Сервитуты в римском праве

18. Сервитуты в римском праве.

Сервитут – право пользования чужой вещью. С самых древних времен в римском праве появляются институты, которые ограничивают право частной собственности Их назначение- заключалось в том, чтобы, не ущемляя интересов собственника, предоставлять и другим лицам право пользования вещью (земельным участком).

§ 2. Сервитуты

Сервитута распа­дались на две группы. Личные— право пользования одному или нескольким лицам. Реальные— всем лицам . А так же на городские (провоз нечистот через чужой участок на общую свалку) и сельские (известны уже в 12 таблицах): 1) iter — право прохода через чужой участок; 2) actus — право прохода и про­гона скота, а также проезда на повозках; 3) via — право про­хода и проезда через чужой участок; 4) aquaeductus — право проведения к себе воды через чужой участок. Чуть позже появляется четыре личных сервитута: 1) usufructus— пожизненное право пользо­вания чужой вещью и ее плодами без права менять существо (прим –осушить болото) вещи; 2) usus —право пользоваться только самой вещью, а плодами ее — только для личного потребления, но не для отчуждения; 3) Habitatio — пожизненное право проживания в чужом доме; 4) operae ser-vorum vel animalium — пожизненное право пользования чу­жими рабами или животными.

Все эти личные сервитуты отличаются от аренды, тем, что право пользования чужими вещами, предоставляемое опреде­ленным лицам, является пожизненным и не зависит от смены собственника данной вещи. Со смертью узуфруктурия сервитут прекращается. Во второй половине развития римского права появляется ряд новых сельских и городских реаль­ных сервитутов.

Новыми сельскими сервитутами являются: 1) право про­гона скота к водопою; 2) право пасти скот на чужом выгоне; 3) право брать песок или глину на чужом участке или обжи­гать там известь. Появление этих сервитутов свидетельствует, с одной стороны, о дальнейшем прогрессе в земледелии и ско­товодстве, а с другой — о нехватке земель. Одна группа этих сервитутов (jura parietum) давала право делать различные пристройки к чужим зданиям, другая — предоставляла право требования к соседям не возводить строе­ний, препятствующих проникновению света и загораживающих виды из окон (jura luminum).

Сервитут — право пользоваться чужим имуществом в том или ином отношении. В сервитутном праве предметом являлись не действия определенных лиц, а сама вещь. Сервитут — это обременение вещи. Субъект сервитутного права сохранял свои права пользования вещью в том или ином отношении независимо от смены собственника этой вещи. В нашем примере смена собственника земельного участка не прекращала действия сервитутного права.

Личными сервитутами считались пожизненные права пользования чужой вещью: Узуфрукт (ususfructus) определялся как право пользования чужой вещью и ее плодами с сохранением в целости сущности вещи. Предметом узуфрукта могла быть как движимая, так и недвижимая вещь (например, сад, пруд). Право пользования вещью устанавливалось либо пожизненно, либо на опред.срок. Узуфрукт нельзя было отчуждать и передавать по наследству. Со смертью узуфруктуария он прекращался, и вещь переходила собственнику. В отличие от других сервитутов узуфрукт был делим и мог принадлежать в долях нескольким лицам.

Узус (usus) представлял собой право пользования чужой вещью, но без права на плоды вещи. Как правило, узус предоставлялся лицу пожизненно. Пользоваться предметом узуса могли близкие родственники узуария (например, проживать с ним в доме). Однако он не мог передать свое право посторонним лицам, равно как и делить его с кем-либо. Узус был неделим.

Пожизненное право на пользование чужими рабами или животными — личный сервитут, который был предметом спора римских юристов. Это право подчинялось тем же правилам, что и право проживания в чужом доме. Разрешалось пользоваться трудом раба (животного) для себя или сдавать его в аренду за плату. Возможность безвозмездной передачи этого права является спорной.

Вещные сервитуты (servitus rerum или servitus praediorum) относились к земле и поэтому назывались земельными. В отличие от личных сервитутов устанавливались не в пользу определенного лица, а в пользу определенной вещи. Эти вещные права предоставлялись лицу, являющемуся собственником другого участка, на использование чужой земли.Вещные сервитуты были постоянными и существовали независимо от смены пользователей:

а) сельские земельные сервитуты (servitutes praediorum rusticorum) устанавливались для использования «служебного» сельского имущ-ва, на которое и дан сервитут, в пользу и для улучшения «господствующего» имущ-ва. Все они делились на следующие категории: дорожные сервитуты состояли в праве проходить (проезжать) через участок; водные сервитуты состояли в праве пользоваться водой с участка или проводить воду через этот участок с целью орошения (aquaeductus); прочие права стали получать признание постепенно, на фоне двух предыдущих категорий:право добывать песок с чужого участка, право хранить плоды на чужом участке и др.;

б) городские земельные сервитуты (servitutes praediorum urbanorum) устанавливались для испол-ния «служебного» городского участка в пользу и для улучшения «господствующего» имущ-ва. Городские сервитуты подразделялись на след. категории: право на стены (опоры) (iura parietum) заключалось в том, что собственник господствующего участка наделялся правом возвести строение на своем участке, опираясь на стену соседского дома; право на пространство сформировалось из права на стены (часто не выделяется в отдельную категорию): право делать выступ, нависающий над чужим и др.; право на стоки (iura stillicidorium) состояло в праве собственника господствующего участка обеспечивать сток воды с собственного участка через служебный участок; право на окна (вид) (iura luminutn) ограничивало собственника служебного участка в строительстве зданий, которые портят вид или ухудшают освещенность дома на господствующем участке.

Возникновение сервитутовСервитуты могли возникнуть путем: юридических сделок; по давности; в силу предписания закона; посредством судебного решения. Приобретение путем юридических сделокПо нормам цивильного права все сервитуты устанавливались путем уступки права в ходе процесса, а сельские сервитуты, кроме того, — путем манципации. Приобретение по давностиДо середины II в. до н. э. сельские сервитуты приобретались по давности (в течение двух лет). Приобретение в силу предписания законамогло иметь место, например, при разводе супругов. Установление в силу судебного решенияместо при разделе общей собственности. Предоставив одному из лиц больший по размеру земельный участок, суд обременял его сервитутом в пользу собственника меньшего участка. Прекращение сервитутовПраво могло быть прекращено в силу различных обстоятельств: природных событий; по воле правомочного лица; по стечению обстоятельств; по другим причинам.

Защита сервитутов с помощью виндикационного сервитутного иска (vindicatio servitutis). Он применялся как для возвращения утраченного сервитута, так и для устранения препятствий, мешавших владельцу сервитута пользоваться своим правом.

Легаты и фидеикомиссы.

Легаты (завещательные отказы) — это такие распоряжения в завещании, по которым предоставлялись какие-либо выгоды другим людям за счет наследства. Эти люди стали называться легатариями. Легатарий мог рассчитывать лишь на часть активов наследства, а не на какую-нибудь долю наследства. Легатарий виндикационным иском требовал право на конкретную вещь или же предъявлял отдельный иск об исполнении воли завещателя и требовал что-либо от наследника. Если легатарий умирает, не получив легата, то он переходит к наследникам легатария.

Легат мог быть оставлен только в завещании. Нельзя было возложить легаты на наследника по закону. В практике нередко встречались случаи, когда легаты составлялись без соблюдения формы завещания, а распоряжением на случай смерти, не содержащим в себе назначение наследника.

Виды легатов: 1.legatum per vindicationem устанавливал собс-ть легатария на определенную вещь в составе наследственной массы. Устанавливался посредством слов. Лицо, в пользу которого отказано, получало в момент принятия наследства наследником сразу право соб-сти на отказанную вещь или право на сервитут и могло в случае невыдачи предъявить прямо виндикационный иск; 2. legatum per praeceptionem чаще всего считается разновидностью виндикационного легата. По нему можно было отказывать только имущество наследодателя. Возможен только в пользу одного из сонаследников: одному из них отдается какая-либо вещь не в счет его наследственной доли. Этот легат возможен и в пользу третьих лиц, причем эти лица имели те же права, что при legatum per vindicationem. 3. legatum per damnationem обязывал наследника передать легатарию опред. вещь, но никаких вещных прав на полученную вещь у него не возникало. 4. legatum sinendi modo, предметом которого могли быть вещи как наследодателя, так и наследника и даже третьих лиц. Наследник обязывался только позволить легатарию взять отказанную вещь.

Приобретение легата происходило в два этапа: 1. в момент смерти наследодателя происходило закрепление легата за легатарием; 2.

Сервитут в римском праве

с момента вступления наследника в права наследства легатарий мог требовать получения оговоренной в завещании вещи через виндикационный (собственнический) иск и иск об исполнении его права требования.

Ограничения на легаты были введены уже в период принципата, до этого никаких ограничений не было. Для того чтобы защитить наследников от легатов, в начале было введено суммовое ограничение в 250 сестерциев, а позднее наследник при наличии легатов оставлял себе четверть наследуемого имущ-ва.

Фидеикомиссы- это устные или письменные просьбы или рекомендации по выполнению какого-либо поручения или предоставление какому-либо лицу части наследства, с которыми наследодатель обращался к наследнику. Такие просьбы нередко делались в завещании, составленном без соблюдения должной формы, или в обычном завещании, но адресованные наследникам по закону. Следует заметить, что в отличие от обычного легата, по которому передавалась определенная вещь, по фидеикомиссу передавалась часть наследства.

Фидеикомисс имел ряд преимуществ по сравнению с легатом: он мог возлагаться на наследника по закону; мог устанавливаться ранее или позднее завещания в качестве приложения к нему. Никакой обязательной формы для них первоначально не существовало. Целью фидеикомисса было предоставление имущ-ва лицам, которые не обладали пассивной завещательной правоспос-тью.

Дарение в случае смерти- это особый вид договора, заключаемого между дарителем и одаряемым. Он заключался в том, что даритель дарил какую-то вещь, но в случае, если оставался жив после какого-то события или переживал одаряемого, мог забрать ее обратно. Такое дарение обычно осуществлялось перед войной, битвой, путешествием по морю, т. е. в тех случаях, когда опасность не остаться в живых была сущ-ной.

Легаты и фидеикомиссы – это завещательные отказы, т.е. возложение на наследника обязанности совершить действия в пользу определённого лица (легатария).

Виды фидеикомиссов:

Универсальный фидеикомисс – это фидеикомисс, предметом которого являлось всё наследство. По этому фидеикомиссу завещатель просил наследников предоставить актив наследства отказополучателю, тогда как долги оставались за наследником — Семейный фидеикомисс -завещатель просил наследника передать всё наследство лицу, пользующемуся в семье наследника тем же положением, что и сам наследник в семье наследодателя.

Когда легаты и фидеикомиссы были объединены, то завещатель мог выбрать любой из них по своему усмотрению.



18. Сервитуты в римском праве.

Сервитут – право пользования чужой вещью. С самых древних времен в римском праве появляются институты, которые ограничивают право частной собственности Их назначение- заключалось в том, чтобы, не ущемляя интересов собственника, предоставлять и другим лицам право пользования вещью (земельным участком). Сервитута распа­дались на две группы. Личные— право пользования одному или нескольким лицам. Реальные— всем лицам . А так же на городские (провоз нечистот через чужой участок на общую свалку) и сельские (известны уже в 12 таблицах): 1) iter — право прохода через чужой участок; 2) actus — право прохода и про­гона скота, а также проезда на повозках; 3) via — право про­хода и проезда через чужой участок; 4) aquaeductus — право проведения к себе воды через чужой участок. Чуть позже появляется четыре личных сервитута: 1) usufructus— пожизненное право пользо­вания чужой вещью и ее плодами без права менять существо (прим –осушить болото) вещи; 2) usus —право пользоваться только самой вещью, а плодами ее — только для личного потребления, но не для отчуждения; 3) Habitatio — пожизненное право проживания в чужом доме; 4) operae ser-vorum vel animalium — пожизненное право пользования чу­жими рабами или животными.

Все эти личные сервитуты отличаются от аренды, тем, что право пользования чужими вещами, предоставляемое опреде­ленным лицам, является пожизненным и не зависит от смены собственника данной вещи. Со смертью узуфруктурия сервитут прекращается.

Сервитуты в римском праве

Во второй половине развития римского права появляется ряд новых сельских и городских реаль­ных сервитутов.

Новыми сельскими сервитутами являются: 1) право про­гона скота к водопою; 2) право пасти скот на чужом выгоне; 3) право брать песок или глину на чужом участке или обжи­гать там известь. Появление этих сервитутов свидетельствует, с одной стороны, о дальнейшем прогрессе в земледелии и ско­товодстве, а с другой — о нехватке земель. Одна группа этих сервитутов (jura parietum) давала право делать различные пристройки к чужим зданиям, другая — предоставляла право требования к соседям не возводить строе­ний, препятствующих проникновению света и загораживающих виды из окон (jura luminum).

Сервитуты (от лат. Serve-служить)- в римском праве особые права на чужую вещь, обеспечивающие полное или частичное пользование и тесно связанные с определенным лицом или земельным участком.

При этом у сервитуария были права пользования и извлечения плодов, у собственника — право распоряжения

Черты, свойственные всем сервитутам:

— вещное право

— собственная вещь не может служить по праву сервитута (nulli res sua servit), т.е. собственник и сервитуарий не могут соединяться в одном лице

— сервитуарий не может требовать от собственника совершения полезных действий, но может требовать несовершения действий или претерпевания действий сервитуария

— сервитут должен быть полезен (praedio utilis), причем полезность не всегда выражается в возможности извлечения экономической прибыли (например, право любоваться видом на фонтан, построенный на участке соседа; выгода здесь эстетическая)

— сервитутом нужно пользоваться бережно (civiliter) — сервитуарий не должен забывать об интересах собственника

Классификация сервитутов:

личные (появляются в конце республики, означают связь сервитуария и служащей вещи; именно поэтому личные сервитуты были всегда срочными и заканчивались со смертью сервитуария):

usus – право пожизненно пользоваться чужой вещью без извлечения доходов – цивильных плодов (собственник дома в завещании указывает, что дом после его смерти переходит сыну, но вдова будет иметь право пожизненного проживания в доме.

35. Сервитуты: понятие и виды, способы установления и прекращения, защита сервитутного права

Вдова в этом случае имела право также приглашать к себе гостей и пользоваться цивильными плодами – например, украшать дом цветами из палисадника, но не торговать этими цветами)

usus fructus – право сервитуария пожизненно пользоваться чужой вещью и извлекать из нее цивильные плоды (если жена получает право также сдавать дом по договору найма) – самый широкий по содержанию сервитут

квазиузуфрукт – узуфрукт на потребляемые вещи (если жена получает право пользоваться провизией, хранящейся в доме). При этом римляне полагали, что сервитуарий – обладатель квазиузуфрукта должен был возместить собственнику стоимость продуктов

земельные (были бессрочными и неделимыми; означали связь двух участков земли, причем участок, который принадлежит сервитуарию — господствующий, участок, которым пользуется сервитуарий — подчиненный. Экономическая выгода сервитуария была выше, чем экономическое обременение собственника служащего участка, поэтому с помощью сервитута невыгодно расположенные участки становились прибыльными):

городские – servitutes urbanorum (складываются позже сельских, в классический период, т.к. в это время в Риме ведется интенсивное градостроительство, причем дома строятся высокие и близко стоящие):

право протянуть от стены своего дома в воздушное пространство соседа балкон

право требовать, чтобы сосед не загораживал постройкой вид из окна сервитуария

право выпускать на участок соседа чрезмерный дым из трубы, пар из бани

сельские – servitutes rusticorum:

право прохода через чужой участок

право прогона скота через чужой участок

право проезда на телеге с тяжелой поклажей (заметно физическое воздействие на почву, поэтому регулируется ширина проездной дороги. В законах XII таблиц определено, что ширина колеи должна быть 8 футов при прямой дороге и 16 футов при повороте; по соглашению с хозяином ширина могла быть увеличена)

право черпать воду из колодца (часто служащий и господствующий участки далеко отстоят друг от друга)

Права и обязанности сервитуария (на примере узуфруктуария):

обязан относиться к вещи как хороший хозяин, т.е. делать текущий ремонт, платить налоги в казну

не может не только ухудшать, но и преобразовывать служащую вещь

не может продать, подарить, завещать и т.п. сервитут, т.к. он неотчуждаем

Основания возникновения сервитута:

mortis causa (в случае смерти) – устанавливался в завещании, например, легатом, завещательным отказом (распоряжение завещателя наследнику по завещанию совершить какое-то полезное действие в пользу третьего лица – легатария, отказополучателя)

inter vigos (между живыми) – специальных договоров о возникновении сервитутов не было, использовались манципация, традиция, приобретение по давности, in iure cessio

Основания прекращения сервитутов:

смерть сервитуария (для личных сервитутов) либо гибель подчиненного или служащего участков (для земельных сервитутов)

non usus – длительное непользование (в доклассический период – год в отношении движимого имущества, 2 года в отношении недвижимого; по СUС – 3 года и 10 лет)

отказ сервитуария от сервитута

confusio – объединение в одном лице собственника служащей вещи и сервитуария (например, если собственник умирает и оставляет свой земельный участок по завещанию тому, кто имеет на этот участок сервитут; собственная вещь не может служить, и более слабое право умирает, остается только право собственности)

Сервитут защищался с помощью actio confisoria – вещного иска о признании права, в котором объединялись все требования, которые выдвигались тремя исками собственника. Истец в данном случае – сервитуарий, ответчик – тот, кто отрицает существование сервитута (обычно собственник служащей вещи). Цель иска – признание и обеспечение сервитута (если иск удовлетворен, сервитут возникает из судебного решения), а также возмещение понесенных сервитуарием убытков.

Негаторным иском собственника сервитут отрицался.

  1. Преторский эдикт и его роль в праве древнего Рима.
  1. Право владения в праве древнего Рима.

Владение (posessio) всегда включает два элемента:

— фактическое обладание вещью (corpus possedendi)

— отношение к вещи как к своей (animus possedendi)

Владение считалось правом, а держание не считалось, потому что владение имело собственную отдельную защиту, а держание защищалось через собственника.

И жизненный, и исторический, и правовой первоисточник собственности лица — присвоение, образующее элементарное, или фактическое, владение (possessio). Содержание правомочий, вытекающих из факта владения, может быть различно. Владение фактическое может не сопровождаться намерением обладать вещью как своей (например, она получена от других лиц под каким-то условием, на время и т.д.), может быть владение в целях только использования вещи (извлечение плодов, доходов и т.д.). В этом случае принято говорить об особой категории вещных прав — держании (detentio). Может быть владение с намерением сделать вещь своей, т.е. присвоить ее, подразумевая для себя право как-то использовать вещь, распорядиться и т.д. Таким образом, существенное значение имеет отношение субъекта к своему обладанию, намерение субъекта владеть вещью как своей, которое влияет на правовые последствия фактического владения. По раздельности только намерения (aniroo) или только телесного обладания (согроге) недостаточно, нужна их совокупность.

Владение лица, соответствующее целому ряду других условий, связанных с требованиями по квалификации субъекта этого права, по происхождению обладания, по качеству предмета обладания и т.п., перерастало в правовое господство лица над вещью (dominium), связываемое с единством всех главных правомочий в отношении этой вещи. Отсутствие требовательных ограничений, исключающих какое-то из этих главных правомочий, возможность оградить свое собственное обладание и собственную реализацию этих правомочий от других субъектов и делало вещь собственной (proprietas), а вещное право — собственностью.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *