неоднократно. (Алексеев)
– это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (Матузов, Малько).
Нормативный правовой акт–изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. (Постановление Верховного Суда от 20.01.2003 г. № 2).
Особенности, признаки НПА:
1. Носит властно-волевой характер (исходит от государства), его общеобязательные свойства производны от властных полномочий органа, его принявшего; создается в результате нормотворческой деятельности органов государства. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли, и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.
2. Принимается с соблюдением определенной процедуры.
Например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе. Статья 116 Регламента закрепляет положение, что "рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях". Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.
3. Имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам.
Понятие и виды нормативных актов
В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни. А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему.
4. Имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с их распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.
5. Содержит правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права. Индивидуальные юридические акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-продажи, акт о регистрации брака и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют и так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой решения по конкретному юридическому делу и адресуются конкретным физическим или юридическим лицам (приговор или решение суда, указ или приказ о назначении на должность и т.д.). Эти акты относятся к конкретным жизненным ситуациям, имеют однократное применение и обязательны для исполнения только для тех, кому они адресованы.
6. Представляет собой официальный документ.
7. Направлен на регулирование общественных отношений.
8. Нарушение установленных правил поведения влечет юридическую ответственность. Достижение целей нормативного правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства.
12Следующая ⇒
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?;
Рекомендуемые страницы:
Читайте также: