Теория систем применительно к складу в логистической цепи. Логистика как часть современной экономической действительности естественным образом использует в своем научном знании предлагаемые теоретической экономикой системные концепции.
Логистическая система (ЛС) – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система, с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие, складское хозяйство и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады.
Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.
Логистическая цепь это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
В непрерывных цепочках склад может выступать как в качестве конечного звена, так и в качестве промежуточного. Склад может относиться к оптовому торговому предприятию, стремящемуся к постоянному поддержанию или увеличению ассортимента. Тогда во всей логистической цепочке он будет играть главенствующую и конечную роль, дальнейшее продвижение товаров в большей степени будет зависеть от менеджеров и политики продвижения товаров, нежели от логистики. Если предприятие имеет сеть розничных магазинов, то склад будет играть промежуточную роль звена для накопления товаров, поддержания ассортимента в периоды спада производства, а также перераспределения и подготовки конкретных групп товаров для конкретных магазинов.
В прерывистой цепочке роль склада также может варьироваться. Например, общетоварный склад, специализирующийся только на хранении грузов, будет играть роль временного хранилища грузов для любого нуждающегося в этом предприятия, а дальнейшее назначение груза, владельца склада не будет интересовать.
Стратегические задачи логистики при формировании складской сети. Любое предприятие, имеющее склад, а тем более сеть, сталкивается со множеством логистических проблем как стратегического, так и оперативного характера. При этом необходимо помнить, что все задачи в рамках этих проблем тесно связаны между собой и должны рассматриваться в четко определенной последовательности.
Планирование в логистике складирования начинается с решения стратегических задач, касающихся структуры складской сети, необходимой для достижения целей фирмы и придания большей гибкости системе обслуживания клиентов. Фактически формирование складской сети должно помочь фирме максимально охватить рынок продаж, приспособиться к изменениям окружающей среды с минимальными потерями от упущенных продаж.
Главная стратегическая проблема в логистике складирования — формирование складской сети. На данном этапе планирования предприятие практически создает оптимальную логистическую систему, которая, с одной стороны, должна обеспечить минимальные затраты, а с другой — гарантированное обслуживание каждого клиента на необходимом для него уровне.
При разработке стратегии формирования складской сети необходимо решить следующие основные вопросы:
— выбрать формы собственности складов;
— определить число складов, обеспечивающих обслуживание всего региона при бесперебойном снабжении клиентов;
— определить месторасположение складской сети, как региона, так и каждого склада;
— выбрать формы снабжения складов в складской сети (централизованное или децентрализованное).
Оптимальное решение перечисленных задач закладывает фундамент эффективного функционирования самого предприятия и его конкурентоспособности на рынке.
Вторая проблема логистики складирования связана с формированием складского хозяйства и инфраструктуры, которые и являются залогом эффективного функционирования складского хозяйства. На этом этапе решается вопрос микропроектирования, включающего разработку генплана, структуры складских зон и их объемно–планировочных решений, также необходимо сделать:
• правильный выбор вида, размеров склада (здания или сооружения). Решается на основании анализа видов продукции, сроков хранения и среднесуточных грузопотоков.
• расчет мощности склада с учетом перспективы развития фирмы;
• оптимальный выбор системы складирования, обеспечивающей максимальное использование складских мощностей при условии минимизации общих затрат на ее создание.
Третья проблема логистики снабжения — это управление логистическим процессом на складе.
Содержание
- Складская логистика Понятие складской логистики В настоящее
- Сущность складской логистики
- СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА
- Логистика — что это такое? Транспортная и складская логистика. Задачи логистики
- Задачи складской логистики
- Функции склада в складской логистике
- Основные принципы складской логистики
- Тема 7. Логистика складирования.
- Складская логистика
- Что такое складская логистика, и почему она так важна
Складская логистика Понятие складской логистики В настоящее
Решение этой проблемы связано:
• с обеспечением управления логистическим процессом на складе;
• с координацией со смежными службами, обеспечивающими продвижение продукции через склад(службы закупки, маркетинга, продаж и т.п.);
• с организацией грузопереработки на складе.
Решение любой задачи логистики складирования требует комплексного и методического (в строго перечисленной последовательности) подхода. Решая локальные задачи без ориентации на методологию, нельзя обеспечить оптимальных условий функционирования склада. Анализируя существующие решения этих задач, можно констатировать, что большинство из них уже имеет научное и методическое обеспечение.
Современные подходы к решению задач по выбору рационального складирования запасов. Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь, лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием выбранной общей концепции.
Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.
Аутсорсинг на рынке складских услуг. На белорусском рынке конкуренция становится все напряжённее и вынуждает торговые компании более внимательно относиться к своим издержкам. Ещё несколько лет об этом никто не задумывался. Торговля, в свою очередь, отыгрывается на производителях и во многих случаях диктует им отпускные цены. Производители ищут возможности снижения без того сведенные к минимуму производственные издержки. Оптимальное решение находится не всегда. Если при производстве и продаже сэкономить уже не на чем, нужно сокращать издержки на пути прохождения товаров между этими этапами.
Одной из эффективных форм сокращения издержек является логистический аутсорсинг, которым давно пользуются почти все западные компании.
Что такое Логистический Аутсорсинг? Напомним, outsourcing (англ.) — использование внешних (материальных, интеллектуальных, трудовых) ресурсов; приобретение услуг по реализации бизнес-процессов у другой организации. Следовательно, словосочетание "логистический аутсорсинг" обозначает приобретение у третьей стороны услуг по управлению запасами, транспортировке товара, его складированию и всем связанным с этими операциями бизнес-процессам.
Скорее всего, логистический аутсорсинг — ровесник, как минимум, колесу. Его первооткрывателем, вероятно, был один из наших предков-землепашцев, который попросил соседа — владельца телеги, доставить торгующей на базаре жене еще один мешок злаков.
Когда же землепашцу надоело держать мешки с зерном у себя дома и он доверил владельцу телеги не только возить их на базар, но и хранить в своем, то бишь соседском, амбаре, возникла вторая (после транспортной) главная составляющая логистического аутсорсинга — складская. В дальнейшем сосед землепашца, который стал первым в истории логистическим оператором, начал совершенствовать свой бизнес. Следуя на базар и отправляя по пути почтовых голубей с записками для землепашца, он дополнил транспортную и складскую составляющие еще одной — информационной. Когда же он привез землепашцу деньги, вырученные женой этого землепашца на базаре, то взял на себя еще и часть финансовых потоков.
С тех пор принцип действия логистического оператора остается неизменным — клиенту предоставляется не одна какая-то услуга, а целый комплекс услуг.
Кому необходим логистический аутсорсинг?Во-первых, белорусским компаниям, которые хотят расшириться, к примеру, вырасти с регионального уровня до национального уровня покрытия. Понятно, что в аутсорсинге логистики нуждаются, прежде всего, фирмы, представляющие малый и средний бизнес. Оборот крупных компаний, как правило, позволяет их владельцам иметь собственные логистические подразделения. Но не все так однозначно. Логистический аутсорсинг необходим в первую очередь растущим компаниям, в которых затраты времени на организацию внутренней логистики становятся все более существенными. Все признают, что если фирма начинает увеличиваться, она становится бюрократически неповоротливой, а при достижении определенного порога численности работников количество необходимых инструкций, порядков, контролей и контролей над контролями начинает расти в геометрической прогрессии.
Во-вторых, логистический аутсорсинг нужен тем крупным компаниям, которые понимают, что могут достигнуть максимальной эффективности только путем снижения себестоимости продукции. "Собственная" логистика чаще всего ложится тяжким бременем на себестоимость. Логистическую службу, включая автопарк и склады, приходится содержать круглый год, независимо от того, загружена ли она.
Кроме того, в силу специфики деятельности "родные" логистические службы иногда начинают играть роль внутреннего локального монополиста, который может потребовать за свои услуги больше, чем они стоят на рынке.
Предприниматели признаются, что когда логистическая служба, включая автопарк и склады, является одним из структурных подразделений компании, отследить реальную стоимость ее услуг практически невозможно.
В-третьих, внешний логистический оператор во многом может облегчить жизнь тем отечественным производителям, чья деятельность основана на импорте-экспорте сырья, комплектующих и конечной продукции. Причем речь идет о полном комплексе услуг доставке до и от границы; таможенном оформлении грузов; предоставлении складских помещений и даже поддержании в них, по поручению клиента, определенного уровня сырьевых или товарных запасов.
Что сегодня могут делать логистические компании в России? Логистическая компания берет на себя обязательства по доставке клиентам грузов из или в "любую точку мира". При этом часто используют "интермодальные перевозки", т.е. системы доставки грузов через несколько государственных границ несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу. Участие грузовладельца в этом процессе ограничивается лишь заключением договора с логистической компанией.
Логистическая компания занимается таможенным оформлением грузов клиентов. Одно дело, когда с таможней и таможенным законодательством несколько раз в месяц один на один оказывается таможенный брокер (которого во многих случаях было бы правильнее называть "таможенным курьером"), представляющий интересы грузовладельца. И совсем другое дело, когда таможенным оформлением занимается специальная фирма, непрерывно работающая с этой государственной службой. К примеру, на терминале одной из крупнейших российских логистических компаний, где нам удалось побывать, ежедневно постоянно находятся около 20 офицеров таможни.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1221 | Нарушение авторского права страницы
Сущность складской логистики
Система складирования обеспечивает оптимальное распределение товара на складе и управление им.
Необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между входящими на склад и исходящими из него товарными потоками, а также внутренними складскими потоками объекта при разработке системы складирования.
Обязательно учитывать параметры склада, особенности груза и т. д.
Разработка складской системы базируется на выборе рациональной системы из всех практически возможных систем для выполнения поставленной проблемы путем количественной и качественной оценки.
В ходе этого выбора выявляются связанные между собой элементы, которые собираются в отдельные основные подсистемы: вид складирования, оборудование, применяемое для обслуживания склада, схема комплектации, организация перемещения груза, обработка информации, складируемая товарная единица и само здание склада, рассматриваемое с учетом конструктивных особенностей.
Многовариантность системы увеличивает сочетание в различные комбинации элементов, составляющих основные подсистемы.
Это значит, что выбор конкурентоспособных вариантов осуществляется с учетом определенной последовательности при технико-экономической оценке каждого из них.
Выбор системы осуществляется складирования в следующем порядке:
1) определяется фактическое место склада в логистической цепи и его функции;
2) определяется совокупная направленность технического состояния складской системы;
3) определяется цель, на основании которой разрабатывается схема складирования;
4) выбираются аспекты определенной складской системы;
5) проводится оценка каждого конкурентоспособного варианта с технико-экономической позиции;
6) делается предварительный отбор конкурентоспособных вариантов из всех, фактически возможных;
7) осуществляется технико-экономическая экспертиза каждого конкурентоспособного варианта;
8) проводится выбор самого оптимального варианта.
