Смешанная республика

Навигация по странице:

  • Минусы
  • Преимущества и недостатки Преимуществами
  • Недостатками монархии называют
  • Плюсы и минусы унитарного государства Преимущества
  • "Минусы"
  • Достоинства и недостатки федерализма Можно отметить ряд достоинств и недостатков, присущих федерализму.Достоинства
  • Плюсы и минусы конфедерации Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных
  • Республиканская форма правления (плюсы и минусы)

    "Республиканская форма правления (плюсы и минусы)"

    Плюсы республиканской:

    1. Выборность власти, а, следовательно, её ответственность перед народом.
    2. Только в демократической республике могут учитываться интересы меньшинства и соблюдаться права человека.
    3. Только в республике возможно разделение властей, что является необходимым условием настоящей демократии.

    Смешанная республика

    4. «Эластичность» власти. При недовольстве и напряжении в обществе власть вынуждена считаться с народом, а иначе сменяется. Это уменьшает напряжение и позволяет ему консолидироваться в тяжёлую минуту. Вспомним Первую мировую войну. Демократии — Франция, Англия, США, находили выход в уступках населению. Монархии же – Германия, Австрия, Турция, Россия этого не делали и в результате пришли к взрыву.

    Демократичное правление – наилучшее при высоком уровне политической активности, благосостояния, образованности и уровня жизни населения.

    Минусы:
    1. Республика может затруднять принятие нужных, но непопулярных решений. Так Фемистоклу было очень трудно добиться решения о постройке флота.
    2. Если демократия ассоциируется с поражением (Веймарская республика) , тогда народу захочется твёрдой руки, что может быть очень опасно в плане возникновения диктатуры.
    3. Государство вечно балансирует между охлократией и диктатурой. Но, говоря о слабости демократии, необходимо привести слова Алексиса де Токвиля: «…нельзя сказать, что демократическая власть от природы лишена сил и возможностей. Напротив, она почти всегда гибнет от злоупотребления силой и неудачного использования возможностей. Анархию почти всегда вызывает её тирания или её неискусность, а не её бессилие»
    4. Диктатура личности может смениться диктатурой большинства, что не лучше, если не хуже. Так, Токвиль описывая современную ему американскую демократию, пишет про его всевластие. «Тираническая власть большинства пока ещё слабо отражается на политической жизни общества, но её досадные последствия заметны в американском национальном характере». Так, казнь Сократа была совершена с согласия всего Афинского демоса
    5. Никто не гарантирует, что выбор населения будет верным. Напомним, что Гитлер пришёл к власти демократическим путём – получив большинство в рейхстаге.
    6. Ограничена возможность быстрых решений. Это является столь существенным недостатком, что даже в конституции США предусмотрена возможность решения конгресса о наделении президента диктаторскими полномочиями
    7. Даже современные демократии не сумели избавиться от плутократии (власти богатства).

    Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία – «единовластие»: μόνος – «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и как правило передаётся по наследству.

    Основными признаками классической формы правления являются:

    — существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

    — как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;

    — монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

    — юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

    Виды монархий

    По объёму ограничений:

    1. Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

    2. Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867–1918 гг., Япония 1889–1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция). Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

    3. Дуалистическая монархия (лат. Dualis – двойственный) – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

    По традиционному устройству:

    1. Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

    2. Феодальная монархия (средневековая монархия) – последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии. Раннефеодальная монархия – хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности.

    3. Вотчинная монархия – монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

    4. Сословно-представительная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

    5. Абсолютная монархия – монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

    6. Теократическая монархия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

    Преимущества и недостатки

    Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

    — монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

    — замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью. Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

    По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

    — монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

    — монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

    — при монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

    — при монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

    — монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

    По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

    — монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;

    — после смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

    Недостатками монархии называют:

    — монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства. (Правда, монархические правители за всю историю монархий на земле приняли значительно меньше решений, не отвечающих интересам государства, нежели какие угодно другие представители властных образований. И при этом, гораздо большее влияние на монархов, оказывали духовная ответственность перед Богом и долг перед собственным народом, а не «юридическая ответственность». Необходимость в которой, в общем-то, возникает когда на сцене появляются люди нечестные).

