Торги, проводимые на электронной площадке, — наиболее популярный способ определения поставщика в рамках отношений в сфере контрактной системы. За 2016 г. из 3 млн заказов 58 % приходятся на электронный аукцион с общей ценой размещенных лотов чуть более 3,8 трлн рублей. Рассмотрим, в каких случаях заказчик обязан и вправе проводить электронные торги, каким распоряжением утвержден действующий аукционный перечень и какие товары, работы, услуги в него включены.
Нормативная база
Ч. 2 ст. 48 44-ФЗ закрепляет приоритетность проведения открытого конкурса, по сравнению с другими способами определения поставщика. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, ст. 59, раскрывающей содержание процедуры электронного аукциона (ЭА).
Содержание
- Материалы Экспертного клуба
- Условия государственных закупок по 44-ФЗ
- Осуществление закупок по 44-ФЗ
- Какие способы закупок по закону 44-фз выбрать при их планировании
- Кто может стать участником
- Способы размещения заказов по 44 ФЗ
- Неконкурентный способ выбора исполнителя
- Конкурентные способы выбора исполнителя
- Выбор способа закупки по 44-ФЗ
- Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 223
- Способы закупок по 44 ФЗ
Материалы Экспертного клуба
Обязанность проводить закупки определенных товаров и работ только ЭА установлена ч. 2 ст. 59. Список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, а также может дополнительно устанавливаться субъектом РФ.
Помимо случаев, указанных в Распоряжении, ч. 3 ст. 59 Закона содержит положения о праве заказчика проводить заказ электронным способом и при отсутствии в перечне необходимого предмета.
Перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ
Обязанность проведения электронной процедуры установлена, в том числе, на следующие объекты:
- сельскохозяйственные товары и услуги;
- горнодобывающая продукция;
- пищевые продукты и напитки;
- одежда;
- бумага;
- лекарственные средства;
- компьютерное оборудование;
- строительные работы и др.
Список, установленный Правительством, довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2. Полный перечень аукционных товаров по 44-ФЗ представлен в упомянутом выше распоряжении Правительства.
Исключения из правил
Заказчик вправе не проводить ЭА даже при наличии предмета заказа в вышеуказанном списке в следующих случаях.
1. При наличии возможности провести двухэтапный или конкурс с ограниченным участием.
К примеру: продукты пищевые (ОКПД2-10) включены в список, однако, согласно пункту 6 приложения № 2 к постановлению от 04.02.2015 № 99, имеется возможность провести конкурс с ограниченным участием при поставке пищевых продуктов, закупаемых для образовательных и иных организаций, при НМЦК более 500 000 руб.
2. При приобретении пищевых продуктов, напитков, закупаемых для учреждений, осуществляющих образовательный процесс и отдых детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей.
3. При закупке детской одежды.
4. При проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Хотя работы строительные (ОКПД2-43) включены в список, заказчик вправе провести открытый или с ограниченным участием конкурс, в зависимости от размера НМЦК на данные специализированные работы.
5. При проведении услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея).
6. При приобретении сувенирных и подарочных бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.
7. При закупках услуг по обмену жилого недвижимого имущества.
Особые условия
Заказчик вправе провести закупки объектов, включенных в аукционный перечень, иными способами в следующих случаях:
- при НМЦК, не превышающей 500 000 рублей, — запрос котировок (либо согласно ст. 75, 76 независимо от размера НМЦК на территории иностранного государства или для оказания медицинской помощи);
- при заказах у единственного поставщика, согласно ст. 93. К примеру, при НМЦК, не превышающей 100 000 рублей;
- при проведении запроса предложений, согласно ст. 83. К примеру, при признании повторного ЭА не состоявшимся.
В большей степени аукционный перечень является ограничением для проведения процедуры открытого конкурса, а не условием проведения аукциона.
Ответственность за выбор способа закупки
Ст. 7.29 КоАП устанавливает ответственность при неверном принятии решения в выборе способа определения поставщика в виде наложения административного штрафа в размере до 50 000 рублей.
Автор: Черданцева Татьяна
Петербургский правовой портал
Условия государственных закупок по 44-ФЗ
Осуществление закупок по 44-ФЗ
Осуществление закупок по 44-ФЗ регламентируется главой 30.
Заказчик при проведении любых видов закупок вправе
1) использовать конкурентные способы определения поставщиков;
2) при определенных условиях провести закупки у единственного поставщика.
Конкурентные способы – это все виды аукционов, широко распространенные конкурсы и упрощенные формы, такие как запросы котировок и запросы предложений.
Под конкурсом понимается такая закупочная процедура, в ходе проведения которой победителем признается тот из участников закупки, кто предложил самые оптимальные условия исполнения контракта.
При проведении аукциона победителем будет признан участник закупки, который предложил самую низкую цену контракта.
Запрос котировок – это процедура, при которой сведения о предмете закупки становятся известны неограниченному кругу, благодаря размещению извещения и проекта контракта на официальном сайте в сети Интернет. При этом способе закупок победитель будет определяться по условию предложения самой низкой цены контракта.
Запрос предложений – это способ определения поставщика, аналогичный запросу котировок, однако победителем будет признан участник, подавший лучшее предложение. Осуществление закупок по 44-ФЗ способом запроса предложений описывается в статье 83. Такой способ может применяться лишь в некоторых случаях, таких как закупка спортивного снаряжения и инвентаря, закупка лекарственных средств для конкретного пациента в соответствии с медицинскими показаниями, лечение пациента за границей и т.д.
Осуществление закупок по 44-ФЗ способом закупки у единственного поставщика регламентирует статья 93 ФЗ. Здесь представлен широкий перечень условий, при котором такая закупка возможна. Чаще всего этот способ используют при проведении закупочных процедур, участниками которых выступают субъекты естественных монополий, организации, предоставляющие услуги по водо-и теплоснабжению, водоотведению, газоснабжению (кроме реализации сжиженного газа), а также в случаях, если сумма закупки не больше 100 тысяч рублей. Заключение контракта с единственным поставщиком возможно и в случаях, если конкурентные процедуры не состоялись (однако, имеются определенные ограничения).
Торги, проводимые на электронной площадке, — наиболее популярный способ определения поставщика в рамках отношений в сфере контрактной системы. За 2016 г. из 3 млн заказов 58 % приходятся на электронный аукцион с общей ценой размещенных лотов чуть более 3,8 трлн рублей. Рассмотрим, в каких случаях заказчик обязан и вправе проводить электронные торги, каким распоряжением утвержден действующий аукционный перечень и какие товары, работы, услуги в него включены.
Нормативная база
Ч. 2 ст. 48 44-ФЗ закрепляет приоритетность проведения открытого конкурса, по сравнению с другими способами определения поставщика. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, ст. 59, раскрывающей содержание процедуры электронного аукциона (ЭА).
Обязанность проводить закупки определенных товаров и работ только ЭА установлена ч. 2 ст. 59. Список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, а также может дополнительно устанавливаться субъектом РФ.
Помимо случаев, указанных в Распоряжении, ч. 3 ст. 59 Закона содержит положения о праве заказчика проводить заказ электронным способом и при отсутствии в перечне необходимого предмета.
Перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ
Обязанность проведения электронной процедуры установлена, в том числе, на следующие объекты:
- сельскохозяйственные товары и услуги;
- горнодобывающая продукция;
- пищевые продукты и напитки;
- одежда;
- бумага;
- лекарственные средства;
- компьютерное оборудование;
- строительные работы и др.
Список, установленный Правительством, довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2. Полный перечень аукционных товаров по 44-ФЗ представлен в упомянутом выше распоряжении Правительства.
Исключения из правил
Заказчик вправе не проводить ЭА даже при наличии предмета заказа в вышеуказанном списке в следующих случаях.
1. При наличии возможности провести двухэтапный или конкурс с ограниченным участием.
Какие способы закупок по закону 44-фз выбрать при их планировании
К примеру: продукты пищевые (ОКПД2-10) включены в список, однако, согласно пункту 6 приложения № 2 к постановлению от 04.02.2015 № 99, имеется возможность провести конкурс с ограниченным участием при поставке пищевых продуктов, закупаемых для образовательных и иных организаций, при НМЦК более 500 000 руб.
2. При приобретении пищевых продуктов, напитков, закупаемых для учреждений, осуществляющих образовательный процесс и отдых детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей.
3. При закупке детской одежды.
4. При проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Хотя работы строительные (ОКПД2-43) включены в список, заказчик вправе провести открытый или с ограниченным участием конкурс, в зависимости от размера НМЦК на данные специализированные работы.
5. При проведении услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея).
6. При приобретении сувенирных и подарочных бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.
7. При закупках услуг по обмену жилого недвижимого имущества.
Особые условия
Заказчик вправе провести закупки объектов, включенных в аукционный перечень, иными способами в следующих случаях:
- при НМЦК, не превышающей 500 000 рублей, — запрос котировок (либо согласно ст. 75, 76 независимо от размера НМЦК на территории иностранного государства или для оказания медицинской помощи);
- при заказах у единственного поставщика, согласно ст. 93. К примеру, при НМЦК, не превышающей 100 000 рублей;
- при проведении запроса предложений, согласно ст. 83. К примеру, при признании повторного ЭА не состоявшимся.
В большей степени аукционный перечень является ограничением для проведения процедуры открытого конкурса, а не условием проведения аукциона.
Ответственность за выбор способа закупки
Ст. 7.29 КоАП устанавливает ответственность при неверном принятии решения в выборе способа определения поставщика в виде наложения административного штрафа в размере до 50 000 рублей.
Автор: Черданцева Татьяна
Петербургский правовой портал
Кто может стать участником
Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.
Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2018 года в этот список входило 42 государства.
Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.
Способы размещения заказов по 44 ФЗ
Для бюджетного учреждения доступны:
- конкурентные (например, конкурс);
- неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
- дистанционные (электронный аукцион);
- для ограниченного круга (закрытый конкурс)
процедуры определения поставщика.
Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.
Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.
Неконкурентный способ выбора исполнителя
Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2018 года, таких случаев 54.
К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.
Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.
Конкурентные способы выбора исполнителя
Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион. Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе». Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:
- продукты и напитки;
- табачные изделия;
- текстиль и одежда;
- кожа и изделия из кожи;
- древесина и изделия из нее (кроме мебели);
- бумага и изделия из нее;
- нефтепродукты;
- уголь;
- химические продукты и вещества.
Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным.
Выбор способа закупки по 44-ФЗ
Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств. Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:
- минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
- сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
- порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).
При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.
Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.
Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.
Федеральный закон №223 не имеет таких жестких рамок, как, например, Федеральный закон №44. Многие моменты, касающиеся закупочной деятельности, организация может определять самостоятельно в соответствующем положении, которое должно быть у каждого заказчика (размещается на сайте www.zakupki.gov.ru). В том числе и способы осуществления торгов. Однако частью 3 статьи 3 Федерального закона №223 определены виды закупок, которые должны присутствовать там в обязательном порядке — это аукцион и конкурс.
Обязательные способы закупок по 223-ФЗ
Итак, обязательных способов закупок в соответствии с требованиями Федерального закона №223 всего два — это аукцион и конкурс. Требованиях к их проведению заказчик устанавливается самостоятельно в положении о закупочной деятельности. Однако они не должны противоречить положениям закона. В частности — в области сроков, определенных частью 2 статьи 3 Федерального закона №223, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней.
С обязательными способами связан один интересный момент. Заказчик, согласно закону, обязан включить информацию о них в соответствующее положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает исключительно сам. Также как и то, на какой площадке проводить электронный аукционы, в каком виде организовывать конкурс — обычном или электронном.
Другие способы закупок по Федеральному закону №223
Сложность для поставщиков/подрядчиков/исполнителей, работающих с Федеральным законом №223, заключается в том, что помимо обязательных способов закупок заказчик вправе включить в положение любые другие. Поэтому прежде, чем подавать заявку на те или иные торги, нужно в обязательном порядке изучить установленные к ней конкретным заказчиком требования — от формы подачи до состава документов.
Среди всего многообразия способов закупок есть все же те, которые заказчики применяют и описывают в своих положениях чаще всего.
- Запрос котировок. Требования к заявкам и порядку проведения устанавливаются, как правило, аналогичные определенным Федеральным законом №44, мало кто хочет изобретать велосипед. Однако есть среди заказчиков те, которые придумывают свои правила. Например, проводят электронные запросы котировок. В этом случае заявка подается не в привычной для этого способа закупок бумажной форме, а в виде документа, заверенного электронной подписью на площадку, заранее выбранную заказчиком.
Для участников это может вызвать определенные сложности, главная из которых — необходимость регистрации. Ведь она занимает определенное время и часто процесс растягивается на несколько дней. Советы о том, что нужно все делать заранее, в данном случае не работают. Так как коммерческих площадок, на которых могут проводиться закупки по Федеральному закону №223, очень много.
-
Запрос предложений. Регламент запроса предложений у многих заказчиков схож с установленным Федеральным законом №44. Однако, как и в предыдущем случае, некоторые предпочитают отказываться от бумажного документооборота и полностью переходить на электронный.
-
Запрос цен.
Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 223
Еще один часто встречающийся среди заказчиков, работающих по Федеральному закону №223, способ закупок. Как правило — это "простая" закупка с не слишком высокой начальной ценой и минимальными требованиями к заявке.
-
Конкурентные переговоры. За этим способом закупки чаще всего скрывается довольно широкий список требований к участникам, а также поставляемым товарам/выполняемым работам/оказываемым услугам.
Охарактеризовать тот или иной необязательный способ закупок по Федеральному закону №223 сложно. Ведь каждый заказчик в положении устанавливает свой порядок и требования, с которыми нужно в обязательном порядке ознакомиться перед подачей заявки. Перечисленные выше 4 способа — это далеко не все разнообразие, встречающееся на Портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru) и электронных площадках.
Неконкурентные способы закупок
В положении о закупочной деятельности заказчик вправе предусмотреть не только конкурентные, но и неконкурентные способы закупок. Самый распространенный из них — закупка у единственного поставщика. Однако встречаются и другие — прямая закупка, внеконкурентная закупка и так далее.
Их регламент, так же как и в случае с конкурентными закупками, определяется заказчиком самостоятельно. Поэтому привычный многим лимит "не более 100 тысяч рублей", определенный Федеральным законом №44, здесь не действует.
Торги, проводимые на электронной площадке, — наиболее популярный способ определения поставщика в рамках отношений в сфере контрактной системы. За 2016 г. из 3 млн заказов 58 % приходятся на электронный аукцион с общей ценой размещенных лотов чуть более 3,8 трлн рублей. Рассмотрим, в каких случаях заказчик обязан и вправе проводить электронные торги, каким распоряжением утвержден действующий аукционный перечень и какие товары, работы, услуги в него включены.
Нормативная база
Ч. 2 ст. 48 44-ФЗ закрепляет приоритетность проведения открытого конкурса, по сравнению с другими способами определения поставщика. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, ст. 59, раскрывающей содержание процедуры электронного аукциона (ЭА).
Обязанность проводить закупки определенных товаров и работ только ЭА установлена ч. 2 ст. 59. Список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, а также может дополнительно устанавливаться субъектом РФ.
Помимо случаев, указанных в Распоряжении, ч. 3 ст. 59 Закона содержит положения о праве заказчика проводить заказ электронным способом и при отсутствии в перечне необходимого предмета.
Перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ
Обязанность проведения электронной процедуры установлена, в том числе, на следующие объекты:
- сельскохозяйственные товары и услуги;
- горнодобывающая продукция;
- пищевые продукты и напитки;
- одежда;
- бумага;
- лекарственные средства;
- компьютерное оборудование;
- строительные работы и др.
Список, установленный Правительством, довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2. Полный перечень аукционных товаров по 44-ФЗ представлен в упомянутом выше распоряжении Правительства.
Исключения из правил
Заказчик вправе не проводить ЭА даже при наличии предмета заказа в вышеуказанном списке в следующих случаях.
Способы закупок по 44 ФЗ
При наличии возможности провести двухэтапный или конкурс с ограниченным участием.
К примеру: продукты пищевые (ОКПД2-10) включены в список, однако, согласно пункту 6 приложения № 2 к постановлению от 04.02.2015 № 99, имеется возможность провести конкурс с ограниченным участием при поставке пищевых продуктов, закупаемых для образовательных и иных организаций, при НМЦК более 500 000 руб.
2. При приобретении пищевых продуктов, напитков, закупаемых для учреждений, осуществляющих образовательный процесс и отдых детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей.
3. При закупке детской одежды.
4. При проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Хотя работы строительные (ОКПД2-43) включены в список, заказчик вправе провести открытый или с ограниченным участием конкурс, в зависимости от размера НМЦК на данные специализированные работы.
5. При проведении услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея).
6. При приобретении сувенирных и подарочных бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.
7. При закупках услуг по обмену жилого недвижимого имущества.
Особые условия
Заказчик вправе провести закупки объектов, включенных в аукционный перечень, иными способами в следующих случаях:
- при НМЦК, не превышающей 500 000 рублей, — запрос котировок (либо согласно ст. 75, 76 независимо от размера НМЦК на территории иностранного государства или для оказания медицинской помощи);
- при заказах у единственного поставщика, согласно ст. 93. К примеру, при НМЦК, не превышающей 100 000 рублей;
- при проведении запроса предложений, согласно ст. 83. К примеру, при признании повторного ЭА не состоявшимся.
В большей степени аукционный перечень является ограничением для проведения процедуры открытого конкурса, а не условием проведения аукциона.
Ответственность за выбор способа закупки
Ст. 7.29 КоАП устанавливает ответственность при неверном принятии решения в выборе способа определения поставщика в виде наложения административного штрафа в размере до 50 000 рублей.
Автор: Черданцева Татьяна
Петербургский правовой портал