С помощью схем и диаграмм, разработанных на ЭВМ, ведется выбор элементов складских подсистем.
Следующим этапом при планировании системы складирования является определение цели, на реализацию которой и направлено данное планирование, а именно: возведение нового здания склада; расширение или реструктуризация уже имеющегося склада; оснащение дополнительным оборудованием или завоз нового; оптимизация фактических решений на работающих складах.
Различные подходы к разработке систем планирования порождают принципиальные отличия.
В первых двух случаях система складирования находится в зависимости от выбора критериев складского сооружения и выявления особенностей его конструкции, с помощью которых осуществляется проведение оптимальных технологических процессов. В таких случаях точкой отсчета при создании системы складирования становится подсистема «складируемая грузовая единица», а конечной подсистемой выступит «здание», потому что именно выявление критериев склада и будет итогом всей разработки.
При разработке системы для существующих складов ориентируются на уже действующие здания и их параметры. В связи с этим подсистема «здание» становится определяющей для остальных подсистем.
Теория систем применительно к складу в логистической цепи. Логистика как часть современной экономической действительности естественным образом использует в своем научном знании предлагаемые теоретической экономикой системные концепции.
Логистическая система (ЛС) – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система, с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие, складское хозяйство и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады.
Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.
Логистическая цепь это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
В непрерывных цепочках склад может выступать как в качестве конечного звена, так и в качестве промежуточного. Склад может относиться к оптовому торговому предприятию, стремящемуся к постоянному поддержанию или увеличению ассортимента. Тогда во всей логистической цепочке он будет играть главенствующую и конечную роль, дальнейшее продвижение товаров в большей степени будет зависеть от менеджеров и политики продвижения товаров, нежели от логистики. Если предприятие имеет сеть розничных магазинов, то склад будет играть промежуточную роль звена для накопления товаров, поддержания ассортимента в периоды спада производства, а также перераспределения и подготовки конкретных групп товаров для конкретных магазинов.
В прерывистой цепочке роль склада также может варьироваться. Например, общетоварный склад, специализирующийся только на хранении грузов, будет играть роль временного хранилища грузов для любого нуждающегося в этом предприятия, а дальнейшее назначение груза, владельца склада не будет интересовать.
Стратегические задачи логистики при формировании складской сети. Любое предприятие, имеющее склад, а тем более сеть, сталкивается со множеством логистических проблем как стратегического, так и оперативного характера. При этом необходимо помнить, что все задачи в рамках этих проблем тесно связаны между собой и должны рассматриваться в четко определенной последовательности.
Планирование в логистике складирования начинается с решения стратегических задач, касающихся структуры складской сети, необходимой для достижения целей фирмы и придания большей гибкости системе обслуживания клиентов. Фактически формирование складской сети должно помочь фирме максимально охватить рынок продаж, приспособиться к изменениям окружающей среды с минимальными потерями от упущенных продаж.
Главная стратегическая проблема в логистике складирования — формирование складской сети. На данном этапе планирования предприятие практически создает оптимальную логистическую систему, которая, с одной стороны, должна обеспечить минимальные затраты, а с другой — гарантированное обслуживание каждого клиента на необходимом для него уровне.
При разработке стратегии формирования складской сети необходимо решить следующие основные вопросы:
— выбрать формы собственности складов;
— определить число складов, обеспечивающих обслуживание всего региона при бесперебойном снабжении клиентов;
— определить месторасположение складской сети, как региона, так и каждого склада;
— выбрать формы снабжения складов в складской сети (централизованное или децентрализованное).
Оптимальное решение перечисленных задач закладывает фундамент эффективного функционирования самого предприятия и его конкурентоспособности на рынке.
Вторая проблема логистики складирования связана с формированием складского хозяйства и инфраструктуры, которые и являются залогом эффективного функционирования складского хозяйства. На этом этапе решается вопрос микропроектирования, включающего разработку генплана, структуры складских зон и их объемно–планировочных решений, также необходимо сделать:
• правильный выбор вида, размеров склада (здания или сооружения). Решается на основании анализа видов продукции, сроков хранения и среднесуточных грузопотоков.
• расчет мощности склада с учетом перспективы развития фирмы;
• оптимальный выбор системы складирования, обеспечивающей максимальное использование складских мощностей при условии минимизации общих затрат на ее создание.
Третья проблема логистики снабжения — это управление логистическим процессом на складе. Решение этой проблемы связано:
• с обеспечением управления логистическим процессом на складе;
• с координацией со смежными службами, обеспечивающими продвижение продукции через склад(службы закупки, маркетинга, продаж и т.п.);
• с организацией грузопереработки на складе.
Решение любой задачи логистики складирования требует комплексного и методического (в строго перечисленной последовательности) подхода. Решая локальные задачи без ориентации на методологию, нельзя обеспечить оптимальных условий функционирования склада. Анализируя существующие решения этих задач, можно констатировать, что большинство из них уже имеет научное и методическое обеспечение.
Современные подходы к решению задач по выбору рационального складирования запасов. Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь, лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием выбранной общей концепции.
Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.
Аутсорсинг на рынке складских услуг. На белорусском рынке конкуренция становится все напряжённее и вынуждает торговые компании более внимательно относиться к своим издержкам. Ещё несколько лет об этом никто не задумывался. Торговля, в свою очередь, отыгрывается на производителях и во многих случаях диктует им отпускные цены. Производители ищут возможности снижения без того сведенные к минимуму производственные издержки.
Оптимальное решение находится не всегда. Если при производстве и продаже сэкономить уже не на чем, нужно сокращать издержки на пути прохождения товаров между этими этапами.
Одной из эффективных форм сокращения издержек является логистический аутсорсинг, которым давно пользуются почти все западные компании.
Что такое Логистический Аутсорсинг? Напомним, outsourcing (англ.) — использование внешних (материальных, интеллектуальных, трудовых) ресурсов; приобретение услуг по реализации бизнес-процессов у другой организации. Следовательно, словосочетание "логистический аутсорсинг" обозначает приобретение у третьей стороны услуг по управлению запасами, транспортировке товара, его складированию и всем связанным с этими операциями бизнес-процессам.
Скорее всего, логистический аутсорсинг — ровесник, как минимум, колесу. Его первооткрывателем, вероятно, был один из наших предков-землепашцев, который попросил соседа — владельца телеги, доставить торгующей на базаре жене еще один мешок злаков.
Когда же землепашцу надоело держать мешки с зерном у себя дома и он доверил владельцу телеги не только возить их на базар, но и хранить в своем, то бишь соседском, амбаре, возникла вторая (после транспортной) главная составляющая логистического аутсорсинга — складская. В дальнейшем сосед землепашца, который стал первым в истории логистическим оператором, начал совершенствовать свой бизнес. Следуя на базар и отправляя по пути почтовых голубей с записками для землепашца, он дополнил транспортную и складскую составляющие еще одной — информационной. Когда же он привез землепашцу деньги, вырученные женой этого землепашца на базаре, то взял на себя еще и часть финансовых потоков.
С тех пор принцип действия логистического оператора остается неизменным — клиенту предоставляется не одна какая-то услуга, а целый комплекс услуг.
Кому необходим логистический аутсорсинг?Во-первых, белорусским компаниям, которые хотят расшириться, к примеру, вырасти с регионального уровня до национального уровня покрытия. Понятно, что в аутсорсинге логистики нуждаются, прежде всего, фирмы, представляющие малый и средний бизнес. Оборот крупных компаний, как правило, позволяет их владельцам иметь собственные логистические подразделения. Но не все так однозначно. Логистический аутсорсинг необходим в первую очередь растущим компаниям, в которых затраты времени на организацию внутренней логистики становятся все более существенными. Все признают, что если фирма начинает увеличиваться, она становится бюрократически неповоротливой, а при достижении определенного порога численности работников количество необходимых инструкций, порядков, контролей и контролей над контролями начинает расти в геометрической прогрессии.
Во-вторых, логистический аутсорсинг нужен тем крупным компаниям, которые понимают, что могут достигнуть максимальной эффективности только путем снижения себестоимости продукции. "Собственная" логистика чаще всего ложится тяжким бременем на себестоимость. Логистическую службу, включая автопарк и склады, приходится содержать круглый год, независимо от того, загружена ли она.
Кроме того, в силу специфики деятельности "родные" логистические службы иногда начинают играть роль внутреннего локального монополиста, который может потребовать за свои услуги больше, чем они стоят на рынке. Предприниматели признаются, что когда логистическая служба, включая автопарк и склады, является одним из структурных подразделений компании, отследить реальную стоимость ее услуг практически невозможно.
В-третьих, внешний логистический оператор во многом может облегчить жизнь тем отечественным производителям, чья деятельность основана на импорте-экспорте сырья, комплектующих и конечной продукции. Причем речь идет о полном комплексе услуг доставке до и от границы; таможенном оформлении грузов; предоставлении складских помещений и даже поддержании в них, по поручению клиента, определенного уровня сырьевых или товарных запасов.
Что сегодня могут делать логистические компании в России? Логистическая компания берет на себя обязательства по доставке клиентам грузов из или в "любую точку мира". При этом часто используют "интермодальные перевозки", т.е.
СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА
системы доставки грузов через несколько государственных границ несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу. Участие грузовладельца в этом процессе ограничивается лишь заключением договора с логистической компанией.
Логистическая компания занимается таможенным оформлением грузов клиентов. Одно дело, когда с таможней и таможенным законодательством несколько раз в месяц один на один оказывается таможенный брокер (которого во многих случаях было бы правильнее называть "таможенным курьером"), представляющий интересы грузовладельца. И совсем другое дело, когда таможенным оформлением занимается специальная фирма, непрерывно работающая с этой государственной службой.
К примеру, на терминале одной из крупнейших российских логистических компаний, где нам удалось побывать, ежедневно постоянно находятся около 20 офицеров таможни.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1221 | Нарушение авторского права страницы
Если перед Вами встала такая непростая задача, как организация складского помещения, то эта статья написана специально для Вас. Мы рассмотрим основные правила организации склада и принципы складской логистики, постараемся разобраться в ключевых моментах, которые позволят эффективно организовать пространство Вашего помещения.
Склад – это помещение, которое используется для приема, размещения и временного содержания поступающей продукции перед ее отправкой потребителю.
Складская логистика – это раздел логистики, занимающийся вопросами хранения товаров, принципами их размещения и подготовки к выдаче потребителям. Грамотная организация современного складского помещения невозможна без знания основ складской логистики и без применения ее принципов.
Логистика складское хозяйство – система хранения продукции, которая обеспечивает сортировку товаров таким образом, чтобы грузы с одинаковыми параметрами (такими как срок хранения товара) и габаритами хранились в одном месте. Таким образом, эффективность хранения возрастает в несколько раз.
Складская единица – количество товаров, участвующих в логистических процессах без дробления на части: грузы, упакованные в пачки, ящики, контейнеры и т.п.
Логистика — что это такое? Транспортная и складская логистика. Задачи логистики
Выбор складской единицы является немаловажным фактором, влияющим на компактность хранения грузов.
Задачи складской логистики
Существует ряд задач, выполнением которых занимается отдел складской логистики. Основная задача – оптимизация рабочих процессов на складе. Логистика для склада также позволяет выполнить ряд таких задач:
- проанализировать уровень эффективности рабочих процессов на действующем складе;
- определить необходимое число складов;
- грамотно выбрать место для расположения складского помещения;
- выбрать способ хранения груза.
Склад является фундаментальным элементом технологического процесса каждого успешного промышленного предприятия и составляющей частью логистической системы.
Основы складской логистики предполагают обеспечение бесперебойного движения потока грузов, которые должны содержаться в специально обустроенных под их хранение помещениях. Исходя из этого, для складирования продукции разного типа существуют соответствующие виды складов. Складские помещения по типу хранимой продукции разделяют на:
- склады готовых изделий;
- склады сырья (прием, выгрузка и сортировка продукции);
- склады материалов и комплектующих;
- склады, на которых хранится тара;
- склады для инструментов.
Поскольку управление складской логистикой – это достаточно сложный и трудоемкий процесс, складские помещения классифицируются не только по типу хранимого груза, но и по другим критериям: по типу складских зданий и сооружений, по функциональности, по отношению к звеньям логистической цепочки, по степени оснащенности техническим оборудованием и др.
Функции склада в складской логистике
Современная складская логистика наделяет склад такими функциями:
- трансформация продукции из производственной в потребительскую (данная функция способствует быстрому выполнению заказов потребителя и позволяет осуществлять более частые поставки товара в требуемом объеме);
- формирование и расформирование грузовых партий;
- объединение нескольких небольших партий продукции разных клиентов с целью полной загрузки транспорта для экономии средств, затрачиваемых на перевозку;
- оказание разного рода услуг, среди которых: проверка складского оборудования и приборов, подготовка продукции к продаже, монтажные работы и т. п.
Совершенствование складской логистики осуществляется благодаря качественному выполнению складских операций, таких как:
- разгрузка транспортного средства;
- прием и размещение продукции для дальнейшего хранения на складе (эффективная организация площади складского помещения);
- перемещение товаров внутри склада (груз перемещается из одной зоны склада в другую с помощью имеющейся складской техники);
- погрузка продукции (подготовка груза к отправке).
Очень важным моментом является полная согласованность логистических процессов с функциями склада. Складское помещение должно заполняться продукцией в соответствии с возможностями ее переработки. Если Вы хотите снизить затраты, которые идут на переработку груза, Вам необходимо добиться рациональной планировки склада.
Основные принципы складской логистики
- принцип FIFO («первым пришёл — первым ушёл») – метод манипулирования грузами в зависимости от времени поступления на склад (так называемый «принцип очереди»);
- принцип LIFO («последним пришёл — первым ушёл») – данный метод организован таким образом, что товары можно выбирать только с одного конца (с «вершины списка»), то есть первым можно взять последний поступивший на склад товар;
- принцип FEFO – логистический метод, при котором продукция с наименьшим остаточным сроком хранения отгружается первой;
- принцип FPFO – метод, распространенный на производственных складах, который предусматривает первоочередную отгрузку более старой продукции;
- принцип BBD – логистический метод, характерный для складов продовольственной продукции, при котором в первую очередь отгружается продукция с наименьшим остаточным рекомендуемым сроком (не путать со сроком годности).
Не стоит забывать, что помимо поиска, создания и организации нового складского помещения, нужно заниматься оптимизацией процессов на действующем складе. Благодаря постоянному развитию складской логистики, появляется все больше возможностей для экономии средств без ущерба для качества хранения грузов.
Не смотря на то, что создание эффективной системы складского хранения является достаточно непростой задачей, оно в полном объеме окупает все потраченные усилия и средства.
Тема 7. Логистика складирования.
Главная / Статьи / Складская логистика
Складская логистика
Основная задача складской логистики – выработка решений по организации и управлению складским процессом. Строительство складов, аренда склада, последующая продажа, все это цельная логистическая цепочка, которая имеет вои экономические показатели. Для снижения издержек в данной цепочке применяется складская логистика. Склад может выступать как промежуточное звено в логистической цепочке, так и конечным объектом.
В зависимости от построения бизнеса склад может осуществлять хранение товара для последующей отправки в розничные магазины. В таком варианте склад является промежуточным объектом логистической цепочки. В случае, когда склад представляет ценность, как арендуемое помещение, то он становится конечным объектом.
По назначению склады разделяются на два вида:
- Производственные склады
- Товарные склады
Производственные склады применяются для хранения материалов, которые предназначены в дальнейшем для производства конечного продукта.
Товарные склады относятся к предприятию, которое конечным результатом своей деятельности оказывает хранение товаров, а также обеспечивает услуги, связанные с основным видом деятельности.