    Монархия с точки зрения монархистов – это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса – всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста – в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного устройства, в то время как республика нередко – «выдумкой дьявола».

    Монархические государства современности

    Бельгия – король Альберт II (с 1993);

    Ватикан – папа римский Бенедикт XVI (с 2005);

    Великобритания – королева Елизавета II (с 1952);

    Дания – королева Маргрете II (с 1972);

    Испания – король Хуан Карлос I (с 1975);

    Люксембург – великий герцог Анри (с 2000);

    Нидерланды – королева Беатрикс (с 1980);

    Норвегия – король Харальд V (с 1991);

    Швеция – король Карл XVI Густав (с 1973).

    Азия:

    Кувейт – эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006);

    Малайзия – король Абдул Халим (с 2011) Джохор – султан Ибрагим Исмаил (с 2010).

    Япония –император Акихито (с 1989).

    Плюсы и минусы унитарного государства

    Преимущества:

    1. унитарное устройство проще и поэтому соответствует исторической традиции. Поэтому исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в. ) и является антонимом термина «федеративное».

    2. позволяет избежать излишнего усложнения системы управления, дублирования функций или конфликтов, поэтому удобно при малой и этнически и культурно гомогенной (хотя возможны исключения, типа автономий) территории.

    3. унитарное государство устойчиво. на всей территории одна конституция.

    единая система высших органов государственной власти.

    единый бюджет, единый рынок.

    "Минусы" начинаются, когда единство нарушено, т. е. в случае, если в наличии:

    1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;

    2. Ощущение регионами (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.

    3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;

    4. Недовольство населения уровнем жизни. Вера в быстрое решение всех проблем в своем «отдельном» государстве (регионе);

    5. Низкая политическая культура населения. Общественным мнением такого населения легко манипулировать политикам-сепаратистам.

    Достоинства и недостатки федерализма

    Можно отметить ряд достоинств и недостатков, присущих федерализму.

    Достоинства 
    1. Препятствие злоупотреблениям власти . Во-первых, разграничение предметов ведения между федерацией в целом и ее субъектами существенно ограничивает власть. Во-вторых, наличие специфических интересов субъектов федераций требует их согласования и препятствует монополизации власти.
    2. Эффективность инноваций . Федеративная система государственного устройства позволяет минимизировать ошибочные решения на общегосударственном уровне. В федерации существует возможность апробировать любые нововведения, проекты реформ в одном или нескольких субъектах федерации.
    3. Расширение возможностей преодоления конфликтов . В федеративных государствах сужается социальное пространство конфликтов. Чаще всего они возникают и развиваются на региональном уровне, носят автономный характер и не подрывают стабильность государства.
    4. Активизация политического участия . Федерализм позволяет разнообразить формы политического участия. Индивиды имеют право участвовать не только в выборах общефедеральных органов власти, но и на уровне субъектов федерации, а также в органы местного самоуправления.
    5. Военные и политические преимущества . Федерализм позволяет объединить ресурсы и силы для обеспечения национальной безопасности и достижения внешнеполитических целей.
    6. Экономический выигрыш . Федеративное государственное устройство позволяет снять таможенные барьеры между регионами, минимизировать затраты для внутреннего перемещения товаров, рабочей силы и других ресурсов, а также создать общие «правила игры» в экономике, что существенно облегчает работу на внутреннем рынке.

    Недостатки 
    1. Эгоизм субъектов федерации . Каждый субъект имеет специфические интересы, которые могут противоречить интересам других субъектов. Стремление к их реализации, ущемляющее интересы других участников федерации, ослабляет государство в целом.
    2. Проблемы координации . Усложняется координация деятельности органов власти, особенно если они мало зависят друг от друга. Полицентризм власти приводит к затягиванию решений, что обусловлено необходимостью их согласования между различными уровнями власти. Возникают проблемы строительства властной вертикали.
    3. Социально-экономическое неравенство . В условиях федерализма возможно существование достаточно глубоких социальных различий (в уровне экономического развития, доходов населения и т. п.) между различными регионами и субъектами федерации.
    Плюсы и минусы конфедерации

    Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам. Во-первых, в мире очень много военных конфликтов локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи. Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных. В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами — конфедерация. Государство – это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.
    Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод.

    Смешанная форма правления.

    Вопрос 24.Президентская, парламентская и смешанная республики: сравнительная характеристика

    Форма правления организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

    Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

    Наиболее распространенная в современном мире форма правления республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

    Президентская республика

    Президентская республика– одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Для президентской системы характерно:

    · Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий;

    · Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента;

    · Президент формирует кабинет министров и администрацию;

    · Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.

    В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

    Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.

    В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.

    Недостаток президентской системы – дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти

    Парламентская республика

    Парламентская республика –разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламентская система характеризуется следующими чертами:

    · Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти;

    · Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

    · Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

    · Правительство зависит от доверия со стороны парламента или, по крайней мере, от его лояльности.

    В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер.

    Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами.

    Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

    Главный признак парламентарной республики политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от главы государства распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

    Главная особенность парламентской республики образование правительства победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

    Смешанная республика

    Смешанная республика– разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинства как той, так и другой из рассмотренных выше основных форм. Наглядным примером такой формы правления могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

    Смешанная республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Для смешанной системы, характерно следующее:

    · Президент и парламент – как в президентской системе – избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность);

    · Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе;

    · Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.

    Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

    В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

    25.Коммуникативные и поведенческие теории власти. (Двугрошев)

    Коммуникативный подход в первую очередь понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества

    Этот ряд теории основан на интерпретации власти как многократно опосредованного и иерархизированного механизма взаимодеиствуем людеи. Закрепление созданных людьми «неформальных ограничении (нормы поведения, обычаи, добровольные поведенческие стереотипы)», «которые структурируют человеческую деятельность в рамках политическои системы, происходит в виде «формальных ограничении»

    (правила, правовые акты, конституции), и санкции, принуждающих к их исполнению». Однако способность обеспечить послушание при этом должна являться обобщеннои функциеи,.В силу того что власть это структурное качество человеческих отношении, важную роль играют психологические, субъективные элементы. Так, если мы верим, что некто и власть, то он ее имеет в силу нашеи веры. Наша вера в то, что он име ет власть, помогает ему реализовывать и осуществлять свои планы и делания. И наоборот, уграта веры может вести к резкому и скорому распаду власти.

    В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении. Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

    Яркими представителями этих концепций являются Х.Арендт, Н.

    Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

    Луман, К. Дойч, Ю. Хабермас (людьми, исповедующими эти концепции).

    (Далее билет, который уже был) По-моему он неплохо сделан

    Онтологическая концепция власти Ханы Арендт.

    В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении. Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

    Н.Луман. Наибольшее значение имеют черты власти, обеспечивающие возможности социального общения. Власть истолковывается им как символическое средство социальной коммуникации, предоставляющее ее обладателям дополнительные преимущества перед своими партнерами, в частности, при выборе наиболее оптимального способа социального действия. Власть, которой обладает один из участников социального взаимодействия ограничивает либо совсем исключает возможность выбора правил игры у другого или других участников такого взаимодействия. В соответствии с концепцией Лумана, роль власти идентична роли таких средств социальной коммуникации, как например, естественные или искусственные языки, деньги. Власть рассматривается не только как отношения господства и подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где отношения господства и подчинения являются лишь частным случаем. Власть символическое генерализирующее средство коммуникации общества. Власть – средство коммуникации, которое дает субъектам, обладающим информацией дополнительное преимущество при выборе оптимальных решений. Власть – ядро политической системы, которая сплачивается благодаря коммуникации.

    Карл Дойч. Власть одно из платежных средств политики. Срабатывает там, где не действует согласие. Власть – средство коммуникации между людьми, группами. Непосредственная лицом к лицу и опосредованная массовая коммуникации. Передача информации внутри политической системы происходит в символах, образцах.

    К. Доич выделяет при этом три основных типа коммуникации в политической системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринуждённой обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партии, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе посто

    

    Вопрос 24.Президентская, парламентская и смешанная республики: сравнительная характеристика

    Форма правления организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

    Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

    Наиболее распространенная в современном мире форма правления республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

    Президентская республика

    Президентская республика– одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Для президентской системы характерно:

    · Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий;

    · Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента;

    · Президент формирует кабинет министров и администрацию;

    · Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.

    В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

    Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.

    В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.

    Недостаток президентской системы – дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти

    Парламентская республика

    Парламентская республика –разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламентская система характеризуется следующими чертами:

    · Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти;

    · Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

    · Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

    · Правительство зависит от доверия со стороны парламента или, по крайней мере, от его лояльности.

    В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер.

    Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами.

    Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

    Главный признак парламентарной республики политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от главы государства распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

    Главная особенность парламентской республики образование правительства победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

    Смешанная республика

    Смешанная республика– разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинства как той, так и другой из рассмотренных выше основных форм. Наглядным примером такой формы правления могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

    Смешанная республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Для смешанной системы, характерно следующее:

    · Президент и парламент – как в президентской системе – избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность);

    · Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе;

    · Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.

    Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

    В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

    25.Коммуникативные и поведенческие теории власти. (Двугрошев)

    Коммуникативный подход в первую очередь понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества

    Этот ряд теории основан на интерпретации власти как многократно опосредованного и иерархизированного механизма взаимодеиствуем людеи. Закрепление созданных людьми «неформальных ограничении (нормы поведения, обычаи, добровольные поведенческие стереотипы)», «которые структурируют человеческую деятельность в рамках политическои системы, происходит в виде «формальных ограничении»

    (правила, правовые акты, конституции), и санкции, принуждающих к их исполнению». Однако способность обеспечить послушание при этом должна являться обобщеннои функциеи,.В силу того что власть это структурное качество человеческих отношении, важную роль играют психологические, субъективные элементы. Так, если мы верим, что некто и власть, то он ее имеет в силу нашеи веры. Наша вера в то, что он име ет власть, помогает ему реализовывать и осуществлять свои планы и делания. И наоборот, уграта веры может вести к резкому и скорому распаду власти.

    В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении.

    Президентская республика

    Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

    Яркими представителями этих концепций являются Х.Арендт, Н. Луман, К. Дойч, Ю. Хабермас (людьми, исповедующими эти концепции).

    (Далее билет, который уже был) По-моему он неплохо сделан

    Онтологическая концепция власти Ханы Арендт.

    В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении. Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

    Н.Луман. Наибольшее значение имеют черты власти, обеспечивающие возможности социального общения. Власть истолковывается им как символическое средство социальной коммуникации, предоставляющее ее обладателям дополнительные преимущества перед своими партнерами, в частности, при выборе наиболее оптимального способа социального действия. Власть, которой обладает один из участников социального взаимодействия ограничивает либо совсем исключает возможность выбора правил игры у другого или других участников такого взаимодействия. В соответствии с концепцией Лумана, роль власти идентична роли таких средств социальной коммуникации, как например, естественные или искусственные языки, деньги. Власть рассматривается не только как отношения господства и подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где отношения господства и подчинения являются лишь частным случаем. Власть символическое генерализирующее средство коммуникации общества. Власть – средство коммуникации, которое дает субъектам, обладающим информацией дополнительное преимущество при выборе оптимальных решений. Власть – ядро политической системы, которая сплачивается благодаря коммуникации.

    Карл Дойч. Власть одно из платежных средств политики. Срабатывает там, где не действует согласие. Власть – средство коммуникации между людьми, группами. Непосредственная лицом к лицу и опосредованная массовая коммуникации. Передача информации внутри политической системы происходит в символах, образцах.

    К. Доич выделяет при этом три основных типа коммуникации в политической системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринуждённой обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партии, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе посто

    

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *