Приватизация квартиры

Содержание

Приватизация квартиры

Приватизация

Приватизация жилья подразумевает передачу в личное пользование гражданина России на добровольной и безвозмездной основе, жилплощади, которую он занимает. Причем, жилье находится в собственности у государства и состоит на учете в Жилищном фонде. Такая возможность регламентируется Федеральным законом РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». На сегодняшний день, приватизация квартиры продлена до 2018 года.

Что такое приватизация жилья в России и по какому принципу происходит этот процесс?

В законодательном акте, прописаны условия, при которых возможна процедура оформления жилья в личное пользование, стороны выполняемой процедуры, условия при которых приватизация не может быть выполнена.

Процедура оформления жилья в личное пользование дает владельцу ряд преимуществ:

  • Гражданин на законных основаниях становится собственником недвижимости и на этом основании у него возникают права продажи, обмена, дарения, сдачи в аренду жилплощади.
  • По результату приватизации, гражданин становится обладателем определенной денежной суммы, которая вложена в жилье и за которую, недвижимость возможно реализовать.
  • Благодаря приватизации, свое жилье, возможно, продать и улучшить свои условия проживания путем покупки более просторной жилплощади.
  • При расселении дома, гражданин, владеющий приватизированной квартирой, вправе получить новое жилье, более высокого качества.
  • Приватизированную квартиру, возможно оформить в качестве наследства.
  • Государство не может выселить владельца из приватизированной квартиры, не предоставив взамен подобную площадь для проживания или не компенсировав стоимость жилья.
  • Владелец имеет право прописать или выписать гражданина.
  • Собственник может выполнять перепланировку, согласовав ее с БТИ.
  • Квартира, прошедшая приватизацию, может быть использованная в качестве залога для оформления кредита.

Условия приватизации квартиры

Право на приватизацию квартиры возникает у граждан, которые проживают на жилплощади в настоящее время по документу социального назначения. Допускается согласие с процедурой приватизации, лиц, которые проживают в жилье временно и не состоят с нанимателем жилья в родственных отношениях. Кроме того, в приватизации квартиры могут принять участие и родственники нанимателя, не проживающие с ним на одной жилплощади, однако являющиеся его семьей.

Условием, для возникновения права на приватизацию, является наличие у гражданина прописки по адресу муниципальной квартиры. Если кто-то из зарегистрированных лиц желает отказаться от участия в приватизации, то он может это сделать путем оформления письменного отказа, однако очень важно, чтобы отказ был безадресным. Иными словами, гражданин не может передать свое право на приватизацию другому лицу. Подобный документ оформляется в нотариате и носит сугубо письменный характер.

Согласно закону РФ, гражданин вправе только на одну бесплатную приватизацию. Впрочем, если процедура оформления жилья в личное пользование была выполнена с нарушениями, и это было доказано через суд, то повторная приватизация тоже осуществляется бесплатно.

Некоторые условия не позволяют оформить квартиру в личное пользование путем приватизации. К примеру, если жилье было предоставлено гражданину по документу безвозмездного пользования, или гражданин проживает в кооперативной квартире, то такое жилье не подлежит приватизации. Допускается процедура оформления жилья в личное пользование комнаты в коммунальной квартире, как долевой собственности проживающего гражданина.

Если прописанный в жилье гражданин временно отсутствует на жилплощади, то требуется оформить за такими лицами, их недвижимость. Срок по такому вопросу не ограничен, однако отсутствующему лицу нужно предварительно заполнить заявление установленного образца.

Порядок приватизации квартиры

Для того чтобы определиться, с чего начать приватизацию квартиры и приступить непосредственно к процедуре, нужно выполнить следующие действия:

  1. Оформить в нотариате документ о том, что все прописанные на жилплощади лица согласны участвовать в приватизации. Это позволит собственнику жилья самостоятельно провести приватизацию жилья, оформить все нужные документы, без привлечения всех проживающих.
  2. Собрать пакет нужных бумаг (все участники приватизации предоставляют свои паспорта и иные личные документы).
  3. Получить в БТИ план жилья и его экспликацию, с указанием перепланировок. Сроки получения документа составляют от двух недель до месяца.
  4. Посетить Жилищный отдел, для составления приватизационного акта. При предоставлении заявления на приватизацию обязаны присутствовать все участники процедуры. Оформление акта может занять несколько недель.
  5. Посетить Управление Федеральной службы затем, чтобы забрать документ о регистрации права собственности.
  6. Поставить на техучет в БТИ приватизированную квартиру. Срок рассмотрения заявления на приватизацию составляет порядка 60 дней. Бесплатно приватизировать жилище можно всего лишь один раз. Сколько стоит процедура оформления жилья в личное пользование в последующих случаях оговорено законом. Размер госпошлины будет составлять 2000 рублей.

Список документов

В законе прописано, какие документы нужны для приватизации квартиры в 2015 году. Для того чтобы приватизировать жилплощадь нужно собрать целый перечень документов. Обычно, в этот перечень входят следующие бумаги:

  1. Ксерокопии бумаг, удостоверяющих личность, всех граждан, участвующих в приватизации жилья.
  2. Ксерокопии свидетельств о рождении, зарегистрированных в жилье несовершеннолетних детей.
  3. Ксерокопии актов о смерти жильцов ранее зарегистрированных в квартире.
  4. Бумаги, удостоверяющие изменение фамилии, имени, отчества участников приватизации, если таковое событие имело место.
  5. Нотариально удостоверенный документ, подтверждающий согласие на приватизацию всех зарегистрированных лиц.
  6. Справка в том, что никто из участников ранее не принимал участия в приватизации.
  7. Сведения о регистрации (необходимы, в том случае, если участник приватизации переехал из другой страны).
  8. Акт социального назначения, ордер.
  9. Паспорт БТИ и документы о перепланировке, если таковые имеются.
  10. В случае отказа некоторых зарегистрированных граждан их письменное, нотариально оформленное заявление.

Некоторые частные компании оказывают помощь в сборе нужных бумаг. Разумеется, услуги подобных организаций платные. Также, ряд бумаг возможно оформить в МЦФ.

Отказ в приватизации

В некоторых случаях в приватизации может быть отказано. Это возможно в пользу муниципальной собственности, которая считается ведомственным жильем, иначе говоря, служебная жилплощадь. Также, если дом, где расположена жилплощадь, пребывает в аварийном состоянии и его жильцы подпадают под расселение. Заявка на приватизацию в отношении несовершеннолетнего ребенка может быть отклонена, если ребенок прописан на этих квадратных метрах менее чем за шесть месяцев до приватизации. О том, возможно ли оспорить отказ, нужно проконсультироваться с юристом.

Пример приватизации квартиры

Владимир Ч. проживал со своей родными: женой и ребенком 1,5 лет в жилье по документу социального назначения. Совместно с супругой они решили приватизировать свое жилище, и супруга оформила нотариальную доверенность, удостоверяющую ее согласие на проведение приватизации. Написав заявление, Владимир Ч. Отправился в Жилищный отдел для составления приватизационного акта. Ему было отказано. Причины оказались следующими: Владимир Ч. не упомянул в заявлении своего ребенка, не достигшего совершеннолетия, и при подаче заявления не присутствовала его супруга. Соблюдение этих моментов обязательно и прописано в законодательстве РФ, поэтому подать заявление на составление акта о приватизации, Владимир Ч. сможет только после устранении нарушений.

Заключение

В заключении, можно сформулировать ряд тезисов, которые могут помочь при оформлении квартиры в личное пользование путем приватизации.

  • Приватизация квартиры – это бесплатная и добровольная передача жилья социального назначения в частную собственность граждан, проживающих в этой квартире.
  • Процедура оформления жилья в личное пользование жилья способствует возникновению у владельца законных прав на совершение ряда юридически значимых сделок с участием объекта недвижимости.
  • В приватизации участвуют все граждане, которые имеют прописку в жилье.
  • Для приватизации жилья требуется согласие всех зарегистрированных лиц.
  • Порядок приватизации регламентирован и, целесообразно выполнять все этапы в порядке строго очередности.
  • Для оформления квартиры в личное пользование нужно собрать пакет оговоренных бумаг.
  • В приватизации может быт отказано по ряду причин.

Список законов

Федеральный закон РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»

Уважаемые посетители проекта «Эксперт по наследству»!

Сталкиваясь с проблемами по вопросам вступления, оформления наследства, дарения, завещания мы рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по вопросам дарения и завещания:

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 27

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 94

  • Вся Россия

    +7 800 350 14 83

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Эксперт по наследству».

Остались вопросы?

Задайте их практикующим юристам по наследству и дарению прямо сейчас по телефонам:

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 27

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 94

  • Вся Россия

    +7 800 350 14 83

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Что можно приватизировать, а что — нет?

Быстро!Качественно!Недорого!

приватизация квартир/домов/земли

от 16 000 р.

Приватизация – единственная возможность для российских граждан стать собственниками недвижимого имущества. Таким правом разрешается воспользоваться один раз, однако, есть исключение из данного правила: несовершеннолетние подростки, ставшие собственниками жилья или участка совместно со своими родителями, сохраняют за собой право на однократную приватизацию по достижении ими 18 лет.

Что можно приватизировать российским гражданам?


Существующее законодательство разрешает переводить в собственность:

  1. жилое помещение муниципального и государственного фонда, предоставленное на условиях социального найма.

    Приватизация квартиры, с чего начать процедуру? Как приватизировать квартиру без лишних хлопот?

    Сюда включаются ведомственные квартиры, которые находятся в оперативном управлении или хозяйственном ведении организации.

  2. земельный участок или его часть, находящийся:
  • на правах пожизненно наследуемого владения;
  • в бессрочном пользовании;
  • в соответствии с актом выбора участка;
  • в собственности государства или муниципалитета и предоставляемые гражданину в аренду.

Земельный участок может приватизироваться в качестве единоличной, долевой или совместной собственности, если находится под зданием, сооружением или строением, являющимся собственностью частного или юридического лица.

Граждане, приватизировавшие жилое помещение и расприватизировавшие его, теряют свое право на повторную приватизацию.

Какую недвижимость нельзя приватизировать?

На основании действующих правил не подлежат приватизации:

  • комнаты в общежитиях;
  • служебные квартиры;
  • жилые помещения, признанные аварийными;
  • дома в военных городках закрытого типа;
  • жилищный фонд учреждений соцзащиты населения, находящийся в сельской местности.

Закон о приватизации не разрешает переводить в собственность квартиры, где граждане проживают по соглашению социального найма с марта 2005 года. Правда, недавно Конституционный суд РФ отменил данную норму, разрешив приватизацию данного жилья.

Какие земельные участки не подлежат приватизации?

Земельный Кодекс РФ запрещает или ограничивает приватизацию земель:

  • государственных заповедников и парков;
  • стратегического назначения;
  • имеющих особое значение для обороноспособности и безопасности государства.

Кроме этого, не подлежат переводу в собственность участки земли, изъятые из хозяйственного оборота, а также находящиеся под воинскими и гражданскими захоронениями;

Квалифицированные сотрудники компании «МЮК № 1» помогут приватизировать жилье или земельный участок в минимальные сроки. При желании клиента наши специалисты готовы ускоренно перевести недвижимость в его собственность! Процесс оформления займет всего несколько дней и не потребует постоянного присутствия заказчика!

Читайте также:

Приватизация квартиры

Что можно приватизировать кроме квартиры?

Вернуться в раздел: Приватизация недвижимости в Мытищах

Форма обратной связи

Напишите нам свой вопрос и наши юристы в рабочее время с вами свяжутся

Приватизация квартиры

Приватизация

Приватизация жилья подразумевает передачу в личное пользование гражданина России на добровольной и безвозмездной основе, жилплощади, которую он занимает. Причем, жилье находится в собственности у государства и состоит на учете в Жилищном фонде. Такая возможность регламентируется Федеральным законом РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». На сегодняшний день, приватизация квартиры продлена до 2018 года. В законодательном акте, прописаны условия, при которых возможна процедура оформления жилья в личное пользование, стороны выполняемой процедуры, условия при которых приватизация не может быть выполнена.

Процедура оформления жилья в личное пользование дает владельцу ряд преимуществ:

  • Гражданин на законных основаниях становится собственником недвижимости и на этом основании у него возникают права продажи, обмена, дарения, сдачи в аренду жилплощади.
  • По результату приватизации, гражданин становится обладателем определенной денежной суммы, которая вложена в жилье и за которую, недвижимость возможно реализовать.
  • Благодаря приватизации, свое жилье, возможно, продать и улучшить свои условия проживания путем покупки более просторной жилплощади.
  • При расселении дома, гражданин, владеющий приватизированной квартирой, вправе получить новое жилье, более высокого качества.
  • Приватизированную квартиру, возможно оформить в качестве наследства.
  • Государство не может выселить владельца из приватизированной квартиры, не предоставив взамен подобную площадь для проживания или не компенсировав стоимость жилья.
  • Владелец имеет право прописать или выписать гражданина.
  • Собственник может выполнять перепланировку, согласовав ее с БТИ.
  • Квартира, прошедшая приватизацию, может быть использованная в качестве залога для оформления кредита.

Условия приватизации квартиры

Право на приватизацию квартиры возникает у граждан, которые проживают на жилплощади в настоящее время по документу социального назначения. Допускается согласие с процедурой приватизации, лиц, которые проживают в жилье временно и не состоят с нанимателем жилья в родственных отношениях. Кроме того, в приватизации квартиры могут принять участие и родственники нанимателя, не проживающие с ним на одной жилплощади, однако являющиеся его семьей.

Условием, для возникновения права на приватизацию, является наличие у гражданина прописки по адресу муниципальной квартиры. Если кто-то из зарегистрированных лиц желает отказаться от участия в приватизации, то он может это сделать путем оформления письменного отказа, однако очень важно, чтобы отказ был безадресным. Иными словами, гражданин не может передать свое право на приватизацию другому лицу. Подобный документ оформляется в нотариате и носит сугубо письменный характер.

Согласно закону РФ, гражданин вправе только на одну бесплатную приватизацию. Впрочем, если процедура оформления жилья в личное пользование была выполнена с нарушениями, и это было доказано через суд, то повторная приватизация тоже осуществляется бесплатно.

Некоторые условия не позволяют оформить квартиру в личное пользование путем приватизации. К примеру, если жилье было предоставлено гражданину по документу безвозмездного пользования, или гражданин проживает в кооперативной квартире, то такое жилье не подлежит приватизации. Допускается процедура оформления жилья в личное пользование комнаты в коммунальной квартире, как долевой собственности проживающего гражданина.

Если прописанный в жилье гражданин временно отсутствует на жилплощади, то требуется оформить за такими лицами, их недвижимость. Срок по такому вопросу не ограничен, однако отсутствующему лицу нужно предварительно заполнить заявление установленного образца.

Порядок приватизации квартиры

Для того чтобы определиться, с чего начать приватизацию квартиры и приступить непосредственно к процедуре, нужно выполнить следующие действия:

  1. Оформить в нотариате документ о том, что все прописанные на жилплощади лица согласны участвовать в приватизации. Это позволит собственнику жилья самостоятельно провести приватизацию жилья, оформить все нужные документы, без привлечения всех проживающих.
  2. Собрать пакет нужных бумаг (все участники приватизации предоставляют свои паспорта и иные личные документы).
  3. Получить в БТИ план жилья и его экспликацию, с указанием перепланировок. Сроки получения документа составляют от двух недель до месяца.
  4. Посетить Жилищный отдел, для составления приватизационного акта. При предоставлении заявления на приватизацию обязаны присутствовать все участники процедуры. Оформление акта может занять несколько недель.
  5. Посетить Управление Федеральной службы затем, чтобы забрать документ о регистрации права собственности.
  6. Поставить на техучет в БТИ приватизированную квартиру. Срок рассмотрения заявления на приватизацию составляет порядка 60 дней. Бесплатно приватизировать жилище можно всего лишь один раз. Сколько стоит процедура оформления жилья в личное пользование в последующих случаях оговорено законом. Размер госпошлины будет составлять 2000 рублей.

Список документов

В законе прописано, какие документы нужны для приватизации квартиры в 2015 году. Для того чтобы приватизировать жилплощадь нужно собрать целый перечень документов. Обычно, в этот перечень входят следующие бумаги:

  1. Ксерокопии бумаг, удостоверяющих личность, всех граждан, участвующих в приватизации жилья.
  2. Ксерокопии свидетельств о рождении, зарегистрированных в жилье несовершеннолетних детей.
  3. Ксерокопии актов о смерти жильцов ранее зарегистрированных в квартире.
  4. Бумаги, удостоверяющие изменение фамилии, имени, отчества участников приватизации, если таковое событие имело место.
  5. Нотариально удостоверенный документ, подтверждающий согласие на приватизацию всех зарегистрированных лиц.
  6. Справка в том, что никто из участников ранее не принимал участия в приватизации.
  7. Сведения о регистрации (необходимы, в том случае, если участник приватизации переехал из другой страны).
  8. Акт социального назначения, ордер.
  9. Паспорт БТИ и документы о перепланировке, если таковые имеются.
  10. В случае отказа некоторых зарегистрированных граждан их письменное, нотариально оформленное заявление.

Некоторые частные компании оказывают помощь в сборе нужных бумаг. Разумеется, услуги подобных организаций платные. Также, ряд бумаг возможно оформить в МЦФ.

Отказ в приватизации

В некоторых случаях в приватизации может быть отказано. Это возможно в пользу муниципальной собственности, которая считается ведомственным жильем, иначе говоря, служебная жилплощадь. Также, если дом, где расположена жилплощадь, пребывает в аварийном состоянии и его жильцы подпадают под расселение. Заявка на приватизацию в отношении несовершеннолетнего ребенка может быть отклонена, если ребенок прописан на этих квадратных метрах менее чем за шесть месяцев до приватизации.

Что такое приватизация и зачем она нужна?

О том, возможно ли оспорить отказ, нужно проконсультироваться с юристом.

Пример приватизации квартиры

Владимир Ч. проживал со своей родными: женой и ребенком 1,5 лет в жилье по документу социального назначения. Совместно с супругой они решили приватизировать свое жилище, и супруга оформила нотариальную доверенность, удостоверяющую ее согласие на проведение приватизации. Написав заявление, Владимир Ч. Отправился в Жилищный отдел для составления приватизационного акта. Ему было отказано. Причины оказались следующими: Владимир Ч. не упомянул в заявлении своего ребенка, не достигшего совершеннолетия, и при подаче заявления не присутствовала его супруга. Соблюдение этих моментов обязательно и прописано в законодательстве РФ, поэтому подать заявление на составление акта о приватизации, Владимир Ч. сможет только после устранении нарушений.

Заключение

В заключении, можно сформулировать ряд тезисов, которые могут помочь при оформлении квартиры в личное пользование путем приватизации.

  • Приватизация квартиры – это бесплатная и добровольная передача жилья социального назначения в частную собственность граждан, проживающих в этой квартире.
  • Процедура оформления жилья в личное пользование жилья способствует возникновению у владельца законных прав на совершение ряда юридически значимых сделок с участием объекта недвижимости.
  • В приватизации участвуют все граждане, которые имеют прописку в жилье.
  • Для приватизации жилья требуется согласие всех зарегистрированных лиц.
  • Порядок приватизации регламентирован и, целесообразно выполнять все этапы в порядке строго очередности.
  • Для оформления квартиры в личное пользование нужно собрать пакет оговоренных бумаг.
  • В приватизации может быт отказано по ряду причин.

Список законов

Федеральный закон РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»

Уважаемые посетители проекта «Эксперт по наследству»!

Сталкиваясь с проблемами по вопросам вступления, оформления наследства, дарения, завещания мы рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по вопросам дарения и завещания:

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 27

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 94

  • Вся Россия

    +7 800 350 14 83

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Эксперт по наследству».

Остались вопросы?

Задайте их практикующим юристам по наследству и дарению прямо сейчас по телефонам:

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 27

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 94

  • Вся Россия

    +7 800 350 14 83

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Обзор приватизации в странах Европы

Великобритания

Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979-1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер. Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий, что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

С 1981 по 1987 год в частную собственность перешли такие компании, как «British Telecom» (доход бюджета от продажи 3,693 млрд. ф.ст); «British Gas» (доход 7,750 млрд. ф.ст); «British Petroleum» (доход 7,200 млрд. ф.ст).

В результате крупномасштабной британской приватизации размеры государственного сектора сократились на 2/3, выручка от реализации активов государственных предприятий составила огромную величину – около 80 млрд. фунтов стерлингов. Эти меры укрепили и стабилизировали государственный бюджет страны, создали вместо громоздких низкорентабельных или даже убыточных монополий сотни новых конкурирующих между собой частных фирм, что реально повысило эффективность производства. Опыт Британии в области приватизации оказал прямое влияние практически на все страны мира.

Франция

Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы.

В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.

За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала. За три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.

Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров — к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

Германия

Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».

Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.

Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями.

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

Испания

В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.

К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось большинство промышленных предприятий Испании. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90% стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь.

К государственному сектору экономики относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство.

Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.

Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.

Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на юге преобладало крупное частное землевладение, на севере – мелкое.

Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил «переходный период», когда были заложены основы демократических преобразований.

Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий – один из основных пунктов экономической программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.

Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.

Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны. В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро. Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.

Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.

Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».

С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «Hunosa», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе. Также, неприватизированными на данный момент остаются судостроительная компания Izar, телерадиовещательная компания RTVE и национальная железнодорожная компания RENFE, которые вместе образуют более чем 90% государственной собственности.

Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.

Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.

В целом, эксперты констатируют, что история приватизации и национализации в Испании – это история «национализации убытков и приватизации прибылей». Действительно, в кризисные времена правительство скупало или иным образом национализировало убыточные предприятия, фактически спасая их от банкротства. В дальнейшем, когда по тем или иным причинам (кто из-за высоких цен на телекоммуникационные услуги, электричество, газ и нефть (Repsol, Telefonica, Endesa, Gas Natural), кто из-за хорошего спроса на продукцию (Indra в области электроники, Inespal в алюминиевой отрасли) они становились прибыльными и успешными и компаниями, правительство вновь продавало их в частные руки. Одновременно традиционно убыточные отрасли, такие как, например, предприятия угольной промышленности, радио- и телевещания, железнодорожные и судостроительные компании, остаются в руках государства. Кроме того, аналитики констатируют, что цели приватизации – увеличить доходы бюджета настолько, насколько это возможно, и усилить конкуренцию на различных рынках – в целом противоречили друг другу (укрупнение предприятий с целью увеличения их стоимости вело к сокращению конкуренции), поэтому удавалось достигать либо одного, либо другого, но не того и другого вместе.

Италия

Государственный сектор итальянской экономики начал формироваться в 1930-х гг. одновременно с тем, как Италия превращалась из аграрной страны в развитое промышленное государство. Государство очень активно участвовало в развитии как промышленности, так и финансово-банковской системы. В стране появились несколько крупных производственно-финансовых объединений, главенствующую роль в которых играл государственный капитал. В результате к 1960-м гг. правительство Италии прямо или косвенно контролировало около 40% национальной экономики, а в отдельных отраслях эта доля могла доходить и до 90%.

Новые экономические реалии конца ХХ века заставили многие страны пересмотреть принципы формирования своего экономического потенциала, не стала исключением и Италия. В 1992 правительство приступило к программе частичной реализации предприятий государственного сектора. Одними из основных целей приватизации были объявлены повышение конкурентоспособности предприятий и уменьшение дефицита государственного бюджета. В том же году были приняты несколько важнейших для приватизационных процессов законов. Согласно одному из них, все основные государственные монополии (ENI – нефть, газ, химия, цветная металлургия, машинное оборудование; IRI – тяжелое машиностроение, авиа- и железнодорожный транспорт, моторы, страховые компании; ENEL – электроэнергетика; INA – страховой бизнес) а также некоторые банки были преобразованы в акционерные общества. Плюс к этому, были созданы несколько специальных государственных органов, функцией которых стало осуществление приватизационных процессов. В 1994 году был принят еще один важный зак он, который закрепил за государством право принятия окончательных решений по стратегическим вопросам деятельности приватизируемых компаний, это положение было реализовано путем применения механизма «золотой акции».

В общем и целом, схема приватизации предприятий государственного сектора была построена таким образом, чтобы создаваемый акционерный капитал не «растекался», а мог быть сосредоточен у ограниченного числа акционеров, которые были бы при этом объединены общими стратегическими интересами.

За период с 1993 по 2000 гг. из-под государственного контроля в частные руки перешли практически все предприятия пищевого сектора, предприятия металлургии, банковской сферы, телекоммуникационные компании, фирмы отрасли управления дорожным хозяйством, транспортные предприятия. Эксперты отмечают, что Италия стала одной из немногих стран, где в частные руки была передана практически вся сеть автомобильных дорог.

Всего с 1993 по 2000 гг. поступления в бюджет страны от приватизации составили 106,6 млрд долл., обеспечив примерно 8% валового внутреннего продукта страны за этот период.

В последующие годы процесс приватизации в Италии продолжался, однако масштаб осуществленных мероприятий становился все менее значительным.

Приватизация жилья — с чего начать и как сделать?

Например, в 2003 году за весь год было приватизировано два объекта государственной собственности, зато объем бюджетной выручки от их продажи составил немногим более 4,5 млрд евро. В частности, летом 2003 состоялся публичный тендер на продажу активов Национального табачного агентства Италии (ETI), его выиграла British American Tobacco, выручка от приватизации агентства составила 2,32 млрд. евро, и это в 12 раз больше объема расчетной валовой прибыли ETI в том же году. Осенью 2003 был осуществлен второй транш приватизационной кампании государственной электроэнергетической корпорации ENEL, в ходе которого был реализован пакет из 400 обычных акций на общую сумму 2,17 млрд евро.

Что любопытно, бросается в глаза очевидная взаимосвязь между началом перестройки в СССР и заметным ростом числа приватизационных процессов в Западной Европе именно во второй половине 1980-х. После прихода к власти Горбачева и провозглашения им курса на "ускорение социально-экономического развития страны" руководство стран Запада охватила безудержная эйфория. Наблюдая за "реформаторскими" действиями Горбачева, (которые в основной своей массе являлись попытками слепо скопировать социально-экономическое устройство западного общества) и за развивающимися в СССР процессами, инициированными этими действиями — западная "элита" уже не сомневалась: "Империя зла" приняла курс на либерально-демократические ценности. Победа капиталистических идей над идеями социализма — западной "элите" виделась окончательной и бесповоротной. Этим обстоятельством во многом объясняется "приватизационный бум" середины 80-х…

1.Введение. 3

2. Теория приватизации. 7

2.1.Сущность приватизации. 7

2.1.Формы и способы приватизации. 13

3. Российский опыт приватизации. 16

3.1. Необходимость приватизации собственности в России. 16

3.2. Этапы приватизации. 18

Два этапа проведения приватизации- 18

3.2.1. Чековый этап. 18

3.2.2. Денежный этап. 23

4.Итоги приватизации. 28

4.1.Последствия первого этапа:- 28

4.2.Последствия второго этапа:- 28

Заключение. 36

Список литературы: 40

1.Введение.

Актуальность темы исследования. Важнейшими направле­ниями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, прива­тизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударст­вления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проана­лизировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, фи­нансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных вре­менных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. При­ватизация государственного и муниципального имущества яв­ляющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила бы­стро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватиза­ционного процесса занимает все более важное место в оте­чественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происхо­дящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсужде­ния ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методо­логического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному тракту­ется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствле­ние». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной пере­стройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании эко­номической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях привати­зации. Самостоятельными проблемами остаются критерии вы­бора способа приватизации, определение ее темпов, приори­тетов.

Анализ организации приватизационного процесса в россий­ской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными не­гативными чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. От­раслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министер­ствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма — введение системы приватизационных чеков на предъ­явителя.

4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации по­родило появление проблем, не решенных в рамках ее началь­ного этапа. Среди них — порядок использования и финанси­рования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это — перечень и критерии применения способов приватиза­ции, списки приоритетных сфер приватизации, функции госу­дарственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкур­сам.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имуще­ства.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уров­нях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специали­стов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей мо­дели приватизации превалировали способы, формально ориен­тированные на уравнительную справедливость («чековая при­ватизация»).

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.

2. Теория приватизации.

2.1.Сущность приватизации.

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.

Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

полная продажа государственных предприятий частным лицам;

продажа части активов;

передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация.

Как приватизировать квартиру, всё о приватизации

В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Введение

Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации государственной собственности в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере  как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ  теории и практики приватизационного  процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор  по-разному трактуется даже само понятие  «приватизация», его соотношение  с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры  дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует  от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги этого процесса.

Глава 1. Собственность. Предпосылки приватизации

1.1. Формы собственности

В развитой рыночной экономике важную роль играют экономические институты и государство. Упразднив советскую модель в различных ее проявлениях, правительства ряда стран выразили желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно-командной к рыночной системе хозяйства, нельзя не сказать о собственности.

Радикальная реформа отношений собственности  является ключевым вопросом современных  преобразований в экономике России. Обусловлено это тем, что отношения  собственности составляют основу любой  экономической системы. Сложившиеся  более чем за 70 лет отношения собственности в России составляли основу административно-командной системы хозяйства. Если они остаются неизменными, то система рыночных отношений обречена на провал. Для перехода к рыночной экономике необходим ряд условий, среди которых важнейшим является наличие многообразных форм собственности.

Проблемы  содержания отношений собственности  как экономической категории  являются важнейшими методологическими  проблемами экономической теории. Они  служат  предметом самого пристального изучения многих экономистов-ученых. Эти проблемы уже не один десяток лет выступают объектом теоретических споров и дискуссий.1

Истории известны разные типы собственности, главными из которых является общая и частная. Исторически исходной была общая  собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении.

Приватизация квартиры: документы, порядок, сроки, стоимость. С чего начинать приватизацию?

В дальнейшем появилась частная собственность. В России в соответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

Частная форма собственности — форма при  которой правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода обладает отдельный индивид (семья). Здесь собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая. Субъекты трудовой частной собственности — единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда.

Государственная собственность — система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).

Коллективная  собственность — система экономических отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства Формами коллективной собственности в России является кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т.п.2

Собственность традиционно относится к важнейшим  элементам национальной экономики  и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного  и индивидуального использования  собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и результативность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.3

Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.4

1.2. Необходимость и  предпосылки приватизации  в России

Приватизация — процесс преобразования государственной  или муниципальной собственности  в частную. Частная собственность — ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции — внешние факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника — внутренние факторы). Эти факторы главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии. Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были полностью убеждены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.5

К тому же тенденции монополизации  и национализации, имевшие место  в развитых странах еще после  Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма сменились противоположной тенденцией: приватизация повсюду стала модой. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, осуществившей в их числе приватизацию значительной части угольной промышленности. В США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Социалист Ф. Миттеран предпринял во Франции последнюю крупную попытку национализации, которая полностью провалилась, и он сам вынужден был пойти на попятный. В такой атмосфере начинались российские реформы.6

В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону  от магистрального пути цивилизации  и зашли в тупик, из которого и  пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры: приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка; система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене; достаточное число производителей, формирующих предложения товаров; устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража; развитие внешнеэкономических связей; формирование у людей рыночных норм поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики.

Цель  приватизации заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные  предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.

Глава 2. Практические аспекты приватизации

2.1 Цели приватизации

Приватизация, как и любое экономическое  явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.

Основные  цели приватизации в переходной экономике  должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности  функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов  государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального  мира).

4. Перераспределение экономических  основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Эксперты  по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности  в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, — залог успешного функционирования экономики.

Учет  данной закономерности трансформации  мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

  • долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;
  • государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;
  • необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;
  • прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;
  • реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;
  • с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;
  • должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;
  • должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

Страницы:1234следующая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *