Закон о Федеральной контрактной системе вступил в силу с 1 января 2014 года.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о ФКС).
Утрачивает силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон о госзакупках).
Этапы реализации Закона N 44-ФЗ
1 января 2014 г. — вступление в силу закона № 44-ФЗ: основные положения, новые процедуры, новая система контроля.
1 января 2015 г. — планирование на 2016 год, ввод в эксплуатацию Единой Информационной Системы (ЕИС).
1 января 2016 г. — контрольные полномочия Федерального казначейства, централизация закупок.
1 января 2017 г. — каталог товаров, работ и услуг.
Причины перехода к ФКС
- был исчерпан потенциал законодательства РФ о размещении заказов, внесение в него изменений не позволяло решать проблемы в сфере закупок;
- возникла необходимость системного подхода к закупкам и эффективного расходования бюджетных средств;
- назрела необходимость перехода от процедурного регулирования сферы закупок к усилению ответственности за достижение конечного результата;
- необходимо было сократить коррупционные риски, повысить прозрачность закупок средствами единой информационной системы, института общественного контроля, мониторинга закупок.
Цели Федерального закона № 44-ФЗ
- Внедрение системного подхода в сферу планирования и осуществления закупок.
- Обеспечение гласности и прозрачности сферы закупок.
- Предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Понятие «контрактная система в сфере закупок»
— это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Участники системы:
- федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
- иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
- заказчики;
- участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
- уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации;
- операторы электронных площадок.
Принципы контрактной системы в сфере закупок
- Открытость и прозрачность
- Конкуренция
- Профессионализм
- Стимулирование инноваций
- Единство контрактной системы в сфере закупок
- Ответственность за результативность и эффективности осуществления закупок.
Изменения в правилах осуществления госзакупок:
- Вся система госзакупок преобразована в федеральную контрактную систему, которая регулирует процесс определения государствееных и муниципальных нужд, его обоснование, планирование, размещение заказа и исполнение контракта.
- Вводятся преференции отечественному бизнесу для развития российской экономики, стимулирования инновационного развития страны и высокотехнологичных производств.
- Устанавливаются новые правила определения начальной цены госконтракта и оценки заявок на участие в госзакупках.
- Создается Единая информационная система, на которой будут размещаться планы закупок и планы-графики, реестр банковских гарантий, реестр недобросовестных поставщиков, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля, информация об исполнении контрактов.
- Устанавливаются новые обязанности заказчиков: утверждать два документа планирования: план закупок на срок действия соответствующего бюджета,план-график на год и обосновывать соответствие объекта закупки целям госзакупки.
- Вводятся новые способы проведения госзакупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Ликвидируется аукцион, на смену которому приходит электронный аукцион.
- В зависимости от объема закупки все заказчики должны создать контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего. Профессионализм заказчика — главный принцип контрактной системы. Впервые в системе госзакупок устанавливаются обязательные требования к сотрудникам контрактной службы, контрактным управляющим, членам комиссий, работникам специализированных организаций, сотрудникам контрольных органов.
Содержание
1.1.1 Понятие и основные принципы контрактной системы
- Антидемпинговые меры представляют собой повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую добросовестность поставщика (сведения о количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней).
- Устанавливается механизм общественного обсуждения закупок и возможности граждан обращаться с жалобами и предложениями в правоохранительные органы и в суд, чтобы напрямую влиять как на планы госзакупок, так и на графики их поставки.
- У заказчика появляется обязанность устанавливать обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта при проведении конкурсов и аукционов. Исключение составляют некоторые виды госконтрактов, заключенных на основе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- В систему контролирующих органов в сфере госзакупок включены органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего финансового контроля.
- Увеличивается доля участия малого бизнеса в тендерах: заказчики должны закупать товар у малого бизнеса в размере не менее чем 15% от общего годового объема в денежном выражении (по 94- ФЗ минимальный порог составлял 10 %), с ценой контракта — не более 20 млн. руб. ( по 94- ФЗ — не более 15 млн. руб.).
- Установлен приоритет отечественной продукции перед иностранными товарами и услугами, введены ограничения для иностранных товаров и услуг (по 94- ФЗ эта норма действовала в отношении закупок для нужд обороны и безопасности)
Назовем пилотные регионы, в которых осуществлялась апробация новой системы.
Пилотные регионы
Калужская область
Вологодская область
Воронежская область
Саратовская область
Республика Башкортостан
Московская область
Санкт-Петербург
Алтайский край.
Лучшие региональные практики используются для совершенствования модели ФКС. Пилотные регионы осуществляли тестирование моделей прогнозирования региональных нужд, планирования регионального заказа, централизации закупок, мониторинга цен, приоритетности закупок инновационной продукции.
Тема 1. Государственная закупка: сущность, основные принципы, правовая основа
- Понятие государственной закупки
Формированию и развитию добросовестной конкуренции на микро уровне во многом способствует система практических мер и процедур, разработанная в интересах государственного заказчика (а значит и общества в целом) при соблюдении определенных правил и ограничений, получившая название прокьюремент (Procurement).
Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности
Этот термин, заимствованный из английского языка, уже не является новым для специалистов, работающих на рынке государственных закупок.
Прокьюремент, или, иначе конкурентная закупка — учение, главной целью которого является наиболее эффективное удовлетворение объективных потребностей организации (государства) в товарах, работах и услугах за счет их закупки на конкурентном рынке.
Для понимания сущности прокъюремента выделяют ключевые понятия в его определении. Во-первых, это закупки, так как «прокъюремент является одним из способов осуществления закупок товаров, работ и услуг». В последние годы в мировой практике при решении вопросов рационального использования финансовых средств особо пристальное внимание уделяется закупкам, так как в большинстве случаев именно в этой сфере имеются наибольшие резервы повышения эффективности всего бизнеса. По оценкам ряда аналитиков, в технологически отлаженных производствах 50—60% потенциальной экономии имеется в сфере материально-технического обеспечения, 30% — в сбытовой сфере и 10-20% — в непосредственно производственной сфере.1
Второе ключевое понятие – «конкурсные торги» как конкурентное состязание, которое организует государственный заказчик для выявления наилучших условий поставки продукции для государственных нужд среди участников – претендентов на подписание государственного контракта. Именно на этой «борьбе» основывается прокьюремент.2
Третье ключевое понятие – это интересы покупателя. Причем эти интересы носят не единовременный характер, а основываются на долгосрочных перспективах. Прокъюремент необходим не для «фирм-однодневок», а для тех бизнесменов, которые рассчитывают на успешную длительную деятельность в данной сфере рынка, а это возможно лишь при условии, что партнеры видят в нем надежного, заслуживающего доверия сотрудника. Причем это создает им долгосрочную репутацию на рынке, чем стоит дорожить не меньше, чем финансовыми ресурсами.
Все процедуры прокъюремента основываются на равноправном и уважительном отношении к интересам хозяйствующих субъектов.
Заключительным ключевым понятием является совокупность практических методов и приемов, т.е. инструментарий, при помощи которого осуществляются процедуры конкурсных торгов.
Основные принципы прокьюремента представлены в Таблице 1.
Закупка – приобретение товаров за рубежом или внутри страны крупными предприятиями, в большом количестве.
Закупки можно подразделить на:
— закупки коммерческих структур;
— государственные закупки;
— закупки по проектам международных организаций Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.)ектам зовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б.арственными. большом количестве. Закупки, пров
Закупки, проводимые государственными органами, называются государственными.3
Государственные закупки осуществляются за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Именно это обстоятельство должно являться решающим при отнесении закупочной деятельности тех или иных субъектов гражданского права к сфере госзакупок ("принцип источника средств"). Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.
Термин «государственные закупки» почти в каждой стране интерпретируется по-своему. В России законодательного определения государственных закупок нет.
Существуют такие понятия, как « государственные нужды», государственный заказ.
Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации, субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления ими своих функций (в том числе для реализации международных, федеральных, региональных целевых программ), обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации (или субъектов Российской Федерации) за счет средств федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования). Например, такими потребностями являются строительство школ или приобретение лекарственных средств для пенсионеров.
Государственные нужды (госнужды) — это потребности органов государственной власти (прежде всего исполнительной, а также законодательной и судебной) в различного рода товарах, работах, услугах. Такого рода потребности в товарах, работах, услугах возникают при выполнении возложенных на эти органы власти обязанностей по реализации государственной политики в той или иной сфере, в Ом числе в таможенной. Например, для строительства пунктов пропуска необходимо приобретение определенного рода товаров. Потребности органов государственной власти в товарах, работах, услугах возникают на всех уровнях властной вертикали: на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне органов местного самоуправления.
Понятие государственных нужд определено также в статье 525 Гражданского кодекса РФ.
Конкретный перечень товаров, работ, услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти,- это государственный заказ. Например, ФТС России размещает заказ на Поставку и ввод в эксплуатацию серверного оборудования для перевода таможенных органов Российской Федерации на единую систему электронной почты, поставку патронов или на оказание Услуги по текущему ремонту автотранспорта и т.д.
Однако одновременно имеется и широкое понимание госзаказа, которое совпадает с государственными нуждами, в связи с чем на практике эти понятия часто используются как равнозначные. Таким образом, особенностью государственного заказа является то, что закупки в рамках государственного заказа оплачиваются за счет аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.
В России под «государственными закупками»4 понимают осуществление заказчиками (в основном исполнительными органами власти) размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
В свою очередь, в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ под размещением заказов понимаются осуществляемые в установленном порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 ФЗ № 94, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В любом случае из понятия «закупки для государственных нужд» исключаются товары (работы, услуги), закупаемые с целью их дальнейшей перепродажи.
Заключительным этапом осуществления государственной закупки является подписание государственного контракта.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Государственный заказ размещается, как правило, среди любых предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.
Отличия закупок для государственных нужд от закупок для частного сектора экономики приведены в
Система государственных закупок отвечает интересам:
- поставщика (функционирование в здоровой конкурентной среде, обеспечение рынка сбыта);
- государственного органа – заказчика (борьба с коррупцией, экономия бюджетных средств, приобретение товара, качество которого соответствует требованиям);
- общества – конечного потребителя (удовлетворение общественных нужд через потребление качественного товара по приемлемой цене).
Существуют различные модели организации закупочной деятельности. Доминируют две из них — распределенная (децентрализованная) и централизованная. Обе модели закупок давно используются во всем развитом мире. Наиболее эффективным оказывается комбинирование моделей, когда, например, общее руководство закупочной деятельностью (разработка нормативно-правовой базы, планирование, контроль и координация) осуществляет министерство финансов или экономики, в частности, путем формирования бюджета, а конкретные закупки проводятся специализированными закупочными структурами.
- Принципы государственной закупки
К основным принципам управления госзакупками можно отнести:
— равноправное и справедливое отношение ко всем участникам размещения заказа;
— экономное и эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов;
— открытость и прозрачность;
— подотчетность;
— ответственность.
Реализация принципа равноправного и справедливого отношения к поставщикам означает предоставление равных возможностей участия в государственных закупках всем поставщикам независимо от видов деятельности, организационно-правовой формы, формы собственности, национальной принадлежности и т.д. Закон ФЗ-94 содержит подробные правила проведения торгов, требования к его участникам, в связи с чем обеспечивается применение единых правил и требований при проведении конкурсов на закупку товаров (работ, услуг) как для федеральных и региональных государственных нужд, так и для муниципальных. Иные требования, помимо сформулированных в ст.11. ФЗ-94, не могут предъявляться к участникам размещения заказа. Впервые в новейшей истории России сняты ограничения на участие иностранных поставщиков в процессе государственных и муниципальных закупок.
Реализация принципа открытости и прозрачности заключается в публикации в официальном издании и размещении на официальном сайте извещений, конкурсной документации, протоколов оценки и сопоставления заявок и т.д.
Принцип экономного и эффективного расходования средств бюджетов и внебюджетных фондов является базовым при размещении государственных заказов и реализуется посредством проведения совместных торгов, открытых конкурсов и аукционов. Так, победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер, победителем аукциона – участник, предложивший более низкую цену контракта.
Реализация принципа подотчетности осуществляется путем ведения письменной отчетности по всем важным этапам осуществления процедуры закупки и по всем важным принимаемым решениям, и предоставлением этой информации заинтересованным лицам (проверяющим органам, общественным организациям, представителям средств массовой информации) в пределах их компетенции. Так, в Законе о размещении заказов закреплена необходимость документального оформления каждого юридически значимого действия (этапа) конкурса. Так, протоколом оформляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе5, рассмотрение заявок на участие в конкурсе6, оценка и сопоставление заявок7.
Принцип ответственности подразумевает, что органы государственной власти и отдельные чиновники, принимающие решения, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность наравне с другими субъектами права. То есть в случае неисполнения обязательств по оплате поставленных товаров в соответствии с государственным контрактом на орган государственной власти, заключивший такой контракт, можно подать в суд, об жаловать действия чиновников в вышестоящие инстанции и т.п. Чиновник, принимающий решения, искусственно ограничивающие конкуренцию, может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.
1.3. Правовая основа государственных закупок в Российской Федерации
Государственные закупки — жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем в 2009 г.составлял порядка 4 трл. руб.8
Начало этому явлению было положено еще несколько веков назад.
В России возникновение прообразов современного конкурса как способа заключения договора зафиксировано в XVII веке. Первые законодательные акты, послужившие прообразом для будущих правил «публичных» торгов, относятся, как и многое в нашей истории к правлению Петра I. Наибольший вклад был внесен Екатериной Великой.
В СССР системы государственных закупок как таковой не существовало. Собственно понятие конкурса было известно еще советскому законодательству. Но при этом конкурсы проводились не для заключения какого-либо договора, а просто для выбора наилучшего в своей области: например, проводились различные музыкальные конкурсы или конкурсы на замещение вакантной должности. То есть это было то, что подпадает не под понятие «торги»9, а под понятие «публичный конкурс»10.
В 1980-х годах уже начали проводиться подрядные торги в строительной отрасли, при этом советские организации принимали участие в международных тендерах. Тем не менее, тогда в России еще было целостной конкурсной системы размещения заказов даже для государственных нужд. Она начала формироваться только в начале 90-х годов.
В настоящее время основой законодательного регулирования системы государственных закупок являются:
— Гражданский кодекс РФ;
— Бюджетный кодекс РФ;
— Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
— иные федеральные законы,
— постановления Правительства, Указы Президента,
— правила международного договора.
Ряд статей Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) представляет особый интерес. К ним относятся ст.447 – 449, в которых речь идет о возможности заключения договора на торгах, который может проводиться в форме конкурса и аукциона, об организации и порядке проведения торгов (необходимость составления извещения в установленные сроки, внесения участниками торгов задатка, подписание с лицом, выигравшим торги, протокола о результатах торгов, который имеет силу договора, сроки подписания договора), последствия нарушения проведения торгов и др.
Страницы:12345678910следующая →
Закон о Федеральной контрактной системе вступил в силу с 1 января 2014 года.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о ФКС).
Утрачивает силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон о госзакупках).
Этапы реализации Закона N 44-ФЗ
1 января 2014 г. — вступление в силу закона № 44-ФЗ: основные положения, новые процедуры, новая система контроля.
1 января 2015 г. — планирование на 2016 год, ввод в эксплуатацию Единой Информационной Системы (ЕИС).
1 января 2016 г. — контрольные полномочия Федерального казначейства, централизация закупок.
1 января 2017 г. — каталог товаров, работ и услуг.
Причины перехода к ФКС
- был исчерпан потенциал законодательства РФ о размещении заказов, внесение в него изменений не позволяло решать проблемы в сфере закупок;
- возникла необходимость системного подхода к закупкам и эффективного расходования бюджетных средств;
- назрела необходимость перехода от процедурного регулирования сферы закупок к усилению ответственности за достижение конечного результата;
- необходимо было сократить коррупционные риски, повысить прозрачность закупок средствами единой информационной системы, института общественного контроля, мониторинга закупок.
Цели Федерального закона № 44-ФЗ
- Внедрение системного подхода в сферу планирования и осуществления закупок.
- Обеспечение гласности и прозрачности сферы закупок.
- Предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Понятие «контрактная система в сфере закупок»
— это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Участники системы:
- федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
- иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
- заказчики;
- участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
- уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации;
- операторы электронных площадок.
Принципы контрактной системы в сфере закупок
- Открытость и прозрачность
- Конкуренция
- Профессионализм
- Стимулирование инноваций
- Единство контрактной системы в сфере закупок
- Ответственность за результативность и эффективности осуществления закупок.
Изменения в правилах осуществления госзакупок:
- Вся система госзакупок преобразована в федеральную контрактную систему, которая регулирует процесс определения государствееных и муниципальных нужд, его обоснование, планирование, размещение заказа и исполнение контракта.
- Вводятся преференции отечественному бизнесу для развития российской экономики, стимулирования инновационного развития страны и высокотехнологичных производств.
- Устанавливаются новые правила определения начальной цены госконтракта и оценки заявок на участие в госзакупках.
- Создается Единая информационная система, на которой будут размещаться планы закупок и планы-графики, реестр банковских гарантий, реестр недобросовестных поставщиков, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля, информация об исполнении контрактов.
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
- Устанавливаются новые обязанности заказчиков: утверждать два документа планирования: план закупок на срок действия соответствующего бюджета,план-график на год и обосновывать соответствие объекта закупки целям госзакупки.
- Вводятся новые способы проведения госзакупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Ликвидируется аукцион, на смену которому приходит электронный аукцион.
- В зависимости от объема закупки все заказчики должны создать контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего. Профессионализм заказчика — главный принцип контрактной системы. Впервые в системе госзакупок устанавливаются обязательные требования к сотрудникам контрактной службы, контрактным управляющим, членам комиссий, работникам специализированных организаций, сотрудникам контрольных органов.
- Антидемпинговые меры представляют собой повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую добросовестность поставщика (сведения о количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней).
- Устанавливается механизм общественного обсуждения закупок и возможности граждан обращаться с жалобами и предложениями в правоохранительные органы и в суд, чтобы напрямую влиять как на планы госзакупок, так и на графики их поставки.
- У заказчика появляется обязанность устанавливать обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта при проведении конкурсов и аукционов. Исключение составляют некоторые виды госконтрактов, заключенных на основе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- В систему контролирующих органов в сфере госзакупок включены органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего финансового контроля.
- Увеличивается доля участия малого бизнеса в тендерах: заказчики должны закупать товар у малого бизнеса в размере не менее чем 15% от общего годового объема в денежном выражении (по 94- ФЗ минимальный порог составлял 10 %), с ценой контракта — не более 20 млн. руб. ( по 94- ФЗ — не более 15 млн. руб.).
- Установлен приоритет отечественной продукции перед иностранными товарами и услугами, введены ограничения для иностранных товаров и услуг (по 94- ФЗ эта норма действовала в отношении закупок для нужд обороны и безопасности)
Назовем пилотные регионы, в которых осуществлялась апробация новой системы.
Пилотные регионы
Калужская область
Вологодская область
Воронежская область
Саратовская область
Республика Башкортостан
Московская область
Санкт-Петербург
Алтайский край.
Лучшие региональные практики используются для совершенствования модели ФКС. Пилотные регионы осуществляли тестирование моделей прогнозирования региональных нужд, планирования регионального заказа, централизации закупок, мониторинга цен, приоритетности закупок инновационной продукции.
Принципы контрактной системы
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе данная система базируется на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Принцип открытости и прозрачности означает, что в России обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС. Информация, размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной (ст. 7 Закона о контрактной системе).
Принцип обеспечения конкуренции означает, что контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 Закона о контрактной системе).
Принцип профессионализма заказчика означает, что контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ (ст. 9 Закона о контрактной системе).
Принцип стимулирования инноваций означает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10 Закона о контрактной системе).
Принцип единства контрактной системы в сфере закупок означает, что контрактная система основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом о контрактной системе и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона о контрактной системе).
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок означает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданныхрезультатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Основные принципы контрактной системы.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактнойсистеме и НПА, указанными в ч. 2 и 3 ст. 2 Закона о контрактной системе(ст. 12 Закона о контрактной системе).
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 1477;