При организации мероприятий по оптимальной складской логистике необходимо учитывать составляющие данной системы. Складирование — это процесс, которые включает в себя следующие элементы:
- Товар, груз;
- Вид складирования;
- Оборудование необходимое для обслуживания складского комплекса;
- Вид комплексации товара;
- Внутренняя логистика склада;
- Информационное сообщение на складе и обработка получаемой информации;
- Система обслуживания складского комплекса (в зависимости от конструктивных особенностей объекта).
При организации эффективной системы складской логистики необходимо разработать мероприятия по внедрению, начиная от строительства нового объекта и заканчивая внутренне системой обслуживания.
При составлении плана складской логистики необходимо учитывать следующие составляющие:
- Месторасположения склада и его предназначение;
- Оснащенность складского комплекса;
- Тип оборудования склада в зависимости от решаемых задач;
- Необходимо учитывать то, насколько будет легким или сложным процесс дооснащения складского комплекса дополнительным оборудованием;
- Решает ли склад поставленные задачи в зависимости от экономических показателей.
1 2 3 4 5 6 7
Логистика
складирования
Склады в логистике.
Современный крупный склад (тарных и штучных грузов) представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из множества различных подсистем (комплекс зданий, совокупность перерабатываемых грузов, си- стема информационного обеспечения) и элементов, имеющих определенную структуру, объединенную для выполне- ния конкретных функций по преобразованию материальных потоков.
В логистике склад – это место преобразования материальных потоков, направленных на удовлетворение по- требностей клиентской базы. Логистика занимается не управлением складом (это задача заведующего складом), а управлением товарными потоками, проходящими через склад и складскую сеть.
Одна из задач логиста состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное функционирование логистической инфра- структуры. Применительно к складу это означает управление товарными потоками таким образом, чтобы обеспечить согласование характеристик выходящего потока (со склада) с входящим потоком (на склад) при оптимизации всех имеющихся на складе ресурсов: складских мощностей, технических средств, складского персонала. реализация этой задачи требует от логистики в первую очередь умения планировать товарные потоки.
Роль и место склада в логистической системе.
Функционирование логистической системы направлено на удовлетворение потребностей клиента, или на до- стижение конечного результата, выражающегося в обеспечении высокого уровня обслуживания клиента, что в конеч- ном счете достигается эффективной доставкой в соответствии с требованиями потребителя, но при условии мини- мального использования затрат и ресурсов.
Если рассматривать материальный поток в логистике от источника сырья до конечного потребителя, то он про- ходит несколько областей, каждая из которых характеризуется определенными функциями.
Во-первых, это область обеспечения производства готовой продукции, основной функцией которой является бесперебойное снабжение производства материально-производственными ресурсами.
Во-вторых, это область обеспечения производства готовой продукции, функцией которой является обеспечение функционирования производственного процесса.
В-третьих, область распределения готовой продукции, основной функцией которой является бесперебойное обеспечение потребителей готовой продукции при полном удовлетворении их спроса.
Таким образом, логистическая система, начинающаяся от первичного поставщика сырья и материалов и закан- чивающаяся конечным потребителем, охватывает три базисных функциональных области:
— область снабжения производства материальными ресурсами
— область обеспечения производственного процесса готовой продукции
— область распределения готовой продукции.
Примечательным является тот факт, что в большинстве случаев функциональные области логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад одновременно является границей этих областей и соединительным элементом движения материальных потоков между участниками логистической системы.
Функциональное деление логистической системы по областям укрупнено можно определить как:
— логистика снабжения
— логистика обеспечения производственных процессов
— логистика распределения.
Между функциональными областями логистики существует тесная взаимосвязь. Цель логистики может быть достигнута лишь при полной согласованности функционирования всех указанных областей. Современная интегриро- ванная логистика предполагает сквозное управление потоками логистической системы, проходящими через все ее звенья. Такой интегрированный подход требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. Стремление к объединению снабжения, производ- ства и распределения высказал еще Д. Дж. Бауэрсокс, считая это возможной единственной перспективой в решении вопросов достижения целей в рамках логистической системы. В этом смысле важнейшей задачей на будущее можно выделить создание единой системы управления упорядоченным и эффективным складированием, поскольку именно через складирование связаны между собой все участники логистической системы, проводящие материальный поток.
Логистический подход в управлении складами, как основной части логистической инфраструктуры, требует централизованного управления складским хозяйством. На производстве это означает объединение складов снабже- ния, производственных складов и складов готовой продукции под единым началом службы логистики. Управление складской сетью на полигоне обслуживания (на макроуровне) также должно объединять систему складов.
Со склада начинается и складом заканчивается как все функциональные области логистики, так и товародвиже- ние внутри каждого звена логистической системы. Это делает возможным получение точной информации и состоя- нии и местонахождении товарных запасов в любой момент – от выхода у источника сырья до получения товара ко- нечным потребителем.
Наконец мы подошли к одной из важнейших ролей склада, которой является преобразование грузовых пото- ков. На всех складах независимо от их места в логистической системе происходит преобразование входящего матери- ального потока (по размерам, составу и времени) в выходящую партию в соответствии с заказами потребителей. По- этому склад можно рассматривать как основной преобразователь материального потока ЛС от поставщиков матери- альных ресурсов до поставки готовой продукции конечному потребителю. При этом вся деятельность склада должна быть направлена на оптимизацию не только самого склада, но и логистической системы.
В современных условиях развития бизнес уже давно не ставит цель максимизации товарных запасов по прин- ципу «на всякий случай». В управлении запасами компании ориентируются на оптимизацию товарных запасов и на быструю их оборачиваемость. Для склада это означает, что организация процесса грузопереработки должна быть нацелена на обеспечение интенсивности входящих и выходящих грузопотоков и требуемого уровня обслуживания клиентов. Такая позиция затрагивает все аспекты политики складирования и деятельности склада, начиная с проект- ных решений (например, увеличение количества ворот под разгрузку и погрузку) и технического оснащения склада
(более производительная техника) и заканчивая технологией обработки грузов.
С позиции логистики склад предназначен не для хранения грузов, а для преобразования грузопотоков. На этом принципе основано одно из основных направлений современной политики складирования – «кросс-докинг». Сущ- ность складирования по принципу «кросс-докинг» совпадает с основным назначением склада в логистической систе- ме. Данный принцип заставляет кардинально менять складскую технологию грузопереработки, обеспечивая в первую очередь процессы приемки и высокую скорость выполнения комплектации заказов, что затрагивает планирование складских площадей. С точки зрения планирования складских площадей предпочтение отдается площадям для при- емки и комплектации, а зона хранения либо сводится к минимуму (1-2 дня), либо отсутствует.
Основные причины использования складов в логистической системе.
— координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении;
— уменьшение логистических издержек при транспортировке (экономичные партии доставки);
— обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса (максимальный уровень сервисного обслуживания);
— создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;
— увеличение географического охвата рынка сбыта (увеличение территориального охвата рынка);
-бесперебойное снабжение конечных потребителей и возможность организации них товарных запасов;
— обеспечение гибкой политики обслуживания, особенно в системах с независимым спросом.
Особенности функционирования складов в различных функциональных областях логистики: снабжения, производ-
ственных процессов и распределения.
В каждой функциональной области (снабжение, производство, распределение) функционирование склада свя- зано с определенной специализацией и назначением, а также местом склада в логистической системе. Эти особенно- сти отражаются как на функциях, так и на задачах склада. При этом характер функциональной области системы логи- стики влияет на решение задач логистики складирования: выбор формы собственности склада, размещения склад- ской сети, техническую оснащенность склада, систему складирования и организацию складского процесса. В самом общем виде эта связь может быть отражена следующим образом:
Склады логистики снабжения специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственно назначения, и осуществляют снабжение прежде всего производственных потребителей.
Ориентируясь на особенности переработки грузопотоков, можно выделить:
— склады сырья и материалов (груз в жидком или сыпучем состоянии). Для них характерна переработка одно- родных грузов, поступающих большими партиями, интенсивными грузопотоками, с ритмичным графиком поставки потребителю, относительно постоянной оборачиваемостью. Для таких складов возможно обеспечение высокого уровня механизации и даже автоматизации грузопереработки. Ориентиром может служить основной процесс произ- водства (механизированный или автоматизированный);
— склады продукции производственного назначения (комплектующих, вспомогательных материалов) работают, как правило, с тарными и штучными грузами с высокой массой, относительно однородной номенклатуры, большими объемами переработки, поэтому здесь применим высокий уровень механизации и автоматизации складских работ, который также диктуется особенностями производственного процесса.
Склады производственной логистики входят в состав организационной системы производства и предназначе- ны для обеспечения производственного процесса. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы и инструменты, запчасти и т.п. Переработка на этих складах связана с относительно постоянной номенклату- рой груза, поступающего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет доби- ваться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации производимых работ. Однако ключе- вым фактором, влияющим на уровень технической оснащенности склада, является основной производственный про- цесс.
Склады распределительной логистики служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ас- сортимента в торговый ассортимент и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную
сеть. Они могут принадлежать как производителям (склады готовой продукции, распределительные склады произво- дителя), так и предприятиям торговли:
— склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (цен- тральные и филиальные склады) занимаются складированием тарных и штучных грузов относительно однородной продукции (в пределах ассортиментного перечня одного изготовителя) с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную перера- ботку груза;
— склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном снабжают потребителей- производителей (например, строительные компании), другие оптовые компании, розничную сеть и сферу услуг. В силу своего назначения такие склады концентрируют запасы с широкой номенклатурой груза и неравномерной обо- рачиваемостью (иногда сезонного спроса) товара, реализуемого различными партиями поставки (от одной грузовой единицы до вместимости полного автотранспортного средства). Складская сеть оптовых предприятий может вклю- чать распределительные, подсортировочные и распределительно-подсортировочные склады. Уровень технического оснащения таких складов может сильно отличаться друг от друга. Например, распределительные склады могут осна- щаться оборудованием, обеспечивающим автоматизированную или высокомеханизированную обработку грузов, а склады подсортировочные, ведущие комплектацию на уровне транспортной тары и единиц товара, предпочтительнее оснащать оборудованием, обеспечивающим высокомеханизированную или механизированную грузообработку (воз- можно, даже с ручной комплектацией заказа). Однако современные автоматизированные системы комплектации
(как правило, на основе гравитационных стеллажей) становятся незаменимыми для подсортировочных складов при значительном (несколько тысяч) товарном ассортименте мелких товаров, разнообразных заказов и большого количе- ства клиентов;
Склады розничной торговли ведут снабжение розничной торговой сети. Как и на оптовых складах здесь хра- нятся товары очень большого ассортимента. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями частыми по- ставками. Такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить механизиро- ванную обработку груза при ручной комплектации заказа, поскольку практически всегда идет расформирование по- ступающей на склад грузовой единицы (поддон, контейнер). Исключением могут являться центральные склады сете- вой розницы, выполняющие функцию распределительных центров.
Отдельно можно выделить склады транспортных организаций, предназначенные для временного складиро- вания, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся склады железнодорожных станций, гру- зовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта. По характеру опера- ций грузопереработки они относятся к транзитно-перевалочным. Срок хранения грузов сведен к минимуму, так как целью существования такого склада является эффективное и своевременное снабжение клиентов посредством пере- валки с одного вида транспортного средства на другой. Грузы поступают и отправляются крупными партиями, при этом поступающая грузовая единица (поддон или контейнер) на складе не расформировывается. На таких складах необходимо применение высокого уровня механизации. Группа этих складов может находиться как в снабжении, так и в распределении.
Современный бизнес уже не может обходиться без складов логистических посредников, которые предлагают складские услуги любым клиентам, как производителям, так и предприятиям торговли и сферы услуг. Разнообразие
клиентской базы с различными товарными потоками и требованиями к обслуживанию делают целесообразным внедрение на таких складах универсальных технологических решений с высоким уровнем технического оснащения, как правило, высокомеханизированных процессов грузопереработки.
Что такое складская логистика, и почему она так важна
Функции и задачи складов в логистике.
Склад, как и любой элемент логистической системы, должен осуществлять свою деятельность с позиции эффек- тивности всей системы. Из этого следует, что склады в рамках логистической системы должны выполнять следующие функции:
Выравнивание интенсивности логистических потоков в соответствии со спросом потребителя. Склад должен играть не просто роль буфера между поставщиком и потребителем, но и гибко реагировать на изменения спроса ма- неврированием соответствующей партии поставки, увеличивая ее или уменьшая. Интенсивность означает изменение объема груза в течение единицы времени. Условия интенсивности материального потока устанавливаются потреби- телем, т.е. каждым последующим звеном логистической системы. Поэтому если рассматривать логистическую систе- мы в целом, то основным диктующим звеном становится конечный потребитель.
Преобразование ассортимента внутри материального потока в соответствии с заказом клиента – создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в рас- пределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производи- телей, отличающихся функционально по размеру, форме, цвету и т.п.
Создание нужного ассортимента на складе ведет к эффективному выполнению заказов потребителей и осу- ществлению более частых поставок в объеме, который требуется клиенту.
Обеспечение концентрации и хранения запасов. Позволяет выравнивать разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. В распределительной системе хранение товаров необходимо также в связи с сезонным потребле- нием некоторых из них и для гибкого реагирования на любые изменения потребительского спроса. Стремление к максимальному повышению уровня обслуживания клиентов требует значительного увеличения запасов на складе поставщика.
Сглаживание асинхронности производственного процесса. Это функция производственных складов, а именно складов незавершенного производства (промежуточной продукции). Речь идет о выравнивании технологических и организационных асинхронных моментов между отдельными рабочими операциями производственного процесса.
Унитизация партии отгрузки. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или
«меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокраще- ния транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки ТС.
Предоставление услуг. Склад активно участвует в осуществлении политики обслуживания предприятий через предоставление разнообразных услуг. Благодаря услугам склада обеспечивается сервис продажного и послепродаж- ного обслуживания. Эта функция имеет особо важное значение в распределительной логистике, где высок уровень конкуренции. Среди основных услуг можно выделить четыре группы:
— материальные – услуги, связанные с выполнением операций по повышению технологической готовности продукции к производственному потреблению согласно заказам потребителей в системе снабжения. Например,
нарезка, раскрой, расфасовка в мелкую тару, подбор комплектов, составление колеров красок и другие услуги. В си- стеме распределения эта группа услуг связана с подготовкой товара к продаже и приданием ему товарного вида.
— организационно-коммерческие – услуги, направленные на повышение эффективности процессов товарно- денежного обмена, включающие в себя реализацию излишних материальных ценностей путем перераспределения, а также на комиссионных началах; реализацию промышленных отходов предприятий; сдачу в аренду оборудования, техники, аппаратуры и т.п.
— складские – услуги, связанные с выполнением операций складирования за оплату, прием материальных цен- ностей на временное хранение, сдача в аренду складских площадей.
— транспортно-экспедиционные – услуги, связанные с доставкой грузов клиентам собственным или арендо- ванным транспортом.
В рамках системы логистики склад решает весьма разнообразные задачи:
— своевременное предоставление товаров и услуг потребителям, обеспечивая максимальный уровень обслужи- вания клиентов;
— концентрация и пополнение запасов при оптимальных затратах на основе учета запасов в натуральном и сто- имостном выражениях;
— защита производства и потребителей от непредвиденных обстоятельств (отсутствие товаров у поставщика, за- бастовка, катастрофы и т.п.);
— сбалансирование увеличения темпов роста производства и объемов производимой продукции при росте спроса.
Склад решает и традиционные задачи, связанные с осуществлением технологического процесса переработки грузов:
— максимальное использование складских площадей;
— рациональное ведение погрузочно-разгрузочных и складских работ;
— эффективное использование складского оборудования;
— устранение потерь товаров при их складской обработке, хранении;
— подготовка товара к продаже: маркировка, специальная упаковка.
1 2 3 4 5 6 7