Реальный сектор экономики

Реальный сектор экономики  совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Термин не имеет четкого законодательного определения. Часто используется в политической лексике и публицистике без конкретизации смысла. Многие авторы под реальным сектором подразумевают лишь сферу материального производства и не относят к нему услуги, торговлю, науку.

Реальный сектор экономики (real production sector) – сектор, в котором создается валовой внутренний продукт. Включает промышленное производство, состоящее из предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности, сельское хозяйство, сферу оказания промышленных, бытовых и прочих услуг.

Основу реального сектора экономики составляет производство промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Предприятия реального сектора экономики в современных условиях

Именно в сфере производства происходит взаимодействие производителя с природой, создаются новые материальные блага. Количественное и качественное развитие производственной сферы обеспечивает благосостояние общества, рост доходов населения, создает материальную базу для развития образования, здравоохранения, культуры.

На состояние реального сектора экономики оказывают влияние:

Реальный сектор экономики в бывшем СССР после 2-й мировой войны в своем развитии претерпел несколько этапов. 1945-1950 – переориентация промышленности с военного производства на мирные рельсы (конверсия); период 1950-1970 характеризовался быстрым и эффективным развитием экономики; 1971-1991 – относительно высокие, но затухающие темпы развития. С 1991 г. начался процесс перехода к рыночной экономике, обусловленный замедлением экономического роста, возникновением межотраслевых диспропорций, падением фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, высоким уровнем милитаризации экономики бывшего СССР. Вместе с тем переход к рыночной системе сопровождался рядом структурных, финансовых и системных кризисов.

На состояние реального сектора экономики существенное влияние оказывает:

  • состояние финансового рынка и в первую очередь уровень процентных ставок, от которого зависит возможность предприятий прибегать к краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам для пополнения оборотных средств и осуществления капитальных вложений;
  • сальдо внешнеторгового баланса страны;
  • инвестиционный климат в стране, наличие благоприятных условий для инвестиций, прежде всего прямых;
  • государственная политика, гарантирующая права инвесторов, обеспечивающая возможности для репатриации прибыли, создание условий, при которых невозможен пересмотр результатов приватизации;
  • наличие или отсутствие ограничений во внешнеэкономической деятельности.

Для нормального функционирования предприятий реального сектора экономики необходима также адекватная налоговая система.

Отраслевая структура национальной экономики. Реальный и финансовый сектор

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной экономики.
Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития:
1) первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;
2) второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей – производства, строительства;
3) третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей – сферы услуг.
Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.
Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:
1) повышение значения и объема отрасли услуг – интеллектуальной, информационной сферы;
2) снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими;
3) рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.
Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т.д.
Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям:
1) принципиальное изменение технологий производства;
2) доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;
3) развитие наукоемких отраслей национальной экономики;
4) смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.
Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Вы точно человек?

Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

Различают также реальный и финансовый (денежный) секторы. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый — призван обслуживать сектор, в котором реально производится продукция.

Реальный сектор экономики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Деление национальной экономики на реальный и финансовый секторы в известной мере условно. Эти секторы различаются целями, характером операций, техническими особенностями. Финансовый сектор не имеет четких границ, он охватывает движение денежных средств, предоставление финансовых услуг, управление финансовой деятельностью.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Реальный сектор экономики  совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Термин не имеет четкого законодательного определения. Часто используется в политической лексике и публицистике без конкретизации смысла. Многие авторы под реальным сектором подразумевают лишь сферу материального производства и не относят к нему услуги, торговлю, науку.

Реальный сектор экономики (real production sector) – сектор, в котором создается валовой внутренний продукт. Включает промышленное производство, состоящее из предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности, сельское хозяйство, сферу оказания промышленных, бытовых и прочих услуг.

Основу реального сектора экономики составляет производство промышленной и сельскохозяйственной продукции. Именно в сфере производства происходит взаимодействие производителя с природой, создаются новые материальные блага.

Реальный сектор экономики

Количественное и качественное развитие производственной сферы обеспечивает благосостояние общества, рост доходов населения, создает материальную базу для развития образования, здравоохранения, культуры.

На состояние реального сектора экономики оказывают влияние:

Реальный сектор экономики в бывшем СССР после 2-й мировой войны в своем развитии претерпел несколько этапов. 1945-1950 – переориентация промышленности с военного производства на мирные рельсы (конверсия); период 1950-1970 характеризовался быстрым и эффективным развитием экономики; 1971-1991 – относительно высокие, но затухающие темпы развития. С 1991 г. начался процесс перехода к рыночной экономике, обусловленный замедлением экономического роста, возникновением межотраслевых диспропорций, падением фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, высоким уровнем милитаризации экономики бывшего СССР. Вместе с тем переход к рыночной системе сопровождался рядом структурных, финансовых и системных кризисов.

На состояние реального сектора экономики существенное влияние оказывает:

  • состояние финансового рынка и в первую очередь уровень процентных ставок, от которого зависит возможность предприятий прибегать к краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам для пополнения оборотных средств и осуществления капитальных вложений;
  • сальдо внешнеторгового баланса страны;
  • инвестиционный климат в стране, наличие благоприятных условий для инвестиций, прежде всего прямых;
  • государственная политика, гарантирующая права инвесторов, обеспечивающая возможности для репатриации прибыли, создание условий, при которых невозможен пересмотр результатов приватизации;
  • наличие или отсутствие ограничений во внешнеэкономической деятельности.

Для нормального функционирования предприятий реального сектора экономики необходима также адекватная налоговая система.

Особенности развития реального сектора экономики России

Представленные в предыдущих разделах пропорции имеют место в любой национальной экономике. В то же время реальные секторы национальных экономик характеризуются специфическими особенностями, которые зависят от общего состояния структуры экономики (аграрная страна, индустриальная страна), от уровня развития экономики (развитая страна, развивающаяся страна). Большую роль в формировании и развитии пропорций реального сектора играет тип хозяйственной системы. До 1991г. на территории России существовала плановая экономика. В плановой экономике действуют следующие пропорции реального сектора: плановая экономика предполагает возможность концентрировать большие объемы ресурсов для развития определенных отраслей (например, космической и оборонной промышленности), а другие отрасли финансировать по "остаточному принципу", соответственно, структура плановой экономики отличается диспропорциями, заключающимися в неравномерном развитии отдельных отраслей; в условиях плановой экономики главным ориентиром хозяйственной деятельности предприятий выступает централизованное плановое задание. Хозяйственная практика показала, что подобные задания легче установить для крупных предприятий-монополистов, соответственно, для плановой экономики характерен более высокий, по сравнению с рыночной экономикой, уровень монополизации производства, хозяйственные пропорции реального сектора в условиях плановой экономики носят монополистический характер; плановая экономика предполагает возможность централизованного перераспределения средств от одних предприятий к другим.

I. Реальный сектор экономики и его правовое регулирование

Соответственно, для плановой экономики характерно большое количество убыточных предприятий, которые вносят свой вклад в процесс формирования пропорций реального сектора, последнее невозможно в условиях рыночной экономики, т.к. убыточные предприятия признаются банкротами и прекращают свое существование.

Таким образом, пропорции реального сектора плановой и рыночной экономик существенно различались. Об этом свидетельствуют данные табл. 3.2. Ориентация советской экономики преимущественно на развитие отраслей тяжелой промышленности привело к тому, что к 1975г. в соответствующих отраслях (топливная промышленность, металлургия, машиностроение, кроме транспортного) объемы выпуска превышали соответствующие показатели по США. В то же время легкая промышленность традиционно финансировалась по «остаточному принципу». Это привело к существенному отставанию СССР от США по объёму выпуска в таких отраслях, как текстильная и швейная промышленность, химическая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность. В связи с тем, что в условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно, существовали многочисленные "ценовые перекосы", т.е. несоответствия относительных цен в СССР на те или иные товары их зарубежным аналогам.

Таблица 3. 2.

Соотношение объемов производства в отдельных отраслях промышленности СССР

  Счет, в рублях Счет, в долларах
Наиболее развитые отрасли
Топливная промышленность 110,0 130,1
Металлургия 123,1
Промышленность стройматериалов 125,4 176,1
Машиностроение, кроме транспортного 110,0 120,0
Все машиностроение 92,3 94,2
Лесная, деревообрабатывающая промышленность и мебельная промышленность 84,0 130,2
Текстильная и швейная промышленность 83,9 96,6
Кожевенно-обувная промышленность 102,4 132,0
Отстающие отрасли
Транспортное машиностроение 53,2 55,4
Химическая промышленность 61,6 39,9
Целлюлозно-бумажная промышленность 17,6 22,0
Электроэнергетика 37,1 48,1
Отрасли со средним уровнем развития
Пищевая промышленность 62,6 74,6
Вся промышленность 73,5 84,6

Ликвидация государственного заказа и освобождение цен обусловили первоначальный спад производства практически во всех отраслях. В то же время динамика развития отдельных отраслей существенно отличается. В начале 90-х годов наиболее существенный спад производства наблюдался в легкой промышленности, промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В лучшем положении оказались черная и цветная металлургия, а также топливная промышленность: в этих отраслях экономический рост начался в 1995 г. Наряду с вышеупомянутыми отраслями в период экономического роста наибольшую динамику показали также химическая и нефтехимическая промышленность.

Обращает на себя внимание тот факт, что отраслевая структура российской экономики за период с 1992 г. по настоящее время существенно изменилась. Так, увеличилась доля топливной промышленности, черной и цветной металлургии, а также химической и нефтехимической промышленности. В свою очередь, сократилась доля машиностроения и металлообработки, легкой промышленности и промышленности строительных материалов. Подобные изменения свидетельствуют о том, что в период рыночных реформ российская экономика приобрела ярко выраженную сырьевую направленность. Большой импульс для развития сырьевого сектора дало устойчивое повышение цен на нефть.

Структурные преобразования находят свое отражение и в сфере занятости. За период рыночных реформ уменьшилось общее количество занятых и появилась безработица . Своего пика уровень безработицы в России достиг в 1995–1998 гг., а начиная с 1999 г. наблюдается некоторый спад уровня безработицы, обусловленный экономическим ростом. Количество занятых существенно уменьшилось в промышленности, сельском хозяйстве и в строительстве. В свою очередь, произошло увеличение занятости в оптовой и розничной торговле, а также в финансовой сфере. Данные тенденции обусловлены общим спадом производства, с одной стороны, и становлением рыночной инфраструктуры – с другой. В некоторых случаях (образование, здравоохранение, культура, искусство) количество занятых существенно не изменилось, что объясняется спецификой деятельности в указанных отраслях.

Соотношение динамики выпуска и динамики занятости в России принципиально подтверждает гипотезу Оукена о том, что амплитуда колебаний уровня выпуска существенно выше, чем амплитуда колебаний занятости. Степень экономического спада в первой половине 90-х годов была выше, чем темпы роста безработицы в аналогичный период. В свою очередь, экономический рост, начиная с 1999 г., привел к сокращению числа безработных. Однако это сокращение было менее существенным по сравнению с темпами роста российского ВВП.

Таким образом, особенности реального сектора экономики России обусловлены трансформационными процессами, с одной стороны, и конъюнктурными колебаниями на сырьевых рынках – с другой. Последнее вызвано тем, что Россия обладает богатыми запасами сырьевых ресурсов, пользующихся спросом на мировых рынках. В ходе рыночных реформ в России идут структурные преобразования, в той или иной мере, характерные для реальных секторов многих стран (например, увеличение доли сферы услуг). В то же время структурные изменения в России имеют национальное своеобразие (превышение доли сбережений над долей инвестиций в ВВП, вследствие недоверия к национальной банковской системе).

Выводы

1.Реальный сектор экономики представляет собой сферу экономики, связанную с производством и потреблением товаров и услуг, а также формированием занятости.

2.В сфере производства различают следующие виды макроэкономических пропорций: общие экономические пропорции; пропорции, отражающие структуру общественного разделения труда; пропорции, характеризующие изменение ВНП в краткосрочном периоде (мультипликаторы); пропорции, отражающие изменение ВНП в долгосрочном периоде ( разложение по Солоу). Для характеристики динамики макроэкономических пропорций используются такие показатели как индекс структурных изменений и индекс сходства структур. Произведенный продукт подле-

жит распределению, при этом выделяют функциональное и индивидуальное распределение.

3.Макроэкономические пропорции в сфере занятости выражаются в двух формах: классификацияразличных групп населения по их отношению к занятости; взаимосвязь между динамикой занятости и динамикой ВНП . По отношению к занятости население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное. Трудоспособное население подразделяется на институциональное и неинституциональное. В свою очередь, экономически активное население делится на занятых и безработных. Различают фрикционную, структурную, сезонную и циклическую безработицы. Существует также естественный уровень безработицы. Взаимосвязь между динамикой занятости и динамикой ВНП выражает параметр Оукена

Рекомендуемые страницы:

Общественный сектор экономики

Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики — это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор— это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфическиеусловия:

· рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

· производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

· экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики.

Что такое "реальный сектор экономики"?

Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой — существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще в конце Х I Х века) доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает как один из субъектов рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения.

В первом случае речь идет о спросе на общественные блага, во втором случае об их предложении. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость установления равновесия между ними. Другими словами необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную особенностями спроса и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 1327 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Что представляет собой экономическая структура города?

Секторы городской экономики. Развитие экономики города зависит от его географического положения, функций в системе расселения, интенсивности производственных связей с окружающей территорией, численности экономически активного населения, мощности базовых отраслей.

Экономика каждого города состоит из трех основных секторов — базового, обслуживающего и сектора домашнего хозяйства.

Базовый сектор обладает градообразующей ролью. Его предприятия производят товары и услуги, которые вывозятся (экспортируются) за пределы города. Доходы от их вывоза используются для закупки продукции из других регионов страны и мира. С развитием базового сектора связана динамика численности населения города; именно предприятия базового сектора определяют «лицо» города в районе, стране, мире. К базовому сектору городской экономики относятся такие отрасли, как промышленность, строительство, высшее образование, управление, внешний транспорт.

В состав обслуживающего сектора входят предприятия, обеспечивающие как базовый сектор (ремонтные мастерские, исследовательские организации), так и жизнь людей: химчистки, прачечные, рестораны, ремонтные мастерские и пр. Сектор домашнего хозяйства — это неработающие пенсионеры, домохозяйки, дети.

Базовую занятость составляют работники предприятий базового сектора, обслуживающую — работники других отраслей городской экономики.

Для оценки экономической эффективности и перспектив развития города используется индекс базовой занятости, рассчитываемый как отношение числа занятых в экспортной отрасли к численности всех горожан.

В городах менее развитых стран большое значение имеет так называемый неформальный сектор. В нем заняты недавно прибывшие из сельских районов мигранты, не имеющие постоянной работы. Они зарабатывают на жизнь разноской и продажей воды, газет, сувениров, чисткой обуви и другим неквалифицированным трудом, т. е. работой, не связанной ни с базовым, ни с обслуживающим сектором.

Уровень специализации городской экономики определяется с помощью индекса локализации, рассчитываемого как отношение доли отрасли в городской экономике к доле той же отрасли в экономике страны (мира). Для расчетов используются данные о численности работающих или о стоимости произведенной продукции.

Городской мультипликатор: модель Лоури. Модель Лоури отражает взаимосвязь секторов городской экономики и их взаимное влияние на рост людности города. Развитие базовых производств ведет к расширению обслуживающих производств и росту занятости как в них самих, так и в секторе домашнего хозяйства.

Модель Лоури

Рассмотрим взаимозависимость секторов городской экономики на примере небольшого города, базовый сектор и базовая занятость в котором связаны с разработкой расположенного в окрестностях месторождения железной руды. Вывоз руды позволяет городу закупать продовольствие и предметы потребления для жителей и оборудование для функционирования базового сектора. Добыча руды ведет к развитию технологически связанных с ней производств: обогатительных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растет число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства. На первых этапах рост занятости в базовом секторе происходит преимущественно за счет привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.

Предположим, что для работы на руднике в город приехало 100 шахтеров; это значит, что базовая занятость в городе увеличится на 100 рабочих мест. Как будут «вести себя» другие секторы городской экономики? Если семья каждого шахтера состоит из четырех человек (глава семьи — работник базового сектора, неработающая жена и двое детей), то численность населения города в целом увеличится на 400 чел. (в том числе базовый сектор — на 100, а сектор домашнего хозяйства — на 300 чел.). Таким образом, базовый мультипликатор равен 4. Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это неизбежно приведет к росту занятости в обслуживающем секторе.

Как правило, рост сектора домашнего хозяйства на 10 чел. ведет к увеличению занятости в обслуживающем секторе на одно место. Таким образом, мультипликатор обслуживающего сектора равен 1/10.

Инвестиции в реальный сектор экономики: как не прогадать

Очевидно, что каждый занятый в обслуживающем секторе имеет семью, члены которой, в свою очередь, должны иметь доступ к обслуживающему сектору, т. е. расширение обслуживающего сектора ведет к расширению сектора домашнего хозяйства и самого обслуживающего сектора. Так круги расширения численности населения города увеличиваются. Когда вырастут и выучатся дети шахтеров, они, вероятно, пойдут работать на предприятия базового и обслуживающего секторов, т. е. начнется новый круг роста всех секторов городской экономики.

При реальных подсчетах по модели Лоури используются такие понятия, как «зональный ограничитель» (предполагается, что жилищное строительство не может бесконечно расширяться и занимать земли, предназначенные для промышленных предприятий) и «пороговый ограничитель» (существуют пороговые значения численности людей, при которых создание предприятий обслуживающего сектора может считаться экономически оправданным — например, при росте населения на 1000 чел. возникает необходимость в строительстве поликлиники, а на 5000 чел. — больницы).

Формула, по которой можно рассчитать предполагаемую численность населения города при известном росте базового сектора:

где h — мультипликатор сектора домашнего хозяйства;

s — мультипликатор обслуживающего сектора.

Таким образом, при росте базового сектора на 100 чел. в первом круге расширения общая численность населения города вырастет до 667 человек:

Со временем, когда истощатся запасы руды, начнут закрываться рудники и обогатительные фабрики, занятость в базовом и обслуживающем секторах будет сокращаться. Если власти не будут предпринимать меры — проводить региональную политику, то город и окружающая его территория превратятся в классический депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.

В случае принятия властями решения о поддержке городской экономики проводится политика по привлечению новых базовых производств, развитию соответствующей инфраструктуры, переквалификации кадров. Если же из за географического положения города (суровых природных условий, удаленности от экономических центров страны), специфических хозяйственных навыков и уровня образования населения новые отрасли «отказываются» мигрировать, горожанам может быть предложено переехать в более перспективные районы.

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 535 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *